самостоятельная работа по русскому бессоюзные сложные предложения

Самостоятельная работа по русскому языку при дистанционном обучении.

11 класс. Ф.И._____________________________

Тема «Бессоюзные сложные предложения».

Внимательно прочитайте учебный материал. Выполните задания 1,2,3.

Бессоюзное сложное предложение (БСП) – это сложное предложение, в котором простые предложения объединены в одно целое по смыслу и интонационно, без помощи союзов или союзных слов.

Ознакомьтесь с классификацией Бессоюзных сложных предложений(БСП) по значению:

Вид Бессоюзных сложных предложений.

Пример ( обратите внимание на знаки препинания )

БСП со значением последовательности

Выражает последовательность действий.

(1)Подул сильный и резкий ветер , (2)небо затянуло тучами.

БСП со значением пояснения

(1)Со мною происходит что-то непонятное : (2)я тревожусь без причины.

БСП со значением дополнения

Второе предложение дополняет первое, оно содержит дополнительную информацию.

(1)Я вошёл в дом : (2)там было чисто и прохладно.

БСП со значением причины

Второе предложение называет причину первого. От первого предложения можно поставить вопрос почему?

(1)Я обиделась на него : (2)он был виноват передо мной.

БСП со значением условия

(1)Захочу – (2)всё будет по-моему.

БСП со значением следствия

(1)Прошёл ледяной дождь – (2)столько деревьев поломало.

БСП со значением времени

(1)Дождь перестал – (2)дети побежали на улицу.

БСП со значением сопоставления

(1)Делу время – (2)потехе час.

Задание1.Бессоюзным сложным предложением называется:
А) сложное предложение, части которого равноправны и соединяются при помощи сочинительных союзов
Б) сложное предложение, части которого соединяются при помощи интонации
В) сложное предложение, части которого соединяются при помощи противительных союзов

Задание2. Подчеркните бессоюзное сложное предложение:

А) Я шагал за счастливою долей, беспокойным искателем стал.

Б) По небу плыли прозрачные, лёгкие облака, однако сразу потемнело.

В) Зарозовели вечера, степные хлынули ветра.

Г) На поляну, где рос дуб, мы вышли под вечер.

Задание 3. Для выполнения задания используйте таблицу.

Определите бессоюзное сложное предложение со значением последовательности

Определите бессоюзное сложное предложение с отношениями сопоставления

1) Льётся тёплый солнечный воздух в комнаты, шумят воробьи на сирени.
2) Облака рассеялись, на тёмно-синем небе ярко засверкали звёзды.
3) Подул ветерок, заволновались хлеба, побежали по ним сизые волны.
4) Время красит- безвременье старит.

Определите бессоюзное сложное предложение с отношениями следствия

Источник

Самостоятельная работа по теме «Бессоюзное сложное предложение»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Самостоятельная работа по теме «Бессоюзное сложное предложение», 9 класс. Вариант 1.

Часть А. Объясните постановку знаков препинания в БСП (тире и двоеточия)

Погода была ужасная: мокрый снег падал хлопьями.

Время стоит ещё раннее, шестой час в начале; золотистый утренний туман вьётся над просёлком, едва пропуская только что показавшееся солнце; трава блестит.

Однажды вместо хлеба буфетчица резала пирог с повидлом – такое выпало счастье!

Андрей простился со своими дома: ни к чему растягивать слёзы и причитания, а себе травить душу.

В доме мало-помалу нарушалась тишина: где-то скрипнула дверь, послышались чьи-то шаги, кто-то чихнул на сеновале.

Не успело солнце пригреть – загудело всё небо.

1.Среди предложений 16-19 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого предложения.

(16) С тех пор и брёвна с блиндажа содрали, и нары изнутри, и столик – а худое верное ведро так и осталось у своего блиндажа.(17) Стою над ним, нахлынуло. (18) Ребята чистые, друзья фронтовые! (19) Чем были живы мы и на что надеялись, и самая дружба наша бескорыстная – прошло всё дымом, и никогда уж больше не служить этому ржавому, забытому.

2. Среди предложений 1-8 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

3. Среди предложений 1-5 найдите сложное(-ые) бессоюзное(-ые) предложение(-я). Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

(1) И Павлик горестно замолчал, ломая голову над таинственным исчезновением птички и не менее таинственным исчезновением дяди. (2) Колеса застучали по мостовой. (3)Дилижанс въехал в тенистую улицу, обсаженную акациями. (4) Замелькали серые кривые стволы телефонных столбов, красные черепичные и голубые железные крыши; вдалеке на минутку показалась скучная вода лимана. (5) В тени прошел мороженщик в малиновой рубахе со своей кадочкой на макушке. (В.Катаев).

4.Среди предложений 1-6 найдите сложные бессоюзные предложения. Напишите номера этих предложения.

(1) Совсем стемнело, и я пошел к дому. (2) Холодом тянуло по земле, хрустела под ногами корка льда, схватившая лужи. (3) На опушке в лицо вдруг повеяло теплом. (4) Земля оттаяла, согрелась за день, теперь воздух греется об нее. (5) Я шел полем и вспоминал цветы, оставленные на пеньке. (6) Снова показалось, что стебли их шевелятся, шевелятся в руке. (Ю.Коваль)

5.Среди предложений 1-5 найдите сложное предложение с разными видами связи: сочинительной, подчинительной и бессоюзной. Напишите номер этого предложения.

1)Хмурый лейтенант – так прозвали в нашем полку лётчика Ярового, и прозвище это лучше всего соответствовало его характеру. (2)Редко кто видел улыбку на его резко очерченных губах. (3)Он был очень странным, этот высокий, нескладный в движениях лейтенант. (4)В свои неполные двадцать семь лет он казался многое повидавшим человеком, всегда гладко выбритое лицо было прорезано глубокими морщинами, аглаза, спокойные, холодные, светло-голубые, смотрели так, как смотрят на мир глаза человека, прожившего долгую жизнь. (5)Как-то по-особенному блестели его глаза. (6)Но не волнение и не испуг, а злость появлялась в них, когда лейтенант буквально выпрашивал у командира каждый лишний вылет, а когда возвращался на аэродром, снова становился мрачным и неразговорчивым.

6.Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Из кармана богослова торчал преогромный рыбий хвост: богослов уже успел подтибрить с воза целого карася.

1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чем говорится во второй части.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит указание на быструю смену событий.

7.Укажите правильное объяснение постановки тире в данном предложении.

Подрастут лебедята — отец с матерью выведут их сперва на воду, а потом начнут учить летать .

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

2) В первой части указывается время совершения действия, о котором говорится во второй части.

3) Первая часть обозначает условие совершения действия, о котором говорится во второй части.

4) Во второй части содержится указание на быструю смену событий.

8.Укажите правильное объяснение пунктуации в данном предложении.

Будут деньги ( ) поедем на всё лето к морю.

Ставится тире, первая часть БСП обозначает условие совершения действия, о котором говорится в первой части.

Ставится двоеточие, вторая часть БСП имеет причинное значение.

Ставится тире, вторая часть БСП имеет значение вывода.

Ставится двоеточие, вторая часть БСП раскрывает содержание первой части.

9.Укажите правильное объяснение пунктуации в данном предложении.

Науку надо любить ( ) у людей нет силы более мощной и победоносной, чем наука.

Ставится двоеточие, вторая часть БСП имеет причинное значение.

Ставится двоеточие, вторая часть БСП раскрывает содержание первой части.

Ставится тире, вторая часть БСП имеет значение следствия.

Ставится тире, первая часть БСП обозначает условие совершения действия, о котором говорится в первой части.

10.Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

С первым лучом солнца он уже был на ногах: ему предстоял долгий и трудный путь по Гималаям.

Первая часть БСП называет время совершения действия, о котором говорится во второй части.

Первая часть обозначает условие совершения действия, о котором говорится во второй части.

Вторая часть дополняет, раскрывает содержание первой части.

Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

Источник

Самостоятельная работа по русскому языку на тему «Бессоюзные сложные предложения»9 класс

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Бессоюзные сложные предложения

1. Расставьте знаки препинания. Выделите ГО.

1. Где-то мычит корова из чащи сада несётся заунывная песня.

2. Пётр взглянул в окно снег в парке был ярко-белым, не городским.

3. Дубовые кусты разрослись по скатам оврага около родника зеленеет короткая бархатная трава.

4. Турбин избегал попадать на такие вечера его усаживали за карты, а он не любил проигрываться.

5. Завтра уже не увидимся я выезжаю до зари.

А. Тротуар быстро высыхал дул тёплый западный ветер.

1) Вторая часть БСП указывает на причину того, о чём говорится в первой, ставится двоеточие.

2) Первая часть БСП на время совершения того, о чём говорится во второй части, ставится тире.

3) Вторая часть БСП дополняет, разъясняет то, о чём говорится в первой, ставится двоеточие.

4) В предложении есть указание на быструю смену событий, ставится тире.

1) Все крыльями маш..т но не все летают.

2) Когда птицы пр..умолкли то жди грома.

3) Если птицы вьют гнёзда на солнечной стороне ож..дается холодное лето.
4. Среди предложений 1-8 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

Самостоятельная работа 9 класс

Бессоюзные сложные предложения

1. Расставьте знаки препинания. Выделите ГО.

1. Валил мокрый снег закрутилась небывалая вьюга.

2. Зеленели дубы и островерхие пихты вековые липы развесив свои кудрявые кроны закрывали небо.

3. Попробовал идти пешком ноги мои подкосились.

4. Воздух был столичный пахло возбуждённым газом машин и чугунной пылью трамвайных тормозов.

5. Предстоящего дела в разговоре не касались все было обговорено и спланировано заранее.

2. Вставьте нужный знак препинания. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложениях:

А. Что-то в нём появилось новое () он загрубел, движения стали резче и развязнее, и он так просто рассказывал о своём участии в этой охоте.

1. Вторая часть БСП дополняет, разъясняет содержание первой части, ставится двоеточие.

2. Вторая часть БСП более распространена, там есть другие знаки препинания, ставится точка с запятой.

3) Вторая часть БСП указывает на вывод, следствие того, о чём говорится в первой части, ставится тире.

4) Первая часть БСП указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части, ставится тире.

3. Преобразуйте сложные союзные предложения в бессоюзные. Выделите ГО.

1) Когда стал распускат..ся лесной дуб можно нач..нать купат..ся.

2) Если не поклониш..ся до земли грибка не подним..шь.

3) Если зат..нулись дожди груздя не жди.

4. Среди предложений 1-5 найдите сложное(-ые) бессоюзное(-ые) предложение(-я). Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

(1) И Павлик горестно замолчал, ломая голову над таинственным исчезновением птички и не менее таинственным исчезновением дяди. (2) Колеса застучали по мостовой. (3)Дилижанс въехал в тенистую улицу, обсаженную акациями. (4) Замелькали серые кривые стволы телефонных столбов, красные черепичные и голубые железные крыши; вдалеке на минутку показалась скучная вода лимана. (5) В тени прошел мороженщик в малиновой рубахе со своей кадочкой на макушке.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Проверочная работа «Бессоюзные сложные предложения»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Бессоюзные сложные предложения

1. Дайте определение. Приведите пример.

Бессоюзные сложные предложения – это _________________________________________________

2. Определите сложное это предложение или простое с однородными членами или с обособлениями. Подчеркните грамматическую основу. Номера бессоюзных сложных предложений запишите.

1. Пока живешь, творить добро спеши.

2. Большего не может быть счастья, чем несчастным приносить счастье.

3. Не рой другому яму – сам споткнешься.

5. Слабые люди выжидают благоприятных случаев – сильные духом их создают.

6. Плод, полученный терпением, сахару подобен.

7. И у моря есть дно, и у терпения есть предел.

8. Я знаю в жизни только два действительных счастья: угрызения совести и болезнь.

9. Нынешнее усердие – завтрашнее облегчение.

10. На дне терпения оседает золото

11. Вошла дружба, пришло счастье, появилось и богатство. ___________________________________

Бессоюзные сложные предложения

1. Дайте определение. Приведите пример.

Бессоюзные сложные предложения – это _________________________________________________

2. Определите сложное это предложение или простое с однородными членами или с обособлениями. Подчеркните грамматическую основу. Номера бессоюзных сложных предложений запишите.

1. Пока живешь, творить добро спеши.

2. Большего не может быть счастья, чем несчастным приносить счастье.

3. Не рой другому яму – сам споткнешься.

5. Слабые люди выжидают благоприятных случаев – сильные духом их создают.

6. Плод, полученный терпением, сахару подобен.

7. И у моря есть дно, и у терпения есть предел.

8. Я знаю в жизни только два действительных счастья: угрызения совести и болезнь.

9. Нынешнее усердие – завтрашнее облегчение.

10. На дне терпения оседает золото

11. Вошла дружба, пришло счастье, появилось и богатство.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

placeholder

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

placeholder

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

placeholder

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Похожие материалы

Практические задания для отработки 16 задания ЕГЭ русский язык

Презентация к уроку по русскому языку в 9 классе «Авторские знаки»

Разбор задания 16 ЕГЭ русский язык

Урок по русскому языку на тему «Ко дню рождения Ю.А.Гагарина. Союз как часть речи. Разряды союзов» (7 класс)

Самостоятельная работа по теме «Прилагательное»

Презентация на тему «Падеж имён прилагательных»

КСП по русскому языку, 9 класс «Связь вчера и сегодня. СПП с придаточными сравнения»

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5289782 материала.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

12ca 000988a9 e32712b1

placeholder

СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся

Время чтения: 1 минута

placeholder

Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах

Время чтения: 1 минута

placeholder

Минпросвещения разработало проект новых правил русского языка

Время чтения: 2 минуты

placeholder

Кабмин утвердил список вузов, в которых можно получить второе высшее образование бесплатно

Время чтения: 2 минуты

placeholder

В Москве запустили онлайн-проект по борьбе со школьным буллингом

Время чтения: 2 минуты

placeholder

Систему ЕГЭ сделают независимой от Microsoft

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Самостоятельная работа в 9 классе по теме «Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях».

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Расставьте знаки препинания.

Расставьте знаки препинания.

Запятая в бессоюзном сложном предложении1) Спустился на степь предрассветный покой багряное солнце за тучами меркнет. 2) Кровь прилила к ее лицу щеки стали багровыми глаза увеличенные стеклами очков сверкнули. (В. Катаев) 3) Некоторые из проходивших мимо здоровались другие смотрели безучастно. 4) Высокая готовая для косьбы трава с обеих сторон проселка едва заметно шевелилась дышала ее колебало парным дождевым воздухом поднимавшимся снизу.5) Вода в круглом водоеме рябила на ней поднимались небольшие волны. Точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. 1) Вдруг вся физиономия волка изменилась он вздрогнул увидав еще вероятно никогда не виданные им человеческие глаза устремленные на него. 2) Все стенки трюма были усеяны комарами сбившись в табуны поджарые полосатые они пережидали тут пока стихнет ветер.) 3) Калина росла под обрывом ее зубчатые листья чуть окрапленные желтизной отворачивались от ветра и показывали пушистую изнанку словно покрытую шерсткой. Двоеточие в бессоюзном предложении1) Поражает в Крыму одно все самое прекрасное и величественное создано в XIX веке. 2) Реки Севера имеют свой особый запах они пахнут древесиной ибо по ним сплавляют лес. 3) Весна нынче идет какими-то короткими перебежками вдруг все заблестит потеплеет а потом снова холод снова зима. 4) Вот пишут существование снежного человека можно считать документально доказанным. 5) Прифронтовая полоса ожила туда к линии огня шли и ехали войска грузовики с боеприпасами двигалась различная техника оттуда везли раненых. Тире в бессоюзном сложном предложении1) Зайдешь в такую избушку зимой жилым духом не пахнет. 2) Ты лунной ночью в лес войди не будет счета чудесам. 3) Наше счастье дружок как вода в бредне тянешь надулось а вытащишь ничего нету. 4) О силе стоят толкуют а столкни сейчас в воду любого в одну минуту пузыри пустит. 5) Чуть свет уж на ногах! 6) Хочу к нему вы тащите с собой.

Источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями: