самостоятельная работа способы выражения подлежащего

Упражнения по теме «Подлежащее и способы его выражения»

Упражнение 1.

Спишите предложения. Подчеркните подлежащее и сказуемое

Ученики старательны и трудолюбивы. Спектакль окончен. Мы стали студентами. Ребята были рады каникулам. День оказался пасмурным.

Упражнение 2.

Спишите предложения. Найдите подлежащее в записанных предложениях.

1) По вечерам солнце косыми лучами ложится на рожь. (М. Пришвин.)
2) Ничто так не передает чистоты человеческих помыслов, как улыбка.
(К. Паустовский.)
3) Грамоте учиться — все пригодится. (Пословица.)
4) Входящие должны предъявить билеты.

Упражнение 3.

Запишите предложения, определите в них, чем выражено подлежащее, затем сделайте морфологический разбор существительного и прилагательного в одном из этих предложений.

1) Только в то мятежное время пятнадцатилетний мог стать членом партии. (Н. Островский.) 2) Со школьных лет я чувствовал красоту русского языка, его силу и плотность. (К. Паустовский.) 3) Ничто нас в жизни не может вышибить из седла. (К. Симонов.) 4) По Северному пути в это лето сновало великое множество судов. (В. Горбатов.) 5) Встречать нас высыпало все население Тихого мыса. (Б. Горбатов.) 6) Семеро одного не ждут. (Пословица.) 7) Иных уж нет, а те далече… (А. Пушкин.) 8) Но — противительный союз. 9) Одиннадцать — нечетное число. 10) Некоторые из присутствующих возмутились.

Упражнение 4.

Составьте с каждым из слов предложение так, чтобы в одном случае они выступали в роли подлежащего, а в другом — в роли второстепенного члена предложения или были частью сказуемого.

День, ожидающие, учить, смелый.

Упражнение 5.

Найдите подлежащие в следующих предложениях.

1. Молчание было довольно продолжительное (Л. Толстой). 2. Домашние Настю к себе не требовали (Лесков). 3. Многое изменилось в хуторе (Шолохов). 4. Всё живое спряталось от зноя (Чехов). 5. На площади куча народа стояла (Лесков). 6. На ступеньках сидело двое незнакомых людей (Паустовский). 7. Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун – большой праздник для крестьянских мальчишек (Тургенев). 8. Маша с лётчиком медленно пошли по росе (Паустовский). 9. Ещё много времени оставалось до первого лепета, до первых шорохов и шелестов утра, до первых росинок зари (Тургенев). 10. Уже более трёх часов протекло с тех пор (Тургенев). 11. Пусть другие и расхлёбывают эту кашу (Гончаров). 12. Никто из жителей не видал и не помнит никаких страшных небесных знамений, ни шаров огненных, ни внезапной темноты (Гончаров). 13. Подвод в обозе было около двадцати (Чехов). 14. Сорок лет ему будет ещё не скоро (Чехов). 15. А в раннем детстве всё представляется нам в розовом свете. 16. Днём Михайлов с несколькими товарищами был отправлен на практику в хирургическую клинику (Паустовский). 17. У нас в Липягах раздобыть наживку не такое уж лёгкое дело (Крутилин). 18. Это «если бы», отнесённое к прошлому, сбылось (Тургенев). 19. Уйти сейчас было бы глупо (А.Н. Толстой). 20. В решительности её взора было что-то страшное (Лермонтов). 21. Несколько пуль провизжало над моей головой (Лермонтов). 22. Княгиня с княжной сидели на скамейке (Лермонтов). 23. Княгиня с московским франтом сидела на лавке (Лермонтов). 24. Оживить рассказ не хватало фантазии (Вересаев). 25. «Гони в шею» звучало в его ушах сладкой мелодией (Чехов). 26. «Ура» прокатилось над судами флотилии (Паустовский). 27. Из двадцати четырёх человек собралось двадцать три (А.Н. Толстой). 28. Была середина марта (Куприн). 29. Смертью праведной и честной пали многие из них (Твардовский). 30. Слабые духом, побросав винтовки, пытались перебраться вплавь (Шолохов). 31. Кто-то погиб на войне. Кто-то умер. Иные пропали безвестно. А некоторые превратились в других людей (Трифонов).

Упражнение 6.

Определите, чем выражены подлежащие в данных предложениях.

1. Крестьянский уклад жизни овеян своей поэзией: песни, сказки, легенды пронизывают всю атмосферу повествования о народе. (Ю.Лотман) 2. Зачем притворяешься ты то ветром, то камнем, то птицей? (А.Ахматова) 3. Мы с тобой бестолковые люди. (Н.Некрасов) 4. Вон еще пятьдесят рук вылезают, стирая плеснь. (С.Есенин) 5. Не каждый умеет петь. (С.Есенин) 6. Психология «лишнего человека» — это психология человека, все жизненное амплуа которого было нацелено на гибель и который тем не менее не погиб. (Ю.Лотман)

Упражнение 7.

Найдите в данных предложениях подлежащие и укажите, чем они выражены.

1. В мире общественном, как и в великом мире, как и во всей Вселенной, борются космос и хаос. (Н.Бердяев) 2. Трагическое — это горе, страдание, гибель, ужасное в Жизни человека, а комическое — это веселье, радость и смех. (Б. Эренгросс) 3. Всеми путями мы приходим к одному выводу: Вселенная состоит из чего-то однообразного. (К.Циолковский) 4. Но что происходит? Кто мчится, кто скачет? (Б.Ахмадулина) 5. Никто тебя не встретит. (Д.Самойлов) 6. Пройдя около часа, они остановились перед оврагом, который тянулся вправо и влево, насколько хватало глаз. (А.Волков)

Упражнение 8.

Вместо точек впишите подходящие по смыслу подлежащие.

Определите, какие слова в данных предложениях могли бы быть подлежащими.

1. Прил. И.п. — Сущ. И.п. — Глагол — Сущ. В.п.
2. Сущ. Т.п. — Мест. И.п. — Глагол — Нар. — Сущ. Д.п.
3. Сущ. И.п. — Сущ. И.п.
4. Числ. И.п. — Сущ. Р.п. — Глагол — Сущ. Т.п.

Упражнение 10.

Выделите подлежащие в данных предложениях. Каждое ли предложение содержит подлежащее?

На турбазе за холмом играла радиола. В ясном небе пролетали галки. Под горой над болотом стелился туман. На зеленой траве серыми комьями лежали овцы.
Я шел через поле к турбазе. На мокрых от росы ботинках желтел песок. Из рощи тянуло прохладой и дымом.
Под окнами экскурсионного бюро сидели туристы. На скамейке, укрывшись газетой, лежал Митрофанов. Даже во сне было заметно, как он ленив. (С.Довлатов)

Тест по теме «Подлежащее и способы его выражения»

1. Какое утверждение верно?

1) Подлежащее даёт характеристику предмету речи.
2) Подлежащее — главный член предложения, который не зависит от других членов предложения и отвечает на вопросы именительного падежа: кто? что?
3) Подлежащее даёт характеристику образу действия.
4) Подлежащее — главный член предложения, кото­рый не зависит от других членов предложения и отвечает на вопросы: каков? какова? каково?

2. Чем может быть выражено подлежащее?

1) любой знаменательной частью речи;
2) только склоняемой частью речи;
3) только неизменяемой частью речи;
4) только спрягаемой частью речи.

3. В каком предложении подлежащее выражено местоимением?

1) Заросли кустарников и травы мешали их передвижению.
2) Наши пряли, а ваши спали.
3) Но за грохотом разбившейся стихии мой обострённый слух вновь уловил шум в коридоре.
4) Ни один из больших художников не был забыт так основательно, как Рокотов.

4. В каком предложении подлежащее выражено прилагательным?

1) Наши плачут, да и ваши не радуются.
2) Что-то с визгом пронеслось в воздухе и упало посередине реки.
3) Ложное не может быть красивым.
4) Царь Пётр находился в кабинете своего Преображенского полка.

5. В каком предложении подлежащее выражено глаголом?

1) Завистливый сохнет от зависти, а добрый плачет от радости.
2) Послушать умного человека — как при жажде холодной воды напиться.
3) Снежные вихри закружились в воздухе.
4) Над нами качался серебристо-зелёный шатёр тополя, переполнявший окружающий воздух зеленоватыми тенями и бродячими солнечными пятнами.

6. В каком предложении подлежащее выражено неделимым словосочетанием?

1) Все сорок человек немедленно сгрудились возле него.
2) Штатский что-то сказал полковнику вполголоса.
3) У ольхи зашевелились чешуйки на готовых с осени серёжках.
4) Чей это конь неутомимый бежит в степи необозримой?

7. В каком предложении подлежащее выражено числительным?

1) Чужой останется чужим.
2) Злой с лукавым водились, да оба в яму свалились.
3) Второй, опустившись на колено, пытался приладить соскочившую лыжу.
4) Ни души на улицах.

8. В каком предложении подлежащее выражено междометием?

1) На одной неделе семь пятниц не живёт.
2) Его «увы» прозвучало с горечью.
3) Спросите вы у тишины над ширью пашен и полей у берёз, и тополей.
4) Кто при звёздах и при луне так поздно едет на коне?

9. В каком предложении подлежащее выражено наречием?

1) «Вечор» — устаревшее слово.
2) Снова я шагаю по тёмным московским улицам.
3) Какой враг может выжечь любовь к тебе?
4) В утренней тишине слышатся какие-то переливчатые звуки.

10. В каком предложении подлежащее выражено существительным?

1) Я посмотрел на часы.
2) Пять часов утра на слабо светящихся вокзальных часах.
3) Что же это в небе происходит?
4) Как прекрасна светлая наша страна!

11. В каком предложении подлежащее выражено прилагательным?

1) И вот конец великому испытанию.
2) Шумно и дружно запели ручьи.
3) Длиннобородый тихо усмехнулся.
4) Чей это конь неутомимый бежит в степи необозримой?

12. В каком предложении подлежащее выражено неделимым словосочетанием?

1) В полуоткрытую дверь заглянул дежурный, постоял в нерешительности, затем подошёл на цыпочках и положил перед ним пачку радиограмм.
2) Трое путников, с трудом вытаскивая ноги из болотного месива, направились к молодому раскидистому дубу.
3) Отгремели победные громы.
4) Хотят ли русские войны?

13. В каком предложении подлежащее выражено инфинитивом?

1) Наша задача — дойти до города во что бы то ни стало.
2) Играть с вами на одной сцене — радость, честь и блаженство.
3) В лесу всегда нужно запоминать приметы.
4) Он начал быстро считать в уме.

14. В каком предложении подлежащее выражено субстантивированным прилагательным?

1) Все знали о твердом решении командира.
2) Плавит осень тихие березы.
3) Счастливые часов не наблюдают.
4) Трое сели в первый ряд.

15. В каком предложении подлежащее выделено неправильно?

1) Все разбитое, брошенное было запорошено снегом.
2) Млечный Путь — наша Галактика.
3) Три друга склонились над другом своим.
4) Каждый из нас должен бороться за правду.

16. В каком предложении подлежащее выделено неправильно?

1) Тысячи москвичей шли к дому на Тверском бульваре, чтобы проститься с великой актрисой.
2) Служить народу — дело не простое.
3) Нелюбопытные жар-птицу не ловят.
4) В каждом положении отыщется что-нибудь утешительное.

17. В каком предложении подлежащее выражено синтаксически неделимым словосочетанием?

1) «Завтра» придумано для людей нерешительных и детей.
2) Жизнь прожить — не поле перейти.
3) У кухни под окном на солнышке Полкан с Барбосом грелись.
4) Стоящие рядом люди как-то странно поглядывали на меня.

18. В каком предложении отсутствует подлежащее?

1) Я часто думаю о будущем.
2) Наши уходили все дальше и дальше.
3) Мне часто приходится оставаться одному.
4) Мы с тобой должны что-нибудь придумать.

Источник

Самостоятельная работа по теме «Способы выражения подлежащего» русский язык, 8 класс

16c11e1b64f7c44a881b7527c60661bf6d

svid pub

1 вариант __________________________________________

1.Заполните правую колонку таблицы.

Способ выражения подлежащего

Сонный туман на лугах серебрится

Книги эти интересны и хорошо иллюстрированы.

Ты, Марина, всегда готова слушать его бесконечные байки.

Неслось со всех сторон «ау»!

Две капли брызнули из глаз.

Мать с сыном шли по бульвару.

Пять- моя любимая цифра.

В «Аргументах и фактах» была заметка об этом случае.

Врага уничтожить- большая заслуга

Остался только Тришкин кафтан.

Хотеть стать взрослым- мечта всех детей.

2.Заполните левую колонку таблицы.

Способ выражения подлежащего

Местоимение в им.падеже

2 вариант. _________________________________________________

1.Заполните правую колонку таблицы.

Способ выражения подлежащего

Светлое завтра в ваших руках, друзья!

Стать человеком- долг каждого.

Эти несколько секунд нас утомили до изнеможения.

Остался только кукиш с маслом.

Чай с сахаром приготовлены на столе.

Первые двадцать лет- самая длинная половина дистанции.

Источник

Самостоятельная работа по теме: «Подлежащее». 8 класс.

Файл содержит обобщенный материал по теме «Подлежащее» и карточку опросник для самостоятельной работы с критериями оценивания.

Просмотр содержимого документа
«подежащее карточка»

Самостоятельная работа по теме «Подлежащее».

Ф.И.___________________________________________8 «___» класс.

Подлежащее – это ____________(1) член предложения, который обозначает ______________(1) речи и отвечает на вопрос _________________________(1) падежа (_______?_________?(2)).

а) подлежащее – это то, о чем ___________________(1) в предложении.

б) основная форма выражения подлежащего – __________________(1) падеж.

Способы выражения подлежащего

А) Подлежащее – одно слово:

Самостоятельные части речи

Неизменяемая (знаменательная или служебная) часть речи в значении имени существительного

Б) Подлежащее – цельное, то есть синтаксически неделимое словосочетание (главное + зависимое слово):

Просмотр содержимого документа
«подлежащее ключи»

Подлежащее – это главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопрос именительного падежа (кто? что?).

Обратите внимание на значение (а) и форму выражения (б) подлежащего:

а) подлежащее – это то, о чем говорится в предложении (предмет речи);

б) основная форма выражения подлежащего – именительный падеж (вопрос кто? что?).

На вопрос что? отвечает не только именительный, но и винительный падеж существительного; формы именительного и винительного падежей тоже могут совпадать.

Способы выражения подлежащего

А) Подлежащее – одно слово:

Поднявший (кто?) меч от меча и погибнет.

Инфинитив (неопределённая форма глагола)

Неизменяемая (знаменательная или служебная) часть речи в значении имени существительного

Настало и роковое послезавтра (что?).

«Не» (что?) с глаголами пишется отдельно.

Неслось со всех сторон «ау» (что?).

Косвенная форма имени, спрягаемая форма глагола, предложение в значении имени существительного

«Брату» (что?) – форма дательного падежа существительного.
«Читаю» (что?) – форма 1-го лица глагола настоящего времени.
«Не забывай себя, не волнуйся, умеренно трудись»(что?) – было его девизом.

Б) Подлежащее – цельное, то есть синтаксически неделимое словосочетание (главное + зависимое слово):

Имя в именительном падеже (наречие) + имя в Р.п.

Мало, много, большинство, множество..

Пять стульев стояло у стены.
Несколько стульев стояло у стены.
Часть стульев стояла у стены.
Много стульев стояло у стены.

2. Имя в И.п. + имя в Р.п с предлогом из

Двое, трое, четверо, пятеро

Двое из нас поедут в столицу.
Каждый из нас поедет в столицу.
Многие из нас поедут в столицу.

3. Имя в И.п. + имя в Т.п. с предлогом с (только при сказуемом – во мн.числе!)

Ср.: Мать с сыном поедут (мн. ч.) отдыхать.
Мать с сыном поедет (ед. ч.) отдыхать.

4. Существительные начало, середина, конец + существительное в родительном падеже

5. Существительное + согласуемое имя (фразеологизм, терминологическое сочетание и словосочетание с метафорическим значением)

Млечный путь разостлался по небу.
Белые мухи (снежинки) кружили в небе.
Шапка русых кудрей колыхалась на его голове..

6. Неопределённое местоимение (от основ кто, что) + согласуемое имя

Что-то неприятное было во всем его облике..

1) К подлежащему всегда можно задать вопросы кто? что?, даже если оно не изменяется по падежам.

2) Именительный падеж – единственный падеж, с помощью которого может выражаться подлежащее.

Примечание. Подлежащее может быть выражено косвенным падежом в том случае, если оно указывает на приблизительное количество кого-либо или чего-либо. Ср.: Тридцать кораблей вышло в море. Около тридцати кораблей вышло в море. Свыше тридцати кораблей вышло в море.

Источник

Проверочные работы по темам «Подлежащее» и «Виды сказуемого» (8 класс)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Проверочная работа по теме «Подлежащее»

Небо заволакивала чёрная туча.

Несколько ребят не вышли на субботник.

Семеро одного не ждут.

Сегодня каждый хотел бы получить «пятёрку».

Последний ответил: «Держитесь за мной».

Вокзал заполняли уезжающие и провожающие.

Долгожданное «когда-нибудь» наступило.

Накрывать на стол не барское дело.

Некоторые из нас были огорчены.

Море, море, ты огромно и прекрасно!

Громкое «ура» разорвало тишину.

Проверочная работа по теме «Подлежащее»

Многие из отсутствующих болели.

Опаздывающие тянулись весь урок и всех отвлекали.

Пришедшее завтра не принесло облегчения.

Заботиться о родителях — наш долг.

Все были рады наступившим каникулам.

Дочь кормила манной кашей мама.

На первом этаже находится учительская.

Двое пашут, а семеро руками машут.

Любой может участвовать в соревнованиях.

Мать с отцом ждали моего ответа.

Тихое «ой» заставило меня оглянуться.

Проверочная работа по теме «Подлежащее»

Два лебедя плавали по озеру.

Прогуливающие не задумываются о последствиях.

Размытое «где-то» меня озадачило.

Отвечать за свои поступки — наша обязанность.

Ивушка плакучая, что ты закручинилась?

Меня окружили пятеро и вручили букет.

За углом дома открылась пирожковая.

Знания Пушкина по математике равнялись нулю.

Иной завидовать привык.

Несколько из нас не поняло новую тему.

Разочарованное «эх» меня огорчило.

Проверочная работа по теме «Подлежащее»

Ветер, ветер, ты могуч.

Кто-то из толпы неудачно пошутил.

Пятьдесят делится на пять.

Вчера уже не повторится никогда.

Многие из нас бывали за границей.

Ванная после ремонта выглядела просторней.

Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя.

Курящие не заботятся о своём здоровье.

Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало.

Восторженное «ах» меня обрадовало.

Проверочная работа по теме «Виды сказуемых»

1) Подчеркни грамматические основы, 2) надпиши, какими частями речи

они выражены, 3) в скобках укажи вид сказуемого

1. Сын приходил с занятий возбуждённый и усталый. (_________).

2. Учительская находится на первом этаже. (______).

3. Марина с Игорем снова не готовы к уроку. (______).

4. Провожающие приехали на вокзал попрощаться с родственниками.(______).

5. Глаза у него были совсем покорные, виноватые.(______).

6. Пятеро решили подготовить индивидуальное задание.(______).

7. 50 лет — юбилей. (______).

8. Каждый старался помочь дедушке. (______).

9. Мы будем повторять эту тему весь 8 класс.(______).

10.Двое ребят приехали из Тары в Омск получить образование. (______).

Проверочная работа по теме «Виды сказуемых»

1) Подчеркни грамматические основы, 2) надпиши, какими частями речи

они выражены, 3) в скобках укажи вид сказуемого

1. С утра все ходили молчаливые и хмурые. (______).

2. Три подружки остались после уроков дорешать задачу. (______).

3. Любой может поступить в университет, имея прочные знания. (______).

4. Мы будем регулярно повторять типы словосочетаний. (______).

5. Семеро решили сбежать с последнего урока. (______).

6. 30 метров — короткая дистанция. (______).

7. Взрослые отправились в столовую пить чай. (______).

8. Опаздывающие будут писать объяснительную. (______).

9. Во время генеральной уборки парты протёрты начисто. (______).

10. Мария — отличница. (______).

placeholder

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

placeholder

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

placeholder

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

a loader

При изучении главных членов предложения в 8 классе возникает потребность в проверке усвоенного материала. Данные проверочные работы позволяют выявить у школьников умение находить главные члены предложения, определять, какими частями речи они выражены и узнавать виды сказуемых (простое глагольное, составное глагольное, составное именное). Перед проверочными работами учителю стоит обратить особое внимание учеников на инфинитив, который может выполнять все синтаксические роли (быть и подлежащим, и сказуемым, и дополнением, и определением, и обстоятельством).

Номер материала: ДБ-1343088

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

12ca 000988a9 e32712b1

placeholder

Заболеваемость ковидом среди студентов и преподавателей снизилась на 33%

Время чтения: 4 минуты

placeholder

СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся

Время чтения: 1 минута

placeholder

На Госуслугах ввели запись детей на кружки и секции

Время чтения: 2 минуты

placeholder

Систему ЕГЭ сделают независимой от Microsoft

Время чтения: 1 минута

placeholder

В Москве запустили онлайн-проект по борьбе со школьным буллингом

Время чтения: 2 минуты

placeholder

Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями: