РУСТЬЮТОРС
Демоверсия ЕГЭ по русскому языку 2022
Содержание:
↑ Задания 1-3
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
Экология – это наука о взаимодействии живых организмов и их сообществ между собой и со средой, в которой они обитают. Эти взаимоотношения изучают самые разные науки: биология и химия, астрономия и космология, математика и философия. они вносят свой вклад в экологию, которая сегодня разделилась на ряд самостоятельных дисциплин: общую экологию, агроэкологию, гидроэкологию, экологию человека и т.д.
Активно формируется в наши дни экология культуры, или духовная экология. Конечно, между экологией природы и экологией культуры не может быть непроходимой пропасти, вместе с тем между ними есть большое различие. Утраты в природе до известных пределов восстановимы. Иное дело – ценности культурные и нравственные. Они или восстанавливаются с большим трудом, или вовсе исчезают, как, скажем, разрушенные памятники, сгоревшие книги, рукописи…
Если культура – это совокупность достижений общества в области науки, просвещения, искусства, то закрепляются эти достижения, как правило, в языке, в Слове. Возникнув на определённом историческом этапе, литературный язык сам по себе служит свидетельством уровня духовного развития народа, общества. Как всякое живое на Земле не может мириться со своей смертью, так и живая нация не может смириться с деградацией своего языка. Ведь язык – это и основа национальной памяти, и ключ к пониманию духовного мира, своего и чужого.
Задание 2
Самостоятельно подберите определительное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в третьем предложении текста. Запишите это местоимение.
Задание 3
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного в последнем предложении текста. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
↑ Задания 4-21
Задание 5
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Задание 6
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Посев семян хвойных пород необходимо проводить в очень оптимальные сроки, когда почва влажная и температура её верхних слоёв достигает 6 8 °С для кедра и 8 10 °С для ели и пихты.
Задание 7
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
урожай ПОМИДОРОВ
БЛИЖАЙШАЯ станция
у наших ВОРОТ
нет ПОЛТОРАСТА рублей
детские ДОКТОРА
Задание 8
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Задание 9
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
1) гимназист, завещать, прикосновение
2) этикетка, тревожиться, происходить
3) возникновение, нежнейший (шёлк), побледневший
4) гористый, вишнёвый, передавать
5) передвигаться, изложение, минеральный
Задание 10
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) без..нициативный, вз..скать, роз..грыш
2) обе..доленный, чере..чур, не..держанный
3) пр..бить (гвоздь), пр..клеить (на бумагу), пр..брежный
4) арх..важный, ант..художественный, д..сквалификация
5) поз..прошлый (год), с..путствовать, р..зослать (письма)
Задание 11
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) затм..вать, подароч..к
2) усидч..вый, ненавид..ли
3) аплодир..вать, издавн..
4) никел..вый, наста..вать
5) солом..нка, разборч..вый
Задание 12
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) намаж.шь, накле..вший
2) рассмотр..шь, оконч..вший
3) подремл..шь, определя..мый
4) подпрыгн..шь, невид..мый
5) кол..щийся (предмет), (льды) та..т
Задание 13
Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Сегодня, когда опреснение морской воды стало экономически затратным и (НЕ)ПОЗВОЛЯЕТ обеспечить питьевой водой все районы Земли, в качестве выхода предлагается проект получения воды при растапливании айсбергов.
(НЕ)ОСОЗНАВАЯ до конца сути важнейших правил коммуникации, многие люди знакомы с ними на словах, забывая о том, что их необходимо использовать каждый день в общении с другими людьми. Далеко (НЕ)ПРОСТО самостоятельно освоить технологию обработки металла и получить профессию кузнеца.
Я не любитель романтических комедий и лёгких мелодрам, поэтому фильм я так и (НЕ)ДОСМОТРЕЛ до конца.
Стоит выйти на крыльцо, как осень окружит тебя и начнёт настойчиво дышать в лицо холодноватою свежестью своих загадочных чёрных пространств, горьким запахом первого тонкого льда, сковавшего к ночи (НЕ)ПОДВИЖНЫЕ воды.
Задание 14
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Значение многозначного слова конкретизируется в тексте, (ПРИ)ЧЁМ некоторые слова только в данном тексте могут обозначать одно и ТО(ЖЕ) понятие.
ЧТО(БЫ) ни утверждали критики, Л.Н. Толстой увидел в личности Наполеона проявление несвободы, ТАК(КАК) подлинная свобода, по мнению классика, предполагает добровольное подчинение «высшей цели».
(НА)ВСТРЕЧУ медленно, тяжело громыхая, двигался гружёный состав, а (В)ДАЛИ тянулся ещё один.
(НА)РЯДУ с картинами на современные темы большое место в творчестве И.Е. Репина занимает историческая живопись, к которой он периодически возвращался (В)ТЕЧЕНИЕ всей своей жизни.
Когда (НА)КОНЕЦ солнце в марте стало сильно пригревать, большие радужные капли начали падать с крыш, покрытых снегом, (КАК)БУДТО полились радостные весенние слёзы.
Задание 15
Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Задание 16
Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Во всём мире любители музыки П.И. Чайковского восхищаются как операми композитора так и его симфоническими произведениями.
2) Точный простой и живописный язык произведений М.М. Пришвина надолго запоминается читателям.
3) Кое-где при дороге попадается угрюмая ракита или молодая берёзка с мелкими клейкими листьями.
4) В преемственности традиций народных мастеров и верности стилистике древнейшего промысла и содержится секрет успеха и популярности гжельской керамики в наше время.
5) Лес тихо отдыхает от жгучего дневного солнца и степь обдаёт путника накопившимися за день цветочными запахами.
Задание 18
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Тогда (1) быть может (2) нас спасут
Ирония и жалость к людям,
Которым мы простим их суд,
А сами судьями не будем.
Но (3) ты (4) наверно (5) не продашь
И не отвергнешь (6) друг весенний (7)
Трудолюбивый опыт наш
В пылу повальных отречений.
(Д.С. Самойлов)
Задание 19
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Если (1) мне хотя бы в малой доле (2) удалось передать читателю представление о прекрасной сущности писательского труда (3) то я буду считать (4) что выполнил свой долг перед литературой.
(К.Г. Паустовский)
Задание 20
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
В детстве Плюша был впечатлительным ребёнком (1) и он очень любил слушать сказки (2) которые рассказывала ему няня (3) потому что в них было много чудесного (4) и (5) добро всегда побеждало зло.
Задание 21
Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
↑ Задания 22-26
(1)Вот и кончился последний урок последнего дня нашей школьной жизни. (2)Десять школьных лет завершились по знакомой хрипловатой трели звонка. (З)Все мы, растроганные, взволнованные, радостные и о чём-то жалеющие, растерянные и смущённые своим мгновенным превращением из школяров во взрослых людей, слонялись по классам и коридору, словно страшась выйти из школьных стен в мир, ставший бесконечным. (4)И было такое чувство, будто что-то недоговорено, недожито, не исчерпано за прошедшие десять лет, будто этот день застал нас врасплох.
(5)В класс заглянула Женя Румянцева:
— Серёжа, можно тебя на минутку? (6)У меня странное предложение! (7)Давай встретимся через десять лет!
(8)Шутливость совсем не была свойственна Жене, и я спросил серьёзно:
(9)Мне интересно, каким ты станешь. (10)Ты ведь очень нравился мне все эти годы.
(11)Я думал, что Жене Румянцевой неведомы ни эти слова, ни эти чувства. (12)Жизнь её протекала в двух сферах: в напряжённой общественной работе и в мечтаниях о звёздных мирах. (13)Немногие из нас твёрдо определили свой дальнейший жизненный путь, а Женя с шестого класса знала, что будет астрономом и никем другим. (14)Между нами никогда не было дружеской близости. (15)В поисках разгадки я мысленно пробегал прошлое, но ничего не нашёл в нём, кроме одной встречи на Чистых прудах.
(16)Однажды мы собирались в выходной день на Химкинское водохранилище покататься на лодках. (17)Но с утра заморосил дождь, и на сборный пункт пришли только мы с Павликом, Нина и Женя Румянцева. (18)Дождь не переставал ни на минуту. (19)Нечего было и думать о Химках.
(24)Мы вычерпали из лодки воду и отправились в «кругосветное» плавание. (25)Женя придумывала маршрут нашего путешествия. (26)Вот мы проходим Босфор, через Суэцкий канал попадаем в Красное море, оттуда в Аравийское и входим в Тихий океан. (27)Женя неутомимо командовала: «Право руля!», «Лево руля!», «Поднять паруса!», «Убрать паруса!» (28)Отыскивала путь по звёздам: наш компас разбился во время бури.
(29)Больше Женя не бывала с нами. (ЗО)Мы не раз приглашали её на наши сборища, но она отказывалась. (31)А что если в тот единственный раз она пришла из-за меня и из-за меня отступилась, сказав себе с гордой честностью: не вышло.
(33)К чему было говорить? (34)Тебе так нравилась Нина!
(35)С ощущением какой-то досадной и грустной утраты я сказал:
— Где же и когда мы встретимся?
(З6)Через десять лет, двадцать девятого мая, в восемь часов вечера, в среднем пролёте между колонн Большого театра.
(37)Минули годы. (38)Женя училась в Ленинграде. (39)Зимой 1941 года, жадно ловя известия о судьбе моих друзей, я узнал, что Женя в первый же день войны бросила институт и пошла в лётную школу. (40)Летом 1944 года я услышал по радио указ о присвоении майору авиации Румянцевой звания Героя Советского Союза. (41)Вернувшись с войны, я узнал, что звание Героя было присвоено Жене посмертно.
(42)Жизнь шла дальше, порой я вдруг вспоминал о нашем уговоре, а за несколько дней до срока почувствовал такое острое, щемящее беспокойство, будто все прошедшие годы только и готовился к этой встрече. (43)Я поехал к Большому театру, купил у цветочницы ландыши и пошёл к среднему пролёту между колонн Большого театра. (44)Я постоял там немного, затем отдал ландыши какой-то худенькой сероглазой девушке и поехал домой.
(45)Мне хотелось на миг остановить время, оглянуться на себя, на прожитые годы, вспомнить Женю, лодку, дождик, вспомнить слепоту своей юношеской души, так легко прошедшей мимо того, что могло бы стать судьбой.
Задание 22
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Школьная жизнь Жени Румянцевой была посвящена общественной работе и астрономии.
2) Женя Румянцева предложила однокласснику встретиться через пять лет после окончания школы, потому что он ей очень нравился и ей было интересно, как сложится его жизнь.
3) В память о Жене Румянцевой рассказчик приехал к Большому театру, где после окончания школы они договорились встретиться.
4) Рассказчик вспоминает о лодочной прогулке с друзьями на Химкинском водохранилище в дождливый день.
5) Когда началась война, Женя Румянцева пошла учиться в лётную школу, позже была посмертно удостоена звания Героя Советского Союза.
Задание 23
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Предложение 7 поясняет, раскрывает смысл предложения 6.
2) Предложение 10 указывает на следствие того, о чём говорится в предложении 9.
3) В предложениях 27, 28 представлено рассуждение.
4) В предложении 42 содержатся элементы описания внутреннего состояния героя.
5) В предложениях 43, 44 содержится повествование.
Задание 24
Подберите один синоним к слову врасплох (предложение 4). Запишите этот синоним.
Задание 25
Среди предложений 5-15 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Запишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий).
Задание 26
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22-25.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 26, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
Список терминов:
1) эпитет
2) сравнение
3) лексический повтор
4) фразеологизм
5) ряд однородных членов предложения
6) анафора
7) антонимы
парцелляция
9) метафора
Самостоятельно подберите определительное местоимение которое должно стоять на месте пропуска в 3
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СИЛЬНЫЙ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
1) Очень основательный, убедительный. Сильные доводы. Сильная речь.
2) Сведущий, талантливый. С. специалист. С. ученик. Силён в математике кто-н.
3) Значительный (по величине, степени). С. ветер. Сильная боль. Сильное впечатление. Сильное горе.
4) полн. ф. О сорте пшеницы: с высоким содержанием клейковины. Сильные сорта. Сильные пшеницы.
5) Обладающий твёрдой волей, стойкий. С. характер. Сильная натура.
(1)Наполеон очень любил читать, что было довольно необычно для военного. (2)Он пристрастился к чтению ещё в детстве, в военном училище: отношения со сверстниками у него не сложились, и книги позволяли забыть о сильном чувстве одиночества и житейских неприятностях. (3)Позже в каждой резиденции имелась библиотека, составленная из одних и тех же книг, и поэтому император мог продолжать чтение любой книги, переехав с места на место.
Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) В резиденциях Наполеона, с детства пристрастившегося к чтению, всегда была библиотека, составленная из одних и тех же книг, чтобы после переезда император мог продолжить чтение любой книги.
2) В каждой резиденции у Наполеона имелась библиотека, составленная из разных книг.
3) Наполеон, с детства любивший читать, имел в библиотеках своих резиденций одинаковые книги, чтобы продолжать чтение в случае переезда с места на место.
4) Наполеон любил читать одни и те же книги, из которых была составлена его библиотека.
5) Наполеон часто проводил время за книгами в одной из своих резиденций.
1) В резиденциях Наполеона, с детства пристрастившегося к чтению, всегда была библиотека, составленная из одних и тех же книг, чтобы после переезда император мог продолжить чтение любой книги. − Верно передана главная информация.
2) В каждой резиденции у Наполеона имелась библиотека, составленная из разных книг. − Информация противоречит тексту: книги в библиотеках были одинаковые.
3) Наполеон, с детства любивший читать, имел в библиотеках своих резиденций одинаковые книги, чтобы продолжать чтение в случае переезда с места на место. − Верно передана главная информация.
4) Наполеон любил читать одни и те же книги, из которых была составлена его библиотека. − Информация неполная.
5) Наполеон часто проводил время за книгами в одной из своих резиденций. − Информация неполная.
Главная информация верно передана в ответах под номерами 1 и 3.
Самостоятельно подберите притяжательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это местоимение.
Притяжательное местоимение ЕГО должно стоять на месте пропуска в третьем предложении текста.
Во втором предложении текста слово СИЛЬНЫЙ употребляется в значении под номером 3: П3) Значительный (по величине, степени). С. ветер. Сильная боль. Сильное впечатление. Сильное горе.
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОСНОВАНИЕ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
1) Опорная часть предмета, сооружения, фундамент. Дом на каменном основании.
2) В математике: сторона геометрической фигуры, перпендикулярная её высоте. О. треугольника.
3) Существенный признак, по которому распределяются явления, понятия (спец.). Единое о. деления.
4) Причина, достаточный повод, оправдывающие что-нибудь. Законное о. Веские, убедительные основания.
5) Химическое соединение, образующее при взаимодействии с кислотой соль и воду (спец.).
(1)Мираж —оптический эффект в атмосфере, который образуется тогда, когда свет отражается между неравномерно нагретыми, различными по плотности слоями воздуха или когда воздушные массы по каким-либо причинам необычно распределились по вертикали. (2)Говоря про мираж, можно не без оснований утверждать, что это своего рода игра воздуха со светом, в результате которой можно увидеть мнимые изображения самых разных предметов. (3)При этом важно отметить, что предметы, фантомы появляются в мираже, существуют на самом деле, но на огромном расстоянии от того места, где стали видимыми: зрители видят проекцию картинки, которая транслируется на значительном расстоянии от оригинального объекта путём многократного преломления световых лучей.
Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Мираж — оптическое явление, которое образуется в слоях атмосферы в результате многократного преломления световых лучей и представляет cобой фантом предмета, не существующего в реальном мире.
2) Когда свет отражается между неравномерно нагретыми, различными по плотности слоями воздуха или в необычно распределённых по вертикали воздушных массах, появляется такой оптический эффект, как мираж.
3) Мираж — это оптическое явление в атмосфере, своего рода игра воздуха со светом, в результате чего появляются фантомные изображения реально существующих, но находящихся на огромном расстоянии от места появления миража предметов.
4) Миражом является проекция существующего в реальности, но очень удалённого предмета, когда свет многократно преломляется между неравномерно нагретыми, отличающимися по плотности слоями воздуха или в необычно расположенных по вертикали воздушных массах.
5) Оптический эффект в атмосфере, когда за счёт многократного преломления света в неравномерно нагретых и необычно распределённых по вертикали воздушных слоях появляется фантомный образ какого-либо несуществующего предмета, объекта, называется миражом.
1) Мираж — оптическое явление, которое образуется в слоях атмосферы в результате многократного преломления световых лучей и представляет cобой фантом предмета, не существующего в реальном мире. — Противоречит содержанию третьего предложения текста
2) Когда свет отражается между неравномерно нагретыми, различными по плотности слоями воздуха или в необычно распределённых по вертикали воздушных массах, появляется такой оптический эффект, как мираж. — Информация неполная.
5) Оптический эффект в атмосфере, когда за счёт многократного преломления света в неравномерно нагретых и необычно распределённых по вертикали воздушных слоях появляется фантомный образ какого-либо несуществующего предмета, объекта, называется миражом. — Противоречит содержанию третьего предложения текста
Главная информация верно передана в ответах под номерами 3 и 4.
Самостоятельно подберите относительное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это относительное местоимение.
(3)При этом важно отметить, что предметы, фантомы появляются в мираже, существуют на самом деле, но на огромном расстоянии от того места, где стали видимыми: зрители видят проекцию картинки, которая транслируется на значительном расстоянии от оригинального объекта путём многократного преломления световых лучей.
Ответ: которых ИЛИ которые.
В третьем предложении текста слово ОСНОВАНИЕ употребляется в значении под номером 4: Причина, достаточный повод, оправдывающие что-нибудь. Законное о. Веские, убедительные основания.
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СИЛА. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. СИЛА, ж.
1) Величина, являющаяся мерой механического взаимодействия тел, вызывающего их ускорение или деформацию; характеристика интенсивности физических процессов (спец.). Единица силы. Центробежная с. С. тока. С. инерции.
2) Сущность, смысл (разг.). Вся с. в том, что он знает это лучше меня.
3) Способность живых существ напряжением мышц производить физические действия, движения; вообще — физическая или моральная возможность активно действовать. Толкнуть с силой. Это свыше моих сил. Лишиться сил. Собраться с силами.
4) То же, что войска. Военно-морские силы.
5) Действенность, правомочность (закона, решения, правила). Закон вступил в силу. Закон обратной силы не имеет. Старое решение потеряло (утратило) силу.
Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Название «Кукрыниксы» составлено из первых букв фамилий художников Михаила Куприянова, Порфирия Крылова и Николая Соколова, входивших в состав творческого коллектива.
2) Творческий коллектив художников «Кукрыниксы», куда вошли Михаил Куприянов, Порфирий Крылов и Николай Соколов, в годы Великой Отечественной войны создал огромное количество сатирических работ, призванных морально поддерживать русский народ в борьбе с фашизмом.
3) В годы Великой Отечественной войны «Кукрыниксы» вели напряжённую борьбу с немецким захватчиком, выпуская огромное количество агитационных плакатов, работая в сатирических «Окнах ТАСС».
4) Деятельность «Кукрыниксов» — творческого коллектива трёх советских художников — по созданию агитационных плакатов, листовок, карикатур стала «искусством разоблачительной метафоры», помогавшим русскому народу бороться с фашизмом.
5) Известный критик Александр Абрамович Каменский высоко ценил творчество «Кукрыниксов» —коллектива трёх художников: Михаила Куприянова, Порфирия Крылова и Николая Соколова — и называл его «искусством разоблачительной метафоры».
1) Название «Кукрыниксы» составлено из первых букв фамилий художников Михаила Куприянова, Порфирия Крылова и Николая Соколова, входивших в состав творческого коллектива. — Информация неполная.
3) В годы Великой Отечественной войны «Кукрыниксы» вели напряжённую борьбу с немецким захватчиком, выпуская огромное количество агитационных плакатов, работая в сатирических «Окнах ТАСС». — Информация неполная.
5) Известный критик Александр Абрамович Каменский высоко ценил творчество «Кукрыниксов» — коллектива трёх художников: Михаила Куприянова, Порфирия Крылова и Николая Соколова — и называл его «искусством разоблачительной метафоры». — Информация неполная.
Главная информация верно передана в ответах под номерами 2 и 4.
Самостоятельно подберите производный предлог, который должен стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите этот производный предлог.
(2) Великой Отечественной войны «Кукрыниксы» вели напряжённую работу над созданием агитационных плакатов и листовок, сатирических «Окон ТАСС», бесчисленных карикатур для газет и журналов.
Ответ: на протяжении, ИЛИ в течение, ИЛИ в продолжение, ИЛИ во время.
В третьем предложении текста слово СИЛА употребляется в значении под номером 3: Способность живых существ напряжением мышц производить физические действия, движения; вообще — физическая или моральная возможность активно действовать. Толкнуть с силой. Это свыше моих сил. Лишиться сил. Собраться с силами.
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ШИРОКИЙ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
1) Имеющий большую ширину, большой в поперечнике; просторный. Широкая улица.
2) Имеющий большое протяжение, охватывающий большое пространство. Наступление на широком фронте.
3) С большим размахом. Широкие объятия. Ш. шаг.
4) Такой, который не облегает; свободный, просторный (об одежде). Ш. плащ. Широкие брюки.
5) перен. Охватывающий многое, многих, массовый. Широкое распространение технических знаний.
(1)Считается, что прототип фломастера появился ещё в Древнем Египте: в ходе раскопок гробницы Тутанхамона археологи обнаружили карандаш, изготовленный из меди; внутри него находилась пропитанная чернилами тростинка, что позволяло чернилам выделяться постепенно, а не сразу. (2)Однако широкую популярность этот канцелярский предмет получил в XX веке, когда фломастеры стали выпускать в Японии, а затем в Европе и в США. (3)Классический фломастер представляет собой пластиковый корпус с фетровым наконечником, а внутри корпуса находится пропитанный красящим веществом пористый стержень.
Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Первый фломастер изобрели древние египтяне, когда создали медный карандаш с находящейся внутри него тростинкой, пропитанной чернилами.
2) Фломастер в своём классическом виде появился лишь в XX веке, а прототип этого канцелярского предмета в форме карандаша, сделанного из меди и содержащего пропитанную чернилами тростинку, был создан ещё в Древнем Египте.
3) Японцы и европейцы при создании современного классического фломастера опирались на идеи, реализованные ранее в Египте и США.
4) Несмотря на то что прототип фломастера — сделанного из меди карандаша с пропитанной чернилами тростинкой внутри — появился ещё в Древнем Египте, в массовое производство этот канцелярский предмет в привычном для нас виде вышел лишь в XX веке.
5) Хотя во время раскопок в гробнице Тутанхамона археологи обнаружили своеобразный прототип фломастера, считается, что родиной этого канцелярского предмета является Япония.
1) Первый фломастер изобрели древние египтяне, когда создали медный карандаш с находящейся внутри него тростинкой, пропитанной чернилами. − Информация неполная: ничего не сказано о сегодняшнем дне фломастера.
3) Японцы и европейцы при создании современного классического фломастера опирались на идеи, реализованные ранее в Египте и США. − Информация противоречит содержанию текста: в США фломастер появился позже, чем в Японии.
5) Хотя во время раскопок в гробнице Тутанхамона археологи обнаружили своеобразный прототип фломастера, считается, что родиной этого канцелярского предмета является Япония. − Информация неполная: ничего не сказано о том, что из себя представляет фломастер и как он стал популярным в Европе и США.
Главная информация верно передана в ответах под номерами 2 и 4.
Самостоятельно подберите ограничительно-выделительную частицу, которая должна стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста.
Запишите эту частицу.
(2)Однако широкую популярность этот канцелярский предмет получил в XX веке, когда фломастеры стали выпускать в Японии, а затем в Европе и в США.
Во втором предложении текста слово ШИРОКИЙ употребляется в значении под номером 5: Охватывающий многое, многих, массовый. Широкое распространение технических знаний.
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова УСТАНОВИТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
1) Поставить надлежащим образом; смонтировать. У. приборы.
2) Назначить, утвердить, ввести в действие. У. новое расписание.
3) Устроить, осуществить. У. связь с кем-нибудь.
4) Доказать, выяснить, обнаружить. У. истину.
(1)Эксперименты, проведённые ведущими японскими компаниями, показали: занятия каллиграфией, искусством красивого письма, увеличивают потенциал работников и позволяют эффективнее готовить кадры для развития инновационных технологий. (2)По мнению исследователей, каллиграфия напоминает гимнастику, которая оказывает положительное воздействие на процесс дыхания, расслабления и координации различных мышц, развитие мелкой моторики, что в комплексе приводит к более эффективной и быстрой работе мозга. (3)А американские нейробиологи установили, что при каллиграфическом письме активизируется крайне важный участок коры головного мозга — центр Брока, который отвечает за формирование речи.
Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) В результате экспериментов, проводимых ведущими японскими компаниями, установлено, что во время занятий каллиграфией в головном мозге активизируется центр Брока, который отвечает за формирование речи и способствует более эффективной работе мозга.
2) Исследования, проведённые учёными из разных стран, показали, что занятия каллиграфией способствуют более быстрой и эффективной работе мозга, активизации в головном мозге центра речи и в целом способны положительно влиять на тех, кто занимается развитием инновационных технологий.
3) Исследователи убеждены: занятия каллиграфией подобны гимнастике, оказывающей положительное влияние на процессы дыхания, расслабления и координации различных мышц; такие занятия развивают мелкую моторику.
4) В результате исследований учёные установили, что каллиграфия положительно влияет на мозг, способствуя его более быстрой и эффективной работе, позволяет активизировать в мозгу центр речи и является очень важным видом деятельности при подготовке кадров для развития инновационных технологий.
5) Американские нейробиологи после ряда исследований установили, что при каллиграфическом письме активизируется важный участок коры головного мозга — центр Брока, что особенно важно для тех людей, которые занимаются разработкой инновационных технологий.
1) В результате экспериментов, проводимых ведущими японскими компаниями, установлено, что во время занятий каллиграфией в головном мозге активизируется центр Брока, который отвечает за формирование речи и способствует более эффективной работе мозга. — Информация неполная: не сказано о том, что занятия каллиграфией увеличивают потенциал работников и позволяют эффективнее готовить кадры для развития инновационных технологий.
3) Исследователи убеждены: занятия каллиграфией подобны гимнастике, оказывающей положительное влияние на процессы дыхания, расслабления и координации различных мышц; такие занятия развивают мелкую моторику. — Информация неполная: не сказано главное, что занятия каллиграфией повышают эффективность работы мозга, увеличивают потенциал работников и позволяют эффективнее готовить кадры для развития инновационных технологий.
5) Американские нейробиологи после ряда исследований установили, что при каллиграфическом письме активизируется важный участок коры головного мозга — центр Брока, что особенно важно для тех людей, которые занимаются разработкой инновационных технологий. — Информация неполная: не сказано о том, что эксперименты проводились сначала японскими учеными и что занятия каллиграфией влияют еще и на процесс дыхания, расслабления и координации различных мышц, развитие мелкой моторики.
Главная информация верно передана в ответах под номерами 2 и 4.