сателлитный подход к определению внешнеэкономической безопасности

Теоретические аспекты обеспечения внешнеэкономической безопасности государства

Вы будете перенаправлены на Автор24

Экономическая безопасность государства

Экономическая безопасность государства – это ключевая составляющая национальной безопасности; такое состояние экономики страны при котором обеспечивается неуклонный рост ее основных показателей вне зависимости от влияния внешних и внутренних факторов.

Это явление рассматривается на двух уровнях – макроэкономическом и микроэкономическом. В макроэкономике безопасность связана с таким состоянием и уровнем развития средств производства, при котором устойчивое развитие осуществляется не только в экономической, но и в социальной сфере. Это происходит вне зависимости от влияния внешних и внутренних факторов. На микроэкономическом уровне рассматривается безопасность субъектов хозяйствования, и совокупность предпринимаемых ими мер для обеспечения стабильности.

Безопасность национальной экономики определяется следующими чертами:

Исследование и анализ экономической безопасности является непрерывным процессом. Чтобы отследить динамику изменений используют определенные критерии и их пороговые значения. Они позволяют определить уровень экономической безопасности, а значит, сформировать представление о решениях в рамках экономической политики.

Оценка экономической безопасности проводится с помощью индикаторов или системы показателей, которые помогают определить «болевые точки» системы. Они выявляют процессы и явления, отрицательно влияющие на экономику страны, которые препятствуют осуществлению экономических интересов личности, общества и государства, а также создают угрозы для национальных интересов. Кроме того, они ведут к дестабилизации социально-экономической ситуации в обществе.

Аспекты внешнеэкономической безопасности государства

Сегодняшний мир характеризуется процессами глобализации и интеграции национальных хозяйств в систему международных отношений. Каждая страна стремится сохранить свой суверенитет и продвинуть собственные интересы на мировой арене, то есть конкурирует с другими странами за более выгодное положение.

Готовые работы на аналогичную тему

Внешнеэкономическая безопасность страны начинается с поддержания внутренней стабильности и высокого уровня жизни населения. Важное влияние на конкурентоспособность оказывает уровень и качество жизни людей. Поэтому страны ведут борьбе с бедностью, развивают социальные и общественные услуги, пересматривают систему образования, сотрудничают в сфере науки. Такой подход является надежной профилактикой социальной напряженности. Внутренняя стабильность является залогом успешного решения международных задач. Если рассматривать крупные страны мира, как США, Россия, Китай, то в них особое внимание уделяется региональной политике. Нормальное функционирование регионов оказывает положительное влияние на макроэкономическую стабильность всей страны.

Со стороны государственной власти осуществляются мероприятия, направленные на борьбу с угрозами. Сюда относят поддержание обороноспособности страны, продовольственную безопасность, совершенствование законодательной и исполнительной власти. Кроме того, в международных отношениях важным аспектом является соотношение импорта и экспорта. Для нормального функционирования национального хозяйства необходимо удерживать баланс, при котором страна не впадает в зависимость от внешних источников финансирования.

Основными задачами в области внешнеэкономической безопасности являются:

Выполнение данных задач является залогом поддержания высокого уровня национальной экономической безопасности.

Обеспечение внешнеэкономической безопасности государства

Безопасность страны на международном уровне состоит из нескольких компонентов, а именно, военной, экономической, социально-политической, экологической и внешнеэкономической безопасности.

Внешнеэкономическая безопасность определяется конкурентоспособностью страны. Ее структура состоит из энергетической, сырьевой, валютной, финансовой, продовольственной безопасности.

Сателлитный подход к исследованию внешнеэкономической безопасности предполагает, что стабильность страны зависит только от внешних факторов.

Автономный подход рассматривает безопасность, как самостоятельное независимое понятие. Укрепление внешнеэкономической безопасности осуществляется через решение внутренних задач государства.

Вероятностный подход учитывает влияние внешних и внутренних факторов, и нацелен на предотвращение и профилактику потенциальных угроз.

Ситуационный подход заключается в выработке конкурентных преимуществ в заданных условиях.

Все вышеперечисленные подходы характеризуют внешнеэкономическую безопасность страны относительно факторов влияния.

Вследствие этого проводимые государственной властью реформы должны учитывать необходимость поддерживать целостность и внутреннюю стабильность.

Стоит отметить, что для современного мира характерен наступательный характер угроз. Количество информации растет, а внешнеэкономические процессы стандартизируются. Факторы динамически изменяются. Поэтому обеспечение безопасности страны должно опираться на защиту национальных интересов и интересов граждан, поддержание экономической независимости, конкурентоспособности и устойчивости национального хозяйства. Сюда относят мероприятия по защите национальных интересов, поддержанию единства, своевременности и адекватности мер. Важно обеспечивать равноправие субъектов, соблюдать общепризнанные нормы, а также решать торговые споры с помощью официальных методов и переговоров.

Источник

Теоретико-методологические основы обеспечения внешнеэкономической безопасности государства тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 08.00.01, кандидат экономических наук Кураева, Татьяна Валентиновна

Оглавление диссертации кандидат экономических наук Кураева, Татьяна Валентиновна

Глава 1. Внешнеэкономическая безопасность как составная часть системы экономической безопасности государства.

1. 1 Экономическая безопасность: теоретические подходы к определению и уровни исследования.

1.2 Методология анализа внешнеэкономической безопасности и внешних угроз.

Глава 2. Геоэкономическая составляющая обеспечения внешнеэкономической безопасности государства.

2.1 Геоэкономические детерминанты и вызовы развития на современном этапе. f 2.2 Повышение конкурентоспособности как приоритет геоэкономической стратегии России.

Глава 3. Финансовые аспекты внешнеэкономической безопасности.

3.1 Трансформация мировой финансовой системы и угрозы внешнеэкономической безопасности валютно-финансового характера.

3.2 Валютные механизмы обеспечения стабильности мировой финансовой системы и внешнеэкономической безопасности государства.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Экономическая теория», 08.00.01 шифр ВАК

Государственное регулирование внешнеэкономической безопасности России в открытой экономике 2006 год, кандидат экономических наук Белоусов, Арсений Вячеславович

Геоэкономическая интеграция ресурсов России в мировые воспроизводственные процессы 2009 год, доктор экономических наук Фролова, Елена Дмитриевна

Влияние глобализации мировой экономики на внешнеэкономическую безопасность России 2005 год, кандидат экономических наук Фомичева, Елена Васильевна

Модель открытой экономики: внешнеэкономическая безопасность России 2000 год, кандидат экономических наук Ищенко, Леонид Станиславович

Внешнеэкономический компонент как функционально-ориентированный элемент системы экономической безопасности России 2008 год, кандидат экономических наук Стасев, Михаил Александрович

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Теоретико-методологические основы обеспечения внешнеэкономической безопасности государства»

Актуальность темы исследования. В последнее десятилетие функционирование мировой экономической системы все в большей мере подвергается влиянию процессов глобализации и транснационализации. Эти процессы в значительной мере определяют тенденции развития мировой экономики, диверсифицируют и усложняют проблему обеспечения экономической безопасности, особенно в части ее внешнеэкономической составляющей. Связано это, в первую очередь, с тем, что наравне с рядом положительных аспектов, они оказывают и значительное негативное воздействие на национальные экономики всех государств мира.

Рыночные преобразования российской экономики активно включили ее в систему международных экономических отношений и увеличили степень ее открытости. Как следствие, наряду с возможностью использовать преимущества интеграции в мировое экономическое сообщество, в августе 1998 года экономика Российской Федерации ощутила значительные негативные последствия включенности в мирохозяйственную систему в связи с мировым финансовым кризисом.

Специфика России заключается в том, что ей одновременно приходится решать несколько проблем. Они связаны с обеспечением внутренней экономической безопасности и безопасности внешнеэкономической, а также поиском российским государством достойного место в мировой экономической системе адекватного его потенциалу не только сырьевому, но и в первую очередь потенциалу человеческому и инновационному. Причем решать данные проблемы необходимо безотлагательно, так как, с одной стороны, обеспечение внутренней экономической безопасности связано с принципиальным вопросом сохранения целостности российского государства, а с другой стороны, негативное влияние со стороны мировой экономики имеет тенденцию к усилению, и на мировом рынке за Россией грозит закрепиться сырьевая специализация. Последнее в значительной степени актуализирует вопрос обеспечения внешнеэкономической безопасности страны и повышения ее международной конкурентоспособности.

Особую актуальность проблеме обеспечения внешнеэкономической безопасности государства придают усилившиеся противоречия между государствами с развитой рыночной экономикой с одной стороны и странами, экономики которых еще находятся в процесс трансформации, а также развивающимися странами с другой стороны. Это находит свое выражение в идеологии «золотого миллиарда», создании однополярного мира с доминированием интересов одной страны над интересами других, выражающихся в экономических, а как показали последние события, и в военной экспансии. В таких условиях российскому государству необходимо принимать активные меры по созданию действующей системы экономической безопасности страны.

Степень научной разработанности темы. Проблема внешнеэкономической безопасности государства является мало разработанной в отечественных научных исследованиях. Внимание российских экономистов концентрируется, прежде всего, на анализе общих теоретических положений экономической безопасности, концепции национальных экономических интересов и выработке механизма обеспечения внутренней экономической безопасности. Этим проблемам посвящены работы Афонцева С., Богданова И., Булатова А., Глазьева С., Иванова Е., Илларионова А., Кобрина Ю., Колосова А., Короткова Э., Кэйбел В., Лисова В., Маглакелидзе Т., Медведева В., Оболенского В., Олейникова Е., Потрубача Н., Сенчагова В., Таранова П. и других.

В значительно меньшей степени разработаны методология анализа внешнеэкономической безопасности, механизмы и инструменты ее достижения. Отдельным аспектам решения этих проблем и посвящено диссертационное исследование. При обосновании методологии анализа избранной проблемы и геоэкономических детерминант развития на современном этапе нами использовались труды основоположников этого направления Люттвака Э., Жака К., Савоны П., а также работы основателя российской школы геоэкономики Кочетова Э. и других российских экономистов, работающих в данном направлении, таких как Григорьев Э., Замятин Д., Неклесса А., Обухов К., Петрова Г., Пивоварова М., Чешков М.

Опираясь на разработки в области обеспечения конкурентоспособности таких авторов, как Андрианов В., Воробьев JI., Гельвановский М., Емельянов С., Жуковская В., Оболенский В., Портер М., Трофимова И., Фатхутдинов Р., Цыгичко А., мы обозначили стратегические направления обеспечения внешнеэкономической безопасности в геоэкономической системе координат. Причем на современном этапе любое теоретическое исследование должно учитывать тенденции глобализации и интеграции в мирохозяйственной системе, которые коренным образом трансформируют все экономические и финансовые процессы и взаимосвязи. Данные вопросы рассматриваются в работах Делягина М., Дюмулена И., Игнатовой Т., Кузьмина С., Лесникова Г., Мартина Г.-П., Мясниковой Л., Пищика В., Савина В., Симонии Г., Солодкова Г., Тобина Дж., Тяпышева О., Хенкеля В., Черковца О., Шишкова Ю., Шуманна X. Кроме того, важными источниками информации по рассматриваемому вопросу явились опубликованные официальные и статистические материалы международных институтов.

Актуальность, недостаточная теоретическая и методологическая проработка основ обеспечения внешнеэкономической безопасности государства в динамично трансформирующейся мирохозяйственной системе определили выбор темы исследования, постановку его цели и задач.

Объект и предмет диссертационного исследования. Объектом исследования является процесс достижения внешнеэкономической безопасности государства в мирохозяйственной системе.

Предметом исследования являются теоретико-методологические основы обеспечения внешнеэкономической безопасности государства в геоэкономической системе координат, выявление стратегических направлений и механизмов повышения внешнеэкономической безопасности в условиях глобализации.

Теоретико-методологической основой диссертационного исследования послужили фундаментальные концепции и положения, представленные в трудах классиков и современных зарубежных и отечественных ученых марксистского, кейнсианского и институционального направлений, правовые акты и нормативные документы, программные и прогнозные разработки государственных органов власти и управления.

Информационно-эмпирическая база исследования представлена законодательными актами, статистическими и аналитическими материалами и обзорами, публикуемыми международными экономическими организациями, обобщенными статистическими данными Госкомстата РФ, фактическими материалами периодической печати, а также материалами, содержащимися в монографических и диссертационных работах, сборниках публикаций на научных конференциях, имеющими непосредственное отношение к теме диссертации.

Это позволило обеспечить репрезентативность исходных данных, надежность научно-методического инструментария, и, в целом, обоснованность основных выводов и положений диссертационного исследования.

Рабочая гипотеза диссертационной работы заключается в представлении теоретических положений и обосновании научной позиции автора, согласно которой теоретико-методологической основой политики обеспечения внешнеэкономической безопасности государства в условиях динамичной трансформации мирохозяйственной системы под воздействием процессов глобализации и транснационализации является геоэкономический подход к разработке её стратегических направлений, позволяющих нейтрализовать существующие угрозы и повысить сопротивляемость экономики к прогнозируемым негативным внешним воздействиям. для получения долговременных стратегических эффектов. На основе этого автор выносит на защиту ряд положений диссертации.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

2. Основываясь на геоэкономическом подходе к анализу экономических процессов, мы полагаем, что необходимо отмечать не примат внутренних угроз над внешними, а их взаимосвязанность и взаимовлияние. Причем воздействие внутренних и внешних угроз может агрегироваться в сторону усиления общей угрозы, а может и ослабляться путем их взаимной нейтрализации. Методологически следует различать угрозы экономической безопасности и слабые стороны национальной экономики, которые могут в долгосрочном периоде способствовать нарастанию уязвимости страны к угрозам. Нейтрализация слабостей национальной экономики (угроз второго порядка) является стратегической задачей обеспечения экономической безопасности страны.

3. Экономические процессы играют роль ведущего фактора в жизни мирового сообщества, противостояние из политической и военной сферы сместилось преимущественно в экономическую область, решение многих политических задач достигается экономическими методами, что приводит к экономизации политики. Противоречие между экономическими интересами государств и наднациональных институтов является на современном этапе определяющим для системы внешнеэкономической безопасности государства. Причем это противоречие является многоаспектным и не абсолютным, нося диалектический характер и принимая разнообразные формы: от прямого противостояния до конструктивного и взаимовыгодного сотрудничества с формированием интернационального интереса.

4. Категорию «региональная экономическая безопасность», по нашему мнению, целесообразно использовать применительно к региональным интеграционным объединениям государств, на уровне которых идет активный поиск механизмов нейтрализации новейших угроз, появившихся в результате глобализации мировой экономики.

2. Система индикаторов внешнеэкономической безопасности и их пороговых значений должна включать комплекс не только количественных, но и качественных показателей, учитывающих как краткосрочные, так и долгосрочные тенденции. Причем, опираться на показатели стран, находящихся в периоде стабильного развития, для оценки уровня ВЭБ России представляется ошибочным, так как период трансформации российской экономики еще полностью не завершен.

3. Значительное усиление мощи и масштабов сфер, контролируемых транснациональными корпорациями в мирохозяйственной системе, привело к формированию своеобразной «плановой» меж- и внутрикорпоративной системы в связи с наличием особой специфики установления трансфертных цен между филиалами внутри ТНК и созданием стратегических альянсов между транснациональными корпорациями и транснациональными банками.

4. Процессы глобализации и интеграции делают национальные экономики более открытыми, а соответственно и очень чувствительными к краткосрочным колебаниям внешней хозяйственной конъюнктуры, кризисам и дестабилизирующему фактору, представленному в спекулятивном капитале, что превратилось в одну их основных внешних угроз для системы внешнеэкономической безопасности государства. Вследствие этого, необходимо регулировать движение спекулятивного капитала не деля его по институциональным образованиям, таким как валютный, фондовый рынки, рынок ссудных капиталов.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в раскрытии концептуального потенциала геогенезиса как теоретико-методологической основы обеспечения внешнеэкономической безопасности государства в условиях глобализации и транснационализации мировой экономики и определяется следующими элементами приращения научного знания:

— по специальности 08.00.14 — мировая экономика: уточнен подход к формированию системы индикаторов ВЭБ России и их пороговых значений, который должен комплексно учитывать не только количественные, но и качественные характеристики пороговых значений в их динамике; обосновано формирование своеобразного «планового» сектора в мировой экономике в связи со значительным усилением роли ТНК, для которых характерна специфическая система установления внутренних трансфертных цен, модифицирующая законы свободного рынка; выявлена и обоснована необходимость воздействия на виртуальный сектор мировых финансов как на целостный объект без деления его по институциональному признаку на валютный, фондовый рынки, рынок ссудных капиталов в связи с высокой динамикой движения спекулятивных капиталов; выявлены особенности ряда новейших угроз и вызовов внешнеэкономической безопасности государства в геоэкономической системе координат в связи с процессами мондиализации и ориентацией развитых государств на получение стратегических эффектов.

Теоретическая и практическая значимость работы определяется актуальностью поставленных задач и достигнутым уровнем разработки проблематики. Результаты, полученные в ходе исследования, имеют значение для дальнейшего анализа рассматриваемых проблем, выработки основных направлений обеспечения внешнеэкономической безопасности государства. Разработанные в диссертации методологические подходы и принципы могут быть использованы для совершенствования методов выявления и нейтрализации угроз и вызовов для экономической безопасности на государственном уровне.

Материалы диссертационного исследования могут быть рекомендованы для использования при разработке и преподавании учебных курсов по дисциплинам: «Экономическая теория», «Мировая экономика», «Международные валютно-кредитные отношения» и курса специализации «Геоэко ном и ка».

Апробация результатов работы. Основные положения и результаты исследования использовались автором в процессе преподавания курсов «Мировая экономика», «Управление ВЭД», «Маркетинг», курсов специализаций «Международные банковские системы», «Рынок ценных бумаг. Биржевое дело», докладывались на международных конференциях «Взаимодействие уровней власти в условиях федерализации (опыт России и Германии)» (г. Ростов-на-Дону, апрель 2002 г.), «Устойчивое развитие юга России: состояние, проблемы, перспективы» (г. Ростов-на-Дону, май 2003 г.), проводившихся в СКАГС при поддержке Фонда имени Фридриха Эберта, на научно-практической конференции молодых ученых СКАГС «Актуальные проблемы современного государственного строительства в России» (г. Ростов-на-Дону, октябрь 2002 г.). Автором разработан курс специализации «Геоэкономика» для студентов по специальности 060600 «Мировая экономика».

Публикации. Основное содержание и выводы диссертационного исследования опубликованы в 6 работах общим объемом 2 п.л.

Структура и объем работы. Цель и задачи исследования определили структуру работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, объединяющих 6 параграфов, заключения, библиографического списка литературы и приложений.

Источник

Внешнеэкономическая безопасность

Основные направления обеспечения внешнеэкономической безопасности России в условиях развития глобализационных процессов и вступления в ВТО. Основные направления минимизации угроз внешнеэкономической безопасности в условиях членства России в ВТО.

Рубрика Экономика и экономическая теория
Вид дипломная работа
Язык русский
Дата добавления 11.06.2018
Размер файла 439,4 K

ba

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Внешнеэкономическая безопасность как составная часть национальной экономической безопасности

1.1 Место внешнеэкономической безопасности в общеэкономической безопасности государства

1.2 Угрозы национальной безопасности России во внешнеэкономической сфере

2. Основные направления обеспечения внешнеэкономической безопасности России в условиях развития глобализационных процессов и вступления в ВТО

2.1 Современное состояние внешнеэкономической сферы России и оценка ее безопасности угроза внешнеэкономический безопасность глобализационный

2.2 Проблемы обеспечения национальных интересов в области привлечения иностранных инвестиций

2.3 Задачи повышения технологического уровня экономики

3. Направления минимизации угроз внешнеэкономической безопасности в условиях членства России в ВТО

3.1 Необходимость противодействия технологическому отставанию экономики на государственном уровне

3.2 Возможности изменений в отраслевой структуре экономики и поддержка отраслевых производителей в условиях вступления в ВТО

3.3 Меры по защите отечественных производителей и изменения в структуре внешней торговли

Актуальность темы исследования. Развитие процессов глобализации и международной экономической интеграции, повсеместное усиление конкуренции на различных уровнях хозяйствования, попытки использования роста влияния международных организаций в интересах отдельных государств или групп государств возводят проблему национальной экономической безопасности в один ряд с такими понятиями, как «государственный суверенитет», «территориальная целостность», «обороноспособность». Экономическую безопасность можно определить как материальную основу всей национальной безопасности, поскольку экономика является материальным базисом общества в целом и, соответственно, экономические угрозы могут прямо подрывать государственный суверенитет, приводить к колоссальному ущербу для страны и ее населения. В первую очередь, от экономической безопасности зависят защищенность и жизнеспособность государства, общества и устойчивость социально-экономического положения каждого его члена.

Среди основных видов национальной экономической безопасности отдельное место принадлежит внешнеэкономической безопасности. Внешнеэкономическая безопасность государства представляет собой такое состояние его экономической системы, при котором обеспечивается защищенность национальных экономических интересов от воздействия внешних угроз. В системе экономической безопасности необходимо выделять такой вид как внешнеэкономическая безопасность Российской Федерации потому, что понятие «внешнеэкономическая безопасность» используется для отражения возрастания таких факторов, как угрозы, риски, неопределенность и взаимозависимость национальных экономик в современном глобализирующемся мире.

Кроме того, события середины и второй половины 2014 года, ознаменовавшиеся введением против России односторонних экономических санкций со стороны все тех же развитых западных государств, ясно продемонстрировали, что никакое членство в ВТО не является гарантией от возможного произвола в отношении практически любой страны, не входящей в указанный выше «клуб избранных».

Именно поэтому обеспечение внешнеэкономической безопасности России после вступления в ряды этой организации остается особо важной задачей.

Степень разработанности проблемы. Вопросы экономической безопасности в условиях развития процессов глобализации в различных аспектах исследовались в трудах таких отечественных авторов, как Абалкин Л., Васильева Н., Глазьев С., Гринберг Р., Ищенко Л., Киреев А., Колесов В., Кулаков М., Некипелов А., Осьмова М., Пороховский А., Сенчагов В., Фаминский И., Юнусов Л. и др. Этим проблемам посвятили свои работы и зарубежные ученые: Линдерт П., Пебро М, Сакс Дж., Фишер С. и др.

Деятельность международных экономических организаций, в том числе ВТО, в современных условиях освещалась в работах Зубенко В., Красавиной Л., Кулакова М., Лисоволика Я., Мазуровой Е., Осьмовой М.Н. и других авторов. При этом возможные последствия присоединения России к ВТО в контексте ситуации в отдельных отраслях рассматривались в работах Бобылева С., Киселева С., Крылатых Э. и других отечественных специалистов.

В то же время обобщению проблем внешнеэкономической безопасности государства, возникающих в конкретных условиях уже после завершения всего переговорного процесса о вступлении в ВТО и самой процедуры вступления в ее ряды, в специальной литературе уделено явно недостаточно внимания. Попытка выявления таких проблем и cделана в предлагаемой диссертационной работе.

Цель и задачи исследования. Целью настоящего диссертационного исследования является выявление основных угроз внешнеэкономической безопасности России после присоединения к ВТО и определение направлений их нейтрализации.

В соответствии с целью исследования в работе ставятся и решаются следующие задачи:

— определить место и значение внешнеэкономической безопасности среди других основных видов национальной экономической безопасности;

— дать авторское определение понятию «угроза экономической безопасности государства во внешнеэкономической сфере» и раскрыть его содержание;

— выделить и проанализировать такое понятие, как технологическая безопасность во внешнеэкономической сфере;

— проанализировать формирующуюся многоуровневую систему государственного управления технологическим развитием и предложить меры по повышению ее эффективности;

— рассмотреть возможное негативное воздействие прямых иностранных инвестиций на российскую экономику, проистекающее из избирательности иностранных инвесторов, их концентрации на незначительном сегменте отечественной экономики и агрессивной политики, ведущей к монополизации рынка;

— показать, что в условиях введения против России западных санкций главным источником обеспечения устойчивого экономического роста становится активизация привлечения внутренних источников инвестиций;

— проанализировать потенциальные риски, возникающие для безопасности государства во внешнеэкономической сфере после вступления России в ВТО;

— исследовать инструменты и возможности, предоставляемые правилами ВТО для защиты интересов государства во внешнеэкономической сфере.

Объектом исследования в диссертации является внешнеэкономическая безопасность России.

Предметом исследования являются пути обеспечения внешнеэкономической безопасности Российской Федерации после присоединения страны к Всемирной торговой организации.

Теоретические и методологические основы исследования. Методологическую основу исследования составили такие общие методы, как диалектический и исторический, формально-логический, дедукции и индукции, анализ и синтез, восхождение от абстрактного к конкретному. Теоретические вопросы диссертации раскрыты на основе положений экономической теории и теории международной торговли, исследований представителей марксистской и неокейнсианской школ в области государственного регулирования экономики на различных уровнях, а также представителей институционализма.

Информационной базой при написании диссертации послужили официальные документы и законы РФ, исследования отечественных и зарубежных ученых, материалы международных организаций и Статистического ведомства РФ.

Рабочая гипотеза исследования основана на предположении о том, что вступление страны в ВТО, наряду с очевидными экономическими выгодами, может при определенных условиях нести непосредственные угрозы национальной безопасности во внешнеэкономической сфере, что требует комплекса дополнительных мер по защите отечественных производителей и национальной экономики в целом.

Научную новизну диссертационного исследования представляют следующие положения:

— Раскрыто понятие «угроза экономической безопасности государства во внешнеэкономической сфере», под которой следует понимать совокупность условий и факторов, препятствующих реализации национальных внешнеэкономических потребностей и интересов или создающих опасность для них и субъектов внешнеэкономической деятельности.

— С учетом абсолютного снижения объемов инвестиций в основной капитал из внутренних источников по итогам 2013 года аргументировано, что объективно ситуация требует привлечения масштабных иностранных инвестиций, без которых решить задачи модернизации производства не удастся. Одновременно в случае, прежде всего, с прямыми иностранными инвестициями, отмечая в целом их позитивное воздействие на российскую экономику, подчеркивается, что офшорное происхождение значительной их части, во-первых, является порождением и отражением целого ряда негативных проблем, связанных с состоянием инвестиционного климата в нашей стране, во-вторых, само может порождать и непосредственные угрозы внешнеэкономической безопасности страны.

— При этом показано, что в условиях обострения внешнеполитической обстановки и введения против России западных санкций для нашей страны становятся менее доступными не только зарубежные кредитные, но и инвестиционные рынки, в связи с чем обосновывается необходимость активизации привлечения внутренних источников накопления для обеспечения устойчивого экономического роста.

— Обосновано, что для обеспечения реальной безопасности во внешнеэкономической сфере в условиях членства в ВТО необходимо формирование экономики инновационного типа, соответствующей новому технологическому способу производства, построению которой способствует реализация стратегии технологического развития.

Отмечено, что обеспечение безопасности во внешнеэкономической сфере в период после вступления в ВТО предполагает, прежде всего, недопущение ухудшения ситуации в приоритетных с точки зрения национальной безопасности отраслях российской экономики, к которым относятся ряд высокотехнологичных отраслей обрабатывающей промышленности, металлургия, АПК.

— Предложен комплекс дополнительных мер по защите отечественных производителей в условиях членства в ВТО, включающих в себя:

• жесткое административно-дипломатическое отстаивание интересов тех отраслей, представители которых продолжают подвергаться дискриминации на рынках стран-членов ВТО, несмотря на достигнутые с Россией соглашения, в том числе в условиях действия односторонних санкций со стороны США, ЕС и других западных стран;

• максимально быструю реализацию заложенных в соглашение о вступлении в ВТО возможностей по конкретной бюджетной поддержке отдельных отраслей российской экономики;

• использование тех возможностей государственной поддержки, которые напрямую не отражены в соглашении, но не запрещены правилами ВТО.

Практическая значимость исследования. Теоретические положения работы могут быть использованы в качестве основы для последующих исследований мер по обеспечению эффективной безопасности во внешнеэкономической сфере через формирование современной экономики инновационного типа. Теоретические выводы автора могут быть также использованы при разработке государственной стратегии технологического развития, включающей реализацию долгосрочных целей технологической модернизации на различных уровнях, а также при разработке конкретных мер усиления государственного контроля за деятельностью иностранного капитала, особенно в отношении охраны окружающей среды, защиты прав потребителей и регламентации отдельных видов деятельности.

Практические рекомендации, сделанные автором, применимы при разработке и реализации мер по защите отечественных производителей в условиях членства в ВТО, особенно в наиболее «чувствительных» отраслях российской экономики, таких, как металлургия, агропромышленный комплекс, а также высокотехнологичные отрасли обрабатывающей промышленности.

Отдельные разделы и положения диссертации могут быть использованы при чтении учебных курсов «Международная экономика», «Экономическая безопасность», «Международная конкурентоспособность», «Внешнеэкономическая деятельность» и других.

1. Внешнеэкономическая безопасность как составная часть национальной экономической безопасности

1.1 Место внешнеэкономической безопасности в общеэкономической безопасности государства

В последние десятилетия происходит процесс усиления взаимозависимости отдельных стран в рамках единой глобальной системы. Этот процесс, носящий объективный характер, получил название глобализации. Базисную основу данной закономерности составляет экономическая глобализация. Она характеризуется большей открытостью и кардинально возросшей взаимозависимостью национальных экономик различных стран, формированием экономического пространства, в котором отраслевая и региональная структура, условия обмена технологиями, перемещения капитала и рабочей силы определяются глобальными экономическими тенденциями. Усиливающаяся глобализация экономики выражается также в опережающем росте международной торговли по сравнению с ростом ВВП, формировании и развитии работающих в режиме реального времени мировых финансовых рынков. Современные информационные системы создали условия для максимально быстрого перемещения финансового капитала по всему миру, что, помимо прочего, приводит к синхронизации мирового экономического цикла и, соответственно, периодическим кризисам, имеющим уже планетарный характер.

Принципиальное значение имеет вопрос о последствиях глобализации экономики как сложного и противоречивого явления. Позитивная сторона этого явления выражается в облегчении хозяйственного взаимодействия между странами, их доступа к передовым достижениям человечества, современным технологиям, производственному и управленческому опыту, в обеспечении экономии ресурсов и повышении производительности труда, в ускорении мирового социально-экономического прогресса.

Однако существуют и негативные последствия экономической глобализации. Так, для менее развитых государств это проявляется в навязывании странами так называемого «золотого миллиарда» сырьевой направленности экономики, стремление последних к закреплению статуса менее развитых государств в качестве мировой периферии. У менее развитых государств, как правило, высокий внешний долг перед международными финансовыми организациями, потеря в той или иной степени контроля над своими ресурсами. Сюда же следует отнести неравномерность социально-экономического развития регионов, поддерживаемую путем избирательного иностранного инвестирования, неравноправное международное научно-техническое сотрудничество, зависимость менее развитых государств от импорта технологий и продовольствия, «бегство» капитала и отток квалифицированных кадров, разорение малого бизнеса в результате глобальной конкуренции, рост безработицы и снижение уровня жизни определенных слоев населения и т.д.

Перечисленные негативные последствия приводят к подрыву не только экономической, но и в целом национальной безопасности отдельных государств. Таким образом, исследование проблем разных видов безопасности и способов их обеспечения приобретают в условиях глобализации особую актуальность.

Изначально безопасность национального государства понималась как защищенность его территории от угрозы внешнего военного нападения или внутреннего сепаратизма. Такое понимание сохранилось и сегодня. Это значит, что речь идет либо о внешней угрозе безопасности, либо о внутренней угрозе. В современных условиях безопасность государства раскрывается через такие категории и понятия, как «независимость», «государственный суверенитет», «территориальная целостность», «обороноспособность».

В период после Второй мировой войны постепенно обозначаются новые тенденции в мировом развитии, оказавшие влияние на эволюцию понятия и само содержание безопасности.

· Во-первых, началось распространение ценностей демократического государственного управления, что повлекло за собой появление влиятельных социальных слоев, которые заявляли о несоответствии своих групповых интересов официальной трактовке государственно-национальных интересов. Выяснилось, что, когда шла речь о безопасности государства, под понятием «государство» подразумевались, в первую очередь, правящая элита и государственная бюрократия. Расхождение между интересами верхних эшелонов государственной власти и различных общественных групп по мере становления гражданского общества часто становится все более явным. В случае кризисных явлений в государстве разные социальные группы несут различный ущерб. Более того, как правило, существует и ряд социальных субъектов, которые обогащаются в ходе кризиса. Таким образом, защита от внешних угроз становится недостаточным условием безопасности с позиции разных социальных слоев внутри страны. Причем некоторые из них могут даже страдать от государственной политики, главным приоритетом которой существующая власть называет отражение внешних угроз.

· Во-вторых, усложнение социальных систем, функционирующих в рамках современных государств, и задача обеспечения их устойчивости стали требовать не только возможного отражения посягательств со стороны других государств, но и внутреннюю защиту граждан от таких, например, проблем, как последствия стихийных бедствий. Но главным виделась защита от социальных рисков: болезней, утраты трудоспособности, нищеты, старости, экономических потрясений и пр. Так, в этот период ряд стран Запада предпринял попытку построить «государство всеобщего благосостояния», а СССР со своими союзниками активно проводили политику минимизации неравенства в доходах и уровнях благосостояния граждан. Общество и там, и там начало воспринимать определенные социальные стандарты как обязательные условия нормального существования. Можно сказать, что представление о «социальной безопасности» расширило рамки традиционного понимания национальной безопасности

· В этой связи возникло даже понятие «безопасность общества». Главными угрозами для этого вида безопасности являются неспособность власти поддерживать правопорядок в стране, обеспечивать необходимый уровень благосостояния социальных групп и общества в целом, а также пресекать злоупотребления со стороны государственного аппарата, чиновничества.

· Наконец, в-третьих, в проблематику безопасности было включено понятие «безопасность личности». На самом деле, в рамках любого социально-экономического устройства каждый индивид имеет право на благоприятные условия существования и возможности для саморазвития. Поэтому, учитывая сказанное выше, сюда следует отнести защиту как от физических угроз безопасности человека, так и от новых угроз, возникших в эпоху глобализации [60, с. 15].

Разработка проблем безопасности продолжается. В Федеральном законе Российской Федерации «О безопасности» деятельность по обеспечению безопасности включает в себя среди прочих и пункт 7) организацию научной деятельности в области обеспечения безопасности [1, с.1].

Интегрирующим понятием, включающим в себя безопасность личности, общества и государства, выступает национальная безопасность. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года определяет ее как «состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства» [12, с.1].

Таким образом, можно определить содержание категории «национальная безопасность» как защищенность национальных интересов в экономической, социальной, внутриполитической, международной, информационной, военной, экологической, пограничной и других сферах. Составной и важнейшей ее частью является экономическая безопасность. Более того, можно определить экономическую безопасность как материальную основу всей национальной безопасности, поскольку мы исходим из положения, что экономика, т.е. производство, распределение, обмен и потребление благ и услуг, является материальным базисом общества в целом. Соответственно, экономические угрозы могут подрывать государственный суверенитет, приводить к колоссальному ущербу для страны и ее населения. Следовательно, и в системе национальной безопасности в современных условиях базисная роль по праву принадлежит экономической безопасности. В первую очередь, от нее зависят защищенность и жизнеспособность государства, общества и устойчивость социально-экономического положения каждого его члена.

Принято выделять различные уровни экономической безопасности: международную, национальную, региона, отрасли, фирмы и даже экономическую безопасность семьи и личности. По мнению диссертанта, именно национальная экономическая безопасность имеет определяющее значение для функционирования и обеспечения устойчивости всех остальных уровней экономической безопасности, которые более изменчивы и в некотором смысле производны от национального уровня. Поэтому в дальнейшем в тексте исследования будет рассматриваться только этот уровень.

В литературе предложено много определений категории национальной экономической безопасности. Приведем лишь некоторые примеры.

Так, российский специалист Г.С. Вечканов (Санкт-Петербург) утверждает, что «…это экономическая категория, характеризующая такое состояние экономики, при котором обеспечивается устойчивый экономический рост, оптимальное удовлетворение общественных потребностей, рациональное управление, защита экономических интересов на национальном и международном уровнях» [22, с.45].

Иной подход использует Т.Е. Кочергина, определяя экономическую безопасность как «…такое состояние экономической системы, при котором она имеет возможность воспроизводить саму себя в соответствии с поставленными целями в неизменных масштабах, с постоянными количественными и качественными характеристиками. Воспроизводство в расширенном или суженном масштабах свидетельствует о перераспределении ресурсов, обусловленном необходимостью предотвращения опасности» [38, с.6].

По нашему мнению, в приведенном определении не совсем ясно, является ли суженное и даже расширенное воспроизводство экономической системы состоянием экономической безопасности, коль скоро упор делается на простое ее воспроизводство. Второй вопрос: как и кем осуществляется постановка целей для этой системы?

В свою очередь, Е.И. Кузнецова дает свое определение экономической безопасности: «…это такое состояние экономики страны, которое по объемным экономическим и структурным показателям достаточно для обеспечения независимого от внешнего давления политического и социально-экономического развития государства и которое делает возможным инвестиции в человеческий капитал, создает условия для цивилизованной жизни, свободного и развития, и самовыражения населения, в частности, за счет поддержания уровня легальных доходов, обеспечивающего большинству населения определенный уровень благосостояния, не ниже достигнутого ранее» [41, с. 42-43].

Наконец, хотелось бы привести еще одно определение экономической безопасности как «состояния системы экономических отношений между субъектами хозяйствования (производителями и потребителями), индивидами, государственными институтами, как в рамках национальной экономики, так и в сфере внешнеэкономической деятельности, обеспечивающего возможность полной реализации и защищенность жизненно важных экономических интересов от внешних и внутренних угроз через достижение в оптимальном соотношении с интересами других субъектов хозяйствования» [63, с. 31]. Некоторые специалисты предпочитают даже в учебниках не давать своего определения экономической безопасности, просто приводят без всякого анализа несколько дефиниций из разных источников [66, с. 18-19].

Различия между всеми приведенными определениями обнаружить достаточно просто.

По мнению диссертанта, при определении содержания рассматриваемой категории нужно исходить из прямого значения понятия безопасности как отсутствия опасности или, иначе говоря, защищенности кого-то (чего-то) от кого-то (чего-то) [48, с. 41]. Применительно к экономике в теоретическом плане безопасность представляет собой совокупность производственных отношений, которые, как известно, проявляются в виде экономических интересов. Так вот, именно состояние защищенности интересов общества в хозяйственной сфере образует глубинную основу экономической безопасности.

К основным видам национальной экономической безопасности относят: научно-технологическую, энергетическую, промышленную, продовольственную, демографическую, экологическую, финансовую и др. Среди них отдельное место принадлежит внешнеэкономической безопасности.

Проблема внешнеэкономической безопасности как вида национальной экономической безопасности остается относительно малоизученной, однако интерес к отдельным ее аспектам наблюдался в отечественной и зарубежной научной литературе еще с середины 70-х гг. ХХ века. Внимание ученых акцентируется, в первую очередь, на анализе общего теоретического содержания категорий глобализации и экономической безопасности, концепции национальных экономических интересов и выработке механизма обеспечения внутренней экономической безопасности. Обобщенная схема стратегии в области экономической безопасности России, в том числе связанная с политикой внешнеэкономической деятельности, впервые была сформулирована на официальном уровне лишь в 1996 году в «Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации» [10].

В ней, в частности, обозначены проблемы усиления топливно-сырьевой направленности экономики, низкой конкурентоспособности отечественной продукции по сравнению с зарубежными аналогами, отсутствия НТП и ряд других. Однако даже спустя почти 20 лет проблемы, обозначенные в указанной «Государственной стратегии…», по-прежнему сохраняют актуальность и все еще ждут своего решения.

При этом необходимо обратить внимание на один важный момент: некоторые исследователи даже в относительно новых публикациях при анализе структуры экономической безопасности отдельно не выделяют внешнеэкономическую безопасность. Это касается, например, работы Д.В. Гордиенко. В то же время он рассматривает внешние факторы, влияющие на состояние общей экономической безопасности государства [29, с. 23,48].

И в обширном исследовании под редакцией В.К. Сенчагова, посвященном экономической безопасности России, авторы предпочитают использовать термин «внешнеэкономические аспекты экономической безопасности» [64, с. 445].

Тем не менее, значительная часть исследователей все же считает актуальным и насущным выделение внешнеэкономической безопасности Российской Федерации в системе экономической безопасности. Это связано с такими процессами, как глобализация мирового хозяйства и усиление межгосударственной интеграции, при этом понятие «внешнеэкономическая безопасность» используется для отражения возрастания таких негативных факторов, как угрозы, риски, неопределенность и взаимозависимость национальных экономик в современном глобализирующемся мире.

В современной экономической литературе предлагаются различные определения внешнеэкономической безопасности. Приведем лишь некоторые из них:

· Под внешнеэкономической безопасностью следует понимать готовность и способность институтов власти создавать механизмы реализации и защиты национальных интересов развития отечественной экономики во внешнеэкономической сфере (в контексте международной экономической безопасности) через систему ее критериев и показателей, при которых результаты внешнеэкономической деятельности будут содействовать экономическому росту страны [88, с. 23].

· Внешнеэкономическая безопасность страны реализуется при проведении независимой внешнеторговой политики, направленной на формирование национального хозяйства, интегрированного в мировую экономику и устойчивого к воздействию неблагоприятных внешних факторов. Необходимой основой для реализации внешнеэкономической безопасности является конкурентоспособность отечественной продукции на мировом рынке [50, с. 470].

Однако, как видно из приведенных выше примеров, споры ученых об определении внешнеэкономической безопасности зачастую приводят не только к усложнению самого понятия, но и в определенной степени вообще к нивелированию разницы между понятиями «национальная», «экономическая» и «внешнеэкономическая» безопасность.

Учитывая сказанное выше, сформулируем авторское определение внешнеэкономической безопасности. Итак, внешнеэкономическая безопасность государства представляет собой такое состояние его экономической системы, при котором обеспечивается защищенность национальных экономических интересов от воздействия внешних угроз.

Структура внешнеэкономической безопасности

Разновидность внешнеэкономической безопасности

Источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями: