секта определение признаки и виды

Характерные признаки секты

В боль­шей или мень­шей сте­пени секты харак­те­ри­зу­ются сле­ду­ю­щими при­зна­ками:

1. Рели­ги­оз­ная реклама (мар­ке­тинг)

Секты всегда заняты, как на базаре навя­зы­ва­нием своего товара, то есть рас­про­стра­не­нием своего учения и вер­бов­кой новых членов осо­быми сред­ствами. Сек­тант­ская про­па­ганда обра­щена не к уму или сердцу чело­века, не к высшим его побуж­де­ниям, но к стра­стям, к под­со­зна­нию. Рели­ги­оз­ный мар­ке­тинг – это бук­вально навя­зы­ва­ние своего веро­уче­ния в формах, исклю­ча­ю­щих раци­о­наль­ное осмыс­ле­ние. Сюда отно­сятся все виды рекламы в сред­ствах мас­со­вой инфор­ма­ции, улич­ная реклама, поч­то­вая реклама. Это и назой­ли­вые при­гла­ше­ния посе­тить собра­ния или семи­нары с неопре­де­лен­ными назва­ни­ями («изу­че­ние Библии» – секта Муна, иего­ви­сты; «изу­че­ние англий­ского языка» – мор­моны; «собра­ние всех, кто обес­по­коен судь­бой России» – рери­хов­ское дви­же­ние, секта «Святая Русь»; «фести­вали и семи­нары по вопро­сам семей­ной жизни» – секта Муна, «пси­хо­ло­ги­че­ская дрес­си­ровка (тре­нинг), раз­ре­ше­ние про­блем обще­ния» – секта сай­ен­то­ло­гии; «вос­пи­та­ние детей, бла­го­тво­ри­тель­ные кон­церты» – секта «Семья»; «семи­нары по вопро­сам педа­го­гики и меди­цины» – секты Акба­шева). Это и частая мас­ки­ровка под Пра­во­сла­вие с исполь­зо­ва­нием пра­во­слав­ных сим­во­лов псевдо­хри­сти­ан­скими тече­ни­ями, рери­хов­ским дви­же­нием (напри­мер, «Духов­ный центр им. Сергия Радо­неж­ского») и экс­тра­сен­сами, адеп­тами дви­же­ния New Age.

2. Агрес­сив­ный про­зе­ли­тизм и пси­хо­ло­ги­че­ское дав­ле­ние

Рели­ги­оз­ная реклама (мар­ке­тинг) – след­ствие сек­тант­ской уста­новки на посто­ян­ную вер­бовку новых сто­рон­ни­ков (адеп­тов). Нови­чок всегда окру­жа­ется особым вни­ма­нием, его созна­ние должно быть активно пере­стро­ено. У муни­тов это назы­ва­ется «бом­бар­ди­ровка любо­вью»: у вер­бу­е­мого созда­ется ощу­ще­ние, что именно его ждали в секте, каждое его заме­ча­ние с вос­тор­гом оце­ни­ва­ется как весьма ост­ро­ум­ное и глу­бо­кое, его не отпус­кают ни на минуту, чтобы не оста­вить его наедине с его мыс­лями и пере­жи­ва­ни­ями (эта мето­дика назы­ва­ется «сэнд­вич» – два сек­танта должны бук­вально зажать как в тисках чело­века и не отпус­кать даже когда он отправ­ля­ется в туалет). В секту легко попасть, но трудно выйти из нее, так как, во-первых, всегда нахо­дят ком­про­ме­ти­ру­ю­щий чело­века мате­риал, соби­ра­е­мый при поступ­ле­нии в секту на особых про­це­ду­рах «испо­веди» или анке­ти­ро­ва­ния. Во-вторых, всту­пив­ший в секту должен совер­шить посту­пок, ста­вя­щий его вне тра­ди­ци­он­ных обще­ствен­ных и нрав­ствен­ных связей: отречься от роди­те­лей, от веры своих отцов, при­знать, порой пись­менно, всю свою пред­ше­ству­ю­щую жизнь ошиб­кой. В‑третьих, жела­ю­щий поки­нуть секту под­вер­га­ется дав­ле­нию и пре­сле­до­ва­нию бывших своих «собра­тьев,» угро­зам и шан­тажу.

3. Двой­ное учение

Вер­бов­щики не сооб­щают тем, кого завле­кают в секту, всей правды об исто­рии секты, ее осно­ва­теле и ее под­лин­ном веро­уче­нии потому, что в сектах име­ется двой­ное учение – одно для рекламы своей секты, для при­да­ния ей «чело­ве­че­ского лица», а другое – для внут­рен­него поль­зо­ва­ния. Дей­стви­тельно, кто бы захо­тел посе­щать «семи­нары по Библии» у муни­тов, если бы сразу был уве­дом­лен, что осно­ва­тель этой секты – оккуль­тист, мно­го­же­нец и хули­ган, про­воз­гла­сив­ший Спа­си­теля неудач­ни­ком, а самого себя – «хри­стом», то есть с точки зрения хри­сти­ан­ства – анти­христ? Кто бы пошел в гости к рери­хан­цам в «Духов­ный центр им. Сергия Радо­неж­ского,» если бы знал, что здесь не веруют ни в Вос­кре­се­ние Хри­стово, ни вообще в Бога, а, вслед за осно­ва­те­лями, вос­хва­ляют сатану и прак­ти­куют идо­ло­слу­же­ние? Рели­ги­оз­ные учения, навя­зы­ва­е­мые сего­дня рос­сий­ским граж­да­нам, в конеч­ном счете, направ­лены на раз­ру­ше­ние тра­ди­ци­он­ной рос­сий­ской куль­туры, а потому всегда мас­ки­ру­ются под обще­при­знан­ные цен­но­сти.

4. Иерар­хия

Чтобы узнать скры­ва­е­мое учение, чело­век должен быть посвя­щен на опре­де­лен­ную сту­пень иерар­хии в секте. Орга­ни­за­ция секты строго иерар­хична. Чтобы полу­чить какой-либо резуль­тат, напри­мер, оправ­дать запла­чен­ные деньги или просто про­яв­лен­ный инте­рес и потра­чен­ное время, необ­хо­дим пере­ход на сле­ду­ю­щую сту­пень. Напри­мер, в секте Муна суще­ствует «лест­ница» из многих семи­на­ров – ввод­ный, одно­днев­ный, двух­днев­ный, трех­днев­ный, семи­днев­ный, два­дцати одно­днев­ный, а также слож­ная система член­ства и уча­стия в дея­тель­но­сти секты. В секте сай­ен­то­ло­гии Рона Хаб­барда, чело­век опла­тив и пройдя началь­ный курс, узнает в самом конце, что самое глав­ное и инте­рес­ное будет рас­кры­ваться лишь на сле­ду­ю­щем курсе, за кото­рый плата отдель­ная и т.д. То же харак­терно для секты после­до­ва­те­лей «живой этики»: сту­пен­ча­тое посвя­ще­ние в тайны «учения» по мере более актив­ного уча­стия в дея­тель­но­сти секты. Иерар­хи­че­ское устрой­ство поз­во­ляет дер­жать под стро­гим кон­тро­лем и направ­лять дей­ствия членов секты на всех ее сту­пе­нях и не допус­кать кри­ти­че­ского отно­ше­ния ни к учению секты, ни к ее лиде­рам.

5. Непо­гре­ши­мость секты и ее осно­ва­теля

6. Про­грам­ми­ро­ва­ние созна­ния

Чле­нами сект ста­но­вятся прежде всего люди с неустой­чи­вой пси­хи­кой, не име­ю­щие ясных нрав­ствен­ных кри­те­риев (мерила), духов­ных и куль­тур­ных знаний. Такие люди, ищущие, но не нашед­шие твер­дых осно­ва­ний в духов­ной жизни, как пра­вило, легко вну­ша­емы, то есть готовы отка­заться от своей сво­боды и при­нять уста­новки своих учи­те­лей. При этом чело­век полу­чает иллю­зор­ный смысл жизни, но мыш­ле­ние его может стро­иться лишь по при­ми­тив­ным схемам. В резуль­тате чело­век ока­зы­ва­ется в полной зави­си­мо­сти от сек­тант­ского учения, уча­стия в собра­ниях, ука­за­ний учи­те­лей и лиде­ров секты. Спе­ци­а­ли­сты срав­ни­вают сек­тант­скую зави­си­мость с нар­ко­ти­че­ской.

7. Духов­ный эли­тизм (избран­ни­че­ство)

Членам секты вну­ша­ется мысль о том, что они – един­ственно спа­сен­ные люди, что все окру­жа­ю­щие – люди «вто­рого сорта,» обре­чен­ные на поги­бель потому, что не раз­де­ляют учения секты. Без этого каче­ства секта суще­ство­вать не может, ведь иначе трудно объ­яс­нить себе и окру­жа­ю­щим, почему члену секты необ­хо­димо отде­литься в образе жизни от всех тра­ди­ци­он­ных цен­но­стей, почему он обязан посто­янно рекла­ми­ро­вать учение секты, почему членов секты не при­ни­мают в обще­стве. В сектах оккульт­ного направ­ле­ния дела­ется упор на «само­со­вер­шен­ство­ва­ние», то есть раз­ви­тие в чело­веке пара-нор­маль­ных спо­соб­но­стей, отли­ча­ю­щих членов секты от обыч­ных людей.

8. Кон­троль жиз­не­де­я­тель­но­сти

Конеч­ная цель сек­тант­ской орга­ни­за­ции – кон­троль над мно­гими, а в идеале – над всеми сфе­рами жизни чело­века. Для дости­же­ния этой цели всту­пив­ших в секты выры­вают из при­выч­ной жизни, лишают зна­ко­мого круга обще­ния. Во многих сектах исполь­зу­ются особые посе­ле­ния сек­тан­тов в домах или квар­ти­рах, пере­обо­ру­до­ван­ных под «ашрамы» или «мона­стыри», часто пере­на­се­лен­ные. Адепты имеют интен­сив­ный рас­по­ря­док дня, огра­ни­чи­ва­ются во сне и пище, ведут напря­жен­ную дея­тель­ность, не остав­ля­ю­щую воз­мож­но­сти кри­ти­че­ски осмыс­лить сек­тант­ское веро­уче­ние и лич­но­сти лиде­ров. В неко­то­рых дви­же­ниях для дости­же­ния кон­троля над адеп­тами при­бе­гают к помощи пси­хо­троп­ных средств и гип­ноза. В конеч­ном счете сек­танты при­но­сят в жертву секте свое время, здо­ро­вье, иму­ще­ство (квар­тиры чаще всего или про­да­ются, или отда­ются для устрой­ства офисов секты или «ашра­мов»), а иногда и свою жизнь. Секты редко доволь­ству­ются своим вли­я­нием только на адеп­тов, но обычно стре­мятся его рас­про­стра­нить на членов их семей, близ­ких людей, зна­ко­мых. Дети сек­тан­тов должны вос­пи­ты­ваться в духе сек­тант­ского учения и вырас­тают пре­дан­ными сто­рон­ни­ками. По мнению спе­ци­а­ли­стов, именно из их числа могут быть сфор­ми­ро­ваны отряды для осу­ществ­ле­ния тер­ро­ри­сти­че­ских актов.

9. Поли­ти­че­ские цели

Многие секты, такие как Цер­ковь Объ­еди­не­ния Муна, «Сви­де­тели Иеговы», сай­ен­то­ло­гия Рона Хаб­барда, и другие, явля­ются круп­ными про­мыш­лен­ными и финан­со­выми «импе­ри­ями,» стре­мя­щи­мися полу­чить власть над всем миром. Напри­мер, «Мани­фест Вар­наш­рамы», один из доку­мен­тов «Меж­ду­на­род­ного обще­ства созна­ния Кришны», пишет о гря­ду­щем обще­стве «побе­див­шего криш­на­изма» как об обще­стве касто­вом, раз­де­лен­ном на сверх­че­ло­ве­ков – криш­на­и­тов и рабов-шудр, кото­рым пред­на­зна­чен тяже­лый и бес­про­свет­ный труд, а все­мо­гу­щая элита будет решать, напри­мер, к какому сосло­вию будет при­над­ле­жать ново­рож­ден­ный мла­де­нец. «Сви­де­тели Иеговы» вещают о необ­хо­ди­мо­сти устро­е­ния «нового миро­вого порядка» воз­глав­ля­е­мого «единым пра­ви­тель­ством», состо­я­щим только из членов этой секты. Кореец Мун, осно­ва­тель секты «Цер­ковь Объ­еди­не­ния», прямо гово­рит о том, что его должны при­нять все пра­ви­тель­ства мира как своего гос­по­дина.

Источник

Как понять, что человек попал в секту: 7 признаков

lazy placeholder

Многие секты, которые действуют по всему миру, могут быть очень опасны для общества. Свобода в выборе вероисповедания привела к тому, что сект с каждым годом становится отнюдь не меньше, а власть их только крепнет. Это значит, что каждый человек может рано ли поздно столкнуться с сектой и ощутить на себе ее последствия.

Чем отличается секта от религии?

Для того, чтобы понять принцип сектантства, кто такие сектанты и что делают, необходимо уловить ту самую разницу между религией и сектой. Грань между ними очень тонка, и без понятия принципа действия сложно отличить ложь от истины. Отличие секты от религии:

Классификация тоталитарных сект

Сегодня в мире много псевдорелигиозных организаций открыто, все они имеют дополнительную классификацию и признаки. Тоталитарные секты можно разделить по источникам:

Также они разделяются по времени появления:

lazy placeholder

По направлению деятельности:

А вот по опасности для общества, кроме тоталитарных, они еще бывают деструктивными, отдельно выделяют секты-убийцы.

Какие бывают секты?

Учитывая тот момент, что сект становится все больше, тяжело даже специалистам классифицировать такие группировки. Признаки секты начали существенно отличаться друг от друга, чтобы заманивать людей придумывают все более новые и изощренные методы. Критерии, которые характеризуют виды сект:

lazy placeholder

Религиозные секты

Христианские секты перекраивают на свой лад и ставят под сомнение всю христианскую веру. Они создают собственные божественные откровения и уверяют, что писания их лидера – это голос самого Бога. Такие писания не только приравниваются к священным, но и имеют авторитет больше, чем сама Библия. Признаки христианской секты заключаются в том, что божественный лик личности Христа отрицается полностью. Не верят сектанты в его непорочное зачатие, в жизнь без греха и чудесное воскрешение.

Тоталитарные секты

Для подобных группировок характерен авторитарный метод и права человека жестко ограничены. Тоталитарные секты – это реальная опасность не только для здоровья, но и для жизни человека. Признаки тоталитарной секты легко рассмотреть под маской религии.

Сексуальные секты

Культы построенные, как на религии, так и на похоти проводятся в группировках такой направленности. Покупаясь на очередной путь к спасению, который является истинно верным, у людей притупляется мозг. Как правило, большинство сексуальных сект создает определенный человек с единственной целью — удовлетворить свои желания. Оргии в сектах явление постоянное и неотъемлемое.

Оккультные секты

Мистические переживания, которые положены в основу вероучения – это основное понятие секты. Признаки оккультной секты выделяют ее среди религиозных сект других направленностей:

lazy placeholder

Коммерческие секты

Рассуждая на тему, какие секты существуют, сложно представить, что в коммерции есть место сектантству. Если провести анализ, то такую деятельность, как сетевой маркетинг, можно смело записывать в коммерческие культы. Весь сетевой маркетинг построен на пирамиде, которой может руководить только верхушка айсберга. Чем больше включено методов с использованием манипуляционных средств у какой-то одной определенной фирмы, тем ближе она к сектантству.

Чем успешнее фирма и чем больше она распространена, тем больше вероятность, что это секта. Основные признаки:

Сатанинские секты

Одна из дичайших и криминальных группировок, даже на фоне тоталитарных. В стародавние времена культ сатаны сохраняли в тайне, в современном мире сатанизм уже не скрывается так рьяно. Это поклонение высшей форме зла и воспринимается больше, как черная магия. Псевдорелигия, сковавшая деструктивные секты, не только основана на поклонении дьяволу, все христианские добродетели там считаются пороками.

Сатанисты сражаются в вечной борьбе света и тьмы. Причем сражаются они на тёмной стороне, искренне полагая, что в итоге только она одержит победу. Культ сатаны существовал еще в дохристианский период. В этой секте модно было во всем времена приносить страшные жертвоприношения, нередко младенцев. Она опасна для жизни не только членов секты, но общества.

lazy placeholder lazy placeholder lazy placeholder lazy placeholder

Адепты в тюрьме, но секта продолжает работать

— Деструктивные культы посягают на имущественные интересы людей, манипулируют их сознанием… Неужели не существует способа пресечь деятельность сект?

— Пока в российском законодательстве отсутствует определение «секта», лидеров и участников деструктивных культов невозможно привлечь к ответственности за организацию псевдорелигиозной организации. Кроме этого, сложно отследить появление сект. Они никак не регистрируются в органах юстиции. Часто юридически бывают оформлены как благотворительные фонды и автономные некоммерческие организации. А, например, секта Куренкова из Староджерелиевской вообще никаким образом зафиксирована не была.

— Есть ли обходные пути, с помощью которых лжерелигиозные организации можно закрыть?

— В случае с сектой из станицы Староджерелиевской так и получилось. Расследование уголовного дела продолжается по ч.1 ст. 239 УК РФ (создание некоммерческой организации, посягающей на личность и права граждан), а также по п. «б» ч. 4 ст. 132 УК РФ (совершение насильственных действий сексуального характера в отношении лица, не достигшего четырнадцатилетнего возраста). И это большая победа! Но, к сожалению, мой опыт говорит о том, что в большинстве случаев доказать вину сектантов невозможно.

Например, несколько лет назад был такой случай. В «реабилитационный центр» попала молодая девушка, страдающая психическим расстройством. Пастор убедил ее не принимать таблетки, прописанные лечащим врачом, а также уговорил переехать жить в общину. Естественно, что без препаратов девушка чувствовала себя все хуже и хуже. Когда ее состояние обострилось, лидер секты позвонил родителям своей «ученицы» и сказал, что сейчас посадит ее на такси и отправит к ним. Этот «христианин» испугался и просто не знал, что делать с больным человеком. Девушка попала домой и вскоре начала испытывать сильнейшее чувство вины. Говорила родителям, что предала Иисуса, вернувшись к ним. Незаметно она выпила горсть нейролептиков и оказалась, что называется, одной ногой в могиле. Бригада врачей спасла. Но снова-таки возбудить уголовное дело не удалось. Показания девушки о ее жизни в секте попали под понятие «психологическое насилие». Если бы нам удалось доказать, что имело место быть доведение до самоубийства, то пастор отправился бы за решетку. Но, увы…

Изменить ситуацию способны лишь экстренные преобразования в российских законах и подзаконных актах. И это проблема любого региона России.

— Проводится ли в Краснодарском крае работа по выявлению деструктивных культов?

Справка Не первый год излюбленным местом сектантов в России становится Черноморское побережье Кубани. Культовым считается поселок Возрождение, что под Геленджиком. Там собираются люди причудливой внешности и странного поведения. Это анастасиевцы, рериховцы и представители других течений. Они считают дольмены местами духовной силы. А лидеры традиционно занимаются вербовкой новых участников собственных мошеннических схем.

«Ученики» со временем неизбежно совершают новые правонарушения. Получается порочный замкнутый круг. Изменить ситуацию способны лишь экстренные преобразования в российских законах и подзаконных актах. И это проблема любого региона России.

Ситуация с изуверской сектой в кубанской станице Староджерелиевской с новой силой всколыхнула экспертное сообщество, правоохранительные структуры, всю неравнодушную часть нашего общества. В начале апреля при поддержке психологического факультета КубГУ и аппарата краевого Уполномоченного по правам ребека в Краснодаре состоялась Всероссийская научно-практическая конференция с привлечением лучших местных экспертов по данной проблематике и гостей из других регионов. В апреле в Госдуме под председательством депутата Николая Валуева прошло экспертное совещание, одним из основных вопросов стала отработка механизмов предотвращения попадания в секты. Надеемся, что удастся повлиять на ситуацию.

Как распознать секту?

Большинство группировок стараются эффективно замаскировать свою деятельность. Разоблачение секты — дело не простое, но использовав ключевые характеристики, сделать это будет легче:

lazy placeholder

Признаки тоталитарной секты по Дворкину

В настоящее время правительство каждой из стран старается уберечь своих граждан от попадания в одну из тоталитарных сект. Например, правительство ФРГ регулярно печатает, а после и распространяет среди школьников листовки, в которых выделяет несколько основных признаков вовлечения в тоталитарную секту:

Как вербуют в секты?

Учитывая тот факт, что информации про опасность сект очень много, люди все равно попадают в расставленные ловушки. Как же получается такая профессиональная вербовка и как люди попадают в секты? Правда заключается в том, что у лидеров сект подкупающая харизма, плюс они профессионалы в манипуляции сознанием. Искусству убеждения в сектах обучают даже обычных проповедников.

Выбирают проповедники тех, кто склонен к внушению. Начинается все с агитации и приобщения к правилам. Чуть позже последует, что человека убедят ограничить общение с внешним миром. Как не попасть в секту? Уверенный и твердо стоящий на земле человек никогда не попадет в секту, но нет человека, у которого всегда все хорошо, значит, попасть в лапы секты может каждый:

История появления тоталитарных сект в России

Впервые в России о тоталитарных сектах узнали в начале 90-х прошлого столетия. За рубежом, в особенности в США, с проблемой столкнулись в 60-х годах, а после уже эта новая пагубная для каждого человека волна стала распространяться и по странам Западной Европы.

На Западе изначально секты воспринимались насторожено, но после отношения стали налаживаться. Большая часть сект влились в общество, заполняя ниши, которые еще не заполнены церквями. В России секты появились и распространились только благодаря иностранным миссионерам, а некоторые из направлений зародились именно на территории страны. Термин «тоталитарная секта» (признаки понятия рассмотрим позже) появился в русском языке в начале 90-х годов, а авторство приписывается историку церкви А. Л. Дворкину. Именно с тех пор оно применяется для классификации религиозных нетрадиционных, коммерческих групп, организаций и движений. А вот в английском языке термин используется, в основном чтобы объяснить российское понятие при рассказе о религиозной ситуации на территории России.

Как понять, что человек попал в секту?

Есть ряд признаков, которые помогают определить, что человек попал в религиозную группировку. Благодаря тому, что современные секты стали работать изощренными методами, таких людей видно.

lazy placeholder

Как вытащить человека из секты?

Религиозные группировки — это обычный бизнес. Стоящие у верхушки зарабатывают на этом большие деньги. Если человека туда уже затянули, вырвать его из секты очень тяжелая задача. При первых шагах в секте, человек находится в состоянии эйфории и как выйти из секты его совершенно не волнует. Там он может почувствовать собственную уникальность и значимость. Единственный способ — общение с семьей и грамотный психолог. Хорошо бы найти человека, который сумел выйти оттуда, он лучше всех знает, как бороться с сектой.

Как влияет пребывание в тоталитарной секте на психику человека?

Мы разобрались в понятиях и признаках тоталитарных сект, но как они влияют на психику человека? Они сильно разрушают личность, делая из него безвольного раба, готового на все пойти ради своего наставника. В результате длительного пребывания под влиянием гуру развиваются расстройства психики, появляется негативное психоэмоциональное состояние, а в самых тяжелых случаях может быть даже потеряна способность к осознанию своего поведения.

Члены секты теряют способность ставить перед собой цели и делать все возможное для их достижения. У них появляются сложности в общении, у них нет тем для разговора, они говорят только о Боге и спасении. Большая часть адептов живут в своем мире, который они сами нафантазировали, искажают реальность. Восстановить психику и научить человека жить без секты бывает очень сложно. Многие люди сходят с ума или заканчивают жизнь, наложив на себя руки.

Самые опасные секты мира

На планете действует огромное количество сект. Все они более или менее опасны, но когда речь идет не только о затуманивание сознания и о вымогательстве денег, но и терроризме, массовых самоубийствах, растлении малолетних и человеческих жертвоприношениях — становится страшно. Самые опасные секты мира занимались или занимаются этой деятельностью.

Самые знаменитые секты:

Если близкий человек становится замкнутым

— Существуют ли какие-то универсальные советы, как вовремя заметить, что близкий человек подвергся влиянию религиозной секты?

Сейчас полным полно псевдорелигиозных «гуру», мошенников, пользующихся духовной и религиозной безграмотностью людей, а также высоким доверием населения к знахарям, целителям, ведунам, колдунам, освободителям от алкоголизма от наркомании. У каждой секты есть своя ниша.

Человек, растворяющийся в лжеучении, шаг за шагом обрывает все свои прошлые социальные связи. Это поступательный, не сиюминутный процесс, но он заметен уже на ранних этапах.

Источник

О сектах по существу

20150909234024

Все чаще в СМИ появляется информация о появлении в России и на Украине всяческих сект и псевдорелигиозных организаций, рассчитанных в первую очередь на молодёжь. Причём распространяется это явление преимущественно в регионах. Почему секты снова активизировались? Насколько опасно сектантство? Есть ли в России законодательные способы борьбы с этим явлением? И как секты связаны с майданными технологиями цветных революций?

Попробуем разобраться с этим явлением, а также тем, какое влияние они оказывают на общество.

Определение понятие «секта»

А начнём с самого понятия, попытаемся уяснить, что такое — секта.

Разнообразие религиозных новообразований настолько велико, что возникла потребность в их общем наименовании. Ни в России, ни за рубежом нет единого мнения относительно их терминологического обозначения. Называют их по-разному: секты, нетрадиционные религии, новые религиозные объединения, альтернативные верования, возникающие религии или просто культы, Нью Эйдж — Религии Нового Времени и т.п. Отсутствие терминологического аппарата привело к тому, что толковать эти понятия каждый стал по собственному усмотрению, исходя из своей мировоззренческой позиции.

Понятие секта в русском языке используется в двух значениях, исторически связанных, но существенно различных. Тем не менее эти значения не всегда чётко различаются, и отрицательная коннотация, присущая одному из значений («тоталитарная секта»), переносится на секты в целом. Следует помнить, что это слово, как правило, обозначает не само учение, а организацию, его представляющую.

В большинстве случаев религиозные организации не приветствуют употребления по отношению к ним термина секта, предпочитая называться религией, церковью, конфессией или деноминацией. Само слово «секта» — не нейтральное, оно заключает в себе глубокий исторически обусловленный подтекст и в русском языке часто носит уничижительный оттенок. Косвенным подтверждением этому являются производные от этого термина слова «сектант», «сектантство» и «сектантский», которые вызывает негативные ассоциации и обычно используется полемически или уничижительно.

Исторический экскурс

Уже в латыни слово secta имело следующие значения:

Этимологически слово секта происходит от лат. secta от sequī — «следовать за кем-то, повиноваться»; при этом довольно рано это слово стало ассоциироваться со словом лат. sector и другими производными от seco — «резать, разделять, отсекать».

Слово «секта» изначально было нейтральным термином для описания отдельных политических, философских и религиозных групп, и употреблялось в полемическом контексте ещё в дохристианскую эпоху.

Уже в раннехристианскую эпоху оно стало обозначать ложное учение, отколовшееся от основной общины, используясь для перевода др.-греч. αἱρέϭις (которое тоже сначала значило просто «учение, школа, направление», а затем сузилось до понятия «ложное учение, ересь»). Эти два слова вплоть до Нового времени употреблялись на латинском Западе как синонимы.

После Реформации установилось разграничение значений терминов: слово — «секта» стало обозначать организацию или группу людей, а «ересь» — неортодоксальное учение, содержащееся сектой или деноминацией, причем это правило словоупотребления было обращено и в прошлое христианства (таким образом, можно, например, сказать, что секта севериан исповедовала монофизитскую ересь). Такое различение названных понятий было воспринято отечественной богословской наукой в синодальный период истории Русской Православной Церкви. В греческом же богословии до сегодня в обоих значениях употребляется только слово αἱρέϭις.

Согласно Толкового словаря русского языка под редакцией С.И.Ожёгова и Н.Ю.Шведова секта — это:

Термин недостаточно определённый, поскольку не выделяет характерных внутренних признаков, только внешние, если говорить о первом значении, а под второе значение подпадает любая группа, объединённая какими-то интересами, будь то семья, партия, корпорация или государство.

Термин секта используется в Рекомендации Парламентской Ассамблеи Совета Европы от 1994 г. №1178 «Секты и новые религиозные движения», где он не определяется. Этот же термин фигурирует в официальном дипломатическом документе посольства ФРГ — вербальной ноте МИД РФ от 22 ноября 1995 г. №2604. Во Франции принят Закон от 30 мая 2001 г. «О предупреждении и профилактике сектантских течений, ущемляющих основные права и свободы человека». Рассматривая его требования, Парламентская Ассамблея Совета Европы также употребляет термин «секта» в Резолюции №1309 «Религиозная свобода и религиозные меньшинства во Франции», принятой 18 ноября 2002 года.

Термин «тоталитарные секты» содержится в подписанной В.В. Путиным «Доктрине информационной безопасности России», в которой, в частности, говорится о:

необходимости противодействия негативному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров

А как представляющие наибольшую опасность для духовной жизни граждан указывается:

нанесение вреда здоровью и жизни граждан вследствие деятельности религиозных объединений, проповедующих религиозный фундаментализм, а также тоталитарных религиозных сект (Путин В.В. Доктрина информационной безопасности России http://www.scrf.gov.ru/documents/6/5.html).

Определённым этапом в споре по поводу использования неправового термина «секта» стало решение от 23 ноября 1999 года Конституционного Суда РФ, которое подтвердило возможность его использования и таким образом ввело его в юридическую практику. В связи с жалобами Религиозного общества Свидетелей Иеговы в городе Ярославле и религиозного объединения «Христианская церковь Прославления» Конституционный Суд констатировал, что сведения, сообщенные СМИ о Свидетелях Иеговы, соответствуют действительности. Изучив выписки из словарей и энциклопедий, Суд также пришёл к выводу, что употреблявшееся в газете и телепередаче понятие «секта» общеизвестно и используется в отношении религиозных организаций, исповедующих взгляды узкой группы людей по сравнению с подавляющим большинством. Следовательно, оно не может оскорбить чьих — либо чувств (Постановление Конституционного Суда РФ от 26 сентября 1997 г. 16-П По делу о проверке конституционности абзацев третьего и четвертого пункта 3 статьи 27 Федерального закона 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» http://www.medialaw.ru/article10/7/5-4.htm).

Таким образом, судебная практика в Российской Федерации исходит из допустимости термина секта и рассматривает его как вполне легитимный.

Вышеперечисленные документы показывают, что отсутствие понятия «секта» в нормативно-правовых документах России вовсе не ограничивает возможности его использования в юридической практике. Исходя из постановления Конституционного Суда, необходимо разработать системный комплекс правовых установлений, регламентирующих деятельность такого опасного феномена современной социальной жизни, каким являются секты. И, прежде всего, в современном российском законодательстве необходимо сформулировать содержательно и дать оценку понятию секта.

Содержательное определения понятия «секта»

Однако, отсутствие содержательного юридического определения секты вообще и секты «тоталитарной», в частности, позволяет навесить ярлык секты и сектантов на кого угодно. Это очень удобно для осуществления принципа «закон — что дышло: куда повернул — туда и вышло». Однако, если подумать, что профессору-религиоведу должно быть вполне по силам, определение секты можно дать и без того, чтобы прибегать к практике узаконенного произвола с его последующим анализом. Поэтому учёные дали определение понятия «секта» содержащее характерные признаки явления, отражающие его внутреннюю суть, а не внешние признаки, вроде «учение отделившееся от какого-ннибудь вероучения», «группа, замкнувшихся в своих мелких, узких интересах».

Но это определение вряд ли понравится профессору-религиоведу, поскольку исторически сложившиеся конфессии предстают на основе этого определения как наиболее многочисленные секты (в том смысле, что они отсекают верующего секте от Бога, подменяя живую религию — как диалог человека и Бога по жизни — обрядоверием и догматизмом), которые давно заняли в обществах господствующее положение и потому стали всем привычными атрибутами традиционной культуры.

Те объединения людей, которые традиционные конфессии именуют «сектами», — в своём большинстве такие же секты как и они, но не успевшие обрести легитимность в культуре общества.

Опишем более подробно эти пять основных признаков и добавим некоторые косвенные признаки, сопроводив всё конкретными примерами:

1. Наличие эзотерического и экзотерического учения, что по-русски означает: в секте всегда есть учение для толпы и учение для избранных — посвящённых иерархов.

Вербовщики не сообщают тем, кого пытаются привлечь в секту, всей правды об истории секты, её основателе и её подлинном вероучении потому, что в сектах имеется двойное учение — одно экзотерическое — для рекламы своей секты, для придания ей «человеческого лица», а другое — эзотерическое — для внутреннего пользования. Действительно, кто бы захотел посещать «семинары по Библии» у мунитов, если бы сразу был уведомлен, что основатель этой секты — многоженец, оккультист, провозгласивший Иисуса неудачником, а самого себя — «христом». Вероучения, навязываемые сегодня российским гражданам, в конечном счёте, направлены на разрушение традиционной российской культуры, а потому всегда будут маскироваться под общепризнанные ценности.

20150909234024

При этом членам секты внушается мысль о том, что они — единственно спасённые люди, что все окружающие — люди «второго сорта», обреченные на погибель потому, что не разделяют вероучения секты. Без этого качества секта существовать не может, ведь иначе трудно объяснить себе и окружающим, почему члену секты необходимо отделиться в образе жизни от окружающих, почему он обязан постоянно рекламировать учение секты, почему членов секты не принимают в обществе. В сектах оккультного направления делается упор на «самосовершенствование», то есть развитие в человеке паранормальных способностей, отличающих членов секты от обычных людей. Таким образом секта представляется её членам кладезью некоторого эзотеризма и они даже не подозревают, что в самой секте существует скрытое учение «для избранных».

20150909234026

2. Наличие определённых догматов учения, которые не подлежат обсуждению и должны приниматься адептами учения как истинные без каких-либо сомнений и рассуждений.

Непогрешимость догаматов вероучения секты или её основателя. Так Папа Римский считается непогрешимым, какой факт не оспаривается и РПЦ. Учение любой секты всегда претендует на то, что это высшая истина, причём истина «более свежая», чем истины всех прочих. Все «истины» вероучений сект получаются сверхъестественным путём, через «откровения», видения, контакты с духами (например, Мун общался с духом, который назвался«Христом» и дал указание создать секту). Разумеется, всё существовавшее в истории человечества до такого «счастливого озарения», объявляется ошибкой и недоразумением (в секте того же Муна сектанты должны держаться мнения о том, что их родина — именно Корея, которую осчастливил своим рождением «преподобный» Мун; для «свидетелей Иеговы» любовь к Отечеству абсурдна, и солдаты, погибшие за Родину — безумцы; рерихианцы верят, что весь мир, и Россия в частности, пребывали во тьме суеверий до того, как появилась возможность читать сочиненную Рерихами «агни-йогу».) Основатели сект — люди, наделяемые своими адептами божественными качествами, многие прямо провозглашают себя «Христами»: Мун, С. Тороп («Виссарион»), М. Цвигун («Мария Дэви»), Т. Ф. Акбашев (считает «Иисусом» не только себя, но и своих учеников), Секо Асахара, и множество других. Не иначе как «матерью мира» именуют Елену Рерих адепты рериховского движения. Общение, непосредственное или «духовное», мысленное, с лидерами-основателями должно доставлять невероятное счастье сектантам, их распоряжения должны выполняться с энтузиазмом.

20150909234027

3. Наличие ритуала, который сопровождает всякое собрание представителей секты и фактически является средством зомбирования их психики.

Ритуалы сопровождают все собрания сект. Обычно они пышны, торжественны и очень продолжительны. Их задача — погрузить психику адептов в трансовое состояние, чтобы они воспринимали установки и догматы вероучения секты без осмысления и сопротивления.

20150909234028

Контроль жизнедеятельности. Конечная цель сектантской организации — контроль над многими, а в идеале — над всеми сферами жизни человека. Для достижения этой цели адепты секты вырываются из привычной жизни, лишаются привычного круга общения. Во многих сектах используются особые поселения сектантов в домах или квартирах, переоборудованных под «ашрамы» или «монастыри», часто перенаселённые. Адепты имеют интенсивный распорядок дня, ограничиваются во сне и пище, ведут напряжённую деятельность, не оставляющую возможности критически осмыслить сектантское вероучение и личности лидеров. В некоторых движениях для достижения контроля над адептами прибегают к помощи психотропных средств и гипноза. В конечном счёте сектанты приносят в жертву секте свое время, здоровье, имущество (квартиры чаще всего или продаются, или отдаются для устройства офисов секты или «ашрамов»), а иногда и свою жизнь. Секты редко довольствуются своим влиянием только на адептов, но обычно стремятся его распространить на членов их семей, близких людей, знакомых. Дети сектантов должны воспитываться в духе сектантского учения и вырастают преданными сторонниками. По мнению специалистов, именно из их числа могут быть сформированы отряды для осуществления террористических актов.

20150909234030

Программирование сознания. Членами сект становятся прежде всего люди с неустойчивой психикой, не имеющие ясных нравственных стандартов, развитой культуры мышления. Такие люди, ищущие, но не нашедшие твёрдых оснований в духовной жизни, как правило, легко внушаемы, то есть готовы отказаться от своей свободы и принять установки своих учителей. При этом человек получает иллюзорный смысл жизни, но мышление его может строиться лишь по примитивным схемам. В результате человек оказывается в полной зависимости от сектантского вероучения, участия в собраниях, указаний учителей и лидеров секты. Специалисты сравнивают сектантскую зависимость с наркотической.

20150909234059

Агрессивный прозелитизм и психологическое давление. Новичок всегда окружается особым вниманием, его сознание должно быть активно перестроено. У мунитов это называется «бомбардировка любовью»: у вербуемого создаётся ощущение, что именно его ждали в секте, каждое его замечание с восторгом оценивается как весьма остроумное и глубокое, его не отпускают ни на минуту, чтобы не оставить его наедине с его мыслями и переживаниями (эта методика называется «сэндвич» — два сектанта должны буквально «забутербродить» вербуемого с двух сторон и не отпускать от себя даже когда он отправляется в туалет). В секту легко попасть, но трудно выйти из неё, так как, во-первых, всегда имеется компрометирующий человека материал, собираемый при поступлении в секту на особых процедурах «исповеди» или анкетирования. Во-вторых, вступивший в секту должен совершить поступок, ставящий его вне традиционных общественных и нравственных связей: отречься от родителей, от веры своих отцов, признать, порой письменно, всю свою предшествующую жизнь ошибкой. Также поступают масоны и прочие ордена. В-третьих, желающий покинуть секту подвергается давлению и преследованию бывших своих «собратьев», угрозам и шантажу.

4. Существование сколь угодно разветвлённой иерархии, вступать в спор с которой по основным догматам учения секты категорически запрещено.

Чтобы узнать скрываемое учение, человек должен быть посвящен на определённую ступень иерархии в секте. Организация секты строго иерархична. Чтобы получить какой-либо результат, например, оправдать заплаченные деньги или просто проявленный интерес и потраченное время, необходим переход на следующую ступень. Например, в секте Муна существует «лестница» из многих семинаров — вводный, однодневный, двухдневный, трёхдневный, семидневный, двадцатиоднодневный, а также сложная система членства и участия в деятельности секты. В секте сайентологии Рона Хаббарда человек, оплатив и пройдя начальный курс, узнает в самом конце, что самое главное и интересное будет раскрываться лишь на следующем курсе, за который плата отдельная и т. д. То же характерно для секты последователей «живой этики»: ступенчатое посвящение в тайны «учения» по мере более активного участия в деятельности секты. Иерархическое устройство позволяет держать под строгим контролем и направлять действия членов секты на всех её ступенях и не допускать критического отношения ни к учению секты, ни к её лидерам.

20150909234033

Религиозный маркетинг. Секта всегда занята религиозным маркетингом, то есть распространением своего учения и вербовкой новых членов. Сектантская пропаганда обращена не к уму или сердцу человека, не к высшим его побуждениям, но к страстям, к подсознанию. Религиозный маркетинг — это буквально навязывание своего вероучения в формах, исключающих рациональное осмысление. Подобным же образом действуют корпорации, многие из которых вполне подпадают под определение секты (Apple, Microsoft и пр.). Сюда относятся все виды рекламы в средствах массовой информации, уличная реклама, почтовая реклама. Это и назойливые приглашения посетить собрания или семинары с неопределенными названиями («изучение Библии» — секта Муна, иеговисты; «изучение английского языка» — мормоны; «собрание всех, кто обеспокоен судьбой России» — рериховское движение, секта «Святая Русь»; «фестивали и семинары по вопросам семейной жизни» — секта Муна, «психологический тренинг, разрешение проблем общения» — секта сайентологии; «воспитание детей, благотворительные концерты» — секта «Семья»; «семинары по вопросам педагогики и медицины» — секты Акбашева).

20150909234034

5. Поскольку учение секты опирается на догматы, не подлежащие обсуждению, то в нём нет и не может быть места формированию личностной культуры освоения нового знания (нет метода освоения) и осмысленного отношения к Жизни по совести.

Политические цели. Многие секты, такие как Церковь Объединения Муна, «Свидетели Иеговы», сайентология Рона Хаббарда, и другие, являются крупными промышленными и финансовыми «империями», стремящимися получить власть над всем миром. Например, «Манифест Варнашрамы», один из документов «Международного общества сознания Кришны», пишет о грядущем обществе «победившего кришнаизма» как об обществе кастовом, разделенном на сверхчеловеков — кришнаитов и рабов-шудр, которым предназначен тяжёлый и беспросветный труд, а всемогущая «элита» будет решать, например, к какому сословию будет принадлежать новорождённый младенец. «Свидетели Иеговы» вещают о необходимости устроения «нового мирового порядка» возглавляемого «единым правительством», состоящим только из членов этой секты. Кореец Мун, основатель секты Церковь Объединения, прямо говорит о том, что его должны принять все правительства мира как своего господина.

20150909234036

Поскольку такова сегодняшняя культура, то мы не будем в следующем разделе перечислять наиболее распространённые вероучения, пусть их последователи сами подумают над тем, подпадают они или нет под данное выше определение «секты» и насколько само определение содержательно соответствует описываемому явлению. О вероучениях у нас есть отдельный триптих статей (http://inance.ru/2015/01/verouchenia-opredelenie/), с которым имеет смысл ознакомиться.

Секты современной России

Если строго следовать данному определению к сектам действующим сегодня в России помимо традиционных конфессий можно отнести:

20150909234037

По оценкам специалистов, в современном мире существует от нескольких сотен до нескольких тысяч сект. Каждый основатель секты считал себя умнее, добродетельнее, духовнее других. Как сказал некогда неудачливый писатель-фантаст Рон Хаббард:

Чтобы заработать миллион долларов, надо не романы писать, а создать собственную религию.

Сегодня секты создаются не просто в результате искреннего заблуждения, но с вполне определёнными целями — господствовать над душами людей. Уже не секрет, что некоторые секты управляются западными спецслужбами. Такое господство намного мощнее любого другого принуждения, физического или экономического, ведь человек, отдавший свою душу «учителю», «гуру», подчиняется уже не корысти ради.

Человек может заблуждаться. Однако, добросовестное заблуждение — это результат какой-то духовной и умственной работы по поиску и сравнению разных точек зрения. Опыт показывает, что в сектах практически нет таких людей, которые бы попали туда в результате длительных поисков, размышлений, сравнения. Человек ищет общения с Богом, а находит суррогат, которым подменяют духовную жизнь.

20150909234039

Возникает вопрос: а, собственно, кто именно даёт разрешения на регистрацию (или должен запрещать в случае чего) таким организациям? И вообще — нужно ли с этим бороться? Сразу ответ: в настоящее время каких-то однозначных законодательных запретов на деятельность сект нет.

Послесловие

Бороться с сектами посредством юридических запретов бесполезно, поскольку это только открывает возможности для «выдавливания конкурентов», подобно тому, как практика юридического преследования фермеров за выращивание определённых сортов семян расчищает дорогу на рынки крупным компаниям, типа «Монсанто» (http://www.sdelanounih.ru/legko-li-byt-fermerom-v-ssha/).

В духовной сфере некоторые хотели бы вернуться к практике прошлого. На основе юридического преследования уже сегодня пытаются формировать новую инквизицию, чему хороший пример — деятельность «главного православного сектоведа» Александра Дворкина. Свежий пример — недавнее высказывание Андрея Кураева, после того, как суд Южно-Сахалинска признал некоторые фразы Корана экстремистскими:

Нужно изменить законодательство России и изъять из компетенции городских и районных судов анализ религиозной литературы. Для такой работы нужны люди с соответствующей юридической квалификацией. Нельзя делать всю страну заложником агрессивности, невежества или предвзятости какого-то одного прокурора или судьи,

Глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин в январе 2013 года заявил, что ещё в начале 1980-х ясно осознавал, что советской власти придёт конец и что православные «гораздо сильнее её»:

Мы научились тогда побеждать и тем более мы должны быть настроены на победу сейчас, когда нам противостоят мощные, крикливые силы, силы, способные на мощные информационные кампании, но которые не умнее, не сильнее нас и у которых, поверьте мне, меньше воли, чем у нас. И мы победим и в этом случае тоже. Я в этом совершенно убеждён,

Наличие списка экстремистских материалов — проявление конкурентной борьбы различных политических сил в России. Сегодня его ведение во многом находится за либералами, которые, в силу неспособности к публичной дискуссии по социально-философской, историко-политической, экономической и религиозной проблематике, пытаются тешить себя иллюзией, что им удастся посредством юридической системы заблокировать распространение в обществе неприемлемых для них идей и избежать публичного обсуждения как этих идей, так и идеологии, и политико-экономической практики самого либерализма. Однако, такое стремление есть и у других политических сил и во многом приведённые выше высказывания отражают это желание заведовать списком экстремистской литературы самим.

На личностном уровне бедственность жизни такого рода поясняется словами апостола Иакова:

Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих.

На уровне рассмотрения общества, в котором таких людей с двоящимися мыслями множество, перспективы известны из слов Христа:

Если царство разделится само в себе, не сможет устоять царство то; и если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот; и если сатана восстал на самого себя и разделился, не может устоять, но пришёл конец его

Источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями: