Что такое сельское хозяйство?
Сельское хозяйство – это особый вид деятельности: заниматься сельским хозяйством значит обрабатывать землю, чтобы получать ее плоды, так необходимые людям.
Комбайн |
Конечно, сельское хозяйство – это не просто обработка земли: оно включает в себя самые разные виды работ, необходимые для того, чтобы получить урожай.
В первую очередь нужно вспахать и разрыхлить землю; затем наступает пора сеять – в подготовленную землю сажают семена. После этого необходимо удобрять землю, то есть добавлять в нее удобрения – полезные для растений вещества, чтобы урожай был лучше. Затем появляются всходы, о которых нужно заботиться, и, наконец, приходит время сбора урожая. Таким образом, сельскохозяйственные работы требуют много времени и продолжаются почти круглый год.
С помощью каких инструментов пашут землю?
Пахать землю – это значит делать в ней борозды; чтобы подготовить ее к посеву.
После того, как земля вспахана, в верхней части борозд делаются углубления, в которые сажают семена; семена некоторых растений, например различных злаков, не сажают, а сеют, то есть просто разбрасывают, и для них такие углубления не нужны.
Для вспахивания земли люди издавна использовали различные орудия: сначала простую палку-копалку, потом мотыгу, потом плуг; все эти инструменты проводились в действие при помощи силы человека или животных.
Для чего служит трактор?
Трактор |
Трактор – это машина, специально созданная для сельскохозяйственных работ, поэтому он обладает особыми свойствами. У трактора очень мощный двигатель, а также большие колеса, специально устроенные так, чтобы он мог передвигаться по мягкой, неутрамбованной почве. Кроме того, сзади у трактора есть прицеп, при помощи которого он может тянуть за собой плуг, сенокосилку и другие приспособления. Однако трактор не может передвигаться, например, по склонам гор, поэтому в горных районах для обработки земли и сбора урожая людям приходится использовать более простую технику.
Комбайн – это совершенно особенная сельскохозяйственная машина. Он служит для того, чтобы собирать выращенный урожай. Один комбайн за короткое время делает работу, для выполнения которой вручную потребовались бы долгие усилия большого числа людей. Например, зерноуборочный комбайн срезает колосья и сразу же при помощи транспортировочной ленты складывает их в контейнер, прицепленный к нему сзади.
Что такое молотилка?
Зерновые растения, такие как пшеница, рожь, кукуруза, овес и т. п., после того как их собрали, нуждаются в дополнительной обработке: их нужно обмолотить, то есть отделить зерна от стеблей и шелухи. Для этого используется специальная машина – молотилка: в нее помещают зерно, и при помощи вращательного движения оно очищается от всего лишнего. Из молотилки зерно выходит чистым, без примесей, готовым к хранению или к дальнейшей обработке.
Подписаться на «Друг для друга»:
Конспект занятия в средней группе «Сельское хозяйство»
Виктория Сащенко
Конспект занятия в средней группе «Сельское хозяйство»
Цель :познакомить детей с понятием «сельское хозяйство «
Задачи : познакомить с профессией «фермер»
формировать представление о содержании и значение деятельности работников сельского хозяйства.
Беседа «что такое сельское хозяйство«
-Ребята, почти каждый из вас пил молоко, ели домашнюю сметану, сыр, творог. Но никогда мы с вами не задумывались, откуда же берутся эти продукты?
Давным-давно люди научились не просто охотиться на животных, а специально разводить их. Называется такое занятие сельским хозяйством. Работникам сельского хозяйства нужно много знать о растениях и животных, уметь правильно их выращивать и ухаживать за ними.
У фермера тяжелая работа
Все время лоб блестит от пота
Его работы ждёт земля,
Едва рассвет лучи зажжёт.
Весной расчешет он поля,
Наступит осень – пострижёт.
У него есть хозяйство,
Держит много поросят.
Знает каждый из ребят.
Работа фермера это жизнь на природе, свежем воздухе, далеко от города. У фермера очень много работы, поэтому их день начинается рано утром, ещё до того, как встаёт солнце.
Фермер, который выращивает растения и ухаживает за ними, собирает урожай. (фрукты, овощи, зерно) – это фермер растениевод. А какие фрукты и овощи вы знаете?
А животноводом называют того,кто разводит животных.
Дети и педагог подходят к столу, на котором стоит модель фермы.
Воспитатель: Вы ничего необычного не заметили?
Воспитатель: А вот и правда, куда же они спрятались?
Воспитатель: Ну что, ребята, сможем найти животных?
Воспитатель: Чтобы их найти нужно отгадать загадки. Согласны?
Вместо хвостика – крючок,
Вместо носа – пятачок.
А крючок вертлявый. (Свинья)
Шерстью своею делиться готова.
Она непоседа и егоза…
Как называем её мы? (Коза)
• Посреди двора
Сзади метла. (Корова)
• Заплелись густые травы,
Да и сам я весь кудрявый,
Даже завитком рога. (Баран)
• У нее густая грива
Может быстро скакать,
Может людям помогать. (Лошадь)
Воспитатель: Молодцы ребята. Как назвать, одним словом этих животных?
Воспитатель:Вы отгадали всех животных, а теперь попробуем их найти в нашей группе, будьте внимательны, они могут спрятаться где угодно. Игра малой подвижности » Найди животных «
Воспитатель: Вы нашли всех домашних животных, но знаете ли вы как называют их детей?
Возвращаемся на свои места.
Скажите, кто такой фермер, чем он занимается, чем вы занимались, что узнали, вам было интересно, а что было интересным? Ответы детей.
Конспект занятия «Вишенка» в средней группе Конспект занятия кружка «Бумажные фантазии». Тема: «Вишенка» Возраст: 4 – 5 лет Интеграция образовательных областей: Художественно – эстетическое.
Конспект занятия НОД в средней группе «Снеговики» Тема: «Снеговики» (Средняя группа) Образовательные области: художественное творчество, коммуникация, познание. Задачи: учить высказываться.
Конспект занятия по аппликации «Бабушкино хозяйство» Программные задачи: учить детей создавать образы разных животных (овечка,поросенок) на одной основе из овалов разной величины; закрепить.
Конспект занятия «Прогулка на луг» в средней группе Это занятие я представляла на конкурсе «Воспитатель года», к сожалению фотографировать занятие было нельзя, поэтому фотографий представить.
Конспект занятия в средней группе «Мой дом» Конспект занятия в средней группе «Мой дом». Направление: Познавательно-речевое. Основная образовательная область: «Познание» Интегрированные.
Конспект занятия в средней группе «Наш помощник — нос» Конспект занятия по образовательной области «Ребенок и общество» (образовательные компоненты «Самопознание. Здоровье и личная гигиена. Безопасность.
Станция экологической тропы «Сельское подворье» Станция экологической тропы «Сельское подворье» (фотоотчет) С самых давних времен наши предки жили дарами природы: собирали плоды и коренья,.
Дошкольникам о сельском хозяйстве родного края
Дерябина Оксана
Дошкольникам о сельском хозяйстве родного края
«Дошкольникам о сельском хозяйстве родного края»
Дошкольное детство-период начальной социализации ребенка, приобщение к миру культуры и общечеловеческих ценностей.В этом возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к своей Родине, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь ее богатства.
Начальным этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своем селе, поселке, городе, приобщение к миру его культуры, развитие интереса к народным традициям и промыслам, уважения к труду людей, формирование бережного отношения к природе родного края.
Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой Родине-месту, где человек родился. Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко, дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, уважать труд человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства-вот главные задачи педагога.
Любой край, область, район-неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции, свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представления о том, чем славен родной край, его историей, традициями, достопримечательностями, людьми.
Задача педагога-продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности и края.
Так для Тамбовского края такой характерной особенностью является его сельскохозяйственная направленность. Это объясняется исторически обусловленным сельскохозяйственным профилем Центрального Черноземья, национальным приоритетом развития агропромышленного комплекса России, природными возможностями региона.
С целью формирования патриотизма юных жителей Тамбовской области, ознакомления их с сельским хозяйством региона в филиале МБОУ Устьинской СОШ Моршанского района разработана дополнительная образовательная программа «Растем с уважением к родной земле». Частью этой программы является цикл познавательных занятий, направленных на ознакомление дошкольников с особенностями сельского хозяйства в Тамбовской области. (Приложение 1)
Программа предлагает организацию занятий в форме игрового путешествия по районам Тамбовской области вместе с символичными героями маленькими пчелками, которые живут на гербе Тамбовской области. (Слайд 2,3). Первую пчелку зовут Путешественница. Она –любознательная, много знает о сельском хозяйстве. На занятиях вместе с ней ребята путешествуют в разные интересные места родного края: на ферму, на поле, в теплицу. Она много знает о животных, растениях, рассказывает об этом детям. Вместе с ней дошкольники экспериментируют, проводят опыты, связанные с жизнью животных и растений. Вторая пчелка-Игруля. Она-мечтательная, подвижная, любит играть. У нее в запасе много игровых заданий для ребят, которые помогают на занятиях познавать, закреплять, обобщать знания о сельском хозяйстве. Третья пчелка-Трудяжка. Она- трудолюбивая и заботливая. Много знает и рассказывает о том, как трудится человек в сельском хозяйстве, что человеку для этого нужно, как ухаживать за сельскохозяйственными животными и растениями. У нее припасено много интересных заданий, связанных с продуктивной деятельностью детей.
Маршрутом путешествия является карта Тамбовской области, на которой флажками отмечаем наши остановки, а специальными черно-белыми фишками обозначен сельскохозяйственный труд населения того или иного района. (слайд 4, 5). В ходе познавательного путешествия дошкольники ищут на карте изучаемый сельскохозяйственный объект и прикрепляют на него цветной вариант. Таким образом у детей формируется представление о том, каких животных выращивают на фермах в Тамбовской области и какие культурные растения –на полях родного края.
На первом занятии появляются сами герои-пчелки.
В лазаревом поле – сине-голубом
Стоит улей серебристый – это пчелок дом.
Только солнышко взойдет,
Отправляются в полет
Пчелок дружная семья
На Тамбовские поля.
Воспитатель представляет детям пчелок. Рассказывая об их характерах, говорит о том, чем они вместе будут заниматься, о том, где они живут, знакомит ребят с символикой Тамбовского края гербом и флагом. Для образности и запоминания символики педагог использует притчу «Сказ о гербе Тамбовском» (Приложение №2).
На занятиях детям предлагаются различные игровые задания, дидактические игры «Собери флаг», «Растениеводство-Животноводство», «От зернышка до булочки», «Злаки», «Четвертый лишний», «Кому что нужно для работы», подвижные игры «Заботливая пчелка», «Собери мед», «Кто быстрее соберет колосья?», «Угадай овощ», «На ферме».(Слайд6, 7)
В каждое занятие обязательно включается продуктивная деятельность:аппликация: «Флаг Тамбовской области», «Трактор», «Корзинка с овощами», «Овечка»,рисование: «Моя улица», «Животные на ферме», «Подсолнух»лепка: «Вазочка с фруктами», коллективное панно «Колоски», «Богатый урожай», «Курочки в гнездышке» и т. д. (Слайд8,9)
Просторы родной страны, е широкие черноземные степи и тихие реки, е ясное и голубое небо, наши замечательные люди и их славные дела воспеты поэтами-земляками в стихах о малой родине. О Тамбовском крае, Моршанской земле немало написано у И. В. Шамова (уроженца с. Хлыстово, Комаровского В. А. (Ракша, Чичева Ю. И. (с Карели, Щербакова В. Е. (с. Алгасово, Кулагиной В. А. (г. Моршанск, Лакиной Е. А. (г. Моршанск). Организуя занятия, педагог использует образное слово поэтов-земляков о родном крае. (Приложение №3)«Поэты Моршанского края о малой Родине»).
«Земля кормит людей, как мать детей».
«Земля, хоть черна, а хлеб белый родит».
«Земля кормит, но и сама есть просит».
«Земля заботу любит».
Дети знакомятся с понятием «сельское хозяйство». Это труд человека, направленный на получение продуктов питания. Это хлеб, молоко, крупы, мясо, яйца, сахар. Сельское хозяйство по выращиванию растений называется «Растениеводство», а животных- «Животноводство». Говоря о растениеводстве Тамбовской области, рассказываем о том, что на полях нашего края выращивают пшеницу (озимую, яровую, просо, гречиху, рожь (озимую, ячмень, овёс, кукурузу (зерно, горох, сахарную свёклу, подсолнечник (масло, семена, картофель, кориандр, яблони, ягоды, кормовую свёклу, однолетние травы. С этой целью проводим экскурсии в ремонтную мастерскую, в поле, огород, сад. (Слайд13-16, организуем опытно-экспериментальную деятельность «Огород- круглый год»(Слайд17)
Рассматривая культурные растения Тамбовского края воспитателю необходимо обратить внимание на малоизвестные для дошкольника культуры: это тритикале, рапс (яровой, сою, кориандр. (Приложение№4)
6 занятий посвящены сельскохозяйственным животным нашего края. Вместе с пчелкой Путешественницей дети в форме виртуальных экскурсий узнают, что в фермерских хозяйствах Тамбовщины выращивают свиней, коров, овец, лошадей, птицу, рыб, пчел. (Слайд18) Воспитатель обращает внимание на то, что фермеры обеспечивают нас и нашу страну ценными продуктами (молоко, мясо, сыр, яйца, рыбу, мед) и получают кожу, шерсть, шелк. При этом они используют кормовые культуры полей, растения лугов и пастбищ, отходы от питания людей, комбикорма. В своей работе используем игровые развивающие макеты «Птичий двор», «Коровник», «Свиноферма». (Слайд19)
Каждое занятие- путешествие по районам Тамбовской области. Обращаем внимание детей на то, сколько цветных пятнышек на карте Тамбовской области. Это-районы. Воспитатель помогает детям найти место, где мы живем. Тамбовской области. Например, мы живем в Моршанском районе. Отмечаем его флажком. Он находится в верхней части карты (на севере). Отсюда начинается наше путешествие.
Рассказывая детям о символике родного края, необходимо объяснить, что они тоже должны стараться быть дружными, честными, отважными, трудолюбивыми, любить свою землю и свою Родину.
Приложение №1. Тематика занятий по ознакомлению дошкольников с сельским хозяйством Тамбовского края.
№п/п Тема занятия Содержание
4-5 лет 5-6лет 6-7 лет
1 Край мой Тамбовский. Где мы живем. Мой дом, моя улица, мой поселок. Флаг, герб, гимн Тамбовской области. Земля, хоть черна, а хлеб белый родит. Что такое «чернозем»-опытно- экспериментальная деятельность. Географическое расположение Тамбовской области. Соседи Тамбовской области. Что такое сельское хозяйство? Растениеводство. Животноводство.
3 На молочных фермах. Молочные продукты. Как молоко на стол пришло. «Где живут коровы. В/Э «На молочную ферму».».(Тамбовский,Мичринский, Сосновский, Никифоровский районы)
5 На птицеферме. Курочка и ее семья. Какие курочки бывают. Птицеводство. Продукты птицеводства. Уход за курами и индейками. Где разводят кур. (Староюрьевский, Инжавинский, Рассказовсккий районы)
6 Хвост-крючком, нос- пятачком. Домашнее животное-свинья. Чем питаются свиньи. Польза для человека. Аппликация «Хрюша». Свиноводство. Где и как разводят свиней. (Тамбовский, Никифоровский, Знаменский, Моршанский районы)
7 Откуда рыбка к нам пришла. Пресноводные рыбы, какие они бывают. Рыбные продукты. Как человек разводит рыбу. Где разводят рыбу. (Моршанский, Первомайский, Тамбовский, Староюрьевский, Инжавинский районы)
8 Пчелка- труженица Пчелка, пчелка, где живешь? Пчелиная семья. Что нам пчелка принесла? На пасеке.
9 Злаки. Какой хлеб бывает. Как хлеб на стол пришел. Сельскохозяйственая техника (трактор) Как раньше выращивали хлеб. Где выращивают пшеницу, рожь, ячмень. Гречиха. Кукуруза-царица полей. Сельскохозяйственая техника (комбайн, молотилка)
10 Солнышко на ножке.
Как растет подсолнух. Щедрый подсолнух. Как делают растительное масло. Где растет подсолнух. Рапс.
11 Овощи и фрукты-полезные продукты Много фруктов есть на свете! Овощи на грядке-здоровье в порядке. (Овощи открытого и закрытого грунта. Картофель-второй хлеб. Где и как выращивают овощи и фрукты. Картофель. (Тамбовский, Староюрьевский, Сосновский, Пичаевский, Знаменский Мучкапский районы). Чудо-свекла. Какая свекла бывает. Как выращивают сахарную свеклу. Где и как производят сахар. (Уваровский, Кирсановский, Знаменский, Никифоровский,Жердевский сахарные заводы»
12 Дружная семейка. (бобовые культуры) Волшебные бобы. Что бабушка готовит из бобов. Как и где выращивают горох. Фасоль, соя. (Рассказовский, Петровский, Мучкапский, Кирсановский, Инжавинский, Знаменский.)
Приложение №2 «Сказ о гербе Тамбовском»
В древности в большей части поселений Тамбовского края дружно жили русские и мордва. Одним из самых распространенных занятий тогда было бортничество – сбор меда диких пчел.
Как-то раз мужики из поседения Тонбов надумали посетить ухожье в месте слияния рек Цны и Студенец. Эти места были богаты на разнотравье и мед, собранный здесь, был душистым и терпким. С собой мужики взяли сироту Ванятку.
Внезапно все вокруг потемнело, началась гроза. В дерево, стоящее на лесной опушке, ударила молния, оно с треском упало и загорелось. Над деревом заметался рой диких пчел, жалобно жужжа, как будто умоляя Ванятку вызволить оставшуюся в дупле матку. Стал мальчик сбивать огонь своим кафтаном, а тут и ливень начался, помог ему огонь потушить и спасти пчелиную семью.
Вдруг появился золотой улей, из него вылетели три серебряные пчелы. Первая пчела села на правую ладонь старца, вторая – на левую, а последняя пчела села на лоб старца. «Когда в одном круге соединятся прошлое, настоящее и будущее – край Тамбовский преобразится».
Крепость действительно стала городом, герб которого украшают улей и пчелы.
Приложение №3 «Поэты Моршанского края о малой Родине».
В своих стихах поэт воспевает просторы родной страны, е широкие черноземные степи и тихие реки, е ясное и голубое небо, наших замечательных людей и их славные дела. Стихи о «родной сторонке» согреты теплой любовью автора к своему краю.
Сельское хозяйство
Се́льское хозя́йство — отрасль хозяйства, направленная на обеспечение населения продовольствием (пищей, едой) и получение сырья для ряда отраслей промышленности. Отрасль является одной из важнейших, представленной практически во всех странах. В мировом сельском хозяйстве занято около 1 млрд экономически активного населения (ЭАН).
С проблемами сельского хозяйства прямо или косвенно связаны такие науки, как агрономия, животноводство, мелиорация, растениеводство, лесоводство и др.
Возникновение сельского хозяйства связано с так называемой «неолитической революцией» в средства́х производства, начавшейся около 12 тысяч лет назад и приведшей к возникновению производящего хозяйства и последующему развитию цивилизации.
Содержание
Роль сельского хозяйства в экономике
Роль сельского хозяйства в экономике страны или региона показывает её структуру и уровень развития. В качестве показателей роли сельского хозяйства применяют долю занятых в сельском хозяйстве среди экономически активного населения, а также удельный вес сельского хозяйства в структуре ВВП. Эти показатели достаточно высоки в большинстве развивающихся стран, где в сельском хозяйстве занято более половины ЭАН. Сельское хозяйство там идёт по экстенсивному пути развития, то есть увеличение продукции достигается расширением посевных площадей, увеличением поголовья скота, увеличение числа занятых в сельском хозяйстве. В таких странах, экономики которых относятся к типу аграрных, низки показатели механизации, химизации, мелиорации и др.
Наиболее высокого уровня достигло сельское хозяйство развитых стран Европы и Северной Америки, вступивших в постиндустриальную стадию. В сельском хозяйстве там занято 2-6 % ЭАН. В этих странах «зелёная революция» произошла ещё в середине XX века, сельское хозяйство характеризуется научно-обоснованной организацией, повышением производительности, применением новых технологий, систем сельскохозяйственных машин, пестицидов и минеральных удобрений, использованием генной инженерии и биотехнологии, робототехники и электроники, то есть развивается по интенсивному пути.
Подобные прогрессивные изменения происходят и в странах, относящихся к типу индустриальных, однако уровень интенсификации в них ещё значительно ниже, а доля занятых в сельском хозяйстве выше, чем в постиндустриальных.
При этом в развитых странах наблюдается кризис перепроизводства продовольствия, а в аграрных наоборот, одной из острейших проблем является продовольственная проблема (проблема недоедания и голода).
Отраслевые и региональные особенности
Отрасль сельского хозяйства имеет следующие основные особенности: