семь футов под килем значение выражения

Попутного ветра и семь футов под килем

Это выражение знакомо очень многим, особенно тем кто хоть как-то сталкивался с парусными яхтами. Очень часто это выражение используется в качестве пожелания хорошего пути морякам. И оно зачастую используется просто в быту, как пожелание всего хорошего и удачи в делах и начинаниях. Ну что же оно обозначает и откуда пошло?

Корни этого выражения уходят в далекую древность, когда моторных яхт еще не было вовсе, появились первые примитивные парусные суда, идти которым помогал ветер. С тех пор люди начали ходить под парусом, но из-за того, что технологии были весьма примитивны, а навигация очень далекой от современных навигационных систем, яхты могли ходить лишь недалеко от берега.

7 футов под килем

Естественно, что ходить недалеко от берега, для килевой яхты-весьма опасное занятое. Очень часто парусные корабли садились на мель. Кроме того, частые штормы частенько становились причиной этого досадного явления. Так как длина киля около двух метров, что приблизительно равно 7 футам, отсюда и первая часть пожелания-семь футов под килем. Это необходимая глубина, которая обеспечивала парусному судну безопасность путешествия.

Попутного ветра

Мы уверены, что Вы даже сами догадались почему желали попутного ветра. Это пожелания даже очень актуально для современных парусных яхт, конечно же не так критично, как для первых парусных кораблей, но все равно весьма кстати. Что касается древности, то дело все в том, что парусные суда были весьма простой конструкции: мачта, парус, корпус корабля, киль. Корабли могли ходить лишь при условии попутного ветра, если вдруг направление ветра менялось, то корабли вынуждены были становится на якорь и дожидаться попутного ветра. как следствие, пожелания попутного ветра-это пожелание скорейшего и легчайшего пути.

В современной реальности и с сложным современным парусным вооружением- отсутсвие попутно ветра-это не беда, но его наличие-это шикарный бонус.

Почему желали именно семь футов?

Вам кажется что мы уже ответили на этот вопрос? Так и есть. но есть еще одно предположение, которое отправляет нас в эпоху Древней Руси. Где цифра семь была весьма почитаемая и была символов семьи и приумножения. Очень часто в русских пословицах и поговорках используется цифра семь, которая помимо всего прочего олицетворяет/ заменяет значение — множество.
Примером таких поговорок являются:

Вспомнили, не так ли? Вы наверняка заметили, что во всех случаях, число семь, употребляется в значение много. Много раз отмерь, один отрежь. Именно поэтому многие предполагают, что этимология цифры семь именно в значении «много». Ведь чем больше футов под килем, тем ниже вероятность сесть кораблю на мель. Мы Вам желаем попутного ветра, желательно в сторону Сочи и гарантируем 7 футов под килем. А наше самое современное навигационное оборудование и парусное вооружения дадут в полной мере и без всяких древних хлопот ощутить всю прелесть современного парусного отдыха, а цены на аренду парусных яхт весьма порадуют.;) ждем Вас на борту1

Источник

Зацепил один безграмотный толкователь этого морского пожелания счастливого плавания или «СЕМЬ ФУТОВ ПОД КИЛЕМ»!

Сухопутный мореман видимо понятия не имеет что такое киль и уж тем более не разбирается в морских глубинах. Но пытается всем забить голову своими умозаключениями:

image lazy

«Понятие «Семь футов под килем! » пошло от наказания матросов в Русском Купеческом Флоте пропусканием под этим самым, после чего наказуемый бросал пить на веки вечные. Сажень это человеческий рост, а плюс локоть это уже морская сажень равная как раз семи футам. Так, что это стременной тост матросов в более приемлемом варианте:»Чтобы не оцарапаться! «

Человек «слышал звон, да не знает где он»!

image lazy

Протаскивание под ки́лем (килевание) не имеет ни какого отношения к фразеологизму «Семь футов под килем»

— в эпоху парусных судов наказание, заключавшееся в протаскивании человека при помощи подкильных концов с борта на борт под днищем корабля. Килевание часто приводило к смерти наказуемого и считалось равноценным смертной казни. Такой вид казни применялся ещё древнегреческими пиратами.

image lazy

Осуждённого поднимали на реи, опускали вниз головой в воду и протягивали при помощи верёвки под килем на другую сторону корабля.

Наказание производилось один, два или три раза, в зависимости от проступка. Если преступник не захлёбывался, то существовала большая опасность того, что он окажется настолько изрезан раковинами бентоса, наросших на днище корабля, что вскоре умрёт от кровотечения.

image lazy

В российском законодательстве наказание килеванием упоминалось в «Статьях Крюйса», предшествовавших «Морскому уставу» 1720 года.

image lazy

Люди различных профессий имеют свои особые ритуалы, поверья и даже необычные пожелания и напутствия.

«семь футов под килем».

image lazy

Узнаем, что это значит, кто придумал это выражение и когда его используют.

«Семь футов под килем»: значение фразеологизма В толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова можно найти определение рассматриваемого выражения.

Там отмечено, что фразеологизм «семь футов под килем» означает пожелание благополучного плавания во флоте.

Оно является напутствием, неким благословлением на плавание без неприятных сюрпризов.

Происхождение выражения

Обратимся снова к толковому словарю Ожегова. В нем указано, что фут – это английская и старая русская мера длины, которая равна 30,48 см.

А киль – это продольный брус, проходящий по всей длине судна в середине его днища.

Раньше многие паруса были незатейливы. Они имели не больше двух матч. Из-за этого при встречном ветре такие суда были вынуждены вставать на якорь и ждать, когда ветер будет попутным.

Такое положение дел заставляло держать корабли недалеко от берегов. Открытое море для этих непрочных судов было опасным. Но из-за того, что корабли находились возле берегов, они могли сесть на мель.

Опасны были для них и прибрежные скалы, о которые они могли разбиться. В общем, опасность была кругом.

Так и появилось выражение-пожелание для морского флота. Ведь эти 7 футов играли важную роль в жизни всего состава экипажа.

image lazy

Синонимы

Помимо «семи футов под килем» среди пожеланий морякам, отправляющимся в долгое плавание, встречается фраза «попутного ветра». Это выражение можно назвать синонимом рассматриваемого нами фразеологизма. Оно также представляет собой пожелание благополучного плавания. Также к синонимам можно отнести такие слова и их сочетания, как «удачи», «легкой дороги», «счастливого пути» и т. п.

image lazy

Употребление

Пожелать «семь футов под килем» моряку – значит пожелать доплыть до назначенной цели без опасностей. А их на море немало: штормы, качки, отмели, рифы и прочее. Это выражение активно используется в качестве напутствия морякам.

Если изначально пожелание было о том, чтобы корабль не сел не мель, то со временем оно означало благополучное плавание в целом.

Этот фразеологизм встречается и в художественной литературе. В произведениях, рассказывающих о жизни на море и моряках. Выражение часто используется и в СМИ.

Блогеры-моряки также применяют этот устойчивый оборот в статьях на излюбленную тематику.

Встречается этот фразеологизм в различных заголовках, названиях игр, выставок и т. д. Его часто используют, когда речь заходит о жизни на судне, плаваниях, морском флоте и даже пиратах.

Однако такое пожелание порой для выразительности речи используют тогда, когда просто желают счастливого пути. Даже если эта дорога совсем не связана с морем, плаванием на корабле.

Эта игра слов характерна для журналистов. Именно они так любят привлекать внимание читателей, зрителей и слушателей выразительными средствами языка, в частности фразеологизмами.

Источник

Обучение и работа для моряков

Крюинговая компания ООО «Manship» Одесса, Симферополь, Крым, Украина

chessboard

Семь футов под килем!

Семь футов под килем! – часто пишем мы тут. Что же это значит и откуда произошло? Итак, значение и происхождение фразы:

Семь футов под килем!

1. Есть такая вот трактовка поговорки. Положительная, что ли:

Итак, в те времена когда трава была зеленее, деревья выше, а солнце светило ярче, примерно 8000 лет до назад на реке Нил знали парус. И, тем не менее, тот парус еще очень долгое время был примитивным. Даже ганзейский когг — самое распространенное транспортное судно Ганзы, широко разветвленной купеческой организации XIV — XVI веков, имел всего лишь одну мачту и простое парусное вооружение, которое мало приспособленное к лавированию в прибрежных водах. Потому такие суда были вынуждены были, в случае встречного ветра, становиться на якорь и опосля долго дожидаться, пока ветер не станет попутным. Данное обстоятельство вынуждало корабли держаться вблизи берегов и сторониться открытого моря. Осадка корабля того периода не превышала 2 метров, поэтому опытные кормчие старались иметь под килем не меньше чем 7 футов (что составляет 2,1 метра), с тем чтобы даже на волне судно не ударяло о грунт. Отсюда, должно быть, и пошло доброе пожелание: Попутного ветра и семь футов под килем.

Kogg

2. Трактовка два гласит что, наверное, не стоит в этом пожелании удачного плавания искать прямого и точного значения слова «семь», переводя его в некие единицы?
Дело в том, что числительное «семь» имеет особое значение во всяких разных культурах, то можно предположить, что древнее его значение является общим для всех нас. Можно попытаться уловить это значения, анализируя устойчивые языковые конструкции, существующие не одну сотню тысяч лет, в русском языке в которых встречается заветное слово «семь». Как объект для такого исследования правильно выбрать пословицы и поговорки, в сжатой форме хранящие многовековую народную мудрость. В сборнике русских народных пословиц и поговорок В. И. Даля наличествует более двухсот пословиц с числительным «семь». Понеже благодарствуя за внимание приводим самые частые из них.

Почему именно семь? Ведь в этих пословицах более целесообразно использовать слово много, множество, множественность? Очевидно что это древнее значение слова, существующее с тех далеких времен, когда система счета только создавалась. Ведь известны же нам конкретные числовые значения слов тьма и туман, тумэн (десять тысяч) и переносные — много».

3. Есть и еще одна трактовка этой поговорки. Семь футов под килем является пожеланием последней удачи. Рост среднего человека примерно 6 футов — то есть до 180 сантиметров. Для похорон моряка в море достаточно 7 футов — то есть, чтобы море приняло моряка с головой. И осадка судна здесь ни причем. Впрочем как и старые русские поговорки. Отсюда — семь футов под килем есть суровое морское пожелание о последней милости — той, которую тебе может оказать море. Записано со слов старых капитанов.

Ты наша Слава, в дни позора!
Семь футов под водой — Аврора!

— Лозунг коммунистов на митинге у крейсера Аврора 7 ноября 1991 года. Ирония этого лозунга заключается в том, что крейсер Аврора стоит на бетонном основании (на вечном якоре), и никакой воды под его килем нет

Источник

Как возникло и что означает крылатое выражение «семь футов под килем»

Общеизвестно, что в разных профессиях существуют свои специфические выражения, и целые обороты. Часто, на взгляд непосвященного, звучит это, иной раз, суеверно. А в результате употребления на протяжении многих лет или даже веков, они становятся идиомами, то есть – устойчивыми выражениями. Это относится и к пожеланию «семи футов под килем», у моряков. Что оно значит, когда оно возникло и в каких случаях используется – разберемся ниже.

img 1596460786583

В чем суть выражения «семь футов под килем»

Возьмем толковый словарь С. И. Ожегова. В нем читаем, что данное выражение сугубо флотское и означает – напутствие к благополучному плаванию. Что на флоте считается немаловажным, учитывая непредсказуемый характер моря, с его штормами и тайфунами. Часто эти явления природы способны запрашивать с моряков очень высокую цену – жизнь экипажа и корабля.

img 20200803 182737

Одна из версий происхождения данного выражения

Версий происхождения этого выражения существует много. Мы же вновь откроем толковый словарь. Где узнаем, что фут является мерой длины. Причем англичане пользуются футом до сих пор. Пользовались им и в России, пока не перешли на метрическую систему мер.

Остался фут, как мера, и на флоте. Он равен – 30 см и 48 мм. Теперь о том, что такое киль. Киль – основа корпуса корабля. Раньше это был деревянный брус, к которому крепились поперечные шпангоуты. С носа киль переходил в форштевень, с кормы оканчивался рулем. В парусном флоте хождение по морям было очень опасным занятием и полностью зависело от направления и силы ветра.

Аналогичные выражения

Выражение пожелания «семи футов под килем» не единственное у моряков, когда они уходят в море. Есть еще и такое – «попутного ветра!» Что тоже имеет свои корни во временах парусников. И тоже применяется достаточно часто в наше время. Конечно же, оно выражает ту же заботу о благополучии членов экипажа. Кроме этого к устоявшимся оборотам пожелания беспрепятственного пути относятся: «в добрый путь!», «счастливой дороги!» и многие другие.

jtimxvk v58

Когда употребляются крылатые выражения

Ответ на данный вопрос лежит на поверхности, но все же повторимся. Хождение по морям, или как говорят гражданские – плаванье – несет в себе немалые и серьезные опасности. На морских путях их очень много. Это свирепые шторма, жуткая качка, острые рифы и коварные мели.

Поэтому пожелание «семи футов под килем» никогда не теряет своей популярности. Оно часто употребляется в книгах на морскую тематику.

Средства массовой информации так же используют это крылатое выражение в комментариях и очерках. Интернет не желает отставать и, данное выражение мы часто слышим из уст блоггеров, не понаслышке знакомых с морем.

Однако не только в сфере связанной с морем употребляется выражение «семь футов под килем». Даже в обычной жизни, чтобы пожелать благополучной поездки, допустим просто на дачу, тоже с удовольствием употребляют этот флотский оборот. И мы со своей стороны, в окончании статьи, пожелаем читателем всегда по жизни – не менее семи футов!

Источник

Семь футов под килем!

Об иных инициативах янки всё чаще нельзя говорить без слёз. Чёрт его знает, как и чему учили этих «экспертов», но если подобным советам следуют практики, становятся понятными все провалы последних десятилетий. Ну надо же в конце концов соразмерять завышенные представления о собственном величии если не с другими государствами, то хотя бы с физической реальностью окружающего мира.

Известно, что уже около 6000 года до н. э. в Египте был известен парус. Долгое время он был крайне примитивными, что вынуждало суда держаться вблизи берегов, сторониться открытого моря. И естественно, что нередко они садились на мель. Поскольку осадка кораблей того времени при полной загрузке не превышала двух метров, опытные кормчие старались иметь под килем столько же, не менее семи футов (примерно два метра), с тем чтобы даже на волне не могло ударить о грунт.
506482 900
С тех давних времен суда стали значительно больше, осадка выросла в разы. Наиболее массовый эсминец США серии «Орли Бёрк» уходит под воду на 7,6 метров. Так что даже этому, не самому большому и тяжелому кораблю ВМФ США, необходимо иметь под килем отнюдь не семь футов, а семь метров. Дело в том, что при шторме с высотой волн в несколько метров, попав между волнами, киль «Орли Бёрка» опуститься не на 7,6, а на 12-15 метров ниже уровня воды при штиле.

Так что рекомендации американской консалтинговой организации Atlantic Council («Атлантический совет» – ведущий американский аналитический центр в области международных отношений, его штаб-квартира находится в Вашингтоне, округ Колумбия) ввести соединения ВМФ США в Азовское море вызывают разве что улыбку. И заставляют усомниться в профессионализме ведущих экспертов США.

Есть и еще одно забавное и очевидное «НО», которое хоронит предложение на корню. Ни один капитан в мире (о русским умолчим), какие бы приказы он не получил, не поведет своё судно по узкому неизвестному фарватеру без лоцманского сопровождения.

Я уже молчу о том, что для заграждения прохода любому рыболовецкому траулеру достаточно сбросить несколько сот метров сети на пути желающего пролезть под нашим мостом в наше море.

В общем, «Добро пожаловать или посторонним вход воспрещён».

Источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями: