семантическая структура предложения это

Семантическая структура предложения это

Таким образом, языковое значение предложения представляет собою отношение некоторых компонентов смысла, отвлеченных одновременно от значения структурной схемы предложения и от лексических значений тех слов, которые заняли позиции ее компонентов и распространили собою предложение. В предложении формируется новое, более конкретное, чем семантика его образца, но тоже абстрактное значение, которое далее будет называться семантической структурой предложения.

§&nbsp1961. Единицы значения, формирующиеся на основе взаимного действия синтаксических значений членов предложения и лексических значений слов, называются категориями семантической структуры предложения, или его семантическими компонентами. Эти единицы образуют семантическую структуру предложения. Центральными категориями семантической структуры предложения являются: 1)&nbspпредикативный признак, т.&nbspе. признак, выявляющийся в объективно-модальном плане: во времени и в том или ином отношении к действительности (см. §&nbsp1976.

К неэлементарным семантическим категориям относятся все семантические компоненты с разнообразными определительными (собственно определительными и обстоятельственно-определительными) значениями (см. §&nbsp1977).

§&nbsp1965. Тем обстоятельством, что компоненты семантической структуры предложения формируются взаимодействием грамматических и лексических значений, объясняется возможность многоаспектных характеристик таких компонентов, и прежде всего, характеристик разной степени обобщенности. Чем обобщеннее характеристика того или другого семантического компонента, тем менее эта характеристика точна. В пределах таких обобщений открываются возможности дальнейших разнообразных конкретизаций. Описательная грамматика не может включить в себя все такие детальные и разнообразные семантические характеристики. Поэтому излагаемые в настоящей главе сведения следует рассматривать как самые общие: на их основе могут быть построены более детальные семантические классификации, полнее отражающие лексико-семантические характеристики слов и их отношений в предложении.

Примечание. Содержащиеся в настоящей главе сведения о семантическом строении предложения не охватывают полностью всех тех характеристик, которые даны в главах, посвященных отдельным типам простого предложения: там читатель найдет более подробное описание.

ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ СЕМАНТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ

КАТЕГОРИИ ПРЕДИКАТИВНОГО ПРИЗНАКА
(ДЕЙСТВИЯ ИЛИ СОСТОЯНИЯ),
СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА

ему ; между слушателями

Таким образом, введение распространителя с субъектным значением способно изменить семантическое качество всего распространяемого предложения. Однако такое изменение имеет место не всегда, а лишь в тех случаях, когда распространяемое предложение способно все в целом обозначить субъектное состояние. В других случаях такого преобразования не происходит. Например, во вторых членах следующих пар: Кони устали и У бойцов устали кони ; Под краном оседает берег и У строителей под краном оседает берез ; Внук ходит в школу и У нее уже внук ходит в школу детерминантом в форме у кого обозначается тот, кто имеет непосредственное отношение к отдельной и самостоятельной ситуации (субъект ситуации), а распространяемое предложение сохраняет свою семантическую структуру неизменной.

Из сказанного следует, что значение субъекта внутренне неоднородно; оно заключает в себе разные частные значения, определяемые характером предикативного признака или всей обозначаемой ситуации.

Значение объекта может конкретизироваться как объект физического действия ( Сосед ремонтирует машину ), речи ( Мы говорим о деле ; Не стоит спорить о пустяках ), мысли ( Мать думает о детях ), восприятия ( Я вижу горы ), удаления или приближения ( Поезд отходит от станции ; Придется дойти до клуба ), адресат ( Брат дарит книгу сестре ; Я пишу письмо другу ), предмет эмоционального отношения ( Отец любит сына ; В школе недовольны учеником ).

НЕРАСЧЛЕНЕННЫЕ (ДИФФУЗНЫЕ)
СЕМАНТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ

§&nbsp1973. Категория субъекта состояния/объекта действия совмещает в себе значения объекта действия и субъекта того состояния, которое является результатом этого действия. Это значение обнаруживается в предложениях, в которых действующий субъект или не представлен, или представлен формой косвенного падежа, а форма с объектным значением вынесена в субъектную позицию, т.&nbspе. в абсолютное начало предложения (о субъектной позиции см. §&nbsp2685). Субъект состояния/объект действия выражается одним из следующих способов.

2) Подлежащим в конструкциях пассива (см. §&nbsp2007): Сарай зажжен молнией ; Тракторист послан на учебу ( ( сарай загорелся от молнии ) и ( молния зажгла сарай ) ).

НЕЭЛЕМЕНТАРНЫЕ СЕМАНТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ

§&nbsp1977. Наряду с элементарными семантическими категориями, конструирующими элементарные семантические структуры, в предложении обычно бывают представлены такие семантические компоненты, которые расширяют собою элементарную семантическую структуру предложения. Сюда относится широкий круг разнообразных квалификаторов с неосложненными собственно определительными и обстоятельственно-определительными значениями. Эти квалификаторы не выражаются ни главными членами предложения, ни сильными (на уровне присловных связей) распространителями, ни детерминантами с субъектными, объектными, субъектно-обстоятельственными или объектно-обсто-ятельственными значениями.

Средства выражения квалификаторов следующие.

4) Союзные введения (см. §&nbsp

СЕМАНТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА РАЗНЫХ ЧЛЕНОВ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Главный член предложения всегда заключает в себе тот или иной элементарный семантический компонент (или компоненты). В зависимости от грамматического строения предложения и от значения самой формы слова, а также от лексического значения слова, главный член предложения может: а) формировать один семантический компонент или б) сосредоточивать в себе одновременно два семантических компонента.

§&nbsp1983. В настоящем параграфе перечисляются основные случаи синонимии языковых средств, формирующих значения предикативного признака, субъекта и объекта.

2) Значение субъекта.

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНОЙ
СЕМАНТИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Как и всякая языковая единица, семантическая структура предложения в языке функционирует, т.&nbspе. так или иначе ведет себя в разных условиях речи. В §&nbsp1962-1976 описаны элементарные семантические категории и проиллюстрированы элементарные семантические структуры применительно к исходным формам предложений. Однако в конкретных условиях общения семантическая структура предложения способна видоизменяться и наращивать смысл.

Прежде всего, совершенно нормальны ситуации, при которых элементарная семантическая структура открывает свои позиции для неодноэлементного их заполнения. Например, в предложении Лес и озеро покрыты снегом субъектная позиция занята двумя субъектами, которые могут быть интерпретированы и как один сложносоставный субъект. В предложении Сестра получила письмо и посылку объектная позиция занята двумя объектами, которые аналогично могут быть интерпретированы как сложносоставный объект. Реально в языке такие соединения, весьма многообразные, представлены не реже, чем описанные выше простейшие единицы значения.

Таким образом, изложенная в настоящей главе классификация семантических категорий и образующихся с их участием элементарных семантических структур дает общее представление лишь о тех исходных основаниях, на которых базируются разнообразные семантические модификации предложения, связанные с его грамматическими видоизменениями, с лексическими значениями слов, а также с конкретными условиями языкового общения.

Источник

Семантическая структура предложения.

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Как видно из концепции структурной схемы предложения Г.А. Золотовой, определенная степень абстракции возможна не только на грамматическом уровне, но и на смысловом, семантическом.

Три подхода к семантическому обобщению в лингвистике.

1. ДЕНОТАТИВНЫЙ подход (В.Г. Гак, Н.Д. Арутюнова). Основное положение: в одном из своих аспектов предложение, подобно слову, является номинативной единицей. Н.Д. Арутюнова пишет: «В теории словосочетаний структура предложения ДЕВОЧКА ВЫМЕНЯЛА У МАЛЬЧИКА ГРУШУ НА ПИРОЖНОЕ представляется как соединение ряда номинативных единиц – слов и словосочетаний. В семантическом синтаксисе все приведенное предложение рассматривается как обозначение события, участники которого (предметные понятия, актанты) вовлечены в действие». Различие между словом и предложением в номинативном плане усматривается в том, что предложение – сложный, полный знак, непосредственно соотнесенный с событием (ситуацией как денотатом), слово же – знак частичный, соотносимый с ситуацией только при включении его в предложение.

2. УРОВНЕВЫЙ ПОДХОД (много вариантов в его реализации). Коррекция первого подхода. Прямолинейные связи ситуации и высказывания/предложения вряд ли существуют. Поверхностный и глубинный уровни.

Вербоцентрическая теория: существует главное слово, которое определяет организацию поверхностной структуры благодаря своим валентностным свойствам. Каждое слово обладает определенной валентностью, или способностью вступать в синтаксические отношения с другими словами. Валентность глагола проявляется в наличии актантов. Например, глагол ПОДАРИТЬ обладает 3-мя актантами, реализующими его валентность:

Поверхностная структура: ОН ПОДАРИЛ КНИГУ, варианты – на уровне глубинной структуры.

ОН —— РАССМЕЯЛСЯ (одновалентный глагол),

МОРОЗИТ. (глагол с нулевой валентностью).

3. СОБСТВЕННО ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ подход (Н.Ю. Шведова). Семантика не существует отдельно от структуры. Определенная семантика заложена уже на уровне структурной схемы, т.е. структурная схема диктует семантику.

При анализе семантической структуры предложения необходимо опираться на его структурную схему, т.е. грамматическую организацию.

Семантика схемы переносится и в построенное по этой схеме предложение. При заполнении структурной схемы определенным содержанием – лексическими единицами – формируется более узкое и более определенное значение. «Семантическая структура предложения – это то его языковое значение, которое создается взаимным действием семантики структурной схемы предложения и лексическим значением заполняющих ее слов»:

Базовые компоненты семантической структуры предложения:

субъект – главный компонент семантической структуры предложения (Отец спит; Ребенку весело; Больного лихорадит; Известий нет?Учеными проводятся опыты);

предикат – то, что приписывается субъекту;

объект – то, что входит в сферу действия предиката (Отец написал письмо).

Все остальные компоненты рассматриваются как не базовые, дополнительные.

В ходе разнонаправленных семантических поисков вырабатывается единое понимание значения предложения как комплекса разных по своей природе компонентов.

В связи с развитием семантического синтаксиса особую актуальность приобрела высказывавшаяся в разное время многими лингвистами мысль о том, что в значении предложения соединены смыслы двух принципиально различных родов: объектные, отражающие действительность, и субъектные, отражающие отношение мыслящего субъекта к этой действительности. Наиболее четко эту мысль выразил швейцарский ученый Ш. Балли, с именем которого она и связана прежде всего. Ш. Балли предложил для двух слагаемых значения предложения названия ДИКТУМ (объективное содержание) и МОДУС (выражение позиции мыслящего субъекта по отношению к этому содержанию).

Всякое предложение отражает, давая ему название, какой-то фрагмент действительности, некое «положение дел». Это может быть СОБЫТИЕ, относящееся к внешнему миру (ИДЕТ ДОЖДЬ. ПРОЕХАЛ АВТОБУС. В ЛАРЬКЕ ПРОДАЮТ МОРОЖЕНОЕ), к самому горящему, который участвует в этом событии (Я ИДУ В ИНСТИТУТ. МНЕ ПОДАРИЛИ ЦВЕТЫ). И в том и в другом случае говорящий, создавая предложение, выступает как отстраненный наблюдатель.

Значение предложения не всегда может ограничиваться только диктумной стороной – информацией о мире и его осмыслении: ИВАН ИВАНОВИЧ ПРИЕХАЛ. ВОТ БЫ ИВАН ИВАНОВИЧ ПРИЕХАЛ. Эти предложения выражают одно и то же объективное содержание, но разное отношение к нему мыслящего субъекта, которым является здесь говорящий: (I) – утверждение реальности события, (2) – ирреальное желание, чтобы это событие состоялось. ИВАН ИВАНОВИЧ ХОЧЕТ ПРИЕХАТЬ. + «отношение к называемому событию лица, не участвующего в акте речи, который является активным участником называемого события». Ср.: ВОТ БЫ ИВАН ИВАНОВИЧ ЗАХОТЕЛ ПРИЕХАТЬ.

Грамматическая природа предложения такова, что обязательно требует выражения некоторых субъективных смыслов, идущих от говорящего, передачи его отношения к отображаемому в предложении фрагменту действительности.

Обязательными субъективными смыслами, исходящими от говорящего, в составе значения предложения являются:

1) предикативность – говорящий устанавливает отношение содержания предложения к действительности, а именно: его характеристика как реального, лишь констатируемого говорящим, или ирреального, создаваемого говорящим в своем сознании: НОЧЬ БЫЛА ТЕМНАЯ. ВОТ БЫ НОЧЬ БЫЛА ТЕМНАЯ. ПУСТЬ НОЧЬ БУДЕТ ТЕМНАЯ.

2) целеустановка – выражение коммуникативной позиции говорящего, того, намерен ли он только передать заключенную в предложении информацию собеседнику или имеет целью узнать у него нечто по поводу передаваемого, т.е. сообщает он или спрашивает: ПОЕЗД ПРИШЕЛ. ПОЕЗД ПРИШЕЛ? «Я знаю и говорю, что. » «Я не знаю и спрашиваю. «

3) достоверность/недостоверность – выражение уверенного или неуверенного знания: ДОЖДЬ ИДЕТ. КАЖЕТСЯ, ДОЖДЬ ИДЕТ.

Для описания объективного содержания предложения в современных исследованиях используется понятие ПРОПО3ИЦИИ, заимствованное из логики. Пропозиция понимается как модель называемого предложением «положения дел» как объективное содержание предложения, рассмотренное в отвлечении от всех сопровождающих его субъективных смыслов и от той проекции, которую придает ему та или иная формальная организация предложения.

Структуру пропозиции определяет предикат, который несет в себе существо «положения дел» – признак предмета или отношение между предметами; он задает определенные места для предметов – участников «положения дел» (актантов),определяет их количество и роли:

ПРОФЕССОР РУКОВОДИТ АСПИРАНТАМИ. ОН ТРЕВОЖИТСЯ.

Я ВЗЯЛ У СОСЕДА КНИГУ. СОСЕД ДАЛ МНЕ КНИГУ.

Изучение смысловой организации предложения в русском языкознании только начинается. Пути подхода к анализу предложения в этом аспекте разнообразны. Система понятии, на которые опирается такой анализ, еще не вполне выработана. Однако актуальность этой проблемы уже осознана.

3) АДВЕРБИАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ.

В глагольных предложениях: Здесь расположился штаб. Молодожены поселились у бабушки. Он поступил благородно. (Локальный компонент – обстоятельственный). Темпоральный: В юности за многое легко берутся.

Проблема остается: как определять необходимость расширения минимальной структурной схемы? По каким формальным признакам?

III этап.

Связан с именем Г.А. Золотовой – начинателя функционального направления в лингвистике. Ее концепция отличается от двух предыдущих. Она отказывается от аспектного рассмотрения предложения: отдельно – структура, отдельно – семантика. Нельзя форму отрывать от содержания. В языке, в предложении они существуют неразрывно.

ОТЕЦ ЧИТАЕТ ГАЗЕТУ.

ОТЦА ОТЛИЧАЕТ СТРОГОСТЬ.

Структура одинаковая только не первый, не очень внимательный, взгляд. В примере 1 главные члены образуют структурный и смысловой минимум предложения, во 2 – не образуют; различная роль дополнения в В.п.; в 1 глагол выполняет роль самостоятельного знаменательного компонента, в 2 – глагол выполняет вспомогательную роль; в 1 схеме соответствует нормальный порядок слов, в 2. – инверсированный. Семантика: субъект – действие – объект; субъект и его признак.

«Модель предложения, или его предикативная основа, определяется как минимально достаточное сочетание взаимообусловленных синтаксических форм, образующее коммуникативную единицу с определенным типовым значением. И типовое значение и модель – синтаксические абстракции, являющиеся результатом обобщения структуры определенного множества предложений, наблюдаемых в употреблении, но взятых в существенном и типическом.

Типовое значение – смысловой результат предикативного сопряжения структурно-смысловых компонентов модели предложения» [с.25].

Следовательно, модель у Золотовой – это не формальная схема, а выделяемый из языка образец, наполненный реальными словами. Под моделью предложения понимается «живой образец, готовый к употреблению, и наблюдаемый в употреблении, но взятый в существенном (в его предикативном минимуме) и в типическом»: У ДЕДА САД. У МАШИ КОШКА. У ДРУГА МОТОЦИКЛ. У НЕЕ СЫН. – модель с типовым значением посессивного (личностного) наличия, в ней сочетаются обозначения субъекта и объекта владения: У этой модели может быть другое значение: У лукоморья дуб. У ворот скамья. У стены диван. – типовое значение локализованного наличия (пространственная соотнесенность предметов). Два ряда моделей, совпадающих в морфологической записи, образованы разными синтаксемами и выражают разные типовые значения.

У разных предложений различно количество обязательных компонентов модели.

Золотова предлагает различать однокомпонентные, двухкомпонентные и трехкомпонентные модели.

4. Для предложений, констатирующих наличие, существование предмета, явления, место, время, бессубъектное состояние среды, достаточно одного компонента, непосредственно отнесенного к действительности: ЗИМНИЙ ВЕЧЕР. НОЧЬ. УЛИЦА. СВЕТАЕТ. МОРОЗНО. ТИШИНА.

5. Большинство моделей предложения русского языка двухкомпонентно, в них сопрягаются предикативной связью компонент, обозначающий предмет, и компонент, обозначающий признак предмета в широком смысле: действие предмета, состояние, качество или свойство, количество, принадлежность и т.д.: НАЧАЛСЯ ДОЖДЬ.

6. Для предложений, сообщающих об отношении одного предмета к другому, минимально достаточным является трехкомпонентный состав: название одного предмета – отношение – название второго предмета: МАТЕРИ ПОНРАВИЛАСЬ КАРТИНА. ОН С НИМИ ДРУЖИТ. СНОСНЕЕ МНОГИХ БЫЛ ЕВГЕНИЙ.

Преимущество функционального подхода: это живой, конкретный образец с выявленным значением. Идея интересная и перспективная. Учение о функционально-структурных схемах.

Понятие парадигмы предложения.

Современный идеал синтаксической характеристики того или иного формального образца предложения предполагает не только его описание, но и выяснение того, как этот формальный образец соотносится с другими, какое место он занимает в системе языка. В этом требовании реализуется принцип системности синтаксического описания.

В соответствии с принципом системности структурная схема предложения принимается не как неизменная данность. Она допускает определенное варьирование, которое сопровождается некоторыми изменениями смысла предложения или экспрессивно-стилистическими эффектами:

ТЫ ПОМОЛЧАЛ. – объективная констатация.

Помолчал бы ты. – выражение желания говорящего.

Сказано лишнее слово. – утверждение.

Не сказано ничего лишнего. – отрицание.

Помолчи. – экспрессивно нейтральное побуждение.

Помолчи ты. – побуждение с экспрессией неодобрения, раздражения.

Ты помолчи. – побуждение с экспрессией доброжелательного совета.

Синтаксический анализ, направленный на выяснение системных видоизменений и соотношений формальных классов предложений, связан с одной из фундаментальнейших идей лингвистики XX века – с идеей о необходимости анализа единиц языка в парадигматическом аспекте.

В синтаксической науке идея о необходимости парадигматического анализа синтаксических единиц нашла свое выражение в учении о парадигме предложения. Понятие парадигмы предложения появилось в конце 50-х годов и стало активно обсуждаться. При этом выявились два толкования парадигмы предложения: широкое и узкое.

Парадигма предложения в ШИРОКОМ понимании включает в себя весьма большой круг явлений, объем и группировка которых устанавливается разными учеными по-разному. В самом общем виде. В так понимаемую парадигму предложения входят три разнородных., составляющих:

4) любые изменения предложения внутрисхемного характера, т.е. не меняющие отличительных признаков его структурной схемы: Я ОТКРОЮ ДВЕРЬ. Я ОТКРЫЛ ДВЕЕЬ. Я ОТКРЫЛ БЫ ДВЕРЬ. открою дверь. я могу открыть дверь. я начал открывать дверь.

5) межсхемные изменения – противопоставления предложений одной структурной схемы предложениям, построенным по другим структурным схемам, которые могут преобразовываться одна в другую: Я открыл дверь. Дверь открыта мной. Я прочитал книгу. Книга мною прочитана.

Таким образом, парадигма предложения в широком понимании включает и собственно видоизменения структурной схемы предложения и ее возможные преобразования в другие схемы и в схемы других синтаксических единиц при тождестве лексической базы, а в некоторых вариантах учения о парадигме только на смысловой основе.

Парадигма предложения в УЗКОМ понимании, основывающаяся на понятии формы предложения, включает в себя только определенный круг значимых внутрисхемных видоизменений предложения, поскольку «формами предложения, составляющими в своей совокупности парадигму предложения, могут, естественно, считаться лишь такие модификации структуры предложения, которые не нарушают ее тождества»[О.И. Москальская. Проблемы системного описания синтаксиса. М.,1974. 102 с.]

Преобладающим в отечественном языкознании является узкоепомание синтаксической парадигмы.

Точка зрения Н.Ю. Шведовой, нашедшая отражение в Граматике-80, основана на следующих положениях:

4) грамматическим значением предложения является предикативность, т.е. комплекс модально-временных значений;

5) предикативность, подобно грамматическим категориям морфологического уровня, существует в виде ряда частных значений – модальных (значения реальности/ирреальности разных видов) и временных; причем временные значения определенным образом соотнесены с модальными;

6) частные значения выражаются определенными видоизменениями формальной организации предложения; эти видоизменения называются формами предложения («Форма предложения – это его изменения, осуществляемые такими грамматическими средствами, которые специально предназначены для выражения объективно-модальных значений – синтаксических времен и наклонений» [Гр.-80]); а вся система форм предложения, выражающая категорию предикативности в целом, – его парадигмой («Формы предложений организуются в его парадигму»).

Полный состав форм предложений

Н.Ю. Шведова различает 5 видов модального значения предложения – синтаксических наклонений: 1) индикатив (Ученик пишет; В доме тишина; На дворе темно); 2) сослагательное наклонение (Ученик бы писал; В доме была бы тишина.На дворе было бы темно); 3) долженствовательное (Ученик пиши, а старшие будут бездельничать; В доме будь тишина, а во дворе можно шуметь; На дворе будь темно, а то и на вечер не похоже); 4) желательное (Лишь бы ученик писал; Если бы в доме была тишина!; Вот бы на дворе было темно!); 5) побудительное наклонение (Пиши, ученик; Чтоб в доме была тишина!; Пусть на дворе будет темно!).

Синтаксический индикатив выражает реальность и имеет формы трех времен (Ученик пишет; ученик писал; ученик будет писать).

Сослагательное наклонение обозначает возможность осуществления действия в неопределенном временном плане.

Формы долженствовательного наклонения обозначают, что «то, о чем сообщается, обязательно для осуществления независимо от воли говорящего.

Желательное наклонение выражает эмоционально окрашенную отвлеченную устремленность к какой-либо действительности.

Формы побудительного наклонения обозначают волеизъявление (от категорического требования до согласия).

Таким образом, парадигма предложения семичленна: три времени в индикативе и 4 ирреальных наклонения.

Количество форм в парадигме зависит от семантики предложения и степени его распространенности: чем распространеннее предложение, тем менее вероятно наличие полной парадигмы.

КУРИТЬ ЗАПРЕЩАЕТСЯ. УЧИТЬСЯ – ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА. Двухкомпонентные инфинитивные, не имеют долженствонательного наклонения.

С ТОБОЙ НЕ СГОВОРИТЬСЯ. НАМ ЗАВТРА ЕХАТЬ. Однокомпонентные инфинитивные не имеют долженствовательного и повелительного наклонения.

НЕ ШУМЕТЬ! ОТСТАВИТЬ РАЗГОВОРЫ! Имеют только эту форму.

Источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями: