Понятие и задачи психосемантики
Психосемантика – это отрасль психологии, в которой изучается формирование набора значений в сознании человека. То есть, специалисты этой области стремятся понять, по каким правилам люди формируют у себя понятия и названия для объектов реального мира.
У каждого человека свой набор понятий, который он приобретает во время жизни. С реальными объектами все проще – практически каждый человек примерно одинаково представляет себе, что такое “кошка” или “фонарный столб”. Эти вещи выглядят для всех одинаково, поэтому с ними сложностей нет. Проблема возникает с абстрактными понятиями вроде “любовь” или “18-мерный куб” – каждый представляет эти объекты и явления по-своему, и было бы неплохо понять, как именно эти определения формируются в нашей голове.
Основные понятия психосемантики даны ниже.
Определение
Формальное определение психосемантики для ответа на экзамене или научной статьи звучит примерно так:
Психосемантика в психологии – это совокупность методологий, методов, подходов и результатов исследований содержания систем значений. Предмет психосемантики – субъективные системы значений и смыслов в сознании человека.
Термин произошел от греческого слова “semantikos”, что буквально переводится как “обозначающий”. Семантика изучает смысл, который мы стремимся передать при произнесении слов.
Понятие о психосемантике зародилось в 1950-хх годах. Автором первых работ был Чарлз Осгуд, он же разработал семантический дифференциал – один из главных методов этой науки.
Понятия и задачи
Для исследования вопроса может понадобиться знакомство с задачами и основными понятиями психосемантики.
Задача науки – с помощью математиечских методов создать структуру, на которой будет наглядно показано, как именно человек соотносит понятия с реальным опытом.
Также психосемиотики стремятся выделить самые важные связи между предметами и системами значений. В конечном счете это позволяет выяснить, как человек относится к тому или иному предмету или другому человеку.
Если грамотно интерпретировать результаты, можно понять эмоциональные реакции человека на коллектив, близких людей и какие-то абстрактные объекты. Причем испытуемый не поймет, что кто-то пытается залезть к нему в голову и прочитать мысли, поэтому подавить внутренние реакции ему не удастся.
Таким образом, психосемантика – одна из редких наук, которая позволяет проанализировать реальное отношение человека к тем или иным вещам. В реальной жизни человек стремится подавить свои эмоции, не показать свое реальное отношение к другим. Это логично и объяснимо, и винить его за это нельзя. Но иногда знать такие вещи необходимо, и психосемантика решает эту проблему.
Методика Келли
Самые известные методы психосемантики:
И еще десяток других. Но самый полезный и удобный – метод репертуарных решеток Джорджа Келли.
В основе метода репертуарных решеток лежит убеждение о том, что мышление человека основано на так называемых конструктах. Конструкт – это два понятия в сознании человека, которые описывают предмет или явление. По Келли, мышление – это движение мыслей между конструктами.
Метод репертуарных решеток выглядит следующим образом: человек должен придумать двенадцать персонажей. Это может быть отец, мать, друг, сосед, актер, известный преступник и так далее. На листе чертится таблица, и в каждой строке располагается по одному персонажу.
После этого из них формируются группы по три человека, причем так, чтобы каждый из двенадцати встречался два раза. Затем слева пишут положительные качества, а справа – отрицательные. Каждое качество должно объединять двух людей в каждой группе, а одного оставлять в стороне.
В ячейках персонажей, которые сравниваются друг с другом, нужно поставить оценки от 1 до 3 для положительных качеств и от 5 до 7 – для отрицательных. Если испытуемый сомневается, нужно поставить 4.
Результат считает компьютерная программа. В итоге можно будет сказать о том, что человек думает о себе, как оценивает других людей, каковы скрытые конфликты с близкими, что он думает о своем будущем, и так далее.
Это один из нескольких методов психосемантики сознания, которые позволяют дать полезную информацию о человеке. Есть и другие, но они выходят за рамки данной статьи.
Семантика в психологии
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие «семантика» в психологии
Семантика – это раздел языкознания, который занимается изучением лексического значения слов и выражений, изменений их значений.
Инструментом изучения является применение семантического анализа.
Специалистов, которые занимаются семантикой, называли семасиологами.
Как раздел лингвистики семантика отвечает на вопрос, как человек, зная слова и правила грамматики, может с их помощью передать самую разную информацию о мире, включая свой собственный внутренний мир.
Информацию можно передать даже тогда, когда человек сталкивается с этой задачей впервые. Каким образом человек понимает эту информацию, даже если слышит её первый раз.
Семантика как самостоятельная лингвистическая дисциплина выделилась в конце XIX века, а термин, обозначающий раздел науки, впервые ввел французский лингвист М. Бреаль в 1883 г.
Уже в глубокой древности философская мысль ставила и обсуждала семантические проблемы. Среди проблем были споры о том, как появляются значения слов и их отношение к бытию и мышлению.
В конце XIX – начале XX века семантику разрабатывают представители различных психологических направлений в лингвистике. Перед ними стояла задача – найти основу закономерностей семантических изменений, протекающих в индивидуальном сознании «психических процессов».
Лингвисты этого времени не рассматривают вопрос определения самого значения слова, оставляя его философам и психологам. Их удовлетворяло то, что в сознании говорящего отождествлялось значение слова с называемым предметом или воспроизведением этого предмета. Детально обсуждалась в лингвистике этого периода только одна сторона значения слова – этимологическое значение, установление его связи с другими словами того же языка или ближайшего к нему.
Соотношение этимона ко всему содержанию слова в языковедении обсуждалось, начиная с А. Гумбольдта. Он предложил определять это соотношение как внутреннюю форму слова.
Готовые работы на аналогичную тему
Уже в прошлом семантический компонент признавался необходимой частью полного описания языка – грамматики.
Общие принципы семантического описания формировались под влиянием разных теорий языка. Если говорить о принципах построения семантического компонента для порождающих грамматик, то они были заложены американскими лингвистами – Дж. Катцем и Дж. Фодором. Представители Московской семантической школы Ю.Д. Апресян, А.К. Жолтовский, И.А. Мельчук, разрабатывали для грамматик типа «Смысл-Текст» соответствующий компонент.
Семантический компонент включает словарь, где каждому слову дается его значение в данном языке.
Толкованию отдельных знаков или, даже целых текстов, в изучении языка отводится важное место. В Древнем Китае, например, существовали словари с толкованием иероглифов.
Античные и средневековые филологи в Европе создавали специальные глоссы, где толковали непонятные слова в памятниках письменности.
Современная теория семантического анализа вышла на новый уровень, и решает задачи, связанные с возможностью понимания, как смысла фразы, так и поиска её в интернете.
Словарное определение
При использовании нарицательных имен, возникает вопрос о критериях использования любого такого слова – каковы должны быть условия, чтобы выяснить, когда надо употреблять именно это слово.
Предметы действительности имеют общие черты, т.е. сходство друг с другом. Причем, определяющими признаками будут только те черты предмета, когда при их отсутствии данное слово нельзя приложить к данному предмету.
Геометрическую фигуру нельзя назвать треугольником, например, если у неё нет таких признаков – это плоская, замкнутая фигура, ограниченная тремя прямыми линиями.
Применимость слова определяют признаки, совокупность которых образует сигнификат слова или его интенсионал.
Есть ещё денотат слова – это класс предметов или ситуаций, именуемых словом.
Сигнификат – это признаки предметов, которые объединяются в данный класс. Значением слова в языке традиционная семантика считает его сигнификат.
Наука признает необходимость различать языковое значение слова и мыслительное содержание, которое с этим словом связано.
Значение слова и мыслительное содержание относятся к категориям мышления – это суть отражения мира в сознании человека, однако эти отражения разные.
Мыслительное содержание (понятие) является полным отражением в сознании признаков объектов, явлений, а языковое значение фиксирует только различительные признаки.
Например, слово река в своем значении содержит такие понятия о реке, как «незамкнутый», «водоем», «большой размер», «естественное происхождение». Эти признаки отличают реку от таких объектов как канава, море, пруд, озеро и др. К реке относятся и такие понятия как подземный сток, бассейн, поверхностный и подземный сток. Значение слова соответствует понятию, которое употребляется в обиходе в отличие от научного.
Признаки научного понятие слова могут не совпадать с признаками обиходного понятия.
Истолковать или описать значение какого-либо слова, значит, в той или иной форме перечислить признаки «вещи». Эти признаки будут необходимыми по отдельности, а в своей совокупности достаточными для обозначения с помощью данного слова. В толковые словари в определение слов должны включаться такие отличительные признаки.
Комбинаций признаков, для которых нет необходимости изобретать слово, существует довольно много. Например, всем существам, которые имеют четыре ноги и перья, можно дать родовое наименование, но, поскольку такое существо с данным сочетанием признаков не найдено, то иметь для него какое-либо родовое наименование нецелесообразно.
Семантические отношения
Признаки, используемые при толковании слова, выделяются на основе сопоставления данного слова с другими, близкими по значению словами. Для того чтобы обозначить группу слов, которые соотносятся с одной областью представлений, ввели понятие семантического поля.
Понятие было введено немецким лингвистом Й. Триром, например, поле времени, поле имен родства, поле животноводства, поле глаголов движения и др.
Между собой слова внутри семантического поля связаны семантическими отношениями. Выявление наличия таких отношений и установление типов этих отношений в рамках конкретных семантических полей является главной задачей лексической семантики.
В лексике выделяют такие типы семантических отношений:
Синонимия – это отношения, которые основаны на полном или частичном совпадении значений, а сами слова называют синонимами. Точная синонимия является явлением довольно редким, а кандидатами в точные синонимы являются бегемот-гиппопотам, глядеть-смотреть, везде-всюду, заснуть-уснуть и др.
Гипонимия связывает слово, обозначающее род сущностей со словами, обозначающими виды – например, дерево-дуб, родственник-племянник, сосуд-стакан и др.
Несовместимость понимается в том смысле, что слова одновременно могут относиться к одному и тому же объекту. В отношении несовместимости находятся такие слова как мать и отец, сладкий и соленый, идти и бежать и др.
Такое отношение как антонимия основано на противоположности выражаемых понятий, например, сухой-влажный, спать-бодрствовать и др.
психосемантика
Полезное
Смотреть что такое «психосемантика» в других словарях:
Психосемантика — (от греч. semantikos обозначающий) раздел психологии, изучающая развитие и функционирование системы значений индивида. Основные проблемы, которые здесь ставятся, следующие: исследование существования значений в индивидуальном сознании в виде… … Психологический словарь
психосемантика — сущ., кол во синонимов: 1 • семантика (8) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
ПСИХОСЕМАНТИКА — (от греч. psychē – душа + семантика). Область психологии, изучающая строение и функционирование индивидуальной системы значений, процессы восприятия, мышления, памяти, принятия решения и т. п. П. исследует различные формы существования значений в … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Петренко, Виктор Фёдорович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Петренко. Виктор Фёдорович Петренко … Википедия
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ — в России (СССР) группа наук социально гуманитарного профиля, сложившаяся в течение 60 80 х гг., с 1995 введена в Номенклатуру специальностей научных работников Миннауки РФ в составе четырех специальностей: теория культуры; истор.… … Энциклопедия культурологии
Петренко, Виктор Федорович — (1948 г.р.) Российский психолог, доктоp психологических наук (1989), профессор (1994). Закончил факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова (1973). Является заведующим лабораторией психологии общения и психосемантики факультета психологии МГУ … Кто есть кто в российской психологии
ПЕТРЕНКО Виктор Федорович — (p. 1948) российский психолог, основатель нового направления в психологии эксперим. психосемантики. Окончил ф т психологии МГУ им. М. В. Ломоносова (1973) ученик А. Н. Леонтьева. Д p психол. наук (1989), профессор (1994), чл. кор. РАН (1997).… … Психология общения. Энциклопедический словарь
Семантический дифференциал — (англ. semantic differential) метод построения индивидуальных или групповых семантических пространств (англ. semantic space). Координатами объекта в семантическом пространстве служат его оценки по ряду биполярных градуированных… … Википедия
семантика — семасиология, смысл, значение Словарь русских синонимов. семантика сущ., кол во синонимов: 8 • значение (27) • … Словарь синонимов
измененные состояния сознания — ИЗМЕНЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ (altered states of consciousness, ASC) психофизиологические состояния, в которых происходит качественная перестройка свойственных индивиду обычных (нормальных, «базисных») моделей психической деятельности… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
Психосемантика что это такое простым языком. Основы психосемантики
Психосемантика (греч. semantikos – обозначающий) – раздел психологии, предметом изучения которого является принципы формирования и функционирования персональной системы значений, которая отражает процессы мышления, восприятия, памяти.
Это одна их самых молодых веток в развитий психологии, поскольку началом ее исследований считается только 1952 год. Именно тогда Чарлз Осгуд написал работу о природе и измерении значений.
Вместе со своей командой они высказали предположение, что процесс мышления любого человека можно детально исследовать и на основе его оценок определить его поведение.
Проведенная работа получила безоговорочное признание и стала основой для будущей науки психосемантика. Итак, зачем она нужна и где ее можно применить?
Что такое Психосемантика?
Под психосемантикой подразумевается ответвление психологии, в котором изучаются принципы формирования и работы системы значений. То есть, раздел рассматривает то, как человек воспринимает символы, фразы или знаки и пользуется ими на практике.
Главной ее задачей является изучение общепсихологических аспектов процесса формирований категорий человека.
Наглядным примером применения результатов этой науки является маркетинг. Так, маркетологам по время разработки методов продвижения своих продуктов знание того, как воспринимаются образы человеком, позволяет создать максимально эффективную рекламную кампанию.
Итак, специалисты в области психосемантики занимаются следующей работой:
При этом в психосемантике исследуются как общепсихологическая категоризация, так и дифференциально-психологическая.
Во втором случае речь идет о представлении определенного человека о мире, учитывая особенности его системы значений. То есть, как внешние факторы позволяют сформировать человеческое мировоззрение на основании системы смыслов.
Учитывая, что каждый человек мыслит по своему, обладает индивидуальным мироощущением и по своему формирует мысли – задача психосемантики заключается и в разработке методов влияния на эти факторы.
🧷 Существует несколько способов исследования:
В психосемантике существует три основных понятия, которые позволяют понять суть этой науки и преимущества от ее знания – это значение, контекст и категоризация.
Итак, человек по своей природе присваивает значения всему происходящему. Однако что представляет собой данный феномен? Значение можно объяснить по разному, так что самым простым его определением можно назвать следующее:
Значение – общая идеальная модель любого объекта в человеческом сознании.
Например, каждое слово может не только обозначать явление или предмет, но также оно создает сразу несколько ассоциаций и возможных связей с ним. Поэтому слово находится в центре некоего каскада из образов, которые им обусловлены. Из этих образов формируется некое семантическое пространство (о нем речь пойдет уже ниже).
Следующее основное понятие, играющее важную роль – это категоризация. Оно представляет собой то, как человек разделяет образы, слова и символы по категориям. Мало того, человек этим занимается почти все время на протяжении жизни (даже если он спит).
Категоризация представляет собой причисление различных объектам или явлениям общих признаков, ситуаций, людей в придуманные им классы. Соответственно, человек определяет, как ему реагировать на них, с учетом приписываемых им свойствам.
В более расширенном смысле проблему категоризации можно назвать проблемой понимания. Практически все время понимание было взаимосвязано с контекстом – букву можно быстрее воспринять благодаря слову, слово становится понятным из предложения, которое становится понятным из текста, где оно находится.
При появлении противоречащего контексту стимула появляется ситуация семантической несогласованности. Следовательно, категоризация также может рассматриваться как использование стимулов в внутреннем контексте.
Даже с учетом того, что все люди являются разными личностями, между ними можно выделить множество общих черт. Так, по единогласному мнению специалистов, цвета можно назвать устойчивыми образами в аффективных системах восприятия.
К примеру, исследователи доказали, что все народы практически одинаково относятся к основным цветам. Например, красный или желтый воспринимаются как что-то теплое, причем у красного большая привлекательность и он часто является символом тревоги.
Однако тот же голубой для любого жителя планеты является сигналом спокойствия. Указанное восприятие цветов обуславливается физиологическим фактором человека, относительно его биологического вида.
Субъективное семантическое пространство
Далее мы переходим к ССП. Оно является комплектом из категорий в сознании человека, благодаря которому тот оценивает и затем классифицирует окружающие его вещи или понятия.
Принимая такие допущения, можно разместить различные значения в семантическом пространстве из множества измерений. Они же смогут получить определенные характеристики в системе координат и на их основании можно установить расстояние между значениями.
Выбор ССП в качестве метода исследования и представления категорий в виде модели со временем получило большую популярность. Специалисты в психологии памяти, мышления и теории принятия решений сразу же взяли себе на вооружение.
Процесс создания семантического пространства выглядит следующим образом:
Со временем принципы психосемантики нашли применение в работе Джорджа Келли, американского исследователя в психологии, который в 1955 году представил метод репертуарных решеток. Его работа стала толчком для дальнейшего развития этой науки.
Метод репертуарных решеток
Данный метод разработан на базе теории личных конструктов, созданной тем же Келли. Теория дает возможность распознавать интерпретативные процессы, согласно которым люди конструируют все значения относительно собственным контекстам.
Основной идее этой техники является убеждение, что люди действуют и думают на основе собственной схемы, созданной с помощью конструктов. Под конструктом подразумевается несколько субъективных (используемых личностью) понятий, которые описывают что угодно – явление, личностное качество, объект и многое другое. Эта теория указывает, что все мыслительные процессы основаны на своеобразном передвижении мыслей между конструктами.
Результаты метода репертуарных решеток оказались впечатляющими, поскольку его стали активно применять в дисциплинах, где требуется работать с людьми. К примеру, в менеджменте по кадрам он позволяет определить источник конфликта среди коллектива или найти возможности для увеличения общей производительности.
Если же применить МРР в исследовании рынка, можно узнать, насколько положительно или отрицательно оценивает продукт клиент. Вдобавок, такой подход может оказаться основой для разработки маркетинговых стратегий и их дальнейшего продвижения.
Данная техника также оказала помощь психологам и психотерапевтам, предлагая такие возможности:
Тестирование испытуемого согласно МРР проходить следующим образом.
Сначала перед человеком располагается 12 ролевых образов:
При отсутствии некоторых персонажей в реальной жизни тестируемого, психолог выбирает аналогичные образы – близкие образы или родственники.
Дальше создаются тройки из образов в такой способ, чтобы все персонажи появлялись минимально по два раза по созданной матрицы. К каждой из ячеек все образы отмечаются кружочками. По правой стороне вертикально выписываются их отрицательные стороны, по левой – положительные.
При этом качествами нужно объединить два образа, а у третьего должны быть существенные отличия. Например, сестра и брат могут быть добрыми, а вызывающий антипатию – злым.
Под конец испытуемому предлагают поставить оценки всем характеристикам. По положительным:
Негативным сторонам присваиваются другие оценки:
Здесь необходимо, чтобы все конструкты обладали четкими характеристиками и имели эмоциональную окраску.
На основании созданной матрицы можно оценить человека о его мышлении:
Такая методика доступна в большом количестве вариантов, поскольку с учетом цели исследования выбираются другие персонажи. Однако основной процесс не меняется и заключается в оценке ролевых образов.
По мнению исследователей, главное достоинство данной техники таково, что ее можно применять как инструментарий для глубокого обсуждения и размышлений над тематикой.
Таким образом, конкретные результаты получить невозможно, вместо них в распоряжение поступает ценная информация. Именно ее можно использоваться для получения правильных выводов.
Где можно применить психосемантику?
Итак, уже понятно – психосемантика на основании оценок человека позволяет получить информацию для получения анализа с помощью различных методов.
📌 Их главным преимуществом является возможность выбрать стимулом для оценки практически любой объект – отношения, событие, продукт, ситуация и многое другое.
Оценка таких объектов является семантическим дифференциалом, который представляет собой бланковую методику, с последующими алгоритмами обработки данных.
Следовательно, преимущества методов психосемантики следующие:
Уже говорилось о пользе семантического дифференциала в маркетинге и во всей психологии. Можно рассказать ниже, в каких конкретно областях он применяется:
В настоящее время преимущества метода СД обусловили очень широкое применение его во всех сферах психологии. Приведем лишь небольшой список возможных сфер применения СД.
Вывод. Заметки на полях
Можно увидеть, что психосемантика является полезным инструментом, позволяющим принимать правильные решения. Хотя на первый взгляд он кажется сложным, при более детальном рассмотрении становится понятно – его изучение стоит потраченного времени. Тем более, что во многих сферах профессиональной деятельности методы репертуарных решеток, СД и другие могут оказаться довольно прибыльными.
Литература для углубленного изучения
Для желающих продолжить знакомиться с такой трудной и одновременно перспективной темой можно рекомендовать литературу:
Дополняющие картинки взяты из доклада Е.Л. Доценко “Валидность психосемантического диагностического инструмента” с Slideshare.