семейные песни это определение 8 класс

Семейно-обрядовые песни»

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

Семейно-обрядовые песни сопутствовали обрядам, связанным с важнейшими событиями в жизни человека. Пелись свадебные песни: песни девичника; величальные песни свадебного пира; свадебные причитания невесты. Рекрутские песни сопровождали обряд проводов в солдаты1. Были и похоронные песни, песни-плачи.

Свадебный обряд был одним из самых сложных. Народная свадьба распадалась на несколько этапов: предсвадебный цикл (сватовство, сговор, зарученье, девичник), собственно свадебные церемонии (сборы невесты, приезд за невестой, венчание, свадебный пир) и послесвадебные (отгостки). Невесте перед свадьбой полагалось причитать: сожалеть о вольной, девичьей жизни. Это ритуальные причитания:

Все прошло да прокатилося, Все да миновалося, Девье да беспечальное житье…
Вот он едет, погубитель мой, Вот он едет, разоритель мой, Вот он едет расплести косу, Вот он едет – потеряй красу…

На свадьбе жениха и невесту величали. Невеста «Без белил … белешенька, Без румян щечки алые, Без сурьмил брови черные». Жених

На коня садится, А конь веселится, По улице скачет – Вся улица сияет. К роще подъезжает – Роща защумела…

В конце свадебного пира пелись корильные песни, обращенные к его участникам. Они были полны шуточных, пародийных величаний:

Друженька хорошенький, Друженька пригоженький. Как на дружке-то кафтан Весь по ниточке собран… Башмаки хороши, Только без подошвы.

6.Традиционные лирические песни

Песни пелись не только в связи с обрядами, но и просто для удовольствия: на посиделках, за повседневной работой. Эти песни веками служили народу для выражения переживаний и чувств, поэтому их называют лирическими. В песенном фольклоре лирические песни занимают большую часть. Появились эти песни позже, чем обрядовые. Все оттенки духовной жизни народа нашли в них воплощение.

В любовных песнях говорилось о первых встречах влюбленных, их любовной радости и тоске, верности и измене. Семейные песни рассказывали о несчастной жене и строгом или старом муже; о муже, который женился не по любви и теперь несчастлив, лишь и остается ему вспоминать прежнюю любовь. Молодые пели о суровых родителях, невестка – о неласковой свекрови.

Были песни разбойничьи, тюремные, солдатские, ямщицкие, бурлацкие, песни о крепостной неволе – они помогали переносить тяготы жизни, облегчить душевные муки. Такие песни врачевали душу человека. Поющий чувствовал, что он не одинок в своем горе, что такое горе переживалось многими и многими людьми. Народное сочувствие страдающему, которое слышалось в этих песнях, приносило утешение. Вот, например, разбойничья песня «Не шуми, мати зеленая дубровушка, Не мешай мне думу думати…». Её поют в разбойничьем отряде Владимира Дубровского, её поёт Пугачёв в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Хотя и нарушали разбойники многие законы, в песне слышится сочувствие к их несчастной доле. В ней воспевается и удаль молодецкая, и слышится грустное раздумье о неминуемой смерти, ожидание суровой расплаты.

Названные виды лирических песен по-другому называют протяжными, «голосовыми», «долгими». Все эти определения указывают на неторопливый, распевный характер песни. В песне основным является музыка. Передать содержание без музыки сложно, так как практически отсутствует рифма и как стихи текст песни не воспринимается. Ритмический рисунок возникает здесь лишь при пении, певец вставляет в текст многочисленные повторы, восклицания, междометия, что с одной стороны усиливает эмоциональность, с другой – подчеркивает ритм.

Каждый исполнитель пел о себе, вкладывая свою душу. Но песня передавалась от поколения к поколению долгое время и от этого становилась по-настоящему народной.

7.Беседа по вопросам

— Какие жизненные обстоятельства вызывали появление народных песен?
— На какие группы делятся народные песни?
— Почему народные песни используются в литературе и в других видах искусства? Приведите примеры.
— В чём особенность исторических песен?
— Какова роль исторических песен?
— Могут ли в наше время появляться народные песни?

8. Домашнее задание: ответить на вопросы стр.37

Источник

Семейно-бытовая песня как жанр русского музыкального фольклора.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Оглавление

Актуальность выбранной темы заключается в сохранении культурного наследия народов Российской Федерации. Обострившееся сегодня внимание к сохранению культурного наследия является следствием общенациональных и мировых цивилизационных процессов.

В русле народной культуры складываются представления человека о мире, система образов и языка, верования, знания и умения, обычаи, формы трудовой и празднично-обрядовой жизни, система фольклора.

Семейно-бытовые песни — являются логическим продолжением песен на тему любви. Они непосредственно примыкают к девичьим песням о замужестве. Однако в отличие от девичьих любовных песен, в которых наряду с мотивами грусти встречаются и светлые чувства, женские песни о семейной жизни от начала до конца проникнуты глубокой печалью и безутешным горем. Одним из самых распространенных мотивов этих песен является противопоставление «волюшки» девичьей жизни и «неволи» жизни замужней.

Среди семейно-бытовых песен выделяют песни о любви и о семейной жизни. В песнях о любви, которых больше, передаются все нюансы отношений двух: и первое робкое чувство влюбленных, бояться выдать себя даже взглядом, и открытое утверждение своего права любить и быть любимым, и сомнения и обиды и боль разлуки, и неутешное горе преданных и брошенных, и мечты о будущей судьбе, бракосочетаний.

Глубокое и сильное чувство подсказывает обычной крестьянской девушке слова, полные волнующей поэзии. Распевая свою любовь, девушка подбирает трогательные в своей простоте и правдивости слова.

По своей форме эти песни — краткие стихотворения, которые одним штрихом, двумя-тремя строками обозначают настроение, лирическую ситуацию.

Фольклорная песня Брянской области «Боялася мати» относится к семейно-бытовым песням лирического характера.

Объект исследования семейно-бытовая песня как жанр русского музыкального фольклора.

Предметом исследования является семейно-бытовая песня Брянской области «Боялася мати».

Цель исследования: раскрыть вокально-исполнительские особенности народной манеры пения, на примере семейно-бытовой песни Брянской области «Боялася мати».

— проанализировать семейно-бытовую песню Брянской области «Боялася мати» и определить ее жанровое своеобразие, формы и принципы композиционного построения;

— раскрыть основные мотивы сюжета и идейно-тематическое содержание песни;

— охарактеризовать и исследовать поэтику русской народной песни, особенности говора, диалекта данного региона.

Структура работы: введение, пояснительная записка, заключение, список используемой литературы и источников, приложение.

Жанр и место песни в исторической периодизации

Наибольшую часть семейно-бытовых песен составляют песни о любви, в которых воссозданы многогранность человеческой жизни, раскрыт мир человеческих переживаний.

Верность в любви была высочайшим идеалом в отношениях молодежи, мерилом добродетелей, которые народ ставил выше золота и серебро, выше богатства.

В песнях о любви охранником морально-этических норм поведения молодежи чаще всего выступает мать. Она предостерегает дочь от ошибок, не пускает к жениху, а сына к девушкам, которые умеют очаровывать. Песни о семейной жизни довольно разнообразны по тематике.

Песни о любви достигли высшей степени поэтичности и лиричности. В значительной степени этому способствовали такие методы, как эпитеты, психологический параллелизм, которые предоставляли образу определенного оттенка или эмоционального усиления. [5, с. 47]

О чем бы речь ни шла в лирической песни, она всегда трогает искренностью и непосредственностью, ее создателям свойственно конкретно-образное мышление, они говорят о том, что их волнует, вызывает радость или грусть, в лирических песнях ярко вырисовывается характер человека. [3, с. 234]

Идейно-тематическое содержание семейно-бытового цикла песен чрезвычайно разнообразен.

Главными персонажами песен о любви являются парень и девушка, а характер отношений между ними, их чувства и переживания определяют содержание произведений. От лица этих героев и состоят песни.

Наиболее полно и поэтично в песнях изображена девушка, ее счастливая и несчастная любовь. Образ ее возникает из поэтически нежных характеристик: она «красная», «сердечко», «верная», «чернобровая», у нее «брови, как шнурок», «лицо, как яблочко».

Кроме образов молодой пары, чаще всего создается образ матери, которая выступает или доброй отзывчивой советчицей или же злой разлучницей, которая не хочет понять чувства своего уже взрослого ребенка. [11, с. 243]

Идейно-тематическое содержание песни «Боялася мати» заключается в том, что молодая девушка полюбила казака, но напрасно, он ее бросил. Мать девушку предупреждала, что так и будет, а она ей в ответ:

— Тогда надо было учить, как я была мала.

— А теперь полюбила казака напрасно.

— Пошла бы я доганяти, да боялася мати.

Тональность, лад или ладовое наклонение

В песне используются унисон и диатонические интервалы б.2, м.3, б.3, ч.4, ч.8. Минорность в ладовой окраске определяется ключевым знаком, а также построением самой мелодии. Опорным звуком является нота «ми».

hello html 1e41193c

Опорные тоны и устои

Опорные тоны I ступень лада, в хоровом подхвате в мелодии III ступень.

Структура стиха и напева

Стопа – группа слогов, состоящая из одного ударного и одного или нескольких безударных, повторение которых определяет размер стиха. Стопы бывают двухсложные (хорей и ямб) и трёхсложные (дактиль, амфибрахий, анапест), важнейшим признаком, которых является делимость стиховых строк на стопы. В стопном песенном стихе грамматическое ударение в слове обязательно совпадает с ритмическим акцентом в стопе.

hello html 7f5f8cfd

Ритмическая основа песни – простая, встречаются: целая, половинная, четвертная ноты и восьмая.

hello html 73c11873

А также ритмические разночтения в партиях сопрано и альта и распевы.

hello html 5cc1dcd9

hello html 11443f

Возможная гармоническая основа

Для песни «Боялася мати» характерна мягкая фактура изложения, наличие консонансов в виде терции, кварты, октавы, а также встречается диссонанс – большая секунда.

hello html m5380ff0f

Региональная принадлежность песни

В русском песенном фольклоре современные исследователи выделяют, по крайней мере, семь основных стилевых географических зон: северо-русскую, южнорусскую, среднерусскую, западнорусскую, средне волжскую, уральскую и сибирскую.

Особый интерес представляет западнорусская традиция, к которой относится семейно-бытовая песня «Боялася мати», поскольку в ней сохранились архаичные черты славянского мелоса. Географически к ареалу данной традиции можно отнести территории современных Брянской и Смоленской областей и близлежащие районы Орловской, Калужской и Псковской областей. Основными центрами западнорусской народной традиции является Брянск и Смоленск. Особенности русской песенной культуры здесь тесно взаимодействуют с родственными песенными традициями Украины и Белоруссии. Заслуга в исследовании песенного фольклора этих областей принадлежит музыкантам-этнографам В.М. Щурову и А.И. Соболевскому. [6, с. 175]

В западнорусской традиции можно также легко обнаружить родственные черты с песенными традициями западных славян, что является уникальным явлением для русского фольклора и свидетельствует о глубинности ее национальных корней. Архаичность и неизменность музыкальных форм в народном искусстве русского Запада отчетливо проявляется одновременно во всех признаках местных интонационно-гармонических и исполнительских традиций.

Брянская область представляет собой культурно-исторический регион. Это зона контактов между южнорусским, украинским, белорусским населением, что порождает неповторимое сочетание их элементов, своеобразного языка, быта. [8, с. 63]

Западнорусская традиция, частью которой является музыкальный фольклор Брянской области, занимает в русской культуре особое место. Обилие ранее традиционных песен календарного цикла, семейные обрядовые песни, уникальные образцы инструментальной музыки – все это и многое другое позволяет считать этот край заповедником. Вместе с тем, каждая эпоха с ее новыми историческими и экономическими условиями накладывало свой отпечаток, на народную песенную культуру привнося новые черты, в традиционные календарные и семейные обрядовые песни которые приобретали новый облик, сохраняя в то же время свою древнюю основу. [10, с. 115]

В музыкально-стилевых формах календарных, семейно-бытовых и хороводных песнях западнорусской традиции преобладают архаические элементы. К ним относятся: силлабический строго цензурованный стих; гетерофония в многоголосии (либо использование бурдона); система ограниченных по диапазону звукорядов, связанных с простейшими ладовыми формами; равномерный музыкально-слоговой ритм с минимальными распевами слогов; четко расчлененные простые структуры; попевочные мелодические образования. Сама манера вокализации в западнорусской традиции очень индивидуальна. Для нее характерна звонкая прямая подача звука в среднем регистре, завершение строф длительным, тщательно выстроенным унисоном, использование выкриков – возгласов (гуканий) в середине и конце музыкальных фраз. Можно с уверенностью сделать вывод о том, что западнорусская традиция строго сохранила в себе архаичные славянские черты и в меньшей степени испытала воздействие межкультурных контактов, следы которых этнографы часто обнаруживают в других песенных традициях. [11, с. 39]

Особенности говора и диалекта

Произнесение «у» на месте «и» и «в» в середине и на конце слова:

Источник

статья 33. Семейно-бытовые песни

Кроме образов молодой пары, чаще всего создается образ матери, которая выступает или доброй отзывчивой советчицей (предостерегает дочь от необдуманных поступков, не пускает к парня-забулдыги; сына предостерегает от девушек, которые умеют колдовать) или же злой розлучницею, которая не хочет понять чувства своей уже взрослого ребенка.

Встречаются образы братьев и сестер влюбленных, или помогают устроить им свидание, или препятствуют им встречаться. Бывают случаи, когда брат или сестра являются соперниками в любви, недоброжелательными выступают злые соседи, часто непорядочность проявляется со стороны близких друзей (соперницей девушки есть ее ближайшая подруга, что отбирает у нее любимого).

Среди наиболее распространенных мотивов песен о любви можно назвать такие: мотив верности, в котором нашли свое отражение морально-этические принципы украинского народа, его взгляды на счастливую любовь (что является возможным только при взаимности чувств). Настоящие влюбленные обещают друг другу любить «до смерти», уверяют, что будут любить «вечно». Именно такие чувства считались залогом счастливой семейной жизни. Ему противопоставляется мотив неверного, вероломного любви, которое всегда воспринимается как большая трагедия для обманутого парня или девушки, глубоко переживается. Его сопровождают картины бессонных ночей (когда девушка до утра ждет любимого, а он не приезжает, потому что ушел к другой), ощущение безысходности, боли предательства. Особого драматизма приобретает этот мотив, когда соперницей оказывается близкая подруга (или друг). С двумя попоредніми тесно переплетается мотив разлуки. Он приобретает разнообразных проявлений: вынужденная разлука двух влюбленных, полные надежд на встречу, ожидания на весть от милого (милой); зловіща непредвиденная разлука, что предвещает расставания, потерю милого, разрыв отношений.

Очень драматическим есть мотив безответной любви. Время объект такого любви и не догадывается о чувствах другого, или же просто не отвечает взаимностью, что наносит душевные страдания, может вызвать болезнь или даже смерть). Кульминация этого мотива оказывается в песнях о парне, любимая которого выходит замуж за другого, (особенно, если она выходит не по собственной воле, а по принуждению), и он осознает, что им уже никогда не быть вместе. Близкой к этому есть тема взаимной любви двух людей, которым не суждено было вступить в брак через несогласия между их семьями или имущественное неравенство (он богат, а она бедная). Психологическим напряжением эти песни близки к баллад. Неприятие обыденности в них проявляется через проявление протеста против устоявшихся взглядов на то, что богатый парень не может взять бедной девушки, что ли девушка вынуждена выполнять волю своих родителей, выходя замуж за нелюбимого.

Балладная традиция проявляется также в песнях, где речь идет о ложь или ворожбу:

В саду ходила, собирала цветы,

Теперь к тебе ходить должен.

Ходить должен любить буду,

Очаровала сердце и душу

Позволь, мать, вдова взять.

Вдова умеет очаровывать.

Вдова будет уважать.

Вчарувала мужа своего,

Не позволю взять вдову

Вчарує и тя молодого.

От баллад такие песни отличаются тем, что в них отсутствует эпический компонент (сюжетность, розповідність). Они, как и другие лирические песни, построенные на каком жизненном эпизоде, но в них развивается не сюжетная канва, а воспроизводится духовное состояние, вызванный этим моментом: чувства, мысли, не останавливаясь на причинах, последствиях, развязке событий, что вызвало эти эмоции.

Песни о любви перекликаются также со сказкой (большинство сказочных сюжетов построены тоже на любовном конфликте). Кроме сказочных экзотических пейзажей, используются другие сказочные элементы, например, образ суженой дороги:

Ой три пути широкии воедино сошлись

— На чужбину с Украины братья разошлись.

Неоднократно повторяется прием потрійності:

Ой, у поле три криниченьки.

— Чорнявую и білявую, Третью руду, препоганую.

Сказочный колорит предоставляется силам природы, к которым обращаются лирические герои и персонажи за помощью, советом:

Луна и звездочки, почему вы не блещете,

А мой миленький любит вторую, почему вы не скажете?

Соловушка, родной брат. Вызови мне девчонки из дома.

Такие обращения к силам природы, которые теперь кажутся художественными метафорами, является отголоском древних форм магии и гадание с помощью небесных светил, деревьев; частое обращение в лирике за советом к птиц является остатком ритуалов птаховолхвування.

Взяла відеречка и пошла по воду,

А там ребята-риболовці прекрасные на красоту.

Ребята-риболовці прекрасные собою,

Возьмите меня на ту лодку, дове без воду.

Мы бы тя перевезли, чтобы волна не била,

Если бы твоя старая мать тяжело не тосковала.

Не будет плакать, не будет тосковать,

Отсюда символическое значение образа кладки: парень встречает девушку на шаткой кладке, что означает непостоянство чувств, изменчивое любви.

Поэтику песен о любви отличает:

А я возьму кріселечко,

Я еще глаза не зімкнула,

А уже восходит солнце.

— гиперболизация душевных драм (потеря любимого воспринимается как конец жизни):

Ой не хочу, дівчинонько,

На твой приданое смотреть.

Лучше пойду в синее море,

В проворную реку топиться.

Гиля, гиля, серые гуси.

— Плачет казак молодой.

(«Гиля, гиля, серые гуси»)

А в роще край Дуная с той одиночеством Плачу, тоскую еще и рыдаю, милая, за тобой. ;

— драматизм, что оказывается в напряженности содержания, психологической насыщенности, контрастности чувств, небуденності жизненных эпизодов;

С художественно-поэтических средств чаще всего используются

эпитеты: белое личико, ясные глаза, уста малиновые;

сравнение: черные глаза, как терен;

паралелізми: Не все тии и сады цветут,

метафоры: Посадила огурчики около над водой.

Сама буду поливать мелкой слезой.

синекдохи: Плачьте, глаза, плачьте карие,

Такова ваша судьба Полюбили казака При луне стоя.

Круг мельницы, коло броду Два голубя пили воду;

Катилась заря с неба, И упала на землю. «И кто меня, молодую девушку Проведет домой?»;

Ой хмеля мой, хмеля, Ой сын мой, сын,

Хмеля зелененький, Сын молоденький,

Где же ты, хмеля, зиму зимовал, Где же ты, сынок, ночку ночевал,

Что и не развивался? Что и не разувался?

Эти мотивы роднят лирический жанр с мифологией: «Судя по остаткам нашей мифологии в песнях, кажется, мало у какого народа была так оживлена и осимволізована растительная природа; деревья и травы часто говорят и между собой, и с птицами и людьми, и имеют символическое применение к человеку».

Наряду с символами используются персонифицированные образы-архетипы солнца, ветра, дождя, ворона и др. В них отражены древние анімістичні верования, которые также отражены в заговорах, которые вводятся как элементы песни:

Ой не миры, місяченьку,

Только миры миленькому,

Ой пряду, пряду, А свекровь идет,

Баиньки хочу. Как змея гудит:

Ой, я склоню головушку

На білую постілоньку,

Порой за молодую жену заступается ее муж, в таких песнях мотив любви органично сочетается с мотивом взаимопонимания, помощи, сопереживание в супружеской жизни. Но часто и человек становится на сторону матери и позорит жену за то, что она не успевает выполнять домашней работы, не умеет ему угодить.

Ой там за горой, там за каменной

Он на ню готовит из проволоки

Не по правде здравствует человек с жоною. нагаєчку.

Она ему стелет белую постелечку,

Белая постелечка порохом пришлась,

Проволочная нагайка белое тело рвала.

Причиной такого обращения с женой могло быть пьянство:

Ой зацвела рожа у окна,

А он ничего не делает, только пьет,

Ой я имела мужа пьяницу.

Пьянство становилось причиной разорения семьи, что приводило к еще большей трагедии:

Он каждый вечер из корчмы идет,

Пропил коня вороного,

И каждый вечер, и щораночку

— До конюшни идет по второму.

Пропил конька и нагаєчку.

От таких семейных обстоятельств страдала не только жена, но и дети:

В вишневім саду под сливкой

В вишневім сада ночевала.

С маленьким ребенком.

Вижу я, бедная, твою муку.

У меня слізоньки, как горох.

Женщина, насильно выданная за нелюбимого мужа, обращается к силам природы за помощью. Будучи далеко от дома, она просит ветер перенести слова о ее невзгоды к родной маме, рекой засылает матери увядшую цветок, чтобы мать поняла, что ее дочь завяла в несчастливом браке («Ой по горам, по долинам»).

Тема несчастной семейной жизни расширяется мотивом необратимости молодости, тоской по прошлому:

Запрягайте, хлопцы, кони, кони вороны,

И пое дем догонять годы молодые.

Ой здігнали лета мои на кленовім мосту:

Вернитесь, лета мои, до меня хоть в гости.

Тяжелая жизнь замужней женщины противопоставляется безмятежной судьбе девушки до замужества:

Или я в лугу не калина была,

Или я в отца не ребенок был,

Или я в лугу не была красная.

Или я в отца не хорошая была,

Приняли меня поломали,

Приняли меня обвенчали

Горькая судьба моя!

Горькая судьба моя!

За нелегкой домашней работой женщина не видела света белого не имела радости:

Или я спила, или я съела.

Только все мои роскоши,

Поэтому эти песни проникнуты сожалением, душевным грустью, даже в тех, где семейная жизнь не омрачен серьезными проблемами, воспевается тоска женщины по родным домом, ее уныл мысли, порожденные длительной разлукой с матерью, елегійними размышлениями над тем, что проходит молодость и наступает старость.

С подобными мотивами есть и песни от имени мужчины, который размышляет над своей жизнью, жалуется на нелегкую судьбу:

Головонько моя бідная, Или:

У меня мамочка и нерідная,

Чужая семья непривітная.

Причиной безрадостного существования была нелегкая работа на поле и в доме, материальные лишения, болезни. Все это нашло отражение в лирических песнях, где народ правдиво изобразил свою жизнь с его ежедневными хлопотами и сиюминутными радостями, многоголосием человеческих отношений с родственниками и соседями (доброжелательными или враждебно настроенными), всей палитрой чувств, порожденных различными жизненными обстоятельствами. Глубина лиризма этих песен оказывается не в опоетизації семейной жизни, а в откровенной правдивости, реальности его воспроизведения. Все используемые художественные средства направлены на то, чтобы подчеркнуть картины обыденной семейной жизни, не украшая их, подать слушателей.

В первую очередь к ним причисляют цикл детских песен, в которых сочувственный украинский народ оплакивал нелегкую судьбу сироты, что с детства поневірялась среди чужих людей, в наймах:

Что никто не обнимет

Даже если у сироты и были далеки родственники, они часто відрікались от нее через ее нищета:

Как в сироты пшеница родила,

А как у сироты плевелы родил,

Тогда сироту семья любила.

Тогда ед сироты весь род одступився.

Девушка-сирота не могла выйти замуж за того, кого любила, потому что не было приданого. Поэтому даже в свадебном обряде встречаются плач по сиротой, которую выдают замуж чужие люди. Они благословляют невесту от имени умерших родителей, и плачут, что сирота не имеет ничего, даже родительского благословения.

Нелегкой была жизнь вдовиного сына, которому приходилось смолоду тяжело работать, чтобы обеспечить себя и старую мать. Большим горем была одиночество:

Ой матусенько моя, и когда же ты знала.

Как на моем серденьку и досадонька стала:

Что это за причина, что я сиротина,

Как в чистом поле и сухая былина.

Что ветер повевает, ветвь похиляє,

Да горенько в мире жить, что всякий обижает.

Неслучайно в этих песнях возникает образ былины в поле, которую ветер ломает, тоненькой трости, что гнется от жизненной бури. Ласкательные слова «матусенько», «досадонька», «душечка», «горенько» принимаются с целью вызвать у слушателей сочувствие к сироты, подчеркнуть трагичность и тупик сиротского жизни.

В этих произведениях мотив разговора сироты с умершими родителями перекликается с элементами культа земли. Иногда мысленный диалог с землей приобретает формы заговор:

Земля же моя мать сирая!

Приняла же ты отца и мать,

Прими и меня молоденькую.

Здесь нередко встречаются вкрапления мифологических мотивов:

Если бы я знала, знала,

И ніченьки доточила,

То я бы в заре взяла ключи

И с мамочкой говорила.

Подобной художньообразною структурой характеризуются вдовины песни, в которых описываются тяжелая судьба женщины, которая осталась без мужа и сама выполняет всю работу на поле и дома, воспитывает детей-сирот, не имея надежды на помощь других людей (женатый мужчина не помогал, потому что боялся ревности жены, парня не пускала к вдове иметь, потому что боялась, что она его приворожить):

Ой жила я семь лет вдовой

И не слышала земли под собой.

Ой хоть иди замуж, или и утопися,

Наняла мишку за плугом ходить,

Но они только сломали плуг, разогнали волов и насмеялись из бедной вдовы, которая, поняв вред, плачет:

Бедная моя головонько, что я вдова,

Кобы же я это знала, то бы не нанимала,

То бы я тую и нивушку сама вскопала,

То бы я тую пшеничку и посеял,

Густенькими грабельками и заволочила,

Горе мне, горе, несчастливая судьба!

Засеяла бедная вдова мислоньками поле.

Подобные песни о горькое жизни вдовца, что остался с мелкими детишками, должен сам выполнять всю домашнюю работу. Труднее всего переживается одиночество, что не к кому заговорить, некому постирать ему рубашку. Тематически к ним примыкают холостяцкие (молодые) песни о невеселую судьбу одиноких мужчин, которой противопоставляется счастливую жизнь в семье:

У соседа хата белая.

Сосед раньше меня сеет,

У соседа женщина мыла,

А у меня ни избушки,

Нет счастья, нет женщины.

Время причиной того, что не сложилась жизнь, есть мать молодого человека:

Так вне поля зрения народной песенности не остается ни одна грань человеческой жизни. В лирических песнях оно выступает во всей полноте ситуаций, противоречия чувств, неоднородности впечатлений. Но в каждой из них прослеживаются отношение народа в различных жизненных явлений, их оценки супружеской неверности, сиротства, пьянства и др.; вскрываются недостатки человеческого характера, выражается сочувствие обездоленным и бедным. Утверждается народная мудрость, что проявляется в преобладании духовных ценностей над материальными, способности к сопереживанию, умение передать в песни духовные достижения предыдущих поколений.

Больше всего шуточных песен посвящена теме любви. У них с юмором упоминается ухаживания парня к девушке, высмеивается ухажеров-неудачников, которые не умеют заговорить к девушке, или боятся ее родителей:

Фітю-митю, вне плітю в конопле спрятался.

Как пошли девушки конопельки братья,

то я должен был из конопли в тыквы бежать.

Девушки с шуткой отказывают таким парням:

На воротах повісся. Чур тебя, тэк!

Предметом высмеивание также неудачные свидания, когда парню приходится сидеть закрытым в клетушке, прятаться в запечке ли огородами убегать от соседских собак:

А до меня Яков приходил, Не пошел же Яков домой

Коробочку раков приносил! И залез в хижину в солому,

А я те раки забрала, А собаки лаять стали,

А Иакова из дома прогнала. Пока отец и мать не встали.

Добродушным юмором исполнены песни о девушках, которые сами ухаживают к ребятам:

Девка в сенях стояла,

В них народ удачно подмечает характерные черты таких девушек, что не могут усидеть дома, когда где играет музыка, неохотно выполняют домашнюю работу, только думают, где бы развеселиться:

Брошу кужель на полку

Пусть мыши кужель трубят,

И пойду на вечеринку.

Пусть меня ребята любят.

В таких песнях часто изображается образ матери, которая то «воспитывает» дочь, а то снисходительно относится к ее капризов, или даже сама випроводжає «погулять»:

Как рыбка по Дунаю.

«Погуляй немного, доченька,

Как рыбка с окунцями

Я же тебе не бороню!»

Я, молодая, с ребятами!

Здесь тоже нередко встречаем сохранены из далекого прошлого об-раза-архетипы воды, реки, элементов мира природы.

Случается и прием самовисміювання, когда девушка с иронией говорит о себе: «хотя я хорошая, и лентяя», «ли я себе не хозяйка и не хозяйка / три дня дома не мела / мусора по колено». Чаще всего девушек хают за то, что они ленивы или плохие хозяйки. Ребят же высмеивают за то, что они хвастаются своими любовными похождениями, ґоноруються, что умеют нравиться девушкам:

Ой, девушка, не верь, не верь мы,

Я путешествую здесь и там, здесь и там,

Потому что я парень странствующий, странствующий,

Нравлюсь девушкам, девочкам.

Еще более колоритно, с неподдельным юмором народ поет о семейные отношения, семейные взаимоотношения. Распространенной является тема ухаживания кум до куми или соседа к соседке:

Ой кум до куми ухаживал. Ты кума, ты душа,

Выбирать конопельки обещался: Ты кругом, кума, хорошая.

Добродушной иронией пронизаны песни о женщине, которая является какой-то притворной хозяйкой:

Гоп, мои гречаники, Говорил отец, не віявши,

Гоп, мои вкусные, Ада мать, не отсев,

Чего мои гречаники 3 мусорках воду брала,

Не удались благодарны. Гречаники устраивала.

В шутливых песнях висміються вещи, которые в других лирических произведениях становятся причиной семейных драм. Так, с иронией народ изображает дедов, которые, рассчитывая на свои имения, сватаются к молодых девушек, но те отвечают:

В таких песнях старый человек не является трагедией для молодой женщины, а, наоборот, становится объектом насмешек, потому что жена его обманывает, ходит на танцы, гуляет с молодыми:

Ізогнувся как дуга,

«Помоги, мы, Господин Боже,

Возьми с деда душу.

Чтобы старым знать,

Возьми с деда душу

Сатирически воспеваются пьяницы, которых женщины гонят домой из корчмы:

— Домой, домой, бездельник моя,

— Не ела, не пила скот твой.

— Пусть не ест, пусть не п есть, пусть исчезнет,

— Пока в корчме горівонька есть.

Женщина хвастается соседям, как она уважает такого мужа:

А я его уважаю, К припічка припинаю,

Как собаку рудую: Помоями спаиваю.

У них слегка или чутко высмеиваются и другие вредные привычки и пороки людей, негативные черты характера: скупость и желание разбогатеть («Задумала вражья баба и разбогатеть»), праздность («Грицю, Грицю, к работе») и др. Народ умел с юмором посмотреть даже на материальные лишения, нищета.

Так, парень-сирота хвастается своим рвением:

Нет препона вдовиному сыну, Который свел с ума хорошую девушку.

Комично изображается молодая вдова, которая не очень переживает по поводу смерти своего мужа, не страдает от одиночества:

Носил сало, носил свечи,

Носил мясо, носил ленты.

Носил гречку, башмачки,

Вот было как. А раз таки теленок припер,

Пока допер, чуть не умер,

А она мне изменила

Распространенными являются юмористические песни на тему смерти, например: «Ой, что же это за шум произошел», где говорится о смерти комарика:

Рассадил, поломив Ребра и кости.

Прилетела муха, Сожалеть:

«Ой, где же тебя, комарику Похоронить?»

«Похорони ты меня В чистом поле,

И сыпь мне Высокую могилу. »,

чтобы все знали, что там похоронен «мухи-зеленухи полюбовник!». Часто в таких песнях показано, как родственники относятся к смерти разных членов семьи («Ой девушка горлица»):

Умер милый, чорнобривий.

Жаль мне его очень.

Я за отца кныш, дала,

И за мать книш. дала.

А за своего миленького

— Ой, умру, милая, ой умру мыла,

— Ой, умру в ха-ха, милая чорнобривая.

— Где же я тебя спрячу, милый мой миленький,

— Где же я тебя спрячу, голубчик сивенький?

— В крапиве, милая, в крапиве, милая,

В крапиве уха-ха, милая чорнобривая.

Подобные песни встречаются во всех славянских народов. Еще одним подтверждением давности происхождения этой группы песен являются многочисленные произведения на сюжет о смерти и свадьбы комара (мухи), которые, очевидно, является отголоском древних весенних обрядов.

Не менее давней среди юмористически-шуточных песен группа неприличные песни, традиция которых тоже достигает времени языческих оргий. Это произведения откровенно эротического характера, в которых воспевается телесная любовь, как правило между чужими людьми (то есть не супругами). Нередко это любовь к кума или куми», что является отголоском ритуала кумування. Поскольку в новейшую эпоху подобные тексты оцениваются негативно с нравственно-моральных соображений, они выполняются при определенных условиях с некоторой степени табу. Этот пласт народного творчества недостаточно изучен, поскольку, по свидетельству многих исследователей, собиратели фольклора сознательно избегали записи подобных текстов, обходили эту тематику в своих выкладках. Однако эти тексты бытуют в народе и являются довольно интересными учитывая их древнее происхождение и эхо в них древних культовых ритуалов и языческого мировоззрения.

Как видим, шуточные песни многочисленные по количеству и разнообразные по тематике. Они составляют значительную часть украинской народной песенности. В них, по выражению Г. Закревского, проявляется «приволье для веселья, иронии, красного словца украинца, без которых он не может жить. Эта веселость тем более привлекательна, что она не поддельная, естественная; а остроумие, словно искра, часто появляется неожиданно и с блеском».

Семейно-бытовые песни очень давние по происхождению. На это указывают элементы магии и мифологии, как например, контагиозной магии:

. Погнал к Дунаю коня поить,

Пойду я в садик, зірву я листочек,

На белом песочке два слідочки знать.

Прикрою, пристелю милого следочек,

Тот первый следочек коня вороного,

Чтобы ветер не звияв, птички не ходили.

А второй следочек моего миленького.

Чтобы моего милого другие не любили.

Есть упоминания даже о таких древние ритуалы, как человеческие жертвоприношения, например, в песне «Ненько моя, вишня. »:

Или ты, ненько моя, пшеницы не жала,

Что ты меня маленькой в снип не связала?

Или ты, ненько моя, воды не носила,

Что ты меня маленькой в колодце не утопила?

Или ты, ненько моя, дежи не месила?

Почему ты меня маленькую в тесте не вмісила?

Своими корнями они ґенетично связанные с обрядовой лирикой (веснушками, колядками, свадебными песнями и др.). Поэтому их можно считать наследием многих поколений, в котором сохранились древние представления и обычаи дослов’янської и древнерусской народности, исторические наслоения более поздних эпох. Они отражают многогранность жизни украинской семьи, широкий спектр чувств и переживаний человека, связанных с семейными отношениями, разнообразными жизненными ситуациями. В них воплотилась народная мудрость многих веков, взгляды древних украинцев на семью, брак, человеческие взаимоотношения, материальные и духовные ценности.

Источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями: