семьи группы риска это определение

Понятие и классификация семей группы риска

Вы будете перенаправлены на Автор24

Характерные черты семей группы риска

Семьи группы риска – это семьи неспособные к полноценному выполнению своей функциональной роли в обществе и подверженные воздействию отрицательных социальных факторов.

Семьи группы риска являются важной социальной проблемой, поскольку, неспособность выполнения ими своей функциональной роли отрицательно сказывается на полноценном развитии общества и его прогрессе.

Рисунок 1. Семьи группы риска. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Семьи группы риска характеризуются следующими чертами:

Рисунок 2. Семьи группы риска. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Готовые работы на аналогичную тему

Проблема семей группы риска является актуальной и для педагогики. Семья, подверженная риску отрицательного воздействия социальной среды, с нарушенными функциями, оказывается неспособностью к обеспечению полноценного воспитания и развития своих детей. Такие семьи создают угрозу развития общества, формированию здоровой нации.

Родители, которые неспособны полноценно выполнять свои обязанности по воспитанию детей, повышают риск развития у них асоциального, противоправного поведения.

Факторы риска

Семьи группы риска подвержены воздействию разнообразных факторов окружающей среды, которые приводят к нарушению их нормального существования.

Факторы риска отражают процессы, приводящие к угрозе физического и психического здоровья, нормальной жизнедеятельности семьи.

Основными факторами, обуславливающими попадание семьи в «группу риска», являются:

Наличие факторов риска, которым подвержена данная семья, не обязательно ведет к формированию неадекватного поведения у ребенка. Вполне возможно, что воспитание и развитие ребенка не повлечет отклонений в его социальном поведении и общем развитии. Однако, с ростом числа факторов риска возрастает вероятность асоциального развития ребенка. Поэтому, выявление семей группы риска и разработка программы профилактики асоциального поведения является важным направлением работы социального педагога.

Классификация семей группы риска

Существует большое количество вариантов разделения семей групп риска. Они классифицируются по факторам риска, по степени развития асоциального поведения, функциональным возможностям и иным основаниям. Рассмотрим классификацию семей группы риска по функциональным возможностям. Выделяют следующие разновидности семей:

Источник

natural history mini

book scienceforum mini

2003 image001

Znak natc konkurs

diplom ruk big

Spivak

image 2003 5 600

image 2003 4 200

ХАРАКТЕРИСТИКА СЕМЕЙ ГРУППЫ РИСКА

В педагогической литературе сказано, что семья рассматривается как социальный воспитательный коллектив, так как все изменения, которые происходят в обществе, обычно находят свое отражение и в семье. Жизнь семьи характеризуется многосторонними отношениями, и каждый этап в ее развитии связан с выполнением определенных функций.

Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. От состава семьи, от отношений к членам семьи и вообще к окружающим людям зависит то, как человек сформирует свои взгляды, построит свои отношения с окружающими людьми. Именно в семье человек получает первый жизненный опыт.

По Т.К. Ростовской, существенные изменения социальных, политических, экономических условий жизни нашего общества, развитие рыночных отношений оказали влияние на преобразование современной семьи. Семейное воспитание рассматривается или как обязанность родителей, или понимается как разностороннее развитие самостоятельной творческой личности. Пристальный интерес к семье объясняется ухудшением демографической ситуации в стране, усложнением задач воспитания, ростом числа детей с поведением, которое отклоняется от нормы; усложнением психологического, эмоционального и духовного мира современного человека, ростом потребностей, которые также создаются в семье [9, с.64].

Очевидно, что профилактика правонарушений и отклоняющегося поведения предполагает, прежде всего, своевременное выявление и оказание необходимой помощи семьям и детям группы риска.

К.А. Айдарбеков утверждает, что к семьям группы риска относятся так называемые функционально несостоятельные семьи, которые, в силу различных неблагоприятных социальных, экономических, социально-демографических, психологических, педагогических и других факторов, не могут создать необходимые условия для воспитания детей. А также семьи, которые нуждаются еще и в социальной поддержке, помощи для более успешного выполнения своих репродуктивных функций по содержанию и воспитанию собственных детей [1, с.74].

Принято считать, что семьи группы риска характеризуются:

— слабой способностью членов этих семей к осознанию того, что происходит, неспособностью по данной причине выдвигать цели по улучшению жизни в семье и неспособностью достижения положительных результатов;

— слабой способностью словесно обсуждать внутрисемейные и иные проблемы;

— доминированием, агрессией вместо эмоций, которые связаны с любовью, заботой и взаимопомощью;

— высокой степенью риска по отношению к алкоголизму, наркомании и токсикомании.

Л.Я. Олиференко выделяет следующие группы факторов риска:

а) медико-биологические факторы (группа здоровья, наследственные причины, врожденные свойства, нарушения в психическом и физическом развитии, условия рождения детей, заболевания родителей и образ их жизни, травмы внутриутробного развития и так далее);

б) социально – экономические (многодетные и неполные семьи, родители несовершеннолетнего возраста, безработные семьи, а также семьи, ведущие аморальный образ жизни, неприспособленность к жизни в обществе);

в) психологические (отчуждение от социума, нарушение общения с окружающими, неустойчивость эмоций, трудности в общении с окружающими людьми);

г) педагогические (несоответствие содержания программ образовательного учреждения и условий обучения детей их индивидуальным особенностям, отсутствие интереса к обучению, закрытость для положительного опыта) [6, с.15].

В научной литературе существует типология социального риска. В данную типологию Е.И. Холостова определяет семьи, в которых по объективным или субъективным причинам социальное функционирование затруднено, и они практически неизбежно находятся в состоянии жизненного затруднения [10, с. 176].

Как нам известно, личность молодого поколения формируется в окружающей его социальной среде, которая имеет большое значение для воспитательного процесса. Особенно важно влияние малых групп, в которых ребенок взаимодействует с другими людьми. Это семья, школа и группы общения.

Особенности семьи вызывающие или способствующие возникновению отклонений, отражаются в классификации семей. Эти классификации в основном не противоречат, а дополняют друг друга.

М.В. Вдовина рассматривает следующие классификации семей:

а) семьи с неблагоприятной атмосферой, в которых родители не только равнодушны, но и грубы, нечувствительны по отношению к собственным детям;

б) семьи, в которых нет эмоциональных контактов между ее членами, существует незаинтересованность к потребностям детей при внешне благоприятных взаимоотношениях. Ребенок в таких случаях стремится найти эмоционально значимые отношения за пределами семьи;

в) семьи с отрицательной нравственной атмосферой. Здесь ребенку прививаются социально нежелательные потребности и интересы, он вовлекается в аморальный образ жизни [2, с. 5].

Сравнительный анализ литературных данных позволяет отметить, что перечисленные выше факторы играют огромную роль в формировании и развитии семьи. Очевидно, что необходимо тесное сотрудничество с такими семьями, и особенно с их детьми.

Мы согласны с мнением М.А. Галагузовой, что семьи группы риска являются, прежде всего, объектом социально-педагогической помощи, а главная роль отводится образовательным учреждениям [3, с. 20].

Основными условиями, которые способствуют укреплению связей неблагополучных семей с образовательным учреждением, являются:

— внимательное и тщательное изучение семейной среды, всех сторон ее жизни с учетом индивидуальных особенностей каждого члена семьи, конкретного типа неблагополучия;

— построение положительных и доверительных отношений социальных педагогов с родителями этих семей;

— реализация на этой основе делового сотрудничества по организации совместных действий на педагогически запушенных детей.

Принято считать, что ведущим и исходным принципом в работе с семьями группы риска является осуществление индивидуального подхода и разработка индивидуальных методов роботы. Взаимодействие с родителями педагогически запущенных детей является процессом, в основе которого находится принцип педагогического воздействия. Основные формы такого воздействия: проведение индивидуальных бесед, посещения на дом, посильная помощь в исправлении неблагополучной семейной ситуации, связь школы с учреждениями, на которых работают родители, устройство детей в специализированные учреждения.

Как отмечает Ю. А. Рогова, в работе с семьями группы риска, в которых отношения супругов находятся практически на грани распада, социальный педагог должен выполнять психотерапевтическую функцию. Таким образом, в беседе с родителями необходимо внимательно выслушать обе стороны, по возможности попытаться показать причины, которые приводят к обострению семейных отношений, консолидировать взаимоотношения супругов, в первую очередь, на основе интересов ребенка. В конфликтных семьях необходима коррекционная работа по оздоровлению взаимоотношений родителей, которая требует профессионализма от специалиста по социальной работе [8, с.3].

В психологической литературе сказано, что наиболее распространенными семьями, в которых неправильно формируются взаимоотношения с детьми, являются педагогически несостоятельные. Эти семьи, также как и конфликтные, оказывают на детей косвенное влияние. Формирование отрицательных ориентаций у детей в таких семьях происходит потому, что за счет педагогических ошибок, тяжелой морально-психологической атмосферы здесь утрачивается воспитательная роль семьи, и она по степени своего воздействия начинает уступать другим социальным институтам, которые играют неблагоприятную роль в социальной и педагогической коррекции стиля семейного воспитания и характера взаимоотношений, как основных факторов, обуславливающих их десоциализирующее влияние. Эти семьи, прежде всего, нуждаются в помощи специалиста, который способен помочь родителям в анализе проблемной ситуации, в коррекции стиля и характера отношений с ребенком. Эту помощь могут оказывать социальные педагоги, социальные работники, учителя, которые выделяют индивидуальные особенности детей и подростков, условия их семейного воспитания и имеют достаточную психологическую и педагогическую подготовленность.

В.М. Минияров говорит о том, что есть большое число семей группы риска, не осознающих свои проблемы. Это, как правило, семьи с криминальными факторами риска, в которых родители из-за своего антиобщественного или преступного образа жизни не создают элементарных условий для воспитания детей, допускают жестокое обращение с детьми. Очевидно, что дети в этих семьях нуждаются в мерах социальной и правовой охраны [4, с.53].

Принято считать, что наибольшую опасность по своему негативному влиянию на детей представляют криминальные и аморальные семьи. Очевидно, что жизнь детей в этих семьях из-за жестокого обращения, отсутствия заботы и содержания детей находится под угрозой. Это так называемые социальные сироты, воспитание которых должно быть возложено на государственное и общественное попечение. Иначе ребенка ждет полная социальная незащищенность как от жестокого обращения в семье, так и от влияния преступности. Учитывая острое социальное неблагополучие и криминогенность, которыми характеризуются данные семьи, социальную работу с ними необходимо осуществлять во взаимодействии с сотрудниками инспекции по делам несовершеннолетних. А также в работу с данными семьями необходимо включить социальный патронаж.

Также следует отметить, что существует наиболее острая проблема как семейная жестокость, которая служит средством выплеска агрессивности, накопленной под влиянием психотравмирующих условий существования в семье. В технологиях стабилизации семейных взаимоотношений специалист по социальной работе должен учитывать ряд факторов, в том числе факторы личностного риска, индивидуальные особенности, а также варианты, в которых социальная терапия вынужденно будет неэффективной.

Наличие этого или другого фактора социального риска в семье не означает обязательного возникновения социальных отклонений в поведении детей, оно только указывает на большую степень их вероятности, которая возрастает по мере увеличения числа факторов социального риска.

По мнению М.В. Шакуровой, в основу дифференцированной социальной и педагогической помощи семьям группы риска входит: тщательное изучение внутрисемейных проблем, учет всех сторон семейного неблагополучия; построение положительных отношений между специалистом по социальной работе и родителями семей группы риска; осуществление индивидуального подхода и разработка методов воздействия. Это наиболее важные принципы при работе с семьями группы риска. Помощь специалиста по социальной работе семьям группы риска заключается не только в педагогическом просвещении родителей, но и в выполнении психотерапевтической функции, в коррекции стиля семейного воспитания и семейных взаимоотношений [11, с.72].

В ходе анализа литературных данных мы пришли к выводу, что семьи группы риска – это семьи, ведущие аморальный образ жизни, который отражается на социальном и физическом здоровье ее членов. Раннее выявление семей группы риска и своевременная помощь, а также целенаправленная работа являются самыми эффективными методами профилактики неблагополучия в семье. Для социального оздоровления молодого поколения особо важным является создание необходимых социокультурных условий, которые характеризуют как общество в целом, так и каждую отдельную семью.

Итак, социально-педагогическая работа с семьями группы риска должна строиться, в первую очередь, с учетом факторов социального риска, носить межведомственный характер и координироваться в зависимости от характеристики семьи.

Список использованной литературы:

Минияров, В.М. Психология семейного воспитания / В.М. Минияров. – Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. – 256 с.

Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога / Р.В. Овчарова. – М.: Сфера, 2004. – 480 с.

Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога: учебн. пособие / М.В. Шакурова. – М.: Академия, 2006. – 272 с.

Источник

Семья группы риска. Проблемы семей группы риска.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Семья группы риска. Проблемы семей группы риска.

Существенные изменения социально-политических, экономических условий жизни нашего общества, развитие рыночных отношений оказали влияние на преобразование современной семьи. Семейное воспитание рассматривается или как первейшая обязанность родителей или понимается как всесторонне развитие самодеятельной творческой личности. В настоящее время семья как социальный институт переживает тяжелый кризис. В новых кризисных условиях семья не готова взять полную ответственность за воспитание своих детей, так как изменившиеся экономические условия заставляют родителей большую часть своего времени искать источники к существованию в ущерб воспитания детей. Пристальный интерес к семье объясняется и рядом других обстоятельств: ухудшением демографической ситуации в стране; усложнением воспитательных задач и ростом числа детей с девиантным поведением; усложнением психологического, эмоционального, духовного мира современного человека, ростом его потребностей, которые также во много формируются в семье.

пьянство одного или обоих родителей; их асоциальное поведение;

устройство в квартире родителями притонов для криминальных и асоциальных элементов;

убийство одного из родителей на глазах детей другим родителем;

жестокое обращение с детьми (побои);

побеги из дома, конфликты со сверстниками.

Семьи группы риска характеризуются:

1. Слабой способностью членов этих семей к анализу того, что происходит в семье, неспособностью по этой причине выдвигать цели по улучшению жизни семьи и достигать эффективных результатов.

2. Слабой способностью обсуждать словесно проблемы семьи; члены этих семей плохо понимают, когда психолог пытается им объяснить на словах, как можно улучшить жизнь семьи, и в чем причины неблагополучия.

3. Засильем в семье эмоций, связанных с достижением власти, доминированием, агрессией в противовес эмоциям, связанным с любовью, заботой, взаимопомощью.

4. Высокой степенью риска по отношению к проблеме приема алкоголя и наркотиков.

Факторы риска, воздействующие на семьи

Разные ученые выделяют различные группы факторов риска, рассмотрим подход В.Е. Летуновой:

а) медико-биологические факторы:

в) наследственные причины;

д) врожденные свойства;

е) нарушения в психическом и физическом развитии;

ж) условия рождения ребенка;

з) заболевания матери и ее образ жизни;

к) травмы внутриутробного развития и т.д.

м) многодетные и неполные семьи;

н) несовершеннолетние родители;

о) семьи, ведущие аморальный образ жизни;

п) неприспособленность к жизни в обществе.

Наиболее важное и конкретное для работы социального работника представляет интерес классификация Беличевой. Она выделяет следующие факторы риска:

медико-социальные: (отягощенная наследственность, хронические заболевания, инвалидность, антисанитария);

а) социально-демографические (неполные; многодетные; повторный брак);

б) социально-психологические (искаженный характер взаимоотношений, отсутствие общих интересов, моральная безответственность родителей, жестокость);

в) криминальные факторы (алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни родителей, семейные дебоши, наличие судимых членов семьи).

С.В. Тетерский выделяет семьи, которые в силу объективных или субъективных причин находятся в состоянии жизненных затруднений и нуждаются в помощи со стороны и судебной системы, системы социальной защиты и социального обслуживания:

а) семьи беженцев, вынужденных переселенцев;

б) малообеспеченные семьи;

в) семьи с избыточной иждивенческой нагрузкой;

г) семьи воспитывающие детей инвалидов;

е) семьи военнослужащих срочной службы;

ж) семьи безработных;

к) семьи проживающие в неблагополучных регионах;

л) семьи, где родители долго не получают заработную плату.

Как нам известно, личность подрастающего поколения формируется не вакууме, не сама по себе, а в окружающей его социальной среде. Последняя имеет решающее значение для процесса воспитания. Особенно важно влияние малых групп, в которых школьник взаимодействует с другими людьми. Это семья, школа, класс, неформальные группы общения.

Каковы особенности той или иной семьи вызывающие или способствующие возникновению отклонений в поведении школьников? Они отражаются в изменяющихся классификациях семей, где часто появляются трудные дети. Эти классификации в основном не противоречат, а дополняют друг друга. Остановимся на них подробнее.

Г.П. Бочкарева выделяет:

а) семью с неблагоприятной атмосферой, где родители не только равнодушны, но и грубы, нечувствительны по отношению к своим детям;

б) семья, в которой нет эмоциональных контактов между ее членами, существует безразличие к потребностям ребенка при внешнем благополучии отношений. Ребенок в таких случаях стремится найти эмоционально значимые отношения вне семьи;

в) семью с нездоровой нравственной атмосферой. Там ребенку прививаются социально нежелательные потребности и интересы. Он вовлекается в аморальный образ жизни.

Б.Н. Алмазов выделяет 4 типа неблагополучных семей способствующих появлению трудных детей:

а) семьи с недостатком воспитательных ресурсов. К ним относятся разрушенные или неполные семьи; семьи с недостаточно высоким общим уровнем родителей; не имеющих возможности оказывать помощь детям в учебе; семьи с низким материальным уровнем. Эти семьи чаще по себе не формируют трудных детей. Известно много случаев, когда в таких семьях выросли нравственно здоровые дети. Но все же эти семьи создают неблагоприятный фон для воспитания ребенка;

в) нравственно неблагополучные семьи. Среди членов семьи отмечают различия в мировоззрении и принципах организации семьи, стремление достичь своих целей в ущерб интересам других, использование чужого труда, стремление подчинять своей воле другого и т.п.;

г) педагогически некомпетентные семьи. В них недуманные или устаревшие представления в ребенке заменяют реальную картину их. Например, уверенность в возможности полной самостоятельности ребенка, ведущая к беспризорности, вызывает у последнего дискомфорт, эмоциональную напряженность, стремление оградиться от всего нового и незнакомого, недоверие к другому человеку.

Появлению трудных детей также способствует отсутствие привязанности между членами семьи, эмоциональные и прочие психические расстройства родителей, асоциальное поведение одного или обоих родителей, нарушенная или отсутствующая связь между семьями разных поколений.

Надо отметить, что жестокость часто оказывается не менее вредной, чем физическая. Жесткость создает основу для хронической психогенной травматизации, нередко вызывая повторные аффективные криминальные действия. Известны даже случаи убийства подростками своих жестоких родителей. В целом, следствием жесткого обращения с детьми бывает их асоциальное поведение в самостоятельной жизни

Все перечисленные факторы играют значительную роль в формировании и развитии семьи. Социальный работник должен устранять данные воздействия на семью. Необходимо тесное сотрудничество с такими семьями, и особенно с их детьми. Если специалист займется устранение этих факторов, то его деятельность будет давать результат.

Воздействие семейного неблагополучия на детей

Одним из самых мощных неблагоприятных факторов разрушающих не только семью, но и душевное равновесие ребенка является пьянство родителей. Оно может оказаться раковым для малыша не только в момент зачатия плода и во время беременности, но и на протяжении всей жизни ребенка.

В алкогольных семьях как больной, так и не больной родитель часто не выполняет своих обещаний. Одно разочарование, другое. Все это угнетает ребенка. И верные семейным традициям все держать в секрете, дети никогда не рассказывают родителям о своих тяжелых чувствах. И будучи взрослыми, они продолжают предчувствовать разочарования, не доверяют как в случайных, так и в интимных взаимоотношениях. Страстное желание иметь постоянную заботу о себе со стороны родителей остается надолго с детьми из таких семей. Они могут оставаться инфантильными, незрелыми в отношениях со сверстниками. В то же время дети в таких семьях вынуждены быстро становиться взрослыми. Дети чувствуют себя ответственными за младших братьев и сестер. Пьющие родители нуждаются в их физической и эмоциональной поддержке. Детям приходится выслушивать, одобрять родителей, делать их жизнь более или менее удобной, комфортной. Воистину дети становятся родителями своих родителей. Дети прикрывают дезорганизацию семейной жизни. А позднее у них появляется смутное чувство того, что они упустили что-то такое, что им причиталось, что они заслужили, и они продолжают бороться за то, чтобы вернуть причитающую им долю внимания, детских радостей. Они не понимают легкомыслия, привольности.

Отсутствие заботы и внимания к ребенку также может быть стилем воспитания в алкогольной семье. Такое отношение к ребенку лишь часть царящих в семье правил. Пьяный отец, валяющийся на полу, дети переступают через него, как бы не замечая. Или мать может сама страдать алкоголизмом, либо быть поглощенной алкогольными проблемами своего мужа, тратит всю энергию на них, а в это время дети живут без ее внимания. Дети не моются, не чистят зубы. Недостаток заботы лишь начало общей запущенности ребенка.

Если дети постоянно слышат в семье, что отец должен зарабатывать деньги, а не пропивать, они могут начать путать деньги с любовью и вниманием.

Если вы жертва инцеста, то для вас очень важно рассказать о случившемся кому-нибудь, кто вызывает ваше доверие. Если он вам не поверит, найдите кого-нибудь другого, кто сможет помочь вам и вашей семье. Если вы не хотите, чтобы у вашего обидчика были неприятности, не забывайте, что рассказав правду, вы сделаете первый шаг не только для того, чтобы прекратить сексуальные преступления, но и для того, чтобы помочь тому, кто их совершает.

мучают ночные кошмары;

начинают вести себя, как дети младшего возраста;

играют в сексуальные игры;

переживают трудности в школе.

Понятно, что будущее таких ребят во многом зависит от того, куда и к кому они попадут. В большинстве случаев их надо тащить то есть помогать с выбором профессии, жильем, обустройством в жизни. Если их предоставить самим себе, то многих, безусловно ждет довольно сложное будущее. Слишком они неустойчивые. Слишком большой и важный период в своей жизни они потеряли.

Таким образом, специалисты социальной работы должны оказать детям своевременную помощь:

а) необходимо дать ему почувствовать, что он принадлежит к классу, группе, что он не отвергнут;

б) если ребенок вошел в какую-то группу, подчеркните, что это хорошо. Но не принуждайте ребенка жить стадно, обязательно быть в коллективе. Помните, что каждый ребенок нуждается в том, чтобы побыть наедине с самим с собой;

в) поощряйте ребенка к тому, чтобы он позволял себе приятное времяпровождение, развлечение, которое требует взаимодействия с другими;

г) выставляйте его рисунки, сочинения и другие вещи, которые могут интересовать окружающих. Это будет повышать уверенность ребенка в себе;

д) выберите такой предмет, к которому ребенок проявляет наибольший интерес, привлеките ребенка к работе над этими предметами, пусть он продемонстрирует перед классом, что может внести в данную область нечто ценное;

ж) помогите ребенку осознать и выразить свои чувства, использовав для этого надежные, безопасные каналы, такие как рисование, работа по дереву, создание кукол;

з) попросите помощи у ребенка в поисках решения какой-либо проблемы. Многие робкие дети прячут все, включая свои исключительные интеллектуальные способности, а учителя могут иногда не узнать о потенциале ребенка.

Итак, если социальный работник будет следовать этим правилам, то ребенка будет легче социализировать, адаптировать его в обществе. Ведь от правильной работы специалиста зависит судьба ребенка.

15. Защита прав семьи и детей в программе действий Президента РФ на 1996-2000 годы «Россия: человек, семья. Общество. Государство».- М.: Изд-во «Юридическая литература», 1998- 67c.

31. Розелли Н. Социальная работа.- М.: Социнновация, 1994- 94c.

37. Сборник «Проблемы исследования социальных процессов в современной России»: РИК им. Русанова 2006.- 106 c.

45. Социальная работа: история и современность (региональный аспект): коллективная монография/ Под ред. Профессора Р.И. Даниловой.- Архангельск.

47. Семья и школа №1-2 (2001) №4-5 (1995). 13-15c.

Источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями: