семья это определение для детей 3 класс

Урок окружающего мира «Что такое семья»

Формы: фронтальная, индивидуальная, в парах

Методы и приемы: словесный (беседа, рассказ), практические (упр.)

Технологии: здоровьсберегающие, проблемного и игрового обучения

Тип урока: изучение нового материала

I. Организационный момент. Рефлексия

Звучит песня в исполнении Ю.Антонова “Под крышей дома твоего”.

– Подарите улыбку друг другу. Прислонитесь друг к другу ладошками. Что вы почувствовали, приветствуя друг друга?

2. Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи. Формулировка целей

– Ребята, сегодня на уроке мы поговорим о чем-то приятном и согревающем душу каждого человека. Как вы понимаете пословицу И стены в доме помогают. (1 слайд)
Родной дом – это исток, начало начал. У каждого он свой. Родной дом– это и детство в нем, и сказки, и домовой, что незримо охраняет очаг.
Когда строят дом?
Давайте вместе подумаем, как ёще можно дом.
– А изначально дом – жилище, изба. В древне – русском языке слово «истба» означало «баня – теплое помещение». Сравните слово истопить, топить, тепло. (На крыше нарисованного дома – «тепло»)
Чтобы всем в доме было тепло, давайте соберем то, что нам для этого необходимо. Мне нужно, чтобы в моём доме была доброта. А вам?

(Во время проговаривания учениками учитель на доске в бревнах записывает слова. В результате выстроен дом. На крыше записано слово «ТЕПЛО».)

Вот мы построили дом, в котором тепло. У вас на столе лежат сердца выберите слово, которое вам понравилось на домике и запишите на сердце. Кто будет жить в нем, вы узнаете, отгадав ребус.

На доске появляется

– Кто догадался? Мы начинаем изучать раздел «Кто живет рядом с тобой» и поговорим сегодня о семье. Итак, тема урока «Семья». (2 слайд) О чем бы вы хотели узнать сегодня на уроке?

3. Работа по теме урока

– Сегодня на уроке мы должны будем выяснить: Что такое семья? Что объединяет членов семьи? Чем семья отличается от другой группы людей? Как называют членов семьи? Как называют людей одного возраста?
– Давайте обратимся к словарю. Прочитайте значение слова «семья» в словаре.

Словарь Ожегова С.И.: (3 слайд)

1. Это группа живущих вместе близких родственников;
2. Объединение людей, сплочённых общими интересами.

Ушаков Д.Н.: (4 слайд)

Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.

– А как же появилось слово семья? Об этом нам расскажет стихотворение.

Когда появилось слово семья?
Когда-то о нём не слыхала Земля –
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
– Сейчас я тебе семь вопросов задам:
– Кто деток родит мне, богиня моя?
Ева тихонько ответила: «Я»
– Кто их воспитает, царица моя?
Ева покорно ответила: «Я»
– Кто есть приготовит, о радость моя?
Ева всё также ответила: «Я»
– Кто платье сошьёт, постирает бельё,
Меня приласкает, украсит жильё?
«Я, я», – тихо молвила Ева: «я, я»,
Сказала она знаменитых семь «Я»
Вот так на Земле появилась семья.

– А как вы думаете, всегда ли люди жили семьями?
– До сих пор никто не знает, как и почему образовалась первая семья. Раскопки, проведенные в пещерах, где разбили свои стоянки древние люди, показали, что они жили небольшими группами. Неясно, правда, подразделялись ли уже в те времена человеческие группы на «семьи» в нынешнем понимании – отец, мать и дети. Но даже в то время, женщины заботились о своем потомстве. Дома вы нарисовали рисунок своей семьи. Мы оформили выставку вещей. Кто хочет рассказать о том, что вы отразили в своем рисунке? Как бы вы назвали нашу выставку? Сделали презентацию о семье. (Слайды 5, 6) (Дети рассказывают о своих семьях)

4. Работа в парах и составление схемы

А теперь давайте подумаем, что же объединяет всех членов семьи? Для этого я вам предлагаю выполнить следующее задание: прочитайте предложения. Найдите смысловые ошибки. Подумайте, может ли то, что написано в предложении, быть признаком хорошей дружной семьи?

Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга. Для каждого члена семьи – своя отдельная квартира. У каждого свой кошелек. Каждый член семьи отдыхает отдельно. У каждого члена семьи своё хозяйство. (У каждого лежит карточка с текстом и дети по очереди читают и исправляют, а на доске появляется схема «Члены семьи любят и уважают друг друга; живут в одной квартире; распределяют деньги на покупки в хозяйство; вместе отдыхают и проводят свободное время; занимаются домашним хозяйством».)

Что их еще может объединять? (Ответственность друг за друга, чувство взаимопомощи, нежность, взаимопонимание)

5. Самостоятельная работа (поиск слов на страницах учебника)

Кого назовём домочадцами уч. с 64 (В старину членов семьи называли «домочадцами»). В одной семье могут быть люди разного возраста, т.е. люди разных поколений. Как вы понимаете значение слова «поколение»? уч. с. 64
Поколение – люди одного возраста, живущие в одно время. Все ученики нашего класса – это одно поколение – младшее, ваши дедушки, бабушки – это люди другого поколения, старшего поколения.
Семья бывает маленькой и большой. В семье могут жить несколько поколений.
– А у кого из вас в семье проживает несколько поколений? (Сообщения детей)

6. Пальчиковая гимнастика

Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама,
Этот пальчик – я.
Вместе дружная семья.

– Какая семья называется многодетной? (В которой 3 и больше детей)
– Почти у каждого человека есть и другие родственники. Кто это? (Это родные дяди и тёти, двоюродные братья и сёстры).
– У каждого человека есть имя, отчество, фамилия.

Что имя? Звук, оброненный случайно,
В котором нет ни смысла, ни значенья?
Конечно, нет! И в именах есть тайна.
И таинство есть имянареченье.

– Ну, вот я про вас немного больше узнала. А вы вспомнили своих близких и дальних родственников.

7. Формирование практических умений и навыков

– Ребята, вы знаете, что отчество присваивается человеку по имени отца, а фамилия передаётся от родителей детям. – А может ли человек жить один и называть себя семьей?
Послушайте историю, которая произошла с одним мальчиком.

1. В семье две девочки. Кто они по отношению друг к другу? (Сестры)
2. Отец папы (Дедушка).
3. Мама – жена, а папа – (муж)
4. В семье два мальчика. Кто они по отношению друг к другу? (Братья)
5. Брат папы (Дядя)

– Посмотрите, какое слово получилось по вертикали? (Семья)

– А как одним словом назовём всех членов семьи? (Родственники) СЕМЬЯ.

В семье каждый из нас имеет множество воплощений. Я – жена, мать, сестра, дочь, тетя, племянница… А теперь мы посмотрим, знаете ли вы своих родственников, и кто кому кем приходится.

Игра « Кто кому кто?»

– Даша, ты кто для мамы? (Дочь)
– Женя, кто называет тебя сыном? (Папа)
– Кирилл, ты кто для бабушки? (Внук)
– Настя, у папы есть мама. Кто она тебе? (Бабушка)
– Серёжа, у мамы есть сестра. Кто она тебе? (Тетя)
– Ангелина, у маминой сестры есть дети: сын и дочь. Кто они тебе? (Двоюродные братья и сестры)

Работа в парах. Игра «Найди пару»

БАБУШКА ВНУЧКА
ОТЕЦ ДОЧЬ
БРАТ СЕСТРА
ТЕТЯ ПЛЕМЯННИЦА

Работа в группах.
В старину на Руси жили большими семьями, все друг другу помогали, малыши старость уважали, а старики малых жалели. Вместе ели и пили, только не тужили.

Заполни пропуски.

Мама, сын, племянник, свекровь, дочь, папы.

– Теперь послушайте одну легенду.

В давние времена жила одна семья, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?». Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было написано сто раз одно и то же слово.
– Какое слово написал старец? Обоснуйте свой ответ. (Слайд 10)

(На листе было написано слово «понимание»)

Вывод. Умение ладить с собой и с людьми – это самое ценное качество в человеке. Семья – наш общий дом. Когда дом наполнен улыбками, взаимопониманием, в нём тепло и уютно всем. Все чувствуют себя хорошо и комфортно.

Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слезы и смех,
Взлет и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.

«Школьная семья»

8. Итог урока. Рефлексия

Учитель: За что вы можете сегодня похвалить себя? В чем вы были успешны? Что получилось? Что не получилось? Чем интересен был урок?
– Что же такое семья? (Близкие родственники, живущие вместе)
– Чем для вас является семья? (Самое дорогое, что у нас есть)
– Хорошо, когда в семье все быстро и дружно справляются с домашними делами и остается свободное время для любимого занятия. А во многих семьях принято свободное время проводить вместе: обмениваться новостями, обсуждать события, слушать музыку, смотреть любимую телепередачу, играть, шутить, вместе гулять. Я желаю, чтобы в ваших семьях всегда был мир и понимание. Берегите своих близких, любите свои семьи.

Звучит песня в исполнении Л.Лещенко “Родительский дом”.

Источник

Конспект урока классный час на тему «Моя семья» 3 класс

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Гимназия №2 Студенты: Красильникова Наталья, Лазарева Анна.

Класс: 3 В Методист: Айрумян Гаянэ Сергеевна

Учитель: Анисимова Ольга Александровна Подпись_____________

Оценка за проведение:

Цели: формирование убеждения о важности и роли семьи в жизни человека, семейных ценностей, довести до сознания детей, что семья – это самое дорогое, самое близкое, что есть у человека.

Оборудования: картинка с ребусом, картинка с ответами загадок, презентация, карточки пословиц, карточки с домиками.

1. Организационный момент. Введение в тему

-Здравствуйте, ребята. Садитесь.

-Сегодня урок проведём у вас мы: Наталья Дмитриевна, Анна Станиславовна

— Все готовы к занятию? Хорошо.

— Ребята, чтобы узнать тему нашего классного часа, попросим вас отгадать ребус. (На доске будет распечатанная картинка ребуса 7Я, на другом листе ответ СЕМЬЯ)

-Молодцы, вы отгадали ребус. Получилось слово СЕМЬЯ.

-Сейчас мы будем читать загадки. По мере отгадывания загадок на доске при помощи карточки отгаданного ребуса и ваших ответов будет выставляться схема на доске.

Ты, попробуй отгадать!

Всех смогу я описать,

И узнаешь ты вполне

Кто живет в твоей семье.

1. Кто нежнее всех на свете?

Кто готовит нам обед?

И кого так любят дети?

И кого прекрасней нет?

Кто читает на ночь книжки?

Разгребая горы хлама.

Не ругает нас с братишкой.

Кто же это? Наша… (МАМА)

2. Кто научит гвоздь забить,

Даст машину порулить

И подскажет, как быть смелым,

Сильным, ловким и умелым?

Все вы знаете, ребята,

Это наш любимый … (ПАПА)

3. Кто носки внучатам свяжет,

Сказку старую расскажет,

С медом даст оладушки?

4. Кто всю жизнь работал,

Внуков, бабушку, детей,

Уважал простых людей?

На пенсии много лет

Нестареющий наш… (ДЕД)

5. Кто же с маминой сестрой

Приезжает к нам порой?

На меня с улыбкой глядя,

6. Мамы старшая сестра-

С виду вовсе не стара,

С улыбкой спросит: «Как живете?»

Кто в гости к нам приехал? … (ТЕТЯ)

7. Я этим человеком очень-очень горжусь

И в этом всем с радостью вновь признаюсь!
Знакомы с рожденья и с детства дружны,
Поэтому очень друг другу нужны!
Спасибо за то, что ты добр и умён,
Отзывчив, надёжен, красив и силён!
Готов ты помочь и понять меня рад,
Ты — самый хороший и преданный … (БРАТ)

8. Со мною всегда она рядом,
Как может смягчает беду.

Спасибо вам, папа и мама,
Что мне подарили. (СЕСТРУ)

Работает весь класс. Отгадывают ребус.

Отгадывают загадки, составляя схему.

1. Ответ: будет наша мама.

2. Ответ: будет наш любимый папа.

3. Ответ: будет наша бабушка.

4. Ответ: будет нестареющий наш дед(дедушка).

5. Ответ: эти слова нам говорит дядя.

6. Ответ: в гости нам приехала тетя.

7. Ответ: самый хороший и преданный брат.

8. Ответ: мне подарили сестру.

— Ребята, подумайте, что для вас значит семья?

-Хорошо, сейчас мы вам предложим определение семьи.

-Кто может прочитать вслух определение?(1 учени(ца/к) читает) (на слайде 3)
«Семья— это группа людей, которые живут вместе в мире и согласия, дарят друг другу любовь и заботу, воспитывают детей.»

— На доске написаны пословицы, в хаотичном порядке. Вам нужно соединить начало пословицы с его концом. Работа всего класса.
– Гость на пороге – это счастье в доме.
– Дом без хозяйки – сиротка.
– Дом вести – не бородой трясти.
– Яблоко от яблони – не далеко падает.
– В гостях хорошо, – а дома лучше.
– Семьей дорожить – счастливым быть.

-Хорошо, ребята. Вы собрали все пословицы. А кто может сказать, смысл каждой пословицы?

— А кто из вас знает, что существует праздник, посвященный семье?
— И так сейчас мы расскажем. Что есть два дня, когда отмечается праздник семьи и их историю возникновения.

— Идея праздновать в России день семейных ценностей принадлежит жителям города Мурома (Владимирской области), в котором хранятся мощи супругов Петра и Февронии, покровителей православного христианского брака.

По легенде, князь Петр страдал от проказы. Однажды во сне ему было видение, что излечить его сможет дева Феврония из деревни Ласковой, которая находится в Рязанской земле. Петр нашел эту деву, она исцелила князя и стала его супругой.

Петр и Феврония являются образцами семейной любви и верности. Они жили долго и счастливо в горе и в радости, в богатстве и в бедности, в болезни и в здравии, и умерли в один день и час 8 июля (25 июня по старому стилю) 1228 года.

Их тела, находящиеся в разных местах, каким-то чудом оказались в одном гробу.

И вот в 90-х годах прошлого века в Муроме решили объединить празднование дня города с Днем Петра и Февронии.

А в 2002 г. жители Мурома выступили с предложением празднования Дня Петра и Февронии не только в их городе, но и по всей России.

Праздник этот решено было назвать днем семьи, любви и верности.

— Так с 2008 г. День семьи, любви и верности стал всероссийским праздником. Депутаты Государственной Думы официально учредили этот праздник и решено было его отмечать ежегодно 8 июля. (На слайде 4)

— А символом Дня семьи, любви и верности стала ромашка. И есть своя награда – «Медаль за любовь и верность». (На слайде 5-6)

— Подумайте, почему выбрали ромашку для символа?

— Сейчас мы проведем с вами физ. минутку. Попросим встать. (Слайд 7)

«Говорит цветку цветок»

Говорит цветку цветок:

-Подними-ка свой листок.

(Дети поднимают и опускают руки.)

Да притопни ножкой.

(Дети шагают на месте, высоко поднимая колени.)

Да головкой покачай.

Утром солнышко встречай.

Стебель наклони слегка —

Вот зарядка для цветка.

А теперь росой умойся,

Отряхнись и успокойся.

(Встряхивания кистями рук.)

Наконец готовы все

День встречать во всей красе

-Молодцы! Садитесь обратно за свои рабочие места.

-Сейчас мы поработаем в парах.

Крыше дома можно дать свое название.

Но для начала мы вспомним правило работы в парах. (На слайде 8)

3. Договоримся: если письменное задание, как будем выполнять кто пишет, то выступает,

4. В выступлении говорить от имени двух лиц: «Мы считаем, мы думаем, мы решили…»,

5. Когда закончили выполнение задания, поднимаем руки.

6. Оцениваем работу, благодарим друг друга.

-Если вам не понятны некоторые слова спросите.

Источник

Классный час. 3 класс. Семья. Члены семьи и их обязанности.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Классный час. 3 класс

Тема: Семья. Члены семьи и их обязанности.

Цель: Знать что такое семья; об обязанностях членов семьи

Научиться:
— выделять главное (анализ); синтезировать информацию;
— применять результаты работы для составления связного рассказа по теме;
— развивать навыки диалогового общения; умение взаимооценивания; совершенствовать навыки рефлексии

-находить ошибки в информации, воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы;

— знания о том, что такое семья и кто её члены;

— умение рассказать об обязанностях членов семьи;

— умение давать оценку членам семьи; выражать свои чувства.

— Разгадав ребус, вы узнаете тему урока.

Записывают на стикерах определение семьи (в МГ индивидуально); обсуждают

Что вы знаете о семье?

Ассоциации к слову семья

Спикер зачитывает лучшее предложение

— В словаре Ожигова С. найдите слово семья и прочитайте, что это слово обозначает.

— Прочитайте текст на странице 73-74

Сравнивают свои предложения с определением из словаря:

В словаре Ушакова Дмитрия Николаевича толкование слова семья звучит так:
Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.

— Были ли близки к мнению ученых?

Семья – это чужие люди, которые не живут вместе. В семье никто не заботится друг о друге. Твои родители, братья и сёстры, бабушка и дедушка не являются членами твоей семьи. Тебе не нужно о них заботиться. Не старайся помогать им по хозяйству. Ведь они тоже о тебе не заботятся и не любят тебя.

Даже если родители не будут работать, все равно у вас дома будет еда, одежда, игрушки и другие вещи. Об этом позаботятся другие люди.

Согласен ли ты с этим? Почему?

Жесты (согласен/не согласен)

Комментарии к тексту

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая счастливая Ваша семья!

А в чём заключается счастье в вашей семье?

— Счастье – это, когда все члены семьи здоровы.

— Счастье – это, когда в семье царит мир и согласие.

— Счастье – это рождение детей.

собери пословицы о семье

В дружной семье и в холод тепло.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

В хорошей семье хорошие дети растут.

Дерево держится корнями, а человек семьей.

Семьей дорожить – счастливым быть.

Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Семья – это люди, те, кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желаем добра. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.

Как здорово, когда есть семья. А можно наш класс назвать семьей?

Нашей семье уже четвертый год. И год от года она будет все дружней, все крепче. И у меня, и у ваших родителей – одна задача, чтобы вы выросли хорошими людьми. И для этого мы прикладываем все силы.

И как в любой семье нам тоже нужны: тепло, уважение, уют…

Мы тоже будем заботиться друг о друге и помогать друг другу.

Но не у всех есть семья. И сегодня мы с вами участвуем в акции «Подари тепло души…» Кому бы вы хотели подарить подарки, которые приготовили?

Я предлагаю сегодня сходить к Арсению, поиграть с ним и вручить подарки.

Очень важно, чтобы мы с вами не только один день в году вспоминали о Дне семьи.

Помни, что в стихотворении каждая строка пишется с большой буквы!

Семья – это чужие люди, которые не живут вместе. В семье никто не заботится друг о друге. Твои родители, братья и сёстры, бабушка и дедушка не являются членами твоей семьи. Тебе не нужно о них заботиться. Не старайся помогать им по хозяйству. Ведь они тоже о тебе не заботятся и не любят тебя.

Даже если родители не будут работать, все равно у вас дома будет еда, одежда, игрушки и другие вещи. Об этом позаботятся другие люди.

Согласен ли ты с этим? Почему?

Семья – это чужие люди, которые не живут вместе. В семье никто не заботится друг о друге. Твои родители, братья и сёстры, бабушка и дедушка не являются членами твоей семьи. Тебе не нужно о них заботиться. Не старайся помогать им по хозяйству. Ведь они тоже о тебе не заботятся и не любят тебя.

Даже если родители не будут работать, все равно у вас дома будет еда, одежда, игрушки и другие вещи. Об этом позаботятся другие люди.

Согласен ли ты с этим? Почему?

так и душа на месте.

Дерево держится корнями,

Назовите членов семьи.

Какие обязанности есть у членов семьи?

Что должны делать родители, чтобы у всех членов семьи была одежда, пища и многое другое?

Как дети могут помогать родителям?

Назовите членов семьи.

Какие обязанности есть у членов семьи?

Что должны делать родители, чтобы у всех членов семьи была одежда, пища и многое другое?

Как дети могут помогать родителям?

Назовите членов семьи.

Какие обязанности есть у членов семьи?

Что должны делать родители, чтобы у всех членов семьи была одежда, пища и многое другое?

Как дети могут помогать родителям?

placeholder

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

placeholder

Курс повышения квалификации

Деятельность классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательной организации

placeholder

Курс повышения квалификации

Организация образовательного процесса: воспитательная работа, дополнительное образование, внеурочная деятельность

a loader

Номер материала: ДБ-1673513

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

12ca 000988a9 e32712b1

placeholder

Онлайн-конференция о дизайн-мышлении в современной дошкольной педагогике

Время чтения: 2 минуты

placeholder

С 2019 года закрыто более 50 детских лагерей

Время чтения: 1 минута

placeholder

СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся

Время чтения: 1 минута

placeholder

Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах

Время чтения: 1 минута

placeholder

Заболеваемость ковидом среди студентов и преподавателей снизилась на 33%

Время чтения: 4 минуты

placeholder

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями: