семья с точки зрения психологии и педагогики определение

1. Психологическое содержание понятия «семья»

1. Психологическое содержание понятия «семья»

Определений семьи в научной литературе достаточно много, причем многие дефиниции настолько давно вошли в общественное сознание, что трудно установить авторство этих определений.

Семья определяется как социальный институт, как ячейка общества, как малая группа совместно проживающих и ведущих общее хозяйство родственников. Однако психологический подход к пониманию семьи (в отличие, например, от социологического и экономического подходов) имеет свою специфику. В рамках этого подхода семья рассматривается как пространство совместной жизнедеятельности, внутри которого удовлетворяются специфические потребности людей, связанных кровными и родственными связями. Это пространство представляет собой достаточно сложно устроенную структуру, состоящую из различного рода элементов (ролей, позиций, коалиций и т. п.) и системы взаимоотношений между ее членами. Так структура существует в соответствии с законами живого организма, поэтому имеет закономерную динамику, проходя в своем развитии целый ряд фаз и этапов.

С точки зрения известного семейного психолога Г. Навайтиса, определение психологической сущности семьи должно соотноситься с целями исследования семьи и целями взаимодействия психолога с семьей. Г. Навайтис обсуждает понятие семьи, которое целесообразно исследовать при консультировании семьи психологом. Он предлагает ввести понятие семьи как малой группы, которая получает профессиональную психологическую помощь со стороны специалистов. Содержание понятия « семья » раскрывается через ряд положений.

Семья – группа, удовлетворяющая потребности своих членов. Эти потребности наиболее успешно удовлетворяются в уникальном взаимодействии конкретных людей. Главная особенность семейного взаимодействия – объединять удовлетворение различных потребностей.

? Для удовлетворения связанных с семьей потребностей создается структура семейных ролей.

? Семейная структура и функции семьи закономерно развиваются.

? Психологическое консультирование семьи помогает согласовывать и удовлетворять потребности, связанные с семьей, оптимизировать семейную структуру и способствует развитию семьи.

? Потребность в консультировании семьи возрастает в моменты перехода семьи с одного этапа развития на другой.

? Периодизация развития семьи может определяться по совокупности отношений, связанных с семьей, и их значимости.

? На каждом этапе развития семьи существуют специфические задачи, без решения которых невозможно перейти на новый этап.

Известный отечественный психолог В. Дружинин предлагает простую систему своеобразных координат, относительно которых происходит самоопределение психолога в выборе семьи как объекта психологического исследования. Он говорит о том, что исследовательские подходы к семье можно расположить на двух условных шкалах:

? « нормальная – аномальная семья »;

? « идеальная – реальная семья ».

Рассматривая первую шкалу, Дружинин определяет понятие «нормальная семья» как семью, которая обеспечивает требуемый минимум благосостояния, социальной защиты и продвижения ее членам и создает потребные условия для социализации детей до достижения ими психологической и физической зрелости. Таковой является семья, где ответственность за семью как целое несет отец. Все остальные типы семей, где это правило не выполняется, Дружинин считает аномальными.

В рамках второй шкалы понятие « идеальная семья » определяется как нормативная модель семьи, которая принимается обществом и отражается в коллективных представлениях и культуре, главным образом религиозной. Это, в частности, обозначает, что психологическая структура нормативной православной семьи (в структуру входят особенности распределения власти, ответственности и эмоциональной близости между отцом, матерью и детьми) значительно отличается от структуры католической, протестантской и мусульманской семей. Типы идеальных семей исследуются, главным образом, культурологами. Под реальной семьей понимается конкретная семья как реальная группа и объект исследования. Дружинин подчеркивает, что при упоминании семьи как предмета исследования необходимо ясно осознавать, о каком типе семьи идет речь. Таким образом, психологи исследуют реальные семьи с точки зрения их отклонения от нормы.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ (СТАДИИ) ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА СЕМЬИ И ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ (СТАДИИ) ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА СЕМЬИ И ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ Очень часто в семьях проблемы возникают из-за того, что ее члены не могут плавно перейти из одной стадии в другую или одна стадия «перекрывает» другие (развод, вторичное супружество, дети от

Содержание

Содержание ВведениеЧАСТЬ 1. Лечим себя от «Синдрома белого воротничка» или «Профессионального выгорания»Глава 1. Немного о главном1.1. В каком мире мы живем: законы современного бизнеса1.2. Куда движется профессионал1.3. Основные проблемы на пути к профессионализму1.4. Так

Содержание

Содержание Представление проблемы. По словам Уолдо, он пришел потому, что его жена говорила, будто ему нужна терапия. Он не согласен. Он сказал, что не может понять, почему люди считают его неотесанным и грубым. Он сам считает себя славным парнем.Прошлый опыт терапии. До

Модификация рисуночной методики «Моя семья» — «Семья, которую хочу»

Модификация рисуночной методики «Моя семья» — «Семья, которую хочу» Итак, Вы сделали лишь первые шаги для диагностики внутрисемейных отношений по столь простой и столь универсальной одновременно пробе «Моя семья». Однако, чтобы еще глубже заглянуть ребенку в душу, Вы

Содержание

Содержание ВступлениеПредисловие автораЧасть перваяУдовлетворение в любвиЧасть вторая»Разбитое сердце» и заболевания сердца…….. 119Раздел 6Любовь, стресс и сердце………………………….. 120Раздел 7Сердечный приступ……………………………….. 138Раздел 8Внезапная

Содержание:

Содержание: Введение1. Диалектическая психология.2. Психоанализ.3. Психосинтез.4. Общее и душевное состояние эпохи.5. На месте священника.6. Психика, противоречия и деятельность. 7. Сознание, подсознание, бессознательное.8. Личность и характер.9. Историчность и классовость

Содержание:

Содержание: Вступление: От бюрократии к чиновникам1 часть: Бюрократический организм1.1. Как устроен русский чиновник1.2. Общий портрет: мужчины и женщины1.3. Новые отношения и бюрократия1.4. Государственная любовь2 часть: Сексуальная реакция2.1. Сексуальные наклонности2.2.

1. Определение понятия «проблемная семья»

1. Определение понятия «проблемная семья» Сущность психологического содержания понятия « проблемная семья » традиционно имеет как широкое, так и узкое толкование в специальной литературе. В узком значении этого понятия «проблемной семьей» называются те семьи, которые

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ.РАЗДЕЛ 1. ЗИГМУНД ФРЕЙД. ОТКРЫТИЕ ПСИХОАНАЛИЗА.§1. Жизненный путь и творчество Зигмунда Фрейда.§3. Бессознательные механизмы психики.§4.Структурная модель психики.§5. Детская сексуальность и учение о характерах.§6. Эдипов комплекс§7. Толкование

Содержание

Содержание ВВЕДЕНИЕКак Тебе Извлечь Пользу Из Этой КнигиШАГ 1Личность — Кто Ты На Самом Деле?ШАГ 2Прими Решение Жить Жизнью Своей МечтыШАГ 3Честно Оценивай Текущую СитуациюШАГ 4Создай План ДействийШАГ 5Правила Выходов В ПолеШАГ 6Оценивай Свой ПрогрессШАГ 7Создай Спираль

Содержание

Содержание Предисловие редактора переводаПредисловиеПредисловие автораПредставление книгиБлагодарностиПредисловие автора к русскому изданиюЧасть I. Изучение поведения — история и методыВведениеГлава 1. Что такое поведение?Врождённое и приобретенноеЭволюционная

Источник

Что такое семья

Семья – это неотъемлемая часть общества, которая способствует формированию гармоничной личности. Без неё человек становится одиноким, оторванным от общества. Каждому хочется, чтобы дома его ждали близкие и любимые люди, поддерживали и давали чувство опоры.

В этой статье мы расскажем о том, что такое семья, как она возникает, для чего она нужна, зачем мы стремимся создать союз с любимым человеком, какое значение она имеет в жизни каждого из нас.

Определение слова «семья»: что это такое в психологии, социологии, педагогике, юриспруденции

17798951

Этот термин изучают самые разные науки, и каждая даёт свое толкование.

В социологии понятие обозначает нескольких людей, которые объединены кровным родством либо узами брака.

В юридическом смысле – это люди, проживающие совместно и связанные друг с другом правовыми отношениями, появившимися после официального оформления брака.

Закон РФ трактует фамилию как организованную группу людей, связанных совместным бытом и моральной ответственностью.

Психологи базируют понятие на личных взаимоотношениях, отмечая важную роль воспитания, преемственности традиций от старших к младшим.

Термин «семья» имеет множество определений и понятий, но в целом – это ячейка общества, связывающая двух людей совместным бытом и отношениями, оформленными по закону.

Как возникла семья: экскурс в историю

На заре эволюции люди жили общинами или одиночками. По представлениям ученых, первые союзы стали зарождаться, когда древние женщины перестали выбирать альфа-самцов и переключили внимание на мужчин-добытчиков, которые были более верными.

Смена приоритетов произошла по практическим соображениям – надежный мужчина мог обеспечивать питанием женщину и детей на протяжении всей жизни. С ним было спокойнее.

Пока альфа-самцы дрались за женщин, добытчики носили своим избранницам мясо, шкуры и устраивали жилище. Поэтому представительницы слабого пола быстро сообразили, с кем жить выгоднее.

Историки трактуют значение немного иначе, чем юристы или социологи. По из мнению, группу людей, имеющих общего предка, можно смело называть ячейкой общества.

У каждой ячейки есть несколько составляющих.

Признаки и функции

1284072236 D1E5ECFCFF20EDE020EFEBFFE6E5203234203234

Мы смогли дать определение понятию современной семьи, теперь поговорим о её признаках и функциях:

Любую ячейку общества определяет наличие следующих признаков:

Функции:

Структура семьи

В результате развития общества ученые выделили несколько типов союзов.

Ресурсы семьи и их виды

17798955

Под этим термином понимается все имущество, материальные ценности, источники дохода мужа и жены.

Ресурсы можно разделить на несколько категорий.

Ресурсы – это важная составляющая, позволяющая решать различные бытовые проблемы, достигать нужных целей и удовлетворять потребности людей.

Для чего необходима семья

Психология человека такова, что один он не может, ему обязательно нужны близкие люди, которые любят его и которых любит он.

Семья, как уже, говорилось выше – ячейка общества, его структурная единица. Её роль – удовлетворение потребностей человека, не только в материальном и физическом планах, но и в духовном.

При образовании новой пары, духовная составляющая находится на первом месте, так как два человека влюблены, им нравится проводить время друг с другом, делиться своими мыслями и переживаниями. В таком союзе человек получает любовь, понимание, поддержку, без которой жить в обществе тяжело.

Эмоциональная составляющая ячейки общества состоит из чувств. У одних преобладают любовь и взаимопонимание, у других главенствуют негативные эмоции – упреки, обиды, злость и прочее.

Считается, что все союзы проходят разные этапы своего существования – влюбленность, притирку, этап терпимости. Зрелые пары, прожившие много лет вместе, и пережившие все этапы приходят к настоящей любви. Многие распадаются на этапах притирки, когда возникает много конфликтов.

Что такое современная семья и каково её значение

В отличие от времен СССР, современные союзы автономны и закрыты для общества. Вмешательство в их дела происходит только в крайних случаях, когда эта ячейка становится деструктивной. В советские времена она была более открыта для государства. Контролирующие органы следили за развитием каждых официально оформленных отношений между гражданами. При возникновении конфликтов и разводов они вмешивались и пытались оказывать влияние, предпринимали возможные шаги по урегулированию ссор и сохранению брака.

Отличительные особенности: уникальность союзов нового времени

17798956

Сегодня семью невозможно определить однозначно из-за различных типов – шведская, приемная, открытая и так далее. Суть отношений между полами уже давно вышло за рамки классической формулы: одна женщина, один мужчина и дети. В Российской Федерации запрещены однополые и шведские браки, но в некоторых зарубежных странах они признаны законом, и это явление считается нормой.

Отметим некоторые особенности, характеризующие союзы нашей страны за последние 25 лет:

Государство в XXI веке уделяет больше внимания развитию института семьи, повышению его качества, развитию духовных ценностей. Сегодня брак – признак благополучия человека, его опора и поддержка. Времена меняются, но базовые принципы построения отношений между мужчиной и женщиной остаются неизменными: любовь, взаимоуважение, доверие и забота.

Роль семьи в жизни человека

17798953

Огромное значение она оказывает на детей, которые в ней проживают. Она помогает определить свои нравственные ориентиры. Несмотря на то, что в садиках, школах, секциях и кружках педагоги стремятся донести до маленького человечка базовые знания, навыки, моральные истины, опыт мамы и папы, их отношение друг к другу играют главную роль в формировании личности малыша.

Родители, бабушки и дедушки закладывают:

Только среди близких и родных человек чувствует себя защищенным. Он чувствует себя нужным и это даёт человеку уверенность в себе. Помогает ему преодолевать трудности, справляться с неудачами.

Семья – это начало всех начал, это – связь между прошлыми поколениями и нынешними. Каждая ячейка общества обладает характерными признаками: наличие брака, детей, ведение общего хозяйства. В ней формируется человек, его взгляды, навыки, духовные ценности. И наша задача – сделать все для её сохранения.

Источник

Семья как субъект педагогики

Ориентация семьи на воспитание духовных и общечеловеческих ценностей подрастающего поколения. Принципы государственной политики в интересах семьи. Рассмотрение стилей воспитания и взаимодействия в семье. Проникновение педагогических методов в семью.

Рубрика Педагогика
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 26.03.2015
Размер файла 55,8 K

ba

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Семья как субъект педагогики

1. Понятия семьи, педагогики и субъекта

2. Внутрисемейные педагогические процессы

3. Роль педагогики в семье

1. Понятия семьи, педагогики и субъекта

Для того чтобы начать говорить о семье, как о субъекте педагогики, надо разобрать понятия: семья, педагогика и субъект.

Так же семью можно определить как социокультурный фактор, когда это союз мужчины и женщины, связанный определенными обязательствами по воспитанию детей и решению бытовых проблем.

Таким образом, мы видим, что семью, как субъекта педагогики можно рассматривать с нескольких сторон.

А в частности: о роли педагогики в семье и о роли педагогики для семьи.

Исходя из выше изложенного можно что семью, как субъекта педагогики можно рассматривать с нескольких сторон.

А в частности: о роли педагогики в семье и о роли педагогики для семьи.

2. Внутрисемейные педагогические процессы

· Законодательное обеспечение прав

· Ответственности юридических, должностных лиц, граждан.

Таким образом мы видим, что педагогические механизмы необходимы.

Какова же роль педагогики в семье? Традиционным институтом формирования, развития и воспитания личности является семья.

Существуют стили воспитания и взаимодействия в семье:

· авторитарный (основан на подавлении самостоятельности, инициативы ребенка, требовании послушания, жесткой дисциплины, применении запретов и наказаний как основных способов воздействия);

· либеральный (или попустительский, провозглашающий абсолютную свободу ребенка в выборе ценностных ориентации, поступков, действий);

· демократический (предполагает единство прав и обязанностей ребенка, выражает оптимизм по поводу его потенциальных возможностей, стимулирует его самостоятельность и активность).

В практике известны факты пагубности первого и второго подхода и позитивное влияние подхода демократического.

· Демократический стиль семейного воспитания определяется: высоким уровнем вербального (речевого) общения между детьми и родителями; включенностью детей в обсуждение семейных проблем, учетом их мнения; готовностью родителей прийти на помощь, если это потребуется, одновременно верой в успех самостоятельной деятельности ребенка; ограничением собственной субъективности в видении ребенка.

· Контролирующий стиль включает значительные ограничения поведения детей: четкое и ясное разъяснение ребенку смысла ограничений, отсутствие разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер.

Стили семейного воспитания определяются на основе следующих критериев:

· степень протекции и контроля;

· удовлетворенность потребностей ребенка;

· предъявляемые требования и способы общения с ним;

· применяемые санкции по отношению к ребенку;

· степень эмоциональной отзывчивости и воспитательной уверенности родителей.

Можно затрагивать тему педагогики насилия, но это отдельная тема для рассуждения.

Итак, мы видим, что педагогические линии в семье складываются по своим направлениям и не зависят от внешних проявлений. Это то, что заложено внутрисемейном круге общения, устоев, обычаев и тд. Каждая семья развивается и формируется по своему сценарию. Каков будет этот сценарий зависит от социального статуса каждой, отдельно взятой семьи.

Полные и неполные семьи, деструктивные, поликультурные, монокультурные и тд. И вот в каждой такой семье формируется тонкий механизм взаимодействия и воздействия. Каждая, отдельно взятая семья опирается на свой, индивидуальный, педагогический субъективный опыт. Какой он, и какую этносоциокультурную нагрузку несет, будет зависеть от выбранной стратегии развития семейного института. Нельзя забывать о воздействии внешних факторов (экономических, географических и политических) на формирование внутрисемейных ценностей.

Главным объектом прямого действия семьи становятся, конечно, дети, поговорим теперь о том, кто же такой ребенок в системе института семьи.

Дети быстро “схватывают” сказанное и довольно легко маневрируют между родителями, добиваясь сиюминутных выгод (обычно в сторону лени, плохой учебы, непослушания и т.д.).

Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка.

В общении у взрослых и детей вырабатываются принципы общения:

1) Принятие ребенка, т.е. ребенок принимается таким, какой он есть.

3) Конгруэнтность. Предполагает адекватное отношение со стороны взрослого человека к происходящему.

Родители могут любить ребенка не за что-то, несмотря на то, что он некрасив, не умен, на него жалуются соседи. Ребенок принимается таким, какой он есть. (Безусловная любовь)

Возможно, родители любят его, когда ребенок соответствует их ожиданиям. когда хорошо учится и ведет себя. но если ребенок не удовлетворяет тем потребностям, то ребенок как бы отвергается, отношение меняется в худшую сторону. Это приносит значительные трудности, ребенок не уверен в родителях, он не чувствует той эмоциональной безопасности, которая должна быть с самого младенчества.(обусловленная любовь)

Ребенок может вообще не приниматься родителями. Он им безразличен и может даже отвергаться ими (например, семья алкоголиков). Но может быть и в благополучной семье (например, он не долгожданный, были тяжелые проблемы и т. д.) необязательно родители это осознают. Но бывают чисто подсознательные моменты (например, мама красива, а девочка некрасива и замкнута. Ребенок раздражает ее.

Таким образом, мы видим, что отношения в семье совершенно различны, и в зависимости как к человеку относились с раннего детства в семье, таков и будет дальнейший сценарий его жизни и построения своей собственной семьи в будущем.

Существуют определенные законы для успешного воспитания «не социального инвалида.»

В каждой семье свои особенности, приемы и традиции семейного воспитания. Нельзя дать универсальные советы всем-всем-всем, не учитывая возрастной и количественный состав и социальный уровень. Тем не менее, некие общие правила существуют. Они просты и банальны, но, как и многие очевидные вещи, иногда забываются нами.

Семейное воспитание предполагает атмосферу любви, счастья, тепла и доброжелательности.

— Родители принимают ребенка таким, какой он есть, стараются развить его способности, все лучшее, что в нем есть.

— Семейное воспитание учитывает особенности (возрастные, гендерные, личностные) ребенка и строится на основе этих особенностей.

— Воспитание детей в семье строится на взаимном уважении, из которого и берут начало высокие предъявляемые требования.

— Проблемы семейного воспитания часто коренятся не в ребенке, а в личности родителей, чью модель поведения дети неосознанно копируют.

Воспитание в семье строится на том положительном, что есть в маленьком человеке. Нельзя акцентировать внимание исключительно на недостатках. Такой подход ошибочен и приводит к развитию комплексов.

— В семейном воспитании достаточно просто соблюсти следующий принцип, на котором настаивают специалисты по детской психологии: любое обучение, любые мероприятия, направленные на развитие ребенка, должны строиться в форме игры.

— Общий тон воспитания в семье должен быть позитивным и оптимистичным.

Также существуют и недостатки семейного воспитания, которые могут сыграть негативную роль в жизни человека. Таким отрицательным особенностям семейного воспитания стоит уделить особое внимание, поскольку именно они заставляют некоторых педагогов говорить о целесообразности системы интернатов, то есть всеобщего образования в отрыве от семьи. Назовем наиболее распространенные негативные факторы воспитания детей в семье.

— Материальные факторы можно считать наиболее влиятельными в благополучных семьях. Семейное воспитание как в более обеспеченных семьях, так и в семьях с небольшим достатком часто основаны на культивировании идеи превалирования материальных ценностей над духовными.

— Ценность семейного воспитания падает, если родители не просто являются людьми бездуховными, но и настроены агрессивно противодействовать развитию духовного начала в ребенке.

— Совершенно недопустимо воспитание в семье в атмосфере безнравственности, внушение ребенку аморальных представлений о поведении людей.

— Часто воспитание в, казалось бы, благополучной семье приносит совершенно не те плоды, которые должно приносить. Так бывает, если родители уверены в своей психологическо-педагогической доктрине (обычно устаревшей или ошибочной), применяя в семейном воспитании психологическое давление, физические наказания, причиняя детям не только телесные, но и душевные страдания.

Однако, несмотря на все подводные камни, семья остается важнейшим условием правильного развития детей. Тенденция, которая наметилась в семьях, не может не радовать. Родители, особенно молодые, воспринимают и анализируют информацию о воспитании и методиках развития ребенка, применяют полученные знания на практике и стараются уделять своим детям больше внимания, чем им самим доставалось в детстве. Помните, что знания, представления о мире, привычки, заложенные семьей, останутся с человеком на всю жизнь и во многом станут определяющими условиями его поведения и успешной жизни.

Что же, все таки, нужно, чтобы семья получила максимально положительный сценарий становления и развития? На этот вопрос мы постараемся ответить в следующей главе.

3. Роль педагогики в семье

Для улучшения качества семейного воспитания, в помощь для семьи создана такие науки, как педагогика и психология. На современном этапе развития педагогические технологии позволяют плавно выстраивать различные стратегии воспитания в семье, развития семьи, как социального института. Ранее, мы уже говорили, о том, что существуют правовые формы отношения и регулирования, применимые для семьи в целом. Существует огромное количество педагогических трудов, теорий, методов, технологий и тд., направленных в помощь по созданию оптимальной среды развития в семье.

Чтобы говорить о роле педагогики в семье, рассмотрим само понятие педагогика и чем эта наука занимается.

Педагогика как наука, ее объект, предмет, задачи, категориальный аппарат

Педагогическая наука в отличие от житейских знаний в области воспитания и обучения обобщает разрозненные факты, устанавливает причинные связи между явлениями. Она не столько описывает их, сколько объясняет, отвечает на вопросы, почему и какие происходят изменения в развитии человека под влиянием обучения и воспитания. Научные знания необходимы, чтобы предвидеть и управлять педагогическим процессом развития личности. В свое время великий русский педагог К.Д.Ушинский предостерегал от эмпиризма в педагогике, справедливо отмечая, что недостаточно основываться только на личном, хотя бы и удачном, опыте воспитания. Педагогическую практику без теории он сравнивал со знахарством в медицине.

В то же время житейский педагогический опыт, несмотря на изустную форму своего существования, не исчезал, а передавался из века в век, выдерживал испытания, менял ориентиры и ценности, но в целом сохранялся в виде педагогической культуры народа, его педагогической ментальности, и сегодня составляет основу научного педагогического знания.

Для определения педагогики как науки важно установить границы ее предметной области или ответить на вопрос, что же она изучает. В свою очередь, ответ на этот вопрос предполагает осмысление ее объекта и предмета.

Объект педагогики. Объектом исследования научной педагогики является «педагогический факт (явление)». При этом ребенок, человек не исключаются из внимания исследователя. Напротив, являясь одной из наук о человеке, педагогика изучает целенаправленную деятельность по развитию и формированию его личности.

Следовательно, в качестве своего объекта педагогика имеет не индивида, его психику (это объект психологии), а систему педагогических явлений, связанных с его развитием. Поэтому объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования. Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика.

На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию его организации, формы и методы совершенствования деятельности педагога (педагогическая деятельность) и различных видов деятельности учащихся, а также стратегий и способов их взаимодействия.[1]

Задачи педагогики. Педагогическое науковедение выделяет несколько классов задач по разным основаниям. Рассмотрим классы постоянных и временных задач, решаемых педагогической наукой.

· Приоритетной постоянной задачей педагогической науки является задача ВСКРЫТИЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ в областях воспитания, образования, обучения, управления образовательными и воспитательными системами. Закономерности в педагогике трактуются как связи между преднамеренно созданными или объективно существующими условиями и достигнутыми результатами. В качестве результатов выступает обученность, воспитанность, развитость личности в конкретных ее параметрах.

· К важнейшим постоянным задачам принято относить ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ на ближайшее и отдаленное будущее. Область педагогической прогностики охватывает все горизонты образовательной инфраструктуры и самой науки. Без научных прогнозов невозможно управлять педагогической политикой, экономикой образования, совершенствованием собственно педагогической деятельности, системами управления и др.

· Среди сравнительно новых задач педагогической науки, возникших в последние десятилетия, называют задачу ВНЕДРЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЙ В ПРАКТИКУ.

Категориальный аппарат. Основные педагогические понятия, выражающие научные обобщения, принято называть также педагогическими категориями. К основным педагогическим категориям относятся воспитание, обучение, образование. Наша наука широко оперирует также общенаучными категориями, такими, как развитие и формирование.

В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.

Понятие «формирование» считается еще не установившейся педагогической категорией, несмотря на очень широкое его применение. Его смысл то чрезмерно сужается, то расширяется до безграничных пределов. В педагогической литературе прежних лет понятие «формирование» нередко употреблялось для обозначения неуправляемых, случайных воздействий на личность.

Посмотрите, как четко и доступно раскрывает педагогика основные этапы и закономерности развития человека на разных жизненных этапах.

Все это было разработано в помощь человеку, так как только в семье закладывается все то, что человек будет нести всю жизнь. С помощью механизмов педагогического воздействия будет «формироваться», преобразовываться взгляд на семейное воспитание, будет идти процесс переоценки ценностей. Можно сказать, что на данном этапе, современная семья уже подверглась новым, качественным изменениям. Через различные социальные окружения, которые применяют современные педагогические технологии при взаимодействии с семьей.

Мы видим, как педагогические методы, технологии проникают в семью, создают в ней качественно новые подходы по формированию полноценных членов современного общества. Предотвращают сценарии развития деструктивных семей.

Семья уже не является отдельной частью общества, она выступает как социальный институт в системе различных социальных окружений. Как субъект педагогики. семья воспитание педагогический ценность

Институт семьи включает в себя совокупность общественных ценностей (любовь, отношение к детям, семейная жизнь), общественные процедуры (забота о воспитании детей, их физическом развитии, семейные правила и обязанности); переплетение ролей и статусов (статус и роли мужа, жены, ребенка, подростка, тещи, свекрови, братьев и т.п.), с помощью которых осуществляется семейная жизнь.

Каждый социальный институт имеет специфические особенности и выполняет ряд функций. Социолог выделяет следующие функции социальных институтов:

— функция закрепления и воспроизводства общественных отношений;

Нельзя отделять семью от общества, нельзя ставить отдельно педагогику в образовательных организациях на позицию внешнего наблюдателя, можно говорить и рассматривать семью как полноценного участника педагогического процесса.

5. Список используемой литературы и источников

1. Баранов С.П. Общие основы педагогики, проблемы дидактики, теория воспитания и школоведения. М.; Педагогика-Просвещение, 1987г.

2. Гребенников И. В. Основы семейной жизни. М.; Просвещение, 1999г.

3. Замыслова, А.И. Семья как фактор воспитания/Проблемы семьи и семейной педагогики: теория и практика, история и современность, 20-Окт-2005г.

4. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М.; 2000г.

5. Лукина А.С. Социальная педагогика. Учебное пособие. Красноярск.; КГУ, 1996г.

6. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. 3-е изд., испр. и доп. М.; Издательский центр «Академия», 2002г.

7. Пазова, Л.М.Роль семейных отношений в развитии личности младших школьников / Проблемы семьи и семейной педагогики: теория и практика, история и современность, 20-Окт-2005.

8. Педагогика: пед. теории, системы, технологии / Под ред. С.А. Смирнова. М., 2008г.

9. Педагогика / Под ред. С. П. Баранова и др. М.; 1996г.

10. Психологические тесты. В 2 т. / под ред. А.А.Карелина. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005г.

11. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Учебное пособие / Под ред. Л.К. Гребенкиной, Л.А. Байковой. М., 2001.

12. Семья и личность /Под ред. профессора Е.И. Сермяжко. Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2003г.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Семья как институт социализации, особенности ее воспитательного потенциала. Методические основы семейного воспитания. Характеристика педагогических условий воспитания детей в семье. Взаимодействие семьи и школы. Воспитание младших школьников в семье.

курсовая работа [84,7 K], добавлен 16.05.2013

контрольная работа [26,4 K], добавлен 30.01.2011

Семья как главный институт воспитания. Варианты социализации в семье: целенаправленный процесс воспитания и механизм социального научения. Составляющие воспитательного потенциала семьи: семейные отношения, нравственный пример родителей, состав семьи.

контрольная работа [52,2 K], добавлен 22.06.2012

Семья как социальный институт формирования личности. Теоретическое представление и осмысление проблематики роли семьи в воспитании ребенка младшего школьного возраста. Рассмотрение семейных взаимоотношений, стилей и ошибок семейного воспитания.

курсовая работа [68,9 K], добавлен 05.04.2019

Основные вопросы совместной работы семьи и школы по воспитанию детей. Выделение функций и задач взаимодействия педагогов и родителей. Анализ содержания, форм и методов работы педагога с родителями. Характеристика сотрудничества семьи и школы и его форм.

курсовая работа [39,0 K], добавлен 02.05.2017

Сущность семьи и брака. Формирование супружеской пары. Теории выбора брачного партнера. Классификация супружеских конфликтов. Секреты семейного счастья. Воспитание детей в семье. Родительские ссоры и детский сон. Сущность полового воспитания в семье.

курсовая работа [37,1 K], добавлен 07.06.2010

Влияние воспитания в семье на формирование культуры поведения дошкольника. Формирование культуры поведения в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ). Организация взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам формирования культуры поведения у детей.

дипломная работа [130,7 K], добавлен 20.04.2016

Источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями: