сенсорика это в психологии определение

Сенсорика — что это такое?

84179d1c703ecb4a2eab8958aed547ba Оксана Зырянова
Сенсорика — что это такое?

«Чем больше ребенок располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее, при других равных условиях будет его творческая исследовательская познавательная деятельность»— писал классик отечественной психологии Л. С. Выготский.

Что любят больше всего на свете делать дети? Конечно, же играть!

Игра- это главная форма организации жизни малышей. Она является их естественной и любимейшей деятельностью. С помощью нее дети учатся восприятию, осязанию, усваиванию всех сенсорных эталонов и познают мир.

Малыш с увлечением исследует предметы, его окружающие,применяя при этом все доступные ему способы: рассмотреть, потрогать, попробовать на вкус.

Предварительная работа с детьми младшей группы выявила недостаточный уровень представлений и знаний детей о форме, цвете, величине. Что делать? На помощь пришла её «Величество Сенсорика».

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, формировании сенсорных эталонов – цвет, форма, величина, накопления представлений об окружающем мире.

Разнообразные ситуации, увлекательные игры в «Городе цветных, вязанных фигур»; «Большая стирка»; «Цветные зайчики»; «Весёлые прищепки»; «Подбери картинки по цвету»; «Разноцветные палочки», «Математический планшет»; «погружения» в цветные дни пробудили у детей и их родителей интерес к образовательному процессу, изготовлению пособий и желание участвовать в жизни группы.

А образовательный процесс в группе стал не трудным и скучным, а интересным и занимательным!

detsad 46558 1514022732 detsad 46558 1514022773 detsad 46558 1514022833 detsad 46558 1514022904 detsad 46558 1514022979 detsad 46558 1514023033

Беседа с элементами тренинга на тему «Жестокое обращение с детьми: что это такое?» Беседа с элементами тренинга на тему «Жестокое обращение с детьми: что это такое?» Уважаемые родители, наши дети – наше будущее. И чтобы.

Конспект НОД по нравственно-эстетическому развитию в старшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо?» Тема «Что такое хорошо и что такое плохо?» Цель: Формировать умения детей решать нравственные ситуации. Задачи: 1. Развивать речь, фантазию.

Квест-игра в ДОУ. Что это такое и для чего это нужно? Квест-игра в ДОУ. Что это такое и для чего это нужно? В настоящее время в дошкольном образовании активно используются разнообразные инновационные.

Проект «Что это такое: тесто, глина, пластилин?» МБДОУ детский сад комбинированного вида № 99 «Тополек» Проект: «Что это такое: тесто, глина, пластилин?» старшая группа «Всезнайки».

Сценарий мероприятия по противопожарной безопасности в подготовительной к школе группе: «Что такое хорошо и что такое плохо?» Сценарий мероприятия по противопожарной безопасности в подготовительной к школе группе: «Что такое хорошо и что такое плохо?» Действующие.

У ребенка общее недоразвитие речи. Что это такое? Речь-это показатель ума. (Сенека) Дети начинают познавать этот мир с момента появления на свет. Они изучают все, что их окружает, развиваются.

Упрямство — что это такое. Их причины. Способы преодоления. Упрямство – самая распространенная проблема, с которой приходится сталкиваться взрослым. Зачастую, нам не хватает терпения разобраться в.

Источник

сенсорика

Смотреть что такое «сенсорика» в других словарях:

Сенсорика — (от лат. sensus, «восприятие») категория, описывающая непосредственное восприятие ощущений, внешних воздействий. В физиологии сенсорика функция нервной системы, заключающаяся в восприятии раздражителей, выполняемая при помощи сенсорной… … Википедия

сенсорика — сенс орика, и … Русский орфографический словарь

сенсорика — и, ж. 1) Сукупність органів чуття організму, що реагують на зовнішні подразники. 2) спец. Який реагує на дотик (про прилад) … Український тлумачний словник

сенсорика — и; ж. 1) Совокупность органов чувств организма, реагирующих на внешние раздражители. Воздействовать на сенсорику организма. 2) Совокупность ощущений, полученных организмом от внешних раздражителей … Словарь многих выражений

сенсорика — іменник жіночого роду … Орфографічний словник української мови

Чёрная сенсорика — Аспектоника теория о классификации информации на элементарные типы (аспекты), возникшая как часть соционики. Содержание 1 История возникновения 2 Предмет аспектоники … Википедия

Белая сенсорика — … Википедия

TIM — Соционический тип (социотип, тип «информационного метаболизма», ТИМ, психотип) человека с точки зрения соционики, тип структуры мышления человека, который определяется взаимным расположением т. н. аспектов. Соционика рассматривает 16 типов… … Википедия

Гюго (социотип) — Соционический тип (социотип, тип «информационного метаболизма», ТИМ, психотип) человека с точки зрения соционики, тип структуры мышления человека, который определяется взаимным расположением т. н. аспектов. Соционика рассматривает 16 типов… … Википедия

Джек Лондон (социотип) — Соционический тип (социотип, тип «информационного метаболизма», ТИМ, психотип) человека с точки зрения соционики, тип структуры мышления человека, который определяется взаимным расположением т. н. аспектов. Соционика рассматривает 16 типов… … Википедия

Источник

Что такое сенсорика? Почему так важно ее развивать?

a0072eaaf2e848ae6dfa5e2c5be344a3 Татьяна Поникарова
Что такое сенсорика? Почему так важно ее развивать?

Поникарова Татьяна Евгеньевна МДОУ «Детский сад №183» г. Ярославль 2016

Сенсорное развитие – это развитиевосприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.

Сенсомоторная координация – это согласование действий рук и глаз. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными. Глаз как-бы «обучает руку», а с помощью движения рук, участвующих в манипуляции с предметами, открывается больше новой информации. Зрение и движение рук становятся источником познания ребенком окружающей действительности.

Сенсорное развитие, направленное на форматирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей. То есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Значение сенсорного воспитания состоит в том,что оно:

— является основой для интеллектуального развития;

— упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

развивает наблюдательность;

— готовит к реальной жизни;

— позитивно влияет на эстетическое чувство;

— является основой для развития воображения;

развивает внимание;

— дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

— обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

— обеспечивает усвоение навыков учебной деятельности;

— влияет на расширение словарного запаса ребенка;

-влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Дидактические игры являются эффективным средством для развития сенсорного восприятия ребенка. С одной стороны они учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющего, с другой – принцип добровольности, право самостоятельного выбора, способствуют самовыражению.

В повседневной жизни ребенок сталкивается с многообразием форм, красок. Это и любимые игрушки, и окружающие предметы. Чуть позже его восприятие «дорастет» до возможности видеть и понимать произведения искусства – картины, скульптуры, слушать музыкальные произведения. Но, если усвоение этих знаний происходит стихийно, без разумного руководства взрослых – оно зачастую оказывается поверхностным. Поэтому так важно последовательное, планомерное ознакомление детей с сенсорной культурой человечества, с учетом возрастных особенностей и степени развития сенсорного аппарата детей.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. В раннем детстве формируются представления о цвете, форме, величине. Важно, чтобы эти представления были разнообразными. Это значит, что ребенка надо знакомить со всеми цветами спектра, разновидностями способов и приемов обследования (зрительного, осязательного и двигательного; сравнения) геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, геометрических тел (шар, куб, призма и пирамида (треугольные и четырехугольные, цилиндр, конус); понимать и использовать в речи слова –названия величин (большой – маленький; высокий – низкий; широкий – узкий, форм, цвета.

В среднем дошкольном возрасте у детей формируются сенсорные эталоны – устойчивые, закрепленные в речи представления о цвете (основные цвета спектра и их оттенки, форме, положении предмета в пространстве, отношениях по величине между несколькими предметами.

В старшем возрасте, при усвоении грамматического строя речи, большую роль играет фонематический слух, то есть – различение речевых звуков, восприятие начертания букв.

Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного обучения в школе.

detsad 173579 1457773779Дидактическая игра «Что такое хорошо, что такое плохо?» для детей младшего дошкольного возраста Дидактическая игра по безопасности жизнедеятельности «Что такое хорошо, что такое плохо?» Дошкольный возраст – это важнейший период, когда.

Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста «Что такое хорошо, что такое плохо» Цель: Речевое развитие:Развивать связную речь,память,интонационную выразительность речи. Учить детей употреблять в речи сложноподчинненые.

Детско-родительский образовательный проект «Что такое хорошо, что такое плохо». Детско-родительский образовательный проект Тема:»Что такое хорошо,что такое плохо» Рабочий план мероприятий на 2013-2014 учебный год.

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и изодеятельности «Что такое светофор?» Конспект интегрированного занятия ребенок и окружающий мир с изо деятельностью. Тема: «Что такое светофор?» Возраст: Средняя группа. Цель:.

Конспект НОД во второй младшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо» муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №13 комбинированного вида» г. Новосибирска Конспект непосредственно.

Конспект сценария тематического музыкального занятия «Что такое хорошо и что такое плохо?» Конспект сценария тематического музыкального занятия «Что такое хорошо и что такое плохо?» (старшая группа) Подготовила Литошко М. В., музыкальный.

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию «Что такое хорошо, что такое плохо?» МБДОУ «Детский сад №65 «Рябинушка комбинированного вида» Цель занятия. Формировать рефлексию ценностных ориентиров, определяющих целевой.

Родительское собрание в детском саду «Почему родители игнорируют такое важное событие?» Детство – это уникальный период в жизни человека: именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности, опыт детства.

Источник

Сенсорика

В физиологии сенсорика — функция нервной системы, заключающаяся в восприятии раздражителей, выполняемая при помощи сенсорной системы.

В аспектонике и соционике сенсорика — тип воспринимаемой человеком информации, обобщённое название для аспектов «белая сенсорика» (информация об ощущении) и «чёрная сенсорика» (информация о форме).

В технике сенсорика — совокупность первичных преобразователей, сенсоров, преобразующих внешнее воздействие, являющееся контролируемым параметром, в удобный для обработки сигнал.

См. также

Литература

Полезное

Смотреть что такое «Сенсорика» в других словарях:

сенсорика — сенс орика, и … Русский орфографический словарь

сенсорика — и, ж. 1) Сукупність органів чуття організму, що реагують на зовнішні подразники. 2) спец. Який реагує на дотик (про прилад) … Український тлумачний словник

сенсорика — и; ж. 1. Совокупность органов чувств организма, реагирующих на внешние раздражители. Воздействовать на сенсорику организма. 2. Совокупность ощущений, полученных организмом от внешних раздражителей … Энциклопедический словарь

сенсорика — и; ж. 1) Совокупность органов чувств организма, реагирующих на внешние раздражители. Воздействовать на сенсорику организма. 2) Совокупность ощущений, полученных организмом от внешних раздражителей … Словарь многих выражений

сенсорика — іменник жіночого роду … Орфографічний словник української мови

Чёрная сенсорика — Аспектоника теория о классификации информации на элементарные типы (аспекты), возникшая как часть соционики. Содержание 1 История возникновения 2 Предмет аспектоники … Википедия

Белая сенсорика — … Википедия

TIM — Соционический тип (социотип, тип «информационного метаболизма», ТИМ, психотип) человека с точки зрения соционики, тип структуры мышления человека, который определяется взаимным расположением т. н. аспектов. Соционика рассматривает 16 типов… … Википедия

Гюго (социотип) — Соционический тип (социотип, тип «информационного метаболизма», ТИМ, психотип) человека с точки зрения соционики, тип структуры мышления человека, который определяется взаимным расположением т. н. аспектов. Соционика рассматривает 16 типов… … Википедия

Джек Лондон (социотип) — Соционический тип (социотип, тип «информационного метаболизма», ТИМ, психотип) человека с точки зрения соционики, тип структуры мышления человека, который определяется взаимным расположением т. н. аспектов. Соционика рассматривает 16 типов… … Википедия

Источник

Доклад «Что такое сенсорика и почему так важно ее развивать?»

f33fd9a11cd5b8ae7cf2a5c72371759d Екатерина Чапурина
Доклад «Что такое сенсорика и почему так важно ее развивать?»

Мир входит в сознание человека лишь через дверь органов внешних чувств. Если она закрыта, то он не может войти в него, не может вступить с ним в связь. Мир тогда не существует для сознания.

Сенсорика (от лат. sensus, «восприятие») — категория, описывающая непосредственное восприятие ощущений, внешних воздействий. В физиологии сенсорика — функция нервной системы, заключающаяся в восприятии внешних раздражителей.

Сенсорное развитие ребенка – это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств. Ощущения дают нам представление о разнообразных свойствах окружающей среды и помогают формировать целостные образы предметов. Так, зрительное восприятие предполагает различение объектов окружающего мира по цвету, форме, размеру. Кожное восприятие включает в себя тактильные ощущения (различение предметов по фактуре – гладкое/шершавое, твердое/мягкое, осязательные ощущения (определение формы предмета на ощупь – плоское/объемное, температурные ощущения, барические ощущения (вес, тяжесть).

Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Уровень чувствительности к сенсорнымраздражителям у всех нас существенно различается и зависит он от трех факторов:

Первый фактор —это врожденные качества: абсолютный слух, повышенное обоняние генетически наследуются, равно как и возможность врожденных аномалий — слепота, глухота и т. п.

Второй фактор —состояние органов чувств: на них может повлиять травма или болезнь.

Третий фактор — это развитие органов чувств и восприятия, как в процессе спонтанного познания мира, так и в ходе специального обучения. Например, никто не станет сомневаться, что у человека, который с детства пробовал разнообразные блюда разных национальных кухонь, вкус будет гораздо тоньше, чем у того, кто ел только каши и макароны

Что такое сенсорные эталоны?

Чему же и как учить ребенка? Первая и главная задача — предоставлять ребенку самые разнообразные предметы для обследования и обращать его внимание на их свойства. Но этого недостаточно для полноценного развития восприятия. Ребенок должен научиться определять отношение выявленных или рассматриваемых свойств данного предмета к другим свойствам или предметам. Для этого существуют специальные «мерки» — именно на их освоение и должны быть направлены основные усилия. Эти мерки называют «сенсорными эталонами».

«Сенсорные эталоны» представляют собой общепринятые образцы внешних свойств предметов.

Сенсорными эталонами мы, взрослые, владеем, совершенно о них не задумываясь. Ребенок оперирует ими с той же легкостью лишь к пяти годам.

Сенсорные эталоны:

— Эталоны формы — геометрические фигуры; величины — метрическая система мер.

— Слуховые эталоны — это звуковысотные отношения, музыкальные ноты, фонемы родного языка.

— Вкусы мы делим на сладкий, соленый, горький и кислый.

— Запахи — на тяжелые и легкие, сладкие, горькие, свежие и т. д.

Оказание помощи детям в освоении сенсорных эталонов – это главная задача взрослых, и педагогов, и родителей. Ведь чтобы различие оказалось зафиксированным в сознании ребенка, его необходимо назвать, подчеркнуть и неоднократно напоминать о нем.

Значение сенсорного воспитания состоит в том,что оно:

— является основой для интеллектуального развития;

— упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

развивает наблюдательность;

— готовит к реальной жизни;

— позитивно влияет на эстетическое чувство;

— является основой для развития воображения;

развивает внимание;

— дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

— обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

— обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

— влияет на расширение словарного запаса ребенка;

— влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Перед сенсорнымвоспитанием стоят разные задачи:

В раннем возрасте: накопление представлений о цвете, форме, величине (важно, чтобы эти представления были разнообразными).

В среднем дошкольном возрасте:

— формирование сенсорных эталонов;

— обучение детей способам обследование предметов;

— обучение группировке предметов по одному или нескольким признакам;

В старшем дошкольном возрасте: различение речевых звуков и различение восприятия начертания букв (при усвоении грамоты).

Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного обучения ребенка в школе. Сенсорному развитию ребенка необходимо уделять внимание на протяжении всего дошкольного детства. Однажды выученные названия цветов, освоенные понятия геометрических форм без постоянной тренировки и повторения забываются.

Как знакомить ребенка с признаками предметов?

Лучше всего это делать по принципу «трехступенчатого урока» (Мария Монтессори):

1. Сначала происходит презентация нового свойства ребенку (например, взрослый называет и показывает карточку красного цвета).

2. Затем педагог предлагает различные задания на закрепление осваиваемого понятия (игра «Покажи такого же цвета»).

3. Самостоятельное называние ребенком освоенного понятия (взрослый задает вопрос: «Какого цвета этот предмет?»).

Для непрерывного сенсорного развития необходимо регулярно подкреплять знания практическими наблюдениями и упражнениями. Повторять и закреплять в памяти изученное, можно и в игровой форме.

Почему еще важно сенсорное развитие?

Мария Монтессори считала, что сенсорное развитие тесно связано с эстетическим. Чем более человек способен ощущать тонкие различия цветовых оттенков и музыкальных тонов, изысканных ароматов и вкусов, тем более он склонен воспринимать и наслаждаться красотой окружающего мира и тем более развито его эстетическое чувство. Наоборот, если сенсорный опыт невелик, ощущения не утончены, необходимы грубые и сильные раздражители, которые позволят получать удовлетворение от восприятия – вспомните яркие, вульгарные, кричащие цвета рекламных щитов, зашкаливающие децибелы на концертах или в кино.

Мария Монтессори также отмечала связь сенсорного развития с развитием воображения. Ведь утонченные органы чувств могут выделять малозаметные свойства, детали объектов внешнего мира, которые послужат прекрасной основой для создания необычного образа.

Консультация «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?» В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему.

Консультация «Что такое мелкая моторика и почему важно её развивать» Что такое мелкая моторика и почему важно её развивать Мы часто слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи.

Памятка для родителей «Что такое сенсорика и почему её надо развивать?» Памятка для родителей Что такое сенсорика, и почему необходимо ее развивать? Главной составляющей полноценного развития детей в раннем.

detsad 1323323 1525787358Консультация «Что такое сенсорика, и почему её необходимо развивать» Сенсорное развитие – это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира. От того, насколько точно.

Консультация для родителей «Что такое сенсорика?» «Что такое сенсорика, и почему необходимо ее развивать в раннем возрасте?» Сенсорное развитие (лат. sunser — ощущение) — это развитие.

Консультация для родителей детей раннего возраста «Что такое мелкая моторика и почему важно ее развивать» ЧТО ТАКОЕ МЕЛКАЯ МОТОРИКА И ПОЧЕМУ ВАЖНО ЕЕ РАЗВИВАТЬ В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости.

Консультация «Так что же такое лэпбук?» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №6 «ЧЕРЁМУШКА» ГОРОДА ТЫНДЫ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ Описание Так что.

Почему важно развивать мелкую моторику в дошкольном возрасте? Почему важно развивать мелкую моторику в дошкольном возрасте? Очень часто родители задаются вопросом, почему воспитатели уделяют такое.

detsad 1198532 1534558792Консультация «Так что же, всё-таки такое, «Эскизы в танце?!» Видео АВТОРСКАЯ РАБОТА В СОЗДАНИИ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ ЭСКИЗОВ. «В глазах педагога должен гореть огонек, который поможет разжечь костер в душе ребенка!».

Источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями: