память сенсорная
Полезное
Смотреть что такое «память сенсорная» в других словарях:
ПАМЯТЬ СЕНСОРНАЯ — ПАМЯТЬ СЕНСОРНАЯ. См. сенсорная память … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Память сенсорная — форма памяти, обеспечивающая сохранение информации, поступающей в органы чувств. В основе П. с. лежат следовые процессы в рецепторных клетках и анализаторах, продолжающиеся некоторое время (до 0,5 с) и после прекращения действия раздражителя. На… … Словарь дрессировщика
память иконическая — сенсорная копия информации, предъявленной наблюдателю зрительно на очень короткое время (до 100 мс.), которая: 1) имеет большую емкость; 2) быстро угасает во времени (около 0.25 с.); 3) работает с сенсорным кодом; 4) сознательно не… … Большая психологическая энциклопедия
память эхоическая — (память эхоическая) гипотетическая подсистема памяти, обеспечивающая удержание в течение очень короткого времени (обычно менее одной секунды) продуктов сенсорной переработки информации, поступающей в органы чувств. В зависимости от вида… … Большая психологическая энциклопедия
память — процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. П. связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией … Большая психологическая энциклопедия
память: классификация — проводится согласно характерным особенностям процесса мнемического, обеспечивающего сохранение и восстановление ранее пережитого и воспринятого субъектом «материала». Эти особенности обусловлены соответственными особенностями деятельности… … Большая психологическая энциклопедия
ПАМЯТЬ ТАКТИЛЬНАЯ — (англ. tactile memory) хранение информации, полученной путем осязания. Относится к «профессиональным» видам памяти, поскольку особенно интенсивно развивается в связи со специфическими условиями деятельности. Высокого уровня развития достигает в… … Большая психологическая энциклопедия
Память — У этого термина существуют и другие значения, см. Память (значения). Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите … Википедия
ПАМЯТЬ — способность когнитивной системы живых существ кодировать и сохранять информацию при участии, как правило, высших когнитивных процессов. Первые попытки научного исследования человеческой П. берут свое начало с работы нем. психолога Г. Эббингаузе… … Философская энциклопедия
Сенсорная Память — кратковременная память (не более 2 с.) с большим объемом хранящейся в ней информации, имеющая периферический и модальностно специфический характер, отображающая физические характеристики стимулов … Психологический словарь
СЕНСОРНАЯ ПАМЯТЬ
Смотреть что такое «СЕНСОРНАЯ ПАМЯТЬ» в других словарях:
Сенсорная Память — кратковременная память (не более 2 с.) с большим объемом хранящейся в ней информации, имеющая периферический и модальностно специфический характер, отображающая физические характеристики стимулов … Психологический словарь
СЕНСОРНАЯ ПАМЯТЬ — СЕНСОРНАЯ ПАМЯТЬ. То же, что непосредственная память … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
сенсорная память — Этимология. Происходит от лат. sensus чувство, ощущение. Категория. Форма кратковременной памяти. Специфика. Имеет большой объем хранящейся в ней информации. Время хранения не более 2 с. Отображает физические характеристики стимулов. Имеет… … Большая психологическая энциклопедия
СЕНСОРНАЯ ПАМЯТЬ — См. хранение сенсорной информации … Толковый словарь по психологии
память сенсорная — (от лат. sensus чувство, ощущение) гипотетическая подсистема памяти, обеспечивающая удержание в течение очень короткого времени (обычно менее одной секунды) продуктов сенсорной переработки информации, поступающей в органы чувств. В зависимости от … Большая психологическая энциклопедия
ПАМЯТЬ — способность когнитивной системы живых существ кодировать и сохранять информацию при участии, как правило, высших когнитивных процессов. Первые попытки научного исследования человеческой П. берут свое начало с работы нем. психолога Г. Эббингаузе… … Философская энциклопедия
память иконическая — сенсорная копия информации, предъявленной наблюдателю зрительно на очень короткое время (до 100 мс.), которая: 1) имеет большую емкость; 2) быстро угасает во времени (около 0.25 с.); 3) работает с сенсорным кодом; 4) сознательно не… … Большая психологическая энциклопедия
ПАМЯТЬ СЕНСОРНАЯ — ПАМЯТЬ СЕНСОРНАЯ. См. сенсорная память … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Память — У этого термина существуют и другие значения, см. Память (значения). Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите … Википедия
ПАМЯТЬ — – в психоанализе: одна из функций психического аппарата, благодаря которой осуществляется сохранение и воспроизведение полученных человеком в процессе жизни впечатлений. Становление и развитие классического психоанализа было связано с… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Характеристики, функции и типы сенсорной памяти
сенсорная память тип памяти, который позволяет сохранять впечатления от сенсорной информации после исчезновения воспринимаемого стимула.
Это относится к объектам, обнаруживаемым сенсорными рецепторами организма (органами чувств), которые временно сохраняются в сенсорных регистрах.
Сенсорные записи содержат большой объем информации, но способны сохранять точные изображения сенсорной информации только в течение очень ограниченного времени..
В целом были установлены два основных типа сенсорной памяти: иконическая память и эхо-память.
Первый является компонентом системы визуальной памяти. Второй тип сенсорной памяти является компонентом кратковременной памяти, который отвечает за сохранение слуховой информации..
Характеристики сенсорной памяти
Сенсорная память может быть определена как постоянство стимула во времени вне его физического присутствия. То есть именно память позволяет эффекту стимула продолжаться, даже если он исчез.
Например, если человек визуализирует сцену, которая вызывает чувство ужаса или страха, сенсорная память позволяет ему продолжать испытывать эти ощущения, когда они перестают его видеть..
В этом смысле сенсорная память представляет собой многовековую способность, которая выявляет тесную связь между перцептивными системами и когнитивными процессами..
На самом деле функционирование одного без другого невозможно объяснить. Восприятие без познания приведет к пассивному способу соединения с миром, так как ум не будет выполнять никаких задач с информацией, полученной через чувства.
С другой стороны, обучение и когнитивное функционирование были бы невозможны без приобретения новой информации и знаний о внешнем мире через системы восприятия..
Таким образом, ощущения являются отправной точкой восприятия, а восприятие является первым шагом к познавательному процессу. Без ощущения нет восприятия, а без восприятия нет памяти..
Однако восприятие и память имеют более общие элементы: восприятие выходит за рамки ощущений, обычно определяемых как механизм, посредством которого мозг придает смысл ощущениям.
Таким образом, сенсорная память обрабатывает и хранит важную информацию. Аналогично, сенсорная память также вмешивается в функционирование основных процессов восприятия, таких как обнаружение, распознавание, распознавание или идентификация..
Историческая эволюция
Отношения между восприятием и памятью были предметом научного интереса в течение многих лет. Однако появление термина «сенсорная память» появилось гораздо позже..
Первые исследования этого явления были проведены в 1740 году рукой Иоганна Сегнера. В своем исследовании немецкий физик доказал, что для восприятия куска углерода, прикрепленного к вращающемуся колесу, ему необходимо совершить полный оборот менее чем за 100 миллисекунд..
Эта первая оценка послужила постулированию взаимосвязи между механизмами восприятия и памяти..
Впоследствии Бродбент в 1958 году предложил существование механизма немедленной памяти, который бы записывал информацию о проксимальном стимуле в течение короткого периода времени..
Кроме того, Нейссер в 1967 году принял теорию Бродбента и назвал ее сенсорной памятью. По словам немецкого психолога, этот тип памяти состоял из предкатегориальной записи информации ограниченной емкости и короткой продолжительности.
Параллельно Аткинсон и Сиффрин предложили существование сенсорного регистра для каждой из сенсорных модальностей. Тем не менее, большинство исследований сенсорной памяти сфокусировано на двух типах, изначально определенных Нейссером (символическая память и эхо-память)..
Наконец, именно Сперлинг в 1960 году отвечал за изучение и разграничение свойств культовой памяти посредством использования такистоскопа и техники частичного отчета..
функции
В этом смысле сенсорная память выступает в качестве моста информации, который позволяет увеличить продолжительность представления стимулов.
Если бы мозг мог обрабатывать информацию только в то время, когда стимул присутствует и может быть зарегистрирован чувствами, большая часть знаний была бы потеряна на этом пути..
Функционирование сенсорной памяти может быть проиллюстрировано во время вождения автомобиля. Пока человек водит машину, на дороге вы можете заметить несколько дорожных знаков, указывающих правила дорожного движения, направления к пункту назначения и т. Д..
Обычно визуализация этих элементов очень короткая из-за скорости автомобиля, которая позволяет захватывать стимулы в течение коротких периодов времени..
Однако стимуляция, создаваемая этими элементами, продлевается на уровне мозга в течение периода времени, превышающего представление самого стимула..
Эта способность осуществляется мозгом посредством сенсорной памяти, которая позволяет сохранить стимуляцию, несмотря на то, что стимул больше не визуализируется..
тип
В настоящее время существует высокая степень научного признания в установлении двух основных типов сенсорной памяти: иконической памяти и эхо-памяти..
Под иконической памятью понимается зрительная сенсорная память, то есть процессы сенсорной памяти, которые начинаются, когда стимулы воспринимаются зрением..
С другой стороны, эхо-память определяет слуховую сенсорную память и начинается, когда стимулы захватываются через ухо..
1- знаковая память
Иконическая память является регистром сенсорной памяти, связанной с визуальной областью. Это компонент системы визуальной памяти, который включает в себя как кратковременную зрительную память, так и долговременную память.
Для культовой памяти характерно формирование очень короткого хранилища памяти (менее 1000 миллисекунд), однако она имеет большую емкость (может содержать много элементов).
Функционирование этого типа сенсорной памяти, по-видимому, связано с зрительно-сенсорным путем. Длительное визуальное представление начинается с активации фоторецепторов сетчатки. Трости и шишки испытывают стимуляцию после подавления стимула.
Культовая память ответственна за обеспечение потока визуальной информации в мозг, которая может быть собрана и поддержана в течение долгого времени. Одной из наиболее важных ролей иконической памяти является ее участие в обнаружении изменений в визуальной среде:
2- Эхогенная память
Эхо-память способна хранить большие объемы слуховой информации в течение периода времени от трех до четырех секунд. Звуковая стимуляция остается активной в уме и может быть воспроизведена снова в течение этого короткого периода времени..
Первые работы над этим типом памяти были сделаны Бадделей на модели рабочей памяти, которая состоит из исполнительной системы и двух подсистем: визуально-пространственной программы, связанной с иконической памятью, и фонологического цикла, который обрабатывает слуховую информацию ( звукоподражательный).
Согласно модели Бадделей (одной из наиболее широко используемых сегодня теорий памяти), фонологический цикл обрабатывает информацию двумя различными способами..
В настоящее время методика, которая позволяет нам измерять эхо-память более объективным образом, является задачей несоответствия. В этой технике изменения в слуховой активации мозга регистрируются с помощью электроэнцефалографии.
Сенсорная память
Взгляните на предмет возле себя, а затем закройте глаза. В течение короткого времени (около 0,5–1 секунды) Вы будете продолжать «видеть» его с закрытыми глазами. Так же, но уже в течение примерно 2 секунд, ярко и без изменений, сохраняется в памяти и слепок услышанного – как эхо. Эти примеры демонстрируют проявление сенсорного типа памяти – сверхкратковременного запечатления объектов нашими органами чувств. Вообще чрезвычайная кратковременность и восприятие на уровне чувств являются основными характеристиками сенсорной памяти.
Сенсорные системы человеческого организма инерционны, они на короткое время продлевают действие поступающих сигналов. Это выражается в том, что после воздействия сигнала-раздражителя мы продолжаем некоторое время его ощущать. Эта инерционность, по сути, и представляет собой мгновенную (сенсорную) память – простейший процесс на уровне рецепторов. Отражая информацию, полученную органами чувств, сенсорная память не занимается её переработкой.
В психологии сенсорную память называют также непосредственной, поскольку она является непосредственным слепком, отпечатком информации, полученной через систему сенсоров – органов, способствующих восприятию окружающего мира (слух, зрение, осязание, и т.д.).
Место сенсорной памяти в системе обработки информации
Человеческая память – удивительная активная система, выполняющая множество важных функций: она получает информацию, заботится о её систематизации, сохранении, трансформации, воспроизведении. Похоже на компьютер: на начальном этапе информация преобразуется в форму, пригодную для обработки, затем удерживается в системе, сохраняется, а при необходимости – достается из хранилища и воспроизводится.
Для того, чтобы мы могли запомнить информацию на длительное время, ей приходится пройти как минимум три фазы: обработку в сенсорной, кратковременной и долговременной памяти. В течение короткого промежутка времени, пока информация хранится в сенсорной памяти, решается вопрос о том, нужно ли привлекать к обработке полученных сигналов высшие отделы мозга. Если да – информация поступает в кратковременную память для дальнейшей обработки. Если нет – информация стирается, замещаясь новой, то есть сенсорная память заполняется другими, новыми, сигналами. В долговременной памяти происходит основной процесс кодирования, базирующийся на результатах анализа и распознавания разных характеристик информации.
Между сенсорной и кратковременной памятью выделяют ещё один вид памяти так называемую оперативную память, помогающую удерживать в уме какие-то промежуточные результаты при выполнении сложных операций.
Характеристики сенсорной памяти
Можно выделить некоторые характерные особенности сенсорного типа памяти:
Благодаря пластичности мозга, мы можем развивать восприятие, внимание, память и другие его познавательные функции. А тренируя их, мы тем самым способствуем развитию мозга и созданию новых нейронных связей. Восприятие, память, внимание, мышление развиваются благодаря регулярным тренировкам. Для этой цели с успехом можно использовать специальные упражнения в том числе упражнения для памяти выполненные в виде онлайн игр.
Регулярные тренировки на нашем сайте позволяют достичь ощутимых результатов, о чем свидетельствуют не только постепенно улучшающиеся показатели, но и примеры из повседневной жизни, приведенные в нашей статье Живые истории. Вы можете рассказать и свою историю, поделиться впечатлениями и достижениями после нескольких недель регулярных занятий.
Мы искренне желаем Вам новых побед и успехов в саморазвитии!
Виды памяти
Имеются в виду функциональные аспекты памяти, различаемые в зависимости от характера информации, а также способов её фиксации и репродукции. Выделяют следующие виды памяти:
1. Образная память — следы памяти, воспроизведение которых влечёт появление в сознании индивида наглядных и в особенности мысленных образов различной сенсорной модальности. В первую очередь это иконическая (зрительная) и эхоическая (слуховая) память. Название «иконическая» происходит от греческого еikon — изображение, «эхоическая» — от греческого Echo — имя нимфы, наказанной за болтливость так, что она могла повторять лишь окончания чужих слов (в экспериментах на слуховую память лучше воспроизводятся начальные слова ряда и его окончания, причём последние слова ряда вспоминаются с точностью, напоминающей эхо). Другие виды образной памяти, такие как обонятельный, вкусовой, тактильный, кинестетический и т. д., специальных названий не получили.
| Как укрепить память? Узнайте, проконсультировавшись с психологом |
2. Эмоциональная память — следы памяти, воспроизведение которых актуализирует отношение индивида к тем или иным явлениям и событиям. Негативное отношение к определённым ценностям характеризует такой феномен, как стыд, совесть и связанные с нею эмоции (чувство вины, недовольство собой и др.). Совесть, как и чувство стыда, сама по себе не обладает побудительной силой, она лишь блокирует неприемлемые для сознания индивида побуждения. Представление о том, что совесть универсальна и одинакова у людей разных эпох, культур и социальных групп, не соответствует действительности, оно заимствовано из христианской этики. Позитивное отношение к ценностям есть то, что обозначается термином идеалы. Идеалы побуждают к действиям в определённом направлении, даже если такие побуждения противоречат потребностям организма и личным интересам индивида.
3. Эпизодическая память — следы памяти, которые, по мнению Э.Тульвинга, содержат пометки о том, где, когда и каким образом была получена соответствующая информация.
4. Автобиографическая память — следы памяти о личной жизни индивида; разновидность эпизодической памяти.
5. Семантическая память — следы памяти о значении слов и иных символов; то же, что и символическая память.
6. Лексическая память — следы памяти на графологические и фонологические характеристики слов речи.
7. Репродуктивная память — вид памяти, благодаря которому достигается точное воспроизведение полученных ранее впечатлений, например при заучивании текста. Иногда обозначается как механическая память.
8. Реконструктивная память — вид памяти, благодаря которому становится возможным свободный пересказ полученных ранее впечатлений. Это, например, вольный пересказ прочитанного текста. Данный вид памяти сохраняет лишь некие абстрактные принципы организации материала, воспоминания тем самым всякий раз как бы воссоздаются заново.
9. Процедурная память — память на автоматизированные действия, навыки, в норме восстанавливаемые без особых сознательных усилий. Например, это артикуляционная память (на автоматизмы устной и письменной речи), амбулаторная память (на автоматизмы ходьбы, бега), экспрессивная память (на выразительные акты), музыкальная память (на способность играть на музыкальных инструментах), двигательная память (на автоматизмы других действий, таких как рассматривание, одевание и раздевание, приготовление пищи, вождение автомобиля, плавание и т. д., включая разнообразные действия профессионального характера), алгоритмическая память (на способы решения задач) и мн. др.
10. Декларативная память — вид памяти, благодаря которому становится возможным устный рассказ о событии, свидетелем которого индивид оказался. Зрительные и иные сенсорные впечатления при этом перекодируются в словесную форму. Если в момент того или иного происшествия индивид не успел проговорить воспринятые впечатления, последующее их воспроизведение бывает весьма неполным и неточным, в него нередко вклиниваются побочные и не имеющие отношения к делу впечатления.
11. Цветовая память — вид памяти на цвета воспринятых объектов.
12. Ассоциативная память — следы памяти, которые воспроизводятся один за другим по признаку смежности (по внешнему сходству, контрасту, времени образования, приуроченные к одной и той же обстановке или ситуации). То же, что и воспроизведённая память.
13. Восстановленная память — вид памяти, функционирующий под влиянием внушения и самовнушения как в состоянии бодрствования, так и в состоянии изменённого сознания (гипнотический транс, просоночное состояние, медитация).
14. Проспективная память — вид памяти о том, что индивид спланировал и намерен сделать в будущем.
15. Интенсивная память — вид памяти, функционирующий с помощью приёмов мнемотехники.
16. Мета-память — вид памяти на состояние и особенности собственной памяти. Память человека настолько специализирована, что перечень её видов можно продолжить. Существует память на лица, на хронологию событий, на имена и названия объектов, на сновидения, на музыкальные образы, на образы воображения и свежие мысли, на болезненные ощущения и психопатологическую продукцию и многое другое. Данное обстоятельство делает понятным огромное разнообразие нарушений памяти, которые носят к тому же весьма индивидуализированный характер. На практике его следует учитывать и в плане изучения патологии памяти. Те стандартные методы исследования, которые используются в патопсихологии и психопатологии (запоминание рядов цифр, слов, фигур), обычно затрагивают лишь отдельные аспекты нарушения памяти и не дают ясного представления о всех имеющихся мнестических расстройствах.
17. Различают также имплицитный и эксплицитный виды памяти. Имплицитная (непроизвольная) память относится к такому запоминанию, удержанию и воспроизведению информации, при которых индивид не прилагает сознательных усилий контролировать эти мнестические процессы. Что-то запоминается, сохраняется или вспоминается, при том что индивид намеренно к этому не стремится. Кроме того, соответствующие впечатления запоминаются и вспоминаются таким образом, что они как бы минуют сознание индивида, об их существовании он может и не догадываться. Информация запоминается в порядке её поступления, способность структурировать её, а также способность забывать нечто второстепенное отсутствуют. Такое состояние памяти делает её недостаточно адаптивной, поэтому она редко развивается далее в подобном качестве.
Существует сравнительно немного случаев исключительной памяти данного рода. Например, описан феномен календарной памяти у лиц с умственным недоразвитием, когда пациенты механически запоминают длинные ряды впечатлений, в частности рисунки на листках календаря от его начала до конца. Иногда этот феномен встречается у пациентов с детским аутизмом. Проявления имплицитной памяти знакомы каждому здоровому индивиду в виде попутных воспоминаний, в том числе в сновидениях. Такие воспоминания невольно всплывают в сознании индивида в состоянии переутомления, и он бывает вынужден прилагать определённые усилия, чтобы помешать их появлению. Существуют болезненные состояния с утратой контроля мнестических процессов, с непроизвольным наплывом механических рядов воспоминаний. В большинстве неконтролируемых процессов памяти у пациентов не следует, по-видимому, говорить о гиперфункции имплицитной памяти, скорее всего, речь идёт о регрессии эксплицитной памяти на ранних этапах её развития.
Эксплицитная (произвольная) память связана с предварительной установкой на запоминание, удержание и воспроизведение впечатлений. Младенец не имеет такой установки, он запоминает впечатления в линейной их последовательности и в первую очередь то, что особенно занимает его внимание. Это и есть имплицитная, как бы первичная, врождённая память. Установка на запоминание формируется постепенно и позже после рождения, с нею, видимо, и связаны воспоминания детских впечатлений в пер вые 3–4 года жизни. Развитие этой установки в значительной степени обусловлено, по-видимому, определёнными требованиями и ожиданиями взрослых, указывающими ребёнку, что важно для него, а что — нет. Тем самым ребёнок учится не только тому, что следует запоминать, но и тому, что надо забывать. Благодаря мнестической установке индивид без особых усилий запоминает важные для себя вещи и легко избавляется от ненужных воспоминаний. Установка, по определению, есть феномен бессознательного.
Следовательно, память, связанная с ней, хотя и является эксплицитной, не может обеспечить адаптивной гибкости наперёд и во всех ситуациях, зачастую совершенно непредсказуемых. Поэтому установка должна дополняться контролем со стороны сознания, когда индивид осознанно решает, как лучше ему что-то запомнить, что сохранить в памяти в первую очередь и до какого времени и от каких следов памяти нужно избавиться без существенных потерь для успешного функционирования. Материал памяти вследствие этого не остаётся неизменным, он так или иначе преобразуется под давлением сознания, кроме того, он меняется под влиянием самооценки, желаний, настроения и др.
Оба вида памяти функционируют в значительной степени независимо один от другого. Так, состояние имплицитной памяти может оставаться относительно неплохим даже при значительном ухудшении или временном выключении эксплицитной памяти. Пациент может, например, что-то запечатлевать в состоянии сна, наркоза; он сообщает, что во время операции и в наркотическом оглушении он «просыпался внутри себя — чувствовал боль, хотел, но не мог дать об этом знать окружающим». Описан редкий случай, когда музыкант, пациент с амнезией на текущие события, смог с посторонней помощью научиться играть новую музыкальную вещь. Такую возможность подтвердил и эксперимент Клапареда, швейцарского психиатра. Здороваясь с пациентом, страдающим амнезией, исследователь протягивал для рукопожатия руку со спрятанной в ней иглой. Пациент поначалу всякий раз пожимал ему руку, но затем перестал это делать и даже отводил свою руку за спину. На вопрос о том, почему он это делает, пациент ответить не мог, он не мог припомнить и сказать о том, что чувствует боль во время пожатия руки врача. Сведений об обратной ситуации, когда резко снижается имплицитная память и на хорошем уровне сохраняется эксплицитная память, в литературе не встречается. Нет, по-видимому, специальных сведений и о психопатологии имплицитной памяти.
В развитии эксплицитной памяти различают несколько этапов.
На самой ранней стадии её развития в онтогенезе фиксация производится посредством хранения каких-нибудь предметов, напоминающих о каком-то событии или явлении прошлого, например с помощью локона волос, фамильных и исторических реликвий, фрагментов разрушенных временем строений, уцелевших от разложения частей тела и т. д. В музеях всех народов, которые дорожат памятью о своих предках, хранится множество таких вещей.
На второй стадии развития произвольной памяти запоминание производится с помощью действий с различными предметами, нередко имеющими символическое значение. Это, например, обрядовые действия, воскрешающие память о затерянных в прошлом событиях. Обучение навыкам не бывает успешным без того, чтобы заучить соответствующие манипуляции на муляжах, макетах, более простых технических устройствах. Нередко для того чтобы вспомнить забытое, индивид повторяет предыдущие совершенно случайные действия. Забыв, например, зачем он пошёл, он возвращается назад и повторяет пройденный им путь.
Третью стадию произвольного запоминания характеризует использование речевых форм. Это, например, вербализация текущих впечатлений, запоминание речевых инструкций о том, что и когда следует делать; составление протоколов, учебных пособий и учебников и вообще каких-нибудь текстов, а также приёмов мнемотехники.
Наконец, последнюю, наиболее совершенную стадию развития произвольного запоминания и воспроизведения характеризует создание индивидом осмысленных структур. Чтобы прочно что-нибудь запомнить, индивиду необходимо хорошо это понять, включить нечто новое в свой прежний и осознанный опыт.
Развитие эксплицитной памяти в филогенезе отражает последовательность формирования способности к произвольной деятельности: вначале это готовность к принятию внешнего принуждения, затем — внутреннее принуждение, позже — появление соответствующей установки и, наконец, сознательный контроль над процессами памяти.