Русский язык. 9 класс
Укажите, в каких примерах знак препинания выделительный.
Отец пожелал мне доброго пути, а дочь проводила до телеги
День был серый и спокойный, в светлом воздухе пахло морем
Ему вспомнился день, когда он уезжал
Все молчали, чтобы расслышать шорох цветов
Укажите, в каких примерах функция знака препинания разделительная.
На поляну, где рос дуб, мы вышли под вечер
Не знаю, что меня привлекает в этом юноше
Полная вода сошла, и она струилась узеньким ручейком
Лес, горы слились, всё окуталось густым туманом
Определите, в каких предложениях знаки препинания являются выделительными.
Некоторые места в письме Семёнов не понял, и ему их объяснили
Уже не было времени, чтобы что-то объяснять
Из-за поворота показался докторский особняк, у подъезда которого стояла запряжённая четвёркой приземистая карета
Дни кончались всё раньше, всё темнее становилось на белом свете
Сруб привезли из соседней деревни, а фундамент и крышу делали отец с дедом
а) Дед оказался прав: к вечеру пришла гроза.
б) Мы с Дерсу не стали дожидаться, когда казаки заседлают лошадей, и пошли вперёд.
в) Солнце жгло по-вчерашнему, воздух был недвижен и уныл.
г) Шорохом и звоном наполнится утром лес, а пока над посёлком плыло тёмное небо с яркими иглистыми звёздами.
д) Лучи солнца ярко обливали золотом верхушки сосен, потом гасли одни за другими; последний луч оставался долго.
§ 9. Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения
Какие знаки препинания помогают передать разнообразные смысловые отношения между простыми предложениями в составе сложных?
1. Подул порывистый ветер. Зашумели деревья.
Подул порывистый ветер, и зашумели деревья.
2. Экскурсия прошла успешно. Туристы с интересом осматривали достопримечательности.
Экскурсия прошла успешно: туристы с интересом осматривали достопримечательности.
3. Брат передал письмо. Он не стал ждать ответа.
Брат, когда передал письмо, не стал ждать ответа.
Знаки препинания в сложном предложении нужны для того, чтобы передать на письме особенности смысловых отношений между частями сложного предложения, особенности его строения и интонацию. В сложносочинённых и бессоюзных сложных предложениях они разделяют простые предложения, выполняя разделительную функцию, а в сложноподчинённых выделяют зависимую часть (придаточное предложение), выполняя выделительную функцию.
53. Рассмотрите таблицу. Подготовьте устное сообщение о каждом знаке препинания, подтверждая свой ответ примерами.
Знаки препинания в сложных предложениях
54. Сгруппируйте предложения: а) с разделительными знаками препинания; б) с выделительными знаками препинания.
1. Дед оказался прав: к вечеру пришла гроза. (К. Паустовский)
2. Мы с Дерсу не стали дожидаться, когда казаки заседлают лошадей, и пошли вперёд. (В. Арсеньев)
3. Солнце жгло по-вчерашнему, воздух был недвижен и уныл. (А. Чехов)
4. Шорохом и звоном наполнится утром лес, а пока над посёлком плыло тёмное небо с яркими иглистыми звёздами. (В. Астафьев)
5. Лучи солнца ярко обливали золотом верхушки сосен, потом гасли одни за другими; последний луч оставался долго. (И. Гончаров)
55. Диктант. Прочитайте текст. Какие типы предложений использовал писатель для создания картины природы и выражения своего отношения к ней? Запишите текст под диктовку. Начертите схемы сложных предложений. Подчеркните однородные члены.
. Впереди ночь. Одинокие берёзы смутно белеют, да серебряная россыпь весенних звёзд шевелится высоко-высоко. Свежо и пьяно пахнет оттаявшей землёй, молодой травой, почками и ещё каким-то необъяснимо приятным, бодрым запахом вольного ветра, простора и прохладного сумрака. Вдохнёшь до слезы ключевой холод ночи и чувствуешь, как развёртываются плечи, нервная дрожь пробегает по спине.
Славно жить на земле, даже ради единого вздоха!
Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Конспект урока по русскому языку в 9 классе
Тема урока : Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения.
Тип урока : урок усвоения новых знаний.
систематизировать у учащихся знания о синтаксисе;
познакомить учащихся с понятием «функция знака», «разделительная функция», «выделительная функция»;
способствовать правильному пониманию темы.
развитие коммуникативных способностей учащихся, умения обобщать, сравнивать, делать выводы;
продолжить развитие творческого мышления у школьников;
продолжить формирование навыка составления сложных и простых предложений для выявления уровня владения синтаксическими знаниями.
продолжить воспитание внимательного отношения к слову, интереса к русскому языку;
продолжить воспитывать самостоятельность учащихся;
продолжить воспитывать у учащихся чувства толерантности, уважения друг другу.
Оборудование: проектор, презентация, раздаточный материал, видеоурок.
Список литературы: учебник Н.А. Андромоновой, Л.Д. Умаровой «Русский язык. 9 класс»
1. Организационный момент (2 мин.)
2.Актуализация ЗУН. (7 мин.)
3. Объяснение нового материала (17 мин.)
4. Самостоятельная работа (1 мин.)
5. Подведение итогов урока (7 мин.)
6. Объяснение домашнего задания. Выставление оценок. (2 мин.)
– Здравствуйте! Садитесь! Открываем тетради, записываем дату: Восьмое октября.
Ученики приветствуют учителя
Запись даты и темы урока на доске
Прежде чем перейти к изучению новой темы, необходимо повторить ранее изученные правила. Что изучает синтаксис?
– Предложение – это основная единица синтаксиса, выполняющая коммуникативную функцию, т.е. служит средством общения. Предложения бывают простые и сложные. Составьте мне, пожалуйста, простое предложение.
Докажите, что это предложение простое.
– А теперь, составьте сложное предложение и докажите, что оно сложное?
– Назовите сочинительные союзы? И какие сочинительные союзы вы знаете?
– Перечислите подчинительные союзы?
– Молодцы! Сегодня мы с вами пройдем новую тему, которая называется «Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения».
– Синтаксис – раздел науки о языке, изучающий словосочетания и предложения.
Мы гуляли по осеннему парку.
Т.к. имеется только одна грамматическая основа (Мы гуляли).
– Дерево хрустнуло, и ветка упала к нашим ногам.
(Состоит из 2х грамматических основ, и 2х частей).
– Соединительные ( И, НИ… НИ, ТАКЖЕ, ТОЖЕ,
НЕ ТОЛЬКО … НО И, КАК… ТАК И, ДА (=И)), разделительные ( ИЛИ, ИЛИ… ИЛИ,
ТО ЛИ … ТО ЛИ), противительные ( НО, ЗАТО,
– Чтобы, что, когда, если и др.
Объяснение нового материала
Предложения представлены на слайде.
– Ребята, прочитайте, пожалуйста данные предложения, постарайтесь ответить на следующий вопрос: в каких предложениях знаки препинания выделяют, а в каких разделяют части сложного предложения?
– Знаки препинания в сложном предложении нужны для того, чтобы передать на письме особенности смысловых отношений между частями сложного предложения, особенности его строения и интонацию.
В ССП, БСП они разделяют простые предложения, выполняя разделительную функцию, а в СПП выделяют зависимую часть (придаточное предложение), выполняя выделительную функцию.
Для того, чтобы понять, какую функцию выполняет знак в предложении, нужно потренироваться на упражнение.
Задание в карточках.
Определите тип предложения, функцию знака.
Молодцы! Тема оказалась несложной для вас. А сейчас одни ученик работает на доске, остальные в тетрадях.
Слушаем задание: Я продиктую вам два предложения. Вам нужно поставить знаки препинания в них, подчеркнуть главные члены предложения и определить тип предложения, составить схему.
Поют жаворонки в ясной тишине и на землю с неба трель льют.
Прошли лес, и перед нами вдруг открылась река.
Ученики смотрят видеоурок, записывают основную информацию в тетрадь.
Подул порывистый ветер. Зашумели деревья.
Подул порывистый ветер, и зашумели деревья (Разделительная функция).
Брат передал письмо. Он не стал ждать ответа.
Брат, когда передал письмо, не стал ждать ответа (Выделительная функция).
Дед оказался прав: к вечеру пришла гроза. (БСП, разделительная функция).
Мы с Дерсу не стали дожидаться, когда казаки заседлают лошадей, и пошли вперед. (СПП, выделительная функция).
Солнце жгло по- вчерашнему, воздух был неподвижен и уныл. (БСП, разделительная функция).
Шорохом и звоном наполнится утром лес, а пока над поселком плыло темное небо с яркими иглистыми звездами. (ССП, разделительная функция).
Лучи солнца ярко обливали золотом верхушки сосен, потом гасли одни за другими; последний луч оставался долго. (БСП, разделительная функция).
После просмотра видеоурока учитель комментирует его подробно.
Задание: выделить грамматическую основу, начертить схемы, написать ССП, СПП, ПП.
Посидите на берегу с удочкой, и вы почувствуете прилив сил. Осень, и листья опадают с деревьев. В саду было тихо, и лишь откуда-то издалека доносился шум колес. Вспомнила она, что в зимние вечера дедушка обыкновенно играл с нею. На дворе была метель, ветер выл, ставни тряслись и стучали. Когда выглянуло приветливое солнце, Коля проснулся.
С улицы послышался лай, и она хотела ответить на него.
Под диктовку учителя ученики записывают предложения в тетрадях.
Подведение итогов урока.
Сегодня мы с вами прошли еще одну тему из раздела сложного предложения. На следующем уроке мы будем говорить о сложносочиненном предложении. Пожалуйста, повторите все изученные правила по теме синтаксис.
Ученики внимательно слушают учителя.
Объяснение домашнего задания. Выставление оценок.
Знать о разделительных и выделительных знаках препинания между частями сложного предложения.
Ученики записывают домашнее задание.
1. Дед оказался прав: к вечеру пришла гроза.
2. Мы с Дерсу не стали дожидаться, когда казаки заседлают лошадей, и пошли вперед.
3. Солнце жгло по-вчерашнему, воздух был неподвижен и уныл.
4. Шорохом и звоном наполнится утром лес, а пока над поселком плыло темное небо с яркими иглистыми звездами.
5. Лучи солнца ярко обливали золотом верхушки сосен, потом гасли одни за другими; последний луч оставался долго.
1. Дед оказался прав: к вечеру пришла гроза.
2. Мы с Дерсу не стали дожидаться, когда казаки заседлают лошадей, и пошли вперед.
3. Солнце жгло по-вчерашнему, воздух был неподвижен и уныл.
4. Шорохом и звоном наполнится утром лес, а пока над поселком плыло темное небо с яркими иглистыми звездами.
5. Лучи солнца ярко обливали золотом верхушки сосен, потом гасли одни за другими; последний луч оставался долго.
1. Дед оказался прав: к вечеру пришла гроза.
2. Мы с Дерсу не стали дожидаться, когда казаки заседлают лошадей, и пошли вперед.
3. Солнце жгло по-вчерашнему, воздух был неподвижен и уныл.
4. Шорохом и звоном наполнится утром лес, а пока над поселком плыло темное небо с яркими иглистыми звездами.
5. Лучи солнца ярко обливали золотом верхушки сосен, потом гасли одни за другими; последний луч оставался долго.
1. Дед оказался прав: к вечеру пришла гроза.
2. Мы с Дерсу не стали дожидаться, когда казаки заседлают лошадей, и пошли вперед.
3. Солнце жгло по-вчерашнему, воздух был неподвижен и уныл.
4. Шорохом и звоном наполнится утром лес, а пока над поселком плыло темное небо с яркими иглистыми звездами.
5. Лучи солнца ярко обливали золотом верхушки сосен, потом гасли одни за другими; последний луч оставался долго.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
Номер материала: ДБ-285821
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Минобрнауки разработало концепцию преподавания истории российского казачества
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки: вузы вправе вводить QR-коды для посещения корпусов
Время чтения: 2 минуты
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
Пензенские родители смогут попасть в школы и детсады только по QR-коду
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Разделительные и выделительные знаки препинания
► Правила употребления знаков препинания, пунктуационный разбор предложения изучает Пунктуация.
В основу правил русской пунктуации легли три основных принципа:
1) логический (смысловой) — знаки препинания помогают расчленить речь на части, имеющие значение для выражения мыслей на письме;
2) структурно-синтаксический — знаки препинания делают наглядным смысловой строй речи, выделяя отдельные предложения и их части;
3) интонационный — знаки препинания служат для обозначения интонационного оформления, а также для обозначения фразовой интонации, ритмики и мелодики фразы.
► Пунктуационное правило — правило, в котором указываются условия выбора знака препинания (т. е. его употребление либо неупотребление) для обозначения смыслового и интонационного членения предложения или текста.
В отличие от правил орфографии, правила пунктуации допускают, наряду с обязательной постановкой знаков препинания, факультативное их употребление (авторские знаки).
► По своей функции знаки препинания делятся на две группы:
1. Разделительные (отделительные); к ним относятся: точка, восклицательный и вопросительный знаки, запятая, точка с запятой, многоточие, двоеточие, тире.
Разделительные знаки служат для разделения предложений в тексте, простых предложений в составе сложного, однородных членов предложения.
2. Выделительные знаки; к ним относятся: скобки, кавычки, двойное тире, двойные запятые.
Выделительные знаки служат для выделения прямой и косвенной речи, обращений, междометий, диалога, обособленных и уточняющих членов предложения, вводных и вставных конструкций.
В данном предложении знаки разделения (запятая и тире) разделяют простые предложения, связанные подчинительной и бессоюзной связью в сложном предложении с разными видами связи.
Выделительные знаки (двоеточие и кавычки) указывают на прямую речь, стоящую после слов автора; запятая выделяет обособленное обстоятельство места, выраженное деепричастным оборотом (находясь в Париже).
Примечание
Пунктуационный разбор предложения требует обоснования постановки знаков завершения предложения. К ним относятся: точка, вопросительный и восклицательный знак, многоточие. Знаки завершения указывают на цель высказывания (повествование, вопрос, побуждение, совет, размышление) и на его эмоциональную окраску, интонацию (восклицательное или невосклицательное предложение).
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Разделительные и выделительные знаки препинания
Данный тестовый материал проверяет знания учащимися материала урока русского языка.
Просмотр содержимого документа
«Разделительные и выделительные знаки препинания»
Разделительные и выделительные знаки препинания
Автор: ©2015, ООО КОМПЭДУ, http://compedu.ru
При участии проекта http://videouroki.net
Отметьте ложные и правдивые утверждения.
Укажите истинность или ложность вариантов ответа:
__ в сложных предложениях употребляются только разделительные знаки препинания.
__ к выделительным знакам препинания относятся двоеточие и точка с запятой
__ выделительные знаки препинания употребляются в сложноподчиненных предложениях.
__ в бессоюзных сложных предложениях употребляются как выделительные, так и разделительные знаки препинания.
Чтобы разделить предикативные части, в бессоюзных сложных предложениях употребляются.
Выберите несколько из 5 вариантов ответа:
Выберите предложение с выделительными знаками препинания.
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) Пес погнался за осой, та укусила его в нос.
2) Вадик пытался дотянуться до ветки, на которой висело краснобокое яблоко.
3) Мальчика впервые посадили за руль машины, и он был просто счастлив.
4) Мы вернулись поздно: концерт затянулся до полуночи.
Выберите предложения с разделительными знаками препинания.
Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
1) Я уснул незаметно: меня убаюкало мурлыканье кошки.
2) Василиса с утра взялась за чтение книг, а Иван решил сыграть в футбол.
3) Никогда нельзя сидеть и ждать, что таинственный волшебник решит за тебя все проблемы.
4) Алевтина сунула голову в шкаф, однако и там никто не прятался.
Выберите предложение с выделительным союзом.
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) Охотник спустил курок − птица вскрикнула и забила крыльями в воздухе.
2) Тяжелые холодные капли медленно падали со свинцового неба, барабаня по листьям; в отдалении нервно взрыкивал гром.
3) Олег не раздумывал долго: он прыгнул в реку за тонущей девочкой.
4) Когда приходит пора взрослеть, мы с недоумением оглядываемся в свое детство.
Проявите смекалку. Выберите союзы или союзные слова, перед которыми может стоять разделительный знак препинания.
Выберите несколько из 5 вариантов ответа:
В каком случае вы поставите выделительный знак препинания в сложном предложении?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) в предложении нет союзов
2) в предложении есть подчинительный союз
3) в предложении есть сочинительный союз
4) выделительные знаки в сложном предложении вообще не ставятся
В трех предложениях части разделяются запятыми. И только в одном часть выделяется запятой. Найдите это предложение.
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) Мой друг хотел идти направо, меня же тянуло налево.
2) Никто не понял, как ему удалось поставить этот рекорд.
3) Я не решил простейший пример, какой же я после этого отличник!
4) Клоун тщательно наносил грим на лицо, а дрессировщик рассеянно щелкал кнутом.
Вы уже знаете, что в сложноподчинённых предложениях между частями иногда может стоять тире. Прочитайте предложение.
Как быть в такой ситуации ‒ мне решительно непонятно.
Каким знаком в данном случае является тире? Выберите верное высказывание.
Выберите один из 4 вариантов ответа:
2) Это сложносочиненное предложение, и тире является разделительным знаком препинания.
3) Это бессоюзное сложное предложение, и тире является разделительным знаком препинания.
4) Тире является разделительным знаком препинания, потому что оно всегда разделяет элементы в тексте и никогда не выделяет их.
Посмотрите на предложение.
Когда мыслей в голове не стало совсем, поэт выглянул в окно: заснеженный двор выглядел волшебно, и вдохновение пришло само собой.
Сколько и каких знаков препинания вы видите в этом предложении?
Выберите один из 4 вариантов ответа: