сидели глагол что он обозначает

Значение слова «сидеть»

android bar znachenije

1. Занимать положение, при котором туловище поддерживается вертикально, опираясь на ягодицы. Сидеть на стуле. Сидеть за столом. Сидеть в седле.У огня сидели две старухи, множество детей и один худощавый грузин. Лермонтов, Бэла. | С обстоятельственными словами, указывающими на характер, особенности такого положения. Сидеть боком.Я сидел, откинувшись на подушки дивана. Гаршин, Надежда Николаевна. Дубов, сидя верхом на скамейке, при свете ночника разбирал наган. Фадеев, Разгром. || Находиться на чем-л., на какой-л. поверхности, не передвигаясь, не перемещаясь (о птицах, насекомых). На крыше старого дома сидела ворона и торжественно каркала. М. Горький, Бывшие люди. || Быть, иметься на какой-л. поверхности, где-л. (о пятне, бородавке и т. п.). На одном [глазу] сидело громаднейшее бельмо. Гл. Успенский, Разоренье. Под левым глазом у него сидела бородавка. М. Горький, Жизнь Матвея Кожемякина.

2. обычно за чем, на чем, над чем. Делать что-л., заниматься чем-л., находясь в таком положении. Сидеть за книгой. Сидеть на веслах. Сидеть над чертежами. || кем. Разг. Занимать какое-л. место, должность, служить кем-л. Исправник поехал с докладом в губернию. В то время губернатором сидел Александр Алексеевич. А. Н. Толстой, Пути культуры. Если Лида сидела регистраторшей в заводской поликлинике, то Дуняшка избрала самую что ни на есть мужскую профессию. Кочетов, Журбины.

3. Находиться в состоянии бездеятельности или покоя, отдыха. [Констанция:] Я человек по натуре деятельный, мой друг. Я не привыкла без дела сидеть. Леонов, Обыкновенный человек. — Сготовила обед хороший. Накрыла на стол. Сижу — жду. С. Антонов, Дальние поезда. || Находиться где-л. с целью отдыха, развлечения и т. п. Сидеть в гостях. Сидеть в ресторане.Гостьи встали и уехали, обещаясь приехать к обеду. — Что за манера! Уж сидели, сидели! — сказала графиня, проводя гостей. Л. Толстой, Война и мир.

4. Находиться где-л. длительное время. Сидеть дома.— Я все сидел в Петербурге и теперь спешу к дядюшке. Достоевский, Село Степанчиково. — С тех пор как мы опять с тобою вместе, — и года не пришлось сидеть на месте, все ездим, все плутаем по стране. Авраменко, Дорогой на Аскиз. || (со словами: „на земле“, „на месте“ и т. п.). Вести постоянную, оседлую жизнь или хозяйствовать где-л. 43 хозяина сидят на своих участках с самого основания селения. Чехов, Остров Сахалин. Богатые сидели на лучшей земле и из года в год богатели. Гарин-Михайловский, Несколько лет в деревне.

5. (обычно со словами: „в тюрьме“, „под арестом“, „на гауптвахте“ и т. п.). Находиться в заключении, быть лишенным свободы или возможности свободного передвижения. Сидеть в тюрьме. Сидеть на гауптвахте. Сидеть под арестом. Сидеть в осаде.Под навесом амбаров сидели на цепях овчарки. Бунин, Князь во князьях. [Владис:] Я слушаюсь, и меня не наказывают. Я еще ни разу не сидел в карцере. Михалков, Я хочу домой.

6. на чем. Быть вынужденным следовать какому-л. режиму, ограничиваться чем-л. Сидеть на диете. Сидеть на пайке.— Всю неделю на одной картошке сидим, голодаем! Скиталец, Огарки. || без чего. Разг. Не иметь чего-л. Сидеть без денег. Сидеть без хлеба.У нас в Серпуховском уезде врачей так мало, что во время холеры уезд будет сидеть почти без помощи. Чехов, Письмо Е. П. Егорову, 15 июля 1892.

7. Быть помещенным куда-л. (для обработки). Пирог сидит в печи.

8. Быть расположенным каким-л. образом, где-л. Пробка сидела в горле бутылки плотно. М. Горький, Мальва. Голова благородной формы сидела изящно и легко на тонкой шее. Куприн, Памяти Н. Г. Михайловского (Гарина). [Бабка] неторопливо оглядела солдат глубоко сидящими глазами из-под густых седоватых бровей. Казакевич, Звезда. || перен. Находиться, глубоко таиться в ком-, чем-л.; корениться. В каждом из нас сидит значительная часть Обломова. Добролюбов, Что такое обломовщина? Когда я придумывал разные предлоги, чтобы пойти к ней, во мне уже сидела крепкая уверенность, что я это непременно сделаю. Чехов, Жена.

10. Будучи надетым, располагаться на фигуре (или частях тела) тем или иным образом. Лицо старушки было бледно, чепец сидел на боку. Тургенев, Дворянское гнездо. [Листницкий] был тщательно выбрит, защитный щегольской френч сидел на нем по-прежнему безукоризненно. Шолохов, Тихий Дон. [Джесси:] На вас вообще все сидит, как на вешалке. Симонов, Русский вопрос.

Источник

Что обозначает глагол сидели

answer avatar

answer avatar

answer avatar

answer avatar

answer avatar

answer avatar

На большой, расчищенной от деревьев(пояснение), поляне строили заяц и лиса вначале зимы, долгой и холодной (обособл.опред.), особенно для лесных зверушек (уточнение), два домика.

Безусловно (вводное слово), лиса была бы не против поужинать зайчиком, поселившимся неподалеку (прич. оборот), но до поры до времени пыталась сдержать хищный инстинкт.

Лисичка успокаивалась, лишь проглотив свою добычу (уточн.),и, насытившись (одиночн.дееприч.), шла к соседу поболтать.

1) Так, за разговорами (уточнение), вечер пролетал(сказ.) незаметно, (ССП) и 2) лисичке и зайцу, двум заклятым лесным врагам (пояснение), удалось окончательно сдружиться(сказ.).=2) безличное, простое предложение

answer avatar

Прошу прощения, что мы так и не попрощались как следует. Как у тебя дела? Что нового? Я очень соскучился по тебе, мне жаль, что мы так далеко друг от друга. Я как приехал, сразу понял, что мне будет сложно общаться со сверстниками, так как другой язык и менталитет, сам понимаешь. Жаль, что я не учил старательно английский язык ещё до переезда. Мне приходилось ходить на дополнительные занятия по английскому языку и очень много общаться с людьми, хотя я, как ты знаешь, интроверт, поэтому мне было очень тяжело в психологическом плане. Иногда я прибегал к жестам, когда не мог вспомнить слова или прост их знал, хаха, видел бы ты это, Герман. Это выглядело достаточно глупо, но не более глупо, чем мои попытки объяснить словами. Я очень много жестикулировал руками и ногами, корчил разные рожицы, хаха, это было очень смешно. Зато я создал впечатление веселого парня, что пошло на пользу моему самочувствию в обществе. Что ж, на этом все, мой друг. Надеюсь, на твой скорый ответ.

Источник

ГЛАГОЛ


wfНа этой странице: rbНа этой странице:
Глагол
Виды
Особой формы
Числа
Спряжения
Времена
Роды, наклонения
Возвратные глаголы

§ 12.2.1. Значение и свойства глагола.

Неопределённой формой глагола называется такая его форма, при которой он отвечает на вопросы что делать? или что сделать?
Например, слы́шать, мечта́ть, учи́ться, стро́ить, идти́, придти́ (2) — глаголы неопределённой формы.

1. ВИД.
Важным свойством глагола является его вид. Обратите внимание, на какие вопросы в приведённом примере есть ответы: что сделала? что делают? что делает? Как видим, в одних случаях действие уже совершилось (глаголы зашумела, взволновалася, догорела ), а в других оно ещё совершается (глаголы спят, лежит, внемлет, стучит ). Таким образом, глагол может обозначать уже совершённое или ещё не совершённое действие. По этому признаку глаголы принято делить на два вида: совершённый (совершенный) и несовершённый (несовершенный).
Глагол, обозначающий уже совершённое действие, называется глаголом совершённого вида : сделал, сделаю, совершил, совершу, прочитал, прочитаю, написал, напишу, приехал, приеду, увидел, увижу.
Глагол, обозначающий ещё не совершённое действие, называется глаголом несовершённого вида : делаю, делал, совершаю, совершал, читаю, читал, пишу, писал, еду, ехал, вижу, видел.

Некоторые глаголы бывают только совершённого вида, когда действие не может длиться продолжительно.
Например, грянуть, хлынуть, очнуться, понадобиться.

2. ЧИСЛО.
Вторым важным свойством глагола является его число. Сравните: он построил – они построили, она пришла – они пришли.
Действие одного обозначает глагол единственного числа: идёт, пишет, мастерит.
Действие многих обозначает глагол множественного числа: идут, пишут, мастерят.

3. ЛИЦО.
Третьим свойством глагола является лицо, которое выполняет действие. Сравните: я читаю, мы читаем; ты читаешь, вы читаете; он читает, они читают.
Различают три лица глагола в единственном и три лица во множественном числе:

Правило спряжения глаголов

Пас ё м и корм и м мы у т я т.

Подобное предложение (Вы можете для себя придумать и запомнить другое) поможет вспомнить окончания обоих спряжений и не путать их.

хоте́ть, бежа́ть, есть, дать
Я хочу́ бегу́ ем дам
Ты хо́ч е шь беж и́ шь ешь дашь
Он, она, оно хо́ч е т беж и́ т ест даст
Мы хот и́ м беж и́ м ед и́ м дад и́ м
Вы хот и́ те беж и́ те ед и́ те дад и́ те
Они хот я́ т бег у́ т ед я́ т дад у́ т

Если окончание безударное, спряжение определяется
по окончанию в неопределённой форме.

(Проспрягайте, как получится, глагол по лицам: может быть, Вы точно знаете, как он пишется в каком-то определённом лице единственного или множественного числа. Так Вы определите спряжение и сможете написать в любом лице.)

Примеры спряжения

я
ты
он, она, оно
мы
вы
они уме́ю
уме́ешь
уме́ет
уме́ем
уме́ете
уме́ют бре́ю
бре́ешь
бре́ет
бре́ем
бре́ете
бре́ют стелю́
сте́лишь
сте́лит
сте́лим
сте́лите
сте́лят

гнать, дыша́ть, держа́ть, слы́шать; II
я
ты
он, она, оно
мы
вы
они
гоню́
го́нишь
го́нит
го́ним
го́ните
го́нят
дышу́
ды́шишь
ды́шит
ды́шим
ды́шите
ды́шат
держу́
де́ржишь
де́ржит
де́ржим
де́ржите
де́ржат
слы́шу
слы́шишь
слы́шит
слы́шим
слы́шите
слы́шат

ви́деть (и оби́деть), верте́ть, висе́ть (и зави́сеть), смотре́ть, терпе́ть; II
я
ты
он
мы
вы
они
ви́жу
ви́дишь
ви́дит
ви́дим
ви́дите
ви́дят
оби́жу
оби́дишь
оби́дит
оби́дим
оби́дите
оби́дят
верчу́
ве́ртишь
ве́ртит
ве́ртим
ве́ртите
ве́ртят
зави́шу
зави́сишь
зави́сит
зави́сим
зави́сите
зави́сят
смотрю́
смо́тришь
смо́трит
смо́трим
смо́трите
смо́трят
терплю́
те́рпишь
те́рпит
те́рпим
те́рпите
те́рпят

молоть, мучать, лазать, лезть, залезать; I
я
ты
он, она, оно
мы
вы
они
мелю́
ме́лешь
ме́лет
ме́лем
ме́лете
ме́лют
му́чаю
му́чаешь
му́чает
му́чаем
му́чаете
му́чают
ла́заю
ла́заешь
ла́зает
ла́заем
ла́заете
ла́зают
ле́зу
ле́зешь
ле́зет
ле́зем
ле́зете
ле́зут
залеза́ю
залеза́ешь
залеза́ет
залеза́ем
залеза́ете
залеза́ют

(О т. н. безличных глаголах.)

4. ВРЕМЯ.
Четвёртым свойством глагола является время действия. Сравните: ска́чет, скака́л, поска́чет.
Как видим, возможно одно из трёх времён глагола:

5. РОД.
Пятым свойством глагола является род, проявляющийся только в глаголах прошедшего времени. Сравните:
она́ сия́ет (женский род), оно́ сия́ет (средний род), он сия́ет (мужской род)
и:
он сия́л (м. р.), она́ сия́л а (ж. р.), оно́ сия́л о (ср. р.).

6. НАКЛОНЕНИЕ.
Шестым свойством глагола является наклонение. Глаголы, обозначающие задание, повеление (указание, приказ) имеют форму повелительного наклонения: иди́, сто́йте, реша́й, слу́шай, чита́йте. Остальные формы относят к изъявительному наклонению (3) : иду́, стои́те, реша́ешь, слу́шаешь, чита́ют.

Источник

Что такое глагол в русском языке?

Глагол — это само­сто­я­тель­ная часть речи, кото­рая име­ет харак­тер­ные посто­ян­ные и непо­сто­ян­ные при­зна­ки, отли­ча­ю­щие его от слов дру­гих частей речи: вид, пере­ход­ность, воз­врат­ность, спря­же­ние и т. д.

В систе­ме частей речи рус­ско­го язы­ка суще­ству­ют сло­ва, кото­рые обо­зна­ча­ют дей­ствие (сте­лить), про­цесс (объ­яс­нять), состо­я­ние (чув­ство­вать). Такие сло­ва назы­ва­ют глаголами.

Глаголы в русской речи

Найти вер­ный гла­гол для фра­зы – это зна­чит дать дви­же­ние фразе.

На уди­ви­тель­ную силу рус­ско­го гла­го­ла обра­ща­ли вни­ма­ние мно­гие писа­те­ли и язы­ко­ве­ды. Например, Николай Греч писал:

Глагол при­да­ет речи жизнь, — при­сут­стви­ем сво­им живо­тво­рит отдель­ные слова.

Термин «гла­гол» вос­хо­дит к ста­ро­сла­вян­ско­му сло­ву «гла­го­лить», что по-русски зна­чит «гово­рить». В древ­не­рус­ском язы­ке одним из зна­че­ний лек­се­мы «гла­гол» было «сло­во», «речь вооб­ще». Именно в этом смыс­ле упо­тре­бил его А.С. Пушкин в сти­хо­тво­ре­нии «Пророк»:

Глагол — это важ­ней­шая часть речи в рус­ском язы­ке. Уже в самом назва­нии под­чер­ки­ва­ет­ся его осо­бая значимость.

Глагол как часть речи обо­зна­ча­ет «про­цесс». С помо­щью гла­го­ла мы узна­ем, как все в этом мире дви­га­ет­ся, гово­рит, меня­ет крас­ки, как зву­чит, как чув­ству­ет себя.

Известный рус­ский линг­вист А.М. Пешковский утвер­ждал, что «гла­го­лы — это сло­ва, ожив­ля­ю­щие все, к чему они при­ло­же­ны». И это дей­стви­тель­но так.

С помо­щью имен суще­стви­тель­ных мож­но назвать пред­ме­ты и явле­ния, кото­рые нас окру­жа­ют. Имена при­ла­га­тель­ные помо­га­ют уточ­нить то, что назва­но име­нем суще­стви­тель­ным, но толь­ко гла­го­лы могут «ожи­вить» окру­жа­ю­щий нас мир.

Языковедами гла­гол выде­ля­ет­ся как самая слож­ная и ёмкая само­сто­я­тель­ная часть речи. По под­сче­там уче­ных гла­гол зани­ма­ет вто­рое место (после суще­стви­тель­но­го) по частоте
упо­треб­ле­ния в речи.

Чтобы понять, что такое гла­гол в рус­ском язы­ке, рас­смот­рим его общее грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние, мор­фо­ло­ги­че­ские и син­так­си­че­ские при­зна­ки. А нач­нем мы с определения:

Неопределенная форма глагола

Неопределенная фор­ма (инфи­ни­тив) явля­ет­ся исход­ной, началь­ной фор­мой гла­го­ла и отве­ча­ет на вопросы

что делать? что сделать?

lazy placeholder

Запомним неопре­де­лен­ную фор­му гла­го­ла «прий­ти» (ср. «зай­ти», «вый­ти», «отой­ти», «обой­ти» и пр.)

Начальная фор­ма не обо­зна­ча­ет вре­ме­ни, не име­ет непо­сто­ян­ных при­зна­ков лица или чис­ла. Она име­ет толь­ко вид, может быть пере­ход­ным или непе­ре­ход­ным, воз­врат­ным или невозвратным.

Синтаксическая функ­ция неопре­де­лен­ной фор­мы шире, чем у дру­гих форм гла­го­ла. Инфинитив может высту­пать в роли всех чле­нов предложения.

Искусство (какое?) гово­рить не каж­до­му дано.

Отец не раз­ре­ша­ет сыну (что?) откры­вать двер­цу пти­чьей клетки.

Дети при­шли (с какой целью?) посмот­реть на ново­рож­ден­ных котят.

Глаголы выра­жа­ют дей­ствие или состо­я­ние в грам­ма­ти­че­ских фор­мах вида, пере­ход­но­сти, накло­не­ния, вре­ме­ни, лица и чис­ла и пр. Рассмотрим, какие посто­ян­ные при­зна­ки име­ет гла­гол как само­сто­я­тель­ная часть речи.

Переходные и непереходные глаголы

В рус­ском язы­ке гла­го­лы делят на пере­ход­ные и непе­ре­ход­ные. Переходные гла­го­лы обо­зна­ча­ют дей­ствие, кото­рое пере­хо­дит на пред­мет. Грамматически это выра­жа­ет­ся в их спо­соб­но­сти управлять

Все осталь­ные гла­го­лы, управ­ля­ю­щие суще­стви­тель­ны­ми с пред­ло­га­ми, в том чис­ле воз­врат­ные гла­го­лы, явля­ют­ся непереходными:

lazy placeholder

Возвратные и невозвратные глаголы

Возвратность явля­ет­ся посто­ян­ным грам­ма­ти­че­ским при­зна­ком гла­го­лов. Возвратные гла­го­лы обо­зна­ча­ют, что дей­ствие пере­но­сит­ся на само дей­ству­ю­щее лицо:

Показателем воз­врат­но­сти явля­ет­ся нали­чие в кон­це сло­ва пост­фик­са -ся /-сь.

lazy placeholder

Вид глагола

Вид гла­го­ла — это посто­ян­ный грам­ма­ти­че­ский при­знак слов этой части речи.

Все гла­го­лы рас­пре­де­ля­ют­ся на две груп­пы в зави­си­мо­сти от того, как про­те­ка­ет дей­ствие, обо­зна­чен­ное ими:

Глаголы совер­шен­но­го вида свя­за­ны с достиг­ну­тым резуль­та­том дей­ствия, его нача­лом или кон­цом или с одно­крат­но­стью дей­ствия (гла­го­лы с суф­фик­сом -ну-). Эти сло­ва отве­ча­ют на вопрос что сделать?

Они име­ют толь­ко две фор­мы времени:

Глаголы несо­вер­шен­но­го вида обо­зна­ча­ют дли­тель­ное, совер­ша­ю­щее в дан­ный момент или повто­ря­ю­ще­е­ся дей­ствие и отве­ча­ют на вопрос что делать?

Эти сло­ва име­ют три фор­мы времени:

lazy placeholder

Спряжение глаголов

В зави­си­мо­сти от лич­ных окон­ча­ний в рус­ском язы­ке раз­ли­ча­ют I и II спря­же­ние гла­го­ла.

Личные окон­ча­ния гла­го­лов I спряжения

Лицо

Окончания

Примеры

Ед. ч.

Мн. ч.

Ед. ч.

Мн. ч.

1-е -у (-ю) -ем (-ём) иду, узнаю идем, узна­ем 2-е -ешь (-ёшь) -ете (-ёте) идешь, узна­ешь иде­те, узнаете 3-е -ет (-ёт) -ут (-ют) идет, узна­ет идут, узна­ют

Личные окон­ча­ния гла­го­лов II спряжения

Лицо

Окончания

Примеры

Ед. ч.

Мн. ч.

Ед. ч.

Мн. ч.

1-е -у (-ю) -им слав­лю, научу сла­вим, научим 2-е -ишь -ите сла­вишь, научишь сла­ви­те, научите 3-е -ит -ат (-ят) сла­вит, научит сла­вят, научат

lazy placeholder

Глаголы «хотеть» и «бежать» отно­сят­ся к раз­но­спря­га­е­мым гла­го­лам. Часть лич­ных форм име­ют окон­ча­ние пер­во­го спря­же­ния, часть второго:

Лицо Хотеть Бежать
Ед. чис­ло Мн. чис­ло Ед. чис­ло Мн. чис­ло
1-е я хочу мы хотим я бегу мы бежим
2-е ты хочешь вы хоти­те ты бежишь вы бежи­те
3-е он хочет они хотят он бежит они бегут

Глаголы «есть», «дать» име­ют осо­бые лич­ные окончания.

Перейдем к непо­сто­ян­ным при­зна­кам глагола.

Наклонение

Глаголы упо­треб­ля­ют­ся в фор­мах трех наклонений:

Изъявительное накло­не­ние обо­зна­ча­ет, что дей­ствие рас­смат­ри­ва­ет­ся как реаль­ный факт. Оно может про­ис­хо­дить в насто­я­щем, буду­щем или про­шед­шем вре­ме­ни. Глаголы несо­вер­шен­но­го вида в изъ­яви­тель­ном накло­не­нии име­ют фор­мы всех трех времен:

У гла­го­лов совер­шен­но­го вида суще­ству­ют фор­мы двух времен:

Этим изъ­яви­тель­ное накло­не­ние отли­ча­ет­ся от дру­гих накло­не­ний, у кото­рых нет кате­го­рии времени.

Повелительное накло­не­ние выра­жа­ет побуж­де­ние к дей­ствию в виде прось­бы, сове­та, при­ка­за, поже­ла­ния. Глагол в пове­ли­тель­ном накло­не­нии отве­ча­ет на вопро­сы что делай (те)? что сделай(те)?

Повелительное накло­не­ние обра­зу­ет­ся с помо­щью суф­фик­са или нуле­во­го суф­фик­са от осно­вы насто­я­ще­го (буду­ще­го вре­ме­ни). Глаголы в фор­ме пове­ли­тель­но­го накло­не­ния име­ют фор­мы един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го числа:

Условное (сосла­га­тель­ное) накло­не­ние обо­зна­ча­ет, что дей­ствие воз­мож­но при опре­де­лен­ных обстоятельствах.

Если ты не под­дер­жа­ла бы меня в тот момент, вся наша затея закон­чи­лась бы пол­ным провалом.

Условное накло­не­ние гла­го­ла обра­зу­ет­ся при­бав­ле­ни­ем части­цы бы к фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни. Глаголы в фор­ме услов­но­го накло­не­ния изме­ня­ют­ся по родам и числам:

Категории вре­ме­ни эти гла­го­лы не имеют.

lazy placeholder

Время у глаголов

Время — это непо­сто­ян­ный при­знак гла­го­ла. Различают насто­я­щее, про­шед­шее и буду­щее вре­мя толь­ко у гла­го­лов в фор­ме изъ­яви­тель­но­го наклонения:

lazy placeholder

Прошедшее вре­мя гла­го­ла ука­зы­ва­ет, что дей­ствие уже состо­я­лось. Формы про­шед­ше­го вре­ме­ни обра­зу­ют­ся при­бав­ле­ни­ем суф­фик­са -л- к осно­ве неопре­де­лен­ной фор­мы и окон­ча­ний рода и числа:

Будущее вре­мя обо­зна­ча­ет, что дей­ствие совер­шит­ся после момен­та речи о нем. Формы буду­ще­го вре­ме­ни быва­ют про­стые и слож­ные. Простое буду­щее вре­мя име­ют гла­го­лы совер­шен­но­го вида с приставкой:

Сложное буду­щее вре­мя гла­го­лов несо­вер­шен­но­го вида обра­зу­ет­ся с помо­щью вспо­мо­га­тель­но­го гла­го­ла «быть» в лич­ных фор­мах и неопре­де­лен­ной формы:

Лицо у глаголов

Грамматическая фор­ма лица обо­зна­ча­ет отне­сен­ность дей­ствия к опре­де­лен­но­му про­из­во­ди­те­лю. У гла­го­лов раз­ли­ча­ют три фор­мы лица един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го числа.

Форма 1 лица выра­жа­ет, что дей­ствие совер­ша­ет сам гово­ря­щий (я рисую, мы рису­ем).

Форма 2 лица пока­зы­ва­ет, что дей­ствие про­из­во­дит собе­сед­ник (ты поешь, вы пое­те).

Форма 3 лица обо­зна­ча­ет, что дей­ству­ет тот, о ком идет речь (он пла­ва­ет, они пла­ва­ют).

Значение лица выра­жа­ет­ся с помо­щью лич­ных окон­ча­ний в насто­я­щем и буду­щем вре­ме­ни гла­го­лов изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния и лич­ных местоимений:

Безличные глаголы

В рус­ском язы­ке суще­ству­ют гла­го­лы, кото­рые обо­зна­ча­ют дей­ствие или состо­я­ние чело­ве­ка и при­ро­ды, про­те­ка­ю­щее само по себе, без непо­сред­ствен­но­го дея­те­ля. Это без­лич­ные гла­го­лы, кото­рые по грам­ма­ти­че­ской фор­ме сов­па­да­ют с гла­го­ла­ми тре­тье­го лица един­ствен­но­го насто­я­ще­го и буду­ще­го вре­ме­ни или сред­не­го рода в фор­ме про­шед­ше­го времени.

Понаблюдаем:

Некоторые лич­ные гла­го­лы могут упо­треб­лять­ся в роли безличных:

Морфологические признаки глагола

Подытожив иссле­до­ва­ние гла­го­ла как части речи, ука­жем его грам­ма­ти­че­ские признаки.

Начальная фор­ма — инфинитив.

Постоянные при­зна­ки глагола:

I. вид совер­шен­ный или несовершенный;

Непостоянные при­зна­ки глагола:

lazy placeholder

Синтаксическая роль глагола

Глаголы в раз­лич­ных грам­ма­ти­че­ских фор­мах чаще все­го явля­ют­ся глав­ным чле­ном пред­ло­же­ния — сказуемым.

Бабушка сидит на зава­лин­ке под окном.

Вернулся бы домой вовре­мя, да заблу­дил­ся в лесу.

Видеоурок «Глагол как часть речи»

Заключение

Об экс­прес­сив­ных воз­мож­но­стях рус­ско­го гла­го­ла гово­ри­ли мно­гие линг­ви­сты и писа­те­ли. Еще Н. Греч отме­тил, что гла­гол «при­да­ет речи жизнь», «при­сут­стви­ем сво­им живо­тво­рит отдель­ные сло­ва».

Современные иссле­до­ва­те­ли утвер­жда­ют, что в гла­го­ле, образ­но гово­ря, течет самая алая, самая арте­ри­аль­ная кровь рус­ско­го язы­ка. Глагол во всем богат­стве его семан­ти­ки, со свой­ствен­ны­ми ему зна­че­ни­я­ми грам­ма­ти­че­ских форм и воз­мож­но­стя­ми син­так­си­че­ских свя­зей, при мно­го­об­ра­зии сти­ли­сти­че­ских при­е­мов образ­но­го упо­треб­ле­ния явля­ет­ся неис­чер­па­е­мым источ­ни­ком экспрессии.

Глагол — необык­но­вен­ная часть речи. В чем же заклю­ча­ет­ся его сила?

Удивительным свой­ством рус­ско­го гла­го­ла явля­ет­ся его спо­соб­ность не толь­ко назы­вать дей­ствие, но и пока­зы­вать, как оно про­те­ка­ет во вре­ме­ни. А про­те­ка­ет оно необы­чай­но раз­но­об­раз­но: может совер­шать­ся дли­тель­ное вре­мя (пры­гать, тол­кать, кри­чать, думать, слу­шать), но может про­изой­ти в один момент (прыг­нуть, толк­нуть, крик­нуть, блес­нуть), может обо­зна­чать нача­ло дей­ствия (запеть, закри­чать, забо­леть, загре­меть) или, напро­тив, его конец (допеть, дова­рить, доде­лать, допи­сать, дочи­тать) и пр.

Важнейшая сти­ли­сти­че­ская функ­ция гла­го­ла в речи – при­да­вать дина­мизм опи­са­ни­ям. Глагол исполь­зу­ет­ся в речи преж­де все­го для пере­да­чи дви­же­ния, выра­жа­ю­ще­го дина­ми­ку окру­жа­ю­ще­го мира и духов­ной жиз­ни человека.

Подведем итог сло­ва­ми К. Г Паустовского о рус­ском языке:

С рус­ским язы­ком мож­но тво­рить чуде­са. Нет ниче­го тако­го в нашей жиз­ни и в нашем созна­нии, что нель­зя было бы пере­дать рус­ским сло­вом. Звучание музы­ки, спек­траль­ный блеск кра­сок, игру све­та, шум и тень садов, неяс­ность сна, тяжё­лое гро­мы­ха­ние гро­зы, дет­ский шёпот и шорох мор­ско­го гра­вия. Нет таких зву­ков, обра­зов и мыс­лей – слож­ных и про­стых, для кото­рых не нашлось бы в нашем язы­ке точ­но­го выражения.

Источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями: