сидит у реки какой падеж существительного

Склонение существительного «сидит у реки»

Склонение существительных онлайн

Выше вы видите специальное поле ввода: вам достаточно вписать туда слово, которое вы хотите детально разобрать по всем правилам морфологии. Вы получите исчерпывающий морфологический разбор слова. Каждый разбор был проведен специалистами с большим опытом, обладающими всеми необходимыми знаниями и навыками. Над разборами работают квалифицированные филологи: вы можете быть уверены в качестве, при этом наша система обсалютно бесплатная.

Пример склонения по падежам слова «культура»

Полный морфологический разбор слова «Культура» по ссылке ➚

Введение

Многие отмечают, насколько сложен и многогранен русский язык. Даже носителю языка овладеть всеми его тонкостями по-настоящему трудно. При этом все ученые обращают внимание: необходимо досконально знать теорию и практику, чтобы не просто уметь говорить и писать на русском, но и использовать активно все его богатства.

При этом русский язык сложный по объективным оценкам. Среди мировых языков по трудности он находится на втором месте после арабского. Как же быть? Каким образом овладеть всеми тонкостями, начать отлично ориентироваться в языке и мастерски его использовать? Ответ очевиден: надо разобраться во всех правилах, освоить их и запомнить, начать хорошо разбираться в теории. Тогда и в практике сложностей будет гораздо меньше.

Сегодня перед нами стоит непростая и интересная задача: мы рассмотрим склонения существительных в современном русском языке. Постараемся узнать все важные моменты, разобрать тонкости на конкретных примерах.

Почему мы говорим о современном русском языке?

Да, каждому филологу хорошо известно: если говорить о правилах, склонениях, особенностях, необходимо отметить, что речь идет именно о современном русском языке. Поскольку язык изучается не только на современном этапе, но и в развитии. Если смотреть историю русского языка, то там тенденции, языковые механизмы были различными в соответствии с этапом. Это касается и склонений имен существительных. Поэтому с научной точки зрения необходимо отмечать: мы говорим сейчас именно о современном русском языке.

Склонения существительных: общая информация

Начнем с главных признаков, сущности понятия. Еще много лет назад ученые обратили внимание, что существительные имеют начальную форму, а также несколько форм, отклоняющихся от нее. Было принято решение обозначить данный признак как «склонение».

В первую очередь важно запомнить: склонение – это постоянный признак существительного. К сожалению, для детей в школе это бывает настоящей проблемой. Там, при морфологическом разборе слова необходимо по схеме сначала отметить все постоянные признаки, а только потом непостоянные. Но многие ученики ошибочно относят склонение существительных как раз к непостоянным признакам. Задача педагога в таком случае заново указать на правильный статус склонения и объяснить: данный признак является постоянным, именно по нему можно определить и непостоянные.

Определяют склонение по двум ключевым признакам: это род существительного, а также его окончание. Как нам известно, у существительных есть три рода: это мужской (чай, мишка, человек); женский (кошка, дверь, трава); а также средний (окно, пальто, море). Необходимо уметь грамотно определять родовую принадлежность существительного, иначе и с отнесением к конкретному склонению тоже возникнут проблемы.

Всего в современном русском языке существительные имеют три склонения. Начинается определение склонения как раз с рода существительного. Слово необходимо поставить в именительный падеж, в единственное число. То есть в начальную форму. Как раз по ней и будет видно, к какому роду, склонению оно принадлежит.

Виды склонений

Переходим к рассмотрению основных признаков видов склонений.

Первое склонение

Первое склонение состоит из существительных женского, мужского рода. Окончания должны быть –а. Это очень важный момент.

Когда в школе, в рамках занятий, необходимо определить склонение, в разборе потребуется указать родовую принадлежность слова, а также обозначить окончание. Таким образом становится очевидно, по каким конкретно признакам проводится разбор. И ученикам уже проще запомнить принцип морфологического анализа слова.

sklonenie 1

А вот и таблица с первым склонением существительных.

Склонение помогает точно определить, каким образом правильно склонять существительные по падежам, не путая окончания. Знание принципов склонений необходимо для грамотной речи, как устной, так и письменной.

Второе склонение

sklonenie 2

Принцип второго склонения тоже гораздо лучше запоминается наглядно.

Примеры существительных второго склонения: окно, белье, море, мяч, Игорь.

Третье склонение

В третье склонение вошли существительные женского рода. При этом все они должны заканчиваться на мягкий знак. При этом с морфологической точки зрения такое окончание считается нулевым. Необходимо запомнить, что это не просто нулевое окончание, а именно мягкий знак. Примеры: печь, Тверь, мышь.

sklonenie 3

Для третьего склонения также имеется подготовленная таблица с наглядными примерами.

Разносклоняемые существительные

Важно помнить о наличии разносклоняемых существительных. Обратите внимание на таблицу сколонения существительного «ВРЕМЯ»:

Источник

Презентация по русскому языку «Падеж имён существительных»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

presentation bg

Описание презентации по отдельным слайдам:

Х. зяин, к. мбайн, б. гаж,к. л. ндарь, ш. фёр, к. стюм, к. никулы, г. р. зонт, ж.лезо.

Тема Распознавание падежей имён существительных

Весна И.п Р.п Д.п В.п Т.п П.п

placeholder

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

placeholder

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

placeholder

Курс повышения квалификации

Скоростное чтение

a loader

Номер материала: ДБ-515524

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

12ca 000988a9 e32712b1

placeholder

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

placeholder

Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах

Время чтения: 1 минута

placeholder

Минобрнауки: вузы вправе вводить QR-коды для посещения корпусов

Время чтения: 2 минуты

placeholder

СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся

Время чтения: 1 минута

placeholder

Студентам вузов могут разрешить проходить практику у ИП

Время чтения: 1 минута

placeholder

В Воронежской области ввели масочный режим в школах

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Проверочные работы и тренировочные упражнения по определению падежей у имен существительных.4 класс

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Осталась без хвоста

Налетают на рябину

Пролетел над городом

Для народного танца

Лететь на с амолёте

Приехать в деревню

Без храброго воина

Беседовать с другом

Для народного танца

Наблюдали за совой

Поблагодарил за работу

Спрятался от мороза

Подготовился к ответу

Подбегает к дереву

Подарок для подруги

Взбирается по березке

Выступать на сцене

Мчаться по проспекту

Приехать из деревни

Купаться в фонтане

Тетрадь без обложки

Встреча около афиши

Свисает из – под крыши

Выглянуло из-за тучи

Стоят вдоль дороги

Перелетел через яму

Решит несколько задач

Разговор с тишиной

Лежит около львицы

Рассказы для жизни

Приехал из деревни

Посмотрел на сосну

Пролетаем над пустыней

Встретимся в зоопарке

Говорить с дедушкой

Над верхним этажом

Перепрыгнул через яму

Вернулись с добычей

Иду вдоль тропинки

Загорает на солнце

Прислушаться к песне

Написал без помощи

Рассказать по т елефону

Взлетел над осокой

Увидел перед дорожкой

Катались на лошади

Работать на фабрике

Появились на огороде

Скатился с лестницы

Прячутся за скамейкой

Остановился у подъезда

Кружились над пашней

Вернулись к вечеру

Недалеко от деревни

Остался без картины

Готовились к празднику

Порхает над берёзкой

Подлетели к кормушке

Письмо от приятеля

Падежи имён существительных

1. Запиши словосочетания с данными существительными. Обозначь падеж существительных.

Привет (кому?) (брат, сестра)___________________________

Радовался (чему?) (весна, праздник)______________________

Писать (чем?) (перо, мел)_______________________________

Рассказывать (о ком?) (лиса, сова, ёж)_____________________

Урожай (чего?) (овёс, пшеница)__________________________

Рассказ (кого?) (ветеран, гость)___________________________

2. Спиши текст. В каждом предложение подчеркни основу. Над существительным укажи, в каком падеже оно употреблено.

Стоят суровые морозы. Реки и озера одеты плотным ледяным ковром. Январский лес спит под теплой шубой. В глубокий снег спрятались маленькие елочки.

Но и в суровое время года кипит в лесу жизнь. Следы рассказывают о ней. Под широким кустом ночевал заяц. На полянке ныряли в пушистый снег тетерева. Здесь прошел величавый лось.

3 . Впиши подходящие по смыслу предлоги, укажи падеж существительных.

Добежать ….. реки, подъехал …. заводу, летел …. полем, читал …. животных, смотрел …. картину, нашёл … портфеле, поставил … полку, ушёл … другом, увидел … кроватью, поздравление … мамы, поскакал … дороге.

4. Определи падеж имён существительных, вставь нужную букву в окончании.

Работает в бригад…, заподозрил в измен…, сшила для куколк…, подготовился к работ…, сделал для букашк…, остался без клюшк…, стоял около аптек…., сделал из щепк…, лежат в книг…, направился к остановк…, ел без вилк…, пробежал по травинк…, отказался от повязк…, застряла в бочк….

Образец: По степи – по чему? (степь), ж.р.,ед.ч.,Д.п..

По болоту, на ветках, из гнезда, перед учителем, над облаками, в ненастье, для скворцов, к солнцу, об улыбке, про сказки, около метро.

Вот еловый лес. На земле лежит мягкий ковёр из хвои. Изредка прозвенит синица. Вот постучал по стволу пёстрый дятел. Быстрой тенью перемахнула с ёлки на ёлку белка.

7. Прочитай текст. На месте пропусков вставь слово река в нужной форме (используя слова для справок)

Почти каждая …… начинается с родника. Маленькие ручейки сливаются в ……… Начало ……… называется истоком. То место, где ………. впадает в море, озеро или другую ……., называется устьем.

Слова для справок: река, реки, реку, реке, рекой

8 . Спиши словосочетания, в скобках укажи падеж.

появился (на чём?) на ветках ( )

на ветках (чего?) березы ( )

покрывают (что?) землю ( )

украсились (чем?) инеем ( )

летит (на что?) на землю ( )

летит (с чего?) с ветки ( )

бежал (по чему?) по снегу ( )

9. Прочитай текст. Форма какого существительного часто употребляется в нём? (мост)

Определите падеж и выделите окончания существительного мост.

Санкт-Петербург – город мостов.

В самом красивом месте города расположен Дворцовый мост. Разведённые крылья этого моста в белые ночи – символ Петербурга.

Туристы смотрят и на Литейный мост. Его разводной пролёт один из самых больших в мире: имеет ширину пятьдесят метров.

Петербуржцы гордятся Благовещенским мостом. Главное украшение которого – чугунные перила с изображением морских коньков.

На Троицком мосту установлены фигурные фонари, ещё один символ Петербурга.

10. Составьте и запишите верно 2 предложения. У имён существительных определи падеж.

Наш, стоит, на, город, реке, Неве

Горожане, рекой, гордятся, Невой

11. Поставьте и напишите в скобках вопрос и определите падеж существительного.

1.Катались ( на ….. ) на машине. (… падеж).

3.Отплыл ( от … ) от причала. ( ….. падеж).

4.Подбежал ( к …. ) к кровати. ( … падеж).

5.Прыгает ( …. ) белка. ( … падеж).

6.Достали ( … ) мяч. ( … падеж)

7.Гуляли ( за … ) за школой. ( … падеж).

8.Написал ( в ….. ) в тетради. ( … падеж).

9.Кружились ( в … ) в воздухе.( … падеж).

placeholder

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

placeholder

Курс профессиональной переподготовки

География: теория и методика преподавания в образовательной организации

placeholder

Курс повышения квалификации

Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС

a loader

Номер материала: ДБ-1524107

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

12ca 000988a9 e32712b1

placeholder

Мишустин поручил проводить международную олимпиаду по философии

Время чтения: 0 минут

placeholder

Минпросвещения разработало проект новых правил русского языка

Время чтения: 2 минуты

placeholder

Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах

Время чтения: 1 минута

placeholder

СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся

Время чтения: 1 минута

placeholder

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

placeholder

Пензенские родители смогут попасть в школы и детсады только по QR-коду

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Русский язык. 3 класс

Конспект урока

Русский язык. 3 класс

Раздел: Падеж имён существительных.

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

Изменение имён существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением.

Имя существительное в именительном падеже отвечает на вопросы кто? что?, употребляется без предлога. Имя существительное в именительном падеже является подлежащим.

Имя существительное в родительном падеже отвечает на вопросы кого? чего?, употребляется с предлогами у, около, от, без, из, до, для, вокруг, с, после.

Имя существительное в дательном падеже отвечает на вопросы кому? чему?, употребляется с предлогами к, по.

Имя существительное в винительном падеже отвечает на вопросы кого? что?, употребляется с предлогами через, про, на, за, под, о, в, в.

Имя существительное в творительном падеже отвечает на вопросы кем? чем?, употребляется с предлогами с, со, перед, под, над, за, между.

Имя существительное в предложном падеже отвечает на вопросы о ком? о чём?, употребляется с предлогами при, о, об, на, в, во.

Глоссарий по теме (перечень терминов и понятий, введённых на данном уроке): Имя существительное, склонение имен существительных, изменение по падежам, именительный падеж, родительный падеж, дательный падеж, винительный падеж, творительный падеж, предложный падеж.

Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц):

Канакина В. П. и др. Русский язык. 3 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011.

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии):

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Послушайте стихотворение Г. Мамлина «Терпение». Напомним, что такое терпение? Терпение – это способность сохранять спокойствие в неприятной ситуации или ожидании результата от неподконтрольного процесса. Слово «терпение» употреблено во всех падежах, кроме одного. Какой же падеж отсутствует?

Кто более иль менее

С терпением знаком,

Считает он терпение

Совсем не пустяком.

По щучьему велению

Оно не входит в дом,

Мы учимся терпению,

Не случай, не везение

Тебе помогут вдруг,

Твой самый верный друг.

Под натиском терпения,

Приняв неравный бой,

С черчением и пением

Справляться с долотом,

И есть такое мнение

У всех людей труда,

Во всём. Везде. Всегда.

И разве без терпения

Я мог бы кончить в срок

О нём стихотворение –

Вот эти тридцать строк!

Определим, с какими словами в стихотворении связано слово «терпение», в каком падеже употребляется.

Знаком (с чем?) с терпением – Т.п.

Считает (что?) терпение – В. п.

Учимся (чему?) терпению – Д. п.

Под натиском (чего?) терпения – Р.п.

Справляются (чем?) терпением – Т.п.

Умение (к чему?) к терпению – Д. п.

Кончить (без чего?) без терпения – Р. п.

Итак, в этом стихотворении употребляются все падежи, кроме Предложного.

Узнаем, какие падежи могут быть у имени существительного.

Научимся определять падеж существительных.

Сможем приводить примеры употребления существительных в разных падежах.

Имя существительное в именительном падеже отвечает на вопросы кто? что?, употребляется без предлога. Имя существительное в именительном падеже является подлежащим.

Имя существительное в родительном падеже отвечает на вопросы кого? чего?, употребляется с предлогами у, около, от, без, из, до, для, вокруг, с, после.

Имя существительное в дательном падеже отвечает на вопросы кому? чему?, употребляется с предлогами к, по.

Имя существительное в винительном падеже отвечает на вопросы кого? что?, употребляется с предлогами через, про, на, за, под, о, в, в.

Имя существительное в творительном падеже отвечает на вопросы кем? чем?, употребляется с предлогами с, со, перед, под, над, за, между.

Имя существительное в предложном падеже отвечает на вопросы о ком? о чём?, употребляется с предлогами при, о, об, на, в, во.

Потренируемся определять падеж существительного в предложении.

Обезьяна сидела на дереве.

Кто? обезьяна – И. п., является подлежащим.

Сидела (на чём?) на дереве – П. п.

Муравей спустился к ручью.

(Кто?) муравей – И. п., является подлежащим.

Спустился (к чему?) – Д.п.

Итак, подведём итоги:

ТВ – 1- базовый уровень сложности.

Тип – выбор элемента из выпадающего списка.

Прочитайте текст. На месте пропусков вставьте слово река в нужной форме и определите падеж.

Почти каждая …… начинается с родника. Маленькие ручейки сливаются в ……… Начало ……… называется истоком. То место, где ………. впадает в море, озеро или другую …., называется устьем.

Почти каждая река начинается с родника. Маленькие ручейки

сливаются в реку. Начало реки называется истоком. То место,

где река впадает в море, озеро или другую реку, называется

Чтобы определить падеж имён существительных, надо:

— найти слово, с которым это имя существительное связано по смыслу, и поставить от него падежный вопрос;

— по падежному вопросу определить падеж имени существительного.

Почти каждая река начинается с родника. Маленькие ручейки

сливаются в реку. Начало реки называется истоком. То место,

где река впадает в море, озеро или другую реку, называется

Алгоритм выполнения задания:

8. Проверьте, правильно ли выполнили задание.

ТВ – 2. Базовый уровень сложности.

Тип – сортировка элементов по категориям.

Прочитайте словосочетания. Вставьте их в нужную графу таблицы.

Задрожал от страха, разговор с другом, дошёл до школы, побежали к берегу, спустились с горы, подойти к дому, вспоминаю о лете, работает на фабрике, помогает другу.

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

задрожал от страха

работает на фабрике

Чтобы определить падеж имён существительных, надо:

— найти слово, с которым это имя существительное связано по смыслу, и поставить от него падежный вопрос;

— по падежному вопросу определить падеж имени существительного.

задрожал от страха

работает на фабрике

Алгоритм выполнения задания:

НАШИ ПАРТНЁРЫ

© Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа»

Источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями: