Сидоров кассир откуда пошло выражение
Сидоров-кассир
В России осталось не так уж и много людей, которые однажды вошли в жизнь каждого человека. Каждого без исключения. Кто-то узнал о них раньше, кто-то узнал о них позже — но без этих людей невозможно представить себе русскую культуру последних сорока лет. И как нет русского кино без Никиты Михалкова, как нет русской песни без Аллы Пугачевой — так нет русского смеха без Михаила Михайловича Жванецкого, которому сегодня исполняется семьдесят пять лет.
Жанр, в котором работает Жванецкий, определить не так уж и просто. Его принято называть писателем — но мало кто читал его книги. Его называют артистом — но какой же он артист? Он просто стоит на сцене, такой смешной, с пухлым потертым портфелем в руках, очки сползли на нос, и читает написанные крупными буквами на мятых листах бумаги рассказики, знакомые каждому из нас столь же интуитивно, как и стихи Пушкина. И ничего не может помешать этому железобетонному образу. Ни тот факт, что за десятилетия чтения он наверняка выучил эти рассказики наизусть, и все эти мятые листки — лишь бутафория. Ни тот казалось бы разрушительный для образа интеллигента с потертым портфельчиком случай, когда у Жванецкого угнали Мерседес Гелентваген стоимостью в сто тысяч долларов США, когда он ехал к себе домой в заоблачной недоступности и стоимости проживания поселок Троице-Лыково, находящийся прямо в Москве. Нет, ничего этого к нашему Михаилу Михайловичу не липнет — он все равно такой, каким мы привыкли видеть его с самого детства. Потертый, бесконечно улыбающийся колобок, иронически произносящий смешные слова, от которых всё холодеет внутри.
Дети, родившиеся в девяностых считают, что фразы «Фамилия Горидзе, а звать его Авас» или «Сидоров-кассир» — это что-то из древнерусского фольклора. Они лезут во фразеологический словарь, чтобы узнать смысл выражения «подправить в Консерватории», а фразу «ремонт нельзя закончить — его можно только прекратить» вообще каждый из нас придумал самостоятельно. Жванецкий в России везде — в каждой статье, в каждой книге и в каждой телепрограмме. Незримо присутствует и не дает нам отчаяться.
И кто знает, что было бы с Россией, если бы не Ильф, не Петров и не Михаил Михайлович Жванецкий, дежурный по стране и общий психический доктор всех ста сорока двух миллионов русских людей.
С днем рождения Михаил Михайлович. Мы все здесь — ваши ученики.
Высер сделан Пятница, марта 6, 2009 в 11:25:00 Рубрики: жызнь. Подпишитесь на RSS 2.0 ленту комментариев. Вы можете оставить комментарий или трекбек со своего сайта.
Михаил ПАВЛОВ: Бойцовский клуб
Нынешняя Государственная Дума полна замечательными персонажами – творческими, страстными, колоритными и очень смешными. Поэтому и продукция, которую Дума производит, в смысле – законы, такая же творческая, непредсказуемая и нередко смешная.
И как у всякой творческой личности у Думы всё отчетливее проявляется склонность к расширению сознания в форме саморазрушения. Сложно сказать, когда этот механизм был запущен. Возможно, когда оттуда изгнали депутата Геннадия Гудкова. Кто-то, наверное, обнаружит и более ранние признаки…
Занятно то, что можно наблюдать сегодня.
Граждане, настроенные оппозиционно к власти, чувствуют, как их обложили со всех сторон запретами на свободное выражение мыслей, включая экстремальные. Запретили устраивать пикеты и митинги. Говорят, что запретили всё, кроме свободы ковырять в носу.
А я скажу, что вот это как раз для меня самое главное и есть. Мне по большому счёту наплевать на митинги и пикеты, поскольку на них не хожу. Я не испытываю стеснения в выражении своих мыслей, вероятно в силу их недостаточной оппозиционности и радикальности. Но они пока есть. А ковыряние в носу, как утверждают учёные, скорее всего — британские, как раз и стимулирует этот самый мыслительный процесс. Значит, у меня есть будущее.
А будущее Госдумы – под большим вопросом.
Потому что, она активно принимает решения, дискриминирующие самоё себя. Не говоря о том, что депутаты увлеченно строчат друг на друга доносы во всякие ведомства.
Вот, смотрите, что происходит. Вводится запрет депутатам, госслужащим и членам их семей иметь зарубежные счета и акции иностранных компаний. Требуется декларировать доходы, отчитываться за недвижимость и легальность ее приобретения. И к чему это привело? Некоторые депутаты встали в полный рост и потянулись к выходу…
Заметьте, рядовым гражданам в плане зарубежных счетов и недвижимости предоставлена возмутительная свобода.
А тут начали рушиться депутатские семьи. Люди в панике бросают своих жен, чтобы не отражать их доходы в декларации. Не исключено, что скоро будут находить несовершеннолетних депутатских чад в бэби-боксах! И это всё на фоне бескомпромиссной борьбы за здоровое детство и традиционные семейные ценности…
Хотя, надо заметить, что практика разводов с целью решить свои имущественные и финансовые проблемы имеет глубокие корни в нашем недавнем советском и постсоветском прошлом. Граждане разводились, чтобы разменять квартиру, выехать за границу на постоянное жительство. Чуть позже, для того, чтобы избежать преследования жены (мужа) по невыплаченному кредиту и т.д…
Опять же, по разным причинам некоторые представители власти не могут попасть в США. У меня, например, такой шанс гораздо реальнее.
Так, и кто здесь – терпила, спрошу.
Плагиатные скандалы приводят к уменьшению количества ученых во власти. Интеллектуальный потенциал парламента устремился к нулю. Говорят, уже есть целая индустрия избавления от липовых диссертаций…
Депутат Пономарёв требует проверить учёное звание Жириновского и сына его Лебедева, Жириновский настаивает на том, чтобы Пономарёва посадили в тюрьму за клевету, без оглядки на то, что за клевету не сажают.
Мятежного депутата Гудкова-junior обвиняют в том, что он лоббирует интересы некой структуры, которая намерена разрушить из своих меркантильных соображений многострадальный Козихинский переулок в Москве…
Конечно, ни о каких соображениях «власть vs оппозиция» или наоборот речь не идет. Здесь уместнее говорить о взаимоотношениях типа «е…ла жаба гадюку». Что, собственно, и является вернейшим признаком саморазрушения.
Психопат Тайлер Дерден из «Бойцовского клуба» считал, что саморазрушение гораздо важнее самосовершенствования, а «воскрешение возможно только после полного саморазрушения». Госдума придерживается этой доктрины неукоснительно, это очевидно.
«Кассир» Сидорова или Загадка фильма «Т-34». Эссе
Привет всем, дорогие друзья!
Я же хочу пригласить читателей в расследование. Что за расследование? Я обо всём подробно расскажу. Позже. Хочу, однако, оговориться, что любые крайности в предположениях по существу дела нежелательны, но, в целом, приемлемы.
Особых иллюзий по поводу современного российского кино, к тому же на тему Великой Отечественной Войны я не питал. Включив фильм, я привычно раскрыл планшет и углубился в чтение, отвлекаясь иногда на пару секунд для того, чтобы взглянуть на экран телевизора. Примерно на 8-ой минуте я услышал фразу, которая заставила меня отложить планшет и поставить на проигрывание художественный фильм Алексея Сидорова заново. Через 7 минут и 25 секунд из уст обожжённого капитана я опять услышал: «Родной, я ж тебя, как Сталина ждал». До конца фильма я уже не отвлекался.
Что можно почерпнуть из биографии режиссёра Алексея Сидорова?
Алексей Сидоров родился 22 августа 1968 года в Северодвинске.
Как режиссёр и сценарист снял 5 фильмов, в их числе «Бригада» и три части «Бой с тенью». Был продюсером короткометражки «22 минуты».
Что я знаю о Танкисте Ивушкине?
Ивушкин возник на экране выйдя из полуторки (ГАЗ-АА) с гос. номером А-7-35-12. Таким образом : 7 + 35 + 12 = 54, 5 + 4 = 9. С цифрами закончили, теперь «А». Уверен, многие знают, что буквой «А» в карточной колоде обозначается туз, а во многих карточных играх, основанных на подсчёте очков, тузу соответствует 11 очков. Это самая старшая карта в колоде. В итоге имеем: «11» и «9». Напомню, что современная карточная колода по своей структуре соответствует минорным арканам карт таро. https://cub-rub.ru/skolko-kart-v-kolode/
Такая же полуторка (а, может, и эта же), с таким же гос. номером выставлена в Нижнем Новгороде в Кремле, в музее. ( https://ngiamz.ru/virtualnaya-ekskursiya-po-nizhegorodskomu-kremlyu )
Куда едет машина? Мы это узнаем уже из контекста. Что она везёт? Полевую кухню.
Ивушкин, взяв топор, срубает столб с двумя указателеми «Berlin-Mitte 1750 км» и «Moskau 35 км».
Затем он ломает ногой берлинский указатель. Вопрос: установка немцами указателя «Берлин-Центр» за 1750 км от него, посреди заснеженного поля в России, это норма? Пытался найти внешний вид указателей расстояний Третьего Рейха, но пока не смог. Может, кто подскажет?
Несколько слов о Танкисте. Ивушкин закончил курсы командиров с отличием. На фронте не был. Скорее всего любит музыку (можно сделать такой вывод по косвенному признаку). Называет немцев, преимущественно, «фрицами». До войны проживал вместе с матерью по адресу: г. Москва, ул. Восьмого Марта (3+8), д.41, кв. 14 (в эти года, как известно, Россия и СССР вступила в две Великие Войны). Много читал (это понятно из того, как он говорит). В реальности экранного адреса Ивушкина не существует: улица называется «8 Марта» и заканчивается 14-ым домом.
Вместе с задачей, Ивушкин получает в своё распоряжение танк Т-34-76 «Беспощадный» (в слове «беспощадный» 11 букв, а 34+76=110 и, забегая вперёд, 34+85=119) с экипажем и, для прикрытия, отделение пехоты старшины Габулия (не Габуния, попрошу не путать!). Примечательно, что имя танка написано красными буквами внизу белой решётки.
Да, я понимаю, что это всего лишь домыслы. Поехали дальше.
Авторы фильма, появись они вдруг на нашей инфо завалинке, могли бы, наверное, объяснить почему старшину Габулия звали так, а не иначе. Наверное они бы упомянули, что старшину играл актёр Гурам Баблишвили, ну и Габулию также назвали. Я бы в ответ сказал: «Хорошо, не проблема». А про себя подумал бы, что проблемой является то, что Ивушкин, не зная имени старшины, называет его, всё же, по имени.
Кое что о Гураме.
Обращаю ваше внимание на расположение людей в кадре при инструктаже экипажа :
Экипаж танка «Беспощадный»:
1. Русский, командир танка Николай Ивушкин;
2. Белорус, механик-водитель Степан Савельевич Василёнок;
3. Украинец, заряжающий Павло Кобзаренко
4. Русский, наводчик Ганя Лыков (гармонист, музыкант).
Деление на русский не русский я произвёл исходя из языкового признака («В начале было Слово»).
Откуда вообще недовольство? Это про войну? Предыдущий командир потерял управление и экипаж был передан под начало Ивушкина.
Однако умница, не по-годам, Ивушкин коротко и ёмко расставляет правильные акценты и стреляет сквозь годы из верного ТТ современной либеральной сволочи прямо в лоб: «У нас приказ! Предупреждаю, нытьё буду расценивать, как проявление трусости и карать буду по законам военного времени! Уяснили? Враг у стен Москвы, а вы тут нюни распустили, не стыдно? Даже один танк это сила, если экипаж слажен и своё дело знает». Именно после этих слов подходит с докладом товарищ Габулия.
В другом уже эпизоде командирский танк Ягера (тот самый, со свастикой) заезжает в сельскую школу, разрушив одну из стен. Он давит старые парты и доезжает до стены с портретом В.И. Ленина. Далее, разворачивая башню влево, сбивает стволом глобус.
На небольшой доске мелом написано: «Тема сочинения: «Моя Родина», «Моя деревня».
Спустя некоторое время вражеский танк задом выезжает через тот же пролом наружу, но портреты при этом остались висеть на стене.
Первым, «словив» осколок снаряда, погибает Музыкант Ганя, так и не сыграв на гармошке, которая на прощание жалобно всхлипнула.
Кобзаренко перед тем, как погибнуть, читает вслух стихотворение Т. Г. Шевченко «Садок вишневий коло хати» из цикла «В каземате».
Садок вишневий коло хати,
Хрущі над вишнями гудуть,
Плугатарі з плугами йдуть,
Співають ідучи дівчата,
А матері вечерять ждуть.
Чтение идиллических строк на украинской мове на контрасте сопровождается выстрелами, дымом, лязгом гусениц, и вылетом голубей из разрушающейся голубятни.
Пятую строчку Кобзаренко произносит два раза, после чего замолкает, не дочитав ещё две строфы. Он умер.
Украинца в экипаже следующего, Главного Танка Т-34-85 уже не будет.
Кое что о городах.
Город Донецк с 1869 по 1924 год носил название Юзовка, в честь своего основателя — предпринимателя Джона Юза (Хьюза, англ. John Hughes). 22 (!) апреля 1924 года решением ВУЦИК городу Юзовка присвоено название Сталин, с 1929 года — Сталино. 9 ноября (9 11) 1961 года город Сталино переименован в Донецк.
Город Макеевка территориально практически слился с Донецком, фактически является его городом-спутником .
О чём ещё можно поразмышлять? Например: во время боя, Ивушкин объявляет благодарность мехводу Василёнку, тот отвечает: «Служу трудовому народу!». Однако такую форму ответа заменили 21 декабря 1937 г. на «Служу Советскому Союзу!». Скорее всего Василёнок уже служил в армии (а то и вовсе ещё не увольнялся!) и ему такая форма ответа более привычна, но вполне может быть, что существует другое, истинное объяснение.
Собственно на этом я и заканчиваю главу первую и прошу заинтересовавшихся принять участие в расследовании. Не скрою, что это коллектив «Сфера» своими работами, касающимися кино, вдохновил меня попробовать силы в новом деле. Был бы рад прочитать их версию «Т-34», если таковая когда-нибудь появится.
Что ещё? Футбол, например. Начните, если вам это будет интересно, присматриваться к газетным заголовкам, особенно в той части, где сообщается о погибших, раненых, пострадавших, возрасте, времени и других числах.
Но если уж говорить о совпадениях, то их есть у меня. Наверное, почти никто не слышал о Марии Луговой, правда ведь? Я тоже не слышал до недавнего времени. А она существует. Это актриса Александринского театра, позднее Московского ТЮЗа. Родилась 23 июля 1987 года в Ленинграде. Снялась в более чем 30-ти фильмах. В каких фильмах? Сейчас перечислю некоторые. Например:
— «Гончие», сериал, 2007г., Тоня
— «В лесах и на горах», сериал, 2010г., Прасковья Потаповна, дочь Чапурина
— «Ёлки 3», киноальманах, 2013г., Маша
— «Танкисты своих не бросают», сериал, 2013г., Кристина, дочь Росмана
— «Третья Мировая», сериал, 2013г., Зина, внучка Темнихи
— «Бесы», сериал, 2014г., Даша Шатова, сестра Ивана, воспитанница Ставрогиной
— «Декорации убийства», сериал, 2015г., Анна Старцева, старший лейтенант, оперативник
— «Следователь Тихонов», сериал, 2016г., Катя, одноклассница Савельева
— «Охота на дьявола», сериал, 2016г., Анна Ярцева, агент НКВД.
Начинаю манипулировать.
«Сидоров Кассир», «Авас», «Раки по пять рублей»: за что мы будем помнить Романа Карцева
Сейчас сложно себе представить, но когда-то по отечественному телевидению шли нормальные развлекательные передачи. Звучит само по себе как шутка – нормальный юмор по ТВ (ну, или как пример дурного вкуса у того, кто говорит) и тем не менее. Не «Монти Пайтон», может, конечно, но всё же лет сорок назад включать «ящик» было совсем нестрашно. Аркадий Райкин, Ширвиндт и Державин, Карцев и Ильченко, Жванецкий… Сегодня, 2 октября, Роман Карцев умер. Но дело его живо, в смысле, его эстрадные миниатюры – с Райкиным, с Ильченко, сольные – лежат на ютубе. Есть смысл пересмотреть или переслушать. Не чтобы помянуть, просто, правда – это было хорошо.
фото с сайта kino-teatr.ru
«Авас»
Текст Михаила Жванецкого разыгрывают уже корифей Аркадий Райкин и совсем молодой Карцев. Классическая, позже множество раз воспроизведённая комедия положений: Райкин рассказывает анекдот про «тупого доцента» и студента-грузина по имени Авас. Доцент спрашивает студента, как его зовут. Студент отвечает: «Авас». Доцент, конечно, слышит «а вас?», называет своё имя и вновь задаёт студенту тот же вопрос, на который студент даёт тот же ответ, тем самым доводя ситуацию до комической дискоммуникации – в духе абсурдистских пьес Эжена Ионеско.
Затем возникает второй дискоммуникативный слой – на сцену выходит Карцев, слушает анекдот и совершенно не понимает, в чём соль, вынуждая Райкина многократно повторять историю, которая тоже многократно повторяет сама себя, усиливая абсурдность, в финале достигающую апогея: до героя Карцева, наконец, «доходит», но он отказывается считать историю смешной: «ну и что?». В итоге наступает полное исчезновение смысла.
«Сидоров кассир»
В дальнейшем Карцев чаще всего показывал миниатюры вместе с Виктором Ильченко. Название их дуэта – без изысков: Карцев и Ильченко – стало нарицательным, почти как на западе Лорел и Харди или братья Маркс. Стал частью массового сознания и один из их персонажей – кажется, ещё недавно все Сидоровы были обречены на то, чтобы называться кассирами.
«Что случилось на вашем участке?»
Эту сценку можно «прочитать» по-разному. Или как скетч о бюрократе, который ловко переводит стрелки, уходя от ответственности, жонглируя фактами: «Но вас же не было!» – «А почему вы мне не сказали, что я должен был быть? Кто будет отвечать теперь?!». Или – как постмодернистскую зарисовку о речевой деконструкции: споря друг с другом, персонажи переходят от законченных мыслей к их обрубкам, затем к кускам слов и, наконец, звукам.
Речь как средство взаимодействия дискредитируется: «Как правильно сказать, надо или нужно? – «Надо – «Или нужно?» – «Нужно» – «Или надо. ». Воспроизводятся уже не мысли, а хаотичные речевые конструкции, которые в целом ничего не дают и ничего не содержат. В конце персонажи исходят на «тщ, тс, тщ, тс» и тихо «уезжают» на воображаемом паровозе. Кто-то может сказать – в дурдом. Но, если отказаться от бытового прочтения, то окажется скорее, что это мир победившего постмодернизма, в традиционном отношении обессмысленный и опустошённый.
«Раки по пять рублей»
В 1992 году Ильченко умирает, и Карцев начинает выступать сольно. Для него, всегда тяготеющего к повествованию типа «поток сознания», это становится поводом выйти на новый уровень – когда абсурд, транслируемый одним из персонажей, уже не уравновешивается ординарностью другого. Миниатюра про раков – чистый симулякр, в котором многократно «гоняется» одна и та же мысль: вчера были большие раки, но по пять рублей, а сегодня маленькие, но по три, а вчера большие, но по пять, а сегодня маленькие, зато по три, какие большие, да пять, а эти по три, но маленькие, или мне пойти купить вчера по пять, или сегодня по три…
При этом у героя нет денег – то есть практического, естественного смысла в его рассуждениях не существует в принципе. Но их объёмы, что характерно для абсурдистских комедий, нарастают от фразы к фразе, в финале так ни к чему не приводя и ничем не разрешаясь.
«У нас будет лучше»
Этот монолог «позднего» Карцева членится на две части. Первая – больше сатирическая, что-то вроде выступления чиновника, конструктором речи напоминающего Черномырдина, сыплющего афоризмами вроде «Болезнь принимает здоровые формы», «Здоровье тускло засветилось сквозь хилость постановлений, неисполнение которых свидетельство живого ума и сообразительности народа», «Рост зарплаты при отсутствии материальной заинтересованности создаёт невиданный образ жизни» и т.д. И вторая – монолог постепенно дробится на отдельные слова, а потом и звуки – «будет лучше, а то же, мы же ж, как жеж мыжешь будетж лучжеш мыжешь кажешь».
Как это хорошо и честно. Дело даже не в том, что монолог можно уже лет десять пересматривать как сатиру на злобу дня – хотя и в этом тоже. Отношение Карцева к тому, что такое речь, что такое человеческие смыслы, что такое действительность – удивительно. Тем более, что это делалось не для театра, не для «нетленок» и ухода в вечность – он просто показывал это по телевизору. Как же это здорово. Спасибо, Роман Аншелевич.
Подготовил Глеб Колондо/ ИА «Диалог»
«Кассир» Сидорова или Загадка фильма «Т-34». Эссе (Предисловие к 3-ей части).
Через несколько дней я предоставлю вашему вниманию третью, заключительную часть эссе. Предваряя это, мой друг и соавтор т-щ Майор предложил оформить её предисловие отдельной статьёй. Пожалуй, так и сделаем. От винта!
Тайна гибели первого варианта.
На мой взгляд, если бы в «Бригаде» были немного по-другому расставлены акценты, наверное, режиссёр Алексей Сидоров мог бы вступить с этой лентой в заочное творческое соревнование с Серджо Леоне. Но, к сожалению, произошло то, что произошло. Алексей не смог в полной мере выставить своим героям счёт и, тем самым, сослужил плохую службу целому поколению юных зрителей. Некоторые до сих пор (уже став взрослыми дядями и тётями) не понимают, кто такие на самом деле Саша Белый, Пчёла и Космос.
Я не знаю, как его убедили.
Может, задолго до этого события, ему пришлось произнести: «Дон Корлеоне, будьте моим другом».
Однако, пора прекратить описывать фантастические видения, возникающие в результате употребления некоторых растений (как считают многочисленные знатоки воздействия каннабиноидов на человека) и приступить к изложению фактов. Хорошо. Приступаю.
Вот то, что известно точно: одним из продюсеров фильма «Т-34» был самый богатый в недавнем прошлом человек Великобритании (по версии Sunday Times) Сэр Леонард Блаватник.
— Компьютерная графика?
— Пожалуйста!
— Настоящий танк?
— Пожалуйста! А, это уже видели. Ну ладно! Сейчас модные лицидеи будут сами танком управлять!
— А точно будут?
— Точно-точно, не сомневайтесь!
— А про холокост можно? Про пьяных замполитов, про обезумевших от крови НКВД-шников и про голое женское мясо? И Сталина, Сталина уберите, а лучше замарайте и назовите Гитлером!
— Да, пож. А, нет, это хрен. Я ещё раз говорю: это хрен вам по всей роже. В будку, сволочи долбанные! А то кормить перестану и цепь укорочу.
На мой взгляд, в картине «запечатано» огромное количество кодов, соответствующих именно русской идентичности. Если Голливуд воздействует на граждан всего мира с помощью Нейро Визуального Программирования, то почему бы и Русской Цивилизации не вступить в войну (хотя бы за своих граждан) доступными на сегодняшний день средствами? У нас своё НВП.
Попытки русского НВП (и удачные в разной степени) уже были. Я имею в виду и «Спящих», уже упомянутого мной Быкова, и «Территорию», и наверняка были ещё достойные ленты, которые прошли мимо меня. Нужно не ныть, а работать. Всё будет хорошо.
Ограничимся, пожалуй, этими. Какой можно сделать вывод из увиденного?
ТОТ, кто правил ленту, постарался (и это ему почти во всём удалось) персонажей фильма, его атмосферу и даже места действий сцен превратить в Функции, придав им максимальную метафоричность. В результате такой правки, фильм, во многом, утратил свою повествовательную составляющую и превратился в притчу. Стал ли он лучше? Безусловно.