силовой аргумент в определении государства

Монополия на законное насилие

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Отличие государства от всех других общественных органи­заций и институтов состоит в том, что оно является главным и единственным носителем политической власти. Ранее уже ука­зывалось, что власть самым тесным образом связана с насили­ем. Это вытекает из самой сущности государства и власти, которые призваны внести рациональную организацию в соци­ально-политический процесс, обуздать стихию человеческих страстей. В этом контексте главное предназначение государ­ства состоит в том, чтобы ограничивать страсти, преобразовы­вать их в упорядоченные интересы и тем самым обеспечивать свободу общества и индивида перед лицом злоупотребления силой, бездной социального хаоса.

Принцип обязательности законов, принимаемых в госу­дарстве, для всех без исключения граждан обеспечивается тем, что государство вправе использовать всю силу закона, права и аппарата насилия для регулирования общественных отношений. Обосновывая этот принцип, М. Вебер утверж­дал, что государство невозможно определить исходя только из преследуемых им целей. Для этого, говорил он, необходи­мо учитывать прежде всего используемые им средства. К примеру, как уже указывалось, всякое государство создается для реализации общего блага или общего интереса всех его граждан.

Но ведь в принципе такая же цель, правда в иных формах и масштабах, ставится и перед любой общественной органи­зацией или институтом. Скажем, профсоюз защищает эко­номические интересы лиц наемного труда, семья стремится к поддержанию и увеличению благосостояния каждого из домочадцев, церковь призвана уберечь духовное здоровье своей паствы и т.д. И конечно, мысль Вебера о том, что от­личительный признак государства — это в первую очередь средства, которые оно использует, вполне справедлива. Та-

ким средством, присущим исключительно государству, он считал «монополию на легитимное (или законное) наси­лие».

Непременным атрибутом государства являются человек с ружьем, армия, полиция, призванные гарантировать внут­реннюю и внешнюю безопасность как самого государства, так и всех без исключения его подданных. Они составляют инструмент силового обеспечения политики государства. В этом контексте прав французский мыслитель конца XVIII — начала XIX в. Ж. де Мэстр, который говорил: «бог, сотворив­ший власть, сотворил и наказание. палач сотворен вместе с миром».

Хотя сущность государства и власти, политического в це­лом и нельзя свести всецело к отношениям господства и подчинения, все же с точки зрения власти и властных струк­тур эти отношения отличают политическое от других сфер общественной жизни. Это вполне естественно, ибо государ­ство, особенно если речь идет о современном государстве, в котором как бы в едином организме сочетается множество разнообразных конфликтующих, зачастую несовместимых друг с другом интересов, устремлений, установок и т.д., не в состоянии обеспечить выполнение своей главной функции по реализации общей воли своих подданных одними только Уговорами или же полагаясь на их сознательность и добрую волю. В данном контексте власть является как бы данью, от­даваемой греховной природе человека, средством, призван­ным бороться с несовершенством человека и социального мира в целом.

640 1

Источник

Монополия на насилие

Теория Макса Вебера

— Вебер М. Политика как призвание и профессия // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

48px Question book 4.svg

Полезное

Смотреть что такое «Монополия на насилие» в других словарях:

Монополия — (Monopoly) Монополия это абсолютное преобладание в экономике единоличного производителя или продавца продукции Определение монополии, виды монополий и их роль в развитии рыночной экономики государства, осуществление государством контроля за… … Энциклопедия инвестора

Вебер, Макс — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Вебер (фамилия). Макс Вебер Max Weber … Википедия

Продразвёрстка — (сокращение от словосочетания продовольственная развёрстка) в России система государственных мероприятий, осуществлённая в периоды военного и экономического кризисов, направленная на выполнение заготовок сельскохозяйственной продукции.… … Википедия

Продразверстка — Продразвёрстка (сокращение от словосочетания продовольственная развёрстка) в России система государственных мероприятий, осуществленная в периоды военного и экономического кризисов, направленных на выполнение заготовок сельскохозяйственной… … Википедия

Капитализм — (Capitalism) Капитализм это общественно экономическая формация, основанная на частной собственности, эксплуатации наёмного труда и признающая главенство капитала История капитализма, модели капитализма, основные понятия капитала, становление… … Энциклопедия инвестора

Рынок — (Market) Рынок это система отношений между продавцом (производителем услуг/товаров) и покупателем (потребителем услуг/товаров) История возникновения рынка, функции ранка, законы рынка, виды рынков, свободный рынок, государственное регулирование… … Энциклопедия инвестора

Григорьевское восстание — (григорьевский мятеж, григорьевщина) Гражданская война в России Дата 7 31 мая 1919 года Место Таврия, Юг России (нынешняя южная и центральная Украина) … Википедия

ЛИБЕРАЛИЗМ — Традиционная концепция либерализма. Основная идея либерализма, возникшего в 17 и 18 вв. и вступившего в пору расцвета в 19 в., состоит в том, что человек должен располагать свободой для определения своей собственной судьбы. С точки зрения… … Энциклопедия Кольера

Принцип ненападения — Часть либертарианской философии Либертарианство Проис … Википедия

Критика религии — критика концепции, обоснованности и практики религии, включая связанные политические и общественные подтексты. Критика религии имеет длинную историю, начиная с первого столетия до н.э. в Древнем Риме и «О природе вещей» Тита Лукреция Кара, и… … Википедия

Источник

Политическая наука: Учебное пособие

Автор: Гаджиев К.С. | Год издания: 1996 | Издатель: Москва: Междунар. отношения | Количество страниц: 400

Дивись також:

§ 6. Власть и монополия на законное насилие

Под властью подразумевается способность ее субъекта (отдельной личности, группы людей, организации, партии, государства) навязать свою волю другим людям, распоряжаться и управлять их действиями, будь то насильственными или ненасильственными средствами и методами. Власть возникла с возникновением человеческого общества и вместе с ним прошла длинный путь развития. Необходимый элемент общественной организации, без которого невозможны жизнеспособность и функционирование общества, власть призвана регулировать взаимоотношения между людьми, между ними, обществом и государственно-политическими институтами.

В соответствии с концепциями современных теорий верховная государственная власть имеет некие границы, которые она не вправе преступать. Это — неотчуждаемые права личности на жизнь и свободу мысли от внешнего вмешательства. Как подчеркивал П.И. Новгородцев, императивом для верховной власти остается «идея суверенитета народа и личности». Между правом, государством и отдельно взятой личностью существует некий договор относительно этих неотчуждаемых прав личности на жизнь, свободу и независимость, договор, подкрепленный «народовластием и парламентаризмом» в конституции. Гарантией сохранения и реализации прав личности Новгородцев считал строгое разделение прерогатив и функций властей, призванное не допустить перекоса в пользу какой-либо ветви власти, в том числе и «деспотизма парламента». При этом он всячески подчеркивал, что «под единой властью. не разумеется, конечно, власть единоличная».

Государство, как носитель и субъект власти, обладая специальным профессиональным аппаратом, выполняет основные функции по управлению делами общества и распоряжается его природными, материальными и людскими ресурсами. Среди этих функций важное место занимают управление социальными и экономическими процессами, сферами духовной жизни, регулирование социальных, национальных, международных отношений, обеспечение национальной безопасности и общественного порядка, гарантирование соблюдения общеобязательных норм и правил игры в обществе и государстве и т.д.

Источник

Государство и монополия на насилие

Все, наверное, слышали эту историю из Калифорнии о том, как в дом четы Джессенов вломился вор. Просто какой-то бездомный дядька, который разбил окно, сожрал банку мороженого и выпил молока.

Неравный исход

У многих возник вопрос: а стоило вообще привлекать такие силы для решения этой проблемы? Не была ли реакция полиции как бы несколько чрезмерна?

Да и в массе других ситуаций не только в США, а вообще по всему миру, государство реагирует на любые проявления насилия с каким-то звериным ожесточением, не щадя ни ресурсов, ни людей. Это касается и обычной уличной гопоты, и разных протестующих, и даже пресловутой борьбы с терроризмом, общие затраты на которую превышают любой мыслимый ущерб от терроризма на порядки. Причём, такая борьба несёт ущерб не только для бюджета, но… и для самих граждан, которых призвана защитить. Ведь тотальная слежка и контроль в итоге обходится экономике дороже. Террористов в принципе очень мало, спонтанных преступлений сильно меньше не становится, зато всяческие злоупотребления с личными данными, которыми люди теперь «облеплены» с ног до головы, несут многомиллиардные потери населению и бизнесу ежегодно.

11919686 original

Логичный и простой ответ напрашивается сам собой: государство никогда и не хотело защищать нас от преступников и террористов. Хочу отметить, я тут не говорю про США, я вообще о любом государстве в мире. Любые силовые органы в любой стране созданы, прежде всего, для защиты самого государственного аппарата. Не конкретных людей в этом аппарате даже, а самой системы госуправления в целом.

Но минутку, Усама Бин Ладен (не как человек, а как мем) действительно шатает устои государства, но каким же образом голодный бомж, любитель мороженого, угрожает Национальной (а вернее, государственной) безопасности США?

Насилие — главная ценность

1526800074 e news.su 01 oruel

И если какое-то сообщество заявит, что они способны решить проблему самостоятельно, они — угроза монополии государства, а потому должны быть искоренены и разрушены как можно скорее. Это что же? Сегодня они сами способны судить, завтра — сами себя защитить, а потом налоги перестанут платить? О нет, выжечь и вытоптать. Потом выжечь ещё раз уже вытоптанное. И повторить.

Если же идеи таких сообществ слишком популярны и естественны для каждого человека, настолько нормальны и настолько соответствуют естественному праву, что их не обличить никакими выдуманными законами, тогда государственные программисты готовы творить самые изощренные провокации для маргинализации этих сообществ, а далее — по совокупности — и самих их идей. Причём, поверьте, государство не умирает от старости, а потому готово тратить любое количество времени на самые долгие и тонкие операции. Наверное, вы знаете, что авторы некоторых операций ЦРУ уже давно в могиле, но сами эти операции успешно продолжаются, система работает, создаёт ресурс, расширяет спектр возможностей, а потому однажды выстрелит. Даже если и не совсем туда, куда её нацеливали уже почившие авторы.

Финансовое насилие

Вы никогда не задумывались: а кто ловил рабов в Африке? Я вам отвечу: их же соплеменники, или ребята из соседнего племени. А кто охранял рабов и гнали их на плантации? Такие же рабы, только за лишнюю миску похлебки и за право иметь власть над другими рабами. Кто поддерживает порядок среди заключённых в тюрьме? Нет, не надзиратели, а другие заключённые. За поблажки, послабления и закрытие глаз на некоторые вольности. Рабы раздирают за рабами — эта система работает уже тысячи лет, и работает отлично! Но мы, конечно же, довели её до совершенства.

Когда вы видите респектабельного финансиста, который заковывает вас в кредитные цепи — знайте: он ещё больший раб системы, чем вы. Он зависит от неё на все сто процентов и вынужден кормить этого молоха новой и новой кровью, потому что его счета куда больше, чем ваши счета. И вы их оплатите, или система сожрет этого джентльмена в красивом пиджаке, ведь он никогда не сможет рассчитаться по долгам без вашей крови. А своей у него слишком мало.

photo 2020 10 26 20 22 05

Путешественник во времени из прошлого, попав в наш мир, сказал бы не:

«Вау, какие у вас крутые гаджеты и технологии!» Нет, он сказал бы: «Оу, друзья. Вы боролись против рабства и за равные права, и потому решили сделать бесправными рабами вообще всех? Нет, это тоже вполне логичный выход, но… А как вернуться обратно?»

Я не знаю достоверного метода вернуться обратно, наверное — его просто нет. Но я знаю способ хотя бы немного обмануть нынешнюю систему, и если не победить, то хотя бы продать свои жизни подороже. Есть кое-что, отбирающее особый статус у государства, уравнивающее его со всеми остальными пользователями, снимающее с него корону и отбирающее лазерный меч. Это блокчейн и криптовалюта, последнее убежище настоящей демократии.

Но бунтующие рабы из цепей куют ножи. Ведь цепей на них навешали предостаточно.

Подписывайтесь на Телеграм канал, чтобы всегда быть в курсе самых последних и горячих новостей – @like_freedman

Источник

Силовой аргумент в определении государства

Инструментарий

Программы обучения

Современная психосоматика в контексте психологического консультирования и психотерапии

Прикладные аспекты телесной терапии: системный подход

Метод Sand-Art. Психологические ресурсы рисования песком

Скоро

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психология творчества и одаренности»

Международная научно-практическая конференция «Современная пенитенциарная практика: воспитательная, социальная и психологическая работа»

Международная научная конференция «Л.С. Выготский и современная культурно-историческая психология: проблемы развития личности в изменчивом мире»

VI Всероссийская ассамблея практической психологии «Чувство осени»

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Диагностика в медицинской (клинической) психологии: традиции и перспективы» (к 110-летию Сусанны Яковлевны Рубинштейн)

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психологическая служба университета: опыт пандемии»

Съезд дошкольных и школьных психологов в области образования

Международная научно-практическая конференция «Общение в эпоху конвергенции технологий»

«Рахимовские чтения — 2021. 20 лет факультету психологии БГПУ им. М. Акмуллы: преемственность поколений»

Международная научная конференция «Психологическое время и жизненный путь: каузометрия и другие подходы»

Автор

img img news 6 6023

В ходе круглого стола в Доме ученых 27 февраля была кратко упомянута монополия государственной власти на легитимное насилие – отрывок видеозаписи приводится в конце страницы.

Предлагаем Вашему вниманию точку зрения ректора Восточно-Европейского института психоанализа, доктора психологических наук, профессора М.М. Решетникова:

Уважаемые коллеги, я не являюсь специалистом в этой области знаний и практики, и естественно, буду выражать собственное мнение, не претендуя на истину в последней инстанции.

Каковы общепринятые границы легитимного насилия со стороны государства?

Думаю, что не существует общепринятых границ легитимного насилия. Границы определяются ситуационно, исходя из интересов большинства добропорядочных граждан и целей сохранения стабильности в социуме. Диапазон легитимного насилия может быть чрезвычайно широким в зависимости от обстоятельств и угроз для социума – от общественного порицания до применения вооруженного подавления.

Есть ли связь представления о допустимом насилии со стороны государства с представлениями о допустимых мерах воспитания детей?

Прямой связи мной здесь не усматривается, прежде всего, в силу психологических особенностей отношений.

В детско-родительских отношениях (не будем апеллировать к их извращенным формам) основным мотивом является любовь, привязанность и забота о настоящем и будущем конкретных и бесконечно дорогих детей. Не признаю никаких форм семейного насилия (физического, психологического или морального) легитимными, и считаю, что для решения детско-родительских проблем существует множество ненасильственных методов.

В отношениях между государством и гражданами (в том числе – молодыми и даже юными) было бы наивно искать любовь, привязанность или заботу о конкретных гражданах. Государство осуществляет заботу о некоем обобщенном социуме с учетом имеющихся экономических ресурсов, стратегии развития (как оно ее понимает) и государственной идеологии (независимо от того, провозглашена она официально или нет).

Почему власть в обществе стремится защитить себя?

С другой стороны, любая власть исходно нарциссична и переоценивает свою значимость. По ее представлениям, граждане могут совершать ошибки и быть неправыми. Мне не удалось вспомнить случая, когда власть признала бы свою неправоту и повинилась перед гражданами.

В третьих, власть не берут для того, чтобы ее отдать. Обладание властью очень приятно, престижно и выгодно. Поэтому любая власть с особым вниманием относится к защите своих интересов и законодательному ограничению любых форм посягательств на ее привилегии.

В-четвертых, все экономические, социальные и политические претензии социума всегда адресуются наличной власти. Одновременно с этим, практически невозможно предъявить каких-либо обвинений или привлечь к ответственности ту или иную ветвь власти в целом или ее отдельных персоналий, пока они обладают властью. А утрата власти практически всегда чревата общественным порицанием и даже уголовным преследованием.

Безвластие хуже коррупции.

Автор

Решетников Михаил Михайлович

доктор психологических наук, кандидат медицинских наук, профессор. Ректор Восточно-Европейского института психоанализа. Президент Европейской конфедерации психоаналитической психотерапии. С 2017 ежегодно выдвигается Нобелевским комитетом на премию по физиологии и медицине. По данным Международного рейтингового агентства ученых, входит в число 500 ведущих интеллектуалов планеты по «Социальной психологии». По версии «Психологической газеты», входит в первую десятку ведущих психологов современной России.
Санкт-Петербург

Материалы по теме

Круглого стола «Психология цветных революций»
Психология коррупции: утопия и антиутопия. Решетников М.М.
Компьютеризированная система антикоррупционной диагностики «АКорД». Ванновская О.В.
Екатерина Шульман о детях, сказках и политике
«Безоценочная или/и этическая позиция психотерапевта. Трудная диалектика»
В. Знаков о понимании западной постправды и русского вранья
Психологические аспекты помощи больному: «Пациенту нужен человек»
Перспективы регулирования психотерапевтической деятельности
Самосозидание человека — новый этап развития психологии субъекта
Александр Асмолов: «Дело Учителей» на повестке дня
Риск утраченного достоинства

Комментарии

О каком «легитимном» насилии идёт речь? Если принимается Федеральный закон, противоречащий Конституции РФ, о какой легитимности можно говорить? Такую постановку вопроса со стороны профессиональных психологов считаю очень опасной, поскольку они дают ощущение людям, творящим беззаконие, что их действия оправдываются.

Согласна с Еленой Константиновной.

Не пора ли уже в 21 век?

Уважаемый Михаил Михайлович!

Очень жаль, что Вы не ответили на мой вопрос в этом обсуждении http://psy.su/feed/6009/, потому что в этой статье снова он же, в другом уже аспекте: когда общество привлекает внимание власти к своим проблемам, для их решения, а не забалтывания, должен существовать какой-то реальный механизм, обязывающий власть действительно решать возникшие проблемы.

Иначе разрыв между обществом и властью увеличивается до размеров, угрожающих всем.

Что обеспечивало обществу реальное влияние на власть в тех странах, где была побеждена коррупция?

Вы упоминали свою книгу, значит, изучали этот вопрос.

«Многие из них ради перемен и идут в политику». Нет не ради этого, а чтобы набить свой карман и обеспечить свою семью на века. И защищают премьера от проверки по этой же причине. Чтобы их не проверили.

Источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями: