Монополия на законное насилие
Отличие государства от всех других общественных организаций и институтов состоит в том, что оно является главным и единственным носителем политической власти. Ранее уже указывалось, что власть самым тесным образом связана с насилием. Это вытекает из самой сущности государства и власти, которые призваны внести рациональную организацию в социально-политический процесс, обуздать стихию человеческих страстей. В этом контексте главное предназначение государства состоит в том, чтобы ограничивать страсти, преобразовывать их в упорядоченные интересы и тем самым обеспечивать свободу общества и индивида перед лицом злоупотребления силой, бездной социального хаоса.
Принцип обязательности законов, принимаемых в государстве, для всех без исключения граждан обеспечивается тем, что государство вправе использовать всю силу закона, права и аппарата насилия для регулирования общественных отношений. Обосновывая этот принцип, М. Вебер утверждал, что государство невозможно определить исходя только из преследуемых им целей. Для этого, говорил он, необходимо учитывать прежде всего используемые им средства. К примеру, как уже указывалось, всякое государство создается для реализации общего блага или общего интереса всех его граждан.
Но ведь в принципе такая же цель, правда в иных формах и масштабах, ставится и перед любой общественной организацией или институтом. Скажем, профсоюз защищает экономические интересы лиц наемного труда, семья стремится к поддержанию и увеличению благосостояния каждого из домочадцев, церковь призвана уберечь духовное здоровье своей паствы и т.д. И конечно, мысль Вебера о том, что отличительный признак государства — это в первую очередь средства, которые оно использует, вполне справедлива. Та-
ким средством, присущим исключительно государству, он считал «монополию на легитимное (или законное) насилие».
Непременным атрибутом государства являются человек с ружьем, армия, полиция, призванные гарантировать внутреннюю и внешнюю безопасность как самого государства, так и всех без исключения его подданных. Они составляют инструмент силового обеспечения политики государства. В этом контексте прав французский мыслитель конца XVIII — начала XIX в. Ж. де Мэстр, который говорил: «бог, сотворивший власть, сотворил и наказание. палач сотворен вместе с миром».
Хотя сущность государства и власти, политического в целом и нельзя свести всецело к отношениям господства и подчинения, все же с точки зрения власти и властных структур эти отношения отличают политическое от других сфер общественной жизни. Это вполне естественно, ибо государство, особенно если речь идет о современном государстве, в котором как бы в едином организме сочетается множество разнообразных конфликтующих, зачастую несовместимых друг с другом интересов, устремлений, установок и т.д., не в состоянии обеспечить выполнение своей главной функции по реализации общей воли своих подданных одними только Уговорами или же полагаясь на их сознательность и добрую волю. В данном контексте власть является как бы данью, отдаваемой греховной природе человека, средством, призванным бороться с несовершенством человека и социального мира в целом.
Монополия на насилие
Теория Макса Вебера
— Вебер М. Политика как призвание и профессия // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.
Полезное
Смотреть что такое «Монополия на насилие» в других словарях:
Монополия — (Monopoly) Монополия это абсолютное преобладание в экономике единоличного производителя или продавца продукции Определение монополии, виды монополий и их роль в развитии рыночной экономики государства, осуществление государством контроля за… … Энциклопедия инвестора
Вебер, Макс — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Вебер (фамилия). Макс Вебер Max Weber … Википедия
Продразвёрстка — (сокращение от словосочетания продовольственная развёрстка) в России система государственных мероприятий, осуществлённая в периоды военного и экономического кризисов, направленная на выполнение заготовок сельскохозяйственной продукции.… … Википедия
Продразверстка — Продразвёрстка (сокращение от словосочетания продовольственная развёрстка) в России система государственных мероприятий, осуществленная в периоды военного и экономического кризисов, направленных на выполнение заготовок сельскохозяйственной… … Википедия
Капитализм — (Capitalism) Капитализм это общественно экономическая формация, основанная на частной собственности, эксплуатации наёмного труда и признающая главенство капитала История капитализма, модели капитализма, основные понятия капитала, становление… … Энциклопедия инвестора
Рынок — (Market) Рынок это система отношений между продавцом (производителем услуг/товаров) и покупателем (потребителем услуг/товаров) История возникновения рынка, функции ранка, законы рынка, виды рынков, свободный рынок, государственное регулирование… … Энциклопедия инвестора
Григорьевское восстание — (григорьевский мятеж, григорьевщина) Гражданская война в России Дата 7 31 мая 1919 года Место Таврия, Юг России (нынешняя южная и центральная Украина) … Википедия
ЛИБЕРАЛИЗМ — Традиционная концепция либерализма. Основная идея либерализма, возникшего в 17 и 18 вв. и вступившего в пору расцвета в 19 в., состоит в том, что человек должен располагать свободой для определения своей собственной судьбы. С точки зрения… … Энциклопедия Кольера
Принцип ненападения — Часть либертарианской философии Либертарианство Проис … Википедия
Критика религии — критика концепции, обоснованности и практики религии, включая связанные политические и общественные подтексты. Критика религии имеет длинную историю, начиная с первого столетия до н.э. в Древнем Риме и «О природе вещей» Тита Лукреция Кара, и… … Википедия
Политическая наука: Учебное пособие
Автор: Гаджиев К.С. | Год издания: 1996 | Издатель: Москва: Междунар. отношения | Количество страниц: 400
Дивись також:
§ 6. Власть и монополия на законное насилие
Под властью подразумевается способность ее субъекта (отдельной личности, группы людей, организации, партии, государства) навязать свою волю другим людям, распоряжаться и управлять их действиями, будь то насильственными или ненасильственными средствами и методами. Власть возникла с возникновением человеческого общества и вместе с ним прошла длинный путь развития. Необходимый элемент общественной организации, без которого невозможны жизнеспособность и функционирование общества, власть призвана регулировать взаимоотношения между людьми, между ними, обществом и государственно-политическими институтами.
В соответствии с концепциями современных теорий верховная государственная власть имеет некие границы, которые она не вправе преступать. Это — неотчуждаемые права личности на жизнь и свободу мысли от внешнего вмешательства. Как подчеркивал П.И. Новгородцев, императивом для верховной власти остается «идея суверенитета народа и личности». Между правом, государством и отдельно взятой личностью существует некий договор относительно этих неотчуждаемых прав личности на жизнь, свободу и независимость, договор, подкрепленный «народовластием и парламентаризмом» в конституции. Гарантией сохранения и реализации прав личности Новгородцев считал строгое разделение прерогатив и функций властей, призванное не допустить перекоса в пользу какой-либо ветви власти, в том числе и «деспотизма парламента». При этом он всячески подчеркивал, что «под единой властью. не разумеется, конечно, власть единоличная».
Государство, как носитель и субъект власти, обладая специальным профессиональным аппаратом, выполняет основные функции по управлению делами общества и распоряжается его природными, материальными и людскими ресурсами. Среди этих функций важное место занимают управление социальными и экономическими процессами, сферами духовной жизни, регулирование социальных, национальных, международных отношений, обеспечение национальной безопасности и общественного порядка, гарантирование соблюдения общеобязательных норм и правил игры в обществе и государстве и т.д.
Государство и монополия на насилие
Все, наверное, слышали эту историю из Калифорнии о том, как в дом четы Джессенов вломился вор. Просто какой-то бездомный дядька, который разбил окно, сожрал банку мороженого и выпил молока.
Неравный исход
У многих возник вопрос: а стоило вообще привлекать такие силы для решения этой проблемы? Не была ли реакция полиции как бы несколько чрезмерна?
Да и в массе других ситуаций не только в США, а вообще по всему миру, государство реагирует на любые проявления насилия с каким-то звериным ожесточением, не щадя ни ресурсов, ни людей. Это касается и обычной уличной гопоты, и разных протестующих, и даже пресловутой борьбы с терроризмом, общие затраты на которую превышают любой мыслимый ущерб от терроризма на порядки. Причём, такая борьба несёт ущерб не только для бюджета, но… и для самих граждан, которых призвана защитить. Ведь тотальная слежка и контроль в итоге обходится экономике дороже. Террористов в принципе очень мало, спонтанных преступлений сильно меньше не становится, зато всяческие злоупотребления с личными данными, которыми люди теперь «облеплены» с ног до головы, несут многомиллиардные потери населению и бизнесу ежегодно.
Логичный и простой ответ напрашивается сам собой: государство никогда и не хотело защищать нас от преступников и террористов. Хочу отметить, я тут не говорю про США, я вообще о любом государстве в мире. Любые силовые органы в любой стране созданы, прежде всего, для защиты самого государственного аппарата. Не конкретных людей в этом аппарате даже, а самой системы госуправления в целом.
Но минутку, Усама Бин Ладен (не как человек, а как мем) действительно шатает устои государства, но каким же образом голодный бомж, любитель мороженого, угрожает Национальной (а вернее, государственной) безопасности США?
Насилие — главная ценность
И если какое-то сообщество заявит, что они способны решить проблему самостоятельно, они — угроза монополии государства, а потому должны быть искоренены и разрушены как можно скорее. Это что же? Сегодня они сами способны судить, завтра — сами себя защитить, а потом налоги перестанут платить? О нет, выжечь и вытоптать. Потом выжечь ещё раз уже вытоптанное. И повторить.
Если же идеи таких сообществ слишком популярны и естественны для каждого человека, настолько нормальны и настолько соответствуют естественному праву, что их не обличить никакими выдуманными законами, тогда государственные программисты готовы творить самые изощренные провокации для маргинализации этих сообществ, а далее — по совокупности — и самих их идей. Причём, поверьте, государство не умирает от старости, а потому готово тратить любое количество времени на самые долгие и тонкие операции. Наверное, вы знаете, что авторы некоторых операций ЦРУ уже давно в могиле, но сами эти операции успешно продолжаются, система работает, создаёт ресурс, расширяет спектр возможностей, а потому однажды выстрелит. Даже если и не совсем туда, куда её нацеливали уже почившие авторы.
Финансовое насилие
Вы никогда не задумывались: а кто ловил рабов в Африке? Я вам отвечу: их же соплеменники, или ребята из соседнего племени. А кто охранял рабов и гнали их на плантации? Такие же рабы, только за лишнюю миску похлебки и за право иметь власть над другими рабами. Кто поддерживает порядок среди заключённых в тюрьме? Нет, не надзиратели, а другие заключённые. За поблажки, послабления и закрытие глаз на некоторые вольности. Рабы раздирают за рабами — эта система работает уже тысячи лет, и работает отлично! Но мы, конечно же, довели её до совершенства.
Когда вы видите респектабельного финансиста, который заковывает вас в кредитные цепи — знайте: он ещё больший раб системы, чем вы. Он зависит от неё на все сто процентов и вынужден кормить этого молоха новой и новой кровью, потому что его счета куда больше, чем ваши счета. И вы их оплатите, или система сожрет этого джентльмена в красивом пиджаке, ведь он никогда не сможет рассчитаться по долгам без вашей крови. А своей у него слишком мало.
Путешественник во времени из прошлого, попав в наш мир, сказал бы не:
«Вау, какие у вас крутые гаджеты и технологии!» Нет, он сказал бы: «Оу, друзья. Вы боролись против рабства и за равные права, и потому решили сделать бесправными рабами вообще всех? Нет, это тоже вполне логичный выход, но… А как вернуться обратно?»
Я не знаю достоверного метода вернуться обратно, наверное — его просто нет. Но я знаю способ хотя бы немного обмануть нынешнюю систему, и если не победить, то хотя бы продать свои жизни подороже. Есть кое-что, отбирающее особый статус у государства, уравнивающее его со всеми остальными пользователями, снимающее с него корону и отбирающее лазерный меч. Это блокчейн и криптовалюта, последнее убежище настоящей демократии.
Но бунтующие рабы из цепей куют ножи. Ведь цепей на них навешали предостаточно.
Подписывайтесь на Телеграм канал, чтобы всегда быть в курсе самых последних и горячих новостей – @like_freedman
Силовой аргумент в определении государства
Инструментарий
Программы обучения
Современная психосоматика в контексте психологического консультирования и психотерапии
Прикладные аспекты телесной терапии: системный подход
Метод Sand-Art. Психологические ресурсы рисования песком
Скоро
Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психология творчества и одаренности»
Международная научно-практическая конференция «Современная пенитенциарная практика: воспитательная, социальная и психологическая работа»
Международная научная конференция «Л.С. Выготский и современная культурно-историческая психология: проблемы развития личности в изменчивом мире»
VI Всероссийская ассамблея практической психологии «Чувство осени»
Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Диагностика в медицинской (клинической) психологии: традиции и перспективы» (к 110-летию Сусанны Яковлевны Рубинштейн)
Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психологическая служба университета: опыт пандемии»
Съезд дошкольных и школьных психологов в области образования
Международная научно-практическая конференция «Общение в эпоху конвергенции технологий»
«Рахимовские чтения — 2021. 20 лет факультету психологии БГПУ им. М. Акмуллы: преемственность поколений»
Международная научная конференция «Психологическое время и жизненный путь: каузометрия и другие подходы»
Автор
В ходе круглого стола в Доме ученых 27 февраля была кратко упомянута монополия государственной власти на легитимное насилие – отрывок видеозаписи приводится в конце страницы.
Предлагаем Вашему вниманию точку зрения ректора Восточно-Европейского института психоанализа, доктора психологических наук, профессора М.М. Решетникова:
Уважаемые коллеги, я не являюсь специалистом в этой области знаний и практики, и естественно, буду выражать собственное мнение, не претендуя на истину в последней инстанции.
Каковы общепринятые границы легитимного насилия со стороны государства?
Думаю, что не существует общепринятых границ легитимного насилия. Границы определяются ситуационно, исходя из интересов большинства добропорядочных граждан и целей сохранения стабильности в социуме. Диапазон легитимного насилия может быть чрезвычайно широким в зависимости от обстоятельств и угроз для социума – от общественного порицания до применения вооруженного подавления.
Есть ли связь представления о допустимом насилии со стороны государства с представлениями о допустимых мерах воспитания детей?
Прямой связи мной здесь не усматривается, прежде всего, в силу психологических особенностей отношений.
В детско-родительских отношениях (не будем апеллировать к их извращенным формам) основным мотивом является любовь, привязанность и забота о настоящем и будущем конкретных и бесконечно дорогих детей. Не признаю никаких форм семейного насилия (физического, психологического или морального) легитимными, и считаю, что для решения детско-родительских проблем существует множество ненасильственных методов.
В отношениях между государством и гражданами (в том числе – молодыми и даже юными) было бы наивно искать любовь, привязанность или заботу о конкретных гражданах. Государство осуществляет заботу о некоем обобщенном социуме с учетом имеющихся экономических ресурсов, стратегии развития (как оно ее понимает) и государственной идеологии (независимо от того, провозглашена она официально или нет).
Почему власть в обществе стремится защитить себя?
С другой стороны, любая власть исходно нарциссична и переоценивает свою значимость. По ее представлениям, граждане могут совершать ошибки и быть неправыми. Мне не удалось вспомнить случая, когда власть признала бы свою неправоту и повинилась перед гражданами.
В третьих, власть не берут для того, чтобы ее отдать. Обладание властью очень приятно, престижно и выгодно. Поэтому любая власть с особым вниманием относится к защите своих интересов и законодательному ограничению любых форм посягательств на ее привилегии.
В-четвертых, все экономические, социальные и политические претензии социума всегда адресуются наличной власти. Одновременно с этим, практически невозможно предъявить каких-либо обвинений или привлечь к ответственности ту или иную ветвь власти в целом или ее отдельных персоналий, пока они обладают властью. А утрата власти практически всегда чревата общественным порицанием и даже уголовным преследованием.
Безвластие хуже коррупции.
Автор
Решетников Михаил Михайлович
доктор психологических наук, кандидат медицинских наук, профессор. Ректор Восточно-Европейского института психоанализа. Президент Европейской конфедерации психоаналитической психотерапии. С 2017 ежегодно выдвигается Нобелевским комитетом на премию по физиологии и медицине. По данным Международного рейтингового агентства ученых, входит в число 500 ведущих интеллектуалов планеты по «Социальной психологии». По версии «Психологической газеты», входит в первую десятку ведущих психологов современной России.
Санкт-Петербург
Материалы по теме
Круглого стола «Психология цветных революций»
Психология коррупции: утопия и антиутопия. Решетников М.М.
Компьютеризированная система антикоррупционной диагностики «АКорД». Ванновская О.В.
Екатерина Шульман о детях, сказках и политике
«Безоценочная или/и этическая позиция психотерапевта. Трудная диалектика»
В. Знаков о понимании западной постправды и русского вранья
Психологические аспекты помощи больному: «Пациенту нужен человек»
Перспективы регулирования психотерапевтической деятельности
Самосозидание человека — новый этап развития психологии субъекта
Александр Асмолов: «Дело Учителей» на повестке дня
Риск утраченного достоинства
Комментарии
О каком «легитимном» насилии идёт речь? Если принимается Федеральный закон, противоречащий Конституции РФ, о какой легитимности можно говорить? Такую постановку вопроса со стороны профессиональных психологов считаю очень опасной, поскольку они дают ощущение людям, творящим беззаконие, что их действия оправдываются.
Согласна с Еленой Константиновной.
Не пора ли уже в 21 век?
Уважаемый Михаил Михайлович!
Очень жаль, что Вы не ответили на мой вопрос в этом обсуждении http://psy.su/feed/6009/, потому что в этой статье снова он же, в другом уже аспекте: когда общество привлекает внимание власти к своим проблемам, для их решения, а не забалтывания, должен существовать какой-то реальный механизм, обязывающий власть действительно решать возникшие проблемы.
Иначе разрыв между обществом и властью увеличивается до размеров, угрожающих всем.
Что обеспечивало обществу реальное влияние на власть в тех странах, где была побеждена коррупция?
Вы упоминали свою книгу, значит, изучали этот вопрос.
«Многие из них ради перемен и идут в политику». Нет не ради этого, а чтобы набить свой карман и обеспечить свою семью на века. И защищают премьера от проверки по этой же причине. Чтобы их не проверили.