Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Что такое симфония? Урок музыки во 2 классе МБОУ СОШ №17 им.В.Зангиева учитель Семенчатенко Л.А. г.Владикавказ
Художественно – педагогическая идея урока: дать учащимся общее представление о симфоническом жанре, помочь накапливать музыкально – слуховой опыт посредством восприятия сложных жанров музыки, в которых простые жанры ( песня, танец, марш) переходят на более высокую ступень развития.
В.Васнецов « Три богатыря»
«Звучит нестареющий Моцарт!» Мы познакомимся с произведениями великого австрийского композитора XVIII в. — Вольфганга Амадея Моцарта (1756—1791). В чем секрет современности музыки Моцарта? Современники называли В.-А. Моцарта вундеркиндом — уникальным ребенком, который обладал феноменальными музыкальным слухом и памятью. Свои занятия музыкой он начал очень рано, с четырехлетнего возраста, под руководством своего отца — музыканта и композитора Леопольда Моцарта. Первые сочинения В.-А. Моцарт написал в пять лет, а с шестилетнего возраста он с триумфом гастролировал в Германии, Австрии, Франции, Великобритании, Швейцарии. За свою короткую (он умер в возрасте 35 лет!), но яркую жизнь композитор создал свыше 600 произведений в различных жанрах. «Симфония № 40» Симфония № 40 (1788 г.), едва ли не самой популярной во всем мире симфонии В.А.Моцарта.
«Увертюра». В увертюре к опере «Свадьба Фигаро» В.-А. Моцарт создает иное настроение — он рисует музыкальными красками образы комической оперы, наполненные энергией, светом, шуткой, весельем. Именно в Вене композитор создал свои лучшие произведения, а опера «Свадьба Фигаро» прозвучала в 1786 г. в этом театре. В увертюре к опере М.И. Глинки «Руслан и Людмила» композитор рисует нам картину величия русской земли, мощь и силу богатырскую. Слуховой опыт школьников позволит им определить, какая музыка сочинена зарубежным композитором, а какая — русским. Как различаются характеры главных тем этих двух увертюр, в чем их сходство? Что помогло композиторам передать веселье и шутку в одной увертюре, энергию и богатырскую силу в другой Слушаем: Моцарт «Симфония №40» В. Моцарт Увертюра к опере «Свадьба Фигаро» М. Глинка Увертюра к опере «Руслан и Людмила»
Симфоническая музыка
1. Запишите в тетрадь тему урока: «Симфоническая музыка»
2. Прочитайте текст. Найдите в тексте и выпишите в тетрадь определение «симфония» и её строение.
Симфония (от греч. symphonia — созвучие) — ведущий жанр оркестровой музыки, сложное, богато развитое многочастное произведение, достигла совершенства в XVIII в. в сочинениях венских классиков Йозефа Гайдна, Вольфганга Амадея Моцарта и Людвига ван Бетховена.
Йозеф Гайдн считается основоположником жанра симфонии, всего им было создано 104 симфонии.
Хотя Моцарт написал более 50 симфоний, некоторые из них (ранние) были утеряны. Сегодня нам известны 41 симфония композитора. Известно, что свои первые симфонии он написал исключительно внутренним слухом, не притрагиваясь к инструменту в восьмилетнем возрасте.
У Бетховена 9 симфоний. С его Третьей, Героической симфонией мы знакомились в 3 классе. Продолжая традиции классической симфонии, он привнёс новизну в этот жанр. Например в его 9-ой Симфонии в финале участвует смешанный хор, который исполняет оду «К радости» Шиллера.
Как строится симфония?
Классическая симфония сформировалась как цикл из четырёх частей, которые воплощали в себе разные стороны человеческой жизни.
1-я часть — быстрая и наиболее драматичная, иногда предваряется медленным вступлением. Она, как правило, пишется в уже знакомой вам сонатной форме (в форме сонатного аллегро).
2-я, медленная, задумчивая, посвящена мирным картинам природы, лирическим переживаниям. Она может быть пасторальной, элегичной, скорбной или трагической по настроению.
3-я часть — менуэт ( старинный народный французский грациозный танец ) — это игра, веселье, картинки народной жизни.
4-я — быстрый финал, близкий народной песенно-танцевальной, жанрово-бытовой музыке. Он как итог всех частей отличается, как правило, победным, торжественным, праздничным характером.
Так в процессе борьбы, острых, конфликтных столкновений, видоизменений утверждается музыкальная идея произведения. В такой форме писались симфонии Гайдна.
3. Прочитайте текст
Йозеф Гайдн. Симфония №103 «С тремоло литавр»
Основное историческое и художественное значение приобрела инструментальная музыка Гайдна симфоническая и камерная, а также оратории «Сотворение мира» и «Времена года». С творчеством композитора связан расцвет таких жанров, как симфония, струнный квартет, клавирная соната.
Одной из главных исторических заслуг Гайдна является то, что именно в его творчестве приобрела окончательный вид симфония. Над этим жанром он работал в течение тридцати пяти лет, отбирая самое необходимое, совершенствуя найденное. Его творчество предстаёт как сама история формирования этого жанра.
4. Запишите слушание: Йозеф Гайдн. Симфония №103 «С тремоло литавр», фрагмент 1-ой части»
Первая часть симфонии открывается медленным вступлением, оттеняющим весёлое и стремительное allegro. Композитор начинает симфонию дробью литавр, напоминающей раскаты грома. Главная тема в экспозиции (Allegro) очень напоминает картину народного праздника. В его основе лежат две темы танцевального характера (начинает звучать со 2 мин 12 сек., дослушать до 3 мин.).
Что такое симфония
Описание разработки
музыкальное произведение в сонатной циклической форме, предназначенное для исполнения симфоническим оркестром.
В отдельных Симфониях привлекаются также хор и певцы-солисты.
Создаются и Симфония для струнного оркестра, духового оркестра, оркестра народных инструментов и др. составов.
Симфония большое многочастное оркестровое произведение.
В таком смысле симфония появилась около 1730 года, когда оркестровое вступление к опере обособилось от самой оперы и превратилось в самостоятельное оркестровое произведение.
Симфония — самая монументальная форма инструментальной музыки. Причем это утверждение справедливо для любой эпохи — и для творчества венских классиков, и для романтиков, и для композиторов более поздних направлений.
Поскольку симфония многочастное произведение (трех-, чаще четырех-, а порой и пятичастное, например «Пасторальная» Бетховена или «Фантастическая» Берлиоза), ясно, что такая форма должна быть чрезвычайно разработанной, чтобы исключить монотонность и однообразие.
Симфония всегда заключает в себе много музыкальных образов, идей и тем.
Они так или иначе распределяются между частями, которые, в свою очередь, с одной стороны — контрастируют друг с другом, с другой — образуют некую высшую цельность, без чего симфония не будет восприниматься как единое произведение.
Содержимое разработки
В отдельных Симфониях
хор и певцы-солисты.
Создаются и Симфония
для струнного оркестра,
оркестра народных инструментов
Симфония большое многочастное
В таком смысле симфония появилась около 1730 года,
когда оркестровое вступление к опере обособилось от самой оперы и превратилось в самостоятельное оркестровое произведение.
Симфония — самая монументальная форма инструментальной музыки. Причем это утверждение справедливо для любой эпохи — и для творчества венских классиков, и для романтиков, и для композиторов более поздних направлений.
Инструменты симфонического оркестра
Поскольку симфония многочастное произведение (трех-, чаще четырех-, а порой и пятичастное, например «Пасторальная» Бетховена или «Фантастическая» Берлиоза), ясно, что такая форма должна быть чрезвычайно разработанной, чтобы исключить монотонность и однообразие.
Симфония всегда заключает в себе много музыкальных образов, идей и тем.
Они так или иначе распределяются между частями, которые, в свою очередь, с одной стороны — контрастируют друг с другом, с другой — образуют некую высшую цельность, без чего симфония не будет восприниматься как единое произведение.
Шедевры симфонического жанра.
Бетховен. Симфония № 3
ВЕЛИКИЕ ТВОРЦЫ СИМФОНИЙ
Во всем этом Гайдн был пионером.
Часто — хотя и недостаточно корректно — его именуют «отцом симфонии».
Гайдн поднял эту форму на гораздо более высокую ступень и показал пути в будущее.
Плодовитость, разнообразие, непредсказуемость, юмор, изобретательность — вот что делает Гайдна выше на голову (или даже, как заметил один острослов, по плечи) над уровнем его современников.
Многие симфонии Гайдна получили названия.
Знаменитая симфония № 45 получила название «ПРОЩАЛЬНАЯ»
(или «Симфония при свечах»):
на последних страницах финала симфонии музыканты один за другим прекращают играть и уходят со сцены, остаются лишь две скрипки, завершающие симфонию вопросительным аккордом.
«С ударом литавр, или Сюрприз» получила свое название благодаря юмористическому эффекту в медленной части — ее умиротворенное настроение нарушается резким ударом литавры.
« Чудо» стала так называться в силу случайных обстоятельств. На концерте, в котором Гайдн должен был дирижировать этой симфонией, публика с его появлением ринулась из середины зала на свободные первые ряды, а середина опустела. В этот момент как раз в центре зала рухнула люстра, слегка пострадали лишь двое слушателей. В зале раздались восклицания: «Чудо! Чудо!» Сам Гайдн был под глубоким впечатлением своего невольного спасения многих людей.
Название симфонии № 100
«Военная», наоборот, совсем не случайно — ее крайние части с их военными сигналами и ритмами отчетливо рисуют музыкальную картину лагеря; включение турецких ударных инструментов в партитуру симфонии привело в восторг лондонских любителей музыки.
Вольфганг Амадей Моцарт
Моцарт свои первые симфонии написал, когда ему было восемь лет, а последние — в тридцать два года.
Общее их число более пятидесяти, но несколько юношеских не сохранились или еще не обнаружены.
Из этих трех последних симфоний средняя, № 40, наиболее известна.
По популярности с ней могут соперничать разве что «Маленькая ночная серенада» и Увертюра к опере «Свадьба Фигаро».
Эта симфония написана в соль миноре — редкость для Моцарта, предпочитавшего бодрые и радостные мажорные тональности.
Людвиг ван Бетховен
Бетховен создал девять симфоний.
Величайшие из его симфоний — Третья (ми-бемоль мажор, «Героическая»), Пятая (до минор), Шестая (фа мажор, «Пасторальная»), Девятая (ре минор).
… Вена, 7 мая 1824 года. Премьера Девятой симфонии.
О том, что тогда произошло, свидетельствуют сохранившиеся документы.
Бетховен сам дирижировал симфонией.
Но как это могло случиться?
Ведь к тому времени Бетховен был уже глух.
Обратимся к свидетельствам очевидцев.
«Бетховен дирижировал сам, вернее, он стоял перед дирижерским пультом и жестикулировал как сумасшедший, — писал Йозеф Бем, скрипач оркестра, принимавший участие в том историческом концерте. — То он тянулся вверх, то почти приседал на корточки, размахивая руками и топая ногами, словно сам хотел играть одновременно на всех инструментах и петь за весь хор. На самом деле всем руководил Умлауф, и мы, музыканты, следили только за его палочкой. Бетховен был так взволнован, что совершенно не замечал происходящего вокруг и не обращал внимания на бурные аплодисменты, едва ли доходившие до его сознания вследствие слабости слуха. В конце каждого номера приходилось подсказывать ему, когда именно следует повернуться и поблагодарить публику за аплодисменты, что он делал весьма неловко».
По окончании симфонии, когда уже гремели овации, Каролина Унгер подошла к Бетховену, мягко остановила его руку — он все еще продолжал дирижировать, не осознавая, что исполнение закончилось! — и повернула лицом к залу. Тогда всем стало очевидно, что Бетховен совершенно глух.
Успех был грандиозный. Чтобы положить конец овациям, понадобилось вмешательство полиции.
Петр Ильич Чайковский
В жанре симфонии П.И. Чайковский создал шесть произведений.
Последняя симфония — Шестая, си минор, соч. 74 — названа им «Патетическая».
Первое исполнение Шестой симфонии состоялось в Петербурге 16 октября 1893 г. под управлением автора.
Чайковский писал после премьеры:
«С этой симфонией происходит что-то странное! Она не то чтобы не понравилась, но произвела некоторое недоумение. Что касается меня, то я горжусь ей более, чем каким-либо другим моим сочинением». Дальнейшие события сложились трагически: через девять дней после премьеры симфонии П. Чайковский скоропостижно умер.
Зал Дворянского собрания в Петербурге (ныне Большой зал Петербургской филармонии), где впервые была исполнена Шестая симфония.
Симфоническая поэма. Сюита.
написавший ряд крупных инструментальных произведений в этом жанре.
Обращались в своем творчестве к этому жанру и русские композиторы
М. А. Балакирев («Русь», «Тамара»),
Н. А. Римский-Корсаков («Сказка»),
А. К. Глазунов («Стенька Разин»),
А. Н. Скрябин («Поэма экстаза», «Прометей или Поэма огня»).
К жанру симфонической поэмы относятся также инструментальные разнохарактерные пьесы. Они могут быть как небольшими по размеру так и большими концертными сочинениями
«Сюита» в переводе с французского означает последовательность, ряд.
Это многочастный цикл, состоящий из самостоятельных, контрастных друг другу пьес, объединенных общей художественной идеей.
Римского – Корсакова «Шехерезада».
Прокофьева «Ромео и Джульетта»,
«Любовь к трём апельсинам».
«Сказка про шута» и др.
Презентацию выполнила КИРИЛОВА С.Г.
Значение слова «симфония»
1. Большое музыкальное произведение для оркестра, состоящее обычно из 3—4 частей, отличающихся друг от друга характером музыки и темпом. Пасторальная симфония Бетховена. Патетическая симфония Чайковского.
2. перен.; чего или какая. Гармоническое сочетание множества разнообразных звуков, красок, тонов и т. п. Шум реки и ветра сливается в своеобразную горную симфонию. Туров, Очерки охотника натуралиста. Сказочная симфония сверкающих красок переливалась, отсвечивала, клубилась и струилась, приковывая взгляд своим почти гипнотическим очарованием. Ефремов, Бухта радужных струй.
[От греч. συμφωνία — созвучие]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Классическая симфония (созданная композиторами венской классической школы) состоит, как правило, из четырёх частей, написанных в сонатной циклической форме; в XIX—XX веках широкое распространение получили композиции как с бо́льшим, так и с меньшим количеством частей.
В академической музыке симфония занимает то же место, какое в литературе принадлежит драме или роману. Она дала название новому, неизвестному прежде составу оркестра и самой значительной области инструментальной музыки — широкому спектру её форм и жанров, объединяемых понятием «симфоническая музыка».
СИМФО’НИЯ, и, ж. [греч. symphōnia — гармония звуков, созвучие]. 1. Большое музыкальное произведение для оркестра, обычно состоящее из 4-х частей, из к-рых первая и часто последняя написаны в сонатной форме (муз.). С. может быть названа большой сонатой для оркестра. Н. Соловьев. 2. перен. Громкая музыка (разг. шутл.). Часы заводишь, на весь квартал симфонию гремишь. Грибоедов. 3. перен., чего. Одно большое целое, в к-ром сливаются, объединяются различные многочисленные составные части. С. цветов. С. запахов. Эти звуки сливались в оглушительную симфонию трудового дня. М. Горький. 4. Алфавитный словоуказатель к церковным книгам (церк., лит.). С. на ветхий завет.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
симфо́ния
1. муз. большое музыкальное произведение для оркестра, состоящее обычно из 3—4 частей, отличающихся друг от друга характером музыки и темпом
2. перен. книжн. гармоническое сочетание множества разнообразных звуков, красок, тонов и т. п.
3. лингв. то же, что конкорданс; алфавитный перечень всех слов какого-либо текста с указанием контекстов их употребления; тип словаря, представленный в таком виде
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: накачать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Презентация по музыке на тему «Симфония» (4 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Описание слайда:
История слова «симфония»
В античности и Средневековье симфония – благозвучное сочетание тонов;
В 16 веке слово «симфония» используется в названиях сборников духовной музыки, связанной с вокальным многоголосием;
После появления оперы, с конца 16 в. «симфонией» называли любые инструментальные эпизоды, звучащие внутри оперы;
В 17в. симфония – оркестровое вступление (увертюра) или интермедия в сюитах, кантатах, операх.
Описание слайда:
Описание слайда:
Создание классической симфонии связано с Венской классической школой.
Классическая симфония обычно состоит из 4-х частей.
Описание слайда:
Венская классическая школа:
Йозеф Гайдн
Л. Ван Бетховен
В. А. Моцарт
Описание слайда:
Классическая симфония: построение
1 часть – быстрая (хотя далеко не всегда), наиболее драматичная, иногда имеет медленное вступление; обычно имеет форму сонатного аллегро;
2 часть – медленная, задумчивая, лирическая, элегичная, пасторальная, скорбная или трагическая (связана с образами природы или человеческих переживаний);
Описание слайда:
Классическая симфония: построение
3 часть – менуэт (старинный народный французский танец). Это игра, веселье, картины народной жизни;
4 часть – быстрый финал, близкий к народной, песенно-танцевальной, жанрово-бытовой музыке. Как итоговая часть отличается жизнеутверждающей концепцией. Часто пишется в форме рондо.
Описание слайда:
Классическая симфония: построение
3 часть – менуэт (старинный народный французский танец). Это игра, веселье, картины народной жизни;
4 часть – быстрый финал, близкий к народной, песенно-танцевальной, жанрово-бытовой музыке. Как итоговая часть отличается жизнеутверждающей концепцией. Часто пишется в форме рондо.
Описание слайда:
Классическая симфония: построение
3 часть – менуэт (старинный народный французский танец). Это игра, веселье, картины народной жизни;
4 часть – быстрый финал, близкий к народной, песенно-танцевальной, жанрово-бытовой музыке. Как итоговая часть отличается жизнеутверждающей концепцией. Часто пишется в форме рондо.
Описание слайда:
История симфонии: XIX-XXвв.
В XIX—XX веках широкое распространение получили композиции как с большим, так и с меньшим количеством частей.
Описание слайда:
История симфонии: XIX-XXвв.
В эпоху романтизма симфония обрела новое образное содержание.
Появляются программные симфонии, основанные на литературном сюжете («Титан» Малера, «Зимние грёзы» Чайковского).
В этот период композиторы композиторы экспериментировали с
— количеством частей (пятичастная «Фантастическая симфония» Берлиоза или трёхчастная «Божественная поэма» Скрябина),
общей драматургией (неожиданный медленный трагический финал Шестой симфонии Чайковского),
исполнительским составом, включая новые инструменты, хор или солирующий вокал.
Описание слайда:
История симфонии: XIX-XXвв.
В двадцатом веке невозможно выделить одно направление в развитии жанра.
Одни композиторы стремились «назад к Баху» и писали трёхчастные симфонии (Стравинский), другие возрождали традиции классиков («Классическая симфония» Прокофьева), кто-то продолжал романтические тенденции.
Жанр активно развивается в Европе: это симфонии Сибелиуса в Финляндии, Айвза в Америке, Лютославского и Пендерецкого в Польше.
Описание слайда:
Современные симфонические жанры:
симфония-сюита
симфония-фантазия
симфония-концерт
джаз-симфония
вокальная симфония
симфония-поэма
симфония-кантата
Описание слайда:
Заключение
Симфония, являясь ведущим и самым сложным жанром оркестровой музыки не связанной с другими искусствами, требует не только вдумчивой и сосредоточенной работы композитора, но серьезного и глубокого восприятия слушателем, так как отражает целый спектр чувств, эмоций, переживаний, раскрывая глубокий и разнообразный человеческий мир с разных сторон.
Описание слайда:
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы преподавания музыки в условиях реализации ФГОС
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Презентация по музыке на тему «Симфония» предназначена в качестве дополнительного иллюстративного материала в рамках изучения симфонии как музыкального жанра. Презентация содержит определение симфонии, краткую историю слова «симфония» и информацию о структуре классической симфонии.
Общая информация
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Похожие материалы
Конспект урока музыки на тему «Опера-сказка «Волк и семеро козлят» Мариана Викторовича Коваль» (1 класс, УМК «Школа России»)
Конспект урока музыки на тему «Музыкальные инструменты народов Южного Урала» (3 класс, УМК «Гармония»)
Урок в 8 классе «Нужна ли духовная музыка современному человеку?»
Аннотация но хоровое произведение «Утес»
Аннотация к рабочей программе по музыке 1-4 классы.
Аннотация к рабочей программе по музыке 5-8 классы.
» Волшебная палочка дирижёра» ( 5 класс)
«Удивительный мир музыкальных образов» (6 класс)
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5290847 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
В Ульяновской области продлили школьные каникулы
Время чтения: 1 минута
На Госуслугах ввели запись детей на кружки и секции
Время чтения: 2 минуты
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся
Время чтения: 1 минута
В Тюменской области продлили на неделю дистанционный режим для школьников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.