Синектика
Полезное
Смотреть что такое «Синектика» в других словарях:
Синектика — (Synectics) метод стимулирования творческой активности, в котором создаются особые условия, стимулирующие выдвижение неожиданных и нестереотипных аналогий и ассоциаций к поставленной задаче. Автор У. Гордон. Литература. Gordon W. Synectics. N.Y … Психологический словарь
синектика — сущ., кол во синонимов: 1 • оценка (44) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
СИНЕКТИКА — (англ, synectics) модель группового решения проблем на основе метафорического мышления. Синектика направлена на углубленное осмысление изучаемого материала. Специфическая черта синектики совместная поисковая деятельность по решению проблем… … Профессиональное образование. Словарь
Синектика — (гр. – совместное) – учение о групповой генерации идей. Синектика – это также совместная поисковая деятельность по решению проблем посредством мозгового штурма, экспертных групп, догадок, смелых гипотез, рефлексии, «сумасшедших идей», интуитивных … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
синектика — син ектика, и … Русский орфографический словарь
синектика — и, ж. Один із методів підвищення творчої продуктивності, спрямований на подолання стереотипів у мисленні … Український тлумачний словник
СИНЕКТИКА — метод коллективной творческой деятельности и уч исследования, основанный на целенаправленном использовании интуитивно образного, ме тафорич мышления участников Применяется как прием решения сложных творческих, в т.ч. техн. изобретательских задач … Российская педагогическая энциклопедия
СИНЕКТИКА — один из методов активизации мыслительной деятельности, разновидность «мозгового штурма». Предложена американским ученым У. Гордоном. При использовании метода С. предусмотрено обязательное выполнение четырех специальных приемов, основанных на… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
СИНЕКТИКА — один из распространенных методов стимулирования научного творчества, разработанный У. Гордоном. Суть этого метода сделать незнакомое знакомым, а привычное чуждым и изменить таким образом сложившийся взгляд на вещи. Преодоление стереотипов… … Философия науки: Словарь основных терминов
Метод синектики — Синектика (англ. Synectics совмещение разнородных элементов) методика исследования, основанная на социально психологической мотивации коллективной интеллектуальной деятельности, предложенная В. Дж. Гордоном. Является развитием и… … Википедия
СИНЕКТИКА
Смотреть что такое СИНЕКТИКА в других словарях:
СИНЕКТИКА
СИНЕКТИКА
— метод коллективной творческой деятельности и учебного исследования, основанный на целенаправленном использовании интуитивно-образного, метафоричес. смотреть
СИНЕКТИКА
— один из распространенных методов стимулирования научного творчества, разработанный У. Гордоном. Суть этого метода — сделать незнакомое знакомым, а привычное — чуждым и изменить таким образом сложившийся взгляд на вещи. Преодоление стереотипов достигается с помощью следующих приемов: 1) личностное уподобление, при котором испытуемый представляет сам себя изучаемым им процессом, предметом, что способствует включению рефлекторного механизма сознания; 2) поиск самых разнообразных аналогий изучаемому процессу, предмету; 3) использование поэтических образов, символов, метафор для формирования задачи; 4) активизация воображения, фантазии за счет придумывания «сказочных» решений проблемы, даже если они противоречат известным законам природы. Помещение изучаемого объекта в необычный контекст помогает не только разорвать привычные смысловые связи, но и актуализировать латентный опыт исследователя. Одно из главных достоинств метода синектики состоит в том, что он обучает метафорическому мышлению, умению сочетать логическое и образное мышление и свободно переходить от одного типа мышления к другому. (См. научное творчество, психология науки). смотреть
СИНЕКТИКА
один из методов активизации мыслительной деятельности, разновидность «мозгового штурма». Предложена американским ученым У. Гордоном. При использовании метода С. предусмотрено обязательное выполнение четырех специальных приемов, основанных на аналогии: 1) прямой (подумайте, как решаются задачи, похожие на данную); 2) личной или эмпатии (попробуйте войти в образ данного в задаче объекта и рассуждать с его точки зрения); 3) символической (дайте в двух словах образное определение сути задачи); 4) фантастической (представьте, как бы эту задачу решали сказочные волшебники). Наряду с методом «мозгового штурма» некоторые ученые (В. М. Войненко, В. М. Мунипов) относят приемы С. к одному из наиболее эффективных качественных методов решения задач инженерно-психологического проектирования. смотреть
СИНЕКТИКА
1) Орфографическая запись слова: синектика2) Ударение в слове: син`ектика3) Деление слова на слоги (перенос слова): синектика4) Фонетическая транскрипц. смотреть
СИНЕКТИКА
Текс Текка Текинка Теин Таск Танс Танк Такси Такк Такин Таис Стик Стенка Стен Стек Стан Скитник Скитание Скит Скин Скета Скен Скат Скак Ска Ситник Сити Синектика Син Сиенит Сиена Сетка Сет Сент Сени Сенат Сена Секта Сек Сати Сант Санкт Санки Сани Сан Сак Нитка Нит Никс Никитка Никита Никак Ника Нии Нети Нести Нексит Некк Натиск Натес Натек Наст Наитие Кси Кит Киста Киска Кисет Киса Киник Кинетика Кинесика Кина Кикс Кик Киек Кианит Кета Кен Кекс Кек Кеа Катин Кат Касик Кантик Тес Кант Канск Кан Каки Каинит Каин Каик Итак Истина Искание Иск Тесак Тесина Исак Иса Теска Тик Инта Инст Инк Икт Тикси Тина Икс Тис Икание Аскетик Аскет Тиски Антик Ант Анкист Анк Анис Аник Актин Аксен Акие Аки Аистник Аист Тнк Акт Анти Аск Астеник Иена. смотреть
СИНЕКТИКА
(англ, synectics) — модель группового решения проблем на основе метафорического мышления. Синектика направлена на углубленное осмысление изучаемого материала. Специфическая черта синектики — совместная поисковая деятельность по решению проблем экспертными группами с использованием догадок, смелых гипотез, «сумасшедших идей», интуитивных решений. Первоначально синектика создавалась как метафора стимулирования творческой работы при поиске инновационных решений проблем промышленности и управления (60-е гг., США). Опыт ее применения пока довольно ограничен — синектика используется в учебном процессе начальной, средней и высшей школы в качестве своего рода «авангардного» дидактического средства. смотреть
СИНЕКТИКА
(гр. – совместное) – учение о групповой генерации идей. Синектика – это также совместная поисковая деятельность по решению проблем посредством мозгового штурма, экспертных групп, догадок, смелых гипотез, рефлексии, «сумасшедших идей», интуитивных решений и т.п. Эти методы стимулируют творчество на основе эмоционально-образного метафоричного мышления. Синектика как учение исследует идею подсознательного интуитивного творчества человека, проявляющегося сильнее всего в коллективной деятельности. Научное творчество в нашем современном смысле слова в ней не исследуется. смотреть
СИНЕКТИКА
интуитивно-творческий метод поиска идей, направленный на поиск неожиданных, оригинальных решений в результате группового обсуждения проблемы. Члены группы подбираются из разных сфер деятельности. Каждый член группы вносит заранее задуманную идею. Когда появляется интересная идея, руководитель направляет обсуждение на ее развитие. смотреть
СИНЕКТИКА
СИНЕКТИКА
Ударение в слове: син`ектикаУдарение падает на букву: еБезударные гласные в слове: син`ектика
СИНЕКТИКА
-и, ж. Один із методів підвищення творчої продуктивності, спрямований на подолання стереотипів у мисленні.
СИНЕКТИКА
СИНЕКТИКА
СИНЕКТИКА
-и, ж. Один із методів підвищення творчої продуктивності, спрямований на подолання стереотипів у мисленні.
Синектика — современный метод активизации знаний ребёнка
Речь – одна из основных линий развития ребенка. Родной язык помогает малышу войти в наш мир, открывает широкие возможности для общения со взрослыми и детьми. С помощью речи ребенок познает мир, высказывает свои мысли и взгляды. Речевое развитие включает овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте». Учиться должно быть интересно. Сегодня это утверждение не требует доказательств. Главным условием развития личности ребенка является наличие привлекательных видов детской деятельности, предоставление ребенку возможности самостоятельно проявить инициативу, творчество.
В последнее время в нашем обществе все более остро встает вопрос о воспитании творческой личности. Возникает потребность внедрять в учебно-воспитательный процесс ДОУ инновационные педагогические технологии, имеющие интерактивный характер, обеспечивающие самостоятельную деятельность ребенка, позволяющие ребенку проявить творческий подход, ориентированные на формирование творческого мышления и способности генерировать нестандартные идеи при решении творческих задач.
Одним из таких методов является синектика.
Синектика – современный метод активизации знаний ребёнка, основанный на применении аналогий. (Автор синектики Уильям Дж. Гордон,США, 50-е годы). В переводе с греческого синектика означает «объединение однородных элементов». По Гордону,существуют два вида процессов творчества:
— изобрази будильник, который забыли выключить;
— покажи походку человека, которому жмут ботинки;
— изобрази рассерженного поросенка, встревоженного кота, восторженного кролика;
— представь, что ты животное, которое любит музыку, но не умеет говорить, а хочет спеть песню. Прохрюкай «В лесу родилась елочка…», промяукай «Солнечный круг…» и т. д. ;
-А что, если ты превратишься в дерево? О чем шепчутся твои листочки?Или: «Представь себя на месте солнышка. Для чего ты живешь? Кто твои друзья? Что ты любишь?
2. Сказки по новому.
Этот метод помогает по-новому взглянуть на знакомые сюжеты.
Рассказываем детям знакомую сказку и доверительно договариваемся что-то в ней изменить. Вначале мы в ней меняем совсем немногое и этим побуждаем ребенка придумывать. К примеру,мы говорим:
«Золушка, убегая от принца, потеряла не туфельку, а что-то другое. И по этому, чему-то другому, принц также нашел ее». Что же потеряла Золушка, и как ее нашел принц? Путем рассуждений,путем проб и ошибок мы вместе двигаемся к возможным ответам: это может быть кольцо, брошка, поясок от платья или какая-нибудь деталь от наряда Золушки (бант). Постепенно дети учатся сами менять ситуации в сказках.
«Мир особого ребёнка». Опыт работы по сопровождению ребёнка со сложной структурой дефекта В нашей группе 2 года воспитывалась особенная девочка. Предлагаю Вам познакомиться с нашей работой. Использовала программу дошкольных.
Игровая деятельность как способ активизации познавательной деятельности на уроках ОБЖ Проблема современной школы — потеря многими учащимися интереса к учению. Почему это происходит? Причины такого негативного явления неоднозначны.
Консультация для родителей «Игнорирование как метод наказания ребёнка» Многие родители в своих методах воспитания выступают против насилия и грубых мер. И это правильно. Но за основу наказания они выбирают метод.
Кроссворд как форма активизации педагогов на методических мероприятиях Ни для кого не секрет, что познавательное развитие – это одна из важных составляющих полноценного развития ребенка. В федеральном государственном.
Лэпбук для активизации знаний детей о сказках «В гостях у сказки» Лэпбук (lapbook) –в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap –колени, book- книга). Это такая небольшая самодельная.
Синектика это в педагогике определение
Синектика представляет собой метод поиска идеи путем атаки возникшей проблемы специализированными группами учащихся с использованием ими различных аналогий и ассоциаций. Термин «синектика» в буквальном переводе с греческого означает «совмещение разнородных элементов». Метод «синектика» был предложен американским ученым У. Гордоном в середине 50-х годов XX в. Этот метод основан на принципах мозгового штурма. Однако если обычный метод мозгового штурма проводится людьми, не обученными специальным творческим приемам, то синектика предполагает участие постоянных групп и широко использует соответствующие аналогии и ассоциации. Члены группы получают инструкцию генерировать идеи, подходы или решения. Они не должны критиковать никакие идеи, исходящие от других синекторов. Вместо этого члены группы поддерживают чужие идеи, развивая и модифицируя их.
Синектика суть нечто более структурированное, нежели просто «лавинообразное» порождение идей, как при «мозговом штурме». Учитель управляет синектической группой, стараясь донести до неё видение проблем, потребностей или действий в свете новых и часто необычных перспектив. Например, педагог может предложить группе вообразить, что у наречия появилось окончание. Что произойдёт с этой неизменяемой частью речи?
Роль учителя на синектических заседаниях состоит в использовании разнообразных техник для создания некритичной, спокойной, благожелательной атмосферы и в то же самое время увести ребят от устоявшихся привычных типов, моделей восприятия и решения проблем и подтолкнуть к более творческим и инновационным способам анализа.
Ещё одним моментом синектики, отличающим ее от метода мозгового штурма, является подход к процессу решения. Обычное для мозгового штурма выдвижение идей отвергается синекторами практически в течение всего процесса работы. Указывается, что законченная, целостная мысль, представляющая собой идею или совокупность идей, основанных на неких посылках, выдается ребёнком после того, как он сам ее придумает. Эта целостность может быть принята другими детьми как верная, полезная или отвергнута как неверная. Нерациональная информация нередко является причиной проявления в памяти метафор, образов, еще смутно очерченных, зыбких. Однако, основываясь на ней, все члены группы могут продолжать свое движение к решению. Постоянное стимулирование подсознания ведет к проявлениям интуиции. Феномен «инсайта» проявляется довольно часто в работе хорошо тренированной, подготовленной группы, когда она действует слаженно, постоянно фиксируясь на более или менее нерациональной основе, некоторое время избегая попыток формулировать окончательно завершенные идеи, мысли.
Таким образом, в синектике результаты решения проблемы рациональны, процесс же, приводящий к решению, нерационален. Необычным также является организация влияния группы на творческую активность индивидов. При этом внимание уделяется попыткам превзойти самого себя, отказу от стандартных подходов. В группе синекторов престижем является способность рисковать, выполнять трудные задания. Каждый стремится взять на себя наибольшую часть трудностей.
Существует три общих типа действий синекторов:
1. Игра со словами, со значениями и дефинициями.
Она включает в себя преобразование специфической проблемы в ее определение с помощью обобщающего слова или высказывания. Например, местоимение – часть речи, которая выступает ВМЕСТО ИМЕНИ существительного, ИМЕНИ прилагательного, ИМЕНИ числительного.В этот механизм также была включена
«инверсия» – как еще один метод обыгрывания уже принятых значений.
2. Игра с отрицанием какого-либо основного закона, научного понятия.
В рамках этих действий группа задает себе ситуацию, в которой нарушен один из законов, например, в сложном предложении не всегда ставится запятая между его частями. Почему?
3. Игра с метафорой.
Синектика обычно используется в двух основных направлениях: 1) для выработки, создания новых представлений (от известного к неизвестному) и 2) для овладения новыми представлениями (от неизвестного к известному).
1.Овладение новыми представлениями (от неизвестного к известному). Первое, что делает человек, которому предстоит решить проблему, пытается ее понять. Этот этап работы очень важен, он позволяет человеку свести новую ситуацию к уже испытанным, известным. Человеческий организм в основе своей консервативен, и потому любая странная вещь или понятие угрожает ему. Необходим анализ, который может «проглотить» эту странность, подвести под нее определенную, уже знакомую базу, дать объяснение в рамках привычной модели. Для начала работы над проблемой должны быть высказаны конкретные предположения, хотя в дальнейшем, в процессе работы, понимание проблемы будет меняться.
2. Создание новых представлений (от известного к неизвестному).
В каждом из указанных направлений возможно использовать четыре метафоричных по характеру механизма превращения: личную, прямую, символическую и фантастическую аналогию. Аналогия при этом выступает эффективным средством создания условно-речевой ситуации, мотивирующей говорение на заданную тему. Приведём примеры использования подобных аналогий на занятиях по русскому языку.
Личная аналогия освобождает человека от следов и продуктов ее механического, внешнего анализа, представляет собой «вхождение в образ» и может быть обусловлена такими коммуникативными заданиями, как например: «Представьте себе, что вы имя прилагательное, расскажите, какими себя видите? Что произойдёт с вами, если вы ещё и выполняете работу эпитета в тексте?»
Прямая аналогия основана на сравнении параллельных фактов из различных областей, это свободный ассоциативный поиск в огромном внешнем мире, основанный на родстве выполняемых в различных областях жизни функций, процедур. Она требует от человека активизации его памяти, включения механизмов аналогии и выявления в человеческом опыте или в жизни природы подобий того, что требуется создать. На прямой аналогии строим задания типа «почему главная значимая часть слова называется корнем?» Ребята чаще всего проводят аналогию корня слова и корня растения, указывая на их главенствующую роль.
Символическая аналогия использует объективные и неличные образы, чтобы описать проблему. Цель символической аналогии – обнаружить в привычном парадокс, неясность, противоречие. Собственно символическая аналогия – это состоящее из двух слов определение предмета. Определение яркое, неожиданное, показывающее предмет с необычной, интересной стороны. Достигается это тем, что каждое из слов является характеристикой предмета, а в целом они образуют противоречие, вернее, являются противоположностями. Синекторы утверждают, что символическая аналогия – незаменимый инструмент для того, чтобы увидеть «необычное в обычном». Приведем пример такого видения анализируемых объектов: при изучении темы «Фигуры речи» затруднение вызывает понятие «зевгма» (синтаксическая конструкция, которая состоит из ядерного слова и зависящих от него однородных членов, равноценных грамматически, но семантически разноплановых, например: «О, сицилийский рай! Апельсины, грейпфруты, гранаты, автоматы, пистолеты». (М. Мишин). Один из учеников предложил такое определение зевгмы: «Чушь в ряду однородных членов». Грубо? Грубовато. Но запомнили все! Вообще тема тропов и фигур благодатна в плане символических аналогий. Например, перифраз и есть по своей сути символическая аналогия (царица хлада – зима, лучшая половина рода человеческого – женщины и т.д.). Главное, помочь детям включить воображение.
Фантастическая аналогия предполагает сравнение с фантастическими образами, сказочными персонажами, героями мифов и легенд, и т.п. Все знают о Бабе-Яге. А кто такая Баба ЕГЭ? Этого сказочного персонажа придумали ученики. Баба ЕГЭ давала им самые сложные задания перед выпускными экзаменами, готовила ловушки. А они, подобно сказочным героям, преодолели все преграды на экзаменах.
Суммируя сказанное, можно заключить, что метод синектики способствует развитию творческих способностей и критического мышления учащихся, созданию положительного эмоционального настроя, мотивирует и активизирует речевую и мыслительную деятельность субъектов учения, содействует их личностному самораскрытию.
СИНЕКТИКА
Смотреть что такое «СИНЕКТИКА» в других словарях:
Синектика — (Synectics) метод стимулирования творческой активности, в котором создаются особые условия, стимулирующие выдвижение неожиданных и нестереотипных аналогий и ассоциаций к поставленной задаче. Автор У. Гордон. Литература. Gordon W. Synectics. N.Y … Психологический словарь
синектика — сущ., кол во синонимов: 1 • оценка (44) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
СИНЕКТИКА — (англ, synectics) модель группового решения проблем на основе метафорического мышления. Синектика направлена на углубленное осмысление изучаемого материала. Специфическая черта синектики совместная поисковая деятельность по решению проблем… … Профессиональное образование. Словарь
Синектика — (гр. – совместное) – учение о групповой генерации идей. Синектика – это также совместная поисковая деятельность по решению проблем посредством мозгового штурма, экспертных групп, догадок, смелых гипотез, рефлексии, «сумасшедших идей», интуитивных … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
синектика — син ектика, и … Русский орфографический словарь
Синектика — метод коллективной творческой деятельности и учебного исследования, основанный на целенаправленном использовании интуитивно образного, метафорического мышления участников. Применяется как приём решения сложных творческих, в т.ч. технико… … Педагогический терминологический словарь
синектика — и, ж. Один із методів підвищення творчої продуктивності, спрямований на подолання стереотипів у мисленні … Український тлумачний словник
СИНЕКТИКА — метод коллективной творческой деятельности и уч исследования, основанный на целенаправленном использовании интуитивно образного, ме тафорич мышления участников Применяется как прием решения сложных творческих, в т.ч. техн. изобретательских задач … Российская педагогическая энциклопедия
СИНЕКТИКА — один из распространенных методов стимулирования научного творчества, разработанный У. Гордоном. Суть этого метода сделать незнакомое знакомым, а привычное чуждым и изменить таким образом сложившийся взгляд на вещи. Преодоление стереотипов… … Философия науки: Словарь основных терминов
Метод синектики — Синектика (англ. Synectics совмещение разнородных элементов) методика исследования, основанная на социально психологической мотивации коллективной интеллектуальной деятельности, предложенная В. Дж. Гордоном. Является развитием и… … Википедия