Синкопа
Литература : Браудо И. A., Артикуляция, Л., 1965; Mазель Л. А.,Цуккерман В. A., Анализ музыкальных произведений. Элементы музыки и методика анализа малых форм, М., 1967, с. 191-220.
М. Г. Харлап.
Полезное
Смотреть что такое «Синкопа» в других словарях:
СИНКОПА — (греч.). 1) сокращение слова посредством выпуска среднего слога или гласной буквы среди двух согласных. 2) внезапное ослабление, изнеможение, обморок. 3) в музыке: 1) ритмическая форма, состоящая в уничтожении акцента посредством связывания… … Словарь иностранных слов русского языка
синкопа — обморок, смещение, переакцентуализация, выпадение, сдвиг, обрубание Словарь русских синонимов. синкопа сущ., кол во синонимов: 7 • выпадение (15) • … Словарь синонимов
синкопа — ы, ж. syncope f., англ. syncope < synkope сокращение. 1. В музыке смещение музыкального ударения с сильной доли такта на слабую. БАС 1. Между прочим, она пела вариацию на арию из Волшебного стрелка ; тэму так приятно, что сказать нельзя, 2 ю… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Синкопа — (позднелатинское syncopa, от греческого syncope – прерывание), в музыкальной ритмике смещение ударения с метрически опорного момента (смотри Метр) на более слабый. Синкопа придает ритму остроту, иногда создает эффект противоречия. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
СИНКОПА — (греч. synkope букв. обрубание, сокращение),1) в музыке смещение ритмической опоры с сильной или относительно сильной доли такта на слабую.2) В стихе переакцентуация … Большой Энциклопедический словарь
СИНКОПА — СИНКОПА, синкопы, жен. (греч. synkope сокращение). 1. Ритмическая фигура, нарушающая нормальное течение метра перенесением тактового ударения с сильного времени на слабое, что придает ритмике музыки выразительность и динамичность (муз.). 2.… … Толковый словарь Ушакова
СИНКОПА — «СИНКОПА», Россия, 2000, цв., 15 мин. В ролях: Алексей Храбсков, Борис Александров, Клим Кустарников, Ирина Янко. Режиссер: Валерий Мызников. Автор сценария: Валерий Мызников. Оператор: Константин Никитин. Композитор: Олег Яшин … Энциклопедия кино
Синкопа — в музыке перенесение ударения с акцентированной ноты нанеакцентированную. С. происходит оттого, что ноту, поставленную наслабом времени, соединяют лигой с той же нотой, стоящей на сильномвремени. Иногда С. образуется и без лиги, когда происходит… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
синкопа — Пропуск одной или нескольких букв в середине слова. [http://www.morepc.ru/dict/] Тематики информационные технологии в целом EN syncope … Справочник технического переводчика
Синкопа — Cинкопа (др. греч. ἡ συγκοπή обрубание, отсечение): Синкопа, обморок приступ кратковременной утраты сознания, обусловленный временным нарушением мозгового кровотока. Синкопа (музыка) смещение ритмической опоры в музыке с сильной … Википедия
синкопа — ы; ж. [греч. synkopē сокращение, пропуск] 1. Муз. Смещение музыкального ударения с сильной (ударяемой) доли такта на слабую, нарушающее плавность ритма и создающее ощущение остроты, взволнованности. Правило синкоп. Синкопы характерны для румбы,… … Энциклопедический словарь
Синкопа
Современную музыку сложно представить без такого ритмического приема, как синкопа. Можно без преувеличения сказать, что вся современная музыка выросла из этого простого ритмического приема. В начале века многие даже утверждали, что джаз и синкопирование это синонимы.
Историю применения синокопы можно разделить на два периода: до XX века и после.
Во времена классической музыки синкопа не была редкостью, но условия и способы ее применения очень сильно отличались от современных. В XX произошла своеобразная эмансипация синкопы. Многие стили просто не смогли бы существовать без синкопирования.
Что такое синкопа?
Синкопа — это смещение акцента с сильного времени такта на слабое. Достигается различными способами: применением пауз,увеличением длительности ноты находящейся на слабой доле и т.д
Более точно синкопу можно обозначить,как столкновение ритмического акцента с метрическим.
По отношению к метру синкопы делятся на два вида:
Внутритактовую и междутактовую.
В примере сочетаются оба вида синкоп:
Обратите внимание на применение различных способов синкопирования, как за счет увеличения длительности, так и за счет пауз. Кроме того, синкопированными оказываются различные доли такта: не только метрические, но и слабые восьмые.
Таким образом, эффект синкопы основан на нарушении естественных метрических акцентов. В такте появляется непредусмотренное его структурой ударение, которое может быть очень сильным. Такие неметрические акценты называют эпизодическими или динамическими.
В классической музыке синкопа применялась, как прием создающий обострение, встряску, которая непременно должна быть уравновешена равномерным метрическим движением. Также эффект синкопы очень часто сравнивают с пружиной. Это наиболее распространенное восприятие синкопы.
Функции синкопирования
Первая, уже рассмотренная нами, функция синкопы это обострение.
Другая часто встречающийся тип синкопирования — смягчающее.
Смягчающее синкопирование возникает в том случае, когда противоречие синкопы метрическому акценту маскируется. Очень часто при маскирующем синкопировании ни один голос фактуры не обозначает сильную долю такта,что создает особый эффект скольжения мелодии сквозь метр.
Еще одна функция синкопирования — связующая.
Можно выделить три типа связующего синкопирования. Первый — непрерывные группы синкоп
Второй — оттягивание доли «влево»:
К третьему типу относится подчеркивание кульминации посредством синкоп.
Синкопирование, как я уже упоминал, является основой современной музыки от джаза до металла и применяется в самых различных музыкальных ситуациях.
В эстрадной музыке различают два типа синкопирования — простое синкопирование и основанное на полиритмии.
Рассмотрим способы образования различных синкоп.
Простое синкопирование с опережением доли
Данный тип синкопирования является эталонным в джазовой фразировке. Любая джазовая мелодия, записанная ровно, почти всегда будет играться с опережением доли.
2. Объединение слабой доли с последующей сильной
3. Синкопирование за счет запаздывания доли. Является также широко распространенным в джазе.
4. Синкопирование, образующееся за счет изменения динамических акцентов:
5. Фактурное синкопирование
Например, при таком изложении материала:
Аккорды на слабых долях воспринимаются как синкопы.
Полиритмическое синкопирование отличается от полиритмии тем,что основано на длительностях одной мензуры.
Простейшие примеры полиритмических синкоп это наложение трехнотных фигур на 4-х дольный метр:
Другой способ наложение 2 на 3:
Как видите это идентично обычной полиритмии, но без замены пульсации.
Естественно,что все рассмотренные синкопы могут быть изменены с помощью дробления, увеличения и других приемов композиционного развития.
Более сложные виды полиритмического синкопирования связаны с увеличением длины акцентов. Пример наложения 7 на 4:
Синкопирование один из самых распространенных приемов работы с ритмом. Существует неисчислимое количество фигур,смещений и т.д.
Главным же фактором определяющим синкопу в с ег д а является соотношение сильных долей и слабых. Синкопированная длительность всегда должна сохранять свою двойственность — слабость метрическую и силу динамически акцентную.
Синкопа в музыке и ее разновидности
Синкопа в музыке – это смещение ритмического ударения с сильной доли на слабую. Что это значит? Давайте попробуем разобраться.
Одновременно с равномерным биением долей пульса в музыке чередуются самые разные длительности нот. Их движением образуется ритмический рисунок мелодии со своей логикой ударений. Как правило, ударения ритма и метра совпадают. Но иногда случается противоположное – ударение в ритмическом рисунке появляется раньше или позже, чем сильная доля. Таким образом, происходит смещение ударения и возникает синкопа.
Когда возникают синкопы?
Давайте рассмотрим самые характерные случаи возникновения синкоп.
СЛУЧАЙ 1. Синкопы чаще всего возникают при появлении длинных звуков на слабом времени после коротких длительностей на сильном времени. Причем появление звука на слабом времени сопровождается толчком – выбивающемся из общего движения ударением.
Такие синкопы обычно звучат остро, повышают энергичность музыки, часто можно услышать их в танцевальной музыке. Ярким примером служит танец «Краковяк» из второго действия оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин». Польский танец в подвижном темпе отличается обилием синкоп, привлекающих к себе слух.
Посмотрите нотный пример и послушайте фрагмент аудиозаписи этого танца. Запомните этот пример, он очень характерный.
СЛУЧАЙ 2. Все точно так же, только длинный звук на слабом времени появляется после паузы на сильной доле.
Спокойные по темпу мелодии, в которых после пауз вводятся синкопированные крупные длительности (четверти, половинные), как правило, очень напевны. Очень любил такие синкопы композитор П.И. Чайковский. В лучших его мелодиях мы услышим именно такие «мягкие», мелодичные синкопы. В качестве примера приведем пьесу «Декабрь» («Святки») из альбома «Времена года».
СЛУЧАЙ 3. Наконец, синкопы возникают при появлении длинных звуков на границе двух тактов. В таких случаях нота начинает звучать в конце одного такта, а заканчивает – уже в следующем. Две части одного звука, расположенные в соседних тактах, соединяются с помощью лиги. При этом продолжение длительности занимает время сильной доли, которая, получается, пропускается, то есть не ударяется. Отчасти сила этого пропущенного удара передается следующему звуку, который появляется уже на слабом времени.
Какие бывают виды синкоп?
В целом синкопы разделяются на внутритактовые и междутактовые. Названия говорят сами за себя и каких-то дополнительных разъяснений тут, наверное, даже и не нужно.
Внутритактовые синктопы – это те, которые по времени не выходят за пределы одного такта. Они, в свою очередь, подразделяются на внутридолевые и междудолевые. Внутридолевые – в пределах одной доли (например: шестнадцатая, восьмая и снова шестнадцатая нота – вместе не превышают доли музыкального размера, выраженной четвертью). Между долевые охватывают несколько долей в одном такте (например: восьмая, четверть и восьмая в такте на 2/4).
Междутактовые синкопы – это рассмотренный нами выше случай, когда длинные звуки появляются на границе двух тактов и их части соединяются лигами.
Выразительные свойства синкоп
Синкопы являются очень важным выразительным средством ритма. Они всегда обращают на себя внимание, приковывают к себе слух. За счет синкоп музыка может звучать или более энергично, или более напевно.
Синкопа — признак ХХ столетия
Слово «синкопа» термин профессиональный, по-настоящему понятный музыкантам, да и то не всем. Тем не менее, я решил использовать его в качестве одного из символов жизни прошлого столетия. Чтобы представить наиболее просто, что такое синкопа, вспомним еще одно слово – «акцент». Оно часто применяется и в обыденной жизни, когда, например, хотят выделить какое-то слово или понятие в произнесенной речи, говоря: «А теперь расставим акценты…». В музыке акцентом является более интенсивное исполнение, ударение на одной из равноценных нот. Именно акценты и помогают создавать нюансы в исполняемой пьесе. А синкопа – это акцент, взятый раньше, чем обычно ожидается, это знак нетерпения, опережения событий, избытка энергии.
Оркестр Бэнни Гудмена – 1934-й год
Международным языком был французский. В России во времена войны с Наполеоном, московская аристократия, вынужденная покинуть город, занятый и сожженный французскими войсками, переселилась временно в Нижний Новгород. И там, на балах, представители крупнейших дворянских родов общались между собой по-французски, обсуждая последние сплетни и моды Парижа. И это при том, что практически каждая дворянская семья потеряла кого-нибудь из своих близких на этой войне, не говоря о сожженных и разграбленных французами подмосковных имениях. В среде русской аристократии присутствовала и англомания, но это было исключением, затрагивая довольно узкие круги.
Влияние итальянской музыкальной культуры стало заметным в Европе и в России с установлением моды на оперу. Оперное представление сделалось чем-то вроде клуба, места для постоянных контактов, выяснения приоритетов, знакомств, интриг. Немаловажным был еще и фактор некоторой легкомысленности в пуританско-ханжеском обществе, где женщинам было неприлично обнажать ножку выше туфельки. В оперу ходили почти ежедневно, перед балами или светскими раутами, чтобы посмотреть на ножки балерин. Итальянская традиция оперного искусства переселялась в другие страны Европы вместе со всем штатом театра, начиная с исполнителей главных партий, и кончая поварами, гримерами и слугами. Сломать эту традицию, создать свою национальную оперу оказалось делом непростым. Высший свет не желал принимать никаких новшеств. Об этом наглядно говорит печальная судьба М. И. Глинки.
Немецкая симфоническая музыка тоже не легко пробивалась в другие страны Европы, в Россию, в Частности. Известно, что П. И. Чайковский получил первое признание за рубежом, в Германии, где начали исполняться его инструментальные произведения. Для того, чтобы стать известным у себя на родине, ему необходимо было написать оперу. Первый опыт – опера «Евгений Онегин» – была встречена обществом более, чем прохладно. Критики даже не сочли это произведение оперой, поскольку там не было обязательных атрибутов – огромного хора, конницы, баталий, массовых сцен и внушительных декораций с видом на старинный замок или крепость. Произведение «Евгений Онегин» первое время было названо не иначе как «музыкальные картины».
Ближе к концу Х1Х века в процессе завершения в Европе буржуазных преобразований французское влияние было в некоторой степени потревожено вторжением австро-венгерской поп-культуры. Считавшиеся фривольными и неприличными для балов вальсы, под влиянием таланта Иоганна Штрауса стали массовым явлением и прорвались в высший свет. А вслед за ними появилась венская опереттка, в которой, как в зеркале отразились все особенности нового, буржуазного образа жизни. Разорившиеся графы и князья, красотки кабаре, румынские гусары, самоуверенные нувориши, скупившие баронские титулы, пройдохи, цыгане, артисты цирка…
В музыке венских оперетт начало проявляться то, что стало одним из главных признаков музыкальной массовой культуры ХХ века – энергичность и ритмичность. Синкопа стала все чаще появляться в произведениях академических композиторов еще до появления джаза. Например, в известной «Паване» Мориса Равеля, написанной еще в конце Х1Х века, перед второй частью есть ярко выраженная синкопа в теме. Характерная джазовая синкопа слышится в одной из частей 2-го фортепьянного концерта Сергея Рахманинова (1904-й год).
Интерес к музыке живой, наполненной импровизацией и ритмом, существовал издавна во многих европейских странах. И выражался он в форме особой любви к искусству цыган, которую, в частности, питали многие представители русского дворянства в Х1Х веке. Поехать «к цыганам» и провести буйную ночь под их пение и танцы не считалось зазорным или плебейским. Многие известные и уважаемые люди России, начиная с Пушкина, обожали цыганскую музыку. Я могу предположить, что она заменяла им то, чем впоследствии стал джаз, который в ХХ веке положил конец господству французской, а заодно итальянской и австрийской моды в Европе. Если во время 1-й Мировой войны в Европе было не до моды, то сразу после ее окончания оказалось, что умами многих европейцев завладела Америка, и джаз сыграл при этом решающую роль.
Это говорит о том, что само слово «синкопа» в начале ХХ века не просто стало модным, а отражало настроение людей, манеру двигаться, если не образ жизни. Появились даже так называемые «спазм-бэнды», утрировавшие синкопированную музыку. Все это становится очевидным, если посмотреть на сохранившихся лентах кинохроники, как танцевали в начале 20-х годов в Америке модные танцы типа стомпа, шимми или чарльстона. А если вслушаться в ранние записи первых «синкопаторов», то невозможно не поддаться волне энергии и радости, которая исходила от этих изобретателей новой музыки.
Первые визиты “Original Dixieland Band”, а также Сиднея Беше в Англию и Францию произвели неизгладимое впечатление на европейцев. Лихорадка синкопированной, экзотической музыки перекинулась в страны Европы, где получили возможность работать многие негритянские составы из США, а также моментально возникли и свои доморощенные «синкопаторы». Вплоть до 1939-го года в Европе пользовался большой популярностью еврейско-польский оркестр «Вайнтрауб синкопаторс», в котором играл на трубе легендарный Эдди Рознер.
В 1921-м году из Парижа в Москву вернулся Валентин Парнах, поэт и немного музыкант, типичный плейбой и тусовщик того времени. 1-го октября 1921 года он устроил изысканный концерт в одном из клубов на Большой Никитской, где присутствовал весь цвет московской интеллигенции. В концерте использовался привезенный В. Парнахом экзотический инструмент – саксофон, исполнялись странные пантомимические номера с пижонскими названиями типа «Жирафовидный истукан», в общем – была представлена западная новинка – «джаз». Кстати, на рояле играл молодой тогда, начинающий литератор, а в последствие – известный советский сценарист Евгений Габрилович. Реакция была восторженной, но никто ничего не понял.
Следующим испытанием для московской публики был концерт настоящего негритянского состава «Шоколадные ребята», который прошел в 1924-м году на Большой Дмитровке в помещении теперешнего Театра им. Ленинского Комсомола. Угар НЭПа уже проходил и российские зрители, также, как и критики, более трезво восприняли необычную синкопическую музыку. Я внимательно прочел отзывы в печати, появившиеся после этого концерта. По-настоящему никто не смог оценить, что произошло, а главное – что будет происходить с музыкой в ХХ веке. Через четыре года, когда в СССР приехал на гастроли сам Сидней Беше с оркестром Сэма Вудинга, реакция была иной. Джаз начал собирать своих поклонников и в России.
А вот великий русский писатель Максим Горький, живший тогда за границей, услышав краем уха новую американскую музыку, написал статью «О музыке толстых», в которой, толком не разобравшись, придал джазу негативную окраску, что сыграло отрицательную роль в развитии джаза в Советском Союзе.
Беззаботные 20-е остались позади. Уходило время рэгтайма, дискилендов, стомпа, шимми. Во всем мире обстановка потихоньку начала накаляться. В 1929-м году Соединенные Штаты Америки постиг тяжелейший экономический кризис, затянувшийся на восемь лет, и сделавший в одночасье безработными 15 миллионов человек. В Германии наступал конец Веймраской республике, гибла беззащитная демократия. Гитлер начал рваться к власти. В СССР занял свой пост Иосиф Сталин и сделал первые зловещие шаги к тирании. Продразверстка, Шахтинский процесс. В Италии уже во всю царил еще не распознанный фашизм. Джаз явился своеобразным барометром, отразившим процессы, происходившие на Земном шаре. И выразилось это в смене характера синкопированной музыки, в смене характера самой синкопы. Сам собой появился свинг – новая по энергетике форма джаза, музыка, отражавшая новые переживания, новый образ жизни. Гений джаза, Дюк Эллингтон в 1932-м году сочинил и исполнил пьесу под названием «То, что не имеет свинга, не имеет смысла».
Оркестр Дюка Эллингтона – 1932-й год.
Слово «свинг» стало символом чего-то принципиально нового. Он, фактически, опередил время, поскольку считается, что «Эра свинга» началась в 1934-м году, с концертов Бэнни Гудмена и других белых биг-бэндов. Но главное в том, что к середине 30-х годов стержнем самой популярной во всем мире музыки стала свинговая синкопа, принципиально отличавшаяся от синкопы рэгтайма, диксиленда и стомпа. Это была тяжелая, триольная синкопа, несущая в себе абсолютно новое переживание. Постепенно именно этот вид синкопы придал джазу особую популярность, сделав его символом американской культуры в 20-м столетии.