Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Конспект урока Русский язык.
Пояснительная записка. Учитель: Салтыкова Наталья Васильевна, класс – 2 «В».
Система учебников «Начальная школа XXI века». Учебник «Русский язык: 2 кл. 2ч.» Иванов С.В., Евдокимова А.О.
Познакомить учащихся с синонимами, наблюдать за сходством и различием слов-синонимов.
2. Развивать умение находить слова – синонимы среди других слов, развивать мыслительные операции и творческие способности, речь обучающихся;
3. Воспитывать аккуратность, прилежание, стремление хорошо учиться. Привитие интереса к предмету, воспитание у учащихся чувства товарищества, культуры общения, чувства взаимовыручки.
Личностные : самоопределение; умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать; применять правила делового сотрудничества.
Регулятивные : планирование, целеполагание, корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения.
Коммуникативные : уважительное отношение друг другу, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, планирование вопросов.
Познавательные : логические – анализ объектов с целью выделения признаков; с опоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов; умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условий действия.
Оборудование : на уроке используется мультимедийный проектор, презентация для иллюстрации некоторых упражнений и материалы электронного образовательного ресурса: «О чём говорят синонимы», «Определение синонимов», «Роль синонимов» раздаточный материал.
Формы организации познавательной деятельности : фронтальная, работа в парах, групповая работа.
Вид обучения: проблемный.
Универсальные учебные действия
1. Организационный этап.
— Сегодня замечательный и необычный день, так как у нас в классе много гостей. Давайте повернёмся к ним, улыбнёмся и поприветствуем.
— Я предлагаю, ребята, вам отправиться в путешествие – в удивительный мир русского языка. Согласны?
А сопровождать нас будут такие же ребята, только постарше вас.
— Скажите, с какой целью нужно изучать русский язык?
— Что вас ожидает на уроке, вы узнаете из карточек подсказок.
— Быть грамотными, узнавать что-то новое.
Личностные : самоопределение; умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.
Регулятивные : целеполагание. Коммуникативные : уважительное отношение друг другу.
— С чего мы начинаем урок? (Табл.1)
— Открыли тетради, записали:
— Посмотрите на слоги. Чем похожи? Чем различаются?
Регулятивные: корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения.
3. Словарная работа
— Хорошо. Составьте слово из этих слогов.
-Запишите. Выделите ударение.
-Назовите ударный слог.
-Назовите опасное место?
-Подберите проверочное слово.
— Составьте предложения со словом «ребята».
-Запишите 1 предложение.
Коммуникативны е : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Познавательные : логические – анализ объектов с целью выделения признаков; с опоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов. Личностные : применять правила делового сотрудничества
Урок русского языка на тему «Синонимы» (2 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Выберите документ из архива для просмотра:
Конспект урока русского языка во 2-м классе по теме «Синонимы»
Методы обучения: проблемный, иллюстративно-словесный.
Целевые установки урока
· Углубить знания о словах, близких по значению;
· Знать значение термина синонимы;
· Понимать возможности различных синонимов ( по сфере употребления, по стилистической и эмоционально-экспрессивной окрашенности);
· Уметь подбирать синонимы в зависимости от ситуации общения;
· Использовать синонимы в речи для более точного и образного выражения мысли;
· Уметь сравнивать слова по значению и звучанию;
· Развивать речь при составлении предложений со словами-синонимами.
· Понимать значимость лексически богатой речи для определения культуры человека;
· Понимать нежелательность повтора слов в речи;
· Стремиться пополнять свой словарный запас словами-синонимами.
Раз, два, три, четыре, пять-
Прозвенел звонок опять.
Снова нам пора за дело!
Где получим знанья впрок.
2. Словарная работа
Упражнение из электронного приложения
Воробей, город, комната, понедельник, хорошо.
3. Актуализация знаний.
4. Самоопределение к деятельности.
Создание проблемной ситуации при выполнении задания завершить сказку.
Почему поругались пёс и кот
Кот сказал псу: «какой же ты токовый пёс!» Пёс стал спорить:»Нет, я не толковый, я умный!» Кот говорит : «Как ты, пёс любезно разговариваешь!» А пёс знай себе не соглашается: «Я разговариваю не любезно, а вежливо!» И началась у них ссора. Летела мимо сорока, сказала: «Глупые пёс и кот, вам не из-за чего ругаться, потому что…»
— Что сказала сорока? (Учащиеся должны догадаться, что для ссоры у кота и пса действительно не было причин, потому что слова: умный –толковый, любезно – вежливо очень близки по значению.
— О каких словах будем говорить сегодня на уроке? (Словах близких по значению).
— Определите тему урока? (Слова близкие по значению).
— Какую цель поставим на уроке? (Узнать как называются такие слова, научиться находить их в словаре синонимов и использовать их в тексте).
— Как называются слова, которые сходны по своему значению, но разные по написанию? (Синонимы)
— Что мы знаем о синонимах?
— Что хотели бы узнать?
— Какие есть особенности синонимов? (Слова отвечают на один и тот же вопрос)
5 . Открытие нового знания
Внимательно посмотрим на экран и послушаем, какие же сведения о таких слова х сообщит профессор Самоваров:
Слова, близкие по значению, но разные по звучанию и написанию, называются синонимами. Например: солдат-воин. Слова-синонимы отвечают на один и тот же вопрос:
Какой? – смелый, храбрый;
Какой – отважный, мужественный.
Слова-синонимы делают нашу речь богаче, помогают выразить мысль, избежать повторений одного и того же слова.
Перед вами лежат карточки с текстом. Прочитайте его. (читают)
Во дворе слышны весёлые крики ребят. Ребята строят ледяную горку. Ребята сделали холмик и залили его водой. Весело будет ребятам на горке.
Интересно ли было его читать? Почему?(повторяется слово ребята). Как можно исправить текст, чтобы он стал интересным и выразительным? (Заменить повторы словами-синонимами) Какие слова можем подобрать? Чем надо воспользоваться при затруднении? (словарём синонимов)
— Воспользуемся словарём: ребята- дети, малыши, ребятня, школьники, детвора, ребятня.
Во дворе слышны весёлые крики _________. ____________ строят ледяную горку. _____________ сделали холмик и залили его водой. Весело будет _______ на горке.
(Проверка текстов). На какой вопрос отвечают слова-синонимы? Сделаем вывод: должны отвечать на один и тот же вопрос.
7. Основной этап урока.
· Первичное закрепление. Какое настроение вызвала у вас физкультминутка?
( Радостное, весёлое, бодрое). Найдём в словаре синонимы к слову радостный: ликующий, торжествующий. Запишем несколько слов на доске. Радостный, весёлый, бодрый, ликующий.
Составим схему слова радостный.
· Повышение уровня формируемых знаний. Учебник № 36 – выполняется устно.
Прочитайте слова, которые подобрали Аня и Ваня. Сравните звучание и значение слов. Близки ли эти слова по значению?
Комната- горница – светлица – каморка.
Звать – кричать – кликать – призывать.
— Какие из этих слов мы используем в обычной речи, а какие можно встретить только в стихах, сказках, пословицах?
· Выполнение упражнения 124 из Рабочей тетради № 2.( выполнение упражнения сопровождается видео на экране)
· Подбери к данным словам слова, близкие по значению, с тем же количеством звуков. Запиши их.
Слова для выбора: рынок, бор, мороз, жара.
( проверка по слайду)
· Задания на карточке:
вьюга алфавит ( проверка по слайду)
— Что нового вы узнали сегодня на уроке?
— С чем познакомились?
— Какие особенности синонимов узнали?
— Для чего нужны слова-синонимы?
— Какую цель ставили на уроке?
— Оцените себя. А свои карточки подпишите и сдайте мне.
Урок русского родного языка «Для чего нужны синонимы?» 2 класс
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Конспект урока русского родного языка. 2 класс
Тема урока: «Для чего нужны синонимы?»
Цель: обогащать активный и пассивный словарный запас; проводить синонимические замены с учетом особенностей текста; развивать речь, память, внимание.
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать оттенки значений синонимов; аргументировано отвечать, доказывать свое мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать.
Оборудование: учебник «Русский родной язык» 2 класс, авторы Александрова О.М., Вербицкая Л.А., Богданов С.И.
II . Актуализация опорных знаний.
Запись под диктовку: Пришла зима. В лесу стало скучно и холодно.
— Какое слово употреблено в переносном значении? (Пришла)
III . Самоопределение к деятельности.
— Прочитайте еще раз первое предложение. Каким словом можно заменить слово пришла? (Наступила, настала, началась)
— У слов наступила, настала, началась, пришла близкие значения.
— Ребята, кто из вас догадался, о чём сегодня мы будем говорить на нашем уроке? (Ответы детей)
— Кто сможет определить тему? (Ответы детей)
— Как в русском языке называют слова, у которых близкие лексические значения?
— Что такое синонимы? Кто не сможет ответить на вопрос можно прочитать на с. 80 определение.
— Откройте учебник на с. 80, прочитайте тему урока. (Для чего нужны синонимы?)
Упр.1 (с.80) Работа в парах.
— Объясните различия в значении слов в каждой паре. Если будет трудно, обратитесь за помощью к толковому словарю.
— Вспомните, как называются такие слова.
— Объясните, для чего их используют в речи.
— В русском языке существует словарь синонимов. (Учитель показывает словарь.)
VI . Закрепление изученного материала.
— Прочитайте стихотворение. Какой вы представили себе осинку?
— Как автор это показал? (Он использовал в стихотворении четыре синонима с общим лексическим значением «ощущать холод» )
— Помогло ли это создать образ осинки?
— Всегда ли синонимы могут заменять друг друга? (Нет.)
— Значения синонимов редко совпадают полностью. Как правило, синонимы отличаются тонкими оттенками значений. Например, слова вьюга и пурга – синонимы. Их значения очень близки, но всё же различаются оттенками смысла. Не любую, а только очень сильную вьюгу можно назвать пургой.
УПР.3 (с. 81) повышенной трудности.
— Определите, в каких предложениях можно использовать любой из синонимов, а в каких только один из них.
Упр. 4. (с. 81-82) Работа в группе.
— Подберите синонимы к выделенным словам. Запишите по образцу. Составьте несколько предложений с записанными словосочетаниями.
Определите, какой из синонимов в каждой паре встречается в русских народных сказках.
В каком столбике записаны слова, которые пришли в русский язык из других языков. Подберите к ним синонимы из второго столбика.
VIII . Подведение итогов урока.
— Какие слова называют синонимами?
— Для чего нужно знать и употреблять в речи синонимы?
Урок «Синонимы» 2 класс
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Предмет : Русский язык.
Авторы учебника : В.П.Канакина, В.Г. Горецкий.
Тема урока : Что такое синонимы?
Цель урока: создать условия для формирования умений находить и использовать синонимы.
Тип урока: «открытия» нового знания.
Задачи урока (обучающая, развивающая, воспитательная):
· «близкое» значение «не означает «одинаковое»;
· о роли синонимах в речи;
· подбирать и правильно употреблять синонимы в текстах;
· исправлять текст, изобилующий повторами, обращаясь к синонимам;
· самостоятельно выделять познавательную цель урока и формулировать проблему;
· анализировать, сравнивать, обобщать, делать самостоятельно выводы;
· способствовать развитию речи;
· интереса к родному языку;
· умения слушать и слышать учителя и одноклассников;
Методы обучения: системно-деятельностный, словесный, ИКТ.
Формы организации познавательной деятельности учащихся : фронтальная, индивидуальная работа, работа в парах.
Технические средства обучения:
· компьютер, интерактивная доска;
Технологическая карта урока
1. Самоопределение к деятельности
Приветствует учащихся. Проверяет готовность урока. Создает эмоциональный настрой.
-Сегодня на уроке мы продолжим раскрывать секреты русского языка.
Проверьте, как организовано ваше «рабочее место».
— А сейчас давайте повернемся друг к другу и пожелаем удачи:
-У нас все получится!
— Откройте тетради, запишите:
Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. Повторяют за учителем настраиваются на работу.
включение в учебный процесс, стремление к успешности в учебной деятельности.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества
с учителем
и сверстниками.
организация рабочего места
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности
Актуализирует знание учащихся.
Сегодня мы повторим написание буквы С, с
— Назовите элементы букв.
— Пропишите половину сроки заглавную букву, на второй половине – строчную букву.
— Дайте характеристику звука, который обозначается буквой с.
— Когда при письме мы используем заглавную букву С, когда строчную с?
— Посмотрите на доску.
пришла поздняя осень
— Можно ли эту запись назвать предложением?
— Исправьте ошибки, правильно оформляя начало и конец предложения. Спишите, подчеркните грамматическую основу.
— Какое слово употреблено здесь в переносном значении?
— Каким словом можно заменить слово пришла?
— Как вы думаете, а у подобранных вами слов наступила, началась, пришла близкие значения?
— Может быть кто-нибудь слышал или знает, как называются близкие по значению слова?
Называют элементы букв.
Ученики дают характеристику звуку [С]
Учащиеся прописывают буквы, контролируют последовательность действий, правильность и аккуратность записи.
Отвечают на вопросы, записывают предложение, выполняют задание.
Работа у доски (первый ученик правильно записывает предложение, второй подчеркивает грамматическую основу).
Наступила, настала, началась.
Регулятивные: контроль, оценка; корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения.
Коммуникативные: умение оформлять мысли в устной
речи, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Познавательные: уметь находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и имеющиеся знания
Личностные : применять правила делового сотрудничества.
— Какое затруднение возникло?
Почему оно возникло? Над чем будем работать на уроке?
Откроем учебник стр. 52
Обратите внимание на тему урока:
Какое слово будет определяющим сегодня? (синонимы)
— На какие вопросы должны найти ответ?
Как называются слова близкие по значению, но разные по написанию.
Находят в содержании и называют тему урока, открывают учебник, определяют цель.
Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме постановка вопросов.
Познавательные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические – формулирование проблемы.
4. Построение проекта выхода из затруднений.
Вводится понятие «синонимы».
— Сегодня мы будем изучать слова, близкие по значению.
— Сравним наши высказывания с правилом в учебнике. (с. 52)
(В русском языке есть слова, которые произносятся по-разному, а по смыслу одинаковые или очень близкие: родник и ключ, храбрый и смелый, работать и трудиться. Такие слова называются синонимами.)
Откройте с.55, прочитайте сведения для любознательных. (Слово «синоним» пришло к нам из древнегреческого языка и означает «одноимённый»).
-Как вы понимаете смысл данного слова?
— Объясните значение выделенных слов.
— Выполните письменное задание. (Дети списывают любую группу слов.)
Читают определение, отвечают по нему на вопросы
Отвечают на вопросы
Высказывают свои версии.
Родина — место, где человек родился;
мир — отсутствие войны; ловкий — обладающий физической сноровкой; разговаривать — общаться с кем-либо.
Регулятивные: постановка, принятие и сохранение учебных задач
Познавательные: уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт
и информацию, полученную на уроке
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать
и понимать речь других
5.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
— Давайте прочитаем текст –
С самого утра во дворе слышны весёлые крики ребят. Ребята строят горку. Ребята сделали ее из досок и железа. Весело будет ребятам кататься с горки.
В этом тексте есть существенный недостаток.
— Давайте постараемся переделать текст, используя разные синонимы, которые можно использовать вместо слова ребята.
Данное задание выполняете, работая в парах.
— Какой вывод можно сделать?
Читают текст, выясняют в нем недостаток
синонимы: дети, малыши.
синонимы обогащают наш язык, различаются оттенками значений, необходимо правильно употреблять их.
Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную задачу
Познавательные: обработка информации, поиск недостающих данных;
анализ с целью выделения признаков синтез как составление целого из частей, выбор оснований и критериев для обобщения; выведение следствий;
установление причинно-следственных связей;
инициативное сотрудничество со сверстниками в поиске, обработке и представлению информации; управление поведением партнера
6. Самостоятельная работа с самопроверкой
Работа по карточкам.
Задания на карточках:
1.Соединить синонимы парами:
бежать товарищ
жаркий врач
2. Задание: найди «лишнее» слово и подчеркни его.
Дана группа слов-синонимов, среди них есть то слово, которое не является близким по значению остальным.
Вкусный, аппетитный, крепкий, лакомый.
Храбрый, бесстрашный, мудрый, смелый.
Задира, забияка, драчун, шалун.
3.Подбери синонимы к словам:
Мягкий – (нежесткий, нерезкий, уступчивый, теплый)
Зной – (жара, пыл, пекло, жарища)
Шагать- (ступать, идти, плестись, шествовать)
— Давайте проверим, что же у вас получилось?
1.Какое задание выбрали?
2. Задание выполнено, верно, или с ошибками
3.Какое умение развивали при выполнении выбранного задания?
Выбирают задание (на выбор), в которых:
составляют соответствия; выбирают лишнее слово; подбирают синонимы.
Затем взаимопроверка, проверяют по образцу на слайдах и оценивают свою работу.
2. Проверяют по образцу.
Задание выполнено верно-карточка зеленого цвета;
одна ошибка-желтого цвета;
умение слушать и понимать других.
определять степень успешности
выполнения своей работы исходя из имеющихся критериев.
развитие навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.
7 . Включение в систему знаний и повторение.
— Прочитайте примеры, которые приведены в Упр. 68 (с. 53).
— Являются ли слова каждой пары синонимами?
— Синонимы близки по смыслу, но все же немного отличаются друг от друга по значению. Назовите отличия в лексическом значении слов каждой пары.
Значит, синонимы различаются …
Да. Это слова разные по написанию, но близкие по смыслу.
Рисунок — это то, что нарисовали; узор — это рисунок, являющийся сочетанием линий, красок, теней; мчаться — очень быстро бежать; алый — ярко-красный цвет.
Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме;
слушать и понимать речь других;
Познавательные : выделение необходимой информации;
Регулятивные: учатся высказывать свое предположение
8. Рефлексия деятельности.
— Какую цель мы ставили в начале урока?
-Какие выводы сделаем?
— Какую роль играют синонимы в речи?
-Теперь я вам предлагаю оценить вашу работу на уроке.
· я понял(а), что такое синонимы
· я понял(а), что такое синонимы и смогу помочь разобраться в этом вопросе другому человеку
· я понял(а), что такое синонимы, но мне надо ещё разобраться в этом вопросе
Домашнее задание дается по выбору :
· Рабочая тетрадь по русскому языку стр.20
· Учебник с 54 упр. 70
Отвечают на вопрос. (Они делают нашу речь богатой, гибкой, красочной, выразительной, разнообразной и точной)
Отвечают на вопросы.
Дают оценку своей деятельности на уроке
Записывают домашнее задание
понимать значение новых знаний и делать выводы на основе обобщения знаний.
Регулятивные: давать самооценку деятельности на уроке
оформлять свои мысли в устной речи.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Технологическая карта урока по русскому языку во 2 классе, УМК «Школа России», тема урока «Синонимы»
Общая информация
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Похожие материалы
«Первый полет человека в космос. 60 лет «
Рабочая программа по математике в 3 классе
«Мягкий знак как показатель мягкости согласных звуков»
Влияние компьютерных игр на современного подростка
«Активизация мыслительной деятельности младших школьников при подготовке к ВПР»
Урок развития речи «Составление предложений (с нарушенным порядком слов), их запись»
Презентация по русскому на тему: «Логическое ударение»(2 класс)
Школьная олимпиада «Всезнайка » 2 класс
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5291307 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки: вузы вправе вводить QR-коды для посещения корпусов
Время чтения: 2 минуты
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Студентам вузов могут разрешить проходить практику у ИП
Время чтения: 1 минута
На Госуслугах ввели запись детей на кружки и секции
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.