Синтаксическая роль глагола
Роль глагола в русском языке сложно переоценить. Он является одной из самых употребляемых частей речи, уступая только существительному. Важной особенностью глагола является то, что он может выступать в роли всех пяти членов предложения, как основных, так и второстепенных. Об этом и пойдет речь ниже.
Глагол как часть речи обозначает действие. Он отвечает на вопрос что делать? что сделать? Может изменяться по родам (только в прошедшем времени: кричал-кричала-кричало), числам (рисует-рисуют), временам (говорил-говорит-будет говорить).
Синтаксической ролью слова является функция, которую оно выполняет в составе предложения. Синтаксическую роль отдельного слова определить невозможно. На основании этой функции определяются члены предложения.
Глагол, как правило, входит в состав грамматической основы предложения и является сказуемым, но при определенных условиях он может выполнять и остальные четыре функции.
Итак, глагол в предложении может являться:
Стоит отметить, что чаще всего глагол является именно сказуемым. Сказуемым может быть глагол любого рода, числа или времени, а подлежащим, определением, дополнением или обстоятельством может быть только неопределенная форма глагола, которая отвечает на вопрос что делать? что сделать? (также известная под названием инфинитив).
Для того чтобы определить, какую именно синтаксическую роль играет глагол в конкретном предложении, необходимо уметь правильно задавать вопрос. Для этого важно не зацикливаться на том, что он по определению отвечает на вопрос что делать?, но может являться абсолютно любым членом предложения. Определить роль конкретного глагола в предложении невозможно без определения грамматической основы. В первую очередь всегда определяется подлежащее и сказуемое.
Глагол: морфологические признаки и синтаксическая роль
Большинство предложений, в которые мы оформляем высказываемые мысли, строятся с помощью глаголов (Гл.). Хотим ли мы высказать желание, необходимость, подчеркнуть свойства описываемого предмета, сообщить о произошедшем событии, используем модальные Гл., формы в различных наклонениях или просто связку быть.
Гл. называет действие или состояние. Если говорить о синтаксических свойствах, то лично-временные формы выступают в качестве сказуемого, начальная может быть всеми членами предложения. Неопределенная форма глагола не зря называется особой: передавая только саму идею действия, обладает только постоянными грамматическими признаками.
Грамматическое значение глагола
Обобщенное значение, свойственное глаголу, — передача информации о действии субъекта. Принято выделять основные группы действий, обозначаемых глаголом:
Постоянные признаки
При спряжении Гл. меняют аффиксы в зависимости от требований контекста. Но в любом времени, лице, роде и числе они сохраняют набор свойств. Неизменяемые грамматические (морфологические) свойства глаголов можно определить у всех форм конкретной речевой единицы, вне зависимости от коммуникативной ситуации.
Вид глагола
По критерию законченности/протяженности процесса Гл. делятся на виды – совершенный (СВ) и несовершенный (НВ). Вопрос к глаголам СВ – “Что сделать?” Обобщенное значение — завершенность, законченность: увидеть, приехать, высказать.
Глаголы НВ передают значение длящегося, незавершенного действия: вглядываться, говорить, стирать, идти. Если глагол отвечает на “Что делать?” “Что делал?” “Что будет делать?”, значит, он несовершенного вида.
Возвратность и невозвратность
Категория невозвратности характеризует действие по направленности на объект (стучать, кидать, умывать, менять). При морфемном анализе слова возвратные глаголы легко отличить по постфиксу -сь или -ся в конце слова (целоваться, открываться). Они передают значение замкнутости действия, направленного на субъект или ограниченности небольшим кругом лиц (кидаться, умываться, меняться).
Грамматическая категория переходности
Особенность переходного глагола – потребность в управляемом слове, раскрывающем смысл, которое стоит в беспредложном Вин. или Род. падеже: сдвинуть (стол, книгу), включить (телевизор, люстру), копать (землю, яму). Переходность в грамматическом смысле — неопосредованная направленность действия на предмет.
Непереходность глагола позволяет ему сочетаться с существительным или местоимением в любом непрямом падеже, кроме беспредложных родительного и винительного: ходить (по земле), смотреть (в зеркало), верить (в примету).
Глагольное спряжение
В зависимости от окончаний, приобретаемых при изменении формы, выделяют два спряжения, они также являются постоянным признаком глагола. Небольшая группа слов (дать, есть и их словоформы) изменяются по особой системе. Глаголы бежать и хотеть относятся к разноспрягаемым: их формы имеют окончания обоих спряжений.
Непостоянные признаки
Изменяемые грамматические свойства характерны спрягаемым формам глагола. Словоформу анализируют в контексте, в зависимости от особенностей словоупотребления.
Глагольное наклонение
По признаку реальности описываемой ситуации в лингвистике принято выделять следующие глагольные наклонения:
Изменение по временам
Глаголы только одного из трех перечисленных наклонений, изъявительного, могут меняться по временам. В русском языке система довольно простая, состоит из трех уровней:
Лицо глагола
Означает отнесенность действия к объекту, предмету. Изучается в рамках программы 6 класса, наряду с иными характеристиками глагола. Изменение по лицам свойственно глаголам всех наклонений и в, кроме простого прошлого:
Глаголы,обозначающие состояние природы или человека, не подразумевают отнесения к конкретному действующему лицу или предмету: моросит, мерещится. Такие глаголы называют безличными.
Род у глагола
Род определяется у словоформ прошедшего времени единственного числа: нашел, увидел, сказал — нашла, увидела, сказала.
Единственное и множественное число
Число можно определить у изменяемых форм глагола: крашу — красят, красил — красили, покрасит — покрасят.
Школьники, обучающиеся в 7 классе, должны уверенно определять основные морфологические характеристики глагола при морфологическом анализе слова.
Синтаксические признаки глагола
Синтаксические и морфологические признаки глагола тесно связаны между собой.
В предложении изменяемые формы глагола выступают в роли простого сказуемого: открылась дверь на лестницу; на лес опустился туман.
Часто встречаются примеры употребления глагола в составном сказуемом: все может случиться, начну бегать по утрам. В этом случае глаголы (может случиться, начну бегать) передают общее значение и выступают в предложении как неделимая конструкция. Составное глагольное сказуемое состоит из двух компонентов: личная глагольная форма, которая несет в себе модальное или иное дополнительное значение (могу, начну) и начальная форма, передающая смысл высказывания (бегать, случиться).
Инфинитив — самая разнообразная по синтаксическим признакам, присущим глаголу, словоформа. Может выполнять в предложении любую синтаксическую функцию:
Урок русского языка в 6 классе Тема: Повторение изученного в 5 классе. Глагол как часть речи, синтаксическая роль глагола в предложении, безударные личные окончания глаголов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Урок русского языка в 6 классе
Тема: Повторение изученного в 5 классе. Глагол как часть речи, синтаксическая роль глагола в предложении, безударные личные окончания глаголов
Цели: повторение знаний о глаголе, закрепление умений правильно выбирать орфограммы в написании безударных личных окончаний глаголов, определять синтаксическую роль глагола в предложении, анализировать текст. Повторить синтаксис: обращение, двойную роль союза и.
Развивать речь, наблюдательность.
Воспитывать любовь к природе, к родному краю.
Оборудование: Таблица спряжений, раздаточный материал для анализа текста и для самостоятельной работы, иллюстрации
Объявление темы и целей урока.
-Сегодня на уроке мы повторим знания о глаголе, закрепим умения правильно выбирать орфограммы в написании безударных личных окончаний глаголов, определять синтаксическую роль глагола в предложении, будем анализировать текст и проведем творческую работу.
Запишите тему урока.
Дайте определение глагола
Как изменяются глаголы
Как определить спряжение глагола? Упр.459
Еще необходимо вспомнить глаголы на –ять
Таять, сеять, веять, реять, чуять, лаять, блеять, лелеять, каяться, маяться, надеяться
Какие окончания имеют глаголы 1 спр., 2 спр? (таблица)
Как определить окончание в словах
Вышьет, выглядим, выбьешь, выспится, вылетит?
Нужно убрать приставку вы, т.к. она перетягивает на себя ударение.
Какова синтаксическая роль глагола в предложении.
4.Синтаксическая и орфографическая пятиминутка
Сегодня второе февраля. Февраль – последний месяц зимы. Он очень изменчивый, и об этом даже написано стихотворение.
Как тебя понимать, февраль?
То, деревья кидая в дрожь,
Ты пургой занаве с. ш ь даль,
В лед дорогу вдруг зак у. ш ь.
То поло щ. ш ь в дождях седину,
И гудит, и дро ж. т земля,
Словно в гости ты ж д. ш ь весну.
Нрав тяжелый у февраля!
Какое средство выразительности используется в этом стихотворении?
Обратите внимание на первое предложение и подумайте, чем оно осложнено? (Обращение) Поставьте недостающий знак. Запишите.
Вставим пропущенные буквы. Все ли из них являются орфограммами? Почему? Выпишем только с орфограммами.
На удивительную силу глагола обращали внимание многие писатели. А. Н. Толстой писал: «Движение и его выражение – глагол – являются основой языка. Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе».
А сейчас закройте глаза и представьте, что вы в зимнем лесу.
5.Работа с текстом.( Раздаточный материал)
Прочитайте выразительно текст, вставьте пропущенные орфограммы, расставьте недостающие запятые.
Зимой и летом осенью и в..сною хорош.. русский лес! В тихий зимний день выйд..ш. бывало, в лес на лыжах — дыш..ш.. и (не) надыш..ш..ся. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками с..гнулись под тяж..стью ин..я стволы молодых берез. Т..желыми шапками белого снега покрыты (темно)зеленые ветви высоких и маленьких елей.
Идеш.. по зимн..му лесу и (не) налюбу..ш..ся. Высокие, недвижные спят сосны и синеватые тени их стройных стволов лежат на белых нетронутых сугробах.
Невидимой жизнью полнит..ся зимний лес. От дерева к дереву тянут..ся легкие следы белок маленькие следоч..ки лесных мышей и птиц.
Только очень внимательный человек мож..т наблюдать жизнь зимн.. леса. Нужно уметь ходить тихо слушать и ост..навливат..ся. Только тогда откроет..ся вам вся чудесная красота спящего зимнего леса.
Определите тему текста (о чем текст)
Определите основную мысль текста ( что хотел донести до нас автор)
К какому стилю относится текст ( Художественный)
Каковы признаки художественного текста (образность, выразительность, наличие эпитетов, метафор)
К какому типу относится текст
Описание места.( здесь говорится о предметах и их расположении, и поэтому наряду с прилагательными используются глаголы)
Выпишите из текста первое предложение и сделайте его синтаксический разбор.
Прочитайте предложения, соответствующие схемам
Мы говорили, что, прежде чем определять спряжение глагола надо определить его вид.
Запишем слова из 2 пар в 3 л мн. числа
На листочках вставить орфограммы
Ветры гон..т, стел..тся коврами, лучи ласка..т, бор..тся с пургой, снежинки та..т, дыш..тся легко, наде..мся на чудо, люб..м зиму, стро..м крепость, не слыш..м пения.
8.Творческое задание: придумать предложение со зиме, используя материалы урока.
Что повторили на уроке?
Проверяя спряженьем окончание, –
Не допустишь ошибки случайной.
9. Домашнее задание: упр.461
Резерв: игра «Четвертый лишний»
Пишем, вяжем, стираем, дружим
Строим, клеим, отвечаем, держим
Спросят, посеют, дышат, постелют (буквы пропущены)
Методическая разработка урока русского языка по теме «Роль глаголов в речи» (6 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Выбранный для просмотра документ КОНСПЕКТ УРОКА.doc
Томилина Татьяна Семеновна, учитель русского языка и
литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа
с углублённым изучением отдельных предметов №16»
городского округа Саранск Республики Мордовия
Тема урока : Роль глаголов в речи
Тип урока: рефлексия
Вид урока: комбинированный
Дата урока: 05.12.2017
— учебник Русский язык 5-9 классы, автор В.В.Бабайцева;
— сборник заданий, для 6 класса, авторы В.В.Бабайцева, Л.Д.Беднарская, Н.В.Дрозд, О.А.Сальникова;
— компьютерная презентация урока;
— видеоролик журнала «Ералаш» «Вот это внук!»;
— 4 ноутбука для групповой работы;
— карточки для групповой и индивидуальной работы,
Цель урока : актуализировать знания об обобщенном лексическом значении глаголов, их роли в разных стилях речи.
-формирование у обучающихся ценностного отношения к русскому языку;
— развитие мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
— понимание значимости позитивного стиля общения и развитие навыков сотрудничества;
-развитие самостоятельности и ответственности.
— развитие умения высказывать свое предположение на основе работы с материалами;
— прогнозирование предстоящей работы (составление плана);
— оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей;
— осуществление познавательной и личностной рефлексии.
— умение находить глаголы в тексте на основе их значения и грамматических признаков и роли в предложении;
— уместное использование глаголов в разных стилях речи;
— совершенствование культуры речи, умения строить высказывание в соответствии с нормами русского литературного языка.
Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы обучения: словесные, наглядно-иллюстративный, поисковый, проблемный.
Учитель: Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хоть и были совсем незнакомы:
Что особенного тем мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
И я, ребята, хочу, чтобы наша встреча подарила всем вам капельку солнца, счастья, радости, чтобы вы почувствовали сегодня тепло нашего общения.
Итак, посмотрите на слово «здравствуйте», подберите к нему однокоренные слова: здоровье, здравствовать, здоровый. Определите часть речи. Выделите в нем морфемы, характерные для этой формы глагола.
Переход к теме урока.
Определение целей урока (для обучающихся)
Знать: какую роль играют глаголы в тексте.
Уметь: находить глаголы, определять их значение.
Совершенствовать культуру речи, умения строить высказывание в соответствии с нормами русского языка.
3. Работа с высказываниями
Глаголы — это слова, оживляющие все, к чему они приложены.
(Известный русский лингвист Александр Матвеевич Пешковский).
2) Синтаксический разбор предложения, морфологический разбор глагола «струится».
В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. ( Алексей Кузьмич Югов)
4. Осмысление. Выполнение упр.295 из сборника заданий.
— Удивлены? Чем? А все ли вам понятно из стихотворения? Почему? Отвечаем на вопросы, поставленные в упражнении, повторяем морфологические признаки глаголов.
5. Продолжаем наш урок. Проведем исследование: использование глаголов в разных стилях речи. В разных стилях речи глагол имеет разное назначение. Рассмотрите таблицу, с которой мы будем работать. Такие таблицы и перед вами на столе. По ходу урока будем заполнять таблицу, обозначая соответствующее значение.
Роль глаголов в разных стилях речи
Разговорный стиль. Сценку играет ученик
Вопрос учителя перед прослушиванием:
— Докажите, что отрывок написан в разговорном стиле.
… Прихожу домой, а мама спрашивает:
– Как дела? Что сегодня получил?
Я немного помолчал, а потом брякнул :
Посмотрела на меня мама и пальцем погрозила:
– Ах, хитрец, знаешь, что сегодня первое апреля, вот и разыгрываешь. Показывай скорее дневник, – и засмеялась.
Мне совсем не до смеха стало. Какой смех, если вышло так, что я сам себя облапошил … (Ю. Ермолаев)
Беседуют мать и сын в неофициальной обстановке. Используются разговорные слова.
Вспомним признаки официально-делового стиля (ученики называют): предельная информативная направленность, точность, стандартность, отсутствие эмоциональности и оценочности.
Используя эти и другие глаголы, данные вам для справки, создайте текст – инструкцию.
Инструкции прочитываются, комплекс упражнений выполняется учащимися в качестве физкультразминки. Учитель выполняет разминку вместе с учащимися.
Вывод: в научном стиле речи используются глаголы только в прямом значении, их функция: указать на долженствование, приказание, разрешение произвести то или иное действие и т.д.
Учитель: прослушайте текст, определите его стиль и тип речи.
Ты проснулся. Нет, тебя разбудила мама. Умывшись, ты съел завтрак, приготовленный мамой. А когда вернулся из школы, у мамы уже готов обед, хотя она сама только что вернулась с работы. А когда ты заболел, помнишь, как выхаживала тебя мама, сколько бессонных ночей провела у твоей постели?
Есть страшная легенда. Потребовала злая красавица у юноши, полюбившего её, живое сердце его матери. Тёмной ночью совершил сын злодейство. Когда нёс материнское сердце в руках, упал, ударился о камень и вдруг услышал, как оно прошептало: «Тебе не больно, сынок?»
Бесконечно великодушно сердце матери. А твоё? Так же оно наполнено любовью к маме? Что для тебя значат слова «материнская любовь» и «любовь к матери»? (По В.Лариной)
(Стиль речи – публицистический; лексика: школа, работа, злодейство; синтаксис – недосказанная мысль; риторические вопросы. Тип речи – рассуждение).
В 2-х – 3-х предложениях выскажите собственное отношение к затронутой проблеме.
Обучающиеся составляют письменные высказывания по проблеме.
Люди не уважают того, кто обижает мать, кто забыл о ней. По отношению к матери мы определяем, каков человек.
Подчеркните глаголы в тексте, определите, какую роль они играют в публицистическом стиле? (обращение к таблице).
Учитель: публицистический стиль в сравнении с другими книжными стилями обладает значительно большими возможностями использования различных семантических групп глаголов, хотя ограничения жанрового и тематического характера все же сдерживают свободу авторского выбора.
Учитель: А теперь, ребята, нам предстоит разобраться в том, какую роль играют глаголы в художественных произведениях. Вашему вниманию я предлагаю поэтический текст В. Солоухина «Слово о словах». Возьмите желтые карточки. (На них текст)
Я вам прочитаю это стихотворение, а вы послушайте:
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай — не спеши.
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком вьётся,
То медью траурной поёт.
Покуда слово сам не взвесишь,
Не выпускай его в полёт.
Им можно радости прибавить,
Им можно лёд зимой расплавить
И камень в крошку раздробить.
Оно одарит иль ограбит.
Пусть ненароком, пусть шутя.
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.
О чем, ребята, это стихотворение?
Каким может быть слово? ( Суровым, грубым, холодным, грустным, ласковым, теплым, нежным, радостным. )
О чем заставляет задуматься это стихотворение? ( Прежде чем что-то сказать, надо сначала хорошенько подумать, чтобы не причинить боль другому человеку, чтобы его не обидеть, не ранить. )
С помощью какой части речи это достигается? ( Глагола ). Мы еще раз убедились с вами в том, что назначение глагола – выражать само действие.
В каком значении употреблены в этом стихотворении глаголы? (в переносном)
Как называется это средство художественной изобразительности? (метафора, олицетворение)
Учитель: А сейчас заглянем в словарную статью Интернет-справочника «Википедия»:
Учитель: Обратите внимание на глаголы. Они так же выразительны, как и в художественном стиле? Почему? (Используются слова только в прямом значении. Автор не ставил перед собой задачи воздействовать на читателя силой художественного образа. Его задача – дать точную информацию об этом слове).
Практическая групповая работа.
Учитель: А теперь я предлагаю вам показать, как знания, полученные на уроке, вы сможете применить на практике. Вам представляется возможность, работая в группах, написать сценарий к одной из серий детского журнала «Ералаш».
Обучающиеся работают в группах, озвучивают предложенный им видеоматериал, публично представляют свою работу присутствующим.
7.Подводя итог нашей работе, я предлагаю вам заполнить карточки
Глагол занимает……….. место по частоте употребления в речи.
В разговорном, деловом, научном, публицистическом чаще всего используются глаголы в …………….. значении для достижения…………….
В художественном стиле чаще используются глаголы в …………… значении для …………………………..
Учитель: Проверьте себя. Ответы на слайде.
Итак, ребята, давайте подведем итог. Какую же роль играют глаголы в нашей речи? ( Умелое использование глаголов, их прямого и переносного значения обогащает нашу речь, делает ее более яркой и образной. )
2) Для 2-й и 4-й групп – творческая работа «Похвальное слово глаголу».
Глагол — великий труженик. Основная его обязанность в речи — выражать разнообразные действия. Чувства (волноваться, радоваться…), движения (лететь, бежать…), состояние (дремать, вечереть…), отношения друг к другу (уважать, любить…), различные звуковые явления (звенеть, скрипеть…) — всё подвластно глаголу, всё он может обозначить и обо всём рассказать…. Вот зачем нужно о нём всё знать.
Учитель: Давайте вспомним, на какие вопросы вы хотели получить ответы на сегодняшнем уроке? У кого остались вопросы без ответов?
Мне сегодня было интересно с вами работать, а вам? Поделитесь своими впечатлениями об уроке.
— Особенно мне понравилось…….
— Мне было трудно (легко)…….
— Теперь я знаю (умею)…….
Помните, что русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых, естественных понятий. В русском языке иногда для выражения разнообразных оттенков одного и того же действия существует до десяти и больше глаголов одного корня, но разных видов.
« Что русский язык – один из богатейших в мире, в этом нет никакого сомнения» (В.Белинский)