Имя существительное: синтаксическая роль в предложении
Основной структурной единицей речи является предложение, которое передает законченную мысль. Части речи в предложении «притираются друг к другу», согласуютсямежду собой, подчиняясь логике выражения мысли. Главные члены предложения несут основную информацию – называют субъект и его действие. Второстепенные члены говорят о признаках субъекта, образе и обстоятельствах действия. Синтаксическая роль существительного универсальна: оно может сочетаться с любыми частями речи и выступать в роли как главных, так и всех второстепенных членов предложения.
Существительное в предложении – на все руки мастер
Пять членов предложения способны передать все многообразие речевых задач. Каждая часть речи играет здесь свою традиционно-законную роль:
Синтаксическая роль слов и словосочетаний в предложении определяется по вопросам, которые можно к ним адресовать.
Вопросы главных и второстепенных членов предложения
Многообразие ролей существительного в предложении
По каким правилам определяют синтаксическую роль существительного
Главный инструмент, определяющий роль существительного в предложении – ВОПРОС, поясняющий смысловую нагрузку и сочетание слова с остальными членами.
На заметку: определение в виде ПРИЛОЖЕНИЯ пишется с определяемым словом через дефис и сочетается с ним в роде, числе и падеже: в городе-спутнике, о матери-героине; в море-океане.
Основные трудности определения синтаксической роли существительного
Синтаксическая роль | Проблема | Решение | Примеры |
---|---|---|---|
Подлежащее | Существительное не стоит в И. п. | Количественное значение Избирательность: предлог «из» + Р. п. Сочетаемость: предлог «с» + Т. п. |
Когда существительное – не член предложения
Роль существительного в речи может быть шире синтаксических задач. Иногда существительное, присутствуя в предложении, не является его членом.
Обращение служит для привлечения внимания к тому, что говорится:
Слова «мама», «жизнь», «друзья» никак не согласованы с остальными членами предложения, являются «посторонними наблюдателями», отделяются запятой.
Вводное словосвязано с остальными членами предложения разве что мимолетным настроением. Предложение не потеряет ни капли смысла, если вводное из него слово убрать:
Еще раз о синтаксической роли существительного:
Синтаксическая роль существительного в предложении 6 класс
Открытый урок по теме «Имя существительное в словосочетании и предложении». 6-й класс
Здравствуйте, уважаемые друзья! Прошу Вас проверить готовность к уроку. Учебник рабочая тетрадь, пишущие принадлежности. И прежде чем нам начать с работу, давайте с вами запишем сегодняшнюю дату и классная работа. (Записывают)
2. Минутка мотивации
Посмотрите на экран. Прочитайте.
Солнце. Небо. Облака.
Берег. Дерево. Река.
Волны. Лучики. Леса.
Отражение. Небеса.
Что интересного вы заметили? (это всё предложения, текст, слова, существительные).
Здорово! А верите ли вы, что (просто перелистать)
1. Существительное – самая древняя часть речи.
Согласны ли вы с этим утверждением? Кто согласен, поднимите руку.
Да, существительное действительно самая древняя часть речи. Именно с неё началось освоение окружающего предметного мира древним человеком.
2. Существительное – самая часто употребляемая часть речи.
Согласны ли вы с этим утверждением? Кто согласен, поднимите руку. Да, каждое второе слово в нашей речи – существительное.
3. В русском языке около 15 000 существительных. (затрудняются)
4. Существительное может быть любым членом предложения.
А вот на этот вопрос вы сегодня найдете ответ сами.
Вы наверно догадались, о чем мы будем говорить. (о существительном). Правильно, но не только о нём мы сегодня будем говорить. (перелистать слайд)
Тема: имя существительное в предложении, а так же в словосочетании.
(помогаю сформулировать тему; уточняю про словосочетание, что при разговоре о предложении это важно).
Положите перед собой листы самооценки. Отметьте, пожалуйста, то, что знаете.
ЛИСТ САМООЦЕНКИ
Тема урока: роль имени существительного в предложении и в словосочетании
Я знаю…
определение имени существительного
признаки имени существительного
что такое словосочетание
Я умею…
определять главное и зависимое слово в словосочетании
определять синтаксическую роль имени существительного в предложении
Хочу узнать…
Итак. Скажите, пожалуйста, что такое имя существительное? (поднимают руки, одного спрашиваю определение – полный ответ)
А кто может назвать признаки имени существительного? (один – постоянные признаки, второй – непостоянные признаки)
А что скажет, что такое словосочетание? (поднимают руки, одного спрашиваю определение – полный ответ)
А что умеем? (спрашиваю, поднимают). Как много вы знаете. Значит эта тема не новая для Вас? Да. Какую цель мы ставим: (формируют, помогаю: определить роль существительного в словосочетании и предложении).
3. Словарная работа (Найди лишнего)
Обратите внимание на экран. Из каждой строчки выпишите слово, которое является лишним. Подумайте, по какому признаку мы можем определить лишнее слово. Выпишите его.
Удивление, очарование, наслаждение, прикосновение
Беспорядок, пригород, добродушный, недруг
Думает, пишет, смотрит, читает
Смелость, доброта, храбрость, бесстрашие
(выписали, спросила почему)
Итак. Составьте словосочетания с данными словами. Опираясь на схемы, которые вы видите на доске. Давайте запишем. К какой схеме относятся эти словосочетания?
Итак. Какую роль в словосочетании играет существительное? (может быть главным или зависимым) С какими частями речи можно составить словосочетания?
(на доске висят схемы словосочетаний сущ+сущ, сущ+мест, сущ+прил, сущ+глагол).
4. Работа с упражнением в учебнике
А сейчас открывайте, пожалуйста, учебник. Упражнение 248.
Выпишите из данного упражнения словосочетания, которые соответствуют схеме сущ+сущ. Укажите главное/ зависимое слово + вопрос + части речи. Время выполнения — 1,5 минуты.
Словосочетания: вершина горы капля дождя, сервиз из фарфора, упражнение по орфографии. (кто первый напишет – к доске). Обратите внимание на разбор словосочетания. Все пункты должны быть соблюдены.
А сможем ли мы заменить эти словосочетания на синонимичные, которые будут соответствовать схеме прил+сущ. Да, можем. Давайте обсудим:
Итак. Мы с вами сейчас увидели, что явление синонимия может быть не только среди слов.
5. Работа с текстом
Пожалуйста, прочитайте выразительно. Что это? (текст). Почему текст? Какие признаки текса?
Книги — вместилища знаний в мире людей. Место, где мы храним то, что боимся забыть. В них нет никакой тайны, никакого волшебства. Волшебство лишь в том, что они говорят, в том, как они сшивают лоскутки вселенной в единое целое.
В каком предложении заключена главная мысль?Выпишите его. (одного к доске)
(выписывают предложение Книги — вместилищазнанийв мирелюдей)
А кто-нибудь обратил внимание на это предложение? Что в нём особенного? (в нём одни существительные)
И нам с вами осталось ответить на последний вопрос нашего урока, какими же членами предложения могут выступать имя существительное.
Для этого нам нужно выполнить синтаксический разбор. (вызываю особо активного к доске) Что мы выделяем в первую очередь (грамматическую основу). Что далее? (обратить внимание, что при разборе этого предложения выделять смысловые связи и писать вопросы).
Скажите, пожалуйста, какими же членами предложения являются наши существительные? (подлежащее, сказуемое, дополнение, обстоятельство, определение?)
6. Итоги
Настало время подводить итоги нашего урока. Какую цель мы ставили сегодня на урок? А проверить это нам поможет небольшая тестовая работа. Для этого прошу вас перевернуть ваш лист самооценки. Там представлен небольшой тест, состоящий из 4 вопросов. Внимательно читайте задания. Время выполнения – 2 минуты.
Тест
1. Выберите словосочетания.
1) дети и взрослые
2) кричать громко
3) звездная ночь
4) береза наклонилась
2. Выберите словосочетание, в котором главное слово — существительное.
1) играть на трубе
2) слон и моська
3) теплая весна
4) увидеть мать
3. Укажите словосочетания, которые можно выделить в данном предложении.
Скоро гроза отступила к западу.
1) гроза отступила
2) гроза скоро
3) отступила к западу
4) отступила скоро
5) гроза к западу
4. Выпишите существительные из предложения Скоро гроза отступила к западу. Укажите их синтаксическую роль в предложении. ______________________
Ответы:
4. подлежащее, дополнение, обстоятельство
Критерии:
Итак, время вышло. А сейчас, пожалуйста, я прошу вас обменяться листочками для взаимопроверки. На экране представлены ответы и критерии оценивания. Проверьте, пожалуйста, работу вашего соседа и поставьте оценки за работу.
Теперь я попрошу вас передать работы мне. Оценки за работу будут выставлены вам.
7. Итог + домашнее задание
В заключение урока хочу еще раз обратить ваше внимание на стихотворение, которое было в начале урока. (слайд со стихом)
Можем мы представить картину на основе этого стихотворения? Какие впечатления вызывают у вас строки этого стихотворения? (радость, счастье, умиротворение, воспоминание, блаженство)
Солнце. Небо. Облака.
Берег. Дерево. Река.
Волны. Лучики. Леса.
Отражение. Небеса.
Что вы испытывали на уроке? (сл. Слайд). Запишите эти слова на листочке. (записали)
Что такое синтаксическая роль в предложении — определение, особенности и правила
Выполнить синтаксический разбор предложения означает определить синтаксическую роль (синтаксическую функцию) каждого члена предложения. Что такое синтаксическая роль? Под синтаксической функцией (ролью) в предложении следует понимать то, как слово, данное в определенном контексте (в предложении), взаимодействует с другими словами. В зависимости от того, как в предложении слово ведет себя по отношению к другим словам, выделяют главные (подлежащее, сказуемое) и второстепенные (определение, дополнение и обстоятельство) члены предложения.
Особенности синтаксической роли
Каждой самостоятельной части речи отведена определенная синтаксическая роль в предложении. Например, имя существительное традиционно выступает в роли подлежащего (Кот запрыгнул на стол). Но при разборе предложения следует помнить о том, что свойственная определенной части речи синтаксическая роль слова может быть иной в конкретном предложении.
Правила определения синтаксической роли
Синтаксическую роль необходимо определять по смысловому вопросу, задаваемому к слову. Для наглядности представим это в таблице.
Синтаксическая роль | Смысловой вопрос | Часть речи | Пример |
Определение | Какой? | Прилагательное, причастие | Рыжий |
Подлежащее | Кто? Что? | Существительное | кот |
Обстоятельство | Как? | Наречие | вальяжно |
Сказуемое | Что сделал? | Глагол | расположился |
Дополнение | Вопросы косвенных падежей | Имя существительное во всех падежах, за исключением именительного падежа | на диване. |
Трудности определения синтаксической роли
(Примеры взяты из учебника «Современный русский язык» под редакцией Рахмановой Л.И., Суздальцевой В.Н. Параграф «Варианты падежных окончаний существительных разных склонений в единственном числе»).
Часто при синтаксическом разборе возникают трудности в определении синтаксической роли глагольных форм, поэтому подробнее остановимся на этих случаях.
Синтаксическая роль глагола
Традиционной синтаксической позицией глагола в предложении является роль сказуемого. Следует отметить, что речь идет о спрягаемых формах глагола. Например, в предложении «Он вышел из дома» спрягаемая форма глагола «выйти» в изъявительном наклонении, прошедшего времени, единственного числа, мужского рода является сказуемым.
Синтаксическую роль неспрягаемой формы глагола (инфинитива), а также особых форм глагола (причастия и деепричастия) рассмотрим ниже.
Синтаксическая роль инфинитива
Инфинитив (или неопределенная форма глагола) является неспрягаемой формой глагола. Считается, что он также способен выполнять в предложении роль исключительно сказуемого. Но это не верно!
Что такое синтаксическая роль в предложении для такой формы, как инфинитив? Он может выступать в паре со спрягаемым глаголом как составное глагольное сказуемое, например: «Саша хочет почитать», в роли простого глагольного сказуемого в двусоставном предложении, например: «Пашню пахать – не руками махать», а также в качестве главного члена односоставного предложения.
Функции инфинитива в предложении этим не ограничиваются. Также он может выступать в качестве подлежащего: «Почитать хорошую книгу – это большое удовольствие».
В функции второстепенных членов:
Таким образом, роль инфинитива в предложении не ограничивается только сказуемым, как у спрягаемых форм глагола. Инфинитив обладает способностью быть употребленным в значении любого члена предложения, то есть может выполнять функции как главных членов предложения, так и второстепенных.
Правила определения синтаксической функции инфинитива
Для того чтобы их избежать трудностей при определении синтаксической функции инфинитива, необходимо запомнить несколько правил:
1. Наличие связки ЭТО при одном из главных членов указывает на то, что перед нами сказуемое, а инфинитив – подлежащее.
2. Необходимо при определении главных членов обращать внимание на порядок слов.
3. Порядок слов играет важную роль при сочетании инфинитива со словами на –О:
а) если в предложении на первом месте стоит инфинитив, а далее следует слово на –О, перед это двусоставное предложение, где инфинитив является подлежащим;
б) если на первом месте в предложении стоит слово на –О, а далее следует инфинитив, то предложение является безличным;
в) если при инфинитиве присутствуют слова категории состояния, то, независимо от порядка слов, это безличное предложение.
4. Инфинитив может выступать в роли простого глагольного сказуемого.
5. Инфинитив, образовывая со спрягаемым глаголом составное глагольное сказуемое, передает основное лексическое значение, а другой глагол, являясь вспомогательной частью — грамматическое значение (наклонение, время, лицо, число или род).
6. Сочетание спрягаемого глагола и инфинитива образует в предложении составное глагольное сказуемое при условии, если действие совершает один и тот же субъект. В противном случае, инфинитив в предложении выполняет роль дополнения.
7. Также инфинитив может выступать в роли несогласованного определения или обстоятельства цели.
Синтаксические особенности причастия
Причастие является особой спрягаемой формой глагола. Ее особенность состоит в совмещении грамматических признаков двух частей речи.
Причастие обозначает действие, состояние, признак лица или предмета и сочетает признаки глагола и прилагательного.
К глагольным признакам относятся: переходность/непереходность, возвратность/невозвратность, вид, залог и время; управление, свойственное исходному глаголу, и сочетаемость с наречием. Являясь особой формой, причастие лишено категории наклонения и лица. Как и прилагательное, причастие изменяется по родам, числам, падежам.
В предложении имеет ту же синтаксическую роль, что и прилагательное, то есть причастие может выполнять роль как определения, так и быть именной частью составного сказуемого. Например: «Компания сотового оператора предлагает своим клиентам выгодные условия: все исходящие звонки в роуминге бесплатны». Исходящие — это причастие, синтаксическая роль (какие?) — определение.
Синтаксические особенности деепричастия
Деепричастие – особая неспрягаемая форма глагола, обозначающая действие, сопутствующее другому действию, которое названо в том же предложении спрягаемой формой глагола и сочетающая признаки глагола и наречия.
К глагольным признакам относятся: частеречное значение действия, вид, залог и управление, свойственное исходному глаголу. Как и наречие, деепричастие не изменяется по наклонениям, временам, лицам и числам.
В предложении выполняет ту же роль, что и наречие, то есть выступает в роли обстоятельства. Например: «Юная влюбленная, не касаясь перил, сбежала вниз по ступеням». Не касаясь — это деепричастие, синтаксическая роль (как?) — обстоятельство.
Конспект урока+ презентация «Имя существительное. Его роль в предложении» 6 класс русский язык
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Выбранный для просмотра документ Мои слайды Открытый урок по русскому языку в 6 классе.ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
Двадцать второе октября Классная работа Имя существительное и его роль в предложении. Имя существительное-хлеб языка Л.В.Успенский
Хлеб в России пекли с куполами, Чтоб хватило, как неба, на всех За широкими в доме столами Крошку бросить считали за грех. И хлеб-соль- это русский обычай, Словно символ людской доброты. Прослушайте стихотворение и устно дополните ряды существительных.
Работа с текстом. Испокон веков хлеб был не простой едой. Он был мерилом не только общественного благосостояния, но и человеческой совести. Хлебом-солью встречали друзей. За хлеб бились с врагом насмерть. Хлебом, как именем матери, клялись. Хлеб был продуктом, вызывающим особое, можно сказать, святое чувство. За хлеб, который был нужен умирающим от голода детям Москвы, Ленинграда, Поволжья в годы войны, революции, отдавали свою жизнь сотни людей. О хлебе созданы разного рода поверья, легенды, сказки, были. Хлеб – это и рука друга, протянутая в час испытаний. Хлеб – солдат, дипломат и строитель. Поэтому отношение к хлебу должно быть поистине святое. А как бывает горько и обидно, когда видишь в столовой разбросанные на полу или втоптанные в грязь куски хлеба.
Р…бота у крестьян ос…нью заметно убывает; но все же он не остается без дела. В начале осени нужно п…хать, и б…ронить, и зас…вать …зимые поля; потом надо свозить хлеб с полей в риги. Свезши хлеб, надобно сушить его в овине, а потом м…л…тить. Удары молотильных цепов с раннего утра до поз…него вечера слыш…тся осенью на гумнах. Задание. Выпишите слова с пропущенными буквами, объясните их правописание.
Из словаря В.И.Даля Овин- строение для сушки хлеба в снопах топкою. Главная часть его- яма, в которой разводится огонь; над ямой сушило или колосники, где на решетинах надсаживаются снопы. Рига- молотильный сарай с овином, крытый ток с сушилом. Цеп- ручное орудие для молотьбы, состоящее из длинной ручки и прикрепленного к ней ремнем короткого деревянного била (дощечка плоская). Гумно- место, где ставят хлеб в кладях и где его молотят.
Домашнее задание Варианты домашних заданий: 1) написать небольшое сочинение на тему «Имя существительное – хлеб языка»; 2) подготовить сообщение «Роль существительных в предложении».
Выбранный для просмотра документ Открытый урок русского языка в 6 классе.doc
Государственное бюджетное образовательное учреждение
основная общеобразовательная школа с. Абашево
муниципального района Хворостянский Самарской области
Открытый урок русского языка в 6 классе.
Учитель: Адоевская Л.А.
Цели урока: 1) повторить, обобщить, закрепить знания и навыки учащихся, полученные в 5 классе, об имени существительном:
2) активизировать мыслительную деятельность учащихся, развивать речь, память учащихся, обогатить словарь;
3) способствовать формированию патриотического отношения к истории народа, воспитывать бережное отношение к хлебу, уважительное отношение к труженикам полей, способствовать сплочению детского коллектива.
Тип урока : урок – повторение с применением ИКТ
Форма урока: повторительно-обобщающий.
русская народная песня «Ах, ты степь широкая», веера с названиями падежей, колосья пшеницы из бумаги, магнитная доска.
Весёлый прозвенел звонок,
Мы начинаем наш урок.
Запишите, пожалуйста, дату: Восьмое сентября.
II . Вступительная беседа: какие части речи вы знаете? (Ответы детей)
1.Отгадайте, какая часть речи говорит о себе так:
Мы называем предметы, людей
И отвечаем на вопросы простых падежей. (Имя существительное).
3. К.Г.Паустовский утверждал: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия».
Эти слова Паустовского прежде всего относятся к именам существительным, так как в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имён существительных.
— Отгадаете загадку, узнаете, что спрятано под полотенцем.
Отгадать легко и быстро.
Мягкий, пышный он, душистый.
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
— Что это? Правильно, хлеб.
— О нем – его умножении, бережном к нему отношении наш урок.
Провести наш урок нам поможет папка-журнал, и
первая его страничка «Хлеб – всему голова!».
— Скажите, кому принадлежат слова “Хлеб – имя существительное, а все остальные прилагательные”? Как называется произведение и кто автор?
— Да, верно. Эти отрадные слова написал писатель Михаил Алексеев и вложил в уста одному из героев своего романа “Хлеб – имя существительное”.
(Учитель показывает книгу Михаила Алексеева «Хлеб – имя существительное”.
-Имя существительное говорит о себе так: «Давно живу я в мире этом, даю названья всем предметам» Какие же названия предметам даёт имя существительное? Что обозначают существительные?
— конкретные предметы (дом, книга, поле,…)
— вещества (бензин, железо, молоко, мясо,…)
— качества и свойства ( хрупкость, верность, честность,…)
— действие или состояние ( бег, ходьба, изумление, восхищение,…)
-живые существа и растения (пшеница, кошка, человек,…)
-явление природы (вьюга, радуга,…)
-общественные явления (праздник, олимпиада,…)
-географические названия (Чагра, Байкал,…)
Прослушайте стихотворение и устно дополните ряды существительными из стихотворения.
(ученица в цветном платке, накинутом на плечи, с подносом в руках (хлеб и соль)
Хлеб в России пекли с куполами,
Чтоб хватило, как неба, на всех
За широкими в доме столами
Крошку бросить считали за грех.
И хлеб-соль – это русский обычай,
Словно символ людской доброты.
2.Постоянные и непостоянные морфологические признаки.
Имя существительное –важная часть речи.
-Что мы знаем о существительном? (На магнитной доске пшеничные колоски, на них написаны задания. «Срывая» колосок, дети отвечают на вопросы).
1. Имена существительные отвечают на два вопроса КТО? ЧТО? Да или нет? Почему? (Бывают одушевлённые и неодушевлённые).
2. Имена существительные бывают собственные и нарицательные. Да или нет? Расскажите.
3. Имена существительные не изменяются по родам. Да или нет?
4. Имена существительные относятся к 1, 2, 3 склонению. Да или нет?
Поэтому отношение к хлебу должно быть поистине святое. А как бывает горько и обидно, когда видишь в столовой разбросанные на полу или втоптанные в грязь куски хлеба.
Комплексный анализ текста.
-Как можно озаглавить текст? (Хлеб – всему голова).
-Что означают слова «испокон веков» (давным-давно, с давних пор)
-Ребята, что означает обычай хлеб-соль (отвечает заранее подготовленный ученик). Самое радушное, самое доброе, гостеприимное приветствие русских хлеб-соль значит следующее: раздели со мной хлеб, отведай хлеба нашего, приобщись к трапезе, столу и пусть всегда будет у тебя и хлеб, и соль, и пусть в доме твоём будет сытость, мир и радость.
-Ребята, перечитайте последний абзац. Как нужно относиться к хлебу? (Бережно, свято).
-Давайте будем всегда помнить мудрое изречение, пришедшее к нам из глубин веков, рожденное народным опытом: “Да отсохнет рука, бросившая под ноги хотя бы крошку хлеба”.
-А какое высказывание висит на стене в школьной столовой? (Хлеба к обеду в меру бери, хлеб-достояние, им не сори».
Задание по парам. (по 2,3 слова, ставя в начальную форму)
3 пара – выписать существительные мужского, женского и среднего рода;
4 пара – выписать существительные 1-госкл., 2-го скл., 3-го скл.
— Какие морфологические признаки имени существительного мы повторили? (Постоянные)
— Какими членами предложения являются существительные, выделенные синим цветом? Какова синтаксическая роль имени существительного?
4.Роль имени существительного в речи.
-Прослушайте отрывок из стихотворения В.Маяковского. Какие картины могут «нарисовать» существительные?
-Рассмотрите картину И.И. Шишкина “Рожь”(звучит песня).
Учитель. Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце. Н.Рыленков.
—Какова роль имён существительных?
(Делается вывод о том, что с помощью существительных можно «нарисовать» картину природы, портрет и т. д.)
Солнце глянуло на парту…
Раз, два, три, четыре, пять.
Все мы делаем зарядку,
Надо нам присесть и встать.
Руки вытянуть пошире
Раз, два, три, четыре, пять.
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку,
Все мы делаем зарядку.
Страничка вторая «Хлебороб вчера»
-Знакомо ли вам слово хлебороб? Раньше на Руси хлебороба называли хлебопашцем. А кто такой хлебопашец?
“ Хлебопашец – тот, кто занимается хлебопашеством; земледелец”.
-Каким же был труд хлебопашца? В рассказе К.Д.Ушинского об осенних работах русского крестьянина мы находим следующие строки:
“ Р…бота у крестьянина ос…нью заметно убывает; но все же он не остается без дела. В начале осени нужно п..хать, и б…ронить, и зас…вать …зимые поля; потом надо свозить хлеб с полей в риги. Свезши хлеб, надобно сушить его в овине, а потом м…л…тить. Удары молотильных цепов с раннего утра до поз…него вечера слыш…тся осенью на гумнах”.
Задание. Выпишите слова с пропущенными буквами, объясните их правописание.
Один ученик за компьютером вставляет буквы в словах и объясняет их написание.
-Работа со словарём В.Даля в парах (по одному слову). Слайд №7.
Овин – строение для сушки хлеба в снопах топкою. Главная часть его – яма, в которой разводится огонь; над ямой сушило или колосники, где на решетинах насаживаются снопы.
Рига – молотильный сарай с овином, крытый ток с сушилом.
Цеп – ручное орудие для молотьбы, состоящее из длинной ручки и прикрепленного к ней ремнем короткого деревянного била (дощечка плоская).
Гумно – место, где ставят хлеб в кладях и где его молотят.
Слайд №8 (картина А. Веницианова «Гумно»)
— Часто эти устаревшие слова мы и сейчас встречаем в пословицах и поговорках.
Игра «Кто быстрее» (составить пословицу из карточек)
Учитель раздаёт по одному конверту на парту.
— У нашего господина ни ржи, ни овина.
— Хоть овин гори, молотильщиков корми.
— У богатого гумна и свинья умна.
— Кто ленив с сохой, тому и год плохой.
Объясните смысл этих пословиц и поговорок.
Страничка третья «Хлебороб сегодня»
-Труд современного земледельца воспет в стихах, песнях, пословицах, загадках. Давайте их вспомним.
Полна, красна земля родная
Людьми надежных душ и рук.
Читают стихотворение учащиеся.
И живут не случайно
Среди наших друзей
Страничка четвёртая «Наши хлеборобы »
-По праву к числу “адмиралов полей” можно отнести почётных комбайнёров ООО «Агрофирмы СПС» Адоевского А.В., Сафронова А.А.
Слайд №8 (Вырезки статей из газеты «Чагринские зори» о почётных хлеборобах нашего села).
Давайте поиграем. Игра «Кто быстрее» Слайд №9
—Соберите пословицы о хлебе.
Худ обед, когда хлеба нет.
Хлеба ни куска, так и в горнице тоска.
“ Хочешь, есть калачи – не сиди на печи.
—А какие фразеологические обороты вы знаете, в состав которых входит слово ХЛЕБ.
— Даром хлеб есть. (Жить напрасно, не принося никакой пользы)
— Хлеб да соль! Что означает? (Приятного, хорошего аппетита)
— Хлеб насущный. (Необходимые средства для жизни)
-А теперь конкурс “Отгадай загадку!”
—Напишите отгадку к загадке.
Что две недели зеленится, две недели колосится,
Две недели отцветает,
Две недели наливает,
Две недели подсыхает?
Железный нос в землю врос;
роет, копает, землю разрыхляет.
Лежит мужичок в золотом кафтане.
-Какая орфограмма во всех словах? Подчеркните её.
— Почему Лев Успенский называет имя существительное хлебом языка?
— Для чего нам нужен хлеб? (Для того, чтобы расти сильными и здоровыми.
Ударно поработали ребята. За такую работу я поставлю следующие оценки:
Оцените ваше внутреннее состояние, ваше настроение с помощью цветных кружочков.
VII . Информация о домашнем задании. Комментарий учителя по каждому заданию. (2минуты)
Слайд№10
Варианты домашних заданий:
1) написать небольшое сочинение на тему «Имя существительное – хлеб языка»;
2) подготовить сообщение «Роль существительных в предложении».
Слайд №11. Спасибо за урок.
Государственное образовательное учреждение
Самарский институт повышения квалификации работников образования
по курсам повышения квалификации
«Модернизация региональной системы образования»
(В рамках изучения ФГОС)
«Имя существительное. Его роль в предложении».
Автор методической разработки: