синтаксис и пунктуация виды связи предложений и их различия

Понятие о синтаксисе и пунктуации

Чтобы правильно говорить и писать, понимать чужую речь, то есть общаться в устной и письменной форме, нужно знать правила построения словосочетаний и предложений.

Знаки препинания составляют принадлежность письменной речи и являются условными обозначениями, применяющимися между словами или синтаксическими отрезками для выражения грамматического и смыслового членения речи.

Русская пунктуация базируется на смысловом и грамматическом принципах, интонация выступает в качестве вспомогательного средства и всецело зависит от смысла высказывания.

Виды связи предложений

Тема и основная мысль текста раскрываются в тексте последовательно и с помощью цепной и параллельной связи.

При цепной связи соединение предложений носит последовательный характер: первое связано со вторым, второе связано с третьим и т.д. Конец предшествующего предложения, повторяясь в последующем, даёт начало новому предложению. В результате образуется цепь предложений с тесной последовательной смысловой и синтаксической связью.

Одним из основных признаков параллельной связи является одинаковое или сходное синтаксическое строение предложений, так называемый синтаксический параллелизм.

Разница цепной и параллельной связи

Разница в характере структурной соотнесённости предложения при цепной и параллельной связи ведёт к тому, что предложения(кроме первого), соединённые цепной связью, менее самостоятельны в смысловом отношении, в большей степени зависят от контекста, например: Итак, Марья Андреевна сидела у окна и смотрела на улицу.

Предложения, соединённые параллельной связью, довольно самостоятельны; смысл их, как правило, полностью понятен и при изолированном употреблении,например: Когда дул ветер, он приносил с собой меланхоличный звук шороха волн о берег (М.Горький).

Источник

Понятие о синтаксисе и пунктуации. Виды синтаксической связи.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тема : Понятие о синтаксисе и пунктуации. Виды синтаксической связи.

Цель: повторить синтаксис, пунктуацию, виды синтаксических связей .

Оборудование : учебник, раздаточный материал

Методы работы : устная, письменная

Формы работы: индивидуальная, фронтальная.

Проверить готовность учащихся к уроку

Синтаксис как раздел науки о языке.

Синтаксис — раздел грамматики, изучающий структуру словосочетаний, формы и типы предложений и связи слов в предложении и словосочетании.

2) Словосочетание как синтаксическая единица.

Словосочетание — соединение двух или более слов, связанных между собой грамматически и по смыслу.

Это минимальное грамматически связанное объединение слов, основная функция которого номинативная, т. е. назывная. Синтаксис словосочетания изучает синтаксические свойства отдельных слов и устанавливает правила их соединения с другими словами. Эти правила определяются грамматическими признаками слова как части речи и его лексическими значениями.

3) Виды словосочетаний по лексическому значению.

В зависимости от степени слияния компонентов словосочетания могут быть свободными и несвободными. В свободном словосочетании лексические значения входящих в него знаменательных слов сохраняются: портфель брата, писать письмо. Свободным словосочетаниям противостоят несвободные, в которых лексическая самостоятельность компонентов ослаблена или утрачена: сравните медвежья берлога — медвежья услуга.

4) Виды словосочетаний по структуре.

По структуре все словосочетания делятся на простые и сложные. Простые состоят из двух знаменательных слов: дождливая погода, читать журнал. Сложные словосочетания состоят из трёх и более знаменательных слов: посадить анютины глазки.

5) Типы словосочетаний в зависимости от лексико-грамматических свойств главного слова.

Все словосочетания в зависимости от лексико-грамматических свойств главного слова делятся:

— на именные с главным словом именем существительным / прилагательным / числительным / местоимением: выход из дома, необходимый всем, две старушки, кто-либо из нас;

— глагольные: читать книгу, предложить поиграть;

— наречные: очень красивый, далеко от города.

6) Структура словосочетаний. Словосочетание как строительный материал для предложений.

Предложение делится на словосочетания. В словосочетании слова связаны по смыслу и грамматически. Слово, от которого задают вопрос, называется главным. Слово, к которому задаётся вопрос, называется зависимым: На востоке наливается румяная заря. Словосочетания: заря (какая?) румяная; наливается (где?) на востоке.

Пунктуация – это раздел науки о языке, изучающий знаки препинания, и правила их постановки.

Назовите виды связи в предложении. (Сочинительная, подчинительная)

Повторение и закрепление изученного

1) Спишите, обозначая крестиком главное слово в словосочетании. Задайте вопрос к зависимому слову.

Слушать учителя, выполнить аккуратно, отвечать у доски, восхищаться ответом, начало урока, домашним заданием, о письменной работе, с правильной речью.

2) Составьте словосочетания. Обозначьте главное и зависимое слово.

Перед (утренняя заря), осенним (воздух), в пустынной (степь), встретиться (друзья), стремиться (знания), отправиться (поход), участвовать (самодеятельность), восхищаться (пение).

2. Выборочное списывание.

Выпишите из предложений словосочетания с глаголом в роли главного слова.

Светает. Я беру вёсла и иду к реке. Цепной пёс Дивный спит у калитки. Он бьёт хвостом по земле, но не подымает головы. Дивный давно привык к моим уходам на рассвете. Он только зевает мне вслед и шумно вздыхает.

Я отплываю в туман.

3. Трансформация словосочетаний.

Замените словосочетание «существительное + существительное» синонимичным словосочетанием «прилагательное + существительное» и наоборот.

Образец. Дом из дерева — деревянный дом.

Ограда из камня, занятия музыкой, человек дела, боль в голове, неопределённость в ответе, сад при школе; каменный забор, шёлковое платье, железная крышка, садовые цветы, кожаная обувь.

Запишите предложения, вставляя недостающие слова.

В синтаксисе изучаются словосочетания и … Правильно употреблять знаки препинания учит … Мы начали изучать … и …

4.Диктант с грамматическим заданием.

Запишите текст, устанавливая нужные связи слов.

Писатель И. С. Соколов-Микитов хорошо знал (русская природа). Он написал много рассказов о (лес, его обитатели, цветы и травы). Наблюдал, как живут (дерево), изучал повадки (звери и птицы) в пору (весеннее цветение и осенний листопад), в (зимняя стужа) и летний зной.

Что такое синтаксис?

Что такое пунктуация?

Дайте полную характеристику словосочетаниям.

Дайте полную характеристику предложениям.

Домашнее задание _________________________________________

Источник

Русский язык

План урока:

Синтаксис: определение и общие характеристики

Название термина имеет древнегреческие корни. Научное определение понятия синтаксис звучит следующим образом.

Синтаксис занимается не только составлением, но и упорядочиванием, координированием и соединением слов в связный текст. Его цель – установить единые синтаксические правила и основы. Поскольку язык постоянно совершенствуется и меняется, синтаксис изучает способы объединения слов в однородную языковую систему.

Изучение синтаксиса стартовало в середине XIX века. Лингвисты Шахматов и Виноградов выделили его базовые единицы – словосочетание и предложение. Позже ученые добавили еще одно понятие – текст.

Рассмотрим три главные единицы синтаксиса подробнее.

Словосочетание

Словосочетание – минимальная синтаксическая единица. Ее основная функция – номинативная (называть предметы).

Научное определение звучит следующим образом:

В словосочетании всегда есть главное и зависимое слово. Первое – основное. Зависимое слово уточняет смысл главного.

Солнце – одно слово, означает природное явление. Не может выступать синтаксической единицей.

Желтое солнце – природное явление+его признак. Солнце – главное слово. Солнце (какое?) – желтое. Это зависимое слово. Вместе они являются словосочетанием – минимальной синтаксической единицей.

В зависимости от принадлежности главного слова к той или иной части речи выделяют три вида словосочетаний:

Обратите внимание! Подлежащие и сказуемое – это не словосочетание, потому что нет главного и зависимого слова. Они оба главные члены предложения.

Предложение

Основной синтаксической единицей принято считать предложение. Научное определение звучит следующим образом:

Основная функция предложения – коммуникативная. Задача – формировать и выражать законченную мысль.

Грамматические и синтаксические признаки предложений:

Предложение отличается от словосочетания наличием предикативности и смысловой интонацией.

Предикативность выражается, в основном, с помощью наклонения и времени глагола:

Однако нередко встречаются языковые ситуации, когда для выражения мысли глагольных форм недостаточно или они отсутствуют вовсе:

Зачем мне деньги, зачем богатство!

В рассматриваемом примере предикативность не может быть выражена глаголом, его попросту нет. В этом случае на помощь приходит смысловая интонация и соответствующие знаки препинания.

Текст

Самая объемная единица синтаксиса – текст.

Дадим ему определение:

Рассмотрим несколько примеров:

Предложения никак не связаны между собой по смыслу, каждое выражает индивидуальную информацию. Это – разрозненные предложения, но не текст.

Это – связный текст. Он описывает приход мамы домой и ее дальнейшие действия. Каждое последующее предложение добавляет информации в общую смысловую картину.

Вывод: совокупность предложений, связанных между собой по смыслу, называется текст. Термин заимствован из латинского языка и означает «сплетение».

Виды связи предложений в тексте

Предложения складываются в текст с помощью цепной и параллельной связи. Рассмотрим эти грамматические категории подробнее.

Цепная связь

Самый распространенный способ объединения предложений в текст– цепная (последовательная, линейная) связь.

Объяснение простое: традиционно мысль развивается последовательно, предложения развивают и дополняют друг друга, вместе они образуют смысловую цепь.

Первое предложение «задает тон» всему тексту. В последующих предложениях в той или иной степени имеется информация, которая уже известно. Мысль (тема) всего лишь развивается.

Рассмотрим следующий текст:

Обстоятельства вынудили меня уехать из родного города. На новом месте я не переставала тосковать по неторопливым прогулкам в любимом парке и улыбкам на лицах прохожих. Даже милые подарки и еженедельные письма от родителей не могли облегчить душевную боль: я хотела домой.

Предлагаю определить виды связей предложений:

Это самый простой пример цепной связи.

В поле стоит дом. В доме – три комнаты. Две комнаты пустые, третья – хорошо обустроена. Там, за столом, сидит девочка и рисует картину.

В этом тексте бросаются в глаза:

Параллельная связь

Параллельная связь предложений характеризуется наличием большого количества союзов, вводных слов, частиц. Текст имеет единую мысль, но предложения содержат перечисления, сопоставления или противопоставления взаимосвязанных действий. Параллельная связь основана на единых по структуре предложениях.

Пример текста с параллельной связью:

Во вторник, ни свет ни заря, Анна проснулась. Дом еще спал. Она вышла во двор и стала ждать отца с работы.

Средства связи между предложениями:

Вывод: между предложениями параллельная связь.

Подъехав к зданию справа, я велела таксисту остановить машину. С одной стороны, чтобы отдохнуть от шума двигателя, а с другой стороны, чтобы привести мысли в порядок.

Средства связи между предложениями:

Разница между цепной и параллельной связью

Цепная и параллельная связь существенно отличаются друг другу. В первом случае предложения развиваются последовательно, как бы «вытекая» друг из друга. Во втором – предложения не связаны между собой, а противопоставлены. Цепная связь чаще всего используется в рассуждениях, параллельная – в повествовательных или описательных текстах.

Источник

Русский язык. 5 класс

Конспект урока

Синтаксис и пунктуация

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

Синтаксис–(от греч. syntaxis – «построение», «порядок») – раздел лингвистики, изучающий правила построения словосочетаний и предложений, а также их роль в речи.

Пунктуация– (от лат. punctum – «точка») – раздел грамматики, который изучает правила постановки знаков препинания при письме.

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Каждый человек владеет большим запасом слов. Но этого для общения недостаточно. Каждое слово обладает лексическим и грамматическим значением, а также способно объединяться с другими словами. Вот тут-то и возникает вопрос. А как правильно соединять, связывать между собой слова, чтобы точно выражать свои мысли и чувства? Представьте, вы раскрываете листок, а там надпись: «Мальчик лохматый бежать пёс за». Кто за кем бежит: пёс за мальчиком или наоборот? Кто из них лохматый?

Чтобы лучше понимать речь окружающих, чтобы правильно говорить и писать, необходимо знать правила построения словосочетаний, предложений и текста. В этом нам помогает синтаксис.

Синтаксис (от греч. Syntaxis – «построение», «порядок») – раздел лингвистики, изучающий правила построения словосочетаний и предложений, а также их роль в речи. Что касается текста, то некоторые современные лингвисты рассматривают его в синтаксисе, а другие – в специальном разделе лингвистики – текстоведении.

Но синтаксис тесно связан с пунктуацией. Вспомните стихотворение Бориса Заходера.

Очень-очень странный вид:

Речка за окном горит,

Чей-то дом хвостом виляет,

Пёсик из ружья стреляет.

Мальчик чуть не слопал мышку,

Кот в очках читает книжку,

Старый дед влетел в окно,

Воробей схватил зерно

Да как крикнет, улетая:

«Вот что значит запятая!»

Смысловая нелепость стихотворения возникает от того, что автор преднамеренно поставил запятые не на своем месте. Правила постановки запятых и других знаков препинания собраны в пунктуации.

Пунктуация (от лат. Punctum – «точка») изучает правила постановки знаков препинания при письме.

Она неразрывно связана с синтаксисом. Овладеть нормами пунктуации можно только в том случае, если хорошо понимаешь особенности синтаксической структуры предложения, его интонации.

Основными пунктуационными знаками (знаками препинания) являются следующие: точка, запятая, двоеточие, многоточие, вопросительный знак, восклицательный знак, тире, скобки (парный знак), кавычки (парный знак), абзац (красная строка).

Русский лингвист Ф. И. Буслаев сформулировал назначение пунктуации следующим образом: «Так как посредством языка одно лицо передает свои мысли и чувствования другому, то и знаки препинания имеют двоякое назначение: 1) способствуют ясности в изложении мыслей, отделяя одно предложение от другого или одну часть его от другой, и 2) выражают ощущения лица говорящего и его отношение к слушающему».

Функции знаков в препинания

a4bda874 093e 4c8e a50f 65d4a0c1c1fe

Точка, восклицательный знак, вопросительный знак и многоточие ставятся в конце предложения, т. е. завершают его, поэтому они выполняют функцию завершения.

Запятая, точка с запятой, тире, двоеточие разделяют части сложного предложения, выполняя функцию разделения.

Запятая, тире, скобки, кавычки выделяют различные смысловые отрезки в составе предложения, выполняя функцию выделения. Запятая и тире в этом случае употребляются парой.

Например, запятая может выделять обращение, обособленные члены предложения, вводные слова, сравнительные обороты. Об этих смысловых отрезках мы будем говорить на следующих уроках. Тире выделяет вставные конструкции.

Мы уже знаем, что предложения и способы сочетания слов внутри предложения изучает специальный раздел грамматики – синтаксис. Именно этот раздел науки объясняет, как из набора слов получается связный текст.

Основные единицы синтаксиса – словосочетание, предложение, текст.

Только поняв логику текста, можно правильно расставить знаки препинания. Пунктуация – это раздел грамматики, изучающий правила постановки знаков препинания. Знаки препинания делят текст на предложения. Они помогают понять, как связаны между собой слова в предложении.

Знаки препинания помогают человеку, который написал текст, лучше донести его смысл и свои чувства до того, кто этот текст прочтёт.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

1. Единичный / множественный выбор

Ответьте на вопрос. Какую роль выполняет точка?

Разбор задания: вспоминаем, что точка ставится в конце предложения, т. е. она завершает мысль. Следовательно, она играет роль завершения. Ответ: завершение.

2. Выбор элемента из выпадающего списка

Ответьте на вопрос. Сколько знаков препинания в русском языке?

Варианты ответа: 5, 10, 7, 11

Разбор задания: вспоминаем, что мы изучаем следующие знаки препинания: точка, восклицательный знак, вопросительный знак, многоточие, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, скобки, кавычки. Всего 10 знаков. Следовательно, ответ: 10

Источник

Синтаксис и пунктуация. Словосочетание, предложение. Текст

15199058781bim0s

1.Синтаксис и пунктуация. Словосочетание, предложение. Текст.

1. Синтаксис – «построение, порядок», раздел языкознания, изучающий синтаксический строй языка, то есть способы соединения слов в словосочетаниях и предложениях (синтаксические единицы), а также связи и отношения между синтаксическими единицами.

2) раздел языкознания, изучающий знаки препинания и правила их употребления на письме.

3. Словосочетание – сочетание двух и более самостоятельных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически. Словосочетание состоит из главного и зависимого слова. Смысловая связь устанавливается с помощью вопроса, а грамматическая выражается с помощью окончания или окончания и предлога.

Словосочетания бывают глагольные, именные, наречные.

Словосочетания строятся на основе подчинительной связи между словами. Способы подчинительной связи: согласование, управление и примыкание.

4. Согласование такой способ связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное. Меняется форма главного слова, меняется и форма зависимого.

5. Управление такой способ связи, при котором зависимое слово ставится при главном в определенном падеже. При изменении главного слова форма зависимого не меняется.

6. Примыкание – такой способ связи, при котором зависимое неизменяемое слово связывается с главным только по смыслу.

А в предложении, кроме подчинительной связи, бывает еще сочинительная связь.

7. Предложение – одна из основных единиц языка и основная единица синтаксиса.

При помощи предложения мы выражаем свои мысли, чувства. Предложение характеризуется смысловой и интонационной законченностью и имеет грамматическую основу. По числу грамматических основ предложения делятся на простые и сложные.

8. Простое предложение – это синтаксическая единица языка с одной грамматической основой. Она может состоять из двух главных членов предложения (подлежащее и сказуемое) или одного.

По наличию главных членов простые предложения делятся на односоставные и двусоставные.

9. Сложное предложение – предложение, состоящее из двух или нескольких простых предложений, соединенных в одно целое интонационно и по смыслу.

10. Текст – это ряд предложений, расположенных в определённой последовательности и связанных друг с другом по смыслу и грамматически и с помощью разных языковых средств: повторения одних и тех же слов, синтаксических конструкций и других.

2. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.

Главные члены предложения – это подлежащее и сказуемое.

Подлежащее – это главный член предложения, который связан со сказуемым и отвечает на вопросы именительного падежа кто? Или что?

Сказуемое – это главный член предложения, который связан с подлежащим и отвечает на вопросы что делает? Что с ним происходит? Каков предмет?

1. Именем существительным

2. Именем прилагательным

5. Именем числительным

11. Неразложимым сочетанием

Половину дома занимала аптека.

Сытый голодного не разумеет

Смеющийся привлекает внимание.

Семь не делится на два.

Сорок первый был убит.

Трое вышли из леса.

Кто стучится в дверь ко мне?

Нас ждет тревожное завтра.

Далече грянуло «ура»!

Служили два друга в нашем полку.

Большинство людей едут отдыхать на море.

Больше ста книг отдано в переплет.

Собак сбежалось с полсотни.

Мы с сестрой пойдем в лес за ягодами.

Каждый из нас на своём корабле капитан.

На небе горел Южный крест.

Что-то слышится родное в долгих песнях ямщика.

Сказуемое может быть выражено:

Простое глагольное сказуемое

Формы изъявительного наклонения

Формы повелительного наклонения

Формы условного наклонения

Междометия со значением действия

Ты почитаешь мне свои стихи?

Молчите, веселые струны!

Я бы рассказал вам историю.

Он отошел в мир иной.

Лев цап его за воротник.

Составное глагольное сказуемое

· Указывает на временные рамки действия (начало, продолжение, конец действия)

Стала читать, продолжает говорить, перестала улыбаться

· Указывает на возможности, желания, внутренние стремления человека

Хочется сказать, не умеет запрещать, может петь

· Со словами долженствования: нужно, должен, обязан и краткими прилагательными: рад, готов

Должен уйти, готов работать

Ифинитив не входит в состав сказуемого:

· Действие глагола и инфинитива выполняются разными лицами

Учитель попросил учащихся подготовить доклад.

Мама упросила его остаться ночевать

· Инфинитив имеет дополнительное обстоятельственное значение

Источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями: