синтаксис текста предложение в составе текста урок в 10 классе

Русский язык. 10 класс

Конспект урока

Тема: Текст и его преобразование

Перечень рассматриваемых вопросов

Урок посвящён теме «Текст и его преобразование». На уроке обучающиеся получат возможность расширить знания о тексте, его признаках и строении, овладеют такими приемами информационной переработки текстов, как план, тезисы, конспект, реферат, познакомятся с правилами написания аннотации и рецензии, научатся редактировать собственные тексты.

Текст–основная коммуникативная единица, которая является результатом речевой деятельности человека. Текст характеризуется тематическим единством, смысловой цельностью и наличием грамматической связи между предложениями.

Тема текста – этопредмет (суть) какого-либо высказывания.

Идея текста – это главная мысль высказывания.

Микротема – часть общей темы текста.

Абзац – отрезок письменной речи, состоящий из одного или нескольких предложений.

Тип речи – определенное обобщенное значение текста: описание, повествование, рассуждение.

Описание – тип текста, в котором описываются особенности предметов и явлений, называются их признаки.

Повествование – тип текста, в котором рассказывается о действии, развивающемся во временной последовательности.

Рассуждение тип текста, в котором передается течение мысли, раскрываются причинно-следственные связи.

Цепная связь – способ связи предложений в тексте, при котором каждое последующее предложение развивает предшествующее, как бы вытекает из него.

Параллельная связь – способ связи предложений в тексте, при котором все предложения не сцепляются, а сопоставляются по смыслу с первым.

План текста – объединение элементов текстовой информации.

Тезисы – кратко сформулированные основные мысли текстаекст–основная коммуникативная единица, которая является результатом речевой деятельности человека. Текст характеризуется тематическим единством, смысловой цельностью и наличием грамматической связи между предложениями.

Тема текста – этопредмет (суть) какого-либо высказывания.

Идея текста – это главная мысль высказывания.

Микротема – часть общей темы текста.

Абзац – отрезок письменной речи, состоящий из одного или нескольких предложений.

Тип речи – определенное обобщенное значение текста: описание, повествование, рассуждение.

Описание – тип текста, в котором описываются особенности предметов и явлений, называются их признаки.

Повествование – тип текста, в котором рассказывается о действии, развивающемся во временной последовательности.

Рассуждение – тип текста, в котором передается течение мысли, раскрываются причинно-следственные связи.

Цепная связь – способ связи предложений в тексте, при котором каждое последующее предложение развивает предшествующее, как бы вытекает из него.

Параллельная связь – способ связи предложений в тексте, при котором все предложения не сцепляются, а сопоставляются по смыслу с первым.

План текста – объединение элементов текстовой информации.

Тезисы – кратко сформулированные основные мысли текста.

Власенков А. И. Русский язык. 10—11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень /А. И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. — М.: Просвещение, 2016 г. – 88 с.

1. Т.С. Кудрявцева. Русский язык. Учимся работать с текстом. 10–11 классы: учеб. пособие /Т.С. Кудрявцева. — М.: Дрофа, 2010 – 144 с.

2. М.Ю. Сидорова, В.С. Савельев. Русский язык. Культура речи. Конспект лекций. – М.: Айрис-Пресс, 2007 – 204 с.

Материал для самостоятельного изучения темы

Солнце уже поднялось над лесом, и все было голубое, зеленое, желтое… Тропинка вела вниз, и лес становился все темнее и темнее. Из окошка тянуло сладким тоскливым запахом, и по деревьям вокруг ходили тени. Лес был сосновый и редкий, ноги скользили по опавшей хвое. Они причалили к северному берегу, где из желтого песчаного обрыва торчали корявые корни мачтовых сосен. Ноги проваливались во влажный песок…

Являются ли данные предложения текстом?

На первый взгляд, предложения связаны общей темой, т.е. предметом изображения: лес, тропинка, сосны. Несмотря на тематическую общность, эти предложения не обладают цельностью, которую ученый-психолингвист Леонид Владимирович Сахарный определил как динамическое представление об объекте. Иными словами, эти предложения не имеют общего «вектора» движения, хотя формально движение задано глаголами поднялось, вела, тянуло, ходили, скользили, причалили, проваливались.

Между предложениями нет логической связи. Так, в первом предложении говорится о солнце, поднявшемся над лесом, а во втором — о наползающей темноте. В третьем среди лесного пространства вдруг появляется окошко, из которого «тянуло сладким тоскливым запахом».В одном предложении говорится, что «ноги скользили по опавшей хвое», а в другом — «Ноги проваливались во влажный песок». Наконец неправильное употребление личного местоимения они в предложении «Они причалили к северному берегу» приводит к искажению смысла, потому что по закону цепной связи предложений они — это ноги.

Итак, рассмотренные предложения не обладают цельностью — главным признаком связного текста, поэтому не являются текстом.

Текст — это речевое произведение, основная коммуникативная единица, которая является результатом речевой деятельности человека.

У текста есть определённая композиция: вступление, основная часть и вывод. Во всех частях последовательно раскрывается содержание текста.

У текста есть функционально-смысловая принадлежность к определенному типу:

Редко встречаются тексты, относящиеся только к одному типу речи, чаще всего в текстах комбинируются описание, повествование и рассуждение.

У текста есть соотнесенность сопределенной функциональной разновидностью языка. В зависимости от этого выделяют тексты разговорного, научного, официально-делового, публицистического и художественного стиля.

Восстановите порядок предложений в рассуждении и расставьте предложения в том порядке, при котором текст обретет цельностью.

1. А у дуба даже есть две формы: дуб летний осенью обязательно сбрасывает листья, дуб зимний иногда остается на зиму покрытым сухими мертвыми листьями.

2. Опавшие листья, разлагаясь, удобряют почву.

3. Деревья одной породы, иной раз стоящие рядом, сбрасывают листья неодновременно.

4. Кроме того, прикрытая почва зимой не промерзает, так как подстилка — очень плохой проводник тепла и вместе с толстым слоем снега препятствует охлаждению почвы.

5. Листопад у каждого дерева совершается по-своему.

Правильный вариант. 5, 3, 1, 2, 4. Листопад у каждого дерева совершается по-своему. Деревья одной породы, иной раз стоящие рядом, сбрасывают листья неодновременно. А у дуба даже есть две формы: дуб летний осенью обязательно сбрасывает листья, дуб зимний иногда остается на зиму покрытым сухими мертвыми листьями. Опавшие листья, разлагаясь, удобряют почву. Кроме того, прикрытая почва зимой не промерзает, так как подстилка — очень плохой проводник тепла и вместе с толстым слоем снега препятствует охлаждению почвы.

Между первым и вторым, четвертым и пятым предложениями установлена цепная связь.

Исключите текст, в котором предложения соединяются параллельной связью.

1) Все Рижское взморье в снегу. Он все время слетает с высоких сосен длинными прядями и рассыпается в пыль. Слетает он от ветра и от того, что по соснам прыгают белки. (Ю. В. Бондарев)

2) Дом стоит у самого моря. Чтобы увидеть море, нужно зайти за калитку и немного пройти по протоптанной в снегу тропинке мимо заколоченной дачи. На окнах этой дачи еще с лета остались занавески. Они шевелятся от слабого ветра. (Ю. В. Бондарев)

3) Леса оздоровляют землю. Они не только исполинские лаборатории, дающие кислород. Они поглощают пыль и ядовитые газы, поэтому их справедливо называют «легкими земли».

При параллельной связи предложений в одном из текстов использован синтаксический параллелизм.

Источник

Урок русского языка по теме» Строение текста» в 10 классе

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Урок русского языка в 10-м классе

по теме «Строение текста»

Учитель русского языка и литературы

категории Синебрюхова Л.П.

УМК : Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык:

Технология: развивающее обучение

Образовательная область – филология

Предмет – русский язык и литература

Тип урока: интегрированный;урок закрепления знаний, умений и навыков

Форма урока: урок словесности с применением ИКТ

Методы: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, иллюстративный, творческий, алгоритмический

Формы организации учебной деятельности: фронтальная беседа, комплексный анализ текста, самостоятельная работа, речеведческая деятельность, микроисследование возможностей языковых средств, словарная работа.

Закрепление ЗУНов комплексного анализа художественного текста как средства подготовки к ЕГЭ.

Повторение стилистических, лексических, синтаксических, морфологических законов построения текста.

Развитие творческого и познавательно-поискового интереса учащихся через знакомство с современными компьютерными технологиями ; развитие речевого слуха, мыслительной деятельности, творческих способностей.

Воспитание устойчивого интереса и желания применять средства информационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития; формирование нравственных ориентиров на распознавание истинных и ложных ценностей в жизни.

Ход урока Эпиграф: язык познаётся через тексты.. А. И. Куприн

А 28 смысловая и композиционная целостность

ОНУ: целеполагание. тема нашего урока – «Текст». Я напомню вам, какие признаки являются обязательными для хорошего текста, какие виды связи в тексте бывают. Мы попытаемся научиться определять способ и средства связи предложений. Всё это, во-первых, пригодиться вам на централизованном тестировании, потому что задания, которые проверяют знание этого материала, там были, есть и, скорее всего, будут. Во-вторых, я просто хочу, чтобы каждый из вас был грамотным человеком с правильной и красивой речью. А сейчас – за работу. Слайд 1

Строение текста. Абзац

Орфоэпический словник : Не видна, запечатлелись, посеребренная, корысть, значимый, корысть (Записать, расставить ударение) Проверка: слайд 2 ( ФИПИ орфоэпический словник)

Какое из записанных слов имеет паронимическую пару? В чём отличие в их значении? ( ФИПИ словарь паронимов)

Обратите внимание на предложения, имеющиеся у вас на столах, вставьте в пропущенные места записанные слова . Слайд 3

Величайшее богатство народа — его язык!

Ни в одной из форм творчества народа с такой силой и так многогранно не проявляется его ум, не отлагаются его история, общественный строй, быт, мировоззрение, как в пословицах.

Никогда не померкнет наша патриотическая гордость, закованная в булат таких пословиц: «Наступил на землю русскую, да оступился», «С родной земли — умри, не сходи», «За правое дело стой смело».

Как на крыльях, они перелетают из века в век, от поколения к поколению, и _____________ та безграничная даль, куда устремляет полет крылатая мудрость,______________________опытом предков…

Тысячелетиями накапливаются, _______________ остаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта

Скажите : образуют ли эти предложения текст? А могут образовать? Что для этого нужно? Какие признаки текста мы знаем?

Актуализация опорных знаний.

Фронтальный опрос (коллективно, устно):

Помните ли вы, что такое текст? (несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически) А какие бывают тексты? (устные и письменные; книжные и разговорные; подготовленные и спонтанные; короткие и длинные) Сейчас я называю вам литературное произведение или какой-либо речевой жанр, а вы должны ответить мне, текст ли это:

«Евгений Онегин» Пушкина, «Мёртвые души» Гоголя, «Ася» Тургенева, пьеса «Ревизор» Гоголя, «Люблю грозу в начале мая…» Тютчева, отзыв о стихотворении Фета, сказка про репку, статья в газете, правило в учебнике русского языка, теорема Пифагора, инструкция по эксплуатации ноутбука, поздравление с праздником, письмо бабушке, телеграмма, объяснительная записка. (всё названное является текстом)

Молодцы! Итак, кто может сделать вывод, что же такое текст? (несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически)

Вот мы с вами и вспомнили, что текст – это предложения, связанные по смыслу и грамматически и объединённые одной темой и основной мыслью. Текст бывает устный и письменный. Может относиться к разным стилям речи. А давайте посмотрим, какие же признаки являются обязательными для хорошего текста. Сейчас я буду зачитывать вам предложения, а вам нужно определить, можно ли назвать их текстом и если нет, то почему.

Тематическое единство : тема, ключевые слова, основная мысль (идея) и развёрнутость текста : подтемы, микротемы.

Последовательность: композиция. Тип текста : повествование, описание, рассуждение.

а) лексический повтор,

б) синонимические замены,

в) употребление местоимений и наречий вместо предшествующего слова,

г) единство временных форм глаголов-сказуемых,

д) употребление союзов для связи предложений и частей текста

е) вид связи: цепная, параллельная.

Завершённость и цельность текста: стилистическое единство(ИЗО)

Попытайтесь пронумеровать предложения таким образом, чтобы получился текст( в парах) Сообщение учителя.

Прочтите получившийся текст, определим составляющие части, структурные элементы . Слайд 5

Что такое абзац? Учебник Стр Чтение

(1) Величайшее богатство народа — его язык! (2) Тысячелетиями накапливаются, надолго остаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта.(3) Ни в одной из форм творчества народа с такой силой и так многогранно не проявляется его ум, не отлагаются его история, общественный строй, быт, мировоззрение, как в пословицах.

(4)Меткий и образный русский язык особенно богат пословицами, значимыми для всех нас.(5) Как на крыльях, они перелетают из века в век, от поколения к поколению, и не видна та безграничная даль, куда устремляет полет крылатая мудрость, посеребренная опытом предков… (6)Из бездны времени дошли до нас знания жизни, радость и страдания людские, смех и слезы, любовь и корысть, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истин и уродство предрассудков.

(7) Никогда не померкнет наша патриотическая гордость, закованная в булат таких пословиц: «Наступил на землю русскую, да оступился», «С родной земли — умри, не сходи», «За правое дело стой смело». ( По М.Шолохову)

Запись в таблицу по плану.

Итак, мы выделили в тексте 3 абзаца, ЭТО СВЯЗАНО с особенностями типа речи рассуждение. Но есть тексты, состоящие из одного предложения, которые представляют собой законченную мысль

Сообщение 1 и Сообщение 2

Учебник Обзор материала

Первичное закрепление знаний (продолжение) и формирование умений и навыков.

Предложения в тексте могут быть связаны с помощью связи через новое. Она часто выражается местоимениями. (местоимение, единство временных форм глаголов-сказуемых)

Друг познаётся в беде. Он твоя поддержка и опора в любом несчастье. (местоимение, синонимы, слова одной тематической группы, единство временных форм)

На каждое упоминаемое в книге подземелье пролит свет. В издании также есть обширные примечания. (синоним, союз)

Никто не может точно сказать, сколько существует на свете книг. В мире их даже больше, чем островов в океане. (местоимение, синоним, единство временных форм)

Потери, безусловно, неизбежны. Но надо осознавать эти потери как наши печали… (повтор, местоимение, союз)

Мы сегодня говорим о тексте. И в следующий раз будем говорить о тексте. (союз, повторы, синтаксический параллелизм, слова одной тематической группы)

Надеюсь, что наш с вами урок не оказался напрасным. Я хочу верить, что он вам понравился и на занятии вы узнали что-то новое и интересное. (местоимение, синоним, повтор, синтаксических параллелизм, единство временных форм глаголов-сказуемых)

Составьте два предложения в соответствии с темой текста М. Шолохова и определите вид, способ и средства их связи.

О чём? (Ты увидишь тему.)

Какие вопросы рассматривает автор? ( Ты найдёшь проблемы.)

Над какими вопросами автор рассуждает больше всего? (Ты найдёшь основную проблему текста.)

Зачем автор написал текст? (Ты определишь цель.)

Как автору удалось помочь тебе определить цель? (Вот здесь ты увидишь роль языковых средств.)

Почему были использованы именно эти языковые средства?

Как сам автор отвечает на поставленные вопросы ( проблемы)?

КОНтроль 3 вида с тестом

Домашнее задание Рефлексия

1)Выпишите из данных пословиц и афоризмов такие, КОТОРЫЕ, по ПОВАШЕМУ МНЕНИЮ, СОЗВУЧНЫ МЫСЛЯМ ШОЛОХОВА, то есть подчёркивают значимость пословиц.

2) Подобрать 8-10 пословиц, афоризмов о родителях и детях, их взаимоотношениях. ( упр 290)

3)Выполнить упражнение 291, написав небольшое сочинение.

4) выделить абзацы в тексте рассказа Чехова « Человек в футляре» по упр 293

Источник

Урок русского языка в 10 классе (гуманитарный профиль) по теме «Понятие о тексте. Признаки текста»

20210413 vu tg sbscrb2

empty avatar

Содержимое разработки

образовательные: обобщить знания о языке как системе; активизировать знания учащихся о тексте; повторить основные признаки текста; смысловые отношения, средства и виды связи между предложениями текста;

развивающие: развивать логическое мышление обучающихся, аналитические способности; умения информационной переработки текста; сопоставлять языковые явления; делать выводы;

воспитательные: воспитывать внимание к слову; интерес к изучению структуры текста с целью лучшего овладения навыками составления текста, написания сочинения.

1). Корчевать, окошечко, завистливый, стелющийся, флотский, клеящий, усидчивый, овеянный, белорусский, одесский, борющийся, щавелевый, строящий, глянцевый, алюминиевый, настоянный, отраслевой, брошенный, состарившийся.

— Сформулируйте правило написания суффиксов действительных причастий настоящего времени.

— Обоснуйте написание суффиксов действительных причастий прошедшего времени.

2). Готовимся к ЕГЭ. Коллективный разбор задания А18. (Задание может быть выведено на интерактивной доске).

1) А, В, Г. 2) Б, В. 3) А, Б, В. 4) А, Б.

III. Лингвистическая разминка.

1. Лексико-орфографический диктант.

Параллельная связь, интонационный, пояснительный, произведение, грамматический, изъяснительный, временной, языковая норма.

О какой норме надо помнить при произношении слова « языковая (норма)»?

(в случае затруднения пользуемся орфоэпическим словарем)

2. Задание из части 1 (раздаточный материал)

-Прочитайте внимательно предложения.

А. Всякий язык развивается (хотя и очень медленно), и вместе с ним изменяются его нормы.
Б. Как известно, языковая норма – регулятор правильности литературного языка и условие его устойчивости, стабильности.
В. Нет, незыблемых норм не бывает.
Г. Но значит ли это, что языковая норма постоянна, неизменна, незыблема?

— Это текст? Почему? Можно ли создать текст? Выполните действия.

Вывод: текст – это законченное в смысловом и структурном плане речевое произведение, как правило, состоящее из нескольких последовательных и связанных в целое темой, соединённых по смыслу и грамматически предложений. (Вывод делают учащиеся, учитель корректирует ответ.)

-В каком из предложений наиболее четко выражена основная мысль текста?

-Какова тема лингвистической разминки? Сформулируйте тему урока, цели и задачи (запись темы).

IV. Проверка домашнего задания

— К какому стилю и типу речи относится текст упр. 271? Ответ обоснуйте.

— Назовите тему текста и основную мысль.

— Приведите пример составленного плана к тексту и тезисов к нему.

V. Фронтальная беседа

— Почему материалы упр. 271 можно назвать текстом?

— Что такое тема текста?

— Что такое основная мысль текста?

— Какие признаки текста выражают тема и основная мысль? (Цельность текста.)

— Что необходимо сделать, чтобы составить план текста? (Выделить в тексте информационно значимые ключевые слова, которые могут стать пунктами плана.)

— Что отражает ключевое слово? (Микротему)

— Приведите пример ключевых слов – микротем текста упр. 271.

— Как структурно (композиционно) разграничиваются предложения, объединённые одной микротемой? (Выделением абзацев.)

— Назовите более мелкую структурную единицу текста. ( Предложение.)

— Какой признак текста реализуется при делении текста на абзацы, предложения? (Членимость.)

VI. Работа с теоретическим материалом учебника

— Прочитайте материал учебника на стр. 150.

— Из каких структурных частей состоит абзац?

— Прочитайте материалы на стр. 144.

— Что в переводе означает текст? (от лат. textus – ткань, связь, соединение)

— Укажите выразительное средство, на котором основывается этимология слова «текст». (Метафора.)

-Перечислите основные признаки текста.

— Какие виды связей предложений в тексте вам известны? (Цепная и параллельная.)

— В чём различие между этими видами связей? (При параллельной связи предложения между собой сопоставляются, а не сцепляются одно с другим. При цепной связи предложения семантически перекрываются посредством синонимов, местоимений, повторов.)

Таблица «Виды связи между предложениями в тексте». (Фиксируется в тетради; см. раздаточный материал)

1. Повтор ключевого слова.

1. Одинаковый порядок слов.

2. Замена его синонимом, синонимическим оборотом, местоимением или однокоренным словом.

2. Одинаковые грамматические формы слов.

3. Повтор того или иного члена предложения.

4. Семантические и ассоциативные связи.

4. Риторические вопросы.

5. Вводные слова и наречия места, времени.

urok russkogho iazyka v 10 klassie ghumanitarnyi profil po tiemie poniatiie o tiekstie priznaki tieksta 1urok russkogho iazyka v 10 klassie ghumanitarnyi profil po tiemie poniatiie o tiekstie priznaki tieksta 2urok russkogho iazyka v 10 klassie ghumanitarnyi profil po tiemie poniatiie o tiekstie priznaki tieksta 3urok russkogho iazyka v 10 klassie ghumanitarnyi profil po tiemie poniatiie o tiekstie priznaki tieksta 4urok russkogho iazyka v 10 klassie ghumanitarnyi profil po tiemie poniatiie o tiekstie priznaki tieksta 4urok russkogho iazyka v 10 klassie ghumanitarnyi profil po tiemie poniatiie o tiekstie priznaki tieksta 6urok russkogho iazyka v 10 klassie ghumanitarnyi profil po tiemie poniatiie o tiekstie priznaki tieksta 7urok russkogho iazyka v 10 klassie ghumanitarnyi profil po tiemie poniatiie o tiekstie priznaki tieksta 8

-Схематично тексты с цепной и параллельной связями можно передать следующим образом. (Схему учащиеся фиксируют в тетради. )

urok russkogho iazyka v 10 klassie ghumanitarnyi profil po tiemie poniatiie o tiekstie priznaki tieksta 9urok russkogho iazyka v 10 klassie ghumanitarnyi profil po tiemie poniatiie o tiekstie priznaki tieksta 10urok russkogho iazyka v 10 klassie ghumanitarnyi profil po tiemie poniatiie o tiekstie priznaki tieksta 11urok russkogho iazyka v 10 klassie ghumanitarnyi profil po tiemie poniatiie o tiekstie priznaki tieksta 12urok russkogho iazyka v 10 klassie ghumanitarnyi profil po tiemie poniatiie o tiekstie priznaki tieksta 13 urok russkogho iazyka v 10 klassie ghumanitarnyi profil po tiemie poniatiie o tiekstie priznaki tieksta 14Тема Тема

urok russkogho iazyka v 10 klassie ghumanitarnyi profil po tiemie poniatiie o tiekstie priznaki tieksta 15urok russkogho iazyka v 10 klassie ghumanitarnyi profil po tiemie poniatiie o tiekstie priznaki tieksta 16urok russkogho iazyka v 10 klassie ghumanitarnyi profil po tiemie poniatiie o tiekstie priznaki tieksta 15urok russkogho iazyka v 10 klassie ghumanitarnyi profil po tiemie poniatiie o tiekstie priznaki tieksta 15

Цепная связь Параллельная связь

VI. Практическая работа

— Докажите, что перед вами тексты. Определите стиль и тип текста, тему, основную мысль, вид связи предложений. (См. раздаточный материал)

Из родников и ключей вода течёт в ручьи. Из ручья она бежит в реки. Большие реки текут в моря. Куда девается вода из моря? Вода из моря поднимается туманом. Из тумана делаются тучи. Из туч вода падает на землю.

Задание 2. Работа в парах.

-Укажите номер предложения, которое связано с предыдущим

А) с помощью местоименного наречия.

(1) Арташез вставал в шесть утра, в половине седьмого начинал работать и возвращался домой в восемь. (2) Так было изо дня в день. (3) За пять лет он ни разу не был в отпуске и ни разу не болел. (4) В воскресные дни он тоже работал. (5) За две недели, что я прожил в доме Арташеза, я разговаривал с ним лишь дважды. (6) Он всегда рано ложился спать.

Б) только с помощью притяжательного местоимения.

(1) Изумруд, семимесячный стригунок, носится бесцельно по полю, нагнув вниз голову и взбрыкивая задними ногами. (2) Весь он точно из воздуха и совсем не чувствует веса своего тела. (3) Белые пахучие цветы ромашки бегут под его ногами назад, назад. Он мчится прямо на солнце. (4) Мокрая трава хлещет по бокам, по коленкам и холодит и темнит их. (5) Голубое небо, зеленая трава, золотое солнце, чудесный воздух, пьяный восторг молодости, силы и быстрого бега! (А. Куприн)

В) с помощью соединительного союза.

(1) Читаешь четверть, полчаса – и вот замечаешь, что студенты начинают поглядывать на потолок, на Петра Игнатьевича, один полезет за платком, другой сядет поудобнее, третий улыбнется своим мыслям. (2) Это значит, что внимание утомлено. (3) Нужно принять меры. (4) Пользуясь первым удобным случаем, я говорю какой-нибудь каламбур. (5) Все полтораста лиц широко улыбаются, глаза весело блестят, слышится ненадолго гул моря. (6) Я тоже смеюсь. (7) Внимание освежилось, и я могу продолжать. ( А. Чехов)

VIII. Объяснение нового материала (презентация).

— Все предложения в тексте взаимосвязаны между собой по смыслу и грамматически. Все средства связи можно классифицировать как семантические, грамматические (морфологические и синтаксические), логические, стилистические, интонационные, графические.

Слайд 2. Семантические средства связи – лексические и грамматические единицы, обеспечивающие смысловое соединение предложений.

Лексические средства связи

Лексический повтор, личные местоимения

Рябчик – это лесная курочка ряба. Как и положено курочке рябе, несёт она золотые яички, но не простые – золотые, а в крапинку.

Великое множество птиц прилетает на Таймыр. Летняя тундра полна птичьих забот.

Синонимы, в том числе контекстуальные

Из-за кустов поднялась целая стая птиц. Утёнок сроду не видел таких красавцев: белые, как снег, с длинными гибкими шеями.

Слова родовидового значения

На клумбе запестрели цветы. Малиновые, розовые, белые пионы радовали глаз.

На поляне травы тронуты желтизной. Над этим ковром возвышаются кустики конского щавеля.

Дети разглядывали льва. Царь зверей отличался величием и грациозностью.

Слова одной тематической группы

А лес такой нарядный! Осины и клёны в красных одеждах.

Грамматические средства связи включают в себя морфологические и синтаксические.

Морфологические средства связи

Соотношение видо-временных форм глаголов-сказуемых

Зима завалила деревню пушистым снегом. С верхушки старой ели сорвалась птица.

Вернулись после войны женщины с ребятишками в деревню. Там одни пепелища.

Местоименные наречия места и времени

Хорошо сидеть под старой густой ёлкой после дождя. Здесь тепло и уютно.

В городе жить хорошо – весело и шумно. В городе всего много – людей, домов, улиц.

Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы

Стояли серые дни. И вдруг ударило солнце. Несмотря на это, на душе было пасмурно.

Синтаксические средства связи

…Яркое солнышко – красное солнышко. Пригожая девица – красная девица.

Вводные слова, указывающие на порядок следования мыслей

Во-первых, во- вторых, наконец, следовательно и т.п.

Логические средства связи:

порядок слов, последовательность в передаче информации, слова и сочетания, обеспечивающие логическую связь между предложениями (из этого следует, вот почему, поэтому), обобщающие слова и словосочетания

использование слов, принадлежащих к одному стилю, тропов и стилистических фигур и др.

длина фразы, темп речи, интонация и др.

знаки препинания, красная строка, шрифты и шрифтовые выделения, запись слов в предложении лесенкой.

— В текстах с цепной связью семантические средства связи выполняют главную функцию, а логические и грамматические – вспомогательную. В текстах с параллельной связью семантические средства связи не используются, а если используются, то только при синтаксическом параллелизме. В речевой практике чаще встречаются тексты с комбинированным видом связи: цепная с элементами параллельной или наоборот.

IX. Самостоятельная работа

— Запишите текст под диктовку.

Солгать – это значит сказать не то, что есть на самом деле. Люди, которые лгут, почему-то думают, что ложь принесёт им пользу. Но всегда оказывается, что ничего, кроме вреда, ложь не приносит. Ведь человек, попавшись на лжи раз, и другой и третий, скоро прослывёт лгунишкой, и никто больше не будет верить даже тогда, когда он скажет правду. А рано или поздно любой, даже самый искусный лжец непременно попадётся, потому что правду невозможно скрыть. Она всегда становится известной, потому что она сильнее любой лжи.

Орфографический и пунктуационный анализ.

— Объясните орфограммы и пунктограммы.

2. Грамматический анализ.

— Найдите предложение с обособленным членом, подчеркните его и укажите, чем выражен.

— Укажите предложение с придаточным изъяснителным, выделите в этих придаточных грамматическую основу.

— Выпишите из текста все частицы.

— Укажите прилагательное в форме простой сравнительной степени.

3. Текстовый анализ.

— Определите тему текста и основную мысль.

— Определите тип речи данного текста. Ответ обоснуйте.

— Укажите композицию текста.

— Охарактеризуйте вид связи предложений в тексте и средства её выражения.

X. Подведение итогов урока

— Перечислите основные признаки текста.

— Укажите категории текста, благодаря которым реализуется цельность текста.

— Что такое тема текста?

— Что отражает микротема?

— Укажите алгоритм составления плана к тексту.

-Какие средства связывают предложения?

-Как разграничивать тексты с цепным видом связи и с параллельным?

XI. Домашнее задание

— Выучить материалы учебника на стр. 144-146, 148, 150-151.

— Проанализировать текст по следующей схеме: тема – основная мысль – стиль – тип – вид связи предложений – средства связи.

— Повторить правила написания гласных о-е после шипящих.

Источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями: