Биография Виктора Астафьева
Всего получено оценок: 3919.
Виктор Петрович Астафьев (1924–2001 гг.) – известный советский писатель, прозаик, эссеист. Лауреат государственных премий СССР и РФ. Его книги пользовались огромной популярностью и издавались миллионными тиражами ещё при жизни автора.
Детство и юность
Родился Виктор 1 мая 1924 года в небольшом селе Овсянка Енисейской губернии (ныне – Красноярский край).
В краткой биографии Астафьева нельзя не упомянуть о трагических моментах жизни писателя. Еще когда Виктор был ребенком, его отца арестовали, а мать умерла во время одной из поездок к мужу. Детство Виктор Астафьев провел с бабушкой и дедом. Об этом времени у писателя осталось много светлых воспоминаний, которые позже он описал в автобиографии.
После того, как отец Виктора вышел из тюрьмы и еще раз женился, семья переехала в город Игарка Красноярского края. Когда отец попал в больницу, а новая семья отвернулась от Виктора, он оказался в буквальном смысле на улице. Проскитавшись два месяца, был направлен в детский дом.
Служба
В 1942 году Астафьев добровольно ушел на фронт. В Новосибирской пехотной школе он обучился военному делу. А уже в 1943 году отправился воевать. Сменив несколько видов деятельности, до конца войны был обычным рядовым солдатом. За время службы Астафьев был удостоен медали «За отвагу», ордена «Красной Звезды».
Когда война закончилась, Астафьев женился на писательнице Марии Корякиной, вместе с ней поселился в городе Чусовой Пермской области. Проживая там, он сменил несколько профессий: был слесарем, учителем, кладовщиком, работал на местном мясокомбинате. Однако кроме работы Виктор интересовался литературой: даже был постоянным членом литературного кружка.
Литературная карьера
Впервые рассказ Астафьева был напечатан в 1951 году («Гражданский человек»). В том же году Виктор стал работать в газете «Чусовский рабочий», это место не покидал 4 года. Для газеты Астафьев написал множество статей, очерков, рассказов, его литературный талант начал раскрываться все полнее. В 1953 году была опубликована книга Астафьева «До будущей весны».
А в 1958 году в биографии Виктора Астафьева произошло важное событие: его приняли в Союз писателей. Для повышения своего литературного уровня Астафьев учился на Высших литературных курсах с 1959 по 1961 год.
Если кратко охарактеризовать произведения Виктора Астафьева, можно сказать, что они освещают военную, деревенскую тематику.
За все время своей деятельности Астафьев написал множество произведений. Например, романы «До будущей весны», «Тают снега», «Прокляты и убиты» (роман был удостоен премии РФ в области литературы и искусства). Среди его повестей: «Стародуб», «Слякотная осень», «Так хочется жить», «Из тихого света», «Веселый солдат», «Васюткино озеро», «Царь-рыба».
В сборник «Последний поклон» вошли автобиографические рассказы Астафьева о жизни в сибирской деревне, которые он писал для детей.
Смерть
Умер писатель в Красноярске 29 ноября 2001 года и был похоронен в родном селе Овсянка.
Хронологическая таблица
Если вам нужна биография по датам – посмотрите
Краткая биография Виктора Астафьева для школьников 1-11 класса. Кратко и только самое главное
Быстрый переход:
Очень краткая биография (в двух словах)
Родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка Красноярского края. Отец — Петр Павлович Астафьев (1899—1967). Мать — Лидия Ильинична Потылицына (1900—1931). В 1942 году ушёл добровольцем на фронт. В 1945 году женился на Марии Семёновне Корякиной. У них было три дочери. В 1958 году был принят в Союз писателей СССР. В 1989 году получил звание Героя Социалистического Труда. С 1989 года по 1991 год был народным депутатом СССР. Умер 29 ноября 2001 в Красноярске, в возрасте 77 лет. Похоронен рядом с родным селом Овсянка. Основные произведения: «Фотография, на которой меня нет», «Прокляты и убиты», «Печальный детектив», «Васюткино озеро», «Царь-рыба», «Конь с розовой гривой» и другие.
Краткая биография (подробно)
Виктор Петрович Астафьев – русский писатель-эссеист. Родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка (Красноярский край). Отца посадили в тюрьму, когда ему было всего несколько лет от роду, а мать вскоре трагически погибла. Мальчик был отдан на воспитание родителям матери. О своих детских воспоминаниях он написал позже в автобиографическом романе «Последний поклон».
Освободившись, отец писателя женился повторно и новым составом семьи Астафьевы переехали на Крайний Север в Игарку. Здесь будущий писатель вместе с отцом занимался промысловой рыбалкой. Но вскоре Петр Астафьев серьезно заболел и угодил в больницу, а Виктора мачеха выгнала на улицу. Он долго скитался и жил в заброшенных помещениях, пока, наконец, не попал в детский дом. В 1942 году он ушел на фронт, а через год – в армию. За отвагу Виктора не раз награждали орденами.
После демобилизации, Астафьев уехал на Урал. В 1945 году женился на Марии Корякиной. С 1951 года он устроился на работу в редакцию газеты «Чусовский рабочий». Там появилось его первое произведение «Гражданский человек». Попутно он писал различные статьи и рецензии. Основной темой творчества писателя была военная и деревенская проза. Одно из первых произведений было написано еще в школе в качестве сочинения. Затем он превратил его в рассказ «Васюткино озеро». Астафьев часто публиковался в журнале «Смена».
В 1953 году вышла в свет первая книга писателя «До будущей весны». С 1958 года Астафьев числился в Союзе писателей СССР. С 1959 года он учился в Москве, затем переехал в Пермь, а после в Вологду. С 1980 года обосновался в Красноярске. Около двух лет числился народным депутатом СССР. В. П. Астафьев умер осенью 2001 года и был похоронен в родном селе.
Вариант 2
Виктор Петрович Астафьев – советский писатель, прозаик и эссеист. Родился 1 мая 1924 года недалеко от Красноярска, в селе Овсянка. Родители Астафьева была раскулачены, а отец, Петр Астафьев, вскоре попал в тюрьму. Мать, Лидия Ильинична, утонула в очередной переправе на пути к мужу. В результате мальчика воспитали бабушка с дедушкой по материнской линии. О детских годах он вспоминал с теплотой и позже рассказал о них в своей автобиографии «Последний поклон».
Когда отец Виктора вышел на свободу, то женился повторно и уже с двумя сыновьями решил поехать на заработки в сторону севера. Заключив договор с рыбзаводом в Игарке, Петр Астафьев взял с собой на работу и сына. Однако вскоре отец заболел и попал в больницу. Виктор оказался выброшенным на улицу мачехой и вынужден был выживать. Несколько месяцев он прожил в заброшенном здании, а затем его определили в детский дом. В возрасте 18 лет он поступил добровольцем в армию и проходил военную подготовку в Новосибирске. В конце войны получил тяжелое ранение, после чего был переведен в Западную Украину.
Творчество Астафьева было связано в основном с военной и деревенской прозой. К первым произведениям писателя относится и его школьное сочинение, позже переделанное в рассказ «Васюткино озеро». Вскоре в журнале «Смена» стали появляться его первые работы, привлекшие внимание критиков. Среди них повести «Стародуб» и «Перевал». Повествование Астафьева велось с точки зрения просто рабочего или солдата. Он также написал немало рассказов для детей. Его книги были переведены на многие языки, так как передавали самобытность русской деревни и военного дела.
Одной из наиболее знаменитых работ Астафьева был рассказ «Гражданский человек», опубликованный в 1951 году. Через короткий перерыв вышла в свет и другая значимая книга «До будущей весны». В 1958 году Астафьева приняли в Союз писателей. Неоднократно меняя города, в 1980 году он вернулся в родной Красноярск, где и скончался 29 ноября 2001 года.
Виктор Астафьев
краткая биография
Роль и место в литературе
Виктора Петровича Астафьева можно назвать художником, который пришел к глобальным выводам основ человечности, отталкиваясь от своего биографического опыта. Опыт этот – детство на фоне суровой сибирской природы, нелегкая юность, участие в Великой Отечественной войне.
Особенностями его неповторимого стиля являются частое употребление первого лица, от которого ведется повествование, отсутствие эпической сдержанности, обращение к очерку, как к жанру, помогающему читателю понять активную позицию автора. В свою очередь, позиция его явно прослеживается в описании неповторимых пейзажей, раскрытии принципов нравственности героев через их мастерски вылепленные судьбы.
В.П. Астафьев, пожалуй, был единственным из современных писателей, ясно понимающим значение моральных общечеловеческих и национальных норм, которые никогда не утратят своего значения. Критики и читатели высоко ценят писателя за доброту, которую он пробуждает в людях, за ненавязчивую пропаганду абсолютных ценностей, за возможность наслаждаться его высокохудожественным и, в то же время, простым, понятным слогом.
Произведения Виктора Петровича Астафьева включены в школьную программу по литературе и программу вузов филологического направления. Они ценны не только своим художественным своеобразием, но и правдой, о которой не осмеливались говорить и писать многие его современники.
Происхождение и ранние годы
Писатель, драматург, сценарист, эссеист Виктор Петрович Астафьев родился 1 мая 1924 года в деревушке Овсянка Красноярского края, на берегу Енисея. Отец, Петр Павлович Астафьев, крестьянин, крепкий хозяйственник, мать, Лидия Ильинична (в девичестве Потылицына) – домохозяйка. Две девочки, родившиеся раньше Виктора, умерли еще в младенческом возрасте, по сути, он был единственным ребенком в семье.
Дом, в котором родился писатель
Коллективизация нарушила привычный уклад семьи: Астафьевы были раскулачены, а отец заключен в тюрьму «за вредительство». В семилетнем возрасте Виктор лишился и матери. Лидия Ильинична переправлялась на лодке, чтобы встретиться с мужем в остроге, но судно перевернулось, и она утонула.
Оставшегося, по сути, сиротой мальчика взяли в свою семью дедушка с бабушкой. Уже в раннем возрасте Виктор пытался сочинять разные истории, за что бабушка называла его «врушей». Свою жизнь в этот период Астафьев вспоминал, как самый счастливый отрезок судьбы, несмотря на тяжелые крестьянские будни. Своим старикам Астафьев в будущем посвятит свое произведение «Последний поклон». Именно в это время будущему писателю открылась красота родного края, описание которого будет впоследствии присутствовать практически в каждом произведении.
Счастливая жизнь мальчика закончилась после освобождения отца. Он сразу же женился и забрал Виктора к себе. Отношения с мачехой были очень напряженными, и когда они достигли предела, подросток сбежал из дома. Какое-то время он вел бродяжнический образ жизни, потом его определили в детский дом.
Образование
В детском доме Виктор встретил преподавателя, который повлиял на его дальнейшую судьбу. Он был поэтом и сразу рассмотрел в подростке писательский потенциал. Чтобы развить его, он давал Виктору разные задания. Одним из них стало сочинение про озеро, которое вышло очень удачным, и было опубликовано в журнале. Через годы Астафьев использовал эту работу как основу для рассказа «Васюткино озеро».
В детском доме Астафьев окончил шесть классов и поступил в фабрично-заводскую школу. Кроме того, он устроился на железную дорогу сцепщиком вагонов и дослужился до дежурного по станции.
К началу войны у Виктора была железнодорожная бронь, но, несмотря на это, он в 1942 году добровольно уходит на фронт. Там у него проявляются самые лучшие качества патриота и героя. На фронте ему довелось поработать шофером, связистом и стрелком гаубицы, где он получил в одном из обстрелов тяжелое ранение с контузией. Молодой боец был заслуженно награжден орденом «Красной Звезды», медалями «За отвагу» и «За победу над фашистской Германией».
В победном 1945 году Астафьев демобилизовался в звании «рядовой» Вместе с женой Марией, с которой он познакомился на фронте, они уехали в Пермский край, город Чусовой. Здесь у них родилось трое детей, вскоре супруги взяли на воспитание еще двоих приемных детей.
Творчество
В 1951 году Виктор Петрович начал работать в редакции «Чусовский рабочий». Здесь впервые увидели свет его работы. Через два года он уже выпустил свою первую книгу «До будущей весны».
Через пять лет автора приняли в «Союз писателей СССР». В течение четырех лет, с 1959 по 1961 годы Астафьев посещал Высшие литературные курсы. Затем последовали переезды из города в город, во время которых ему довелось пожить и в Перми, и в Вологде и в Красноярске.
Тема военного патриотизма и описание деревенского быта – ведущие темы творчества Астафьева. Его первый рассказ «Васюткино озеро», написанный еще в школе, стал в итоге полноценным произведением. Среди ранних повестей можно выделить «Перевал», «Стародуб» и «Звездопад». Героями его произведений становились простые солдаты, рабочие, бойцы, деревенские жители.
Жизнь в глухих сибирских поселениях отражена в лирических рассказах Астафьева. Многие работы автора были переведены на разные языки и изданы во многих странах мира.
Главные произведения
В 1954 году вышла в свет повесть «Пастух и пастушка», повествующая о молодом офицере, комвзвода Борисе Костяеве. Человек, переживший все тяготы войны, умирает в поезде от истощения по дороге в тыл. Даже любовь преданной женщины не может спасти главного героя. Автор очень натуралистически описывает жуткую картину войны и трагедию человеческой жизни. Эта повесть, попавшая под запрет цензуры, долго пролежала на полке, прежде чем увидела свет.
Повесть «Стародуб» была издана в 1959 году и стала переломным моментом в творческой жизни Астафьева. События разворачиваются в старообрядческом сибирском поселении, спрятавшемся в дремучей тайге. В первую очередь, это повесть о людях, о таежных законах, которые, к слову сказать, не вызывали у автора сочувствия.
Интересно описывает Астафьев падение нравов староверов. Когда-то эти люди были своего рода диссидентами, отказавшимися от своего уклада и малой родины. Теперь это сообщество представлено жалкими, суеверными и трусливыми людьми.
Большой интерес вызывает своеобразие языка, которое можно назвать главным достоинством повести. В этой книге в полной мере проявилось писательское мастерство автора. Это касается как описаний природы, так и быта и отношений людей. Атмосферность произведению придают мастерски использованные диалектизмы.
Повесть «Последний поклон» написана от первого лица и рассказывает о детях тридцатых годов, которым довелось жить в эпоху коллективизации и «огненных» сороковых. В центре повествования судьба мальчика, рано оставшегося без матери. Автор с благодарностью описывает доброту простых людей, спасавших ребятишек от голода, их трудолюбие, умение радоваться жизни даже в самые тяжелые для страны годы.
Повесть «Царь рыба» вышла в 1976 году. По сюжетной направленности она близка к произведениям о деревенской жизни. Завораживают читателя картины сибирской природы, особенно тех ее уголков, которые не затронула цивилизация. На этом фоне своеобразно представлены люди, утратившие нравственные нормы, в жизни которых на первом месте браконьерство, пьянство, кураж.
Последние годы
В 1980 году Виктор Петрович купил дом в селе Овсянка и стал использовать его вместо дачи, все лето проживая на своей малой родине. В этот период появилось много его произведений – как художественных, так и публицистических.
Тема войны также была переосмыслена им в эти годы. Он начал работу над романом «Прокляты и убиты», первый том которого вышел в 1992 году, второй – в 1994. Литературные критики писали, что в этом романе видна ожесточенность писателя, которому до этого был свойственен светлый взгляд на мир.
В начале 2001 года у писателя ухудшилось здоровье. Вскоре у него случился инсульт. Две недели Астафьев провел в реанимации, после чего вернулся домой. Но улучшение было временным. Через полгода он снова попал в больницу. За неделю до смерти писатель полностью потерял зрение.
Умер Виктор Петрович 29 ноября 2001 года. Его могила находится рядом с могилой дочери Ирины на кладбище недалеко от Овсянки. В деревне, где он родился сейчас расположен музей семьи Астафьева. Через восемь лет после смерти писателю была присуждена премия Солженицына.
Хронологическая таблица (по датам)
Год (годы) | Событие |
1924 | Год рождения Виктора Астафьева |
1935 | Переезд с отцом и мачехой в Игарку |
1941 | Окончание школы-интерната |
1942 | Окончание ж/д школы ФЗО |
1942 | Уход добровольцем на фронт |
1945 | Женитьба на Марии Корякиной |
1945 | Переезд на Урал в г. Чусовой |
1948-1951 | Работа дежурным по вокзалу |
март 1951 | Выход первого рассказа «Гражданский человек» |
1951-1955 | Работа в газете «Чусовской рабочий» |
1959-1961 | Учеба в Москве на высших литературных курсах |
1962-1969 | Работа в Перми собственным корреспондентом обл. радио |
1968 | Выход книги «Последний поклон» |
1971 | Повесть «Пастух и пастушка. Современная пастораль» |
1976 | Выход рассказа «Царь рыба» |
1979-1981 | Выход собрания сочинений в 4 томах |
1986 | Публикация «Печального детектива» |
1989 | Присвоение звания Герой Социалистического Труда |
1989-1991 | Работа народным депутатом СССР |
1991 | Государственная премия за повесть «Зрячий посох» |
1992-1994 | Работа над романом «Прокляты и убиты» |
1998 | Выход повести «Веселый солдат» |
1999 | Награждение орд. «За заслуги перед Отечеством» II степени |
2001 | Год смерти В.П. Астафьева |
Интересные факты
Память о писателе
По произведениям Астафьева сняты кинофильмы «Сюда не залетали чайки», «Таежная повесть», «Звездопад», «Где-то гремит война, «Ненаглядный мой».
В родной деревне Овсянки функционирует библиотека, названная в его честь, и мемориальный дом-музей.
В центре Красноярска установлен памятник Виктору Астафьеву.
Дом-музей писателя в Овсянке
На доме в Перми, где писатель работал в шестидесятые годы, установлена мемориальная доска.
Имя Астафьева носят библиотека в Новосибирске, нефтяной танкер, школы в нескольких городах и поселках и музей в Красноярске.
Краткая биография Виктора Астафьева — самое главное
Виктор Петрович Астафьев (1924–2001 гг.) – известный советский писатель, прозаик, эссеист. Лауреат государственных премий СССР и РФ. Его книги пользовались огромной популярностью и издавались миллионными тиражами ещё при жизни автора.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории
Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Детство и юность
Родился Виктор 1 мая 1924 года в небольшом селе Овсянка Енисейской губернии (ныне – Красноярский край).
В краткой биографии Астафьева нельзя не упомянуть о трагических моментах жизни писателя. Еще когда Виктор был ребенком, его отца арестовали, а мать умерла во время одной из поездок к мужу. Детство Виктор Астафьев провел с бабушкой и дедом. Об этом времени у писателя осталось много светлых воспоминаний, которые позже он описал в автобиографии.
После того, как отец Виктора вышел из тюрьмы и еще раз женился, семья переехала в город Игарка Красноярского края. Когда отец попал в больницу, а новая семья отвернулась от Виктора, он оказался в буквальном смысле на улице. Проскитавшись два месяца, был направлен в детский дом.
Произведения Астафьева
В 1953 г. Виктор Астафьев опубликовал сборник рассказов «До будущей весны», а спустя 2 года издал еще один сборник под названием «Огоньки». В последней книге находились рассказы, рассчитанные на детскую аудиторию.
Ребятам очень понравились интересные и содержательные произведения писателя, в связи с чем классик продолжил писать для детей.
В период биографии 1956-1958 гг. Астафьев написал еще 3 детских книги. После этого он опубликовал свой первый роман «Тают снега», который был положительно принят критиками и простыми читателями.
В 1958 г. Виктора Астафьева приняли в Союз писателей РСФСР. Вскоре из-под его пера вышли 3 повести: «Звездопад», «Перевал» и «Стародуб».
С каждым днем его творчество приобретало все большую популярность и вызывало живой интерес у советских граждан.
В 1962 г. в свет выходит ряд миниатюр Астафьева, которые начинают печататься в разных издательствах. Любопытно, что в своем творчестве он уделял серьезное внимание войне, патриотизму и жизни простых крестьян.
В 1968 г. Виктор Астафьев написал автобиографический рассказ «Фотография, на которой меня нет».
В данном произведении встречалось много диалектизмов, архаизмов и просторечных слов. В нем он между прочим упоминает о последствиях раскулачивания, о которых знал не понаслышке.
В 1976 г. Астафьев написал одну из самых известных повестей в своей биографии – «Царь-рыба». Интересен факт, что она подверглась настолько серьезному редактированию цензоров, что писатель оказался в больнице после перенесенного стресса.
За свой вклад в развитие советской литературы Астафьев дважды удостаивался Государственной премии СССР в 1978 и 1991 гг.
После распада Советского Союза Виктор Астафьев занимался написанием книги «Прокляты и убиты», вызвавшей неоднозначную реакцию в обществе. В его сторону было высказано немало критики, однако именно за это произведение он получил Государственную премию России в 1994 г.
Позже он будет еще два раза удостоен этой почетной награды.
Служба
В 1942 году Астафьев добровольно ушел на фронт. В Новосибирской пехотной школе он обучился военному делу. А уже в 1943 году отправился воевать. Сменив несколько видов деятельности, до конца войны был обычным рядовым солдатом. За время службы Астафьев был удостоен медали «За отвагу», ордена «Красной Звезды».
Когда война закончилась, Астафьев женился на писательнице Марии Корякиной, вместе с ней поселился в городе Чусовой Пермской области. Проживая там, он сменил несколько профессий: был слесарем, учителем, кладовщиком, работал на местном мясокомбинате. Однако кроме работы Виктор интересовался литературой: даже был постоянным членом литературного кружка.
«Война — везде и всюду»
Виктор Астафьев на фронте. Фотография: patriofil.ru
Занятия в железнодорожной школе начались в декабре 1941 года, а закончились в мае 1942-го. К этому моменту вовсю шла Великая Отечественная война, ее отголоски были слышны в Красноярском крае. Туда спешно эвакуировали жителей европейской части России, налаживали производство военной техники.
Всегда думал, что война — это бой, стрельба, рукопашная, но там, где-то далеко-далеко. А она вон как — везде и всюду, по всей земле моей ходуном ходит, всех к борьбе за жизнь требует и ко всякому своим обликом поворачивается.
Виктор Астафьев, «Где-то гремит война»
Виктор Астафьев, как и многие его сокурсники, не захотел оставаться в тылу и пошел добровольцем на фронт. В первых боях он участвовал уже в конце 1942 года. На войне Астафьев сменил несколько специальностей: служил разведчиком, водителем и связистом. Он воевал на Первом Украинском фронте, участвовал в Корсунь-Шевченковской операции, форсировании Днепра, наступлении Красной армии под Каменцем-Подольским. Во время войны Виктор Астафьев получил несколько наград: ордена Красной Звезды, медали «За отвагу», «За освобождение Польши», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов».
В боях под польским городом Дукла осенью 1944-го Астафьев был ранен и несколько месяцев провел в госпитале. После лечения от строевой службы его отстранили, и победу он встретил во вспомогательных частях Первого Украинского фронта в Ровно. Там же он познакомился со своей будущей женой — медсестрой Марией Корякиной. Они поженились вскоре после войны — 26 октября 1945 года. Затем супруги переехали в Пермскую область, в родной город Марии Корякиной — Чусовой.
Литературная карьера
Впервые рассказ Астафьева был напечатан в 1951 году («Гражданский человек»). В том же году Виктор стал работать в газете «Чусовский рабочий», это место не покидал 4 года. Для газеты Астафьев написал множество статей, очерков, рассказов, его литературный талант начал раскрываться все полнее. В 1953 году была опубликована книга Астафьева «До будущей весны».
А в 1958 году в биографии Виктора Астафьева произошло важное событие: его приняли в Союз писателей. Для повышения своего литературного уровня Астафьев учился на Высших литературных курсах с 1959 по 1961 год.
Если кратко охарактеризовать произведения Виктора Астафьева, можно сказать, что они освещают военную, деревенскую тематику.
За все время своей деятельности Астафьев написал множество произведений. Например, романы «До будущей весны», «Тают снега», «Прокляты и убиты» (роман был удостоен премии РФ в области литературы и искусства). Среди его повестей: «Стародуб», «Слякотная осень», «Так хочется жить», «Из тихого света», «Веселый солдат», «Васюткино озеро», «Царь-рыба».
В сборник «Последний поклон» вошли автобиографические рассказы Астафьева о жизни в сибирской деревне, которые он писал для детей.
Краткая биография Астафьева
Виктор Петрович Астафьев
Виктор Петрович Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка, в Енисейской губернии(сейчас это Красноярский край).
Биография Виктора Петровича была наполнена множеством трагичных моментов. Еще в самом малом возрасте, его родной отец попал под арест, а родная мама ушла из жизни, совершая очередную поездку к мужу.
Ранние годы, Виктор Астафьев был вынужден коротать с дедушкой и бабушкой. Этот период остался в памяти Виктора положительной полосой жизни, ностальгию о которой он позже напишет в своей биографии.
Отца арестовали не пожизненно, после его возвращения, отец женится во второй раз, и уже вместе со всей семьей они переезжают в город Игарк, что в Красноярском крае. Спустя небольшой период времени, отец Виктора попадает в больницу, и тогда маленький мальчик понимает, что кроме папы в новой семье он никому не нужен. Так, постепенно от Виктора Астафьева отворачивается вся семья, и он, остается среди улицы один. Проскитавшись в одиночестве двое месяцев, Виктор Астафьев направляется в детский дом.
Достигнув совершеннолетия, Виктор Петрович решительно становится добровольцем на военном фронте. Пройдя обучение по специальности военного дела в пехотной школе Новосибирска, уже в 43 году Виктор попадает в разгар военных действий. Поменяв несколько профессий и видов деятельности, Виктор Петрович, дойдя до окончания военных действий, так и остался обычным солдатом. Однако, не смотря на невысокий чин, Виктор был награжден орденом «Красной Звезды», а также медалью «За отвагу».
По окончании военных действий, Виктор Астафьев берет в жены Марию Корякину, которая была известной писательницей. Именно с ней Виктор позже начнет жить в Пермской области, городе Чусовой.
Проводя годы жизни в Чусовом, Виктору придется поменять огромное количество специальностей: тут он успел побывать и слесарем, и кладовщиком, и преподавателем, и даже успел найти работу на мясокомбинате. Но, работа была не единым видом деятельности Виктора. Самое большое увлечение для него представляла литература. Виктор Петрович был участником литературного клуба и кружка.
Дебютом для Виктора Астафьева стала публикация 1951 года, когда было издано его произведение «Гражданский человек». В этот же период, Виктор Астафьев начинает строить карьеру в издании «Чусовский рабочий», данное место работы настолько полюбилось ему, что он не покидал его на протяжении четырех лет. Для издания Виктор Петрович написал большое количество рассказов, повестей, очерков, а также статей. С каждым новым произведением литературный талант Виктора Астафьева открывал все новые и новые границы. Первая самостоятельная книга Виктора Астафьева публиковалась 1953 годом, и имела название «До будущей весны».
Главным событием и мечтой всей жизни Виктора Петровича было принятие его в «Союз писателей». Для того чтобы поднять свой литературный уровень на новый передел, Виктор получил образование на Высших курсах литературного искусства в период с 59 до 61 года.
Литературные шедевры Виктора Астафьева наполнены всего тремя тематиками: деревенской, которая прослеживается в детских рассказах, военной, а также антисоветской тематикой.
За время своей литературной деятельности, Виктор написал и издал множество произведений, так, из них, произведение «Прокляты и убиты» было награждено премией Российской Федерации в разделе искусства и литературы.
Умер Виктор Петрович Астафьев 29 ноября 2001 года в Красноярске. Похоронен недалеко от родного села.
Жизнь и творчество писателя
Творчество Астафьева через повороты сюжета произведений и образы героев непосредственно отражает его богатый жизненный опыт. События нелегкого детства получили воплощение в повести «Перевал», фронтовое знакомство с будущей женой — в «Звездопаде».
Детство и начало пути
Родился В. П. Астафьев в сибирском селе Овсянка в 1924 году в семье крестьян Лидии Ильиничны Потылицыной и Петра Павловича Астафьева. Виктор рано остался без попечения родителей — его мать утонула в Енисее, когда мальчику было всего 7 лет, а отец за порчу социалистического имущества был осужден и получил срок.
Несколько лет мальчик оставался на попечении своей бабушки Екатерины Петровны. Это время запечатлелось в памяти будущего писателя как самое светлое в его жизни — впоследствии в автобиографическом цикле рассказов «Последний поклон» он воссоздаст с непередаваемой любовью и нежностью портреты своей бабушки, деда, односельчан, образы суровой сибирской природы и трогательные воспоминания о сельских учителях.
После выхода из тюрьмы отец Виктора повторно женился и забрал мальчика в новую семью, переехав в Игарку в расчете на хорошие заработки. Жизнь мальчика на новом месте не задалась — отец вел беспорядочный образ жизни, мачеха откровенно недолюбливала пасынка, и после того как отец оказался в больнице, Виктор в прямом смысле слова очутился на улице. Бродяжничал, жил в заброшенной парикмахерской, а после инцидента в школе попал в детдом, где и воспитывался до 1941 года.
Уже в интернате Виктор проявляет недюжинные способности в русском языке и литературе, его школьное сочинение впоследствии станет основой рассказа «Васюткино озеро». Школу он не закончил, поступил в фабрично-заводскую школу и устроился на железнодорожную станцию составщиком поездов.
Великая Отечественная война
Будущий писатель был о и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941−1945 годах».
Конец войны застал его в должности сортировщика писем под Винницей — из-за ранений и контузии он не мог больше участвовать в боевых действиях. Там же он познакомился со своей будущей женой Марией Корякиной.
Военная тема долгие годы оставалась лейтмотивом его произведений. В отличие от многих авторов, пишущих на тему Великой Отечественной, Астафьев никогда не придавал ей пафосно-героической окраски. Война в его романах показана явлением такой силы, что оно разрушает и испепеляет героев изнутри, несмотря на очевидную цельность и силу их духа. В повести «Звездопад» война сводит на нет романтические устремления главного героя, ужас пережитого перекрывает чувства, и любовь истончается, умирает.
В романе-эпопее «Прокляты и убиты» Астафьев показывает, как война провоцирует все самое низменное в человеческой натуре, и высказывает мысль, что такие страдания посланы русскому человека в наказание за неверно выбранный путь.
Зрелые годы писателя
Мария Корякина и Астафьев женятся в 1945 году и приезжают на Урал в родной город Марии — Чусовой. В послевоенное время Астафьев перепробовал множество занятий: работал учителем, разнорабочим, слесарем, вахтером на мясокомбинате.
Виктор всегда испытывал интерес к книгам и, следуя своей страсти, вступил в местный литературный кружок. Вскоре ему предлагают работу журналистом в газете «Чусовский рабочий», где и публикуют его рассказ «Гражданский человек». Работа в газете утвердила его в стремлении связать свою жизнь с печатным словом, а главное, позволила отточить словесное мастерство, и уже в 1953 году издается книга для детей «Огоньки», а в 1953 — роман «До будущей весны». Успешно публикуется роман «Тают снега», повествующий о восстановлении колхозов после войны. В год его выхода Виктора Петровича принимают в Союз писателей.
Широкую известность Астафьеву принесли лирические произведения «Перевал», «Стародуб» и «Звездопад», в которых он отразил личные переживания: раннее сиротство, чувство одиночества и потерянности.
В 1959 году Астафьев отправляется в Москву на двухгодичные литературные курсы. Оттачивал мастерство писатель с такими в будущем известными литераторами, как Евгений Носов, Юрий Гончаров, Анатолий Знаменский.
В 1962 году Астафьев с семьей переезжает в Пермь, где из-под его пера выходят знаменитые произведения, которые сделали узнаваемым его имя: «Пастух и пастушка», «Последний поклон», «Кража». Тогда уже формируется оригинальный стиль и поэтика писателя, которые выражаются в сочетании крайней реалистичности, документальности изображения жизни, и крайней же лиричности, стремления вовлечь читателя в эмоциональный фон повествования. Роман «Пастух и пастушка» до сих пор остается образцом фронтовой лирической прозы.
В 1969 году Виктор Петрович переезжает в Вологду. В интервью писатель признается, что был поражен красотой русского севера, его суровой притягательностью. В Вологде Астафьев создает повести «Царь-рыба», пишет пьесы «Прости меня» и «Черемуха».
В 1980 году Астафьев возвращается на родину, в Сибирь. Именно там выходят его самые тяжелые творения: «Печальный детектив», «Людочка». Тональность произведений теперь гораздо более жесткая — в «Людочке» писатель приходит к выводу о черствости и равнодушии человеческой натуры, такие же мысли одолевают главного героя «Печального детектива» Сошнина.
В 90-е годы выходит эпопея «Прокляты и убиты», получившая неоднозначные оценки критиков, и повесть «Так хочется жить». Рецензенты романа «Прокляты и убиты» осуждали писателя за излишнюю реалистичность и сгущение темных красок при описании нравов, царивших в казармах военного времени.
ТВОРЧЕСТВО ВИКТОРА ПЕТРОВИЧА АСТАФЬЕВА
См. учебник Н.Л.Лейдермана (по Астафьеву – Первая глава), Лейдерман «Крик души» (очерк, посвященный Астафьеву).
Из поколения военного, Астафьев – фронтовик. Творчество Астафьева прорастает на перекрестье двух традиций 20 века: это фронтовая лирическая повесть (лейтенантская проза – Бондарев, Бакланов), с другой стороны – деревенская литература. Формирует и обновляет традиции литературных течений. Астафьев и принадлежит генетически к этим двум художественным течениям, и одновременно обновляет их. Не каноничен и не похож на те традиции, из которых он вырастает. Например, «Пастух и пастушка» — одно из лучших произведений, не канонично продолжает традиции фронтовой лирической повести. Сборник книги новелл «Последний поклон» — также одни из лучших.
Периоды творчества Астафьева:
1.50-60 – ранний период творчества, становление и формирование писателя, первые повести, более крупные тексты «Звездопад», «Стародум».
2.60-80-е годы — этап творчества Астафьева, когда окончательно находит свой путь к писателю.
3.С конца 80 по начало 2000-х – поздний период творчества. Более полемичен, публицистичен в это время. Перестройка, слом и историческое обновление. Пишет роман-эпопею «Проклятые и убитые», несколько повестей, во многом автобиографические «Обертон», «Веселый солдат». Продолжает писать новеллы. Астафьев работает весьма активно. В 75 лет его не стало, в начале 2000-х годов.
Темы и мотивы, стилистическая манера переходят из одного периода в другой, в чем-то изменяясь, в чем-то сохраняясь. Полное собрание сочинений Астафьева осталось, издано при жизни в Красноярском крае. После войны – тяжелое ранение и восстановление, непростая жизнь с семьей. Становится одним из ведущих советских писателей. Астафьев – писатель очень умный и интеллектуальный. Формально образование – 7 классов, при этом в его текстах звучат аллюзии, реминисценции из символистской поэзии, великолепное знание русской классической литературы, искусства. Творческое наследие, собрание сочинений в 15-ти томах в Красноярске вышло. Астафьев работал плодотворно в каждый из периодов творчества. Основная отличительная черта Астеафьевской прозы (если говорить о стилевом своеобразии, творческой доминанте): Астафьев представляет обновленную версию реалистической традиции. Но в чем его отличие от других авторов? У Астафьева на уровне стиля сочетаются две полярные доминанты (в чем-то противоположные друг другу). Это проявляется на уровне субъектной организации, сюжета, конфликта – на всех уровнях:
1)натурализм – жесткое изображение действительности, проза достаточно сурова, очень много работает и с военным материалом, но натурализм не есть смакование деталей и жутких подробностей, натурализм тяготеет к документальности, максимальной художественной достоверности. Точной и документальной выглядит проза Астафьева. Автобиографические мотивы, максимально искреннее и предельно открытое авторское ощущение.
2)лиризм, лирическое начало, которое доминирует несмотря на жесткий натурализм, суровую стилевую интонацию. Это лиризм, доходящий до сентиментализма (не в чистом виде направление сентиментализм, но именно накал чувств, эмоций, который свойственен и сентиментализму, а также стремление максимально воздействовать на эмоциональную сферу читателя). «Я» лирическое проступает в прозе, сфера присутствия автора в его текстах высока. Авторское «я» присутствует достаточно часто, открыто, проявляется намеренно. Астафьеву нужно, чтобы читатель был эмоционально увлечен текстом, сопереживал. Не только сострадание, но и сорадование.
Повесть «Звездопад». Одно из первых произведений, которое заставило говорить об Астафьеве читающую публику, — это повесть «Звездопад» — о Великой Отечественной войне. Взбудоражило публику: от неприятия до восторженных откликов. Повесть «Звездопад» близка к традиции лейтенантской прозы. В центре внимания главный герой – солдат. Есть элементы личного повествования. Интересен сам сюжет. Хотя Астафьев вызова не планировал, но умел заострить противоречие в действительности, саму картину мира показать не однобоко, а во всей ее противоречивости. Действие – 42 год, юг, Краснодар, происходит на фронте. Краснодар еще прифронтовой, в достаточно далеком тылу. Солдат лежит раненый в госпитале. Солдат встречает свою первую любовь, которая работает там медсестрой, ответная симпатия со стороны девушки пробуждается. Первая любовь, влюбленность. Все обостряется обстоятельствами: война, испытания, угроза смерти – обостряет чувства. Он стремится добиться взаимности со стороны девушки. Кульминация повести – встреча с матерью возлюбленной. Вечером, сбежав в самоволку, герой идет по адресу, который девушка ему оставляет, чтобы побыть с ней, но, придя, встречает не ее, а ее мать (которая по стечениям обстоятельств возвращается с работы, а девушку неожиданно вызвали). Происходит неожиданная реакция, которая позволяет иначе взглянуть на ситуацию. Мать – женщина достаточно умная, интеллигентная, решительная, просит оставить солдата ее дочь, чтобы не поломать жизнь дочери. Он – молодой парень, практически без образования, дочь хочет поступить в институт. «Вы – обычный солдат, долечиваетесь, скоро отправитесь на фронт, и Вас убьют» — говорит мать достаточно цинично, но в то же время справедливо. Это тот самый натурализм, жестокая правда. Психологический конфликт – в душе героя и в столкновении с жесткой реальностью – вызвал бурю, неоднозначные суждения: мать дискредитирует подвиг простого обычного солдата, а значит и сам Астафьев подвергает сомнению народный подвиг. Хотя Астафьев никакого обобщения здесь не делает, рассказывает конкретную историю. Он не оправдывает и не осуждает героиню, оставляет сделать выбор читателю. Но мы понимаем, что мать права в оценке ситуации. Может быть, это даже помогает ему выжить. Он стремится вернуться на фронт в свою часть, инициатива поддерживается удивленным главврачом. Госпиталь воспринимался как место отдыха, где можно в себя прийти, сбросить с себя груз психологического напряжения, отоспаться. Если бы он поехал на фронт, окрыленный любовью, то его скорее всего убили бы в первом же бою. Не испытывая иллюзии о том, что ждет его, отправляется на фронт, он едет туда воевать, побеждать и выживать. Это не оправдывает мать, хотя она жалеет солдата. Повесть воспринимали отчасти как неверие в подвиг советского народа, хотя Астафьев описывает конкретную судьбу.
*У Астафьева меньшая часть текстов написана о войне. Повествование разворачивалось в трех планах: он весь мир осмыслял целиком, совокупно, поэтому 3 повествовательных пласта присутствуют:
2) Тексты о детстве – силен автобиографизм и лирический элемент.
3) Тексты о современной автору действительности, судьба советского общества, людей, которые формируют этих персонажей.
Книга Астафьева «Последний поклон» — книгу начал писать кусочками, как новеллы. Каждая новелла обладает своим законченным сюжетом, рассказывается своя история, но все вместе они образуют более крупный образ мира. «Последний поклон» – это книга о детстве маленького человека, входящего в жизнь. Книга автобиографична. Главного героя зовут Виктор. Встречаемся с ним, когда ему 6 лет. В первой части ему от 6 до 9 лет, а во второй – от 12 до 14 лет.
1 часть книги «Последний поклон».
Действие происходит на опушке бескрайней тайги, эпический хронотоп, мир предстается загадочным и в то же время близким и родным. Книга связана с ощущением заботы, теплоты, душевности, которые идут от бабушки и деда. Мать утонула в Ангаре (лодка перевернулась). Образ матери – тоскует, плачет, страдает ребенок, но с другой стороны он еще ребенок, и жизнь продолжается. В новеллах содержатся истории из жизни мальчика, его шалости, проказы, его друзья, детские игры, ссоры, конфликты и в то же время наблюдения ребенка, с одной стороны, мир предстает как единый организм (люди находятся в близких отношениях, но у каждого двора свой облик). Для Вити весь мир пронизан энергией тепла и загадки, он открывает его как тайну. Одна из новелл «Конь с розовой гривой» рассказывает историю оного дня, когда бабушка пообещала пряник за хорошее поведение. Но у Вити не получается, шалости и проказы наслаиваются, чем больше он пытается их скрыть, тем хуже становится. Мир не прост, его тайна до конца не раскрывается. Мир далек от мистики, но присутствуют трансцендентные мотивы, связанные с неподвластностью разуму человеческому, невозможностью объяснить все в мире появляются в книге нередко. Новелла «Мальчик в белой рубашке» — история реалистично рассказывается. Повествователь, повзрослев, рассказывает историю. Мальчик заблудился в лесу. На фоне закатного солнца фигура мальчика в белой рубашке, он как будто бы растворяется в этом янтарном солнце. Размышление о тайне и загадке жизни человека и ухода этого человека. Повзрослев, повествователь вспоминает и размышляет об этой тайне. Понимает, что как не было тогда ответов у него еще семилетнего мальчика, так и сейчас нет окончательного ответа на эту загадку, и не будет никогда. Лирические размышления большого философского масштаба.
Вторая часть книги «Последний поклон».
Отрочество, подростковый возраст, взросление оказываются предметом рассмотрения во второй части книги. Уголовники, освобождённые из лагерей – собирается пестрое людское сообщество, сильно отличное от людей, с которыми Витя рос в деревне. По сравнению с этим посёлком, мир деревни предстает идиллией. Отец бросает сына на произвол судьбы (сначала в переносном смысле, потом по-настоящему). Отец оставляет Витю родственникам, Витя не единственный ребенок, в обще-то им не нужен. Другие родственники — дед Павел. Его не кормят. Он тянется к знаниям, ходит в школу. «Ронжа» — прозвище, которое придумали дети своей учительнице. Она начинает придираться и унижать Витю, который приходит погреться в теплом помещении в натопленном классе, получить бесплатно завтрак, отоспаться на уроке. Жить Вите негде. Ронжа в очередной раз вызывает его к доске, отчитывает за его лень, хулиганский вид, внешне не опрятный. Она видит, что у него завелись вши. Она отшатывается и начинает при всем классе унижать Витю, итак уже лишенного нормального детства. Происходит взрыв: Витя кидается с вениками на учительницу (как в угол загнанный волчонок). Из школы после этого его выгоняют. Витя сам решает свою судьбу. Он идет и просится, чтобы его определили в интернат. Оказывается, что это не просто сделать, нет мест. Он доходит до начальника отдела образования (жесткой женщины). Она видит, что в нем есть человеческие ресурсы, сильный характер, что у такого характера два пути: либо озлобится, станет бандитом, либо можно помочь ему стать нормальным человеком. Встречались ему и несколько других хороших людей: женщина из столовой, начальника районо, воспитательница. Постепенно выковывается крепкий человеческий характер. Те уроки добра и любви, которые заложены в детстве, на этой базе характер героя укрепляется и развивается, готовясь взрослой жизнью. Дальше уже не детские воспоминания…
Повесть Астафьева «Пастух и пастушка». Военная эпоха. Соответствует канону лейтенантской прозы. Борис Костяев – главный герой. Ассоциативный план связан с литературными и культурными перекличками, связан с восприятием и осмыслением военных событий. Не просто повесть, а современная пастораль (видно по названию). Повесть о ВОВ, но с необычным названием, Здесь виды черты Ас: натуралистическое и сентиментальное начало (уже на уровне семантики эти два начала сталкиваются), символизируя своего рода стилевой «взрыв». Повесть связана с жанром пасторали. Пастораль – античный жанр (романы о чистой и верной любви героя, счастливое или драматичное развитие любви, после смерти воссоединяются в мире загробном, либо живут счастливо и умирают вместе). Почему Астафьев актуализирует память этого архаичного жанра? Перед нами несколько месяцев из жизни лейтенанта Бориса Костяева. 4 части повести рисуют эпизоды из жизни лейтенанта: бой, непосредственно боевые действия, ранение, последний бой, угасание героя, заканчивается трагично. Встреча с девушкой Люсей происходит между двумя боями, первая и взаимная любовь лейтенанта, продолжавшаяся всего несколько суток. Пасторальный мотив, восходящий к античному романы- влюбленные, испытание судьбой, обстоятельствами. Важна молодость, юность. В центре авторского внимания – поиски ответа на вопрос: что происходит с душой человека на войне, выдерживает ли она может ли любовь противостоять силе любви. С одной стороны, жесткий облик войны, с другой стороны, мир нормальных, естественных отношений, чувство любви. Любовь как главное счастье, главное испытание в жизни. Астафьев рассматривает ситуацию в контексте всей человеческой истории, всей человеческой культуры. Эпиграфом является строфа французского поэта? (стих-е о сути и природе любви, созвучное Астафьеву, теме пастуха и пастушки, верной любви, невозможности разделить души и сознания любящих людей). Эпиграфы к каждой из частей выбраны из мировой классики: эпиграф к первой части – строка из пушкинской Полтавы, которая сталкивается с авторскими мыслями. Эпическое восприятие конфликта, борьбы. Сам Астафьев практически избегает батальных сцен. Главным событием становится создание высокой, чистой любви Бориса и Люси. Эта любовь подготовлена мотивами пастуха и пастушки, пасторальными мотивами. Пасторальные мотивы проявляются, когда Борис вспоминает свое детство – яркое, большое впечатление. Сцена аллитерации сцен – зеленая трава, белые овечки. Это воспоминание приходит по контрасту с реальной жизнью.
9. «Интеллектуальная тенденция в литературе 1970-х – 1980-х гг. Новые черты конфликта личности и социально-политической системы в реализме 1970-х гг (на примере произведений В.Тендрякова, Б.Хазанова, Г.Владимова, Ю.Бондарева, В.Быкова).
Литература
Вернувшись с войны, чтобы прокормить семью, а на тот момент он уже был женат, кем ему только не приходилось работать. Он был и чернорабочим, и слесарем, и грузчиком. Работал на мясокомбинате вахтером и мойщиком туш. Мужчина не гнушался никакой работы. Но, несмотря на тяготы послевоенной жизни, желание писать у Астафьева никогда не исчезало.
Писатель Виктор Астафьев
В 1951 году он записался в литературный кружок. Он был так воодушевлен после собрания, что за одну ночь написал рассказ «Гражданский человек», позже он его переработал и издал под названием «Сибиряк». Вскоре Астафьева заметили и предложили работу в газете «Чусовской рабочий». За это время он написал более 20 рассказов и массу очерковых статей.
Свою первую книгу он издал в 1953 году. Это был сборник рассказов, он получил название «До будущей весны». Спустя два года он издал второй сборник – «Огоньки». В него вошли рассказы для детей. В последующие годы он продолжил писать для детей – в 1956 году вышла книга «Васюткино озеро», в 1957 – «Дядя Кузя, лиса, кот», в 1958 – «Теплый дождь».
Книги Виктора Астафьева
В 1958 году выходит его первый роман – «Тают снега». В том же году Виктор Петрович Астафьев стал членом Союза писателей РСФСР. Через год ему дали направление в Москву, где он обучался при Литературном институте на курсах для литераторов. В конце 50-ых годов его лирика стала известна и популярна во всей стране. В это время он издал повести «Стародуб», «Перевал» и «Звездопад».
В 1962 году Астафьевы перебрались в Пермь, в эти годы писатель создает цикл миниатюр, которые печатает в различных журналах. Он назвал их «затесями», в 1972 году он издал одноименную книгу. В своих историях поднимает важные темы для русского народа – война, патриотизм, деревенская жизнь.
Виктор Астафьев
В 1967 году Виктор Петрович написал повесть «Пастух и пастушка. Современная пастораль». Идею данного произведения он обдумывал давно. Но в печать ее брали с трудом, очень много было вычеркнуто по соображениям цензуры. В итоге в 1989 году он вернулся к тексту, дабы восстановить прежний вид повести.
В 1975 году Виктор Петрович стал лауреатом Государственной премии РСФСР за произведения «Последний поклон», «Перевал», «Пастух и пастушка», «Кража».
Иллюстрация к книге Виктора Астафьева «Царь-рыба»
А уже в следующем году была издана, пожалуй, самая популярная книга писателя – «Царь-рыба». И вновь ее подвергли такой «цензурной» редактуре, что Астафьев даже попал в больницу после испытанного стресса. Он был так огорчен, что больше никогда не касался текста этой повести. Несмотря ни на что, именно за это произведение он получил Государственную премию СССР.
Начиная с 1991 года Астафьев трудился над книгой «Прокляты и убиты». Книга вышла только в 1994 году и вызвала массу эмоций у читателей. Разумеется, не обошлось и без критических замечаний. Некоторых удивила смелость автора, но вместе с тем они признали его правдивость. Астафьев написал повесть на важную и страшную тему – он показал бессмысленность репрессий военного времени. В 1994 году писатель получает Государственную премию России.