Презентация на тему «Текст.Информационная переработка текста»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Материалы к урокам по дисциплинам «Русский язык» и «Культура речи» подготовил преподаватель ГБОУ СПО «ВПТ» Костина С.И.
Введение Что такое текст? Какие виды информационной переработки текста вы знаете? Для чего необходимо уметь перерабатывать текст?
Виды информационной переработки текста План. Тезисы. Выписки Конспект. Реферат. Рецензия. Аннотация.
Выписки (выдержка) – дословная или документально точная запись частей текста.
Тезисы – основные положения текста, в них коротко, но четко выделены и сформулированы главные мысли автора по тому или иному вопросу. Тезисы могут содержать классификацию явлений, действий, характеристик. Тезисы могут представлять утверждение чего-либо
Прочитайте отрывок из статьи Н.А. Добролюбова «Луч света в темном царстве». Сравните его с планом, тезисами и конспектом: «Гроза» есть, без сомнения, самое решительное произведение Островского; взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до самых трагических последствий; и при том большая часть читавших и видевших эту пьесу соглашается, что она производит впечатление менее тягостное и грустное, нежели другие пьесы Островского (не говоря, разумеется, о его этюдах чисто комического характера). В «Грозе» есть даже что-то освежающее и ободряющее. Это «что-то» есть, по нашему мнению, фон пьесы, указанный нами и обнаруживающий шаткость и близкий конец самодурства. Затем самый характер Катерины, рисующийся на этом фоне, тоже веет на нас новой жизнью, которая открывается нам в самой ее гибели»
Сверните предложения: Примерно 25 процентов регулярных курильщиков умрет преждевременно по причине курения, а ведь многие из этого числа смогли бы прожить на 10, 15, а то 20 лет дольше.
Сверните предложение: Каждый год около миллиона метеоритов, одни из которых представляют собой просто оплавленные при прохождении через земную атмосферу каменные булыжники, другие – таинственный сплав никеля и железа, поражают поверхность нашей планеты, пролетая около 270 млн километров от загадочного Астероидного пояса, что время от времени отправляет своих посланцев в сторону Земли.
Сверните предложение: Хуже всего, когда в земную атмосферу влетает целый рой космических осколков, именуемых метеоритным дождем, который бывает очень интенсивным, как, например, в Мексике, где на городок Пуэбло де Альенде одновременно обрушилось 8000 камней общим весом в четыре тонны.
Нельзя сокращать слова как попало. Недописанные слова и фразы через какое-то время теряют смысл, забываются, их значение может исказиться (например, предл. – предложение? предлог? предлагать?). Для того чтобы этого избежать, нужно: знать, что в письменной речи наибольшее количество информации приходится на первые буквы слов;
знать, что окончания слов в русском языке играют большую роль, поэтому нельзя сокращать те окончания, которые обозначают признаки предметных отношений;
термины, новые слова и понятия записывают полностью; использовать общепринятые сокращения слов и аббревиатур; отработать свою, понятную через любое время систему сокращений.
Переформулирование (трансформация) — обработка новой и известной ранее информации, полученной в результате ее отбора. Результатом переработки информации является уменьшение ее объема за счет исключения повторов, подробностей или путем обобщения однородных компонентов.
Свертывание текста — преобразование, при котором текст заменяется более кратким по объему изложением. При этом не допускаются смысловые искажения и утрата значимых положений. Свернутый текст отличается от изначального способом обозначения объекта: он не описывает, а лишь указывает на объект.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
Мультимедийная презентация- это программа, которая может содержать текстовые материалы, фотографии, рисунки, слайд-шоу, звуковое оформление и дикторское сопровождение, видеофрагментов и анимацию, трехмерную графику. Основным отличием презентаций от остальных способов представления информации является их особая насыщенность содержанием и интерактивность, т.е. способность определённым образом изменяться и реагировать на действия пользователя. Преимущества мультимедийной презентации:
Русский язык. 10 класс
Конспект урока
Тема: Текст и его преобразование
Перечень рассматриваемых вопросов
Урок посвящён теме «Текст и его преобразование». На уроке обучающиеся получат возможность расширить знания о тексте, его признаках и строении, овладеют такими приемами информационной переработки текстов, как план, тезисы, конспект, реферат, познакомятся с правилами написания аннотации и рецензии, научатся редактировать собственные тексты.
Текст–основная коммуникативная единица, которая является результатом речевой деятельности человека. Текст характеризуется тематическим единством, смысловой цельностью и наличием грамматической связи между предложениями.
Тема текста – этопредмет (суть) какого-либо высказывания.
Идея текста – это главная мысль высказывания.
Микротема – часть общей темы текста.
Абзац – отрезок письменной речи, состоящий из одного или нескольких предложений.
Тип речи – определенное обобщенное значение текста: описание, повествование, рассуждение.
Описание – тип текста, в котором описываются особенности предметов и явлений, называются их признаки.
Повествование – тип текста, в котором рассказывается о действии, развивающемся во временной последовательности.
Рассуждение – тип текста, в котором передается течение мысли, раскрываются причинно-следственные связи.
Цепная связь – способ связи предложений в тексте, при котором каждое последующее предложение развивает предшествующее, как бы вытекает из него.
Параллельная связь – способ связи предложений в тексте, при котором все предложения не сцепляются, а сопоставляются по смыслу с первым.
План текста – объединение элементов текстовой информации.
Тезисы – кратко сформулированные основные мысли текстаекст–основная коммуникативная единица, которая является результатом речевой деятельности человека. Текст характеризуется тематическим единством, смысловой цельностью и наличием грамматической связи между предложениями.
Тема текста – этопредмет (суть) какого-либо высказывания.
Идея текста – это главная мысль высказывания.
Микротема – часть общей темы текста.
Абзац – отрезок письменной речи, состоящий из одного или нескольких предложений.
Тип речи – определенное обобщенное значение текста: описание, повествование, рассуждение.
Описание – тип текста, в котором описываются особенности предметов и явлений, называются их признаки.
Повествование – тип текста, в котором рассказывается о действии, развивающемся во временной последовательности.
Рассуждение – тип текста, в котором передается течение мысли, раскрываются причинно-следственные связи.
Цепная связь – способ связи предложений в тексте, при котором каждое последующее предложение развивает предшествующее, как бы вытекает из него.
Параллельная связь – способ связи предложений в тексте, при котором все предложения не сцепляются, а сопоставляются по смыслу с первым.
План текста – объединение элементов текстовой информации.
Тезисы – кратко сформулированные основные мысли текста.
Власенков А. И. Русский язык. 10—11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень /А. И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. — М.: Просвещение, 2016 г. – 88 с.
1. Т.С. Кудрявцева. Русский язык. Учимся работать с текстом. 10–11 классы: учеб. пособие /Т.С. Кудрявцева. — М.: Дрофа, 2010 – 144 с.
2. М.Ю. Сидорова, В.С. Савельев. Русский язык. Культура речи. Конспект лекций. – М.: Айрис-Пресс, 2007 – 204 с.
Материал для самостоятельного изучения темы
Солнце уже поднялось над лесом, и все было голубое, зеленое, желтое… Тропинка вела вниз, и лес становился все темнее и темнее. Из окошка тянуло сладким тоскливым запахом, и по деревьям вокруг ходили тени. Лес был сосновый и редкий, ноги скользили по опавшей хвое. Они причалили к северному берегу, где из желтого песчаного обрыва торчали корявые корни мачтовых сосен. Ноги проваливались во влажный песок…
Являются ли данные предложения текстом?
На первый взгляд, предложения связаны общей темой, т.е. предметом изображения: лес, тропинка, сосны. Несмотря на тематическую общность, эти предложения не обладают цельностью, которую ученый-психолингвист Леонид Владимирович Сахарный определил как динамическое представление об объекте. Иными словами, эти предложения не имеют общего «вектора» движения, хотя формально движение задано глаголами поднялось, вела, тянуло, ходили, скользили, причалили, проваливались.
Между предложениями нет логической связи. Так, в первом предложении говорится о солнце, поднявшемся над лесом, а во втором — о наползающей темноте. В третьем среди лесного пространства вдруг появляется окошко, из которого «тянуло сладким тоскливым запахом».В одном предложении говорится, что «ноги скользили по опавшей хвое», а в другом — «Ноги проваливались во влажный песок». Наконец неправильное употребление личного местоимения они в предложении «Они причалили к северному берегу» приводит к искажению смысла, потому что по закону цепной связи предложений они — это ноги.
Итак, рассмотренные предложения не обладают цельностью — главным признаком связного текста, поэтому не являются текстом.
Текст — это речевое произведение, основная коммуникативная единица, которая является результатом речевой деятельности человека.
У текста есть определённая композиция: вступление, основная часть и вывод. Во всех частях последовательно раскрывается содержание текста.
У текста есть функционально-смысловая принадлежность к определенному типу:
Редко встречаются тексты, относящиеся только к одному типу речи, чаще всего в текстах комбинируются описание, повествование и рассуждение.
У текста есть соотнесенность сопределенной функциональной разновидностью языка. В зависимости от этого выделяют тексты разговорного, научного, официально-делового, публицистического и художественного стиля.
Восстановите порядок предложений в рассуждении и расставьте предложения в том порядке, при котором текст обретет цельностью.
1. А у дуба даже есть две формы: дуб летний осенью обязательно сбрасывает листья, дуб зимний иногда остается на зиму покрытым сухими мертвыми листьями.
2. Опавшие листья, разлагаясь, удобряют почву.
3. Деревья одной породы, иной раз стоящие рядом, сбрасывают листья неодновременно.
4. Кроме того, прикрытая почва зимой не промерзает, так как подстилка — очень плохой проводник тепла и вместе с толстым слоем снега препятствует охлаждению почвы.
5. Листопад у каждого дерева совершается по-своему.
Правильный вариант. 5, 3, 1, 2, 4. Листопад у каждого дерева совершается по-своему. Деревья одной породы, иной раз стоящие рядом, сбрасывают листья неодновременно. А у дуба даже есть две формы: дуб летний осенью обязательно сбрасывает листья, дуб зимний иногда остается на зиму покрытым сухими мертвыми листьями. Опавшие листья, разлагаясь, удобряют почву. Кроме того, прикрытая почва зимой не промерзает, так как подстилка — очень плохой проводник тепла и вместе с толстым слоем снега препятствует охлаждению почвы.
Между первым и вторым, четвертым и пятым предложениями установлена цепная связь.
Исключите текст, в котором предложения соединяются параллельной связью.
1) Все Рижское взморье в снегу. Он все время слетает с высоких сосен длинными прядями и рассыпается в пыль. Слетает он от ветра и от того, что по соснам прыгают белки. (Ю. В. Бондарев)
2) Дом стоит у самого моря. Чтобы увидеть море, нужно зайти за калитку и немного пройти по протоптанной в снегу тропинке мимо заколоченной дачи. На окнах этой дачи еще с лета остались занавески. Они шевелятся от слабого ветра. (Ю. В. Бондарев)
3) Леса оздоровляют землю. Они не только исполинские лаборатории, дающие кислород. Они поглощают пыль и ядовитые газы, поэтому их справедливо называют «легкими земли».
При параллельной связи предложений в одном из текстов использован синтаксический параллелизм.
Русский язык. 10 класс
Цельность текста
Восстановите порядок предложений в рассуждении, расставив предложения в том порядке, при котором текст обретет цельность.
А у дуба даже есть две формы: дуб летний осенью обязательно сбрасывает листья, дуб зимний иногда остается на зиму покрытым сухими мертвыми листьями.
Деревья одной породы, иной раз стоящие рядом, сбрасывают листья неодновременно.
Кроме того, прикрытая почва зимой не промерзает, так как подстилка — очень плохой проводник тепла и вместе с толстым слоем снега препятствует охлаждению почвы.
Опавшие листья, разлагаясь, удобряют почву.
Листопад у каждого дерева совершается по-своему.
Типы речи
Какой (-ие) тип (-ы) речи представлен (-ы) в предложениях 1-5?
(1)В детстве я ненавидела утренники, потому что к нам в садик приходил отец. (2)Он садился на стул возле ёлки, долго пиликал на своём баяне, пытаясь подобрать нужную мелодию, а наша воспитательница строго говорила ему: «Валерий Петрович, повыше!» (3) Все ребята смотрели на моего отца и давились от смеха. (4)Он был маленький, толстенький, рано начал лысеть, и, хотя никогда не пил, нос у него почему-то всегда был свекольно-красного цвета, как у клоуна. (5)Дети, когда хотели сказать про кого-то, что он смешной и некрасивый, говорили так: «Он похож на Ксюшкиного папу!»
повествование и рассуждение
повествование и описание
1) описание 2) повествование и рассуждение 3) повествование и описание 4) повествование
Параллельная связь предложений в тексте
Исключите текст (вычеркните), в котором предложения соединяются параллельной связью.
1 ) Все Рижское взморье в снегу. Он все время слетает с высоких сосен длинными прядями и рассыпается в пыль. Слетает он от ветра и от того, что по соснам прыгают белки. (Ю. В. Бондарев)
2 ) Дом стоит у самого моря. Чтобы увидеть море, нужно зайти за калитку и немного пройти по протоптанной в снегу тропинке мимо заколоченной дачи. На окнах этой дачи еще с лета остались занавески. Они шевелятся от слабого ветра. (Ю. В. Бондарев)
3 ) Леса оздоровляют землю. Они не только исполинские лаборатории, дающие кислород. Они поглощают пыль и ядовитые газы, поэтому их справедливо называют «легкими земли».
Цепная связь предложений в тексте
Выделите цветом текст, в котором предложения соединяются цепной связью.
1 ) В Одессе на бульваре стоит памятник Пушкину. Он установлен так, что профиль поэта виден на фоне двойной пылающей синевы: моря и неба. Едва взглянешь на памятник, стоящий на площади, прекрасный среди зимней белизны, и глаз не можешь отвести от одинокой и гордой этой фигуры.
2 ) Пестрый лист. Красный шиповник. Искры обклеванной калины в серых кустах. Желтая хвойная опадь с лиственниц. Черная, обнаженная в полях земля под горою. Зачем так скоро? (В. П. Астафьев)
3 ) Простой серый дощатый дом под ржавой железной крышей. Лесенка с нижнего балкона сходит прямо в сирень. Столбы качелей; старая скамья под огромной ивой еле видна — так густо кругом. В высоком плетне — калитка на дорогу. (А.И. Цветаева)
Слова-связки
Вставьте в текст слова, служащие для связи предложений.
В Университете Константинополя Кирилл преподавал недолго. этот философ, который был знатоком греческого, еврейского, арабского, латинского и славянского языков, был направлен в Болгарию с просветительской миссией. оказалось, что просвещать славян невозможно без книг на их родном языке. Кирилл начал составлять славянскую азбуку. (По В.Д. Янченко)
Работа с текстом
Прочитайте текст и выполните тестовые задания. Подчеркните правильный вариант.
1) В представлении многих Ломоносов, совсем мальчик, сын темного поморского рыбака из бедной, затерянной в снегах деревеньки, вдруг бросает все и пешком идет в Москву учиться.
2) Все так и не так.
3) Во-первых, это был совсем не мальчик.
4) В Москву отправился 19-летний, по существу, взрослый парень, завидный жених, широкоплечий силач, который с десяти лет ходил в море и был дублен самыми злыми северными ветрами.
5) Во-вторых, в Москву отправился не сын бедного темного помора, а единственный наследник человека, для своих мест если не богатого, то весьма обеспеченного, пользующегося и авторитетом, и известностью.
6) И наконец, в Москву пришел вовсе не неуч, слепо, как росток к солнцу, тянувшийся к знаниям, а юноша, уже прикоснувшийся к науке своего времени, уже сделавший первый жадный глоток из чаши истины, понявший, что жажду эту побороть он в себе теперь не в силах, и с немалыми сомнениями и колебаниями решивший идти в Москву, точно зная, что лишь там он сможет утолить эту жажду.
7) Таким образом, явление Ломоносова в Москву — это не некая игра судьбы, не случайность внезапного озарения, а неизмеримо более серьезное отражение сложного духовного процесса человека с уже сложившимся характером. (Я.К. Голованов)
Б) Явление Ломоносова в Москву
В) Пешеходы на московских улицах
Б) прямого и обратного порядка слов
В) парцелляции (деления) конструкций, т.е. изъятия из предложения какой-либо части и оформление ее (после точки) в виде самостоятельного неполного предложения.
Главная информация в тексте
Укажите два предложения, в которых верно передана главная информация, содержащаяся в тексте.
1) Магма состоит из многих компонентов: кальция, магния, железа и некоторых других, она содержит пары воды и газы, а также окись кремния.
2) Количество главного компонента магмы — окиси кремния — влияет на её свойства, характер извержения и форму вулкана.
3) Существует множество вулканов различных форм и состава магмы.
4) От количества некоторых элементов зависят свойства вулканической магмы, определяющие характер возникновения вулканов.
5) От количества окиси кремния, являющейся главным компонентом магмы, зависят не только её свойства, но и характер извержения и форма вулкана.
Но главной составляющей магмы является окись кремния.
От количества этого элемента зависят свойства магмы, характер извержения — спокойный или взрывной, форма вулкана.
Вулканическая магма состоит из многих компонентов: кальция, магния, железа и некоторых других, она содержит пары воды и газы.
Вводные слова
Какое слово (сочетание слов) должно быть на месте пропуска предложении?
В.А. Солоухина «Камешки на ладони»
Восстановите деформированный текст, расставив предложения в правильном порядке. После проделанной работы вы сможете прочитать текст из книги В.А. Солоухина «Камешки на ладони».
Здесь камень перегружали на лошадей. Здесь был склад белого камня. А камень нужен был для строительства владимирских соборов.
Не знает и художник, что у него окажется самым лучшим. Может быть, что-нибудь сделанное между прочим, «из отходов».
Покров на Нерли построена из остатков этого камня (или из излишков), построена шутя, между прочим, потому что все равно склад, а оказалась она лучше тех, основных соборов, ради которых камень везли.
На этом месте (точно установлено) разгружали белый камень, который привозили на стругах из «булгар».
Почему Покров на Нерли стоит на отшибе от богомолов, на лугу, на пустынном берегу реки?
У меня есть такая версия.
Виды переработки текста
Проанализируйте таблицу и заполните пустые ячейки, используя элементы для вставки.
И. А. Бунин о лете
Заполните пропуски в тексте, выбрав из выпадающего списка правильный вариант ответа.
Определения понятий
Устраните в каждом предложении выделенные ошибки, допущенные при определении понятий.
2. Основная мысль (идея) текста — это предмет речи, выбранный автором.
3. При параллельной связи новое предыдущего предложения становится данным последующего предложения.
4. Наибольшая составная часть общей темы называется микротемой.
5. Абзац служит для выделения основной темы, для перехода от одной темы к другой.
6. Абзац состоит из эпилога и комментирующей части.
8. Предложения в тексте связываются ценной и параллельной связью.
9.Тезисы — это подробное изложение основных положений статьи, книги, доклада.
10. Конспект — это краткое устное изложение содержания текста.
11. При подготовке реферата происходит развёртывание информации в целях расширения объёма текста.
12. Аннотация — это краткая характеристика книги, статьи и т.п. с точки зрения содержания и стоимости.
13. Рецензия — это письменный разбор, не содержащий критическую оценку научного, художественного произведения.
14. Реферат — краткий доклад на определённую тему, в котором собрана дезинформация из одного или нескольких источников.
15. В структуре реферата выделяются три основных компонента: библиографическое описание, собственно реферативный текст, слуховой______ аппарат.
О значении внутренней культуры в жизни человека
Выделите цветом три предложения, в которых говорится о значении внутренней культуры в жизни человека.
Есть внутренняя культура — та культура, которая стала второй природой для человека. От неё нельзя отказаться, нельзя просто так отбросить, заодно отбросив и все завоевания человечества.
Культурный человек не тот, кто много знает о живописи, физике или генетике, а тот, кто осознает и даже чувствует внутреннюю форму, внутренний нерв культуры.
Интересно, что в развитой культуре даже не слишком даровитому художнику или ученому, поскольку он сумел к этой культуре прикоснуться, удается добиться серьезных результатов. (По материалам «Энциклопедии для школьников»)
Определения понятий
Устраните в каждом предложении выделенные ошибки, допущенные при определении понятий.
1. Тема текста — это отношение автора к предмету речи _______, который он выбрал для изображения в тексте.
2. Основная мысль (идея) текста — это предмет речи______, выбранный автором.
3. При параллельной ____связи новое предыдущего предложения становится данным последующего предложения.
4. Наибольшая____ составная часть общей темы называется микротемой.
5. Абзац служит для выделения основной темы____, для перехода от одной темы _____ к другой.
6. Абзац состоит из эпилога _____ и комментирующей части.
7. Различают три типа речи: повествование, описание, осуждение _____.
8. Предложения в тексте связываются ценной _____ и параллельной связью.
3. При связи новое предыдущего предложения становится данным последующего предложения.
4. составная часть общей темы называется микротемой.
6. Абзац состоит из и комментирующей части.
8. Предложения в тексте связываются и параллельной связью.