Светофорчики для определения места звука в слове
Логопедические игры запись закреплена
КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА ОПРЕДЕЛЯТЬ МЕСТО ЗВУКА В СЛОВЕ?
При обучении письму и чтению исходным процессом является звуковой анализ устной речи. Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает:
— определение количества звуков в слове;
— фонетическую характеристику звуков (умение различать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твердые и мягкие);
— определение места звука в слове.
Звук мы слышим и произносим. Буквы мы видим, пишем и читаем.
Сложнее всего детям дается задание на определение места звука в слове. Как же решить эту проблему?
Сначала нужно выяснить, понимает ли ребенок слова «начало», «середина», «конец». Если нет, то возможно, у ребёнка трудности с пониманием смысла этих слов, т.е. с ориентировкой в пространстве.
Далее усложняем. Можно взять игрушечный поезд, и рассмотреть, где у него начало, где конец, где середина.
Потом переходим к звукам.
Сначала работаем несколько занятий с определением первого звука. «С какого звука начинается слово? Какой звук я произношу первым?» Произносим утрированно первый звук. Сначала берем слова, которые начинаются с гласного звука (под ударением). Самый простой способ – это произносить слова, растягивая первый звук: уууу-тка, оооо-блако, оооо-вцы.
Нужно соблюдать нескольких правил:
— слова на твёрдые согласные и на согласные, после которых идут эти буквы, подбирать так, чтобы ударение падало на первый слог;
— предлагать слова с первым согласным, за которым нет гласного: кккк-рот, сссс-тул, зззз-вук и так далее;
— подбирать слова с первым мягким согласным, например, лицо, кино …;
— слова на гласные Е, Ё, Ю, Я лучше исключить, так как они объединяют не один, а два звука сразу: Я-ЙА, Ю-ЙУ и т.д.
Варианты игр:
1. «С чего начинается слово?»
Взрослый бросает ребёнку мяч и произносит слово: Аист, Утка, Иней, Эхо, Ослик и т.д. Малыш ловит мяч и возвращает его, произнося первый звук.
2. «Цепочка».
Предложить слово, а ребёнок подбирает следующее, начинающееся на его последнюю букву. Пример: слон-нос-скала-аист и т.д.
Мастер-класс по изготовлению звуковой линейки
Татьяна Гетманская
Мастер-класс по изготовлению звуковой линейки
Главной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова (определению порядка следования звуков в слове, установлению различительной роли звука, основных качественных его характеристик). Дети не могут овладеть звуковым анализом, только произнося слова вслух, поэтому при обучении грамоте старших дошкольников в своей работе я применяю звуковые линейки, которые помогают воспринимать информацию зрительно. Линейки вот такие:
эта линейка имеет кармашки, в которые при фонетическом (звуко-буквенном) разборе слова дети вставляют цветные прямоугольники
для закрепления у детей знаний о том, что звуки в слове произносятся в определенной последовательности и что в разных словах их разное количество, использую вот такие линеечки
синие кружочки в ней,-будто звуки,идут друг за другом, но не исчезают, их можно увидеть и даже пересчитать. Ребенок отчетливо произносит слово, чтобы хорошо прозвучали все звуки, а на линейке, открываются один за другим кружки по количеству звуков в слове.
для ее изготовления понадобится: картон цветной, белая бумага, ножницы,линейка,карандаши, клей.
Берем полоску картона 30*12 см
на одной из сторон рисуем окошко и вырезаем
вырезаем полоску из белой бумаги и картона другого цвета по ширине окошка, на белой бумаге рисуем и раскрашиваем круги. Вставляем в нашу заготовку, полоска из картона должна быть длиннее, чтобы ребенок мог ее выдвигать
По такому же принципу изготовлена и другая линейка только ее заламинировала, вырезала круги, затем вставляется белая рабочая полоска, ребенок обводит круг и закрашивает соответствующим цветом
Мастер-класс для воспитателей средних групп по формированию звуковой культуры речи «Со звуками играем — речь развиваем» Цель: формирование звуковой культуры речи детей средней группы детского сада. Задачи: уточнить и систематизировать знания и.
Мастер-класс по изготовлению цветка Мастер-класс по изготовлению цветка Практически каждый человек ассоциирует приход весны с буйством цветов и красок. В этой статье мы хотели.
Мастер-класс по изготовлению Мойдодыра Мастер-класс по изготовлению Мойдодыра Когда мы готовились к развлечению по сказкам Корнея Чуковского, нам понадобился макет Мойдодыра.
Мастер-класс по изготовлению шкатулки Мастер – класс по изготовлению шкатулки. Тема:«Шкатулка. Цель:совершенствовать навыки конструирования; развивать эстетический вкус; воспитывать.
Мастер-класс по изготовлению снеговичка из носков «Снеговик» Снеговик, снеговик Он не мал и не велик Мы его слепили А потом забыли А к утру растаял снег И исчез наш человек Снежный был он.
Мастер-класс по изготовлению сундучка со сказками Здравствуйте уважаемые коллеги. Сегодня я хочу продемонстрировать Вам как из простой коробки сделать замечательный волшебный сундучок со.
Мастер-класс по изготовлению веера Мастер – класс по изготовлению веера. Тема:«Веер».Цель:формировать умение аккуратно выполнять линии сгиба; развивать глазомер; воспитывать.
Мастер-класс по изготовлению колокольчиков для изготовления колокольчиков из цветного картона нам потребуется: цветной картон,желательно глянцевый, ножницы, линейка, клей-карандаш,.
Дидактическое пособие «Звуковая линейка» для детей старшего дошкольного возраста
Лилия Байрамгулова
Дидактическое пособие «Звуковая линейка» для детей старшего дошкольного возраста
Дидактическое пособие «Звуковая линейка» для детей старшего дошкольного возраста
Представления о звуках речи у будущих первоклассников является достаточно смутным или совсем отсутствует.
Для того, чтобы научиться читать и писать, ребёнок должен иметь четкие представления о звуках языка, о звуковом составе слова.
Как только дети начинают обучаться в школе,они быстро запоминают и бойко отвечают: «Звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем и читаем». Детям же дошкольного возраста трудно услышать звуки.
Почему же так трудно бывает называть звуки речи? Это объясняется тем, что ребенок нуждается на представление написанного слова, так как зрительно человек воспринимает быстрее и лучше, чем на слух.
Необходимы такие средства, которые могли бы зафиксировать звучание слова, при этом не обращаясь к буквам. Воспитатели детских садов, учителя начальных классов, учителя-логопеды используют разнообразные схемы, модели и условные значки для обозначения звуков.
Предлагаю вашему вниманию дидактическое пособие
«Звуковая линейка»
Цель: развивать фонематический слух, упражнять в звуковом анализе слов, умении определять местоположение звука в слове, закрепить у детей знание о том, что звуки в слове произносятся в определенной последовательности; показать им, что в разных словах разное количество звуков (слова длинные и короткие, развивать мелкую моторику.
Дидактическое пособие «Составь предложение» В разделе «Грамота» дети знакомятся с предложением. Чтобы научить детей составлять предложения из слов находящихся в начале, середине или.
Презентация к досугу «Если очень захотеть, можно в космос полететь!» Предлагаем вашему вниманию мультимедийное пособие к досугу: «Если очень захотеть, можно в космос полететь» Данное дидактическое мультимедийное.
Логопедическое занятие по автоматизации звука [Р] «Светофорик»
Цель: Закреплять правильное произнесение звука «Р» в слогах, словах, предложениях. Расширять словарь по теме «Транспорт». Упражнять в образовании существительных множественного числа в именительном и родительном падежах, в согласовании числительных с существительными. Упражнять в умении образовывать предложения, делить слова на слоги, находить место звука в слове.
Материал: Изображение Светофорика. Круги из белой бумаги по деаметру соответствующие кругам — глазам Светофорика. Картинки с изображением видов транспорта. Сюжетная картинка «Улица». Регулировочная палочка, схема слова, фишки для составления предложения.
Ход занятия:
Логопед. Отгадай загадку. И в ней, и в отгадке есть звук, над правильным произнесением которого мы будем работать.
Разных три имею глаза,
Но открою их не сразу.
Стоп! Нельзя идти! Опасно!
Желтый глаз — погоди!
А зеленый — проходи!
(Светофор)
В одном небольшом городе на перекрестке двух дорог стоит Светофорик.
Выставляет изображение Светофорика и проводит артикуляционную гимнастику.
Затем Светофорик выглядывает на улицу. Ему интересно смотреть по сторонам своими разноцветными глазами.Мимо него проезжают огромные грузовики:
(ребенок повторяет слоги)
По пешеходному переходу люди спешат на работу, в школу, детский сад. :
Тру — тру — тру — тру.
Тры — тры — тры — тры.
(ребенок повторяет слоги)
Однажды Светофорик стал быстро, быстро моргать и сломался — перестали гореть его глаза. (Закрывает в изображении Светофорика разноцветные круги).
Давай поможем Светофорику отремонтировать его глаза. Для этого нужно выполнить задания.
Логопед. Очень много транспорта скопилось на перекрестке. Сейчас ты станешь регулировщиком уличного движения. Я буду называть слова. Если услышишь в слове звук «Р», отведи руку с жезлом в сторону.
Логопед называет слова (дорога, небо, труд, трамвай, машина, колесо, метро, трос, велосипед и т. д.) Если ребенок правильно выполняет задание логопед снимает белый кружок с желтого глаза светофора.
Логопед. Выбери картинки, на которых изображены виды транспорта со звуком «Р» в названии.
Ребенок выполняет задание.
Логопед называет транспортные средства в именительном падеже единственного числа и предлагает ребенку назвать эти средства в именительном и родительном падежах множественного числа.
Автобус — автобусы — автобусов.
Грузовик — грузовики — грузовиков
Троллейбус — троллейбусы — троллейбусов
Трамвай — трамваи — трамваев и т. д.
Давай посчитаем машины, едущие по улице. Я начну. А ты продолжишь
Один трамвай. (Два трамвая, три трамвая, четыре трамвая, пять трамваев).
Одна машина «скорой помощи».(Две машины «скорой помощи» и т. д.)
Так пересчитываются все транспортные средства, изображенные на картинках.
Следующее задание придумать предложение со словом «Светофор». Выкладываем схему предложения, определяем количество слогов в словах. (при помощи символов)
Логопед достает схему слова и просит определить ребенка, на каком месте (начале, середине или конце стоит звук «Р» в слове.
Если ребенок правильно выполняет задание, то логопед снимает белый кружок с зеленого глаза светофора.
Логопед. Вот ты и помог отремонтировать Светофорику глаза. Движение транспорта восстановлено, пешеходы спешат по своим делам. Светофорик благодарит тебя за помощь.
Логопедическое занятие «Эмоции, речь, движение» (занятие 2) ЗАНЯТИЕ №2 «ТИШКИН ОГОРОД» (по мотивам сказки Т. Чижевской и Л. Гирской). (Овощи) Оборудование: мягкие игрушки заяц и свинка, корзина,.
Логопедическое занятие «Эмоции, речь, движение. Девочка и волк» по мотивам сказки Ш. Перро «Красная Шапочка» ЗАНЯТИЕ № 4. «ДЕВОЧКА И ВОЛК» (по мотивам сказки Ш. Перро «Красная шапочка»). (Наше тело) Оборудование: кукла и мягкие игрушки волк и.
Дидактическая игра на автоматизацию звуков «Путешествие тигра Рыжика» Представляю авторскую дидактическую игру «Путешествие тигра Рыжика». Игра рассчитана на детей 5-7 лет. В игру можно играть с двумя или тремя.
Дидактическое пособие на автоматизацию звуков и развитие фонематического слуха. Дидактическая игра «Веселые лабиринты». Цели:: 1. Автоматизация звуков речи. 2. Развитие фонематического слуха. 3. Развитие познавательного.
Дидактические игры на автоматизацию и дифференциацию звуков [р], [ж], [ш] в слогах и словах Цель: автоматизация и дифференциация звуков «р», «ж», «ш» в слогах и словах, совершенствовать внимание. 1. Рыбаки Давай мы отправимся с тобой.
Игра на автоматизацию звуков [Р]-[Р’] «Что принес муравей?» Главной задачей учителя-логопеда в исправлении звукопроизношения является постановка и автоматизация звуков. Чтобы ребенок с удовольствием.
Индивидуальное занятие на автоматизацию звука [Л] Задача. Автоматизировать звук «л» во фразах, насыщенных словами с прямыми слогами. План занятия 1. Артикуляционная гимнастика. «Вкусное.
Работаем над изолированными сложными звуками — игровые упражнения на начальную автоматизацию. Ребенок пошел к логопеду, ему поставили звуки и ребенку сразу трудно включить их в слоги, слова и тем более предложения. НА начальных этапах.
Многофункциональное дидактическое пособие «Избушка-говорушка»
Татьяна Голубева
Многофункциональное дидактическое пособие «Избушка-говорушка»
Возраст: 4+
Интеграция образовательных областей:
Задачи:
— формирование фонетических средств языка;
— формирование лексико-грамматических средств языка;
— актуализация и обогащение словарного запаса;
— развитие связной речи;
— совершенствование артикуляционной и мелкой моторики;
— развитие языкового чутья, творческих способностей.
Комплектация: домик из листа ЛДСП формата А3 с кармашками в виде окошек с лицевой стороны (стилизованное наборное полотно) и с наклеенным ковролином с тыльной стороны (коврограф); схемы и предметные картинки для выставления на наборное полотно; изображения героев сказок для плоскостного театра и счетные палочки с кусочками липучей ленты «велькро» для крепления на коврограф.
Описание игры:
Логопед читает стихотворение:
В этой сказочной избушке
Проживают не зверушки,
Не смешные человечки,
А различные словечки!
Расселить их помоги!
ВАРИАНТЫ ИГР
Формирование фонетических средств языка
1. Игра «Гимнастика для Язычка»
Цель: совершенствование артикуляционной моторики.
Материал: карточки для артикуляционной гимнастики с образцами упражнений.
Ход игры. В кармашки – окошечки помещаются карточки с образцами артикуляционных упражнений. Игра заканчивается, когда все запланированные упражнения выполнены.
2. Игра «Подбери слова к звуку»
Цель: подбор слов с определенным звуком.
Материал: На чердачном окошке — буква; предметные картинки с изучаемым звуком и другими звуками для дифференциации.
Ход игры. Дети отбирают нужные картинки, вставляют их в кармашки. Игра заканчивается, когда все окошки заняты картинками.
3. Игра «Подбери слова к схеме»
Цель: нахождение места звука в слове (в начале, середине или конце).
Материал. Карточки со схемами расположения звука в словах (в клеточке звук в начале, середине или конце схемы, предметные картинки с изучаемым звуком в разной позиции.
Ход игры. Логопед ставит в кармашек – чердачное окошко карточку со схемой изучаемого звука в слове. Ребенок определяет позицию звука в словах: если местонахождение звука соответствует схеме на карточке, то берет картинку и ставит ее в кармашек-окошко. Игра заканчивается, когда все окошки заняты картинками. Игра заканчивается, когда все окошки заняты картинками.
«Ищем звук Р в середине слов»
4. Игра «Посчитай слоги (звуки) в словах»
Цель: определении количества слогов (звуков) в словах.
Материал. На чердачном окошке — цифра, предметные картинки со словами, состоящими из 1 (2, 3, 4, 5) слогов (звуков).
Ход игры. Ребенок берет картинку, отчетливо произносит слово и определяет в нем количество слогов (звуков). Игра заканчивается, когда все окошки заняты картинками.
«Ищем трехслоговые слова»
«Ищем слова, состоящие из 4 звуков»
5. Игра «Ударение в словах»
Цель: нахождение ударного слога в слове.
Материал. Карточки со схемами расположения ударения в словах, предметные картинки с изучаемым звуком в разной позиции.
Ход игры. Логопед ставит в кармашек – чердачное окошко карточку со схемой слова с ударением на 1 (2, 3) слоге. Ребенок определяет ударный слог в словах: если местонахождение ударного слога соответствует схеме на карточке, то берет картинку и ставит ее в кармашек-окошко. Игра заканчивается, когда все окошки заняты картинками.
Формирование лексико-грамматических средств языка; актуализация и обогащение словарного запаса
1. Игра «Родственные слова»
Цель: ознакомление детей с родственными словами
2. Игра «Многозначные слова»
Цель: ознакомления детей с многозначными словами
3. Игра «Слова наоборот»
Цель: ознакомление детей со словами-антонимами
Материал. Картинки со словами с противоположным значением
Ход игры. Из четырех слов, расположенных в кармашках-окошечках, ребенок выбирает только те, которые являются парными по противоположному признаку. Остальные картинки убираются.
Развитие связной речи
Игра «Играем в сказку»
Цель: активное коммуникативное общение детей
Материал. Плоскостные изображения атрибутов и героев сказок с кусочками липучей ленты «велькро» с тыльной стороны (для крепления на коврограф).
Ход игры. Дети берут на себя роли героев из сказки и передают содержание сказки, одновременно помещая фигурки персонажей на коврограф. (С помощью данных героев можно придумывать и «свои» сказки.)
Развитие мелкой моторики
Игра «Строим из палочек»
Цель: совершенствование мелкой моторики.
Материал: счетные палочки с кусочками липучей ленты «велькро» для крепления на коврограф, карточки для конструирования из счетных палочек с образцами упражнений.
Ход игры. На коврографе дети конструируют изображения из счетных палочек. Правильность выполнения задания проверяется.
Формы работы:
Формирование психологической базы речи
1. Игра «Четвертый лишний»
Цель: развитие вербального мышления
Материал. Предметные картинки.
Ход игры. Детям предлагается выбрать из четырех картинок лишнюю и объяснить свой выбор (картинки могут быть подобраны по лексической теме, по наличию звука в словах, по месту звука в словах, по ударному слогу, по количеству звуков (слогов) в словах и т. д.)
2. Игра «Что изменилось»
Цель: развитие зрительной памяти, внимания
Материал. Предметные картинки.
Ход игры. Детям предлагается запомнить расположение картинок на наборном полотне, после этого все закрывают глаза. Педагог делает некоторые изменения, по сигналу дети открывают глаза, тот кто увидел изменения, поднимает руку и называет.
3. Игра «Такой же, как …»
Цель: развитие восприятия, вербального мышления (подбор предметов, схожих по фактуре, опираясь на жизненный опыт ребенка)
Материал. Подобрать картинки с предметами, схожими по тактильным ощущениям или визуально похожие (пушистые – кошка, лиса, шапка … ; шершавые – асфальт, тёрка, кора дерева и т. п.)
Ход игры. Ребенку предлагается подумать, кто (что) бывает пушистым (колючим, шершавым, твердым, гладким …) и подобрать подходящие картинки из имеющихся.
Например, пушистыми бывают кошка, лиса, кролик, одуванчик … (подбираются картинки с этими предметами).
Спасибо за внимание!
«Чудо-дерево» многофункциональное мобильное дидактическое пособие Пособие разработано с учетом современных педагогических технологий, способствующих активизации деятельности дошкольников, индивидуализации.
Аквафон цветной — авторское дидактическое пособие Дидактическое пособие «Аквафон цветной» состоит их пяти одинаковых стеклянных емкостей, стоящих на подносе. Емкости наполнены водой. Вода.
Многофункциональное дидактическое пособие «Кот и волшебный цветок» Представляю Вам своё дидактическое пособие «Кот и волшебный цветок». Это пособие я сшила для детей младшей группы нашего сада, «Серебряное.
Многофункциональное дидактическое пособие «Любопытный червячок» Авторское многофункциональное дидактическое пособие «Любопытный червячок» Участники: пособие предназначено для детей младшего дошкольного.
Многофункциональное дидактическое пособие «Забавные улитки» «Забавные улитки» Участники: пособие предназначено для детей младшего дошкольного возраста. Содержание пособия: за основу панно взят лист.
Дидактическое многофункциональное пособие «Умная юбка» Дидактическое многофункциональное пособие «Умная юбка» Слайд 1 Уважаемые коллеги хочу представить Вашему вниманию многофункциональное дидактическое.
Многофункциональное дидактическое пособие: «Чудо-пирамидка» Дидактическая игра «Чудо пирамидка» Цель: обобщение знаний детей дошкольного возраста. Вариантов игр множество. Всё зависит от поставленных.
Многофункциональное дидактическое пособие «Теремок» своими руками Для эффективной работы с детьми младшего и старшего дошкольного возраста было создано дидактическое панно «Теремок». Оно многофункциональное,.
Многофункциональное дидактическое пособие «Умная гусеница» Я хочу предложить вашему вниманию многофункциональное дидактическое пособие «Умная гусеница». На создание этого пособия меня подтолкнула.