Статья 8. Свободные выборы
Статья 8
Свободные выборы
1. Верховенство конституции является основой для проведения свободных выборов и обеспечения гражданам и иным участникам избирательного процесса возможности без какого бы то ни было влияния, насилия, угрозы применения насилия или иного противоправного воздействия сделать свой выбор относительно своего участия или неучастия в выборах в допускаемых законом формах и законными методами, не опасаясь наказания либо воздействия, какими бы ни были итоги голосования и результаты выборов, а также правовых и иных гарантий неукоснительного соблюдения принципа свободных выборов в течение всего избирательного процесса.
2. Участие гражданина в выборах является свободным и добровольным. Никто не может принудить его голосовать «за» или «против» какого-либо определенного кандидата (кандидатов), определенного списка кандидатов, никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление. Ни один избиратель не может быть принужден кем бы то ни было объявить, как он намерен голосовать или как он голосовал за кандидата (кандидатов), списки кандидатов.
3. Кандидат, политическая партия (коалиция) и другие участники избирательного процесса несут ответственность перед обществом и государством в соответствии с конституцией и законом. Ни один кандидат, ни одна политическая партия (коалиция), ни одно иное общественное объединение или общественная организация не имеет права использовать методы психического, физического, религиозного принуждения или призывы к насилию, или угрозы применения насилия, или любые иные формы принуждения.
Составляющие свободных выборов
Традиционно под свободными выборами понимают две составляющие:
В большинстве стран участие в выборах добровольно и за неучастие не наступает юридической ответственности.
Стадии избирательного процесса
назначение даты выборов
образование (определение) избирательных округов
установление избирательных участков
создание избирательных органов
Период выдвижения кандидатов или партийных списков.
Агитационный период — период, в течение которого разрешается проводить предвыборную агитацию.
Опрос на выходе, или экзит-поллы — неформальное предложение проголосовавшим записать свой выбор для контроля действий избирательной комиссии.
Подсчёт голосов, определение результатов выборов избирательной комиссией. Контроль за соблюдением законоположений об избирательном процессе; избирательно-правовые споры; ответственность за избирательные правонарушения.
Избира́тельный уча́сток — территориальная единица, образуемая в период выборов и референдумов для проведения голосования и подсчёта голосов.
Избирательные органы — это избирательные комиссии (бюро, советы, президиумы, трибуналы и др.), осуществляющие организационное руководство и управление избирательным процессом.
Свободные выборы в РФ. Понятие и принципы
Правовыми нормами этих законодательных актов регулируется порядок избрания:
— Президента Российской Федерации;
— депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ;
— глав муниципальных образований;
— депутатов представительных органов местного самоуправления (в частности, мэров городов и депутатов городских, районных, сельских и поселковых советов).
Граждане Российской Федерации участвуют в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Гражданин Российской Федерации может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, и граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
Федеральными конституционными законами, федеральными законами могут устанавливаться дополнительные условия приобретения гражданами РФ активного избирательного права, связанные с постоянным или преимущественным проживанием гражданина на определенной территории Российской Федерации. Эти условия не могут содержать какие-либо требования относительно продолжительности и срока такого проживания. Законы субъектов РФ должны предусматривать предоставление активного избирательного права на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления всем гражданам Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации либо муниципального образования. Пребывание гражданина вне места его постоянного или преимущественного проживания во время проведения на этой территории выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта РФ или органы местного самоуправления.
Ограничения пассивного избирательного права, связанные с постоянным или преимущественным проживанием на определенной территории Российской Федерации, могут устанавливаться только Конституцией РФ. Установление федеральным законом, законом субъекта РФ продолжительности и срока постоянного или преимущественного проживания гражданина Российской Федерации на территории ее субъекта, муниципального образования в качестве основания для приобретения пассивного избирательного права не допускается.
Законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные условия реализации ее гражданином пассивного избирательного права, связанные с достижением им определенного возраста. Устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать 21 года на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ, 30 лет на выборах главы исполнительной власти субъекта РФ и 21 года на выборах в органы местного самоуправления. Установление максимального возраста кандидата не допускается.
Ограничения, связанные со статусом депутата, выборного должностного лица, в том числе с невозможностью находиться на государственной или муниципальной службе, входить в состав законодательного (представительного) органа государственной власти, представительного органа местного самоуправления, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, устанавливаются Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Федерации.
В соответствии с международными договорами Российской Федерации и соответствующими им федеральными законами, законами субъектов РФ иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления на тех же условиях, что и граждане РФ.
Выборы, проводимые в Российской Федерации, являются равными. Это означает, что каждый избиратель имеет один голос и все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях. Таким образом, только при наличии двух названных элементов выборы могут считаться равными.
Выборы в Российской Федерации являются прямыми. Прямое избирательное право означает, что избиратели голосуют на выборах за или против кандидатов (списка кандидатов) непосредственно.
Важное преимущество прямых выборов заключается в том, что все избираемые органы государственной власти являются непосредственно представительными органами народа. Тем самым создается возможность постоянной тесной связи этих органов с избирателями, постоянного контроля населения за их работой.
Голосование на выборах в Российской Федерации тайное. Это означает, что исключается возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателей. В Российской Федерации обеспечивается тайна голосования. Избирателю предоставляется возможность использовать особую комнату или закрытую кабину для заполнения избирательного бюллетеня. В этих помещениях во время заполнения избирательных бюллетеней запрещается присутствие кого бы то ни было, включая и членов избирательной комиссии. Бюллетень опускается в избирательный ящик лично.
Участие гражданина Российской Федерации в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе воздействовать на гражданина, чтобы принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление. Свободное волеизъявление избирателей во время выборов обеспечивается и тем, что проведение агитации в день выборов в помещении для голосования не допускается.
Гражданин Российской Федерации, проживающий за ее пределами, обладает всей полнотой избирательных прав. Дипломатические и консульские учреждения РФ обязаны оказывать содействие гражданину РФ в реализации избирательных прав, установленных законом.
Свободный и добровольный характер участия граждан в выборах — важная составная часть принципов избирательного права в России. Законодательство о выборах раскрывает его содержание следующим образом: никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению (п. 3 ст. 3 Федерального закона от 12 июня 2002 г.). Свобода выборов означает, что при их организации и проведении абсолютно исключается какое-либо принуждение относительно как участия в выборах, так и непосредственно голосования.
Обязательность и периодичность выборов в качестве принципов их организации закреплена в ст. 9 Федерального закона от 12 июня 2002 г. Их отражение в Законе очень органично, ибо выборы являются единственным демократическим способом формирования властных органов. Источником этих принципов служат также международные документы.
Альтернативность и состязательность выборов обеспечивают избирателям реальную возможность выбора одного из нескольких кандидатов посредством свободного волеизъявления. По мнению Конституционного Суда РФ, альтернативность, как необходимое условие свободных выборов, относится к самому существу избирательного права. Вот почему без проведения голосования по нескольким кандидатурам оно теряет реальное содержание. Вместе с тем повторное голосование может проводиться по одной кандидатуре. Конституционный суд РФ считает проведение повторного голосования по одной кандидатуре вполне оправданным в целях обеспечения результативности выборов «первого тура» голосования.
Состязательность выборов предполагает конкуренцию, соперничество кандидатов, избирательных объединений и блоков, что обеспечивается многими нормами избирательного законодательства.
Гласность выборов — неотъемлемая черта российских избирательных кампаний последних лет с точки зрения правового обеспечения соответствующего режима. Он поддерживается огромным количеством норм. Во избежание их повтора, сошлемся на новшества Федерального закона об основных гарантиях. Он содержит несколько новых статей об информационном обеспечении выборов, информировании избирателей, опросах общественного мнения, совокупность которых призвана способствовать осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов.
58. Свободные выборы как форма непосредственной демократии. Понятие свободных выборов как института демократии. Отличие от референдума.
Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»
В ст. 3 Конст. устанавливается, что свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа;
Принцип свободных выборов ломимо добровольного участия предполагает наличие у избирателя свободы выбора при голосовании. Это обеспечивается альтернативностью выборов, а также всем демократическим конституционным строем государства, в котором свобода личности закрепляется как высшая ценность, признаются и обеспечиваются права на свободу собрания и объединения, свободу мысли и слова, информации.
Выборы представляют собой способ формирования государственных органов или наделения полномочиями должностных лиц, в основе которого лежит волеизъявление в форме голосования непосредственно народом либо управомоченными ими лицами.
Посредством выборов народным представителям на определенный срок передается право на реализацию народного суверенитета, которое закреплено в статье 3 Конституции РФ и означает верховное, неотчуждаемое право народа определять свою судьбу, быть единственным, ни от кого и ни от чего независимым носителем и выразителем верховной власти в государстве и обществе.
В России на федеральном уровне непосредственно гражданами избираются глава государства – Президент РФ, «нижняя палата» Федерального Собрания (парламента России) – Государственная Дума. На уровне субъектов России – законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов. На уровне местного самоуправления – представительные органы местного самоуправления, иногда главы муниципальных образований.
Итак, выборы – это форма прямого народного волеизъявления, форма реализации народовластия. Посредством выборов граждане реализуют закрепленное в статье 32 Конституции РФ право на участие в управлении делами государства. Через выборы выявляется воля народа, на основе которой должна создаваться демократическая публичная власть.
Референдум РФ – это всенародное голосование граждан РФ по законопроектам, действующим федеральным конституционным и федеральным законам и иным вопросам государственного значения.
Референдум наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа. Государством гарантируются свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на референдуме Российской Федерации, защита демократических принципов и норм права, определяющих право граждан на участие в референдуме.
Принципы проведения референдума:
1. Референдум проводится на основе всеобщего равного прямого и свободного волеизъявления граждан Российской Федерации при тайном голосовании.
2. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств.
3. Граждане Российской Федерации участвуют в референдуме на равных основаниях. Каждый участник референдума обладает равным числом голосов.
4. Гражданин Российской Федерации голосует за вынесенный (вынесенные) на референдум вопрос (вопросы) или против него (них) непосредственно.
Выборы депутатов и других представителей является актом передачи народом полномочий своим представителям, и в этом заключается юридический аспект выборов. Политический аспект выборов состоит в проявлении политической воли участвующих в них граждан относительно решения вопросов государственной и общественной жизни.
Значение выборов как акта формирования государственной воли, непосредственного проявления суверенитета народа и легитимизации органов государственной власти, обусловливает особый характер их правовой регламентации. Избирательный процесс регламентируется нормами Конституции РФ, конституциями (уставами) субъектов России, федеральными законами.
Существуют различные виды выборов.
Их классификацию можно провести по нескольким основаниям:
1)по территории проведения выборы бывают: федеральные, региональные, муниципальные.
2)По способу и порядку проведения выборы бывают: прямые, косвенные, многоступенчатые.
3)По условиям (очередности) проведения выборы бывают: очередные, внеочередные, дополнительные, частичные.
2)Прямые выборы означают, что избиратели голосуют за кандидата непосредственно, минуя какие-либо промежуточные инстанции или органы государственной власти.
При косвенных выборах избиратели посредством прямых выборов избирают коллегии выборщиков или первичные органы государственной власти, а они затем от имени народа избирают депутатов или иных высших должностных лиц.
При многоступенчатых (многостепенных) выборах нижестоящие органы государственной власти, которые, как правило, формируются непосредственно народом, избирают вышестоящие органы государственной власти.
Косвенные и многоступенчатые выборы не применяются в России, примерами их проведения могут служить США (Президент США избирается косвенными выборами), КНР (ВСНП – Всекитайское собрание народных представителей, возглавляющее систему советов, избирается многоступенчатыми выборами
3)Очередные выборы проводятся в связи с истечением установленных законом сроков полномочий выборных органов или должностных лиц.
Внеочередные выборы назначаются в случае досрочного прекращения полномочий выборных органов или должностных лиц.
Дополнительные выборы проводятся для замещения вакантного мандата в органе власти при досрочном (до истечения срока полномочий) выбытии депутата или нескольких депутатов.
Частичные выборы проводятся для ротации какой-то определенной части парламента, когда состав его обновляется посредством выборов по частям (например, 1/3 депутатов парламента последовательно обновляется (переизбирается, ротируется) каждые 2 года, а не весь парламент сразу).
59. Избирательное право в Российской Федерации: понятие, особенности, законодательное регулирование, принципы.
Это конституционное право граждан РФ избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, в том числе участвовать в выдвижении кандидатов, предвыборной агитации, наблюдение за выборами, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определения результатов выборов, а также других избирательных действий.
Это система правовых норм, сформулированных в законодательных и иных нормативно правовых актах, которые регулируют общественные отношения, деятельность субъектов, устанавливают их права и обязанности в сфере осуществления народовластия – выборов в органы гос.власти и выборные органы местного самоуправления.
Виды избирательного права:
Активное избирательное право – право граждан избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Пассивное избирательное право – право граждан быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Избирательное право в системе российского права
Наиболее распространенным сегодня является подход, в соответствии с которым избирательное право рассматривается как самостоятельный институт или подотрасль конституционного (государственного) права. Этот подход основан на понимании глубокой взаимосвязи предметной области конституционного и избирательного права. Преимущество его в том, что он способствует всестороннему осмыслению природы и закономерностей развития публичной власти в демократическом государстве.
Как отрасль законодательства, избирательное право также является комплексной системой, оперирующей собственными категориями и категориями других отраслей законодательства. Главной его функцией является функция регулирования, основанная на принципах верховенства права и законности.
Процедура выборов и характеристика избирательного права граждан государства. Составляющие, функции свободных выборов и их основные стадии в общественно-политической жизни страны. Процессы политической социализации и понятие гражданской ответственности.
Рубрика | Социология и обществознание |
Вид | контрольная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 16.06.2016 |
Размер файла | 26,0 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Министерство образование и науки Республики Татарстан
ГБПОУ «Зеленодольский механический колледж»
по дисциплине: «Обществознание»
1. Что такое выборы?
2. Избирательное право
3. Тайное голосование
4. Составляющие свободных выборов
5. Стадии избирательного процесса
7. Избирательный процесс в России
9. Свободные выборы утопия
Цель: Выяснить что такое выборы, избирательное право, составляющие выборов.
Выяснить бывают ли выборы реальными или утопией.
Актуальность: В Российской Федерации многое сделано на пути демократизации избирательной системы. Однако российскому государству и его регионам, чтобы попасть в список свободных стран, необходимо четко внедрить важнейшие принципы свободных выборов.
Выборы проводятся для осуществления законного утверждения в должности руководителя административного органа управления или представителя от лица участвующих в выборах лиц (электората) в составе законодательного органа управления.
Процедура выборов применяется в системе государственного управления, а также в системе управления любыми иными общностями людей, объединённых профессиональной, общественной или иными видами деятельности, убеждениями, вероисповеданиями и т. д. Выборы считаются на сегодняшний день наиболее демократичной системой замещения руководящих постов в любых общностях людей. Процедура выборов при решении кадровых вопросов и политических назначений на руководящие посты базируется на основных законах сообщества, применяющего эту процедуру (Конституция страны, Устав предприятия).
Свободные выборы представляют собой институт непосредственной демократии, обеспечивающий участие народа, граждан в формировании представительных органов государственной власти и местного самоуправления и замещение некоторых должностей в государстве. Выборы остаются наиболее распространенным институтом прямого народовластия, они представляют собой акт волеизъявления (самоуправления) народа, посредством которого формируются коллегиальные органы публичной власти государственные институции (парламент, глава государства, высшие должностные лица исполнительных органов государственной власти субъектов федерации, их законодательные органы) и органы местного самоуправления (представительные, главы местного самоуправления и др.).
Поскольку волей народа осуществляется конструирование и воспроизведение органов власти (прежде всего представительных), выборы с полным основанием характеризуются как вид учредительной власти. Значение выборов в механизме народовластия заключается в том, что акт выборов является действенным инструментом осуществления народного суверенитета. Посредством выборов, избирательной, учредительной власти между обществом и государством осуществляется распределение политического властвования и управления. Поскольку в выборах принимают участие граждане различных национальностей, то акты выборов в Российской Федерации выступают одновременно и формой национального суверенитета. Акты выборов одновременно выражают и волеизъявление народа, и его настроение, симпатии, антипатии, отношение к власти в целом и отдельным властным структурам в частности.
2. Избирательное право
Прямое избирательное право означает непосредственную подачу избирателем своего голоса за конкретного кандидата или список кандидатов. Косвенное избирательное право означает, что избиратель выбирает лишь членов коллегии (выборщиков), которые, в свою очередь, избирают представителей или каких-либо иных лиц. В России действует система прямых выборов. Важное преимущество прямых выборов заключается в том, что все избираемые органы государственной власти являются непосредственно представительными органами народа
3. Тайное голосование
4. Составляющие свободных выборов
Традиционно под свободными выборами понимают две составляющие:
· добровольность, т.е. избиратель самостоятельно принимает решение за какого кандидата голосовать и участвовать ли ему в голосовании;
· никто не вправе оказывать давление на избирателя.
В большинстве стран участие в выборах добровольно и за неучастие не наступает юридической ответственности.
Вторая составляющая понятия «свободные выборы» запрет манипулировать волей избирателей. Влияние на решение избирателя проголосовать за того или иного кандидата как при помощи угроз, так и при помощи подкупа и посулов, преследуется по закону. Данный запрет касается всех участников избирательного процесса: кандидатов, представителей избирательных органов, представителей органов власти и пр. Разрешена лишь агитация, сроки и условия которой закреплены в избирательном законодательстве.
Основным условием свободы выступает альтернативность. Здесь свобода понимается, прежде всего, как свобода выбора между различными вариантами, альтернативами, свобода политического творчества. Важно, чтобы субъекты избирательного процесса представляли электоральные проблемы, задачи и предлагали многовариантные формы их решения. Набор альтернатив, свобода выбора между ними быстрее и эффективнее поможет найти оптимальные решения и обеспечить по ним общественный резонанс. Гражданам России гарантировано право выдвигать свою кандидатуру на любую выборную должность, в любой представительный орган Они свободны в своем выборе и в своем волеизъявлении. Каждый выбор требует знания ситуации, ее правильной оценки. При выборе граждане исходят из своих личных интересов и сам выбор осуществляется ради их удовлетворения. Выбор, противоречащий личному интересу, воспринимается как внешнепринудительный. Граждане так или иначе вынуждены подвергнуть свои интересы и способы их реализации внутренней оценочной деятельности, должны обладать системой ценностных ориентаций, принявшей характер внутреннего личного убеждения. В этой системе господствующее место занимают их нравственные принципы и убеждения.
Свободным является тот выбор, который сделан не только на основе познания внешней необходимости, но и преодоления ее в соответствии со своими личными убеждениями. Общество, класс, социальная страта влияют на свободу выбора граждан посредством активного участия в формировании ее убеждений. Свобода как внутренний духовный процесс есть познание внешней необходимости, сопоставление ее со своими внутренними убеждениями, выбор и принятие решения с постановкой определенных целей, изыскание средств их реализации. Практическая деятельность по реализации свободно принятого решения представляет заключительный и самый важный элемент свободы. «Свобода, указывал Т. Павлов, которая не является свободой действий, а только наших идей, не есть реальная свобода. В то же время свобода, которая является свободой только действия, не является свободой мысли, руководящей нашими действиями, также не есть реальная свобода» Свобода в выборном процессе осуществляется в рамках закона. К. Маркс по этому поводу писал: «Законы не являются репрессивными мерами против свободы. Напротив, законы это положительные, ясные, всеобщие нормы, в которых свобода приобретает безличное, теоретическое, независимое от произвола отдельного индивида существование. Свод законов есть библия свободы народов» Через закон люди удовлетворяют свою потребность в политической свободе Правовые нормы, предоставляя членам общества права и возлагая на них юридические обязанности, выступают видом и мерой их свободы в урегулированных правом общественных отношениях. В то же время законы Российской Федерации предусматривают возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина в государственных и общественных интересах только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Прав А.А. Миголатьев, отмечая, что «в любом государстве, а в современной России, видимо, в особенности, осуществление свободного волеизъявления личности должно сочетаться с выполнением ею конституционных обязанностей и несовместимо с действиями, причиняющими ущерб государственной и общественной безопасности, ментальным основам жизни и здоровью населения, защите прав и свобод других лиц» Смысл ограничений лишь в том, чтобы действительно создать свободное политическое поле, свободное от всяких посягательств на права человека. Здесь уместно вспомнить слова неофрейдиста Э. Фромма: «Свобода означает не что иное, как способность следовать голосу разума, здоровья, благополучия и совести против голоса национальных страстей» [5]. Можно ли вести речь о таких выборах сегодня у нас в стране? В канун парламентских выборов 1999 года нами совместно с ИСПИ РАН был проведен экспертный опрос среди двух групп участников социологических чтений и госслужащих ряда министерств. На вопрос: «Считаете ли Вы, что предстоящие выборы в Госдуму будут свободными и честными?» 41,5% представителей первой группы ответили отрицательно, 31,7% затруднились ответить, 9,8% не ответили вообще и лишь 17,1 % имели положительное мнение. Среди респондентов второй группы эти цифры еще более тревожные. 75,5% не верят в свободные выборы, 20,4% затруднились ответить и только 4,1% питали надежду, что выборы будут свободными.
5. Стадии избирательного процесса
· назначение даты выборов
· образование (определение) избирательных округов
· установление избирательных участков
· создание избирательных органов
· Период выдвижения кандидатов или партийных списков.
Подсчёт голосов, определение результатов выборов избирательной комиссией. Контроль за соблюдением законоположений об избирательном процессе; избирательно-правовые споры; ответственность за избирательные правонарушения.
Роль и место института выборов определяется теми функциями, которые они выполняют в политической системе общества.
1. Представительство общественных интересов. Выборы представляют собой канал трансляции групповых интересов в обществе. В ходе выборов избиратели решают, какие политические силы способны адекватно отразить и воплотить в жизнь их коренные чаяния, запросы, ожидания.
2. Легитимация власти. Власть, избранная народом в ходе осуществления демократически организованных выборов, легитимна: ей больше доверяет и охотнее подчиняется большинство членов общества.
3. Социальный барометр политической жизни. Итоги выборов проясняют вопрос о степени влияния различных политических сил, выявляют действительное отношение граждан к правящей элите и оппозиции, к правительственному курсу.
5. Институализация политического участия граждан. Голосование на выборах является важнейшей институциональной формой политического участия граждан.
6. Политическая социализация. В ходе избирательной кампании граждане формируют свои политические убеждения, приобщаются к конституционным, законодательно установленным (правообоснованным) формам политического участия и взаимодействия, осознают свою гражданскую ответственность.
7. Избирательный процесс в России
В федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в редакциях 1999 года и 2002 года существенно обогащена система принципов. В преамбуле зафиксировано, что демократические свободные и периодические выборы в органы государственной власти, а также референдум являются высшим выражением прямой демократии. Естественно, напрашивается вопрос, каким критериям должны соответствовать свободные, справедливые выборы. Основой свободных выборов является принцип свободы. «Принцип свободы, указывается в Руководстве по наблюдению за выборами, должен обеспечивать гражданам возможность сделать свой выбор без запугивания, а также сознание того, что их право на свободу самовыражения, собраний и ассоциаций будет соблюдаться в течение всего избирательного процесса»
9. Свободные выборы утопия
Самый первый и, наверное, самый простой вопрос кто обладает правом голоса. Свободные и честные выборы предполагают, что все граждане, достигшие определенного возраста (как правило, 18 лет или 21 года) имеют право голосовать. Сейчас выборы не могут считаться свободными, если правом голоса наделены не все поголовно представители обоих полов. Поскольку в большинстве стран мира это положение уже давно узаконено, лишение избирательного права обычно в ряду спорных вопросов не фигурирует. А вот во время выборов в США как раз этот и произошло. В США, где в каждом штате свои законы, проблема избирательного права осужденных стоит довольно остро. Только в двух штатах из пятидесяти одного заключенные имеют право голоса. А в некоторых штатах осужденным запрещено голосовать даже после окончания срока тюремного заключения.
У кого есть доступ к СМИ? Здесь вопрос в том, кто контролирует средства массовой информации, причем с помощью денег. В некоторых случаях в частности в Грузии, Иране и на предстоящих выборах в Ираке, СМИ подчиняются правительству, а значит, оппозиция лишена возможности воспользоваться ими для оглашения своей программы.
Но все эти вопросы относятся, скажем так, к периоду до голосования. Большинство серьезных протестов возникает, наоборот, уже во время и после голосования. Первая проблема здесь запугивание избирателей. Оно может проявляться по-разному. Например, избирателей могут насильно сгонять на участки или, наоборот, помешать им проголосовать.
Самой большой проблемой всегда был подсчет голосов. Так было в Венесуэле, в США, в Грузии, Украине, видимо то же самое предстоит Ираку и Палестине. В Венесуэле оппозиция и по сей день оспаривает результаты, но группы международных наблюдателей подтверждают, что подсчет голосов проводился честно и итоги приняты как окончательные.
Далее следует вопрос о том, можно ли в принципе провести честные и свободные выборы в ситуации политической нестабильности и массовых беспорядков.
И наконец, вопрос о вмешательстве извне.
В общем и целом, получается, что понятие свободных выборов включает определенную долю лицемерия. Предполагается, что выборы должны оказывать влияние на политику. Но зачастую вектор меняет направление. Политика определяет результаты выборов. А иногда бывает так, что при спорных выборах тайный компромисс между политическими силами определяет, принимать итоги голосования или нет.
общественный политический выборы социализация
1. Обществознание 10 класс Королькова Е.С. Методические рекомендации
3. Обществознание 10 класс Котова О.А. Тетрадь-тренажер. Базовый уровень.
4. Тоталитарная диктатура и автократия. Фридрих К., Бжезинский З.
6. Основы политологии. Под ред. В Л. Пугачева. М, 2011.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Классический период в развитии социологии, вклад К. Маркса, М. Вебера и Э. Дюркгейма в исследование социологических теорий. Условия соответствия демократических выборов своему социальному назначению. Демократические принципы избирательного права.
контрольная работа [38,1 K], добавлен 27.07.2010
Социальные проблемы как основа деятельности субъектов политической системы. Уровень жизни населения. Основные субъекты политической системы региона. Выборы как индикатор регионального политического процесса. Понятие социально-политической стабильности.
контрольная работа [369,1 K], добавлен 29.10.2012
Анализ общественно-политической ситуации, сложившейся в России после выборов депутатов Государственной Думы в декабре 2011 г. Рост актуальности вопроса о легитимности власти. Исследование доверия россиян к избирательной кампании и отношения к В. Путину.
реферат [39,1 K], добавлен 25.10.2013
Сущность и законы демографии. Роль демографической политики. Сравнение и взаимосвязь электоральной и демографической статистики. Понятие выборов. Ограничения, связанные со статусом депутата. Проведение агитации в день выборов в помещении для голосования.
реферат [26,7 K], добавлен 18.01.2014
Этапы и сущность процесса социализации. Виды социального контроля. Сущность, содержание, формы и основные элементы политической жизни общества. Методы внешнего контроля. Общественные условия социализации. Функции агентов первичной социализации.
реферат [71,5 K], добавлен 27.07.2010