Святочный рассказ
Во второй половине XIX века жанр пользовался огромной популярностью. Издавались новогодние альманахи, подобранные из произведений соответствующей тематики, что вскоре способствовало отнесению жанра рождественского рассказа в область беллетристики. Угасание интереса к жанру происходило постепенно, началом спада можно считать 1910-е гг.
Основателем жанра рождественского рассказа принято считать Чарльза Диккенса, который в 1840-х гг. задал основные постулаты «рождественской философии»: ценность человеческой души, тема памяти и забвения, любви к «человеку во грехе», детства («A Christmas Carol In Prose» (1843), «The Chimes» (1844), «The Cricket On The Hearth (1845), «The Battle Of Life» (1846), «The Haunted Man» (1848)). Традиция Чарльза Диккенса была воспринята как европейской, так и русской литературой и получила дальнейшее развитие. Ярким образцом жанра в европейской литературе принято также считать «Девочку со спичками» Г.-Х. Андерсена.
Рождественский рассказ в русской литературе
Традиция Диккенса в России была быстро воспринята и частично переосмыслена. Если у английского писателя непременным финалом была победа света над мраком, добра над злом, нравственное перерождение героев, то в отечественной литературе не редки трагические финалы. Специфика диккенсовской традиции требовала счастливого, пусть даже и не закономерного и неправдоподобного финала, утверждающего торжество добра и справедливости, напоминающего о евангельском чуде и создающего рождественскую чудесную атмосферу. В противовес нередко создавались более реалистичные произведения, которые сочетали евангельские мотивы и основную жанровую специфику святочного рассказа с усиленной социальной составляющей. Среди наиболее значительных произведений русских писателей, написанных в жанре рождественского рассказа, — «Мальчик у Христа на ёлке» Ф. М. Достоевского.
Продолжателем традиций святочного рассказа в современной русской литературе является Д. Е. Галковский, написавший серию святочных рассказов. Некоторые из них получили награды.
Литература
Минералова И.Г. Детская литература: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2002.
Николаева С.Ю. Пасхальный текст в русской литературе. Монография. М.; Ярославль: Издательство «Литера», 2004.
Святочный рассказ: возрождение жанра
Как нарисовать Рождество
Приблизительное время чтения: 4 мин.
Святочный рассказ с точки зрения литературоведения относится к так называемой «календарной литературе», то есть из самого названия жанра следует, что это чтение наиболее уместно именно в Святки. И действительно, трудно найти время, когда бы весь мир — от мала до велика — столь единодушно замирал в готовности к чуду.
Святочный рассказ этим ожиданиям соответствует сполна: ведь в нем добро всегда побеждает зло, а чудо — прямо-таки обязательная составляющая. Будь это явное вмешательство высших сил или якобы случайное стечение обстоятельств, все беды героев обязательно разрешатся, и нас ждет светлый финал.
Жанр святочного рассказа был невероятно популярен в XIX веке. Его основоположником принято считать Чарльза Диккенса, но тему быстро подхватили по всему миру, в том числе, конечно, и в России. У нас, правда, в отличие от жизнеутверждающей прозы родоначальника жанра, случались и трагические финалы, достаточно вспомнить рассказ Достоевского «Мальчик у Христа на елке», когда новогодний праздник оказывается лишь предсмертными фантазиями замерзающего ребенка. Но вот Лесков считал, что концовка обязательно должна быть веселой. В любом случае святочный рассказ напоминает нам о ценности домашнего очага, уюта, тихих семейных радостей. И, конечно же, о необходимости творить добро, заботиться о других, проявлять милосердие.
После Октябрьской революции популярность жанра, по крайней мере в России, потихоньку сошла на нет. Что неудивительно: раз запретили празднование Рождества, то какие уж тут святочные рассказы… Хотя, если присмотреться, эхо святочного рассказа можно обнаружить, например, в повести Гайдара «Чук и Гек», а также… в воспоминаниях Бонч-Бруевича «Елка в Сокольниках», где добрый Ленин одаривает детишек конфетами и игрушками, водит с ними хороводы вокруг елки — вполне себе в стиле деда Мороза.
С возвращением в нашу жизнь празднования Рождества можно было бы ожидать и быстрого возрождения жанра святочного рассказа. Но всё не так просто. Обратим внимание, что речь идет именно о рассказе, а не о сказке. То есть само названия жанра утверждает, что случившиеся события — реальны, а сверхъестественное вполне логично в эту реальность вплетается. И вот как раз эту «естественность сверхъестественного» убедительно донести до читателя очень непросто. Тем более что прошедший век способствовал скорее развитию цинизма, чем веры в чудеса.
Тем замечательнее, что сейчас перед нами целый сборник святочных рассказов, написанных исключительно современными авторами. В этой книге собраны вместе новогодние и рождественские истории, выходившие за последние три года в детской книжной серии «Настя и Никита». Герои этих рассказов переживают неожиданные приключения, преодолевают опасности, совершают смелые поступки. Но главное — они обнаруживают в своей душе доброту, самоотверженность и готовность помочь другим.
Особенную работу пришлось проделать художникам, от которых требовалось не просто отразить сюжет, но и передать тепло, нежность, доброту и одновременно драматичность событий, которые происходят в каждом рассказе. И сделать это так, чтобы мы безоглядно поверили, что котенок найдет хозяйку, мальчик спасет маму из плена злого колдуна, прикроватный коврик обретет верного друга, а подброшенный в небо волшебный мандарин обернется летящей по воздуху каравеллой. И что Рождество Христово обязательно наступит, и ничто не сможет этому помешать.
Обложка сборника святочных рассказов «Зимняя сказка» М.: ИД «Фома», 2012. («Настя и Никита»)
Подробности здесь.
Ниже некоторые иллюстрации из книги даны крупнее.
«Сказочница Саша». Иллюстрации Дарьи Герасимовой.
В святочных рассказах волшебные приключения случаются в самых обычных обстоятельствах. Девочка Саша по дороге в школу встретила настоящую волшебницу и получила в подарок волшебные мандарины, в каждом из которых — сказка.
«Ангел». Иллюстрации Наталии Кондратовой
Катя разбила ангела — игрушку, которая висела на елке рядом с фигурками трех волхвов. Кто же теперь явится пастухам и позовет их в Вифлеем? В этом рассказе Кате придется самой исправить свою ошибку и понять разницу между настоящими чудесами и обычными фокусами.
«Снежный поросенок». Иллюстрации Антонины Ивановой.
Святочные рассказы — жизнеутверждающее чтение. Доброта и готовность к самопожертвованию творят невозможное. Мальчик Саша не может ходить, но вот однажды у него появляется настоящий друг — снежный поросенок по имени Чок, который отправился в трудное путешествие, чтобы исцелить Сашу.
«Варежка». Иллюстрация Наталии Кондратовой
Трогательные герои, добрые взаимоотношения, любовь и взаимопомощь — все это не оставит читателей равнодушными. Все препятствия будут преодолены, и в мире воцарится гармония и счастье. Такие сюжеты особенно прекрасны в дни празднования Рождества.
«Картина в папиной мастерской». Иллюстрации Дианы Лапшиной
Сюжет святочных рассказов обычно по-настоящему драматичен и держит в нешуточном напряжении читателей всех возрастов. Мама Ромки попала в плен к злому колдуну и мальчику приходится преодолеть страшные опасности, прежде чем ему удастся спасти ее.
Эти истории полны сверхъестественных событий, граница между реальным и мистическим так зыбка, что легко стирается, увлекая нас сказочным вихрем невероятных приключений. К успеху героев приводят любовь, готовность преодолевать препятствия и помощь свыше. Все как в жизни.
Жанр святочного рассказа
В XIX веке стал популярным жанр святочного рассказа. Как и мы сейчас с нетерпением ждем фильмов с чудесными новогодними приключениями, так и тогда ждали новых святочных рассказов. Что же такое святочный рассказ?
Рассказ – малая форма повествовательной литературы, в которой дается изображение какого – либо эпизода из жизни героя. По мнению Н. Лескова,
«от святочного рассказа непременно требуется, чтобы он был приурочен к событиям святочного вечера – от рождества до крещения, чтоб он был сколько-нибудь фантастичен, имел какую-нибудь мораль, хоть вроде опровержения вредного предрассудка, и наконец – чтобы он оканчивался непременно весело. »
А вот каким должен быть святочный рассказ по мнению Н. Н. Старыгиной:
«Жанровый святочный канон требует, чтобы святочная история была фантастична, имела бы мораль и отличалась веселым характером повествования». Опираясь на вышесказанные определения, выделим основные признаки святочного рассказа:
1) События рассказа разворачиваются в период от Рождественского сочельника (6 января) до Крещения (19 января)
2) Герой, как правило, пребывает в каком-либо тягостном состоянии: уныния, скорби, одиночества, бедности, разочарования, горя.
3) В кульминации рассказа происходит чудо или необыкновенная случайность.
4) Развязка рассказа связана с преображением героя, переменой его состояния.
Основателем жанра святочного рассказа считается Николай Васильевич Гоголь («Ночь перед Рождеством»). Продолжателями святочного жанра стали Николай Лесков (цикл святочных рассказов, «Христос в гостях у мужика»), А. И. Куприн, А. П. Чехов. Остановимся подробнее на рассказе Александра Куприна « Чудесный доктор».
В «Чудесном докторе» в состоянии духовного уныния, нищеты находится целая семья Мерцаловых. Этот был «ужасным», «несчастье за несчастьем настойчиво и безжалостно сыпалось на Мерцалова и его семью». Сначала Мерцалов заболел тифом и на его лечение ушли все их сбережения. Когда он поправился, его место работы занято другим Новое место он не нашел. Затем начали болеть дети. «Три месяца тому назад умерла одна девочка, теперь другая лежит в жару и без сознания», – пишет А. Куприн. Да и сам Мерцалов находится на грани самоубийства. Нищета, осознание того, что он, несмотря на все предпринимаемые усилия, не может помочь своей семье, его угнетает. Голодные дети, больной ребенок, жена, которой приходится «одновременно ухаживать за больной девочкой, кормить грудью маленького и ходить почти на другой конец города в дом, где она поденно стирала белье». Мерцалов не знает, от кого ждать помощи. Он уже ни на что не надеется, находится в безнадежном отчаянии. Чтобы «не видеть молчаливого отчаяния голодной семьи», Мерцалов оказывается в общественном городском саду, где и происходит встреча с незнакомцем, который помогает его семье.
Отличительной жанровой особенностью святочного рассказа является наличие антитезы. Антитеза (греч. antithesis) – фигура речи, основанная на контрастном противопоставлении предметов, признаков, явлений. Антитеза осуществляется при помощи языковых и авторских антонимов, часто сопровождается параллелизмом. Параллелизм –сопоставление.
Цель данной работы – выявить роль антитезы в рассказе А. И. Куприна «Чудесный доктор», опираясь на антонимичные пары и принцип параллелизма.
1. Выделить эпизоды рассказа, имеющие антитезу.
2. Определить языковые единицы, создающие противопоставление.
3. Провести классификацию лексики (преобладающие части речи, слова в прямом (переносном) значении)
4. Определить роль языковых единиц.
В процессе работы над рассказом были выделены несколько ключевых эпизодов, имеющих в своей основе противопоставление.
1. Улицы праздничного города – жилище Мерцаловых.
2. Пейзаж зимнего сада – душевное состояние Мерцалова.
3. Поведение Мерцалова при встрече с незнакомцем – поведение незнакомца.
4. Жизнь семьи Мерцаловых до встречи с доктором – жизнь семьи Мерцаловых после встречи с доктором.
№ Жилище Мерцаловых Улицы города
1 Праздничное оживление толпы, гул окриков
Пустыри визг полозьев звуки польки
2 Ветхий дом великолепная выставка
3 Покосившийся дом Правильные пирамиды мандаринов
4 Помойная яма Прекрасные магазины
Мрачные (звуки) Веселой польки
6 Неосвещенные косогоры Сияющие елки
7 С изможденным, усталым, Смеющиеся лица
8 точно почерневшим от горя лицом Разрумяненные лица
9 Пустые щи Горы красных крепких яблок
10 Недетское страдание Праздничное ликование
(Страдание – физическая или нравственная боль, мучение. Ликовать – торжествовать, восторженно радоваться. )
№ Пейзаж зимнего сада Душевное состояние Мерцалова
1 Тихо и торжественно Истерзанная душа
2 Глубокая тишина Мысль о самоубийстве
Приведенные пары антонимов передают противопоставление между внутренним состоянием героя и зимним пейзажем сада. Трагизм внутреннего состояния героя особенно глубоко ощущается на фоне пейзажа тихой морозной ночи.
Слова глубокая и великое – контекстуальные синонимы.
(Великий – превосходящий общий уровень, обычную меру, значение выдающийся. Глубокий – достигший полноты своего проявления. )
Употребление слова торжественно усиливает созданную писателем картину царящей в природе гармонии. (Торжественный – важный, величавый, серьёзный).
Для характеристики же состояния души героя А. И. Куприн подбирает очень емкое определение– истерзанная.
( Истерзанный – измученный, исстрадавшийся). Сопоставив лексическое значение слов торжественный – истерзанная, приходим к выводу, что первый пример выступает в виде антонимической пары пейзажного и психологического планов. Весь же эпизод «Пейзаж зимнего сада – душевное состояние Мерцалова» построен по принципу параллелизма. Умиротворение в природе вызывает в душе Мерцалова «нестерпимую жажду спокойствия, тишины».
Но только какие мысли навеяло Мерцалову это спокойствие и умиротворение зимнего пейзажа? Мысль о самоубийстве. Она его даже не страшила. Ему хотелось забыть обо всем, о больной дочке, о здоровых, но голодных сыновях, о жене, которой тоже трудно Эта страшная мысль не ужаснула его, а наоборот, казалась единственным выходом.
1 Резко отвернулся Приблизил лицо
2 закричал Сказал дружелюбно
3 Размахивая руками, задыхаясь Слушал не перебивая.
4 (Прилив) отчаянной злобы Спокойное, внушающее доверие (в лице)
5 Озлобленные крики Голос мягкий, ласковый, старческий
Прямой параллелизм наблюдается в парах № 1, 2, 4, 5. Пара № 3 представляет собой контекстуальные антонимы. Деепричастия размахивая и задыхаясь передают нервное, озлобленное состояние главного героя. Эпизод встречи Мерцалова с незнакомцем выстроен на противопоставлении состояния души Мерцалова, доведенного до отчаяния, и состояния внутреннего спокойствия, гармонии незнакомца. Особенно ярко прямой параллелизм ощущается в паре № 5. Озлобленные – мягкий, ласковый.
№ До встречи После встречи
1 Отчаянная, судорожная погоня за случайной работой Отыскал место
2 Лежит в жару Встала на ноги (Машутка)
3 Пустые холодные щи Горячая еда
4 Обильно проливали слезы Растапливал печку
5 Неподвижность матери Обворачивала согревающим компрессом
6 Несколько копеек Несколько крупных кредитных билетов
7 Молчаливое отчаяние Просто чудо
Автору удалось создать яркую антитезу контекстуальными антонимами чудо – отчаяние. Усилия матери (отправить письмо барину, у которого раньше служил Мерцалов), поиски заработка Мерцаловым, посильная помощь сыновей – все было напрасно. Предпраздничная суета, хлопоты, неимение денег служило для многих отговоркой. И лишь один человек, оказавшийся поистине доктором, сумевшим почувствовать ту безнадежность и безвыходность в душе Мерцалова, сумел его выслушать, понять и помочь. Несомненно, оказанная доктором Пироговым помощь (выписанный рецепт, оставленные деньги, рекомендация хорошего врача) после всех бед, лишений показалась семье «просто чудом», а сам доктор «святым человеком». Действительно, в Рождественский сочельник « точно благодетельный ангел снизошел» в семью Мерцаловых.
Таким образом, несмотря, на вполне очевидную реальность описанных в рассказе событий, все-таки совершается чудо в сочельник перед рождеством, как и положено в святочном рассказе. Фактически весь рассказ «Чудесный доктор» выстроен на антитезе, усиливающейся также противопоставлением между собой выделенных нами эпизодов.
Рождественский рассказ
Рожде́ственский или святочный расска́з — литературный жанр, относящийся к категории календарной литературы и характеризующийся определенной спецификой в сравнении с традиционным жанром рассказа.
Содержание
Истоки и основные черты
Традиция рождественского рассказа, как и всей календарной литературы в целом, берет свое начало в средневековых мистериях, тематика и стилистика которых была строго обусловлена сферой их бытования — карнавальным религиозным представлением. Из мистерии в рождественский рассказ перешла подразумеваемая трехуровневой организация пространства (ад — земля — рай) и общая атмосфера чудесного изменения мира или героя, проходящего в фабуле рассказа все три ступени мироздания. Традиционный рождественский рассказ имеет светлый и радостный финал, в котором добро неизменно торжествует. Герои произведения оказываются в состоянии духовного или материального кризиса, для разрешения которого требуется чудо. Чудо реализуется здесь не только как вмешательство высших сил, но и счастливая случайность, удачное совпадение, которые тоже в парадигме значений календарной прозы видятся как знак свыше. Часто в структуру календарного рассказа входит элемент фантастики, но в более поздней традиции, ориентированной на реалистическую литературу, важное место занимает социальная тематика.
В западной литературе
Во второй половине XIX века жанр пользовался огромной популярностью. Издавались новогодние альманахи, подобранные из произведений соответствующей тематики, что вскоре способствовало отнесению жанра рождественского рассказа в область беллетристики. Угасание интереса к жанру происходило постепенно, началом спада можно считать 1910-е гг.
Основателем жанра рождественского рассказа принято считать Чарльза Диккенса, который в 1840-х гг. задал основные постулаты «рождественской философии»: ценность человеческой души, тема памяти и забвения, любви к «человеку во грехе», детства («Рождественская песнь в прозе» (1843), «The Chimes» (1844), «The Cricket On The Hearth (1845), «The Battle Of Life» (1846), «The Haunted Man» (1848)). Традиция Чарльза Диккенса была воспринята как европейской, так и русской литературой и получила дальнейшее развитие. Ярким образцом жанра в европейской литературе принято также считать «Девочку со спичками» Г.-Х. Андерсена.
В русской литературе
Традиция Диккенса в России была быстро воспринята и частично переосмыслена, благо почва уже была подготовлена такими гоголевскими произведениями, как «Ночь перед Рождеством». Если у английского писателя непременным финалом была победа света над мраком, добра над злом, нравственное перерождение героев, то в отечественной литературе нередки трагические финалы. Специфика диккенсовской традиции требовала счастливого, пусть даже и не закономерного и неправдоподобного финала, утверждающего торжество добра и справедливости, напоминающего о евангельском чуде и создающего рождественскую чудесную атмосферу.
В противовес нередко создавались более реалистичные произведения, которые сочетали евангельские мотивы и основную жанровую специфику святочного рассказа с усиленной социальной составляющей. Среди наиболее значительных произведений русских писателей, написанных в жанре рождественского рассказа, — «Мальчик у Христа на ёлке» Ф. М. Достоевского, цикл святочных рассказов Лескова, рождественские рассказы А. П. Чехова (как, например, «Мальчики»).
Продолжателем традиций святочного рассказа в современной русской литературе является Д. Е. Галковский, написавший серию святочных рассказов. Некоторые из них получили награды.
Страшные рассказы
Особую группу святочных рассказов в дореволюционной литературе составляли «страшные» или «крещенские рассказы», представляющие разновидность готической литературы ужасов. Истоки этого вида рассказа можно видеть в таких балладах Жуковского, как «Светлана». В своих ранних рассказах Чехов юмористически обыгрывал условности этого жанра («Страшная ночь», «Ночь на кладбище»). К более серьёзным образцам жанра относятся «Чёртик» и «Жертва» А. М. Ремизова.
Презентация по литературе «Особенности жанра святочного рассказа»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Особенности жанра святочного рассказа и рождественского рассказа Работу выполнил ученик 5 Б класса ГБОУ Школа 626 Ромашин Иван Руководитель: Званская Елена Валентиновна
Определить особенности жанра святочного рассказа и рождественского рассказа в литературе ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ: выявить основные жанрообразующие признаки святочного, рождественского рассказа; проанализировать рассказ А.И.Куприна «Чудесный доктор» сравнить рассказ Ф.И. Достоевского «Мальчик у Христа на елке» и сказку Андерсена «Девочка со спичками» Выявить особенности в рассказе «Неразменный рубль» Н.С.Лескова на основе анализа святочных рассказов выделить особенности жанра в рассказе современной писательницы Л.Улицкой «Капустное чудо», найти отличительные черты создать собственную работу в жанре святочного рассказа, написать синквейн
В России существовала традиция семейного чтения. И дети к Рождеству в специальных газетах и журналах находили удивительные истории и читали их вместе с родителями. Рождественские и святочные рассказы печатались в «праздничных – преимущественно в рождественских и новогодних номерах разных периодических изданий.
В святочных рассказах писатель обращает читателей к тому духовному опыту, который был дан две тысячи лет назад. В этих произведениях воплощается особое душевное состояние, переживаемое христианином во время Рождества Христова: обостренное чувство любви к ближнему, милосердие, сострадание. В святочных рассказах обязательно присутствует добро и зло. Эти произведения назидательны, но мораль в них не высказывается прямо. Нравственный вывод читатель должен сделать самостоятельно, отвечая на вопрос: «Каким должно быть человеку?»
Рождество – это время милосердия, доброты и всепрощения. Это единственные дни в календаре, когда люди… свободно раскрывают друг другу сердца и видят в своих ближних таких же людей, как они сами. Чарльз Диккенс
Рождество – это праздник рождения нового человека, надежды, души человека, его мечты, это время, когда может произойти чудо. Рождественскую ночь именовали ночью младенцев, а Рождество – праздником детей. Ребенок радуется подаркам, доверчиво ожидает чуда.
Святочный рассказ Рождественский рассказ Святочный рассказ – литературный жанр, относящийся к категории календарной литературы и имеющий определенную специфику в сравнении с традиционным жанром рассказа, появился в 20-30 годы 19 века. Само определение рассказа – святочный – указывает на истоки этого жанра. Святки, святые дни, святые вечера длятся двенадцать дней после Рождества Христова до Крещенского сочельника. Святочный рассказ повествует об испытании человека злым духом. Жанр рождественского рассказа как особая разновидность повествования, приуроченного к Рождеству Христову, в русской литературе появился позже святочного – к 40-м годам 19 века Рождественский рассказ говорят о христианских заповедях и добродетелях
От святочного рассказа непременно требуется, чтобы он был приурочен к событиям святочного вечера — от Рождества до Крещенья, чтобы он был сколько-нибудь фантастичен, имел какую-нибудь мораль, хоть вроде опровержения вредного предрассудка, и наконец — чтобы он оканчивался непременно весело… Святочный рассказ, находясь во всех его рамках, все-таки может видоизменяться и представлять любопытное разнообразие, отражая в себе и свое время и нравы. Н.С. Лесков
Характеристику жанра святочного рассказа дать достаточно трудно, так как он в своём развитии не оставался неизменным. В журнале «Православная беседа» в разделе «Зернышко» дается такое определение: «Это рассказ о каком-нибудь мальчике или девочке, жизнь которых трудна и безрадостна, а на Рождество к ним неожиданно приходит счастье»
Основоположником жанра рождественского современного рассказа по праву считается Чарльз Диккенс. У него есть целый цикл рождественской прозы. Произведения в жанре рождественского рассказа писали и О’Генри («Дары волхвов») и Сельма Лагерлёф (цикл библейских рождественских историй и чудесных рассказов). Русские писатели тоже не обошли вниманием рождественскую тему. Есть замечательные рассказы у Н. Лескова, Ф.М. Достоевского, А.И. Куприна, Л. Андреева и многих других. Классикой «рождественского жанра» считается «Чудесный доктор» А.И. Куприна. Стоящую буквально на грани смерти семью спасает чудо.
В углу, на грязной широкой постели, лежала девочка лет семи; ее лицо горело, дыхание было коротко и затруднительно, широко раскрытые блестящие глаза смотрели пристально и бесцельно. Рядом с постелью, в люльке, привешенной к потолку, кричал, морщась, надрываясь и захлебываясь, грудной ребенок. Высокая, худая женщина, с изможденным, усталым, точно почерневшим от горя лицом, стояла на коленях около больной девочки, поправляя ей подушку и в то же время не забывая подталкивать локтем качающуюся колыбель. Потом Мерцалов мало-помалу мог разглядеть старика небольшого роста, в теплой шапке, меховом пальто и высоких калошах. Поравнявшись со скамейкой, незнакомец вдруг круто повернул в сторону Мерцалова и, слегка дотрагиваясь до шапки, спросил: – Вы позволите здесь присесть? Просто чудо совершил этот святой человек. А мы нашего чудесного доктора только раз видели с тех пор – это когда его перевозили мертвого в его собственное имение Вишню. Да и то не его видели, потому что то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе при его жизни, угасло невозвратимо.
Не остаться равнодушным. Милосердие – готовность помочь кому-нибудь из сострадания, человеколюбия. Не ждать благодарности за совершенный добрый поступок Помощь близким людям. Один добрый поступок способен изменить целую реальность: темное сделать светлым. Добро влечет за собой другое добро Нравственные заповеди:
Классический рождественский рассказ имел определенные жанровые особенности: был трехчастен и, как ни странно, своей «архитектурой», напоминал детский рождественский вертеп. Ад – Земля – Рай. Живший обычной земной жизнью герой волею обстоятельств оказывался в сложной жизненной ситуации, сравнимой с адом. А потом случалось чудо, носившее или чисто мистический характер, или вполне земной, когда герой, перестраивая свою духовную жизнь, сам вырывался из ада. И пришедшее на смену отчаянию состояние счастья было сравнимо с Раем. Рождественский рассказ имел, как правило, счастливый конец.
Девочка увидела всю комнату, накрытый белоснежною скатертью и уставленный дорогим фарфором стол, а на нем жареного гуся, начиненного черносливом и яблоками. Что за запах шел от него! Морозило, шел снег, на улице становилось все темнее и темнее. Это было как раз в вечер под Новый год. В этот-то холод и тьму по улицам пробиралась бедная девочка с непокрытою головой и босая. Она взяла девочку на руки, и они полетели вместе в сиянии и в блеске высоко-высоко, туда, где нет ни холода, ни голода, ни страха: к Богу! Она зажгла еще спичку и очутилась под великолепнейшею елкой, куда больше и наряднее, чем та, которую девочка видела в сочельник Елка горела тысячами огоньков, а из зелени ветвей выглядывали на девочку пестрые картинки
Мой рассказ Счастливая встреча В одном городе жили две сестры Анна и Александра, когда в юности они рассорились из-за пустяка, да так, что вот уже больше 15 лет они не виделись и ничего друг о друге не слышали. За эти годы они вышли замуж, и в семье каждой родился мальчик. В эту холодную зиму в семье в семье Анны произошло несчастье – сильно заболел муж и вскоре скончался. Анна осталась одна пятилетним сыном. Но и на этом ее беды не прекратились – она тоже заразилась от мужа, и болезнь быстро овладела ей. Она нашла Александру и просила ее прийти к ней. Скрепя сердце, Александра вошла в комнату умирающей сестры. Увидев бледную, чуть живую Аню, в душе Саши что-то кольнуло, но прежняя обида заглушила этот порыв. Анна просила сестру позаботиться о сыне, завещая все свое имущество сестре. Александра забрала Ваню, привезла его к своему дому, но в дом не пустила, а отправила его жить подсобку выдавала ему 5 рублей в месяц и в каждое воскресенье ваня ходил в храм и по праздникам тоже и однажды вваня увидел плакуещаю девушку в чёрном и спросил что такое и он понял что это александра и начался рожденственский тропар иони прижашейсь кдругдругу думоли о своём и александра полюбила ваню и они пошли в дом ваня проснулся не в подсобке а в своей комнате и проснулся от смеха это его брат вернулся а потом они пошли в храм и всё у всех наладилось Счастливая встреча В одном городе жили две сестры Анна и Александра, когда в юности они рассорились из-за пустяка, да так, что вот уже больше 15 лет они не виделись и ничего друг о друге не слышали. За эти годы они вышли замуж, и в семье каждой родился мальчик. В эту холодную зиму в семье в семье Анны произошло несчастье – сильно заболел муж и вскоре скончался. Анна осталась одна пятилетним сыном. Но и на этом ее беды не прекратились – она тоже заразилась от мужа, и болезнь быстро овладела ей. Она нашла Александру и просила ее прийти к ней. Скрепя сердце, Александра вошла в комнату умирающей сестры. Увидев бледную, чуть живую Аню, в душе Саши что-то кольнуло, но прежняя обида заглушила этот порыв. Анна просила сестру позаботиться о сыне, завещая все свое имущество сестре. Александра забрала Ваню, привезла его к своему дому, но в дом не пустила, а отправила его жить в коморку, рядом подсобными постройками, обещала выдавать ему 5 рублей в месяц и велела не показывать ей на глаза. Ваня горько заплакал, но суровая тетя даже не посмотрела на него. Недалеко от дома стояла красивая белокаменная шатровая Церковь. Ваня вспомнил, как он был счастлив, когда жил с мамой и папой. Они вместе ходили каждый праздник в Храм. Но сейчас он был совсем одинок – холодные стены, маленькая кровать с тонким одеялом – вот все, что окружало мальчика.
Горелов А. А. Н. С. Лесков и народная культура – Л., 1988. Душечкина Е. В. Русский святочный рассказ: Становление жанра. – СПб., 1995. Кретова А. А. «Будьте совершенны…»: Религиозно-нравственные искания в святочном творчестве Н. С. Лескова и его современников. – М., 1999. Русская литература XIX века. 10 класс: Учебник для школ и классов гуманитарного профиля. – М., 2005. Столярова И. В. В поисках идеала: Творчество Н. С. Лескова. – Л., 1978 Список использованной литературы: