татарские глаголы в повелительном наклонении

Основа глагола и повелительное наклонение в татарском

1224a820 10d1 4562 9964 53babe410604 w250 r1 s

Сегодня мы говорим о повелительном наклонении в татарском языке. Оно полностью совпадает с основой глагола. Объясняем максимально просто, доступным языком, с понятными примерами! Удачного изучения :)

Татар телендә фигыль нигезе һәм боерык фигыль
(Основа глагола и повелительное наклонение в татарском языке)

Ешь, молись, люби (аша, дога кыл, ярат) – что объединяет все эти слова? Не только популярный фильм с участием Джулии Робертс, но ещё то, что все эти слова побуждают к действию, то есть это глаголы в повелительном наклонении. О них мы сегодня и поговорим!

На прошлом занятии мы закончили изучать особенности имён существительных, пора браться за новую часть речи – фигыль (глагол). А начнём мы с самого простого, но с самого главного – основы, так как основа является базой для образования различных категорий глагола: времени, залога, наклонения и т.д.

Два в одном!

Нам с этим сильно повезло:

Рассмотрим на примерах:

Представленные глаголы в повелительном наклонение одновременно являются и основой слова.

О чем молчат словари?

Традиционно в словарях глаголы представлены в форме исем фигыль (имя действия), показателем которого являются окончания –у/ү: кабатлау, кайту, сөйләшү, күрешү.

Для того, чтобы образовать повелительное наклонение, нужно просто убрать окончание исем фигыль:

Ой, не надо.

Отрицательная форма повелительного наклонения образуются при помощи окончаний –ма/мә. Наверняка вы помните по какому принципу мы выбираем окончания? Давайте проверим!

Тест: отрицательная форма

963BDC60 4CD5 4E16 8DCE

Сынау

Да-да, окончания мы выбираем по закону гармонии гласных. Подробнее об этом мы объясняли в этом уроке.

Это прикольно!

В татарском языке существуют фраза: Алма ал. На первый взгляд кажется, что это какой-то каламбур: не бери, бери. Но на самом деле алма (не бери) является омонимом слова «яблоко». Таким образом Алма ал – может означать «возьми (купи) яблоко». Но это не единственный вариант! (Ох уж, этот татарский).

Дело в том, что ал тоже является омонимом и означает «розовый «, поэтому фраза Алма ал может иметь перевод «Яблоко розовое».

А самое интересное то, что из омонимов «алма» можно составить целое предложение: Алма алма. (Не бери (покупай) яблоко).

А если он не один?!

Побуждать к действию мы можем и во множественном числе, добавив к основе окончания -гыз/-гез (для глаголов с согласным в конце), -ыгыз/-егез (для глаголов с гласным в конце).

Отрицательная форма для множественного числа так же добавляется после основы. Проверим?

Источник

100 самых употребляемых татарских глаголов

15033507 FFBA 4F84 ADAC

На начальном этапе изучения языка очень важно выучить наиболее употребляемые глаголы, ведь именно они обозначают действия и вокруг них строится предложение. Проект Әйдә! Online выделил 100 наиболее часто используемых глаголов татарского языка. Сохраняйте и учите в своё удовольствие!

Для удобства, мы даём глаголы в двух формах: инфинитив и исем фигыль. Подробнее об этих формах и о том, как определять основу глагола можно посмотреть в нашем видео рубрики «Грамматика за 2 минуты».

Важно!

Многие из представленных глаголов многозначные. Поэтому мы предлагаем вам лишь перевод основных смыслов. Переводы всех значений советуем проверять в словарях.

100 наиболее часто используемых глаголов в татарском языке:

Для составления списка был использован письменный корпус татарского языка. Обратите внимание, что речь идёт о наиболее используемых глаголах в письменной речи.

Понравился материал? Заходите на наш сайт, каждый день вы найдёте там что-то новое и интересное! Также подписывайтесь на наши соцсети: мы есть в Вконтакте, Telegram-е, Facebook-е и Instagram-е. ​

Проект «Әйдә! Online. Изучаем татарский» предлагает качественные и современные курсы и материалы для изучения татарского языка. Онлайн-курсы разговорного татарского, адаптированные литературные тексты, новости с подстрочным переводом, видео- и аудио-материалы, тесты и многое другое!

Если у вас есть предложения, то Вы всегда можете оставить их в нашей группе в Вконтакте или по адресу: eydetat@gmail.com

Скоро – больше! Оставайтесь с нашим проектом, сау булыгыз!​

Источник

Глагол

часть речи, обозначающая действие или состояние лица, предмета, явления как процесс и используемая в предложении преимущественно в качестве сказуемого (предиката)

Содержание

Грамматические категории глагола

В разных языках глагол имеет различные грамматические категории, из них для татарского языка наиболее типичны категории лица, числа, утверждения и отрицания, наклонения, времени, залога и степени протекания действия.

Категория наклонения выражает отношение обозначенного глаголом действия к действительности с позиции говорящего лица.

Глагол имеет спрягаемые личные (затланышлы) и неспрягаемые неличные (затланышсыз) формы. К спрягаемым относятся изъявительное (хикәя фигыль), повелительное (боерык фигыль), желательное (теләк фигыль) и условное (шарт фигыль) наклонения глагола, к неспрягаемым — причастие (сыйфат фигыль), деепричастие (хәл фигыль), имя действия (исем фигыль), инфинитив.

Категория лица выражает отношение субъекта действия, состояния или процесса к говорящему лицу.

Категория числа выражает отношение данного действия, состояния или процесса к единичному или неединичному субъекту и состоит из двух противопоставленных рядов глагольных форм со значением единственного и множественного числа.

В татарском языке лицо и число выражаются компактно и представлены двумя группами личных аффиксов (Мин барырмын — Я пойду. Без барырбыз — Мы пойдём).

Категория времени в татарском языке выражается 9 формами.

Категория способа действия является лексико-грамматической, поскольку в её выражении участвуют как грамматические (аффиксы), так и лексические (модифицирующие глаголы) средства. Она выражает характер, способ совершения (протекания) действия, состояния или процесса.

Грамматическая категория залога выражает отношение действия к субъекту. Категории вида в татарском языке нет.

Основа глагола в татарском языке совпадает с формой 2-го лица единственного числа повелительного наклонения без интонации повеления: бар (иди), кайт (вернись) и т.д. Все словообразовательные суффиксы и грамматические форманты присоединяются к основе глагола: ур+ак (серп), ашла+ма (удобрение).

Словообразование глаголов

По способу образования глаголы бывают:

1) корневые: бар — иди;

2) производные: таш+ла — бросай;

3) сложные: шак+кату — удивляться;

4) парные: ялыну-ялвару — просить, умолять;

5) составные: ял итү — отдыхать.

Семантические группы глаголов

Различают следующие семантические группы глаголов:

С точки зрения полноты выражения лексического значения глагол подразделяют на полнозначные и неполнозначные.

Полнозначными называются глаголы, обладающие самостоятельным лексическим значением, способные функционировать в качестве членов предложения (йөгерү — бежать, уку — читать).

Неполнозначными называются глаголы, не обладающие самостоятельным лексическим значением, не способные выступать самостоятельно в функции членов предложения и служащие для выражения разного типа грамматических, модальных и словообразовательных значений. К ним относят недостаточные и функционально-вспомогательные глаголы.

К первым принадлежат такие глаголы, как иде, исә, имеш, икән, бул.

Вторые представлены тремя видами:

1) модальными (эшли ала — может работать);

2) модифицирующими (укып чыгу — прочитать);

3) словообразующими (операция ясау — оперировать).

Имеется также ряд глаголов, сохраняющих своё лексическое значение, но способных выступить в функции вспомогательного глагола для выражения способа протекания действия — начала, продолжения и завершения (эшләргә кереш — начни работать, эшли тор — продолжай работать, эшләп чык — выполни работу).

Литература

Татарская грамматика. Казань, 1993. Т. 2;

Тумашева Д.Г. Татарский глагол. Казань, 1986;

Тумашева Д.Г. Хәзерге татар әдәби теле морфологиясе. Казан, 1964;

Вәлиуллина З.М., Зиннәтуллина К.З., Сәгыйтов М.А. Хәзерге татар әдәби теле морфологиясе. Казан, 1972.

Источник

Татарские глаголы в повелительном наклонении список

Татарский язык: 17 урок

%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9Альбина Саетова

lh learn

Урок семнадцатый. / Унҗиденче дәрес.

Как выражаем повеление и просьбу? / Боеруны һәм үтенечне ничек белдерәбез?

Прочитайте
Яңа сүзләрне укы. Прочитай новые слова.

Бу текстларны укыгыз. Прочитайте эти тексты.
Ул бу җөмләләрне укысын. Пусть он/ она прочитает эти предложения.
Алар бу диалогларны укысыннар. Пусть они прочитают эти диалоги.
Тәрәзәне ачыгыз (ябыгыз). Откройте (закройте) окно.
Ишекне ачыгыз (ябыгыз). Откройте (закройте) дверь.
Бәхетле булыгыз! Будьте счастливы!
Ашыгыз тәмле булсын! Приятного аппетита!

Истә калдырыгыз! Запомните!

Утвердительная форма повелительного наклонения

2016 11 22 19 44 25

Отрицательная форма глагола повелительного наклонения

2016 11 22 19 45 04

Прочитайте и поймите логику образования повелительного наклонения

Студентлар, бу сүзләрне кабатлагыз! Бу җөмләләрне тыңлагыз һәм әйтегез. Ул татарча текстларны укысын. Алар укытучыны тыңласыннар. Дәрестә татарча сөйләшегез. Гүзәл, тәрәзәне ач(-)! Гүзәл, ишекне яп(-)! Укучылар, дәфтәрләрегезне ачыгыз, числоны языгыз. Дустым, бәхетле бул(-)!
Истә калдырыгыз! Запомните!

бел – белегез
бар – барыгыз
тыңла – тыңлагыз
аңла- аңлагыз
кара- карагыз
сора – сорагыз
кабатла- кабатлагыз
укы – укыгыз
сөйләш – сөйләшегез
әйт – әйтегез
сөйлә – сөйләгез
эшлә-эшләгез
ал – алыгыз
бир- бирегез
кер- керегез
чык – чыгыгыз
ач –ачыгыз
яп – ябыгыз
знай- знайте
иди- идите
слушай- слушайте
пойми- поймите
смотри- смотрите
спроси- спросите
повтори- повторите
читай- читайте
разговаривай- разговаривайте
скажи- скажите
говори- говорите
работай- работайте
возьми- возьмите
дай- дайте
войди- войдите
выйди- выйдите
открой- откройте
закрой- закройте

Используйте глаголы в повелительной форме
Татарча (исәнләшергә- здороваться). Татарча бер җөмлә (әйтергә- сказать). Татарча бер сорау (бирергә-дать/ задать). Татарча шигырь (сөйләргә- говорить/ рассказывать). Укытучының соравына җавап (бирергә- дать). Ишекне (ачарга- открыть). Китапны (ябарга- закрыть). Укытучыга рәхмәт (әйтергә-сказать). Татарча (саубуллашырга- прощаться).

Проверьте себя

исәнләш/ исәнләшегез, әйт/ әйтегез, бир/ бирегез, сөйлә/ сөйләгез, бир/ бирегез, ач/ ачыгыз, яп/ ябыгыз, әйт/ әйтегез, саубуллаш/ саубуллашыгыз.

Прочитайте и поймите логику образования повелительного наклонения

Балалар, дәрестә сөйләшмәгез. Ул бу китапны алмасын. Алар стадионга бармасыннар. Егетләр, тәрәзәне ачмагыз. Галия, ишекне япма(-), бик җылы. Бүген бик салкын, кызым, урамга чыкма(-).
Используйте глаголы в повелительном наклонении в отрицательной форме
Асия, җөмләне (кабатларга- повторять). Укучылар, бу кешене (тыңларга-слушать). Әни, китапны (бирергә-давать). Балалар, әкиятне (укырга- читать). Динә, анда (барырга- идти). Ринат, ишекне (ачарга- открывать). Гөлия, китабыңны (ябарга- закрывать). Булат, татарча (сөләшергә- разговаривать). Азат, бу мультфильмны (карарга- смотреть)

Проверьте себя

Кабатлама, тыңламагыз, бирмә, укымагыз, барма, ачма, япма, сөйләшмә, карама.

Повелительное наклонение глагола – что это такое и чем оно отличается от других наклонений

Когда реального действия нет, но кто-то хочет, чтобы оно было.

povelitelnoe naklonenie glagola

Повелительное наклонение – это когда в реальности никакого действия нет, но кто-то приказывает, просит или советует его сделать. Примеры глаголов в этом наклонении: «Сядь и читай!», «Помогите, пожалуйста», «Обратите внимание», «Шел бы ты домой», «Скажи-ка, дядя, ведь недаром».

Иногда «повеление» может заключаться в том, чтобы действие не совершалось: «Не подходи [убьет]», «Не сигналить!» (надпись на воротах автомойки), «Не чихать, не дымить, капот не разевать» (из мультика «Тачки»).

Как образуется повелительное наклонение

Есть простая и сложная форма. Разберем сначала простую.

Она чаще всего образуется с помощью суффикса «-и-»: пиши, молчи, крути. Суффикс «-и-» нужен в трех случаях:

Иногда этот суффикс не нужен: встань, сядь, пой, вой [на луну]. Это происходит в двух случаях:

Чтобы обратиться к группе людей, используется «-те». Это постфикс. Примеры с его использованием:

Сложная форма – это когда к глаголу добавляется еще одно слово. А именно – частица: давай, пусть, пускай, да.

Эти частицы называются «формообразующими», потому что они образуют «форму» повелительного наклонения.

Два важных момента.

Глагол может быть в изъявительном или сослагательном наклонении, но иметь значение повелительного. Например: «Молчал бы ты» – частица «бы» используется для образования сослагательного наклонения, но здесь очевидно повелительное «молчи». Другой пример – бабка гонит коз и говорит одной: «Пошла, Марька, пошла!». «Пошла» – глагол в изъявительном наклонении в значении повелительного.

Как правильно говорить

Надо говорить «глагол В …-ном наклонении». Потому что наклонение – это непостоянный признак. Если скажете «глагол повелительНОГО наклонения» – это будет ошибкой.

Выражать строгий приказ приказ может инфинитив: «Встать», «Сидеть», «Лежать».

Чего нет у глаголов в повелительном наклонении и что у них есть

У них нет времени. Потому что никакого действия на самом деле нет. Мама говорит ребенку: «Спи, моя радость, усни» – понятное дело, что ребенок не спит. И не факт еще, что уснет.

Но есть лицо и число. Лицо чаще всего второе, а число – либо единственное, либо множественное. Чтобы это доказать, подставим местоимения «ты», «вы». Например: «[Ты] позвони мне, когда приедешь», «[Вы] позвоните мне, когда приедете».

Как и у всех остальных глаголов, у этих есть спряжение, вид и переходность. Спряжение – либо первое, либо второе, в зависимости от гласного в окончании. Вид – совершенный (что сделай? – напиши письмо) или несовершенный (что делай? – пиши письмо).

Глагол переходный, если у него есть зависимое слово в винительном падеже без предлога. То есть слово отвечает на вопросы кого/что: читай (что?) книгу, ищи (кого?) курицу.

У этих глаголов может быть род, например: «Шел бы ты домой» – «Шла бы ты домой» – «Шло бы ты домой».

Их синтаксическая роль

Если есть глагол в простой форме повелительного наклонения, то подлежащего в предложении нет, есть только обращение: «Беги, дорогая, беги» – тут два однородных сказуемых «беги» и обращение «дорогая».

Если форма сложная, то подлежащее может быть: «Пусть задуют ветры» – есть подлежащее «ветры» и сказуемое «пусть задуют».

Формообразующие частицы – это служебные слова, поэтому выделяйте их вместе с тем словом, к которому они относятся. Если они относятся к сказуемому (задуют) – подчеркивайте как сказуемое. Подробнее об этом я написал в статье про служебные части речи.

Не допускайте орфографических и речевых ошибок

Если у вас повелительное наклонение образовалось бессуффиксным способом, то есть глагол оканчивается на согласный, у него на конце должен быть мягкий знак: «плачь», «сядь», «спрячь».

Мягкий знак сохраняется всегда. Даже когда вы добавляете постфиксы: «сядьте», «спрячься», «плачьте».

Мягкого знака нет, если глагол оканчивается на «-й»: вой, укрой.

Вид глагола в повелительном наклонении должен быть таким же, как вид «исходного» глагола. Поэтому:

Нельзя от глагола «надеть» (что Сделать) образовать «надевай» (что делай). Это грубая ошибка.

Нельзя говорить «ехай» или «едь», «доедь». У глагола «ехать» повелительного наклонения вообще нет.

Ну и самое главное – «положи» или «клади». Никаких «ложи», «ложь», «положь».

Был у нас в вузе преподаватель (не лингвист), он говорил: «Ложьте сюда». Вот это вообще печалька.

Источник

Урок татарского языка «Спрягаемые глаголы (повелительное наклонение)»

Цель данного урока:

Тема: Затланышлы фигыльләр (боерык фигыль).

Максат:

Җиһазлау:

Исәнләшү.
Дәреснең темасы һәм максаты белән таныштыру.
Дәрес планын әйтеп китү. 2нче СЛАЙД, 3нче СЛАЙД.

Актуальләштерү

1. Җөмләләрне тутырып әйтегез. 4нче СЛАЙД

Фигыль_____________________ белдерә.
________________________ кебек сорауларга
җавап бирә.
Фигыль_______________________ төрләнә.

2. Фигыль төркемчәләрен әйтеп китегез. 5нче СЛАЙД.

Хикәя фигыль укыйм, көлә, белде
Боерык фигыль эшләгез, юсын
Шарт фигыль килсә, ачса
Сыйфат фигыль укучы бала, киләсе ел
Хәл фигыль укыгач, көлә-көлә
Исем фигыль тыңлау, керү
Инфинитив уйнарга, эзләргә

3. Өй эшен тикшерү. Фигыльләрнең төркемчәләрен күрсәтегез. 6нчы СЛАЙД.

4. Дәфтәрләрегезне ачыгыз, число һәм теманы языгыз.

Бирелгән фигыльләрне ике төркемгә аерып языгыз (затланышлы, затланышсыз). 7нче СЛАЙД.
Сөртте, юсын, ышанган, эзләгәч, төзи торган, көлә-көлә, кычкырырга, язу, килсәм, эшлисе (эш), җыйганчы, уйлагыз, йөзү, тыңласам, сатар.

5. Язган эшне тикшерү. 8нче СЛАЙД.

сөртте
юсын
ышанган
килсәм
уйлагыз тыңласам
сатар

эзләгәч
көлә-көлә
төзи торган кычкырырга
язу
эшлисе( эш)
йөзү

Яңа тема

1. Бөек татар шагыйрьләренең шигырьләреннән өзекләр укыгыз һәм астына сызылган фигыльләрнең нәрсә аңлатуын әйтегез. 9нчы СЛАЙД, 10нчы СЛАЙД.

1) Син әле үс, укы күп
Шунда аңларсың барын.

2) И сабыйлар! Эшләгез сез,
Иң мөкатдәс нәрсә – эш.

3) Әйт әле, күбәләк,
Сөйләшик бергәләп.

4) – Әйдәле, Акбай, өйрән син,
Арт аягың берлә тор;
Аума, аума, туп-туры тор,
Төз утыр, яхшы утыр!

Барыгыз болынга, балалар!
Йөгерегез, уйнагыз, көлегез!
Елмайсын күреп шат аналар,
Юансын боеккан күңелегез.

2. Билгеләмә чыгару. 1нче СЛАЙД.

Боерык фигыль эш кушуны,боеруны белдерә, зат-сан белән төрләнә,барлыкта яки юклыкта килә. Төрле мәгънә төсмерләре белдерә.

1) Катгый боеру, таләп итү, эштән тыю.
Күп сөйләшмә, тыныч утыр.

2) Киңәш итү.
И сабыйлар! Эшләгез сез.

3) Теләк, өндәү.
– Әйдәле, Акбай, өйрән син,
Арт аягың берлә тор.

4) Үтенү, ялвару.
Әйт әле, күбәләк, сөйләшик бергәләп.

Физминутка

Күзләр өчен физминутка. 12нче СЛАЙД.

Ныгыту

1. Бирелгән мәкальләргә кирәкле сүзләрне языгыз. 13нче СЛАЙД.

Аз сөйлә, күп _______.
Бүгенге эшне иртәгә _________
Карама кешенең сүзенә, ______ эшенә.
Сүздә мактанма, эштә ________.
Кунак булсаң, тыйнак ____.
Уйна да көл, әмма сабагыңны да ___.
Хезмәт ит тә – мактан, уйнап көл дә ________.
Арбаны кыштан, чананы җәйдән ________.
Җиде кат үлчә, бер кат _____.
(калдырма, кис, бул, мактан, әзерлә, эшлә, кара, бел, шатлан)

2. Җавапларыгызны тикшерегез. 14нче СЛАЙД.

Аз сөйлә, күп эшлә.
Бүгенге эшне иртәгә калдырма.
Карама кешенең сүзенә, кара эшенә.
Сүздә мактанма, эштә мактан.
Кунак булсаң, тыйнак бул.
Уйна да көл, әмма сабагыңны да бел.
Хезмәт ит тә – мактан, уйнап көл дә –шатлан.
Арбаны кыштан, чананы җәйдән әзерлә.
Җиде кат үлчә, бер кат кис.

3. Бирелгән рәсемнәргә карап боерык фигыльләр уйлап әйтегез. 15нче СЛАЙД.

Мәсәлән: пешер, утыр, бар, уйла, йокла, йөгер, сикер, эшлә, көл, шатлан, кара, күзәт, җырла, бие, ела, чәй эч, ял ит …

4. Тиздән әниләр бәйрәме. Әниләргә матур теләкләр әйтегез. 16нчы СЛАЙД.

Матур булыйк барыбыз да,
Матурлыйк без дөньяны.
Матур җырлар яңгырасын
Сөендерик аналарны.

5. Әниләрегез сезгә нинди киңәшләр бирәләр? 17нче СЛАЙД.

Йомгаклау

1. Без бүген дәрестә нәрсә турында сөйләштек?
2. Билгеләр кую. 18нче СЛАЙД.
3. Өй эше: 1. 58 нче биттә кагыйдәне өйрәнергә.
95 нче күнегү.
4. Сайлап алыгыз: “Әнием киңәшләрен” яки әнигә котлау открыткасы язарга.

Источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями: