три тополя на плющихе значение выражения

Почему фильм назвали ТРИ ТОПОЛЯ НА ПЛЮЩИХЕ?

Изначально фильм должен был называться, как и рассказ, «Три тополя на Шаболовке». Однако в конце 60-х слово Шаболовка уже прочно ассоциировалось с телевидением, и это могло помешать восприятию фильма зрителем. Ведь в картине про телевидение — ни слова. Вот как описывает «переименование» сам Александр Борщаговский:

Фильм действительно снимался недалеко от Плющихи, в доме № 5 на Ростовской набережной в настоящей квартире, хозяева которой уступили её съёмочной группе, съехав на дачу. Герой Олега Ефремова ожидает Нюру в 6-м Ростовском переулке, этот переулок выходит на Плющиху. В 6-м Ростовском переулке специально для фильма была выстроена декорация кафе «Три тополя». Высадив дедушку Садыка на Большой Пироговской, д. 51, а эта улица недалеко от Плющихи, Олег Ефремов везет Татьяну Доронину довольно длинным маршрутом, по дороге купив билеты в кинотеатре «Горизонт». Сцены в вагоне — в специально заказанных вагонах на тепловозной тяге. Железнодорожная станция, с которой героиня уезжает в Москву, снималась на станции города Зарайска, закрытой незадолго до съемок для пассажирского сообщения. Деревенские сцены — д. Смедово.

В момент съёмки эпизода, в котором Нюра переодевается, выяснилось, что Доронина забыла бюстгальтер, что привело к скандальному эпизоду с режиссёром Татьяной Лиозновой: «пусть будет видно на весь белый свет, какая она, захотела — и получит, я от этого ничего не потеряю». В итоге Доронина снялась без бюстгальтера. [1]

Машина «Волга» ГАЗ-21, на которой в фильме ездили по Москве Т. Доронина и О. Ефремов, принадлежала киностудии «Мосфильм». Этот же автомобиль под другими госномерами снимался в фильмах «Берегись автомобиля» Эльдара Рязанова, «Бриллиантовая рука» Леонида Гайдая и «Яды, или Всемирная история отравлений» Карена Шахназарова. Сейчас эту машину можно увидеть в музее киноконцерна «Мосфильм».

«Потому что Дом героини был на улице Плющиха, напротив росли три тополя.
Так и запомнил «адрес» таксист. «

«Потому что Нюра приехала в Москву к золовке, живущей на Плющихе около кафе «Три тополя».»

Источник

Не своя судьба. «Три тополя на Плющихе» (1968)

281838 900

И что, спросите вы, сильно помогает Нюре ее плащик? Нне очень. Но

Нюра живет сразу в двух системах координат. И поэтому оценивать ее «счастливость» надо с разных точек зрения. Для большинства ее односельчан Нюрка женщина «сытая», благополучная: удачный брак, муж Гриша не пьет и даже не бьет ее (не любит что ли?), дети, дом — полная чаша. В счастье она просто купается, по словам невестки, которой жизнь не улыбалась вовсе («только-только синяки сошли» от тяжелых кулаков мужа, угодившего в тюрьму, боюсь, за что-то похуже, чем жестокое обращение с кошками и женщинами). Соседи тоже откровенно завидуют Нюрке, были бы подруги, и они бы добавили ядовитых комплиментов. Гриша хваткий: он работает (бакенщиком), держит хозяйство, продает излишки сельскохозяйственного производства на рынке, и, если верить осторожному предупреждению дяди Егора (дальний родственник?), еще и браконьерствует. Ну кому же не браконьерствовать, как не егерю, которого поставили наблюдать, чтобы «не шалили на реке». Это внешняя сторона.

А каково будет одеть Нюркины туфли и постоять в них? Муж, любимый, обожаемый (и есть за что!) груб, холоден и жаден. Даже пастух, случайно зацепившийся с Нюркой языками, роняет замечание о том, что жадность для мужа — это грех, простить который трудно, даже тому, кто «рассвет увидел». Кроме того, Гриша в полной мере выполняет для нее роль судьи в последней инстанции, не только инструктируя ее по мелочи, но и водружая вокруг нее стены своих «принципов» и предрассудков, диктуя ей мнения, которых она обязана придерживаться. Идеальность жены, в соответствии с его же правилами, он принимает как должное, чуть ли не с презрением. Безвыходная ситуация: либо жена строптивая, либо дура.

Дети, явно принимают сторону отца, во всяком случае, дочь говорит его словами и реагирует на мать в его манере, наступая на горло ее песне в буквальном смысле слова. Жена дяди Егора, Федосья, беспричинно ревнует ее к своему мужу, который единственный, кажется, понимает Нюрку, да и просто выслушивает ее. Дядя Егор «старый и однорукий», Нюрка не воспринимает всерьез предположения, что она просто ему нравится. Но дело именно так и обстоит. А Федосья исходит желчью. Все, что говорит на это Нюра с мягкой досадой: Вот не любит она нас!

Но не вздумайте утешать Нюру. Она счастлива, по-дурацки счастлива тем, что нужна своему мужу, детям, тем, что когда-то же муж любил ее без памяти и выделил ее одну среди множества красивых подружек. И не теряет надежды, что его любовь вернется. Верит вопреки его небрежению и отстраненности. Нюра просто честно исполняет долг: проживает ту жизнь, что ей дана.

Есть у Нюры и тайная жизнь. Ее сны и грезы наяву. В них она безоблачно счастлива, да у нее, кажется, даже прическа другая. А муж жарко целует ее, крепко обнимает и говорит с гордостью. об обладании самой красивой женщиной. В ее снах появляются и свекры, которых она, скорее всего, и не видела никогда. Поэтому они всегда предстают в той же позе, что и на фотографии, что висит на стене комнаты. Что же они олицетворяют? Семейные устои ее мужа?

Помимо продажи ветчины на рынке в Москве в качестве побочного командировочного задания Нюра получает приказ приструнить невестку, сестру Гриши, которая надумала развестись с мужем (тот, что в тюрьме), и к тому же завела отношения с другим мужчиной и даже «не таится». Слушая отвратительные нотации Гриши мы воображаем себе чуть ли не падшую женщину, гуляющую направо и налево. Вердикт брата строже того, что получил Нинкин муж: развод не разрешаю, всех хахалей отбрить, потому что «она уж свое отжила».

И вот эта воплощенная деревенская простота появляется в Москве, не в первый раз, но после значительного перерыва. И привлекает внимание таксиста, который только что потратил много душевных сил и две копейки, чтобы по телефону убедить узбекского собеседника, что ему надлежит встретить дедушку, который не решился предупредить о приезде свою осевшую в Москве родню. За показной суровостью таксиста прячется неудержимое желание помогать людям. Не верите? А вон, смотрите, на заднем сиденье такси едет дедушка Садык, который в противном случае так и скитался бы неприкаянно по Москве.

Нюру разбирает желание поговорить, есть в ней и мягкий юмор и озорство, но, наученная горьким опытом, она сдерживает себя, пока мягкое обращение Саши не растапливает лед ее недоверия. Вот она уже смеется шутке, шутит сама, рассказывает о себе. А Саша целиком подпал под ее обаяние, их поездка до Плющихи затягивается до бесконечности. Они оба ведут себя так, как два друга, встретившиеся после долгой разлуки. И вдруг происходит нечто, мощным электрическим разрядом пробивающее последнюю преграду, отделяющую их души от совершенного родства. Песня, которую тщетно ищет на радио Саша, и которую Нюра не узнает по названию, вдруг звучит в кабине такси. Нюра поет ее в своей собственной манере, с отступлениями и объяснениями, с придыханием и оханьем. Таксист застывает, шокированный совпадением.

Невинное предложение Саши посмотреть вечером кино встречает невинное же согласие Нюры. А почему нет? Она же в «плаще»? Ее неиспорченность и верность мужу служит ей самой надежной защитой.

И вот она в доме невестки. Неожиданная отповедь Нинки, которая попрекает Нюру счастливой жизнью с Гришей, в то время как она не видела ничего хорошего от мужа (каким же извергом он должен быть, если Нина противопоставляет ему Гришу!), который и отцом был никудышным, вызывает у Нюры слезы. И мы опять ошибаемся, предполагая, что она плачет о себе. Нет, она жалеет Нинку. Миссия провалена, Гриша Нине не указ, и свое счастье в лице влюбленного в нее молодого человека она не упустит. Молодец, Нинка! Так держать!

Загадочная цепь событий препятствует свиданию Нюры и Саши. Упущенная возможность или отведенная беда? Нюра воспринимает неудачу философски. И все же нам обидно за нее. Не судьба этим двоим быть вместе, но почему же они обречены на такой скомканный конец их знакомства?

Жизнь прожить — не поле перейти. И если ты принял свой дар, свою судьбу, то и несешь его, как бы он ни был тяжел. Только как быть, когда она досталась тебе по ошибке? Понять это можно, только если вам на секунду приоткрылась окошко в другую реальность. Это невозможно, вы знаете это, но все же нечаянно проникаетесь уверенностью: вот то, что сделало бы меня счастливым! Почему же я. здесь?

Так и наша героиня с грустью смотрит, как уезжает на белой «Волге» не ее судьба, встретиться с которой больше не доведется. Она вернется к мужу и детям, впряжется в привычную рутину и потянет свой возок без жалоб и сомнений. И все же в душе ее заронилось зерно неуверенности в непоколебимости ее картины мира. И вместо того, чтобы ловить каждое слово мужа и с готовностью отвечать на любой вопрос, стараясь угадать «правильный» ответ, она замирает при звуках песни, как будто окно в альтернативный мир осталось приоткрытым, и в эту узкую щель просачивается тонкой струйкой нежность упущенной судьбы.

Источник

Три тополя на Плющихе

Смотреть что такое «Три тополя на Плющихе» в других словарях:

Три тополя на Плющихе — Три тополя на Плющихе … Википедия

ТРИ ТОПОЛЯ НА ПЛЮЩИХЕ — «ТРИ ТОПОЛЯ НА ПЛЮЩИХЕ», СССР, киностудия им. М. Горького, 1967, цв., 79 мин. Мелодрама. По рассказу А.Борщаговского «Три тополя» на Шаболовке». Татьяна Лиознова предпочитала в те годы камерные повествования, скромные истории, находила свой… … Энциклопедия кино

ТРИ ТОПОЛЯ НА ПЛЮЩИХЕ — 1980 1990 е гг. Гастроном, перед которым росли три тополя (ул. Блохина, 23). < По ассоциации с названием одноименного кинофильма. В настоящее время тополя срублены … Словарь Петербуржца

Три тополя на Плющихе (фильм) — Три тополя на Плющихе Жанр Мелодрама Режиссёр Татьяна Лиознова Автор сценария Александр Борщаговский … Википедия

Ефремов, Олег Николаевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Ефремов. Олег Ефремов Имя при рождении: Олег Николаевич Ефремов Дата рождения … Википедия

Лиознова, Татьяна Михайловна — Татьяна Лиознова Татьяна Михайловна Лиознова … Википедия

Татьяна Доронина — Биография Татьяны Дорониной Художественный руководитель Московского Художественного Академического театра имени М. Горького (МХАТ), народная артистка СССР Татьяна Васильевна Доронина родилась 12 сентября 1933 в Ленинграде (ныне Санкт Петербург).… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Доронина, Татьяна Васильевна — Татьяна Доронина. ДОРОНИНА Татьяна Васильевна (родилась в 1933), актриса. С 1959 в Ленинградском Большом драматическом театре, в 1966 72 и с 1983 во МХАТе имени М. Горького; с 1987 художественный руководитель сцены на Тверском бульваре (с 1989… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Пахмутова, Александра Николаевна — род. 9 ноября 1929 в Волгограде. Композитор. Нар. арт. РСФСР (1977). Окончила в 1953 Моск. конс. по кл. композиции B. Я. Шебалина, в 1956 там же аспирантуру (рук. тот же). С 1968 секретарь правления Союза композиторов СССР. Гос. премия СССР… … Большая биографическая энциклопедия

Улица Плющиха — Плющиха Москва … Википедия

Источник

«Три тополя на Плющихе». Ради кого Пахмутова написала «Нежность»

40 лет назад, 29 апреля 1968 года, на экраны вышел фильм Татьяны Лиозновой «Три тополя на Плющихе». В год выхода картины ее посмотрело 26 миллионов зрителей.

Незатейливый сюжет сложно забыть, посмотрев фильм хотя бы однажды.

Картина снята по рассказу Александра Борщаговского «Три тополя на Шаболовке», напечатанному в 1966 году. Так изначально должен был называться и фильм, но режиссер Татьяна Лиознова решила иначе. В конце 60-х слово «Шаболовка» уже прочно ассоциировалось с телевидением, и это могло ввести зрителей в заблуждение: в картине про телевидение нет ни слова.

Александр Борщаговский так описал переименование картины:

Лиознова не устраивала традиционных кинопроб, но фотопробы актеров все-таки делались. Помимо Олега Ефремова на роль таксиста планировался Николай Рыбников, а вместе с Дорониной на роль Нюры-Анны пробовались популярные артистки кино.

Лиознова считала Доронину актрисой, умеющей «точно выразить любое внутреннее состояние своей героини». В любовном дуэте с Олегом Ефремовым ей помог накопленный к тому времени личный опыт: бурная супружеская жизнь с Олегом Басилашвили, развод и следующий брак с Эдвардом Радзинским. Экранного мужа Гришу сыграл Вячеслав Шалевич. Сначала Шалевич думал отказаться от очередного отрицательного типажа, но Лиознова уговорила его.

106156631После съемок эпизода со «свадебной» телегой режиссер задумала сцену с песней «Опустела без тебя земля», которой не было в сценарии. Она обратилась к Александре Пахмутовой с просьбой написать музыку. Та отказалась. Упрямая Лиознова пригласила ее посмотреть уже отснятый материал. Пахмутова из вежливости пришла, а уходя заявила: «Если я и напишу музыку, то только из-за крупного плана Ефремова».

В итоге песня «Нежность» на слова Сергея Гребенникова и Николая Добронравова стала хитом. Героиня Татьяны Дорониной напевает: «Опустела без тебя земля. » В фильме песня также звучит в исполнении Майи Кристалинской.

После выхода фильма он получил массу положительных рецензий. Кроме того, эта картина стала обладателем премии Международного католического бюро по кинематографии МКФ в Мар-дель-Плата-68 и премии за лучшую женскую роль (Татьяна Доронина) Всесоюзного кинофестиваля (1970) в Минске. Кроме того, по итогам конкурса журнала «Советский экран» Татьяна Доронина стала лучшей актрисой 1968 года.

Источник

Фильм «Три тополя на плющихе»: почему Нюра не вышла к Саше?

avatar fb46870

Фильм вырос из песни. Татьяна Лиознова услышала ее однажды, и все, «песня меня захватила». Женщина поет, а как будто рассказывает про своего любимого, космонавта. Вот он мчится в этом своем корабле в холодной бездне, смотрит сверху на нашу голубую планету. Женщина волнуется, ждет. Миллионы людей вокруг, а ей кажется — пусто, нет никого. Такси спешат, листья падают, но это все не по-настоящему как будто; в ее настоящем только мужчина, который летит где-то там, так далеко, что представить невозможно, и все звезды мира дарят ему свою нежность. Майя Кристалинская исполнила «Нежность» так, что ее ставили в один ряд с «Журавлями» Бернеса и «Тремя вальсами» Клавдии Шульженко. Ее голос тоже был каким-то космосом.

Тополя на Шаболвке

Лиознова долго жила под влиянием этой песни, старалась придумать историю, в контексте которой эта песня прозвучала бы. Что-то набрасывала, записывала – все было не то. А потом прочитала рассказ Александра Борщагов­ского «Три тополя на Шаболовке»:

«— Спит она, — сказала девочка раздраженно. — Она и стоя уснет. Как клуха.
— Уходили вы свою мать, Анну Григорьевну. — Старик вздохнул. — А какая она была! Привез ее Гриша к нам на Оку, и вроде света в деревне прибавилось. А он ее, видишь, себе привез.
— А как же? — удивилась девочка.
— На работы. В каторгу».

Татьяна прочла этот рассказ и поняла: все, поиск истории завершен. Она будет снимать про то, как простоватая сельская женщина встретила интеллигентного московского таксиста. Они провели вместе всего два часа, и Нюра вернулась к своему подловатому грубому мужу, в хорошую сытую семейную жизнь. Но как раньше уже не будет.

Актеры и роли

Сейчас начинаешь читать этот рассказ, и книжные диалоги звучат в голове голосами актеров с первой же страницы.

Никого больше и представить себе в этих ролях нельзя. Доронина, Шалевич и Олег Ефремов: конечно, никто другой не мог сыграть таксиста Сашу! Татьяна Лиознова не устраивала кастинга, только фотопробы, но актеры, которых она пригласила в фильм, сомневались и артачились. Шалевичу страшно не нравился Гриша, и его можно понять. Актер говорил, что он и так достаточно сыграл отрицательных ролей, с него хватит. Татьяна говорила, что видела все его роли: «Поверь, что такой у тебя не было». И Шалевич согласился.

Доронина играть Нюру не хотела вообще. Ну, как не хотела. Ей не нравились кинематографические колхозницы: с накрашенными губами, ресницами, подведенными глазами. И без этого нельзя: как говорила актриса в одном интервью, такая она, особая страна с названием «Русская женщина». И тут ей показали фотографии, результаты фотопроб. На них она была настоящей, обаятельной, прекрасной. С фотографий смотрело лицо без макияжа – живая, веселая и нежная Нюра.

Авоська, полная коробков

«Три тополя на Плющихе» снимали целый год. Татьяна придавала значение каждой детали, мелочей не было. Шалевич потом вспоминал, что если в сценарии было написано «на стене висит авоська, полная спичечных коробков», то съемки не начинались, пока на стене не появлялась эта треклятая авоська со спичками.

Между дублями Лиознова все время слушала «Нежность», она знала, что песня должна быть в фильме, но придумать, где, долго не могла. Песня была еще одной главной героиней фильма, уже даже трудно было не напевать постоянно: «Опустела без тебя-я-я земля», и все напевали. Лиознова попросила Пахмутову написать всю музыку к фильму.

Сейчас это странно, но и песня «Нежность» в первые годы своей жизни не была никаким шлягером. Пожалуй, Лиознова первая смогла почувствовать ее, понять. А когда Майя Кристалинская впервые исполнила «Нежность» в Колонном зале Дома союзов, повисла ледяная тишина. Певица уходила со сцены под стук своих каблуков. На авторов обрушились критики: зачем вы написали про какого-то французского летчика? Что еще за Экзюпери? Написали бы про Чкалова тогда уж. Безумно популярной «Нежность» стала только после «Трех тополей на Плющихе», а потом, когда погиб Гагарин, люди стали считать ее реквиемом по первому космонавту и полюбили еще сильнее. Но до этого оставалось еще несколько лет, а пока что Лиознова уговорила Пахмутову посмотреть отснятый материал. Пахмутова пришла из вежливости, увидела крупные планы Олега Ефремова и сказала, что да, напишет.

Источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями: